<< Пред.           стр. 163 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Кончак ("Князь Игорь"), Мельник ("Русалкам), Марсель ("Гугеноты"), Гудал
 ("Демон"), Мефистофель ("Фауст"), Кецал ("Проданная невеста" Сметаны) и
 др. Голос В. отличался большой выразительностью, силой и красотой
 тембра. В.- основоположник болг. вокальной школы, впитавшей лучшие
 традиции рус. классич. иск-ва. С 1912 был преподавателем в Софийском
 муз. уч-ще (с 1921- в Гос. муз. академии), воспитал плеяду талантливых
 артистов, среди них П. Золото-вич, К. Брымбаров, А. Тодорова, Н.
 Свиларова, Ц. Табакова, К. Кирова, П. Райчов, М. Попов и др. В 1926 В.
 оставил сцену. А г. М\
  ВУЛЬФ, Эдвард [4(16).XII.1886-14.1.1919] -латышский писатель,
 драматург. Лит, деятельность начал с 1903. Автор сатирических комедий о
 жизни буржуазии - "Сенсация" (1915), "Праздник в Скангале" (1916), драмы
 "Ложь" (1916). Большинство пьес В. поставлено в петроградском Латышском
 т-ре.
  Соч.: Kopoti raksti, sej I-VI, Riga, 1938; Latviesu lite-raturas
 vesture, sej. 4, Riga, 1957, с. 381-391. А. В.
  ВУОАП (Всесоюзное управление по охране авторских прав) - учреждение,
 охраняющее права "авторов при издании,. публичном исполнении,
 механической записи и всяком ином виде использования литературных, драм.
 и музыкальных произведений..." (Ст. I Положения об Управлении,
 утверждённого приказом К-та по делам искусств при Совете Министров СССР
 от 16 февр. 1945). Возникло в 1933, первоначально в пределах РСФСР;
 состояло в ведении автономной секции драматургов, затем - Правления
 Союза советских писателей. С 1938 преобразовано во Всесоюзное
 управление.
  В круг деятельности В. входит: 1) взимание через своих уполномоченных
 на местах авторского гонорара за публичное исполнение всех видов
 драматич., музыкальных и др. произв.; 2) выдача взимаемых сумм писателям
 и композиторам (согласно закону об авторском праве); 3) оказание авторам
 юридич. помощи в вопросах авторского права. При В. существует отдел
 распространения, занимающийся изданием драм. произв. сов. авторов
 стеклографич. способом. В столицах союзных республик существуют
 республиканские, а в др. крупных пунктах - краевые и областные
 отделения, подчиняющиеся В.
  Лит.: Правовое положение писателей и композиторов по законодательству
 Союза ССР и РСФСР. Справочник, авт.-сост. Б. Н. Городецкий, М., 1946. А.
 Шн.
  ВУОЛИЙОКИ (Wuolijoki), Хелла (22.VII. 1886 - 2.11.1954) - финская
 писательница, драматург. Член Демократич. союза народа Финляндии. С 1908
 принимала участие в социал-демо-кратич. рабочем движении. В 1946-50
 В.-депутат сейма. Лит. деятельность начала в 1912. В 1936-47 написала
 ряд пьес (сначала под псевд. Юхани Тервапяя;
  Juhani Tervapaa): "Койдула" (1932; на эст. яз.), "Женщины Нискавуори"
 ("Каменное гнездо", 1936), "Хулда из Юрак-ко", "Юстина" (обе в 1937),
 "Зелёное золото" (1938), "Хлеб Нискавуори" (1939), "Молодая хозяйка
 Нискавуори" (1940), "Король в роли придворного шута" (1946) и др. Пьесы
 В. реалистически рисуют картину жизни широких слоев общества современной
 ей Финляндии. Они идут не только в Финляндии, но и во мн. странах Европы
 и Америки. В СССР "Каменное гнездо" впервые пост. Малый т-р
  (1957), "Юстину" -Центральный т-р Советской Армии
  (1958). Пьесы эти вошли в репертуар мн. т-ров СССР. По мотивам пьес
 В. поставлен ряд фильмов. В 1943 за деятельность в защиту мира В. был
 вынесен смертный приговор, заменённый пожизненным заключением. Осенью
 1944 была освобождена из тюрьмы. В.- почётный член Союза финских
 писателей-драматургов и Союза финских т-ров. А. С., С. Л.
  ВУРГУН, Самед (наст. имя и фам. - С а м е д ВургунЮсиф оглы Векилов)
 (12.V. 1906, сел. Салахлы Азерб. ССР,- 27.V. 1956)- азербайджанский
 советский поэт и драматург. Народный поэт. Заслуженный деят. иск-вАзерб.
 ССР (1943). Член КПСС с 1940. Деп. Верх. Совета СССР 1, 2, 3 и 4-го
 созывов. Действительный член Академии наук Азерб. ССР (с 1945).
  После окончания педаго-гич. техникума работал учителем. С 1929
 занимался в Моск. ун-те и в аспирантуре Азерб. ин-та языка и лит-ры.
 Лит. деятельность начал в 1926. Быстро приобрёл популярность как поэт. В
 1938 В. выступил со своей первой народно-героич. драмой "Вагиф"
 (Баку,Т-р им.Ази-збекова; Ст. пр. 1941), посв. поэту-патриоту,
 мыслителю, гуманисту 18 в. В драме развёрнута картина борьбы народа
 против иноземного нашествия и местных феодалов. Во второй драме -
 "Ханлар" (1939, Т-р им. Азизбекова) - поэт рисует образы борцов за
 революцию - И. В. Сталина, М. Азизбекова, С. Шаумяна и др. Драма названа
 именем рабочего - большевика Ханлара Сафаралиева. В ней показаны рост и
 превращение рядового бакинского пролетария в сознательного борца за
 народное дело. В основе третьей драмы В.- "Фархад и Ширин" (1941, Т-р
 им. Азизбекова; Ст. пр. 1942), написанной по мотивам поэмы Низами
 "Хосров и Ширин", заложены идеи патриотизма, защиты отечества от
 иноземных захватчиков. Драматургия В., отмеченная глубиной мысли и
 чувств, дала возможность азерб. Т-ру им. Азизбекова, на сцене к-рого
 впервые были пост. его пьесы, создать народно-героич. спектакли,
 отличающиеся высокой поэзией и романтикой. Пьесы В. шли в других т-рах
 Азерб. и Груз. ССР, РСФСР. С о ч.: Пьесы, М., 1950.
  ВУТЙРА (???????), Нафсика (р. 1907) - греческая артистка оперы и
 оперетты (сопрано). Пению обучалась в Афинской консерватории и в Париже.
 Сценич. деятельность начала в 1930 в Афинах. Гастролировала в Париже,
 Вене, Женеве и др. городах. Партии: в операх - Эрофили, Смарагда
 ("Кольцо матери", "Протомасторас" Каломириса), Ифигения ("Ифигения в
 Тавриде" Глюка) и др.; выступала также в опереттах "Летучая мышь"
 Штрауса, "Весёлая вдова" Легара, "Сказки Гофмана" Оффенбаха и др. С 1951
 В. - солистка Афинского оперного т-ра "Лирики скини". Д. С.
  ВУТИРАС, Иван (Ян) Христофорович [р. 9(22).Х. 4914] - русский
 советский артист оперы (баритон). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1941 окончил
 Ле-нингр. консерваторию по кл. проф. Н. А. Большакова. С этого же года
 В.- солист Свердловского т-ра оперы и балета. Партии: Онегин, Елецкий,
 Роберт, Мазепа ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Мазепа"
 Чайковского), Жермон, Симон Бокканегра ("Травиата", "Симон Бокканегра"
 Верди), Валентин ("Фауст" Гуно), Богдан Хмельницкий (о. п. Дань-кевича),
 Пушкин ("Пушкин в изгнании" Шехтера), Степан ("Семья Тараса"
 Кабалевского) и др.
  ВЫВОРОТНОСТЬ - термин, обозначающий одно из важнейших проф. качеств
 артиста балета. Выражается в способности танцовщика выворачивать ноги
 так, чтобы линия обеих стоп танцовщика была параллельна линии его плеч.
 В. необходима для танцовщика при исполнении любого сценич. танца (в
 особенности - классического). Без В. не может быть выполнен ряд движений
 (напр., поднимание ноги в сторону на 90 градусов). Кроме того, В.
 способствует чистоте пластич. линий движений ног, делает невидимыми
 углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.
  ВЫГОРОДКА - проверка эскиза или макета декорации нового спектакля
 путём воспроизведения его на сцене в виде макета в натуральную величину.
 Для проведения В. используются декорации идущих или снятых с репертуара
 пьес, а также имеющиеся в большинстве т-ров спец. выгород очные ширмы.
 Хорошо организованная В. должна воспроизвести макет или эскиз в
 пространстве, т. е. в 3 измерениях, с абсолютной точностью во всех
 размерах и пропорциях, по возможности в цвете и фактуре. Обставленная
 соответствующей мебелью и аксессуарами и продуманно освещённая, В. даёт
 режиссёру и художнику единственную возможность до начала изготовления
 декораций увидеть внешний образ будущего спектакля, проверить ракурсы и
 линии видимости из различных точек зрит. зала, продумать и проверить
 мизансцены, рассчитать необходимое количество участников нар. сцен и т.
 д. В ходе проверки В. всегда подвергается изменениям, к-рые фиксируются
 и тщательно замеряются; это даёт возможность изготовить декорации без
 переделок. Репетицией в В. наз. репетиция, при к-рой используются не
 декорации, а подборки - выгородочные ширмы или переносные раздвижные
 загородки. Последние в старом театре назывались В. В. Ш.
  ВЫДРА (Vydra), Вацлав (29.IV.1876, Пльзень,- 13.IV.1953,
 Прага)-чехословацкий актёр. Нар. арт. Республики (1946). Род. в семье
 воен. музыканта. В 1893 дебютировал в эпизодич. роли в труппе,
 возглавляемой Е. Жольнером (в г. Млада-Болеслав). Играл в различных
 передвижных труипах. В 1907- актёр Городского т-ра в Пльзене. Здесь В.
 формируется как художник-демократ и реалист. В каждом воплощённом им
 образе он стремится выявить социальную сущность. Лучшие роли В. в этот
 период:
  Ирка ("Чех и немец" Штепанека, 1907), Мельник Вавра ("Мариша" бр.
 Мрштик, 1910), Сольнес ("Строитель Сольнес" Ибсена, 1908), Вальтер Фюрст
 ("Вильгельм Телль" Шиллера, 1909), Глостер ("Король Лир", 1907), Пётр
 ("Власть тьмы", 1912). В 1913 В. был приглашён в труппу Городского т-ра
 на Ви-ноградах в Прагу, где работал до 1922. Роли: Отелло (1922);
  Дон Жуан (о. п. Мольера, 1917), Зигмунд ("Гуситы" Дворжака, 1919),
 Консул ("Зори" Верхарна, 1920), Робеспьер ("Смерть Дантона" Бюхнера,
 1921), Кречинский ("Свадьба Кречинского", 1921). В этих работах В.
 показал себя мастером психологич. анализа, творчество его отмечено
 темпераментом, острой отточенной мыслью. В 1922 В. перешёл в
 Национальный т-р и занял в нём ведущее положение, став преемником актёра
 Э. Вояна. Здесь В. создал целую галерею глубоких по трактовке, правдивых
 образов, главным образом героических: Геро, Войнар ("Геро", 1924,
 "Войнарка", 1926, Ирасека), Тантал ("Смерть Тантала" Врхлицкого, 1925),
 Ян Амос Коменский ("Белая гора" Дворжака, 1924), Филипп Дубский ("Наши
 гордецы" Строупежниц-кого, 1938), Адам Творец и Альквист ("Адам Творец"
 Чапека, 1927), барон Крюч ("Белая болезнь" Чапека, 1937), Валента ("Дочь
 поджигателя" Тыла, 1939), Фамусов (1935); Муромский и Варравин ("Свадьба
 Кречинского", 1940, и "Дело", 1934, Сухово-Кобылина), Курослепов
 ("Горячее сердце", 1925), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому, 1928),
 Берест ("Платон Кречет", 1936), Егор Булычов (1946); король Лир, Юлий
 Цезарь (о. п. Шекспира, 1936), Просперо ("Буря" Шекспира, 1937), Ранк
 ("Нора", 1924) и др. Помимо актёрской деятельности, В. занимался
 режиссурой (20-30-е гг.). В 1943-49 В.-худ. рук. Национального т-ра
 (Прага). С 1949 - интендант гос. т-ров. В. написал книги "Прошу слова" и
 "Мои путешествия в жизни и искусстве", в к-рых подвёл итог своей
 многолетней работы в т-ре, охарактеризовал мн. совр. ему актёров и
 режиссёров, высказал мысли об актёрском и режиссёрском иск-ве, о т-ре в
 целом.
  Соч.: Prosim o slovo, Praha, 1940; Ma pout zivotem a umenim, [3
 vyd.], Praha, 1958.
  Лит.: T r age r J., Vaclav Vydra, Praha, 1951; Vaclav Vydra narodni
 umelec. K 70. narozeninam, Praha, 1946. J].Сол.
  ВЫЛКОВА (Вълкова), Лидия (р. 4. VI 1.1886)-болгарская артистка
 балета, балетмейстер. Училась в Германии. В 1932 была принята в балетную
 труппу Софийского т-ра оперы и балета. Осуществила на сцене этого т-ра
 ряд пост.: "Жар-птица" Стравинского, "Зелёная флейта" на муз. Моцарта
 (1935), "Лебединое озеро" (1937), "Женское царство" Стоянова и др. Аг.
 М.
  ВЫМАРКА в пьесе - часть текста в пьесе, изымаемая режиссёром при
 подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого
 характера (напр., сокращение действующих лиц, длиннот в теките и т. д.).
  ВЫПИСКА для постановки - перечень принадлежностей или материалов
 (бутафории, костюмов, реквизита и пр.), необходимых для готовящейся
 постановки. В. составляется пом. режиссёра по указаниям
 режиссёра-постановщика и заявкам актёров.
  ВЫПУСК СПЕКТАКЛЯ - последний этап работы над спектаклем. В период
 B.C. проводятся генеральные репетиции и фиксируется порядок проведения
 спектакля, проверяется готовность всех элементов оформления, музыкальное
 и шумовое сопровождение, световые перемены, сценич. эффекты,
 длительность антрактов и т. п. Вл. Б
  ВЫРУБКА СВЕТА - одновременное выключение всех источников света на
 сцене, кроме дежурного. Применяется при открытом занавесе между
 картинами спектакля. Б. Я.
  ВЫСОКОВ, Василий Фёдорович [р.30.1Х(12.Х). 1892] - русский советский
 актёр и режиссёр. Нар. арт. УССР (1953). Окончил юридич. ф-т
 Харьковского ун-та (1915) и театр. школу в Харькове. Сценич.
 деятельность начал в 1912 в Харьковском рус. т-ре под руководством Н. Н.
 Синельникова. Играл в т-рах Москвы, Казани, Баку, Тбилиси, Сталинграда,
 Минска, в харьковском Крас-нозаводском т-ре, Одесском рус. т-ре. С
 1940-в Николаевском рус. т-ре. Роли:
  Незнамов ("Без вины виноватые"), Протасов ("Живой труп"), Платон
 Кречет; Забелин ("Кремлёвские куранты"), Риварес ("Овод" по Войнич) и
 др. Режиссёрскую работу начал в 1918. Наиболее активно как режиссёр
 работал в Николаевском т-ре, где пост. спектакли: "Любовь Яровая"
 (1946); "За тех, кто в море" Лавренёва (1946), "Живой труп" (1940),
 "Овод" (1941) и др. С 1918 вёл педагогич. работу в драм. студиях Минска,
 Симферополя, Харькова, Николаева. С. 3.
  ВЫСОЦКАЯ (Wysocka), Станислава (7.V.1878, Варшава,- 17.1.
 1941)польская актриса, режиссёр, театральный деятель и педагог. Сценич.
 деятельность начала в Петербурге в 1895 (под псевд. Виль-ской). В
 дальнейшем играла в Люблине (1896-98), Варшаве-в частном т-ре 3.
 Пшибыльского (1898-99), Познани (1899-1901). В 1901-11 В. занимала
 видное положение в Городском т-ре в Кракове. В 1911 переехала в Киев,
 где жила до 1920 (в 1913-14 играла в варшавском "Т-ре Польски"). В 1916
 открыла в Киеве экспериментальный т-р "Студия" и руководила его работой,
 осуществляя принципы, близкие Станиславскому. Со Станиславским В.
 связывали дружеские отношения, начало к-рым было положено в 1906, когда
 В. приехала в Москву, чтобы познакомиться с работой Моск. художеств.
 т-ра. В книге "Моя жизнь в искусстве" Станиславский называет В. в числе
 зарубежных последователей МХТ. В "Студии" В. осуществила постановки:
 "Балладина" Словацкого, "Замужняя панна" Коженёвского, "Росмерсхольм"
 Ибсена, "Сверчок на печи" Диккенса, "Сестра Беатриса" Ме-терлинка и др.
 Режиссёрскую и педагогич. деятельность В. продолжила по возвращении в
 Варшаву. В 1920 она открыла собственную студию, а с 1921 руководила
 драм. отделением Варшавской консерватории. В 1920-22 выступала в т-ре
 "Розмаитости" (Варшава), в 1923-25 - в Краковском т-ре, в 1926
 руководила передвижным т-ром "Рыбалт", в 1926- 1927 - т-ром в Люблине, в
 1927-30 выступала как режиссёр и играла в Познани, в 1930 и 1934-39- в
 Варшаве, в 1932-33 - в Лодзи. Одновременно продолжала заниматься
 педагогич. деятельностью в Варшавской консерватории и Гос. ин-те театр.
 иск-ва. В 1910 В. вошла в состав первого правления возникшего в это
 время Союза польских артистов, имевшего большое значение для развития
 польского т-ра.
  В нач. своей артистич. деятельности В. играла лирич. героинь, а также
 комедийные роли. В числе лучших работ: госпожа Уоррен ("Профессия
 госпожи Уоррен" Шоу, 1907, Городской т-р, Краков), Лиси-страта (о. п.
 Аристофана; 1913, "Т-р Польски", Варшава). В последние годы жизни В. с
 большим чувством юмора играла роли почтенных матрон - напр. Жозефина
 Попино ("Старое вино" С. Хикса и Э. Декса, 1935. "T-D Польски".
 Варшава). Однако эти роли, свидетельствуя о широте дарования В., не
 определяли осн. направления её творчества. В. была выдающейся польской
 трагедийной актрисой. Внешние данные - сильный голос низкого тембра,
 фигура и лицо, напоминавшие античную скульптуру, способствовали успеху
 В. в ролях драматич. и трагедийного характера. Исполнение В. этих ролей
 было отмечено огромной силой и искренностью переживания, пластической
 выразительностью. Присущие В. величественность и благородная красота
 внешнего рисунка роли противостояли псевдоромантич. театр. эффектности и
 манерности модернизма. Она стремилась к созданию образов глубокой
 душевной наполненности, отрицательно относилась к натуралистич.
 направлению в сценич. иск-ве. В. принадлежит выдающееся место в
 воплощении произв. польских романтиков; она играла роль пани Роллисон в
 "Дзядах" Мицкевича ("Т-р Польски", Варшава, 1934), роли в пьесах Ю.
 Словацкого - Лукреция Ченчи ("Беатриче Ченчи", Краковский т-р, 1907;
 "Т-р Польски", Познань, 1930), Баллади-на (о. п., Краковский т-р, 1902,
 "Т-р Польски", Варшава, 1914), Роза Венеда ("Лилла Венеда", 1909). На
 сцене Краковского т-ра создала образы в драмах С. Выспянского - Муза
 ("Освобождение", 1903), Хи-мена (перевод-парафраза "Сида" Корнеля,
 1907), Паллада ("Ноябрьская ночь", 1908), Евдоха ("Судьи", 1909),
 Свобода ("Легион", 1911), Мать ("Проклятие", 1908). Присущий образам
 Выспянского монумента-лизм соединялся в воплощении В. с лирич.
 проникновенностью и силой чувств. Внешне сдержанная манера исполнения В.
 отличалась глубоким драматизмом, поднимавшимся до подлинной патетики. К
 числу лучших работ В. относятся роли в пьесах античных авторов:
 Клитемнестра ("Орестея" Эсхила, 1910), Федра ("Ипполит" Еврипида, 1911).
 В. была одной из лучших исполнительниц совр. ей зарубежной драматургии
 на польской сцене. Большое место в её репертуаре занимали роли в пьесах
 Г. Ибсена - Ребекка Вест ("Росмерсхольм", 1905), фру Алъвинг
 ("Привидения", 1906), Йордис ("Воители из Гельге-ланда", 1907). Близость
 художеств. принципов В. творческим идеям Станиславского помогала ей
 создать впечатляющие образы в произв. рус. авторов - Раневская
 ("Вишнёвый сад", 1906), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Лиза ("Дети
 солнца") и Надежда ("Варвары"), Лиза и Катюша Маслова ("Живой труп",
 "Воскресение" Л. Толстого). В своей режиссёрской работе В. стремилась к
 гармонич. сочетанию всех компонентов сценич. иск-ва, подчинению их
 единому замыслу, к предельной выразительности слова, к наиболее полному
 раскрытию идейной сущности пьесы.
  Соч.: Uwagi o inscenizacji "Legionu"..., "Listy z teatru", IKrakow],
 1924, ј 2, с. 45-48; Moje wspomnienia, "Scena Polska", Warsz., 1938,
 zesz. 2-3, c. 324-330, Б. Рос.
  ВЫСОЦКИЙ, Михаил Константинович (1885- 1950) - русский советский
 актёр. Нар. арт. УССР (1943). В 1914 окончил Одесскую театр. школу им.
 Мочалова; многие годы работал под рук. своего учителя Н. И.
 Соболыцикова-Самарина (Киев, города Поволжья, Горький). С 1930 - в
 Киевском рус. т-ре им. Леси Украинки. В.-яркий комедийный и характерный
 актёр. Лучшие роли: Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва), Раеплюев
 ("Свадьба Кречин-ского"), Ванюшин ("Дети Ванюшина" Найдёнова), Юсов
 ("Доходное место"), Сганарель ("Каменный властелин" Леси Украинки),
 Макферсон ("Русский вопрос"), Перкинс ("Миссия мистера Перкинса в страну
 большевиков" Корнейчука) и др.
  Лит.: Некролог, "Правда Украины", 1950, 7. Х.;"Радянсь-ке Мистецтво",
 1950, 11. X. Н. Д.
  ВЫСПЯНСКИЙ, Выспяньский (Wyspianski), Станислав (15.1.1869,
 Краков,28.XI.1907, там же)- польский поэт, художник, драматург,
 реформатор театра. Родился в Кракове в семье скульптора Ф. Выспянского.
 Воспитывался у своей тётки Я. Станкевич, в доме к-рой постоянно
 встречались виднейшие деятели польского иск-ва того времени. Здесь он
 встретился с художником Я. Матейкой и вскоре стал его любимым учеником.
 В. с ранних лет интересовался драматургией и т-ром и уже в гим-назич.
 годы глубоко изучал произведения польской клас-сич. драматургии,
 античных авторов, Шекспира и Шиллера. В 1887, по настоянию Матейки,
 совершил поездку по Галиции, где познакомился с памятниками нар.
 творчества. Это имело важное значение для последующей деятельности В.
 После окончания Краковской школы изящных иск-в (1887-90) В. ок. 4 лет
 жил в Париже, изучая мировое иск-во. В 1894 вернулся в Краков.
  Творчество В. глубоко патриотично и в то же время противоречиво. В
 нём отразились мучительные поиски выхода из сложного круга обществ,
 коллизий. Произведения поэта-драматурга проникнуты беспощадным
 критицизмом, направленным против власти мёртвого прошлого, против
 убаюкивающих легенд о былом величии Польши. В. выступает и против
 пережитков "мессианизма", романтич. эпигонства, связанного с мистич.

<< Пред.           стр. 163 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу