<< Пред.           стр. 17 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 средств. А. снимался в кино (Гарри Смит - "Русский вопрос", Ст. пр.
 1948, и др.). Вёл педагогическую работу (курс мастерства художественного
 слова в Театральном училище им. Щепкина).
  С о ч.: Искусство художественного слова, М., 1954. Лит.: Ф а л ь с к
 и и В., Всеволод Николаевич Аксёнов, М., 1956. Ев. Г.
  АКСЕР(Axer), OTTOH(p.3.VIII. 1906)- польский театральный художник,
 живописец и график. В 1930 окончил Академию изящных иск-в в Кракове. В
 1932-37 работал в Городском т-ре во Львове (оформил "Трёхгрошовую оперу"
 Брехта, и др.), в 1937-39 - в Городском т-ре в Лодзи ("Небожественная
 комедия" Красинского, и др.), в 1945-49 - в Т-ре Войска Польского в
 Лодзи ("Отелло" Шекспира, "Игра с чёртом" Дрды). В Польском и
 Современном театрах Варшавы А. создал декорационное оформление
 спектаклей: "На дне" (1949), "Горе от ума" (1951); "Мария Стюарт"
 Словацкого, "Маскарад" Лермонтова (оба в 1958). "Дом Бернарды Альбы"
 Гарсиа Лорки (1959). А. принимал участие во многих постановках реж. Л.
 Шиллера, после его смерти работает с реж. Э. Аксером. Р. В.
  AKCEP (Ахег), Эрвин (р. 1. I. 1917) - польский режиссёр. По окончании
 Гос. ин-та театр. иск-ва в Варшаве (ученик Л. Шиллера), в 1939-41
 работал в Польском т-ре во Львове, в 1945-49 был режиссёром и художеств.
 руководителем Камерного т-ра в Лодзи. С 1949 работает в Современном т-ре
 в Варшаве (в 1955-57 одновременно возглавлял Национальный т-p в
 Варшаве).
  А. уделяет особое внимание постановкам совр. произведений нац.
 драматургии. Среди его пост. в Современном т-ре: "Немцы" Кручковского
 (1949), "Обычное дело" Тарна (1949), "Карточный домик" Зегадловича
 (1953), "Тревожное дежурство" Лютовского (1955). А. работает также над
 классич. драматургией: "Двенадцатая ночь" (1950, Современный т-р);
 "Кордиан" Словацкого (1956, Национальный т-р) и др. Среди пост. пьес
 совр. зарубежных драматургов: "Амфитрион 38" Жироду (1947, Камерный т-р
 в Лодзи), "Наш город" Уайлдера, "Бидерман и поджигатели" Фриша (1957,
 1959, Современный т-р), "Мухи" Сартра (1957, Национальный театр). В
 1949-50 поставил спектакли "В одном городе" Софронова, "Мещане" (оба в
 Современном т-ре). С 1947 преподаёт в польских театральных школах
 (Лодзь, Варшава). Сотрудничает в журнале "Театр" ("Teatr"), пишет
 фельетоны по вопросам т-ра (сб. фельетонов А. за 1952-54 издан в 1955).
  С о ч.: Pare uwag o inscenizacji, "W pewnym miescie", "Teatr", 1950,
 ј2-4; Listy ze sceny,Warsz., 1955-57. Лит.: Tarn A., Lekcja warsztatu
 scenicznego, "Teatr", 1951, ј l; M a s l i n s k i J., Poemat sceniczny
 o Janie Kochanowskim, "Teatr", 1952, "N" 18; "Kordian" Juliusza
 Slowackiego w Teatrze Narodowym w Warszawce, "Teatr",1956, .No 10;
  N atanson W., O przewodni motyw "Kordiana", "Teatr", 1950, ј13;
 Kijowski A., Pewien podchorazy zwariowal czyli "Kordian" w Teatrze
 Narodowym, "Teatr", 1956, ј14;
  (т r u d a J., Rozprawa o teatrze wspolczesnym, "Teatr", 1958, ј 16.
 P. B.
  АКСЙРОВ, Залимхан Алиевич (р. 1919) - кабардинский советский
 драматург. В 1940-47 - актёр Кабардинского т-ра (г. Нальчик).
 Драматургич. деятельность начал в 1942. Автор драматич. поэмы "Песнь о
 Даханаго" (1942, нов. пост. 1957), построенной на основе сказания
 нартов, пьес: "Лашин" (1946), "С восходом солнца" (1952) о строительстве
 социализма в Кабардино-Балкарии, "Кызбурун" (1954) о трагич. судьбе
 кабардинской женщины в эпоху феодализма, борьбе народа против
 угнетателей - князей и иноземных захватчиков, "Не поверили" (1956) и др.
 Многие пьесы А. пост. в кабардинском т ре. Е, Ж.
  АКТ (от лат. actus - действие) - 1) Законченная часть драматического
 произведения или театрального представления. В театре А. обычно
 разделяются перерывами (антрактами). А. может дробиться'на более мелкие
 части (явления, эпизоды, сцены, картины).
  Деление спектакля на 5 А. впервые было осуществлено в театре Др. Рима
 (в др.-греч. драме действие продолжалось непрерывно, перемежаясь
 выступлениями хора). Пятиактное деление затем перешло в европ.
 драматургию эпохи Возрождения и классицизма (исключение составлял
 испанский т-р, в к-ром было принято деление пьесы на 3 А.- хорнады).
 Драматургия последующих эпох имеет от 1 до 5 А. В классич. т-ре ряда
 стран Востока (Китай, Япония, Индия, Иран и др.) пьесы имеют десятки А.
  2) В Англии, в т. н. Елизаветинском т-ре, А. называлась музыка между
 отдельными частями пьесы. Д. Шн.
  АКТЕ (Achte), Лоренц Николай (25. V. 1835-18. IV. 1900) - финский
 композитор, артист оперы (баритон), дирижёр, педагог и
 музыкально-общественный деятель. Один из основоположников фин. оперного
 иск-ва. Муж певицы Э. Ш. Акте. В 1868 основал в Хельсинки постоянный
 симф. оркестр (Академич. оркестровое об-во), в 1869 принял участие в
 создании Финского клуба, драм. отделение к-рого явилось основой первого
 фин. нац. т-ра (1872). В 1870 А. исполнил в пост. клуба партию графа
 Луны в "Трубадуре" Верди - первом оперном спектакле на фин. языке. В
 1873 А. организовал при т-ре оперное отделение. В 1873-79 дирижировал
 оперными спектаклями. Выступал также как певец, исполнял ведущие
 баритоновые партии в операх "Лючия ди Лам-мермур" и "Лукреция Борджиа"
 Доницетти, "Норма" Беллини, "Фауст" Гуно и др. А. принадлежит также ряд
 симф. произв. и педагогич. трудов. Выступал как певец и дирижёр в
 концертах.
  Лит.: A s p e l i n-H a a p k у 1 a E., Suomalainen Teatteri ja
 Oopera, Helsingf., 1908. Л. С., С. Л.
  АКТЕ (Achto), урождённая С т p ё м e p (Stro-mer), Эмми Шарлотта (14.
 XI. 1850-2. XII. 1924) - финская артистка оперы (сопрано) и педагог.
 Жена композитора и певца Л. Н. Акте. Одна из основоположников фин.
 оперного искусства. Пению обучалась в Хельсинки (у Мехелин), Париже (у
 Массе), Стокгольме (у Ламперти) и Дрездене (у Хильдах). В 1873-79
 А.-ведущая певица "Финской оперы" (Хельсинки). Особенно удавались А.
 трагедийные эпизоды. Партии:
  Лючия ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Леонора ("Трубадур"), Норма
 (о. п.
  Беллини), Памина ("Волшебная флейта"), Маргарита ("Фауст") и др. В
 1891-1922 А. руководила собств. оперной труппой. В 1912-23 преподавал а
 пластику, пантомиму и оперное иск-во вГельсингфорсском муз. ин-те (ныне
 Академия им. Сибелиуса) работала в театр. училище при Швед. т-ре в
 Хельсинки.
  Лит.: Krohn H., Suomalaisen oopperan ensimmainen tahti, Helsinki,
 1927. А. С., С. Л.
  АКТЕО (полное название: Ц ен т p а л ь н а я театральная секция
 Главного художественного комитета Академического центра Наркомпроса) -
 организация, руководившая театральным искусством РСФСР. Была создана в
 1921 на основе ТЕО (Театральный отдел) Наркомпроса.
  В задачи А. входило: "а) теоретическое и программное руководство всем
 театральным делом, в РСФСР; б) широкое содействие зарождению и развитию
 1?јых форм театра, созвучных переживаемой эпохе; в) социальное
 углубление, усовершенствование и охрана высших достижений исторически
 сложившегося русского театра; приобщение последвего к великому
 строительству преображённой культуры трудящихся масс; г) широкое
 содействие зарождению и развитию национальных театров народов,
 населяющих Республику и автономные области РСФСР" (Из "Положения об
 Актео", утверждённого Наркомпросом 24.V. 1921, журн. "Культура театра",
 М., 1921, ј 6).
  А. состоял из 3 подотделов (научного, экспериментального и общего),
 Управления гос. академич. т-рами, ряда комиссий. При А. функционировали
 2 совещательных органа: Художественный совет по творческим вопросам,
 Коллегия по делам организации и хозяйства. В 1924 руководство всеми
 т-рами перешло к художественному отделу Главполитпросвета Нарком-проса.
 Л. Шн.
  АКТ‚Р (франц. acteur, от лат. actor - исполнитель), артист (франц.
 artiste, от лат. ars - искусство),- исполнитель ролей в драматических,
 оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и в кино. См.
 Искусство актера.
  АКТЕ-ЯЛАНДЕР (Ackte-Jalander), Айно (23. IV. 1876-8. VI 11.1944) -
 финская артистка оперы (сопрано) и музыкально-общественный деятель. Дочь
 композитора и певца Л. Н. Акте и певицы Э. Ш. Акте. Пению обучалась у
 своей матери и в Парижской консерватории. Впервые выступила как
 концертная певица в 1893. В 1897-1903 пела в "Гранд-Опера" (Париж), в
 1904-06- в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк); одновременно выступала в
 фин. оперных т-рах, гастролировала в Англии и др. странах. Партии: Айно
 (о.п. Мелартина), Эльза, Елизавета, Ева ("Лоэнгрин", "Тангейзер",
 "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Саломея (о. п. Штрауса),
 Микаэла, Тоска и др. В 1911 А.-Я. основала совм. с Э. Фацером "Финский
 отечественный оперный театр"; позднейшие названия - "Финская опера" (с
 1914), "Финская национальная опера" (с 1956). В 1911-16 и в 30-х гг.
 А.-Я. была организатором многочисл. "праздников оперной музыки" в
 Финляндии. В 1928-30 преподавала оперное пение в Хельсинкской
 консерватории. В 1938-39 - директор "Финской оперы".
  Лит. с о ч.: Muistojeni kirja. Kuvitettu, Helsingissa, 1925;
  Taiteeni taipaleelta. Kuvitettu, Helsinki, 1935. А. С., С. Л.
  АКУНЬЯ (Acuna), Мануэль (27. VIII. ' 1849-6. XII. 1873) -
 мексиканский поэт. Лит. деятельность начал в 1868. Примыкал к группе
 писателей, боровшихся за создание нац. культуры. Автор драмы "Прошлое",
 изображавшей трагич. судьбу падшей женщины. Пост. этой драмы в 1872
 явилась значит, событием в обществ, жизни страны.
  С о ч.: Obrs; poesias, teatro, articulos y cartas, Mexico, 1949 (см.
 также вступ. ст.). Ю JJ
  АКУТАГАВА, Ясуси (р. 12. VII. 1925) - япон ский композитор. В 1949
 окончил муз. академию в Токио по кл. композиции, фп. и
 дирижирования.Творч. деятельность начал в 1947. Автор балетов
 "Потерянный рай" (1950), "Сон на дне озера", "Дитя реки", "Пламя и
 человек", симф. триптиха, песен, хоров, музыки к фильмам и др. Принимал
 участие в движении "Поющие голоса Японии". Н. И.
  АКЦИЙ (Accius), Луций (170-ок. 85 до н.э.)- древнеримский драматург.
 Написал св. 40 трагедий, содержание к-рых заимствовано преим. из греч.
 мифологии, перерабатывал произв. Эсхила, Софокла и Еврипида. Иногда
 объединял в одной трагедии материал двух близких по сюжету драм своих
 предшественников. Создал также 2 трагедии на римский сюжет (т. н.
 претексты, лат. praetextae); из них наибольшей известностью пользовалась
 трагедия "Б рут", посв. изгнанию последнего рим. царя Тарквиния Гордого.
 Трагедии А. сохранились 'лишь в отрывках (св. 700 строк), по к-рым
 видно, что его стиль находился под сильным воздействием ораторской речи
 и отличался патетич. приподнятостью и афористичностью.
  Издания: (Фрагменты А.) в изд. Remains of old Latin, ed. and transi,
 by E. И. Warmington, v. 2, Carnbr.- Mass.- L., 1935.
  Лит.: История римской литературы, под общей ред. Н. Ф. Дератани, М.,
 1954, с. 96-99. В. Я.
  АКЫН - в Казахстане и Киргизии поэт-импровизатор, певец,
 композитор-мелодист. А. создавали свои песни (текст и мелодию),
 импровизируя в форме песенного речитатива под аккомпанемент домбры. А.
 должен был обладать наблюдательностью, острой памятью, артистич.
 дарованием. Живая мимика, особая выразительность слов, изобретательное
 обращение с домброй (А. помахивает ею над головой, окручивает вокруг
 туловища), "обыгрывание" костюма (шапки, рукавов и т. д.) придавало
 выступлениям А. характер театр. зрелища. А. выступали в соревнованиях
 нар. певцов - айтысах.
  Лит.: Исмаилов Е., Акыны, Алма-Ата. 195 7. Н. Л.
  АЛАВЕРДЯН, Левон Александрович [р. 19 (31). 111.1887] - армянский
 советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1951). Сценич. деятельность начал
 в 1908 в Тифлисе. С 1932 - актёр Арм. т-ра драмы (Тбилиси). Играет
 преим. характерные роли: Бархудар ("Намус" Ширванзаде), Бриллиантов
 ("Ещё одна жертва" Сундукяна), Дудукин ("Без вины виноватые") и др. Б.
 А.
  АЛАДАТЯН, Николайос (ум. 1875) - армянский драматург. Окончил Моск.
 ун-т (юридич. ф-т). Был одним из основателей арм. студенческого т-ра
 (1859) в Москве. Автор бытовой комедии-водевиля "Пропали мои пятьдесят
 червонцев", пост. в 1859 в Москве студентами. В. Т.
  АЛАДЖАЛОВ, Семён Иванович[р. 24. VII (6. VJII). 1902] - армянский
 советский театральный художник. Окончил Высшие художеств. мастерские
 (ВХУТЕМАС) в Москве. Работу в т-ре начал с 1924 в 1-м Государственном
 театре в Ереване (ныне Т-p имени Сундукяна). Оформил спектакли: "Тартюф"
 (1924), "Отелло" (1926), "Доходное место" (1929), "Егор Булычев и
 другие" (1933 и 1952). В Т-ре оперы и балета им. Спендиарова (Ереван)
 оформил балет "Счастье" Хачатуряна (1939). С 1927 работает в т-рах
 Москвы и др. городов. Спектакли: "Винтовка 492 11 б" Крона (Госцентюз,
 1928), "Восстание Восэ" (Театр имени Лахути, Сталинабад, 1934) и др. Л.
 Хпл,
  АЛАДОВ, Николай Ильич [р. 9 (21). XII. 1890] - белорусский советский
 композитор. Нар. арт. БССР (1955). Член КПСС с 1942. В 1910 окончил
 Петерб. консерваторию. С 1932 ведёт педагогич. работу в Минской
 консерватории (с 1946 - профессор). Автор оперы "Андрей Косте-ня" (соч.
 1947 ) о героич. борьбе Константина Заслонова против фашистских
 захватчиков, музыкальной комедии "Тарас на Парнасе" (соч. 1927), а также
 симф., камерных и др. сочинений. В р. С.
  АЛАРКОН-И-МЕНДОСА, Хуан Руис де - см. Руис де Аларкон-и-Мендоса.
  АЛБАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки алб. т-ра восходят к древней
 культуре иллирийских племён, живших на Балканском п-ове во 2-м
 тысячелетии до н. э. Значит, роль в культурной жизни иллирийцев сыграли
 древнегреч. колонии - Коркира,
  Бутротон, Диррахий, Аполлония. В греч. городах на территории Иллирии
 устраивались театр. представления. Здесь сохранились остатки театр.
 зданий. До наших дней у албанцев распространены нар. игры, гл. обр. на
 темы из жизни крестьян, возникшие под влиянием древнегреческих
 театральных представлений.
  Формированию национального театра в Албании препятствовало
 многовековое господство иностранных государств, особенно турецкое иго,
 длившееся 5 веков. В Италии оригинальные драматические произв. были
 созданы в 19 в. алб. эмигрантами (арбре-шами). Известный писатель И. Де
 Рада написал трагедии "Нумидийцы" и "Софонисба", А. Сантори -
 стихотворную романтич. трагедию "Иеробоам" и драму "Эмира". Первые
 театр. представления в Албании относятся к концу 19 в.; в это время Кото
 Ходжи организовал театр. кружок, просуществовавший 4 года. В 1879 в г. Ш
 кодере ученики католич. школы пост. пьесу "Сын еврея" П. Баби. Вначале
 представления шли на итал. или лат. яз., позже - на алб. яз. К периоду
 освободит, борьбы албанцев против тур. ига относится творчество
 основоположника алб. драматургии С. Фрашери, автора патриотич. пьесы
 "Клятва верности" (1880), пост. к-рой были осуществлены в колониях алб.
 эмигрантов в Америке, Румынии и др. странах. В это же время писатель С.
 Гечови написал пьесу "Князь Моиси Големи" на историч. тему. Используя
 выразит, диалект горцев, автор впервые ввёл в алб. драматургию нар. яз.
 Пьесы М. Дучи "Судьба" и "Честь" отличались занимательным сюжетом,
 рааработкой характеров. В нач. 20 в. писатель-патриот М. Грамено написал
 драмы в стихах: "Проклятия албанскому языку" (1905)-о стремлении
 албанцев к изучению родного языка, и "Смерть Пирра"
  (1906), отразившую политич. настроения в Албании конца 19 в. Ф. Ноли
 перевёл на албанский язык трагедии "Гамлет", "Макбет", "Юлий Цезарь",
 "Отел-ло" Шекспира и пьесу "Враг народа" Ибсена. Ему принадлежит драма
 "Израильтяне и филистимляне"
  (1907), в которой он ставил актуальную для своего времени проблему
 борьбы против лжепатриотов в национальном антитурецком движении. В 1909
 появилась драма "Любовь к родине" Н. Дельвина. Классик алб. литературы
 поэт А. Зако-Чаюпи создал пьесы, большинство к-рых до наст. времени
 входит в репертуар нац. т-ров. В его комедии "Четырнадцатилетний жених"
 изображены быт и нравы алб. крестьян, с большим мастерством обрисованы
 характеры героев. Патриотич. пьеса "После смерти" отличается
 антитурецкой направленностью. В трагедию "Сын своей земли", написанную в
 стиле франц. классицизма, Зако-Чаюпи ввёл образ нац. героя Скандербега.
 Важный вклад в алб. драматургию внёс писатель Ф. Пос-толи, написавший
 пьесы "Незабудка", "Долг матери", "Женитьба адвоката". К историч. и
 обществ, темам обращались в своих пьесах Э. Харапи ("Мустафа-наша"). К.
 Мирдита ("Смерть Скандербега"), X. Стер-мили ("Страдающие дибранцы" и
 "Любовь и верность"), К. Флёчи ("Вера и Родина" и "Карл Топия").
 Писатель Э. Хаджиадемк в своих стихотворных трагедиях на античные темы
 следовал канонам "Поэтики" Аристотеля, стремясь создать образцы
 албанской классической драмы.
  Большинство произв. алб. драматургии ставилось любительскими театр.
 труппами. Особенно много таких трупп появилось после провозглашения нац.
 независимости Албании в 1912. По окончании 1-й мировой войны
 любительские труппы были созданы во всех крупных городах Албании -
 Шкодере, Корче, Тиране, Эльбасане, Дурресе, Влёре, Нгирокастре. Возникли
 театр. общества ("Братство", "Богдани", "Клятва албанцев" - в Шкодере;
 "Молодёжь Корчи" и
  "Друг искусства" - в Корче), пытавшиеся в условиях реакционного
 режима ставить пьесы на политич. темы. Ряд постановок об-ва "Клятва
 албанцев", осуществлённых в 1928-39, .был запрещён цензурой. В
 спектаклях театрального об-ва выступали видные актёры-любители: 3. Хиль
 Гега, Л. Ковачи, Г. Коле Дайя, М. Прендуши, А. Кастрати, Ф. Хаджимери,
 Д. Радими, М. Попи и др. Значительную роль в развитии алб. театр. иск-ва
 сыграл в этот период реж. С. Мио.
  С 1939, после вторжения в Албанию итал. фашистов, театр.
 представления в городах прекратились, но театр. кружки были созданы в
 партизанских отрядах. После боёв в освобождённых городах и сёлах
 партизаны устраивали театр. представления под открытым небом, иногда - в
 церквах и мечетях. Театр. кружки существовали подпольно в
 концентрационных лагерях, в оккупированных городах (Тирана, Корча,
 Дуррес и др.). Ставились пьесы, интермедии, скетчи на актуальные темы. В
 начале существования партизанского т-ра представления носили
 импровизационный характер. Устраивались представления теневого т-ра,
 пантомимы. В июле 1943, когда борьба алб. народа против оккупантов
 приобрела особенно активный характер, появились первые революц. пьесы,
 написанные партизанами и драматургами, работавшими в подполье (пьесы не
 сохранились или известны только по названиям). Подпольные театр. труппы
 Тираны пост. в 1943 спектакли "Смерть фашизму- свобода народу" А.
 Бануши, "Пятое мая" С. Вачари и X. Салаку. В Эльбасане была пост. пьеса
 К. Флёчи "Триумф свободы".
  Важную роль в воспитании молодёжи в духе патриотизма сыграли
 пионерские т-ры, самым значительным из к-рых был т-р в Тиране; здесь
 была пост. пьеса "Разорванное знамя" С. Вачари, отражавшая ненависть
 алб. пионеров к оккупантам. Партизанский т-р, проникнутый идеями
 революции, пафосом борьбы за светлое будущее, был важным звеном в
 политическом воспитании народа. Здесь начали свою деятельность
 драматурги Б. Левоня, С. Вачари, режиссёр А. Пано, актёры Н. Фрашери, Л.
 Филипп, Э. Аголи и др.
  В мае 1944 в г. Пермети была создана Центральная театральная группа
 при нац.-освободит, армии. После освобождения страны (ноябрь 1944), в
 январе 1945, открылась первая драм. школа (Тирана) для подготовки
 профессиональных актёров. В мае 1945 организован первый профессиональный
 албанский театр - Государственный т-р, ныне Народный т-р в Тиране. В
 1946 на сцене этого т-ра были пост.: "Женитьба" Гоголя, "Мать" по
 Горькому, "Портрет" Афиногенова, "Чудесный сплав" Киршона. Среди первых

<< Пред.           стр. 17 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу