<< Пред.           стр. 162 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 проводятся открытые художеств. конкурсы по всем осн. жанрам сольного и
 ансамблевого исполнительства. Наиболее одарённые участники фестивальных
 конкурсов награждаются званием лауреата и различными призами (Кубок мира
 и демократии, Кубок ВФДМ, Кубок МСС, первая, вторая и третья премии с
 золотыми, серебряными, бронзовыми медалями и соответствующими
 дипломами).
  На 1-м (Пражском) фестивале было ок. 10 художеств. конкурсов; на 6-м
 (Московском)- 21, по жанрам: классическое пение, классич. пение народов
 Востока, нар. песня, популярная песня, хоровое пение, оркестровая
 симфонич. музыка, исполнительское мастерство на клавишных, смычковых,
 духовых, различных нац. инструментах; классич. танцы народов Востока,
 характерные, нар., совр., бальные танцы, иск-во пантомимы, цирковое,
 эстрадное иск-во. В этих конкурсах принимали участие: на 1-м фестивале -
 ок. 1300 чел., 2-м - ок. 2 000 из 21 страны, 3-м - ок. 3 000 чел. из 32
 стран, 4-м - 380 солистов и ок. 50 коллективов из 37 стран, 5-м - ок.
 400 солистов и 90 коллективов из 41 страны, 6-м - ок. 9 000 чел. из 50
 стран. На 2-м - 112 лауреатов, на 3-м - 145, на 4-м - 214, на 5-м - 244,
 на 6-м - 945.
  Лауреаты 1-6-го фестивалей:
  1) 1-й фестиваль - американский (США) театральный коллектив
 (театрализованное представление: "Народ? - Да, народ!"); англ. хоровая
 капелла под рук. А. Буша; коллектив Лондонского драм. клуба ("Андрокл и
 Лев" Шоу); брюссельская любительская труппа (фламандская пьеса 14 в.);
 хор Новой Зеландии под рук. Шотана Ована; молодёжная группа Гос.
 ансамбля народного танца СССР под рук. И. А. Моисеева; самодеятельная
 хоровая капелла Челябинского тракторного з-да под рук. С. Н. Озерова;
 словацкий театр. коллектив (спектакль "Кенский закон"); франц.
 любительская драм. труппа ("Ночи гнева" Салакру), симфонич. оркестр
 учителей и хор "Аннеси" и шахтёрская капелла из Сент-Этьенна;
 чехословацкий т-р юных пионеров ("Детский год в
 деревне"-театрализованный показ жизни чехословацкой сельской детворы в
 разные времена года). На 1-м фестивале по конкурсу на лучшую
 студенческую песню звание лауреатов получили авторы "Студенческой песни"
 композитор В. Мурадели и поэт Л. Ошанин; эта песня спец. постановлением
 была принята в качестве гимна МСС. 2) 2-й фестиваль - ансамбль баянистов
 - воспитанников ремесленных училищ Ленинграда; квартет сестёр Фёдоровых;
 молодёжная группа Краснознамённого им. А. В. Александрова ансамбля песни
 и пляски Сов. Армии; молодёжный балетный коллектив Большого т-ра Союза
 ССР; Моск. молодёжный симфонич. оркестр; танцевальная группа
 Свердловского гор. ансамбля песни и пляски трудовых резервов; ансамбль
 танца Венгерской армии; хор молодых рабочих и работниц моек. з-да им.
 Сталина; хореографич. ансамбль "Берёзка". 3)3-й фестиваль - Албанский
 ансамбль песни и танца; хор африканских негров под рук. Идисея Дафе;
 Венгерский ансамбль песни и пляски; Болгарский хор им. Димитрова;
  Вьетнамская молодёжная концертная группа; Канадский театр. коллектив
 (обозрение "Это - Канада" М. Голмс); корейский хореографич. коллектив
 (танцевальная поэма "Мать Кореи" и др.); немецкий мужской хор им. Э.
 Вайнерта; хор польских девушек; молодёжная группа балетных артистов
 Бухарестского оперно-балетного т-ра; хор молодых рабочих, Ленинград;
 симфонич. оркестр студентов Моск. консерватории под рук. Г. Дугашева и
 Г. Рождественского; молодёжный танцевальный коллектив Украинской ССР под
 рук. Л. В. Калинина; Уральский народный хор; танцевальная группа
 Цейлона. 4) 4-й фестиваль - хор лондонских рабочих под рук. Джона
 Хасте-да; Болгарский ансамбль народной песни и пляски; Софийский
 студенческий хор; ансамбль народного танца Груз, ССР под рук. И. И.
 Сухишвили и Н. Ш. Рамишвили; Казахский оркестр нар. инструментов под
 рук. М. С. Кажгалиева; ансамбль нар. танца Молдавской ССР под рук. Н. А.
 Болотова; ансамбль художеств. самодеятельности румынских
 железнодорожников; коллектив Ленингр. хореографич. уч-ща; молодёжная
 группа рус. нар. хора им. Пятницкого; молодёжный коллектив оперной
 студии Киевской консерватории под рук. А. И. Климова; сводный хор Моск.
 высших учебных заведений под рук. В Соколова; Сибирский рус. народный
 хор под рук. Е. В. Калугиной; симфонич. оркестр Моск. консерватории под
 рук. Н. П. Аносова. 5) 5-й фестиваль-джаз Д. Комлея, Англия ;"У оркшоп"
 - англ. театр. группа ("Лишь однажды бываем молоды" Маккола);
 Фламандский народный т-р пантомимы ("Тиль Уленшпигель"); польский
 ансамбль нар. танца "Мазовше"; франц. вокальный ансамбль из Бове под
 рук. Базелер; пантомимич. коллективы "Карнавал", "Ромен Рол-лан" и
 пантомимный т-р Марселя Марсо. 6) 6-й фестиваль - Алжирская театр.
 группа (одноактный спектакль "К свету"); т-р Ливенштейна и Манковец
 ("Оглянись во гневе" Осборна);
  "Аргентинский независимый т-р" (пьесы-миниатюры "Люди за десятым
 столом" Драгуна и др.); бразильский академич. хор-вьетнамский
 танцевальный ансамбль (танец со шляпами); египетский балет с участием
 Наймы Акиф (танцевальное представление "О, ночь!"); индийские
 танцевальные труппы "Инди-ан ривайвл труп" ("Из ритмов Индии"), "Литл
 балле труп" (балет "Панчатантра"); индонезийская танцевальная группа
 (танец с зонтиком и др.); китайский художеств. коллектив в составе 400
 чел. (12 народностей КНР); хор колумбийских студентов; танцы Конго;
 песни и танцы мальгашей (Мадагаскар)' мексиканский балет; джаз "Секстет
 Комеды" из Познани' польский студенческий т-р "Бим-Бом"; колхозный хор
 села Озерщина; "Бахор" - узб. женский танцевальный коллектив под рук. И.
 Акилова; гос. укр. ансамбль нар. танца под рук П. Вирского; уругвайский
 кукольный т-р; франц. пантомимный т-р Ива Лореля; "Цэндерике" - рум.
 кукольный т-р; семья Гуния (цейлонская семья, продолжающая
 исполнительские традиции своего рода в области нац. танцевального т-ра
 Цейлона); "Радость" - чехословацкий кукольный т-р; Чилийский
 любительский т-р под рук. Э. Ноисвандера (картинка "Синьор идёт
 купаться"); шведский джазовый хор "Мери-Мейкер"; оркестр шотландских
 волынщиков; "Лучница" - словацкий ансамбль песни и танца; японский хор
 "Поющие голоса". См. илл. на отдельном листе к стр. 985-966. Лит.:
 (брошюры и книги; газетную библиографию см. в памятке "Что читать о
 всемирных фестивалях молодежи и студентов". Памятка, Воронеж, 1957, и
 Всемирные фестивали молодежи, Л., 1957; А р дама те к и и В., Знамя
 дружбы. 3-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине, М.-Л.,
 1952; Богдеско И., На Шестом Всемирном..., Кишинев, 1958 (Альбом
 рисунков с текстом); VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
 Сборник материалов, [Мл, 1958; Воробьев Е., Сто четырнадцать флагов. На
 Варшавском фестивале, М., 1956; За мир и дружбу. Четвертый Всемирный
 фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте (фотоальбом), [М., 1953J
 (текст на рус. яз.); Захарченко В., Фестиваль, [М.], 1953 (4-й Всемирный
 фестиваль в Бухаресте);
  Маваева Г., Зарубежные встречи и впечатления, Ташкент, 1955; Мир и
 дружба. IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов за мир и дружбу,
 Бухарест, [б. г.] (фотоальбом с рисунками и тексты); Семёнов М.,Добряков
 Ю., Юность мира. Записки участников Международного фестиваля молодежи в
 Праге, [М.], 1948; Третий Всемирный фестиваль молодежи и студентов в
 защиту мира, Берлин, 1951 (фотоальбом с аннотациями на рус. языке); Ш е
 м а р у л и н а А. П., Всемирные фестивали молодежи и студентов за мир и
 дружбу, М., 1957; Шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов, М.,
 1957 (Альбом с текстом); "Молодой коммунист", М., 1959, ј 9, с. 86-95;
 VII-th World festival of youth and students for peace and friendship,
 Vienna, 1959. A. JJf
  ВСЕОБЩИЙ ВАГНЕРОВСКИЙ СОЮЗ - см. Вагне-ровские союзы.
  ВСЕРАБИС - Всесоюзный (до 1925 - Всероссийский) профессиональный союз
 работников искусств.
  ВС‚РОСКОМДРАМ (Всероссийское общество драматургов и композиторов) -
 творческое объединение советских драматургов и композиторов,
 существовавшее в 1930-33 в Москве. Организовано путём слияния Моск. и
 Ленингр'. (ранее - Петербургского) обществ драма-тич. писателей и
 оперных композиторов: МО ЦП И К и Драмсоюз. В. занималось творческими
 вопросами (чтение и обсуждение произведений членов В., орга' низация
 диспутов по актуальным вопросам т-ра и драматургии) и вопросами охраны
 авторских прав своих членов. В 1933 В. был преобразован в Автономную
 драмсекцию (Автономную секцию драматургов) при Оргкомитете Союза
 советских писателей. Правовые функции В. перешли к специально созданному
 Управлению по охране авторских прав (см. ВУОАП).
  Лит.: "Советский театр", М., 1930, ј 13-16, с. 10-14;
  1931, ј 10-11, с. 36-38; "Рабочий и театр", Л., 1933, ј 11, с. 2-3;
 Правовое положение писателей и композиторов по законодательству Союза
 ССР и РСФСР Справочник. Авт,-сост. Б Н. Городецкий, М., 1946, с.
 135-136. А. Шн.
  ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ СЦЕНИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ - см. Союз сценических
 деятелей.
  ВСЕРОССИЙСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  (ВТО) - добровольная общественная творческая ор. ганизация,
 объединяющая деятелей театра РСФСР. Возникла в 1883 в Петербурге по
 инициативе русактрисы М. Г. Савиной под названием "Общество для пособия
 нуждающимся сценическим деятелям"; в числе учредителей Об-ва,
 занимавшегося филантропической деятельностью, были артисты В. Н.
 Давыдов, Н. Ф. Сазонов, писатель Д. В. Григорович, историк А. А.
