<< Пред.           стр. 16 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 содержавшихся в "Письмах о танцев Ж. Ж. Новера, упрекавших Академию в
 консерватизме, в 1780 А. т. прекратила своё существование.
 Восстановленная в 1856 как частная организация (под названием
 Императорская), вскоре закрылась. Л'. M'.
  АКБАРОВ, Икрам (р. 1.III. 1921) - узбекский советский композитор.
 Окончил Ташкентскую (1945) и Ленинградскую (1950) консерватории,
 аспирантуру Ленпнгр. консерватории (1953). С 1954 А.- преподаватель
 Ташкентской консерватории. Автор балета "Мечта" (Т-р оперы и балета им.
 Навои, 1951), муз. комедии "Очарован тобой" (совм. с М. Бурхановым и М.
 Левиевым, Ташкент, 1958), симф., вокальных, камерно-инструментальных
 соч., музыки к спектаклям, в т. ч. к пьесе К. Яшена "Путеводная звезда"
 (1957, Т-р им. Хамзы), фильмам и др.
  АКЙЛОВ, Исахар (р. 14.VII. 1914) - узбекский советский балетмейстер.
 Засл. арт. Узб. ССР (1942). С 1929 - актёр и танцовщик узб. муз.-драм.
 т-ра в Самарканде. С 1937 - балетмейстер узб. филармонии. Создал
 хореографич. композиции, отражающие жизнь советских людей: бухарский
 хороводный танец, массовый женский танец "Привет девушкам", сюиты "Эпоха
 свободы", "Праздник труда" и др. Л. А.
  АКИМОВ, Виктор Акимович [р. 16(29).!. 1902] - русский советский
 актёр. Нар. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1950. Сценич. деятельность
 начал в 1920 в Центр, показательном красноармейском рабочем т-ре. В
 1921-24 занимался в молодёжной студии при Харьковском т-ре. Одновременно
 был актёром этого т-ра. В последующие годы играл в т-рах Орехово-Зуева,
 Днепропетровска, Краснодара, в 1933-44 - в Т-ре рус. драмы в Баку. Роли:
 Костя-Капитан ("Аристократы" Погодина), Швандя ("Любовь Яровая"),
 Сафонов ("Русские люди"), Протасов ("Живой труп"), Егор Булычев; Кутузов
 ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва) и др. С 1944 А. - в труппе
 Сталинградского т-ра. Роли: Стессель ("Порт Артур" Степанова и Попова),
 Берсенев ("Разлом"), Климов ("Совесть" Чепурнна, Ст. пр. 1951), Часовщик
 ("Кремлёвские куранты"), Макферсон ("Русский вопрос"), Бубнов и Яков
 Ма-якин ("На дне" и "Фома Гордеев"), Городничий; Че-бутыкин ("Три
 сестры"), Боков ("Большие хлопоты" Ленча) и др. Образы, созданные А.,
 отличаются чёткостью внешнего рисунка, органичностью, жизненной
 достоверностью.
  АКИМОВ, Михаил Филиппович [р. 2(14). VII. 1895]- чувашский советский
 писатель, драматург, театральный деятель. Автор первой чувашской пьесы
 "Безвременная смерть" (1918, Чувашский передвижной театр),
 рассказывающей о тяжёлой жизни чувашских крестьян до Октябрьской
 революции, а также пьесы "Илюк" (изд. 1920, не пост.) о чуваш.женщине. В
 1918-20 принимал участие в работе Чувашского т-ра (Чебоксары).
  Лит.: Уяр Ф., Хрестоматия чувашской советской литературы, Чебоксары,
 1948; С и р о т к и н М., Очерк истории чувашской советской литературы,
 Чебоксары, 1956. ф. р.
  АКИМОВ, Николай Павлович [р. 3(16).IV. 1901] - русский советский
 режиссёр и художник. Нар. арт. СССР (1960). Род. в Харькове в семье
 ж.-д. служащего. В
  1915-19 учился в художеств. мастерской под рук. М. В. Добужинского,
 А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева в Петрограде. Как театр. художник впервые
 выступил в 1922 в Харьковском детском т-ре. С 1923 - в Ленинграде.
 Работал в т-рах "малых форм" ("Балаганчик", "Вольная комедия", Ленингр.
 т-р Сатиры), затем в Ленингр. академия, т-ре драмы, Большом дрям. т-ре и
 др. Творчество А.-художника характеризуется острым чувством
 современности, разнообразием приёмов, поисками новых выразит, средств,
 законченностью и точностью формы, графичностыо. А. оформил спектакли:
 "Конец Криворыльска" Ромашова (1926), "Бронепоезд 14-69" (1927), "Страх"
 (1931) - в Ленингр. академич. т-ре драмы; "Человек с портфелем" Файко
 (1928) - в Моск. т-ре Революции; "Разлом" (1927);
  "Заговор чувств" Олеши (1929), "Коварство и любовь" (1930) - в Т-ре
 им. Вахтангова; "Любовь Яровая" (1936); "Школа злословия" Шеридана
 (1940), "Офицер флота" Крона (1945) - в МХАТе. С 1929 А. работает как
 режиссёр, одновременно оформляя свои спектакли; 1-я самостоят, работа
 А.-"Гамлет" (Т-р им. Вахтангова, 1932. носила формалистич. характер. В
 1935-49 А.- художеств. руководитель Ленингр. т-ра Комедии. Здесь А.
 поставил и оформил спектакли:
  "Собака на сене", "Валенсианская вдовам Лоне де Вега (1939),
 "Двенадцатая ночь" (1938); "Тень" Шварца (1940), "Остров мира" Петрова
 (1947) и мн. др. Жизнерадостность, тонкое остроумие, богатство фантазии,
 острота характеристик, блестящее оформление спектаклей, пост. А.,
 выдвинули этот т-р в число ведущих т-ров страны. С 1951 А. был гл.
 режиссёром Ленингр. т-ра им. Ленсовета. Острой сатиричностью, обличит.
 силой отличались поставленные им спектакли "Тени" Салтыкова-Щедрина
 (1953) и "Дело" Сухово-Кобылина (1955). С 1955 А.- снова гл. режиссёр
 Ленингр. т-ра Комедии; поставил и оформил спектакли:
  "Обыкновенное чудо" Шварца (1956), "Деревья умирают стоя" Касоны
 (1957), "Трёхминутный разговор" Левидовой (1959), "Рассказ одной
 девушки..." Тверского (1959), "Пёстрые рассказы" по Чехову(1960) и др.
 Активно работая над созданием оригинального репертуара, А. борется за
 утверждение на сцене сов. комедии. А. выступает также как художник кино
 (фильмы "Кащей бессмертный", "Золушка"). Ему принадлежит большое
 количество оригинальных афиш к своим спектаклям, произв. станковой
 живописи и графики, в т. ч. портреты деятелей иск-в (Н. К. Черкасова, Б.
 М. Тенина, Н. П. Охлопкова). А.- автор ряда статей по вопросам театр.
 иск-ва. С 1955 преподаёт в Ленинградском театр. институте (руководит
 художественно-постановочным ф-том); с 1960 - профессор.
  Соч.: Художник в театре, "Жизнь искусства", 1928, ј 10; Художник в
 театре, "Театр и драматургия", 1935, J\" 7;
  Акимов Н. П., Содоклад о театрально-декорационном искусстве (1-й
 Всесоюзный съезд советских художников), М., 1907 Трудности и перспективы
 жанра, "Октябрь", 1958, ј 6; Театр в настоящем и будущем, "Театр", 1960,
 ј 3.
  Лит.: Акимов. Текст А. Бартошевича, ред. К. Н. Державина, Л., 1933;
 Бартошевич А., Н. Акимов - художник, Л., 1947; Право на гнев. "Дело"
 Сухово-Ко-былина в Ленинградском театре имени Ленсовета, в кн.:
 Спектакли этих лет. 1953-1956 гг. Сборник статей, М., 1957, стр. 33-105;
 Ремез О., На пороге дня завтрашнего, "Театральная "кизнь", 1959, ј 16,
 стр.18-19.
  АКИМОВА, Софья Владимировна [р. 15(27).III. 1887l - русская советская
 артистка оперы (сопрано), педагог. Заслуженная артистка Узбекской ССР
 (1944). Член КПСС с 1945. Жена певца И. В. Ершова. В 1909 окончила
 Лейпцигскую консерваторию по классу фп. К. Вендлинга. Пению обучалась в
 Петербурге у М. А. Славиной, брала также уроки у С. М. Мирович. Впервые
 выступила на оперной сцене в Петербурге в 1913. В 1913-29 - солистка
 Мариинского театра (ныне Ленинградский театр оперы и балета имени
 Кирова). Партии: Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Феврония ("Сказание о
 невидимом граде Китеже и деве Февронии" Рим-ского-Корсакова), Тамара
 ("Демон"), Эльза, Елизавета, Зиглинда, Брунгильда ("Лоэн-грин",
 "Тангейзер", "Валькирия", "Гибель богов" Вагнера) и др. Выступала в
 концертах. С, 19f9 А. работает в Ленинградской консерватории (с 1939 -
 профессор). Среди учеников А.- Т. Н. Лаврова, В. Н. Кудрявцева, М. А.
 До-венман и др. Н. Каз.
  АКИМОВА (Р е б p и с т о в а), Софья Павловна [сент. 1824-4(16).VII.
 1889] - русская актриса. Брала уроки у актрисы А. Т. Сабуровой. В 1846
 дебютировала на сцене моек. Малого т-ра; играла здесь до конца жизни. А.
 была блестящей исполнительницей ролей комич. старух. Первой исполнила
 мн. роли в пьесах А. Н. Островского: Арина ("Бедность не порок"),
 Аграфена Кондратьевна ("Свои люди - сочтёмся"), Кукушкина ("Доходное
 место"), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), Матрёна
 ("Горячее сердце"), Феклуша ("Гроза") и др. Среди лучших работ А. также:
 Сваха ("Женитьба"), Про-стакова ("Недоросль"), роли в водевилях и
 фарсах. Талантливая бытовая актриса, А. прекрасно владела мастерством
 речевой характеристики.
  Лит.: "БИТ", fn.], 1914, вып. VII; "Москва", 1868, ј 47 (ст. И.
 Аксакова "Двадцать два года службы С. П. Акимовой при московских
 театрах"). Н. ф.
  АКИТА, Удзяку (наст. имя-Токудзо) (р. 2. II. 1883) - японский
 писатель, драматург. В 1907 окончил .англ. отделение ун-та Васэда
 (Токио). В 1908 начал лит. деятельность. В 1913 был связан с
 прогрессивным театром "Гэйдзюцу-дза", с этого времени работал в, области
 нового театра ("сйнгэки") и драматургии. В 20-е гг. примкнул к деятелям
 пролетарского иск-ва. Был одним из основателей (1923) прогрессивного",
 т-ра "Сэнку-дза", где пост. его пьеса "Граната" (1923). В 1927 приезжал
 в Советский Союз. Написал пьесы: "Погребённая весна" (1913), "Три души"
 (1918), "Ночь на границе" (1921) и др., вошедшие в одноим. сборники. Не
 прекращал своей деятельности ив годы реакции (1934-45). После 2-й
 мировой воины А. возглавил Ин-т сценич. иск-ва в Токио. А. Г.
  AKKEPMAH (Ackermann) - семья немецких актёров. Конрад Эрнст А. (1.
 II. 1710, Шверин,- 13. II. 1771, Гамбург) - актёр и антрепренёр. В
 молодости (1735-39) был солдатом, служил в русской армии у фельдмаршала
 Миниха. В конце 30-х годов А. увлёкся т-ром, стал играть в странствующих
 нем. труппах. В 1740 дебютировал в труппе И. Шёнемана в Люнебурге. В
 1741-46 А. с различными труппами выступал в Гамбурге, Шверине, Данцпге.
 В 1747 вместе с С. Шредер, своей будущей женой, уехал в Россию, где
 успешно выступал в Петербурге и Москве. В 1752 вернулся на родину и в
 1755 открыл в Кенигсберге т-р, выстроив спец. здание. В 1758 в связи с
 Началом Семилетней войны А. бежал на юг Германии, где продолжал играть
 со своей труппой; гастролировал тауже в Эдьзасе и Швейцарии. В 1764-
 1767 А. возглавлял труппу Г. Коха в Гамбурге, где построил и оборудовал
 новый т-р. Гамбургская антреприза - пора расцвета театр. деятельности А.
 В его труппе были лучшие нем. актёры того времени:
  К. Экгоф, М. Бёк, Ф. Л. Щрёдер; актрисы: Ф. Хен-зель, К. Шульце, С.
 Шредер. А. ставил лучшие произв. классики и совр. нем. драматургии, а
 также (для поднятия сборов) оперио-балетные спектакли и фарсы. Большие
 траты А. на декорации и костюмы привели его г-р в 1767 к финансовому
 краху. Антреприза А. перешла к драматургу Ф. Лёвену, труппа А. вместе с
 самим А., Шредером, Экгофом и дрь составила ядро Гамбургского
 национального театра. В 1768 антреприза снова перешла к А" В 1769 он
 возглавлял также и Нижнесаксоискую труппу. В последние годы жизни А.
 делил руководство Гамбургским нац. т-ром со Шредером, к-рый вёл балетную
 часть. После смерти А. его антреприза целиком перешла к Шредеру.
  А. был передовым театр. деятелем своего времени. Вместе с Экгофом, а
 позднее Шредером он утверждал на нем. сцене реалистич. иск-во и боролся
 с обветшалыми традициями классицизма. А. завоевал широкую известность и
 как блестящий актёр. Непосредственное, искреннее, глубокое иск-во А.
 отличалось ярким нац. своеобразием. Созданные им образы
 характеризовались яркими бытовыми деталями. А. играл в пьесах Мольера
 (Оргон, Гарпагон, Сганарель - "Тартюф", "Скупой", "Дон Жуан"), Лессинга
 (Вахмистр -"Минна фон Барнхельм"), Хольберга и др.
  Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
 Мокульсного, т. 2, М., 1957; L i t z m a n n B., Fr. Ludwig Schroder, Bd
 1-2, Hamb.- Lpz., 1890-94;
  K indermann H., Ackermanns Wegbereitung, в кн.: Theatergeschichte der
 Goetherzeit, W., 1948. Г, Гур.
  Доротея А. (12. II. 1752-1821) - актри ca. Дочь Конрада Эрнста А. и
 С. Шредер. Дебютировала в т-ре своего отца в роли Сары Сампсон в драме
 Г. Э. Лессинга "Мисс Сара Сампсон". Впоследствии удачно играла в
 трагедиях и комедиях. Роли:
  Офелия, Дездемона; Минна ("Минна фон Барнхельм" Лессинга). В 1778
 оставила сцену.
  Шарлотта А. (23. VIII. 1757-10. V. 1775) - актриса. Дочь Конрада
 Эрнста А. и С. Шредер. Играла преим. в Гамбурге. Проявила большое
 дарование, исполняя роли молодых девушек, субреток, а также трагедийные
 роли преим. во франц. классич. драматургии.
  АКМЕНТЫНЬ (наст. фам.- Штейнберг), Да-це [22. VII (3. VIII). 1858-16.
 III. 1936) - латышская актриса. В юности работала швеей. Как солистка
 певческого хора А. в 1886 была приглашена на роль Вани в постановке
 "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") в Рижском латыш. т-ре. В 1887 была
 зачислена в труппу этого т-ра и работала здесь до ухода со сцены в 1914.
 Большое обаяние, многогранный талант, приобретённое в упорной работе
 мастерство принесли А. славу лучшей латыш. актрисы своего времени. А.
 внесла большой вклад в развитие нац. реалистич. сценического иск-ва. С
 одинаковым успехом играла роли трагич. героинь, нежных девушек,
 комедийных субреток и резвых мальчиков. Среди лучших ролей А.: Карлен,
 Кристина ("Дни портных в Силмачах", 1902, "В огне", 1905, Блаумана),
 Мирдза ("Вайделоте" Аспазии, 1894), Спридит, Сниедзе ("Спри-дит", 1903,
 "Принцесса Гундега и король Брусубарда", 1912, Бригадер), Луиза
 ("Коварство и любовь", 1893), Настя ("На дне", 1906), Поля ("Мещане",
 1904), Нора ("Кукольный дом", 1897), Гретхен ("Фауст" Гёте, 1898), Эльга
 (о. п. Гауптмана, 1907). Творчество А. высоко ценили Я. Райнис, Р.
 Блауман и др. представители передовой латышской культуры.
  Лит.: Kundzins, Dace Akmentina, Teatris un dzive. Almanahs III, Riga,
 1959, с. 343-52. Я. Я.
  АКРОБАТ (греч. axpo?atTig, от axpo?atco) - хожу на цыпоч ках, лезу
 вверх) - цирковой и эстрадный актёр, исполняющий номера акробатики.
 Различаются А.: прыгуны, клишники, крафт А. (силовые), А. на проволоке,
 "А. в колонне" (групповые исполнители разнообразных акробатич.
 эквилибристич. трюков, демонстрируемых преим. с плеч друг друга), А. с
 подкидной доской (групповой акробатич. номер; один из прыгунов
 становится на опущенный конец доски, тогда как партнёр прыгает на
 поднятый конец, тем самым увеличивая силу подбрасывания вольтижёра,
 проделывающего с доски сальто на плечи третьего акробата).
  АКРОБАТИКА - один из видов циркового и эстрадного искусства,
 демонстрирующий мастерское владение телом и высокое развитие
 мускулатуры. А. делится на 5 видов: силовую, прыжковую на земле,
 плечевую, икарийские игры и А. на лошадях. В силовой акробатике т. н.
 верхний акробат исполняет на руках или на голове своего партнёра
 (нижнего акробата) различные стойки. Акробатич. прыжки выполняются
 партерными акробатами-прыгунами; наиболее распространены: флик-фляк
 -резкий прыжок назад на руки, потом на ноги (рис. 1), сальто-мортале -
 резкий прыжок, при к-ром тело оборачивается в воздухе вокруг своей оси
 (рис. 2), и колесо - боковой прыжок, при к-ром акробат прыгает на правую
 руку, переходит на левую и становится опять на ноги. Упражнения плечевой
 А. предполагают наличие минимально 3 человек, из которых один совершает
 прыжки сальто-мортале с плеч одного партнёра на плечи другого. В ика
 римских играх нижние акробаты лежат на спец. подушках, подняв вверх
 ноги, верхние акробаты совершают прыжки сальто-мортале с подошв одного
 партнёра на подошвы другого (рис. 3). А. родственны: балансирование
 (баланс), хождение по канату, балансирование на шаре и пр., гимнастика -
 упражнения на трапеции и др. гимнастич. снарядах.
  Акробатич. иск-во было известно уже в древности - в Египте, Греции,
 Риме и Византии. Первые акробатич. упражнения состояли из эквилибристики
 на натянутом канате, неустойчивых пирамидах, из танцев между хрупких
 ваз, прыжков над мечом и т. д.
  В средние века это иск-во развивали скоморохи, бывшие одновременно
 фокусниками, танцорами на канате. Начиная с 18 в. и в особенности в 19
 в. А. получила широкое распространение в цирках. Тогда же появилась А.
 на лошадях.
  В числе наиболее известных акробатов прошлого - рус. артисты И. и А.
 Сосины, выполнявшие т. н. двойное сальто-мортале. В советском цирке
 выдающегося акробатич. мастерства достигли; в области прыжков - М.
 Осташенко, Л. и Д. Маслюковы, И. Федосов и В. Довейко, В. Саженев, Н.
 Иванова, Ю: Хазов; в области силовой А.-бр. Мареиковы.
  Подготовка цирковых акробатов проводится в школе циркового иск-ва. А.
 является также элементом хореографич. дисциплин, используется в танце.
 А. - одна из вспомогат. дисциплин в учебной подготовке актёра.
  В 30-е гг. А. использовалась как постановочный приём в спектаклях,
 напр. в пост. С. М. Эйзенштейна в т-ре Пролеткульта ("Мудрец" по пьесе
 "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, "Мексиканец"),
 В. Э. Мейерхольда ("Великодушный рогоносец" К ром-мели нка, "Лес"
 Островского, "Мандат" Эрдмана и другие), в спектаклях ТРАМа ("Дружная
 горка").
  АКРОБАТИЧЕСКИЙ ЭГИД-цирковой номер; представляет собой композицию из
 акробатич. трюков и балетных шподдержек" Исполняется обычно мужчиной и
 женщиной. Состоит из упражнений, демонстрирующих мускульную силу и
 пластику тела. Ал. Ш.
  АКСАКОВ, Константин Сергеевич [29. Ill (10.IV). 1817-7(19). 11. I860]
 - русский писатель и публицист. Сын С. Т. Аксакова, Учился на словесном
 ф-те Моск. ун-та (1832-35). Автор неск. пьес, в к-рых отразились его
 славянофильские взгляды. Драма А. "Освобождение Москвы в 1612 году",
 проповедующая идею земского собора и отчётности правящих верхов перед
 народом, была пост. в моек. Малом т-ре в 1850, но после первого
 представления запрещена цензурой. В драм. пародии "Олег под
 Константинополем" (соч. 1830-х гг.; изд. СП Б, 1858) А. высмеивает
 псевдоисторические пьесы; в комедии "Князь Луповиц-кий, или Приезд в
 деревню" (соч. 1851) выступает против западников и идеализирует
 крестьянскую общину.
  Лит.: Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских
 писателей и ученых, т. 1, СПБ, 1889, с. 201- 318; т. 6. СПБ, 1904. с.
 235-36. у. Р.
  АКСАКОВ, Сергей Тимофеевич [20. IX (LX).* 1791-30. IV (12. V). 1859)
 - русский писатель и театр. критик. Учился в Казанском ун-те. А. был
 страстным театралом, превосходным знатоком совр. ему рус. т-ра. В
 молодости играл в любительских спектаклях. В 1827-32 работал в Моск.
 цензурном комитете. С 1825 выступал как театр. критик (в журн. "Вестник
 Европы", "Московский вестник", "Атеней", "Галатея", в газ. "Молва",
 "Московские ведомости" и др.). В своих взглядах на театр А. выражал
 позиции, близкие гоголевскому направлению в рус. лит-ре, был поборником
 сценич. реализма, иск-ва глубоких чувств и душевной правды. Высоко ценил
 творчество М. С. Щепкина и П. С. Мочалова, в к-рых видел крупнейших нац.
 актёров, выразителей демократия, направления в рус. т-ре. Личный друг Н.
 В. Гоголя, А. во многом разделял его театр. взгляды. А. является автором
 мемуарных работ "Яков Емельянович Шуше рин и современные ему театральные
 знаменито-сти" (1854), "Литературные и театральные воспоминания"
 (1856-58), а также незаконченной работы "История моего знакомства с
 Гоголем" (начата в 1854), в к-рых содержатся ценные наблюдения над
 художеств. жизнью эпохи, яркие характеристики рус. писателей и актёров.
 Перевёл "Школу мужей" Мольера (1819, Большой т-р в Петербурге).
  Соч.: Собр. соч., т. 1-4, М., 1955-56.
  Лит.: Машинский С., С. Т. Аксаков и русский театр. "Октябрь", 1959,
 .N" 5; его же, С.Т.Аксаков, М., 1959. Т. Р. АКС‚НОВ, Всеволод Николаевич
 [7 (19). III. 1898-29. III. 1960] - русский советский актёр. Мастер
 художеств. слова. Засл. арт. РСФСР (1947). Творч. деятельность начал как
 драм. актёр. В 1920- 1946 (с перерывами) играл в моек. Малом т-ре. Роли:
  Чацкий; Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского),
 Мечик ("Разгром" по Фадееву) и др. С 1935 выступал на эстраде. В его
 репертуаре - произведения русской классич. и сов. поэзии (Пушкин, Блок,
 Есенин, Маяковский, Симонов, Твардовский, Щипачёв и др.). А. был
 инициатором, постановщиком и осн. исполнителем лит.-муз. композиций
 произведений зап. классики ("Пер-Гюнт" Ибсена, "Эгмонт" Гёте,
 "Арлезианка" Доде, и др.). Иск-во А. отличалось глубоким проникновением
 в замысел произведений, лиризмом, лаконичностью и точностью выразит,

<< Пред.           стр. 16 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу