<< Пред. стр. 179 (из 913) След. >>
"Глупое тщеславие" была пост. с участием А. Ристори в 1844 на сцене т-раКокомеро (Флоренция). Всего Г. д. Т. написал ок. 70 пьес-комедий и
фарсов. Пьесы Г. д. Т. пользовались большой популярностью у
современников, но в наст. время не ставятся. Лучшие из них- романтич.
драмы "Гибкая совесть" (1862, т-р Николи-ни, Флоренция) и "Истинный
герб" (1863, там же) и комедия "Жёны и коровы из твоего села" (1865, там
же). В первых двух рисуются эпизоды политич. борьбы в Тоскане эпохи
Рисорджименто. В последней реалистически обрисованы тосканские
крестьяне. Соч.: Teatro comico, v. 1-4, Firenze, 1856-83. JIurrt.:
Zendralli A. M., Gherardi del Testa; vita studio critico..., Diss.,
Bellinzona, 1910; S a n e s i J., La coni-media, v. 2, Mil., 1954. р у
ГЕРАСИМЕНКО, Виктор Яковлевич (р. 1910) - русский советский театр.
художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Работу в т-ре начал в 1930.
Оформлял спектакли в Воронежском т-ре: "Гамлет" (1940); "Полководец
Суворов" Бахтерева и Разумовского (1941), "Фельдмаршал Кутузов"
Соловьёва (1942), "Горе от ума" (1945). С 1947 - художник Горьковского
драм. т-ра им. Горького. Создал декорации к спектаклям:
"Молодая гвардия" (1947), "Живой труп" (1948); "Семья" Попова (1950),
"Сон на Волге" Островского (1953), "Настоящий человек" по Полевому
(1955), "Баня" (1956), "Оптимистическая трагедия" (1957); "Интервенция"
Славина (1957), "Обрыв" по Гончарову (1957), "Братья Ершовы" по Кочетову
(1959). Г. утверждает живописно-объёмную систему декораций. АН. Ш.
ГЕРАСКИНА, Лия Борисовна [р. 3(16).X.1910] - советский драматург и
журналистка. Член КПСС с 1944. Лит. деятельность начала в 1938. Первая
пьеса Г. "Хрустальд и Катринка" (1947, Красноярский т-р). Автор пьес:
"Аттестат зрелости" (1948, Новосибпрский ТЮЗ), "Синий цветочек" (150,
Моск. ТЮЗ), "Право на счастье" (1952, там же), "Её будущее" (1954, там
же), "Мягкий характер" (1957-58, Хабаровский, Новосибирский,
Владивостокский ТЮЗы) и др. Пьесы Г. посв. проблемам формирования
характера сов. молодёжи, сов. морали. Автор пьес "Соседи по квартире"
(1956, Моск. т-р драмы и комедии), "Николай Иванович" (1958, там же) и
др. Ал. Г.
ГЕРБЕ (Gorbe), Янош (р. 1912) - венгерский актёр. Сценич.
деятельность начал в 1936. Работал в т-ре "Бельвароши", в 1945 был
принят в труппу Национального т-ра в Будапеште. Г. создал ряд образов
людей из народа, отличающихся жизненной правдой, бытовой достоверностью.
С большой драматич. силой воплотил образ бана Петура ("Банк-бан"
Катоны), крестьянина Балги ("Чонгор и Тюнде" Вёрёшмарти). Крупнейшим
актёрским достижением Г. было исполнение роли Алексея ("Оптимистическая
трагедия") и батрака ("Буря" Добози, 1958) на сцене т-ра им. Пе-тёфи
(1957). А. Гер., А. Н.
ГЕРВЙНУС (Gervinus), Георг (20.V.1805-18.IIL 1871) - немецкий
историк, литературовед. В своих работах Г. впервые в нем.
литературоведении выдвигает культу рно-историч. метод исследования,
строящийся на выявлении взаимосвязи художественных явлений и
общественной жизни. Самоё обществ. жизнь Г. рассматривает не как
отражение борьбы классов, а как результат общего стремления человечества
к свободе и демократич. формам правления. С этих позиций подходит Г. и к
истории нем. т-ра, первый научный анализ к-рой он дал в "Истории
немецкой национальной литературы". Здесь же Г. указал на
общенациональное значение творчества Гёте и Шиллера. В исследованиях:
"Шекспир", "Гендель и Шекспир" - Г. дал глубокий и во многом не
утерявший своей ценности историч. и психологич. анализ пьес и образов
Шекспира.
Соч.: Geschichte der poetischen Nationalliteratur der Deutschen,
Tll-5, Lpz., 1835-42; Geschichte der deutschen Dichtung, Bd 1-5, 5
Aufl., Lpz., 1871-74; Shakespeare, Tl 1-4, Lpz., 1849-50; Handel und
Shakespeare. Zur Aesthetik der Tonkunst, Lpz., 1868; в рус.
пер.-Шекспир, т. 1-4, 2 изд. доп., рИБ, 1877-78.
ГЕРГАНОВА, Петрана (р. 2.11. 1905) - болгарская актриса. Засл. арт.
Нар. Республики Болгарии (1949). С 1922 работает в софийском Нар. т-ре.
Сценич. образы, созданные Г., характеризуются богатой духовной жизнью,
глубокой эмоциональностью, в её игре сценич. техника сочетается с
большим темпераментом. Роли: Милкана ("Мастера" Стоянова), Албена (о. п.
Йовкова), Офелия и Виола ("Гамлет" и "Двенадцатая ночь"), Химена ("Сид"
Корнеля), Мария Стюарт;
Лариса ("Бесприданница"), Татьяна и Рашель ("Враги" и "Васса
Железнова"). Аг. М.
ГЕРГЕЙ (Gergely), Шандор (р. 1896) - венгерский писатель. Лит.
деятельность начал в 1922. В 1931- 1945 жил в качестве эмигранта в СССР.
В 1939 по собственному рассказу, посвящённому венг.
подпольщику-коммунисту, написал пьесу "Мой сын" (совм. с О. Литовским).
Эта пьеса в том же году была пост. Моск. т-ром Ленинского комсомола, шла
во мн. т-рах СССР, затем в Венгрии (в т-рах Дебрецена, Бекешчабы,
Соль-нока) и Германии. Г. перевёл на венг. яз. "Оптимистическую
трагедию" (1957, Т-р им. Петёфи). А. Н.
ГЕРГЕСОВА, Татьяна Ефремовна (р. 14.VII.1915)- бурятская советская
танцовщица. Нар. арт. Бурят. АССР (1955), засл. арт. РСФСР (1957).
Начала ар-тистич. деятельность в 1936 как актриса Бурятского драм. т-ра.
Одновременно участвовала в самодеятельности, сначала в качестве
танцовщицы, а позже - руководительницы хореографич. кружка. С 1942
переходит в филармонию и становится исполнительницей нар. танцев (танцы
народов СССР и стран Востока). Работает и как балетмейстер филармонии.
Л. Ход.
ГЕРДТ, Елизавета Павловна [р. 17(29).IV.1891 ]- русская артистка
балета, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1951). Дочь известного
танцовщика П. А. Гердта. В 1908 окончила Петерб. балетное уч-ще и была
принята в балетную труппу Мариинского т-ра. Исполняла партии Авроры,
Одетты-О диллии, Раймонды; Армиды ("Павильон Армиды" Черепни-на) и др.
Г. была яркой представительницей акаде-мич. школы классич. танца.
Оставила сцену в 1928 и посвятила себя целиком педагогич. деятельности.
В 1917-34 преподавала в Ленингр. хореографич. уч-ще (1930-32 -
художеств. руководитель). В 1934 переехала в Москву, где преподавала в
Моск. хореографич. уч-ще (1936-37 - художеств. руководитель) и работала
педагогом в балетной труппе Большого т-ра. С 1960 преподаёт только в
труппе Большого т-ра.
Педагогич. метод Г. основывается на развитии природных данных
артистов, она добивается от своих учениц тщательной отделки каждого
движения, сдержанной благородной манеры исполнения, чистоты танцевальной
формы, воспитывает музыкальность. Среди учениц Г.: А. Я. Шелест, М. М.
Плисецкая, В. Т. Бовт, Р. С. Стручкова, К. С. Максимова и др. Л. П.
ГЕРДТ, Павел (Павел-Фридрих) Андреевич [22.XI (4.ХП).1844 -
30.VII(12.VIII).19171 - русский артист балета, педагог. В 1865 окончил
балетное отделение Петерб. театр. уч-ща. Ученик М. И. Петипа и X. П.
Иогансона. Первое выступление Г. состоялось в 1858 в балете
"Крестьянская свадьба" Стефани (па-де-труа). В 1865-1916 работал в
балетной труппе имп. т-ров; был первым исполнителем на петерб. сцене
партий в балетах Чайковского: Дезире ("Спящая красавица"), принц Коклюш
("Щелкунчик"), Зигфрид ("Лебединое озеро"). В течение многих лет
считался лучшим классич. танцовщиком петерб. балета. Исполнение Г.
отличалось благородством формы, пластичностью и мимич. выразительностью.
Партии:
Колен ("Тщетная предосторожность" Гертеля), Альберт ("Жизель"),
Пе-лей ("Приключения Пе-лея" Минкуса), Луций ("Весталка" Иванова), Дамис
("Испытания Да-миса" Глазунова), Синяя борода (о. п. Шенка) и др. Пост.
балеты "Жавет-та" на муз. Сен-Санса (1902), "Мнимые дриады" Пуни (1899),
"Искра любви" Маржецкого и Че-крыгина (1900). В 1880- 1904 преподавал в
Пе-терб.театр.уч-ще.Его учениками были А. П. Павлова, М. М. Фокин, Т. П.
Карсавина, А. Я. Ваганова и др. В 1909 гастролировал в Париже. Последнее
выступление состоялось в 1916.
Лит.: Богданов-Березовский В.,Сценическая проблема балетов
Чайковского, в кн.: Театральный альманах. Сб. статей, кн. 3(5), M., WO,
1946, с.152-169; Вазем E., Записки балерины Санкт-Петербургского
Большого театра. 1867-1884, Л.-М., 1937;
БорисоглебскийМ. В. (сост.), Материалы по истории русского балета...,
т. 1 - 2, [Л., 1938-39, Л U
ГЕРЛАК, Виктор Карпович (р. 19.1.1915) - молдавский советский
режиссёр. Нар. арт. Молд. ССР (1958). Член КПСС с 1943. Сценич.
деятельность начал в 1927 в полупроф. т-ре г. Балта (Молдавия). В 1933
окончил Одесский муз.-драм. ин-т, в 1940 - режиссёрский ф-т ГИТИСа. С
1940 - режиссёр Молдавского муз.-драм. т-ра, в 1946-50 - директор т-ра.
Роли: Жевакин ("Женитьба"), Дзержинский ("Кремлёвские куранты"),
Розенберг ("Русские люди") и др. Пост. спектакли: "Гайдуки" Ром-Лебедева
(1944), "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского (1944), "Котовский"
Лукьянова и Ананко (1950), "Волшебная булава" Деляну (1951), "Марийкино
счастье" (1951) и "Ковёр Иляны" (1953) Корняну, "Человек и волк" Гимера
(1956), "Сынзяна и Пепеля" (1956), "Овидий" (1958) Алессандри, "Бурлящий
Дунай" Букова (1959) и др. Д. Я.,
ГЕРЛС (girls - от англ. девушки) - вид эстрадного танца, исполняемого
одновременно большой группой танцовщиц, одетых в одинаковые костюмы.
Танец Г. отличается точностью ритма, слаженностью движений, сближающими
его с гимнастическими упражнениями. Рисунок танцев рассчитан на внешний
эффект, оригинальность, в нём часто группируются сплетённые фигуры
танцовщиц. Термин "Г."появился в Англии в первом десятилетии 20 в. и
первоначально соответствовал рус.понятию "хористка".Театральный
предприниматель Дж. Эдварде в принадлежащем ему лондонском "Гейети
тиэтре" ввёл новый вид муз. комедий. В этих спектаклях принимали участие
хористки т-ра, к-рых Эдварде обучил танцам. Позднее они получили
название "Гейети герлс", к-рое вскоре стало очень популярным. Среди
других Г. были популярны "Тил-лер герлс", "Лидия Томпсон герлс",
"Флородора герлс", "Зигфрид герлс", "Фоллис герлс" и др., носившие имя
антрепренёра-предпринимателя или название т-ра, в к-ром они выступали. В
дальнейшем Г. стали обязательными для программ мюзик-холлов. Г. получили
распространение в США, Франции и др. капиталистических странах. С
момента своего возникновения танцы Г. видоизменились: движения
усложнились до акробатических, танец приобрёл эротический характер,
костюм рассчитан на максимальный показ обнажённого тела. Выступления Г.
получили распространение на эстрадах кабаре и ресторанов и приобрели
особую популярность среди буржуазного зрителя.
Лит.: Beaudu E., Histoire du music-hall, P., 1954;
Farnswort h M., The Ziegfeld follies, N.?.,1956. Нот. Р.
ГЕРМАН (Hermann), Макс (14.V. 1865 - 1942) - немецкий историк
литературы и театра. Основоположник научного театроведения в Германии.
Начал преподавательскую работу в Берлинском ун-те в 1891 (курс истории
лит-ры). С 1901 занимался историей и теорией т-ра. Г.-автор капитального
труда "Исследования по истории немецкого театра средних веков и
Возрождения" (1914) и ряда др. значительных работ, в к-рых он проявил
широкую эрудицию учёного, ввёл в научный обиход обширный документальный
материал, гл. обр. из эпохи средних веков и возрождения в Германии.
Значение театроведческих работ Г. ограничивается, однако,
идеалистичностью его мировоззрения. Считая своей главной задачей
воссоздание (реконструкцию) спектаклей прошлых эпох, Г. подошёл к
решению этой задачи антиисторично - он отрывал воссоздаваемые им
спектакли от общего исторического и литературного процесса,
преувеличивал роль единичных фактов в истории театра и недооценивал
значение общих закономерностей развития культуры.
В 1923 по инициативе Г. при Берлинском ун-те был создан
Театроведческий ин-т, вокруг к-рого груп-яировались многочисленные
последователи Г. (А. Кестер, Б. Фелькер, Э. Лерт, Б. Дибольд, В. Кельх и
др.). В 1925 Г. был избран почётным членом ленингр. Ин-та истории иск-в.
После фашистского переворота в Германии Г. был отстранён от должности
профессора и заключён в концлагерь, где и скончался (его жена,
литературовед Елена Герман, тогда же погибла в газовой камере).
Соч.: Albrecht von Eyb und die Fruhzeit des deutschen Humanismus in
Nurnberg, B., 1893; Die Rezeption des Humanismus in Nurnberg, B., 1898;
Jahrmarktsfest zu Plundersweilern Entstehungs-und Buhnengeschichte, B.,
1900; Forschungen zur deutschen Theatergeschichte des Mittelalters und
der Renaissance, Bd 1-2, В., 1914; D'ie Buhne des Hans Sachs, B., 1924;
Forschungen zur deutsehen Thcatergeschichte des Mittelalters und der
Renaissance, Tl l. Vorwort, Kurzungen und Anmerkungen Helmut Schiemann.
Studienmaterial fur die kunstlerischen Lehranstalten, Dresd., 1955.
Лит.: Гвоздев А. А., Из истории театра и драмы, П., 1923; его же,
Итоги и задачи научной истории театра, в кн.:
Задачи и методы изучения искусств. Сб. статей,! П. J, 1924; К u
t-scher A., Grundriss der Theaterwissenschaft, Munch., 1949;
H о 1 l K., Die Meistersingerbuhne von Hans Sachs, "Zeitschrift fur
deutsche Philologie", 1926, Bd 51; S t u m f l R., Die
Buhnenmoglichkeiten im 16. Jahrhundert, "Zeitschrift fur deutsche
Philologie", 1926. Bd 54-55; K n u d s e n H., Max Herrman" "Maske und
Kothurn", Vierteljahrsschrift fur Theaterwissenschaft, Graz-Koln, 1955,
Hft 1-2. С. Мок.
ГЕРМАН, Юрий Павлович [р. 22.III (4.IV). 1910]- русский советский
писатель и драматург. Лит. деятельность начал в 1926. В 1933 в Т-ре им.
Вс. Мейерхольда была пост. инсценировка романа Г. "Вступление". Среди
лучших пьес Г.- "Сын народа" (1939, Ленингр. т-р комедии, переработана
Г. в киносценарий "Доктор Калюжный"), "Сестры, или Доктор Пирогов"
(1940, в 1947 переработана Г. в киносценарий "Пирогов", Ст. пр. 1947),
"За здоровье того, кто в пути" (1942, ленингр. Новый т-р), "Белое море"
(1944, Архангельский т-р), "Тёмной осенней ночью" (1951, Моск. т-р драмы
и комедии и Ленингр. Большой драм. т-р) и др. Г. принадлежат также
сценарии фильмов "Семеро смелых" (1936, совм. с С. А. Герасимовым),
"Дело Румянцева" (1956, совм. с И. Хейфецем). Автор статей по т-ру. Э.
К.
Г‚РМАНОВА, Мария Николаевна (1884-1940)- русская актриса. Ученица
школы МХТ, Г. в 1902-19 выступала на сцене этого т-ра. Образы, созданные
Г. в ранний период творчества, отмечены драматизмом - Софья ("Горе от
ума"), Элина ("У врат царства" Гам-суна). Обладая блестящими внешними
данными (выразительное лицо, высокий рост), Г. играла преим. драматич. и
героич. роли: Грушенька ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Агнес
("Бранд" Ибсена), Екатерина Ивановна (о. п. Андреева), Донна Анна
("Каменный гость" Пушкина), Ольга ("Три сестры"), Елена ("Дети солнца"
Горького), Марина Мнишек ("Борис Годунов"). Снималась в кино ("Екатерина
Ивановна", "Анна Каренина"). С 1919 жила за границей. Играла в т-рах
Праги, Парижа и др. городов. П.М.
ГЕРОД, или Г e p о н д (??????, или ???????) (3 в. до н. э.), -
древнегреческий писатель. Автор мимиамбов (мимиямбов) - бытовых сценок с
небольшим количеством действующих лиц и остро натура-листич. обрисовкой.
Фабула мимиамбов Г. проста (напр., мать приводит сына к учителю,
перечисляет его проделки и просит высечь, что приводится в исполнение),
моралистич. тенденции отсутствуют, внимание автора сосредоточено на
передаче бытовых ситуаций повседневной жизни греч. города. Папирусы с
мимиам-бами Г. были найдены в Египте в 1889.
Соч.: Мимиамбы, пер., ред. и предисловие Б. В. Горнунга, М., 1938 (с
параллельным греч. текстом). С. А.
ГЕРОЙ (героиня)-1) Центральный персонаж пьесы. 2) В 18-19
вв.-исполнитель ведущих ролей в трагедиях. Позднее термин "Г." стал
применяться и в отношении ведущих актёров, выступавших в др. сце-нич.
жанрах (драматич. Г., комедийный Г.). Получили распространение специфич.
разновидности термина: Г.-любовник (напр., Фердинанд "Коварство и
любовь"), Г.-резонёр, Г.-фат (напр., Кречинский "Свадьба Кречинского"),
Г.-неврастеник (напр., Раскольников "Преступление и наказание" по
Достоевскому), характерный Г. (напр., Братишка "Шторм"), бытовой Г.
(устар.-"рубашечный", напр., Кудряш "Гроза"). Были и возрастные
разновидности амплуа Г.: молодой Г., пожилой Г. В 20-е гг. существовало
амплуа "социальный герой" (Гай - "Мой друг" Погодина). А.Шн.
ГЕРОЛЬД, Херольд (Herold), Вильгельм Кристофер (19. III. 1865 - 15.
XII. 1937) - датский артист оперы (драматич. тенор). Пению обучался у П.
Йерн-дорфа и А. Розенфельда в Копенгагене и у Девилье и Д. Сбрилья в
Париже. Впервые выступил на оперной сцене в 1893 в Копенгагене. В
1893-1903 Г. - солист Королев, т-ра в Копенгагене. Партии: Фауст, Хозе,
Канио, Лоэнгрин; Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Туриду
("Сельская честь" Маска-ньи), Педро ("Долина" д'Альбера) и др. С 1903 Г.
занимался гастрольной деятельностью (Лондон, Берлин, Прага, Будапешт,
Осло, Стокгольм и др.). В 1915 оставил сцену. Выступал в концертах. В
1910-11 Г. был директором "Дагмартеатра" в Копенгагене, в 1922- 1924 -
Королевского т-ра, там же. Вл. О.
ГЕРОЛЬД (Herold), Фердинан Луи Жозеф (28.1. 1791 - 19.1. 1833) -
французский композитор. Сын композитора и пианиста Ф. Герольда. Игре на
фп. обучался у Л. Адана, скрипке - у К. Крейцера, по теории музыки - у
Ф. Фетиса; в 1812 окончил Парижскую консерваторию (ученик Л. Адана, Ш.
Кате-ля, Э. Мегюля). В 1812-15 жил в Италии, где в 1815 с успехом была
пост. в т-ре "Дель Фондо" (Неаполь) первая опера Г. на собств. либретто
- "Юность Генриха V". В 1820-27 Г. работал аккомпаниатором в Итальянской
опере в Париже, где по его инициативе были организованы выступления Д.
Пасты, Ф. Гал-ли, Д. Рубини и др. выдающихся итал. певцов. С 1827 Г.
работал хормейстером в Париже в т-ре "Гранд-Опера". Автор 21 оперы, в т.
ч. "Скромницы" (1817), "Обмен" (1819), "Погонщик мулов" (1823), "Мария"
(1826), "Иллюзия" (1829), "Людовик" (1833) (поставлены в т-ре "Опера
комик", Париж) и др. Основная область творчества Г.- комическая опера, в
к-рую он внёс более реалистическую, чем многие его предшественники,
трактовку сюжета, эмоциональную содержательность и элементы
романтической лирики. Его опера "Прео клер" (1832, т-р "Опера комик",
Париж) по "Хронике Карла IX" П. Мериме - одно из наиболее значит,
произв. франц. комич. оперы 1-й пол. 19 в., в к-ром поэтизируется чистая
и верная любовь и осмеиваются пустота и претенциозность придворного
круга. Большую известность на европ. оперной сцене приобрела романтич.
опера Г. "Цампа, или Мраморная невеста" (1831, т-р "Опера комик",
Париж). Г. принадлежит также 6 балетов, в т. ч. "Астольф и Джоконда"
(1827), "Сомнамбула" (1827), "Лидия" (1828), "Спящая красавица" (1829)
(поставлены в т-ре "Гранд-Опера", Париж), музыка к драме "Последний день
Миссолонги" Ж. Озано (1828, т-р "Одеон", Париж), симф.,
камерно-инструмент., вок. и др. соч. Мелодика музыки Г. близка к
песенно-романсовым интонациям франц. городского фольклора. Высокое
сценическое чутьё, глубокое знание специфики оперного и балетного
искусства, изобретательная оркестровка - характерные черты Г. как
театрального композитора.
Л ит. со ч.: Souvenirs inedits, "S.T.M.", 1910.
Лит.: 3 о u v i n В., Herold, sa vie et ses oeuvres, P., 1868;
Berthelot F., Herold, P., 1882; Pougin A." Herold, Р., Г19081. Вл. О.
ГЕРРЕРО (Guerrero), Мария (1863, Мадрид,- 23.1. 1928, там
же)-испанская актриса. Училась в Мадридской консерватории. В 1885
дебютировала на сцене т-ра "Эспаньоль" (Мадрид). Вскоре уехала в Париж,
где занималась актёрским искусством у Б. К. Коклена. Вернувшись в
Испанию, Г. вместе с мужем, актёром Ф. Диас де Мендоса руководила в
1896-1909 основанным ими в Мадриде - т-ром "Герреро-Мендоса", а в
1909-24 - т-ром "Принцесса", которому в 1931 было присвоено имя Г.
Крупнейшая представительница реалистич. направления в актёрском иск-ве
Испании конца 19 - нач. 20 вв., Г. отказывается от исполнения
стихотворных романтич. драм, распространённых в репертуаре исп. т-ров, и
вводит в репертуар прозаич. социальные пьесы, содержащие элементы