 Краевский и др. В 1894 Об-во было преобразовано в Русское театральное
 об-во (РТО), ставившее своей целью "содействие всестороннему развитию
 театрального дела в России". Организованное РТО в 1896
 Справочно-статистич. бюро осуществляло посредничество при найме актёров
 на работу. В 1897 РТО созвало Всероссийский съезд сценических деятелей -
 первый проф. съезд творческих работников т-ра. Съезд выработал
 "нормальный договор", регулирующий трудовые взаимоотношения актёров и
 антрепренёров, правила, общие принципы и образец устава товарищества,
 принял ряд резолюций, касающихся общественных, художественных,
 репертуарных задач т-ров и др. До революции Об-во созвало несколько
 делегатских съездов, ежегодно проходили собрания членов Об-ва. В 1903
 был создан Союз драматических и музыкальных писателей, членов РТО. В
 1905 группа членов Об-ва выступила в печати с запиской "Нужды русского
 театра", содержащей протест против "гнета, испытываемого русским
 театром". В 1906 при РТО был организован Всероссийский союз сценических
 деятелей. В 1915 Об-во созвало Всероссийский съезд деятелей народного
 т-ра. РТО защищало интересы театров перед цензурой, добиваясь порой
 разрешения запрещённых пьес, организовало Комиссионный отдел по
 репертуарной части, высылавший т-рам пьесы, комплекты ролей,
 передававший пьесы на цензуру и т. д. РТО оказывало материальную помощь
 престарелым и нуждающимся актёрам (средства составлялись из
 пожертвований, членских взносов, сборов от спектаклей, проводившихся
 повсеместно в "день актёра", специальных представлений и вечеров и т.
 п.), боролось за улучшение материально-бытового положения актёров.
  В сов. время деятельность РТО, переименованного в 1932 во
 Всероссийское театральное об-во (ВТО), приобрела широкий размах.
 Социально-правовая деятельность Об-ва и значит, часть его
 материально-бытовых функций перешла к профсоюзу работников иск-в и к
 гос. органам социального обеспечения. В то же время усилилась творческая
 работа. ВТО активно содействует развитию советского театр. иск-ва,
 изучает и обобщает опыт работы т-ров РСФСР и союзных республик,
 налаживает творческие связи с зарубежными театр. организациями (в первую
 очередь, стран народной демократии), оказывает практич. творческую
 помощь т-рам, способствует повышению идейно-пол итич. уровня и
 художественного мастерства деятелей т-ра, стремится к укреплению связей
 т-ров со зрителями, ведёт пропаганду театр. иск-ва, принимает участие в
 работе университетов культуры, оказывает помощь коллективам театр.
 самодеятельности, значит, место в работе ВТО занимает помощь народным
 т-рам, культурное обслуживание сельского населения.
  ВТО систематически проводит в Москве, Ленинграде и др. городах
 лекции, семинары, доклады по марксистско-ленинской эстетике, теории и
 практике театрального иск-ва, дискуссии, межобластные и областные
 конференции, Всероссийские совещания по вопросам творческой жизни сов.
 т-ра, создаёт творческие лаборатории, курсы, стажёрские группы,
 организует городские режиссёрские и др. секции, проводит творческие
 смотры и конкурсы, предоставляет работникам т-ров творческие
 командировки, посылает на места для оказания помощи т-рам режиссёров,
 критиков, художников и др. специалистов, ведёт консультационную работу
 по заявкам сов. и зарубежных т-ров (рассылка материалов, освещающих опыт
 постановок, иконографии, документальных материалов, библиографич.
 указателей к постановкам современных сов. пьес, русской и зарубежной
 классики, произведений совр. драматургии стран народной демократии и
 др.). Издательский отдел ВТО подготавливает и издаёт книги, обобщающие
 творческий опыт сов. т-ра и его мастеров, мемуары театр. деятелей,
 методич. пособия и т. п. Совместно с Министерством культуры и Союзом
 писателей РСФСР ВТО выпускает журнал "Театральная жизнь". Кабинеты ВТО
 располагают значит, фондами различных материалов, негативный фонд
 превышает 50 тыс. Большую спра-вочно-консультационную работу проводит
 библиографич. кабинет, в к-ром собрано ок. 1,5 млн. карточек и др.
 справочных материалов по всем вопросам театрального иск-ва. В библиотеке
 ВТО имеется 130 тыс. томов театральной литературы. Библиотеки существуют
 и при всех местных отделениях Об-ва. ВТО занимается вопросами
 театрально-деко рационного иск-ва, работает в области повышения
 художественно-постановочной культуры спектаклей.
  Вся деятельность Об-ва осуществляется силами театральной
 общественности, объединяемой по территориальному признаку в местные
 отделения (св. 70). Число членов Об-ва - ок. 20 тыс. Высшим руководящим
 органом ВТО является Всероссийский делегатский съезд, созываемый раз в 4
 года. В период между съездами руководство Об-вом осуществляет Совет и
 Президиум Совета ВТО. На 10-м съезде ВТО (1959) в Совет избрано 98
 мастеров театров РСФСР. Председателем Совета ВТО св. сорока лет
 бессменно является старейшая рус. актриса - А. А. Яблочкина.
  В ведении ВТО находятся мемориальные дом-музей А. Н. Островского в
 Щелыкове и квартира А. В. Неждановой в Москве (где создан
 вокально-творческий кабинет её имени), Ансамбль советской оперы,
 пропагандирующий новые оперные произведения сов. композиторов,
 Лптературно-драматич. театр. Центральный дом актёра в Москве, Дворец
 искусств в Ленинграде, Дома актёров в Казани, Уфе и др. городах.
  ВТО осуществляет социально-бытовое обслуживание театр. деятелей.
 Об-во имеет два Дома ветеранов сцены (в Москве и Ленинграде), 6 домов
 отдыха и др. На производственных предприятиях ВТО (3 фабрики и
 производств, комбинат) изготовляются грим и гримиров. принадлежности,
 театр. косметика, предметы бутафории, реквизита, детали оформления,
 парики, огнезащитные световые фильтры, грампластинки с записью шумов для
 спектаклей, театр. куклы и др. В Москве и Ленинграде имеются
 театрально-книжные магазины ВТО.
  По примеру ВТО и при его содействии организсь ваны театр. об-ва почти
 во всех союзных республиках.
  Лит.: Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей, ч. 1,
 СПБ, 1898; Беспалов Н., Всероссийское театральное общество и советский
 театр. М., 1946; Материалы IX Делегатского съезда, М., ВТО, 1955;
 Материалы Х Делегатского съезда, М., ВТО, 1960. А. Пок., Ю. Ш.
  ВСЕСОЮЗНАЯ ОЛИМПИАДА НАЦИОНАЛЬНЫ ТЕАТРОВ - см. Олимпиада национальных
 театров
  ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ труппы- работники творческого персонала т-ра,
 участвующие в качестве артистов в массовых сценах. Л. С.
  ВСТАВКА - отдельная часть какой-либо декорации. В. включается в
 декорацию и вынимается из неё по мере надобности. Имеет вид рамки из
 реек, обшитой холстом или фанерой, окрашенными в соответствующий цвет.
 Глухая В. - В., приделанная на долгое время, накрепко. В. с пролётом -
 декорационный щит, вставляемый в остов павильона в виде окна или двери.
  BTO - см. Всероссийское театральное общество. ВТОРАЯ СТУДИЯ МХТ -
 студия Московского Художественного театра, созданная в 1916 режиссёром
 В. Л. Мчеделовым на основе Школы драм. иск-ва, руководимой Н. О.
 Массалитиновым, Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным. Студия ставила
 главным образом модернистский репертуар - "Зелёное кольцо" Гиппиус
 (1916, первый спектакль студии), "Младость" Андреева (1918), "Узор из
 роз" Соллогуба (1920) и др. Наибольшую популярность приобрёл
 подготовленный студией спектакль "Елизавета Петровна" Смолина (1925,
 малая сцена МХАТа, режиссёр Мчеделов, впоследствии спектакль вошёл в
 репертуар МХАТа). С 1919 студия систематически выезжала на гастроли
 (Симбирск, Екатеринослав, Бердянск, Баку, Петроград, Казань, Самара,
 Свердловск и др. города); в её гастрольном репертуаре - "Потоп" Бергера
 (пост. Вахтангова), "На дне" и др. В студии были воспитаны актёры: Н. П.
 Баталов, Н. П. Хмелёв, К. Н. Еланская, А. П. Зуева, М. Н. Кедров, В. А.
 Вербицкий, М. И. Прудкин, В. Я. Станицын, А. К. Тарасова, М.М. Яншин. Б.
 Р.
  Лит.: Вербицкий В. А., Вторая студия. Из воспоминаний, в сб.:
 Ежегодник Московского Художественного театра. 1946 г., М., 1948, с.
 523-556. Б. Рос.
  ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД РЕЖИСС‚РОВ - созван в Москве в марте 1909
 Союзом сценических деятелей. На съезде обсуждались теоретич. и практич.
 вопросы режиссёрского творчества. Председатель съезда-В. И.
 Немирович-Данченко. Среди докладчиков-К. С. Станиславский, Л. А.
 Сулер-жицкий, А. Р. Кугель, Н. Е. Эфрос и др. См. Режиссёрские
 конференции, совещания, съезды.
  ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СЦЕНИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ - созван в Москве в
 марте 1901 Союзом сценических деятелей. На съезде обсуждался ряд
 практич. вопросов труда и быта работников театра. См. Съезды сценических
 деятелей.
  ВУДВОРД (Woodward), Генри (2.X.1714-17.IV. 1777) - английский актёр.
 В 1729 впервые выступил на сцене лондонского т-ра "Линкольне Инн Филдс"
 в труппе лилипутов, исполняя три мале ?кие роли в "Опере нищих" Гея. В
 1730 дебютировал на сцене т-ра "Гудменс-Филдс" в роли Симпла
 ("Виндзорские проказницы") и работал в этом театре до 1736. В 1738-58
 работал в т-ре "Друри-Лейн". К этому периоду относится его дружба с Д.
 Гарриком. В. разрабатывал для Гаррика сюжеты пантомим и сам участвовал в
 них в роли Арлекина. Среди лучших ролей, сыгранных В. в "Друри-Лейн":
 Петруччио и Меркуцио ("Катарина и Петруччио" Гаррика, "Ромео и
 Джульетта"). Игра В. отличалась точностью, экспрессивностью жеста,
 пластичностью движений. В 1758 принял участие в организации т-ра
 "Кроу-стрит" в Дублине. По возвращении в Лондон (1763) до конца жизни
 играл в т-ре "Ковент-Гарден", выступая в фарсах и пародиях. Ф. К.
  ВУЙИЧ (Ву?и?), Йоаким (9. IX. 1772-8. IX. 1847) - сербский
 театральный деятель. Создал первые любительские театр. кружки в Сербии,
 ставшие школой проф. актёров. В 1813 с группой сербских гимназистов В.
 поставил драму Коцебу "Сойка" ("Попугай"). Этот спектакль заложил основу
 сербского нац. т-ра. В 1839 В. руководил обществом любителей
 театрального искусства в Нови-Саде, к-рое в 1840 переехало в Загреб и
 стало профессиональным т-ром. В. принадлежат переводы и переделки
 различных драматических произведений. С. И.
  ВУЛЬПЕ, Иван Николаевич (1.IX.1876-26.VIII. 1929) - болгарский артист
 оперы (бас), педагог и музыкально-общественный деятель. В 1902 окончил
 Моск. консерваторию. Выступал на сценах рус. про-винц. т-ров Москвы,
 Киева, Одессы, Кишинёва и др.
  Вернувшись в Софию в 1907, В. принял активное участие в создании
 болг. нац. оперного т-ра. Был одним из основателей (1908) и наиболее
 активных участников "Болгарского оперного товарищества"; был солистом
 Софийской нар. оперы. Партии: Цеко ("Камен и цена" Иванова и Кауцкого),

<< Пред.           стр. 162 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу