<< Пред. стр. 180 (из 913) След. >>
критич. отношения к совр. бурж. действительности (пьесы Б. ПересаГальдоса, X. Дисенты, X. Эчегарая и др.). Одновременно Г. играла в
пьесах "Дама невидимка", "Жизнь есть сон", "Саламейский алькальд"
Кальде-рона, "Дурочка", "Звезда Севильи", "Фуентеовехуна" Лопе де Вега и
др. исп. классиков. Со своей труппой Г. гастролировала в странах Европы
и Америки.
Лит.: Смерть испанской Дузе, "Вестник иностранной литературы", 1928,
ј 4, с. loi; Diaz de EscovarN. y L a s s o de la Vega F. de P., Historia
del teatro espanol, t. 2, Barcelona, 1924; D i с k 1 i n s o n Th. H.
[a. o.j The theater in a changing Europe, N. Y., 1937. Ал. Ф.
ГЕРРЕЦ-ЛУНД, Ольга Иоханнесовна (р. 1912)- эстонская советская
артистка оперы (драматич. сопрано). Нар. арт. Эст.ССР (1952). Член КПСС
с 1949. В 1936 окончила Таллинскую консерваторию по классу проф. Л.
Хеллаш-Лемба. Сценическую деятельность начала в театре "Эстония" в 1934.
Партии: Сайма ("Огни мщения" Каппа), Малль ("Берег бурь" Эрнесакса),
Ярославна ("Князь Игорь"), Лиза ("Пиковая дама"), Аксинья ("Тихий Дон"
Дзержинского),Тоска; Сен-та ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Ст. пр.
1951.
ГЕРСАМИЯ, Сергей Лукич [р. 11(23).VI.1892]- грузинский советский
театровед. Занимался журналистской деятельностью. С 1921 работал в ряде
учреждений Грузии.С 1938- научный сотрудник (с 1944-учёный секретарь)
Театр. музея Груз. ССР. Автор ряда трудов по истории груз. т-ра. Г. Вух.
Соч. на груз. яз.: Мако Сафарова-Абашидзе, Тб., 1940;
Кутаисский театр. Тб., 1947; Васо Абашидзе, Тб., 1948;
Батумский театр. Батуми, 1949; Акакий Церетели и грузинский театр.
Тб., 1949; Театр Георгия Эристави, Тб., 1950;
Сухумский театр. Сухуми, 1952; Шалва Дадиани, Тб., 1954;
Акакий Хорава, Тб., 1956.
ГЕРСТЕР (Gerster), Отмар (р. 29.VI.1897) - немецкий композитор,
дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Член Нем. академии иск-в (с
1949). В 1919 окончил консерваторию во Франкфурте-на-Майне (по кл.
скрипки - У А. Ребнера и кл. композиции - у
Б. Зеклеса). Композиторскую деятельность начал в сер. 20-х гг. Тогда
же стал принимать активное участие в рабочем движении, создавая хоровые
произв. для рабочих певческих союзов ("Песня о рабочем", 1929, "Красное
ревю", 1930, и др.). Автор опер "Мадам Лизелотта" (1933, Эссен), "Энох
Арден, или Крик чайки" по А. Тениссону (1936, Дюссельдорф), "Ведьма из
Пассау" по одноим. пьесе Р. Биллингера на тему о крестьянском восстании
(1941, Дюссельдорф), комич. оперы "Заколдованное Я" по пьесе Ф. Раймунда
"Альпийский царь и мизантроп" (1949, Вупперталь), балета "Вечный круг"
(1939, Дуйсбург), хоров, песен и др. соч. Муз.-театр. произв. Г.
отличаются народностью мелодич. основы муз. языка при использовании
совр. муз. изобр. средств, жизненностью сюжетов, поли-тич. остротой
(опера "Ведьма из Пассау" была запрещена фашистскими властями после
первого представления). Лучшая опера Г.- "Энох Арден..."-была пост. во
многих т-рах Европы. В 1927-47 Г.-доцент школы иск-в "Фольквангшуле" в
Эссене. В 1947-52 Г.-профессор композиции Высшей музыкальной школы в
Веймаре, с 1952-Высшей муз. школы в Лейпциге. Нац. пр. (4951).
Лит.: G oldhammer O., Professor Ottmar Gerster, В., 1953. Л. М.
ГЕРСТЕР (Gerster), Этел-ка (25.VI.1855 - 20.VIII. 1920) - венгерская
артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Венской консерватории у М.
Маркези. Яркое исполнение Г. партии Виолетты ("Травиата") глубоко
тронуло Дж. Верди, находившегося в то время (1875) в Вене; композитор
рекомендовал певицу т-ру "Фениче" (Венеция), где она выступила в 1876 в
партии Джильды ("Риголетто"). Гастролировала с труппой К. Гардини в
Берлине, Будапеште, Лондоне, Петербурге, Нью-Йорке. Среди др. партий Г.:
Лючия, Но-рина ("Лючия ди Ламмермур", "Дон Паскуале" Доницетти), Амина,
Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини) и др. Г. обладала голосом
необычайно красивого тембра, великолепной техникой, большим актёрским
дарованием и считалась одной из крупнейших колоратурных певиц 19 в. В
1890 покинула сцену; занималась педагогич. деятельностью.
Соч.: Stimmfuhrer, В., 1906. Вс. Т.
ГЕРЦЕН (псевд. -Искандер), Александр Иванович [25.111(6.IV). 1812,
Москва, - 9(21).I. 1870, Париж] - русский революционер-демократ,
философ-материалист, писатель. Родился в семье помещика. В 1829-33
учился в Моск. ун-те. За революц. деятельность подвергался полицейским
репрессиям: в 1834 был арестован и сослан в Пермь (затем в Вятку и
Владимир, 1835-39), в 1841-42 был в ссылке в Новгороде. С 1847 жил за
границей. Основал в Лондоне "Вольную русскую типографию", издавал
альманах "Полярная звезда" и политическую газету "Колокол".
Общественно-публицистическая и литературная деятельность Г. сыграла
огромную роль в развитии рус. обществ, мысли и в подготовке русской
революции.
Творчество Г. связано с его философскими и поли-тич. взглядами. Г.
защищал принципы критич. реализма, отстаивал неразрывную связь иск-ва с
жизнью, считал литературу и театр политич. трибуной для. пропаганды
передовых идей, боролся с идеалистич. теорией "искусства для искусства".
Интерес к т-ру, к вопросам развития сценич. иск-ва в России и за рубежом
занимал видное место в эстетич. воззрениях и деятельности Г. В период
первой ссылки он работает над двумя "драматическими опытами":
прозаическим диалогом "Из римских сцен" ("Лициний", 1838) и сценами в
стихах "Вильям Пен" (1839). Обе пьесы не были завершены и никогда не шли
в т-ре, но они представляют интерес как попытки Г. в драматич. форме
развить идеи утопич. социализма, активно воздействовать на формирование
обществ, сознания. В ряде статей и высказываний Г. указывал на большое
социальное и эстетическое значение театра, называл сцену "парламентом
литературы", "трибуной", "ею,-писал он,- могут разрешаться живые вопросы
современности... Это не лекция, не проповедь, а жизнь, развернутая на
самом деле со всеми подробностями.. " ("Дневник 1842-45", Собрание
сочинений, т. 2,1954,с.227). В статье "По поводу одной драмы" (из цикла
"Капризы и раздумье") Г. называл т-р высшей инстанцией для решения
жизненных вопросов. По его мнению, в т-ре наиболее ярко проявляется сила
непосредственного воздействия иск-ва на самые широкие круги публики.
"Сцена всегда современна зрителю, она всегда отражает ту сторону жизни,
которую хочет видеть партер" (там же, с. 51).
Г. высоко ценил лучшее, что было в рус. т-ре 30- 40-х гг.- остро
критич. восприятие действительности, утверждение прав человеческой
личности, призыв к борьбе против насилия и тирании. Он выступал за
постановку пьес, отвечавших высокому гражданскому назначению т-ра, хотел
видеть на сцене выдающиеся произв. рус. и мировой драматургии, лучшие
пьесы своих современников.
Тесные дружеские отношения связывали Г. со мн. крупными деятелями
рус. т-ра и прежде всего с М. С. Щепкиным. В 1844, для бенефиса артиста,
Г. вместе с друзьями перевёл пьесу "Новое средство платить старые долги"
Мессинджера и принял деятельное участие в её пост. в Москве. Горячую
заинтересованность Г. проявил к работе Тургенева над комедией
"Нахлебник" (1848), создававшейся специально для Щепкина. На основе
одного из устных рассказов Щепкина Г. написал повесть "Сорока-воровка"
(1846) о трагич. судьбе талантливой крепостной актрисы, ставшей жертвой
помещичьего произвола. В повести "Сорока-воровка" Г. обнажает пагубное
влияние крепостничества на развитие иск-ва, ратует за личную и творч.
свободу деятелей сцены. Самого Щепкина Г. вывел в этой повести под
именем "известного художника". Г. высоко ценил творчество Щепкина. В
статье, посвящённой его памяти (опубл. в "Колоколе", 1863), Г.
рассматривал Щепкина как основоположника рус. сценич. реализма: "Он
создал правду на русской сцене,- писал Г., - он первый стал н е т
е-атрален на театре..." (Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268). Называя
Щепкина и Мочалова лучшими артистами из всех виденных им в России и Зап.
Европе, Г. подчёркивал, что в их творчестве отразились духовные силы и
талантливость, свойственные рус. народу: "Оба принадлежат к тем намекам
на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают
незыблемой нашу веру в будущность России" (там же, с. 268-69). Иск-во
Щепкина и Мочалова Г. противопоставлял холодному, рассудочному
творчеству Каратыгина. В годы революц. эмиграции Г. высказал ряд
интересных суждений о франц. т-рев серии "Писем из "Avenue Marigny"",
публиковавшихся в "Современнике" (1847). Г. показал, как общий упадок
бурж, иск-ва вызывает разложение и опошление т-ра, где безраздельно
начинают господствовать мещанские вкусы. В то же время он с
болыпимуважением говорит о лучших традициях передового франц. т-ра. В
одном из "Писем из "Avenue Mari gny"" Г. подробно описывает спектакль
"Парижский тряпичник" в т-ре Порт-Сен-Мартен с Фред ериком-Л ем етром в
гл. роли, рассказывает о классич. спектакле с участием Э. Рашель на
сцене т-ра "Комеди Франсез". В "Посвящении" к одной из глав книги "С
того берега" ("Посвящение" опубл. лишь после смерти автора) Г. даёт
описание вдохновенного исполнения актрисой Рашель "Марсельезы" в дни
революц. событий 1848. Театр. взгляды Г. нашли широкое отражение в
мемуарах "Былое и думы" (1852-68) и на страницах "Колокола".
Наследие Г. имело большое значение для дальнейшей истории рус.
сценич. иск-ва. Его идеи оказали глубоко плодотворное влияние на
развитие демокра-тич. тенденций в рус. иск-ве, в т. ч. в рус. т-ре.
Соч.: Собрание соч. в 30 тт., М., 1954-60; А. И. Герцен об искусстве,
М., 1954.
Лит.: Эльсберг Я., Эстетические взгляды Герцена. в сб.: А И. Герцен
об искусстве, М., 1954. В. Пут.
"ГЕРЦОГИНЯ ГЕРОЛЫПТЕЙНСКАЯ"("Ьа Grande-duchesse de Gerolstein") -
оперетта Ж. Офенбаха, либр. А. Мельяка и Л. Галеви. Пост. 12 апр. 1867,
Париж (Принц - Поль Гренье, Герцогиня - Шнейдер). К июлю 1873 пост.
состоялись на 65 франц. сценах и 117 сценах других стран,в т. ч.: Вена,
1872; Грац, 1867; Брюссель, 186 7; Стокгольм, 1867; Нью-Йорк, 1867,
1868, 1870; Лондон, 1867, 1868, 1937;
Берлин, 1868; Рио-де-Жанейро, 1868; Милан, 1868; Неаполь, 1872;
Мадрид, 1868; Дублин, 1869; Вальпараисо (Чили), 1869; Каир, 1869;
Константинополь, 1870; Барселона, 1870;
Будапешт, 1870; Сидней, 1871; Мехико, 1871; Базель, 1872;
Лемберг, 1872; Буэнос-Айрес, 1873; Прага, 1873. Впервые на сов. сцене
пост- 29 дек. 1922, Петроград, Малый оперный т-р (Герцогиня - Мшанская,
Ванда - Попова, Фрин -А- Балашов, Принц - Воронов, генерал Бум-Бум -
Журавленке, барон Пук - Кор-жевский, барон Грог - Ольховский, Не-помук -
Тихонов. Дирижёр Купер, пост. Феона, художник Ламбин, балетмейстер
Петров). Д\ Гр"
ГЕРШВИН (Gershwin), Джордж (26. IX. 1898- 11.VII.1937) - американский
композитор. Родился в Нью-Йорке, в семье выходцев из России. Музыке
обучался у Ч. Хамбитцера (фп.) и Р. Гольдмарка (композиция); брал уроки
у Э.Кинли. Композиторскую деятельность начал в 1916 как автор музыки к
спектаклям. Первая оперетта Г. "В половине девятого" (1918) не имела
успеха и быстро сошла со сцены. Последующие оперетты-"Л а, л а, Люсиль"
(1919), "Леди, будьте добры" (1924), "СГкей" (1925) и другие - строились
по образцам модных ревю и пользовались большой популярностью. В начале
20-х гг. Г. впервые использует негритянские народные мелодии в
одноактной опере "i35 улица" (1923), близкой по характеру к бытовой
драме. Однако эта опера не имела успеха у бродвейской публики, привыкшей
к лёгким развлекательным спектаклям. Стремление освободиться от
требований коммерч. эстрады, очистить муз. т-р от безвкусицы и штампов
проявилось в опереттах Г. на сюжет Ф. Кауфмана и М. Рис-кина "Пусть
гремит оркестр" (1927) - сатире, проникнутой духом антимилитаризма и
высмеивающей агрессивную американскую военщину, и "О тебе я пою" (1931)
- остроумной пародии на американскую демократию и избирательную систему.
В опереттах Г. задушевная проникновенная лирика сочетается с
мелодическим своеобразием.
В 30-х гг. Г. усиленно изучает историю, жизнь и иск-во негритянского
народа, в музыке к-рого, по его мнению, заложены истоки амер. нац.
музыки. В 1935 Г. создал оперу "Порги и Бесс" (по пьесе Дюбоса и Дороти
Хейуард "Порги"), получившую всеобщее признание как глубоко
гуманистическое произведение. В последующие годы опера с успехом
исполнялась во мн. странах (в СССР впервые пост. в 1945 коллективом ВТО,
зимой 1955-56 исполнялась в Москве и Ленинграде труппой "Эвримен-опера",
США). В "Порги и Бесс" Г. впервые в истории амер. музыки избирает сюжет
из жизни негров; в основе музыки - негритянский муз. фольклор (блюзы и
спиричуэлс). Оперу Г. отличает яркость и контрастность муз.
характеристик героев, поэтичная лирика, острая выразительность,
напряжённая динамика развития действия, естественность сценич. ситуаций.
Развивая традиции балладной оперы как типичной формы амер. муз. т-ра, Г.
широко пользуется красочным остроумным диалогом, муз. разговорная речь
сочетается с развёрнутыми оперными формами - ариями, ансамблями, хорами.
Опера отличается стремительными и разнообразными ритмами. В этой опере
Г. изображает негров как беззащитный народ, не борющийся за свои права,
что снижает прогрессивное значение его произведения.
Г. написал также оперетты, ставившиеся в нью-йоркских т-рах: "Розали"
(1927), "Смешное лицо" (1927), "Драгоценная девушка" (1928), "Безумная"
(1930), "Пусть они едят кекс" (1933) и др.; музыку к фильмам, симф. и
др. соч. Был удостоен премии Пу-литцера (1932) и избран почётным членом
итал. муз. академии Санта-Чечилия.
Лит.: "ГригорьевЛ. Г. иПлатек Я. М., Джордж Гершвин, М., 1956; К о н
е н В. И., Джордж Гершвин и его опера, "Советская музыка", 1959, .N" 3;
Armitage M., George Gershwin, N, Y., 1938; Е w е n D. The story of
George Gershwin, N. Y., 1945; GoldbergJ, George Gershwin, N, Y., 1958,
Л. М.
ГЕРШТ, Меер Абрамович [р. 27.IX(10.X).1908] - русский советский
режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1960). Окончил техникум сценич. иск-в в
Ленинграде в 1930. В том же году начал режиссёрскую работу как
постановщик массовых спектаклей (в Центр, парке культуры и отдыха им.
Горького и др.). В 1931-37 был режиссёром моек. Камерного т-ра. В
1937-42 - худ. рук. Челябинского т-ра; пост. спектакли: "Человек с
ружьём" (1938), "Бесприданница" (1939), "Кремлёвские куранты" (1940),
"Чайка" (1940) и др. В 1946- 1951-худ. рук. Куйбышевского т-ра, пост.
"Русский вопрос" (1947), "Молодая гвардия" (1947), "Крепость на Волге"
(1948, Ст. пр. 1949), "Живой труп" (1950), "Варвары" (1951) и др. В
1953-56 - гл. реж. Воронежского т-ра; пост. "Порт-Артур" Степанова и
Попова (1953), "Привидения" (1954) и др. С 1956главный режиссёр
Горьковского т-ра; пост.:
"Оптимистическая трагедия" (1957); "Обрыва по Гончарову (инсц. Н. И.
Соболыцикова-Самарина и Г., 1957), "Фальшивая монета" Горького (1958),
"Братья Ершовы" по Кочетову (1959, инсценировка Г. и Пиме-нова),
"Иркутская история" Арбузова (1960) и др. Работы Г. отмечены чёткой
идейной направленностью, свежестью трактовки, выразительностью массовых
сцен, органически вливающихся в общий образ спектакля. Э. К.
Г‚РШФЕЛЬД, Давид Григорьевич [р. 15(28).VIII. 1911] - молдавский
советский композитор. Засл. де-ят. иск-в Молд. ССР (1942). Член КПСС с
1940. Окончил Одесский муз.-драм. ин-т (1934). С этого же года работал
зав. музыкальной частью Молдавского муз.-драм. театра в Тирасполе.
Первый директор Молдавской государственной консерватории (1940). Автор
первой молд. нац. оперы "Грозован" на либретто В. Руссу (1955, Молдав.
т-р оперы и балета, Кишинёв) о героич. борьбе гайдуков - нар. мстителей
под руководством Георгие Грозована против тур. поработителей и молд.
бояр, оперы "Аурелия" (1959, там же), муз. комедии "В долине
виноградной" (1953), песен, симф. и др. произв. Д. П.
Г‚ТЕ (Goethe), Иоганн Вольфганг (28. VIII. 1749,
Франкфурт-на-Майне,22.III.1832, Веймар) - немецкий поэт, мыслитель,
драматург. "Величайший немец", по характеристике Ф. Энгельса, смелый
реформатор в науке и в иск-ве. На протяжении всей своей жизни Г.
неустанно размышлял о судьбах нем. сцены, вёл борьбу за создание нац.
театра, "обращённого к народу", содействующего объединению Германии. Г.
способствовал развитию нем. драматургии, реформировал режиссёрское
иск-во, был одним из создателей европ. театр. эстетики нового времени.
Г. род. в состоятельной семье; получил широкое образование. В
студенческие годы (1765-72) Г. резко восстаёт против аристократич.
ограниченности и условности франц. классицизма. В то же время
значительное воздействие на него оказывают философские и эстетич.
воззрения франц. просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, высоко ценил Г.
драматургию Мольера. Г. объявляет нар. творчество основой всякого
иск-ва, правду жизни-его главной целью. Идеальным писателем, воплотившим
в наибольшей степени народность и правду ("природу"), Г. считает
Шекспира, а своим непосредственным учителем в эстетике и драме -
Лессинга. В Страсбурге, где Г. кончил ун-т, он сближается с молодыми
"штюрмерами" (представителями движения "Бури и натиска" - Sturm und
Drang) И. Г. Гердером, Я. М. Р. Ленцем, Г. Л. Вагнером, утверждавшими в
области театр. иск-ва жанр свободной по форме тираноборческой трагедии,
в центре к-рой сильная личность, восстающая против законов общества.
Свои взгляды на драматич. иск-во и т-р, во многом сходные со взглядами
"штюрмеров", Г. выразил в ранних драмах, в речи "Ко дню Шекспира" (1771)
и в романе "Вильгельм Мейстер" (1-й вариант 1-й части назывался
"Театральное призвание Вильгельма Мейстера", 1777-79). Первые
драма-тургич. произведения Г.- отрывок из трагедии "Вал-тазар" и комедия
"Каприз влюблённого" (1768) - написаны в духе франц. классицизма.
Комедия "Сови-новники" (1769) сочетает элементы классицизма и жанра
семейно-бытовой драмы Лессинга. В 70-80-х гг.
Г. пишет ряд комедий и шуток (фрагмент в народном духе "Свадьба
Гансвурста" (1775), шутка "Триумф чувствительности" (1778)], осмеивающих
дворянский сентиментализм, и сатиру на прусское правительство "Птицы"
(подражание Аристофану, 1780). Недовольство нем. бюргеров и нар. масс
феодальным строем Германии и сознание невозможности изменить его нашло
отражение в драме Г. "Гёцфон Берлихинген" (три варианта - 1771, 1773 и
обработанный для сцены в 1832, опубликованный после смерти Г.). Это
первая немецкая социально-историч. пьеса, в к-рой отчётливо звучат
мотивы просветительского гуманизма. Впервые в нем. драматургии здесь
выведен на сцену народ: дана картина нар. бесправия и нар. возмущения.
Устами мужественного "рыцаря свободы" Гёца, воплощающего идею штюрмеров
о праве личности на свободу и независимость, Г. призывает немцев к
борьбе с феод. гнётом, к нац. объединению. Но в то же время Г.
развенчивает в Гёце идеал сильной личности, прославляемой штюрмерами.
Трагедия написана с большим реалистич. мастерством, выдержана в манере
историч. хроник Шекспира. Менее значительны относящиеся к этому же
периоду: семейно-бытовая драма "Клавиго" (1774) и "Стелла" (1776),
развивающая тему "Вертера". Значительный интерес представляют
относящиеся к тем же годам драм. наброски: "Магомет" (1772),
"Прометей"(1775) и "Фауст" (первый прозаич. набросок известен под назв.
"Пра-фауст", 1771). В этих отрывках мятежные духом герои взывают к
свободе, протестуют против угнетения. Последней крупной драмой, близкой
штюрмер-скому направлению, является пронизанная любовью к свободе и
резким осуждением нац. угнетения историч. трагедия "Эгмонт" (начата в
1775, окончена в 1787). Образы Эгмонта и его возлюбленной Клары -
воплощение мужества, благородства, безграничной преданности народу.
Своими штюрмерскими драмами Г. объективно поднимал нац. самосознание
немцев, призывал их к действию, но он был против революц. насилия и
хотел добиться гражданских свобод в рамках феодально-мо-нархич. строя. В
1775, по приглашению герцога Сак-сен-Веймарского, Г. переезжает в
Веймар, где вскоре занимает пост первого министра. Здесь формируются
принципы его классицистич. эстетики, Г. далёк от арастократич. франц.
классицизма 17-18 вв. Разочаровавшись в индивиду алистич. бунтарстве
штюр-меров, Г. обращается к античности, в классицизме он ищет выход из