<< Пред. стр. 178 (из 913) След. >>
Шопена) и др. Самым глубоким и ярким образом, созданным Г. до 1917, былобраз Саламбо ("Саламбо" Арендса, 1910). В этой партии окончательно
определились основные качества её дарования - соединение блестящей
танцовщицы и крупной мимич. артистки, утверждавшей в балете начало
реалистич. иск-ва, психологич. правды. (Развитию драматич. дарования Г.
способствовали занятия с такими крупнейшими актёрами, как П. М.
Садовский, И. М. Москвин и др.). С 1910 Г. гастролировала за рубежом
(Брюссель, Берлин, Париж - антреприза С. П. Дягилева, Лондон). Осенью
того же года была в США, где выступала с М. М. Мордкиным. В сов. время
иск-во Г. приобрело ещё большую глубину и содержательность. В 1926 она
создала образ Эсмеральды ("Эсме-ральда"). В традиционное исполнение этой
партии Г. внесла живое, трепетное чувство глубоко человеческой драмы. В
1927 в первом сов. балете, поставленном на совр. тему,- "Красный мак"
("Красный цветок") Глиэра, Г. явилась создательницей образа китайской
танцовщицы Тао Хоа. В этой партии принципы классич. балета нашли своё
органическое выражение в создании образа нового социального героя. С
1935 Г. перестала выступать на сцене Большого т-ра. Большое место в
творческой деятельности Г. занимали гастроли. Она была одной из немногих
танцовщиц, к-рые еще в дореволюционные годы выезжали на гастроли в
провинцию, что сделало их иск-во известным широким кругам зрителей.
Особенно широко развернулась концертная деятельность Г. в сов. время. В
30-е гг. гастролировала по Советскому Союзу, выступая не только в
крупных городах и промышленных центрах, но и на клубных сценах заводов,
фабрик, в самых отдалённых уголках страны. Последние выступления Г.
состоялись в годы Отечественной войны (1942-44) в Москве.
Г. ведёт консультативно-педагогич. деятельность, помогает балетной
молодёжи, обращающейся к ней за творческой помощью.
В 1925 Г. первой из артисток балета было присвоено звание народной
артистки РСФСР. В 1943 удостоена Ст. пр.
Лит.: Московский Большой Театр. 1825- 1925, М., 1925; К о м н е н А.,
И в и н г В., Е. В. Гельцер, в кн.: "Театральный альманах", [В. Т. O.J,
1948, кн. 7, стр. 140-63;
Екатерина Васильевна Гельцер, М., 1954;
Мартынова О. М., Творческий путь народной артистки РСФСР Е. В.
Гельцер (автореферат дисс.), М., 1955 (на правах рукописи). О, М.
Г‚МИНДЖ (Heminge), Джон - ся. Хеминдж, Джон.
ГЕМПЙНЬСКИЙ, Хемпиньский (Hempinski), Якуб (1749-1829)- польский
актёр. Сценич. деятельность начал в т-ре князя А. Сулковского в Рыдзине.
В 1774-1814 - актёр Национального т-ра в Варшаве. Г. обладал большим
комедийным дарованием, живостью и темпераментом. Играл роли слуг.
Особенным успехом пользовался в комедиях Мольера. Лучшая роль Г.- Фигаро
("Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро"). Был блестящим исполнителем
гл. ролей в комедиях Ф. Заблоцкого. С. И,
ГЕН (наст. фам.- Шахназарян), Гурген Шахназарович [р. 18(31). XII.
1906]-русский советский актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1953). Сценич.
деятельность начал в 1927 в Баку, в т-ре "Синей блузы". Затем работал в
Бакинском рабочем т-ре. В 1927-37 играл в рус. периферийных т-рах.С 1937
(со дня основания) - актёр Ереванского рус. т-ра. Роли: Швандя ("Любовь
Яровая"), Старик (о. п. Горького), Чебутыкин ("Три сестры"), Осип
("Ревизор"), Сагател ("Из-за честп" Ширванзаде) и др. С. Р.
ГСНАСТ (Genast), Эдуард Франц (15. VII. 1797- 3. VII. 1866) -
немецкий актёр, певец и композитор. Театр. образованием Г. руководил
Гёте. Дебютировал в Веймарском театре в 1814 ролью Осмина в опере
Моцарта "Похищение из сераля". Одновременно с выступлениями в оперных
спектаклях Г. играл и в драме (Кент - "Король Лир", 1815). После ухода
Гёте из Веймарского т-ра Г. работал в т-рах Дрездена (1817), Лейпцига
(1818) и др. В 1828 был директором т-ра в Магдебурге. С 1829 вновь в
Веймаре. Среди оперных партий Г.: Дон Жуан и Фигаро ("Дон Жуан" и
"Свадьба Фигаро"),
Вильгельм Телль (о. п. Россини) и центр, партия в опере "Вампир"
Маршнера (написана для Г., 1829, Лейпциг). Роли Г. в драме: Валленштейн
("Смерть Валленштейна" Шиллера), Гёцфон Берлихинген (о. п. Гёте), Натан
Мудрый (о. п. Лессинга), король Лир, Кориолан, Макбет (о. п. Шекспира).
Г.- автор опер:
"Солнечные люди" (1828), "Предатель в Альпах" (1855, Веймарский т-р).
Мемуары Г. "Из дневника старого актёра" (1862-66) имеют большое значение
для изучения истории нем. т-ра середины 19 в.
Соч.: Aus dem Tagebuche eines alten Schauspielers, Bd 1-4, Lpz.,
1862-66.
ГЕНГЕНБАХ (Gengenbach), Памфилус (1480, Нюрнберг,- 1525, Базель) -
швейцарский поэт и драматург. Был наборщиком, затем владельцем
типографии в Базеле. В своём творчестве отражал интересы патриотически
настроенной молодой швейцарской буржуазии. Драматургич. наследие Г.
составляют гл. обр. т. н. "говорящие картины" - алле-горич. пьесы,
связанные с традициями книжной иллюстрации и представляющие собой
подобие "оживших" картин, иллюстрирующих какую-либо мысль. Интерес
зрителя к пьесам Г. был основан на их злободневности и остроумии. Пьеса
"Чужая река" (1514) отражала политич. раздоры между Швейцарией и
Францией, пьеса "Десять возрастов" (1515) показывала картины
человеческой жизни, воссозданные в реалистич. манере.
Соч.: Ausgabe der Werke, hrsg von K. Goedeke, Hannover, 1856.
Лит.: Bartsch K., Pamphilus Gengenbach, [Zurich], 1878; Raillard R.,
Pamphilus Gengenbach und die Reformation, Basel, 1936; N a die r J.,
Literaturgeschichte des deutschen Schweiz, Lpz.-Zurich, 1932. M.B.
ГЕНДЕЛЬ (Handel), Георг Фридрих (23. II. 1685, Галле,- 14. IV. 1759,
Лондон) - немецкий композитор. Обучался праву в ун-те в Галле и
одновременно изучал муз. дисциплины у композитора и органиста Ф. В.
Цахау. В 1696 впервые выступил в Берлине в качестве клавесиниста. В 1703
переехал в Гамбург, где был в то время единственный в Германии оперный
т-р. Г. работал в оркестре т-ра скрипачом и клавесинистом. Значит.роль в
творческом становлении Г. сыграло знакомство с композитором, певцом и
теоретиком И. Маттесоном и известным оперным композитором Р. Кейзером,
руководившим гамбургской оперой. В 1705 на сцене театра были пост.
первые оперы Г. "Альмира" и "Нерон". В 1706 Г. уезжает в Италию, где
продолжает совершенствоваться как композитор и создаёт ряд новых опер, в
т. ч. "Родри-го" (1707, Флоренция). Эта первая опера, написанная Г. в
итал. стиле, и опера Агриппина" (1709, Неаполь) прославили его имя по
всей стране. Пребывание в Италии и особенно в Неаполе, к-рый был одним
из центров мировой оперной культуры, оказало важное влияние на
формирование стиля Г. С 1710 он работал в Ганновере; неоднократно
посещал Англию, куда переселился в 1717. Еще АО этого в Лондоне
ставились оперы Г., написанные по типу итал. оперы-сериа, в т. ч.
"Ринальдо" (1711), "Верный пастырь" (1712), "Тезей" (1713), "Амадис"
(1715). В 1719 Г. становится во главе основанной им "Королевской
академии музыки" (на открытии в 1720 исполнялась опера Г. "Радамист"). В
этот период композитор обращается к темам героич. характера, пишет оперы
"Юлий Цезарь", "Тамерлан" (обе в 1724) и др. Дальнейшая деятельность Г.
проходила в борьбе с косностью лридворно-аристо-кратических кругов.
Одновременно существовала буржуазно-демократическая оппозиция,
требовавшая отказа от шаблона оперы-сериа и утверждения англ. нац.
оперы. После закрытия Академии (в 1728) Г. организовал новую оперную
труппу, для к-рой создал оперы "Лотарио" (1729), "Партенопа" (1730),
"Поро" (1731), "Эцио" (1732), "Орландо" (1733) и др.; он привлёк к
исполнению опер выдающихся итал. вокалистов. В 1733 труппа распалась. В
1734-37 Г. писал оперы для т-ра "Ковент-Гарден": "Ариадна" (1734),
"Ариодант" (1735), "Альцина" (1735), "Атланта" (1736), "Арминий" (1737),
"Берениса" (1737) и др.
После тяжёлой болезни, перенесённой в 1737, Г. отходит от оперного
творчества (последняя опера - "Дейдамия", 1741) и посвящает себя
созданию ораторий, к-рые по своему содержанию и монументальной форме
наиболее соответствовали устремлениям передовых кругов англ. об-ва и
сделали Г. нац. композитором Англии. В ораториях, соединяющих эпич.
величественность и героику с ярким, напряжённым драматизмом и
психологич. глубиной образов ("Самсон", 1743, "Иуда Маккавей", 1747,
"Иевфай", 1752, и др.), получил полное выражение муз.-драматич. стиль Г.
Композитор внёс значительный вклад в развитие оперного жанра. Он обновил
форму арии, сделал её важным средством психологич. характеристики
персонажей. Драматич. действие в операх Г. связано свободным,
разговорно-мелодич. речитативом, что определяет их драм. выразительность
и единство. После смерти Г. его оперы в течение двух столетий находились
в забвении. В сер. 20 в. возник интерес к оперному наследию Г. В наст.
время его оперы вновь входят в репертуар мн. т-ров Европы. Г. написаны
также оперы "Флоринд", "Дафна" (обе пост. в 1708, Гамбург), "Муций
Сцевола" (1721), "Флоридант" (1721) , "Отгон" (1723), "Флавий" (1723),
"Роделинда" (1725), "Сципион" (1726), "Александр" (1726), "Адмет"
(1727), "Ричард" (1727), "Птоломей" (1728), "Джусти-но" (1737), "Ксеркс"
(1738), "Юпитер в Аргосе" (1739), "Гименей" (1740), балет "Терпсихора"
(1734), неск. масок, пасторалей и др. соч.
Лит.: Грубер Р. И., Гендель, М., 1935; его же, Гендель в России,
"Советская музыка",! 959, ј 4; Р о л л а н Р., Гендель, Собр. соч., т.
17, Л., 1935; П л а т е к Я. М., Григорьев Л. Г., Г. Ф. Гендель, М.,
1958; ChrysanderF., (т. F. Handel, Bd 1-3, 2 Aufl., Lpz., 1919; Flower
N., Georg Friederic Handel..., L., 1947; W o I f H. С h., Die Handeloper
auf der modernen Buhne, Lpz., 1957, ff, Kon.
Г‚НДЖЕР (Gencer), Лейла Айша (р. 1923)-турецкая артистка оперы
(лирико-драматич. сопрано). Пению обучалась в Стамбульской
консерватории. Дебютировала в 1950 в оперном т-ре Анкары в партии
Сантуццы ("Сельская честь" Масканьи). С сер. 50-х гг. Г. выступает с
гастролями; пела в Италии, Австрии, Польше, Югославии, США и др. странах
(в 1960 - в СССР). Творчество характеризуется лучшими чертами итал.
вокальной школы 20 в. - технич. мастерством, экспрессией,
одухотворённостью исполнения. Партии:
Лючия ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Виолетта ("Травиата"), Тоска;
Франческа ("Франческа да Ри-мини"3андонаи)идр. Вс. Т.
ГЕНДУНОВА, Найдан Намжиловна (р. 1913) - бурятская советская актриса.
Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1942. Окончила в 1932 Техникум пск-в
в Улан-Удэ и вступила в труппу Бурятского драм. т-ра. С 1950 работает в
Бурятском драм. т-ре им. Хоца Намсараева (Улан-Удэ). Характерная и
комедийная актриса, Г. создала остро сатирич. и комедийные образы. Роли:
Гохон ("Ключ счастья" Намсараева), Балма ("Сын народа" Цыдынжапова),
Дари ("У истока родника" Балдано), Пиляй ("Хитрый Бу-дамшу" Шагжина),
Варвара ("Гроза"), Ога p нова ("Счастье" по Павленко), Ковшик
("Калиновая роща" Корнейчука). Л. Ход.
ГЕНДЭН С а н г и д ж а б и й н (р. 1918) - монгольский режиссёр и
актёр. В 1950 окончил реж. ф-т ГИТИСа. С 1936 работает в Гос. драм. т-ре
в Улан-Баторе. Пост. здесь спектакли "По своему пути" Сэнгэ и
Лодойдамба, "Товарищество" Лодой, "Отелло";
"Платон Кречет", "Калиновая роща" Корнейчука, "Семья" Попова,
"Снежок" Любимовой, "Полковник Фостер признает себя виновным" Вайяна и
др. В 1957 пост. оперу "Среди печальных гор" Нацаг-доржа в театре
пекинской драмы (Пекин). Играл роли: Галсурэн и Бальджир ("Борьба",
"Новый путь" Намдака), Труффальдино ("Слуга двух господ") и др.
Г. присущи большая искренность и простота исполнения. Г. У.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ - последняя репетиция перед окончательным
выпуском спектакля. См. Репетиция.
"ГЕНИЙ И БЕСПУТСТВО" - пьеса Дюма-сына. См. ((KUH)).
ГЕНЙНОВ, Чойжи-Нима Генинович (р. 18.XI. 1907) - бурятский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1942. В 1932 окончил в
Улан-Удэ Техникум иск-в и вошёл в труппу Бурятского драм. т-ра. Острой
характерностью отмечено исполнение Г. ролей: Вурма ("Коварство и
любовь"), Лу Гуя ("Тайфун" Цао Юя). Создал комедийно-сатирич. образы:
Пэлхэндэй, Порни ("Первый год", "Хитрый Будамшу" Шагжина), Кандыба
("Калиновая роща" Корнейчука). Среди лучших ролей Г.: Пэк ("Сон в летнюю
ночь"), Кулигин ("Гроза"), Нима Гар-маев ("Пламя" Балдано). Популярен
как исполнитель бурят, нар. песен.
Лит.: Х одорковскаяЛ., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. ff,
Г‚НСЛО (Henslowe), Филипп - см. Хенсло, Филипп.
ГЕОРГИЕВ (Хаджигеоргиев), Димитр (30.VI.1873, Стара-Загора, - 19.
III. 1932, София)- болгарский композитор, педагог, муз.-обществ,
деятель. Один из основоположников оперного искусства в Болгарии. Музыке
обучался в 1892-97 в Пражской консерватории у И. Фёрстера и др. После
окончания консерватории руководит хором в г. Стара-Загора. С 1902
работал в Софии. Был одним из организаторов первого в Болгарии оперного
т-ра "Оперна дружба" (1908) и до 1923 входил в руководство этого т-ра.
Г.- автор одной из первых болг. опер ("драматич.
оперетты")-"Тахир-беговица" ("Жена Тахир-бека", 1911, "Оперное
товарищество", София), написанной на сюжет старинной нар. легенды о
борьбе болг. народа против тур. поработителей (либр. М. Георгиева), Г.
принадлежат также оперы "Певец Багдада" (1913), "Ашик и Заира" (1915),
"Македония свободна" (1917); эти оперы остались незаконченными. Г. был
основателем (1907) и директором частного Муз. училища (с
1912Государственное), преобразованного в 1921 в Муз. академию
(существовала до 1931), основателем болг. муз. союза, редактором газеты
"Музыкальный вестник" и др.
Лит.: Кръст е вВ., Очерки върху развитието на българската музика, т.
1, София, 1954; С а г а е в Л., "Българското оперно творчество", София,
1958. JJ, /.
ГЕОРГИЕВ, Любен (20.V.1884-1954) - болгар ский актёр. Засл. арт. Нар.
Республики Болгарии (1952). Сценическую деятельность начал в сезон
1902-03 в труппе М. Икономова. Работал в т-ре Розы Поповой, Загребском
драматическом т-ре, в Пловдивском т-ре; играл роли: Исаака ("Иван-ко"
Друмева), Кира Тодора ("Борислав" Вазова), Ж адова и Счастливцева
("Доходное место" и "Лес"), Никиты ("Власть тьмы"), Расплюева ("Свадьба
Кре-чинского"), Актёра ("На дне") и др. С 1947 работал в софийском
Народном т-ре молодёжи, играл Бруяко ("Молодой человек" Мдивани) и др.
Г. способствовал утверждению реализма в нац. сценич. иск-ве, создавал
яркие разнохарактерные образы. As. M.
ГЕОРГИЕВА, Катя (р. 7.VII. 1928) - болгарская артистка оперы
(лирико-драматич. сопрано). В 1946 окончила Софийскую консерваторию по
классу скрипки; брала уроки пения у X. Брым борова. С 1950 Г.- солистка
Софийской нар. оперы. Партии: Елена ("Момчил" Пипкова), Дездемона
("Отелло" Верди), Маргарита ("Фауст"), Татьяна; Иоланта ("Иоланта"),
Наташа ("Война и мир" Прокофьева) и др. Гастролирует во мн. оперных
т-рах, выступает в концертах. Л. М.
ГЕОРГИЕВСКАЯ, Анастасия Павловна [р. 25.Х (7.XI). 1914]-русская
советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1948). Член КПСС с 1940. В 1935
окончила ГИТИС. В 1936 была принята в МХАТ. Остро характерная,
комедийная актриса, Г. исполнила на сцене МХАТа роли: Таисия ("Достнгаев
и другие"), Наташа ("Три сестры"), Мачеха ("Двенадцать месяцев"
Маршака), Л ушка ("Хлеб наш насущный" Вирты), Домна ("Сердце не прощает"
Софронова), миссис Даджен ("Ученик дьявола" Шоу), Потапова ("Битва в
пути" по Николаевой) и др. Г. работает на радио, снимается в кино. С. Г.
ГЕОРГИЕВСКИЙ, Адольф Георгиевич (18.1.1886- 1945) - русский советский
актёр. Засл. арт. РСФСР (1931). Член ВКП(б) с 1940. Учился на юридич.
ф-те Моск. ун-та. Проф. сценич. деятельность начал в 1904. Играл в т-рах
гг. Горького, Ростова-на-Дону, Свердловска. Роли: Яго; Репетилов ("Горе
от ума"), Крутицкий ("На всякого мудреца - довольно простоты"), Юсов
("Доходное место"), Аркашка Счастливцев ("Лес"), Любим Торцов ("Бедность
не порок"). В пьесах советских драматургов - Шурупов ("Яд"
Луначарского), Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва), Галушка ("В
степях Украины" Корнейчука) и др. Э. К.
ГЕОРГИЕВСКИЙ, Георгий Адольфович (р. 11. VI. 1907) - русский
советский режиссёр. Засл. деят.иск-в РСФСР (1950). Член КПСС с 1939. Сын
актёра А. Г. Георгиевского. Сценич. деятельность начал в 1925 в
Ростовском т-ре как актёр. С 1928 работал в Нижегородском т-ре (под рук.
Н. И. Соболыцикова-Са-марина). Самостоят, режиссёрскую работу начал в
1933 в Свердловском т-ре; пост. спектакли "Беспокойная старость"
Рахманова (1938), "Мать" Чапека и "Павел Греков" Войтехова и Ленча
(1939, совм. с И. С. Ефремовым) и др. Работал в Баку, Кирове, Тбилиси. С
1942 - гл. режиссёр Калининского драм. т-ра; пост. "Русский вопрос"
(1947); "Заговор обречённых" Вирты (1949), "Ревизор" (1951) и др. С 1953
- гл. режиссёр (с 1955 также и директор) Ставропольского драм. т-ра;
пост. "Персональное дело" Штейна (1955), "Фабричная девчонка" Володина
(1957) и др. С 1958 вновь гл. режиссёр Калининского т-ра; пост.: "Третья
патетическая" Погодина, "Трасса" Дворецкого и др. Спектакли,
поставленные Г., отмечены оптимизмом, фантазией, поисками новых
выразительных средств. Э. К.
ГЕРАЙБЕЙЛИ (наст. фам. - Г e р а и б e к о в), Ага-садых Ara Али оглы
(р. 1-Х. 1897) - азербайджанский советский актёр. Нар. арт. Азерб. ССР
(1940). Член КПСС с 1940. Сценич. деятельность начал в 1917 в Баку в
труппе бр. Гаджибековых. Выступал в спектаклях вместе с выдающимся
актёром Г. Араблин-ским. С 1921 работал в сатир-агиттеатре, затем в
Рабочем т-ре (Баку). В 1923 окончил театр. студию. С 1933 - актёр Т-ра
им. Азизбекова (Баку). Г. создаёт образы, исполненные острого
драматизма, патетики - Искандер ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Сатин ("На
дне"), обличительного сарказма - Салманов ("Бухта Ильича"
Меджнунбекова), Городничий; Ибрагим-хан ("Вагиф" Вургуна), сочного юмора
- сэр Тоби ("Двенадцатая ночь") и др. Г. исполнял роль И. В. Сталина в
спектаклях "Ханлар" Вургуна и "Грозовой год" Каплера. Снимался в кино.
К. Кае.
ГЕРАГА, Павел Иосифович [р. 4(16).IX. 1892]- русский советский актёр.
Нар. арт. РСФСР (1947). Сценическую деятельность начал в 1909 в
Красноярске. Работал в т-рах Самары, Иркутска, Ярославля,
Ростова-на-Дону, Тулы, Казани и других городов. С 1932 играет в Москве:
в 1932- 1939-в Центральном т-ре Красной Армии; с 1939- в Т-ре им.
Моссовета. Одна из значительных работ
Г. - образ Гайдая ("Гибель эскадры", 1934). Остротой,. богатством
жизненных наблюдений было отмечено исполнение Г. роли Ратникова ("В
одном городе" Софронова). Среди лучших ролей Г. в сов. репертуаре также:
Председатель Укома ("Шторм"), Глеб Чумалов ("Цемент" по Гладкову), Глоба
("Русские люди"), доктор Таланов ("На-шествие"),Сторожев("Три камня
веры" Вирты) и др. В пост. рус. классич. драматургии играл роли Дикого
("Гроза"), Тетерева ("Мещане") и др.; в переводном репертуареСтаркуэтера
("Кража" Лондона). А. Шн.
ГЕРАРДИ (Glierardi), Герардо (2. VII. 1891 - 10.III. 1949) -
итальянский драматург. Лит. деятельность начал как журналист, театр.
критик. В 1922 написал первую пьесу - "9, 21, 37 на каждый розыгрыш"
(труппа Кьянтони, Болонья). В том же году вместе с Л. Руджи основал
"Экспериментальный т-р" в Болонье. С 1935 работал в Риме режиссёром в
различных т-рах. Осн. проблема пьес Г. - "Грим на лице" (1933, труппа
Тофано-Риссоне, Милан), "Дети маркиза Лучера" (1935, та же труппа, Рим),
"Пассабо, пропащая жизнь" (1936, труппа Руджерп, Феррара), "Осень"
(1939, труппа Чимара-Челлини- Павезе, Перуджа) - нравств.
усовершенствование героя. Г. пытался найти решение жизненных конфликтов
в духе традиционной бурж. морали. Пьесы его сценичны, но, как правило,
не отличаются высокими художеств. достоинствами. В 1935-49 Г. писал
сценарии и диалоги для кинофильмов. Р. X.
ГЕРАРДИ ДЕЛЬ ТЕСТА (Gherardi del Testa), Том-мазо (30. Vili. 1814 -
12. X. 1881) - итальянский романист и драматург. Его первая комедия