<< Пред. стр. 186 (из 913) След. >>
- австрийский драматург. Г. написал св. 200 комедий для т-ров венскихпредместий. Сюжеты своих комедий Г. черпал в фольклоре и рыцарских
романах. В весёлых, часто наивных комедиях Г. добрые и злые духи
вмешиваются в жизнь простых людей, торжествует справедливое, доброе
начало. Лучшие комедии Г.-"Идор - странник подводного царства" (1820) и
"Дух уничтожения и дух жизни" (1829). Комедии Г. шли преимущественно в
"Леопольдштадт-театре", в красочном оформлении с применением машин,
дававших возможность быстро менять декорации и создавать феерические
эффекты. В пост. пьес Г. включены пение, музыка, танцы.
Лит.: Furst R., Raimund's Vorganger Bauerie, Metsi, Gleich, B., 1907;
R o m m e l 0., Die Alt-Wiener Volkskomodie, W., 1952. Л. Лоб.
"ГЛЕРОНОВСКИЙ КАРАНДАШ" - наименование театрального коллектива,
работавшего в жанре "живой газеты. Существовал в 1924-25 при
самодеятельном художеств. коллективе Дома коммунистич. просвещения им.
Глерона в Ленинграде. В 1925 этот коллектив был реорганизован в Ленингр.
т-р рабочей молодёжи у положивший начало трамовскому движению (см.
ТРАМ). Л. Шн,
ГЛИГбРИЕВИЧ (Gliorijevic), Йован (р. 16.Х. 1914) - югославский артист
оперы (баритон). Первоначальное муз. образование получил в Белграде.
Окончил оперно-драматич. отделение Венской музыкальной академии по
классу Г. Духана. С 1941 - солист Белградской оперы. Г.один из ведущих
югославских оперных певцов. Партии: Фигаро ("Се-вильский цирюльник"),
Скарпиа ("Тоска"), Томский ("Пиковая дама"), князь Игорь, Эска-мильо,
Риголетто и др. С успехом выступает также в операх югославских
композиторов: мельник Сима ("Эро с того света" Го-товаца), Надан Гуслар
("Князь Зета" Коньо-вича) и др. Гастролировал во многих театрах
Германии,Австрии, Швейцарии, СССР и др. странах. Ю.ЧАе. М.
ГЛЙГОРИЧ, Велибор (р. 28.VII.1899) - югославский театральный критик и
театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1921. Автор книг,
рецензий, критич. статей. В 1945-46 был директором драм. труппы
Народного т-ра, в 1946-48- директором Народного т-ра в Белграде, в
1948-59 - директор Югославского драм. театра.
Соч.: Театральные критики, Београд, 1946; Вранислав Нушич (вступ.
статья к собр. соч.), Београд. 1950. С. И.
ГЛЙЗЕР, Юдифь Самой-ловна (р. 10.II.1904) - русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). Училась в студии 1-го Рабочего т-ра
"Пролеткульта" в Москве. Творч. деятельность начала в 1921 на сцене
этого т-ра; играла здесь до 1928. С 1928 - актриса Моск. т-ра Революции
(ныне Моск. т-р. им. Вл. Маяковского).
Уже в первой роли (Танцовщица - "Мексиканец" по Дж. Лондону)
проявилась осн. черта дарования актрисы - стремление к предельной
сценич. выразительности, обобщению, глубине психологич. анализа. Мастер
сценич. перевоплощения, Г. создала ряд законченных типических образов,
отмеченных богатством жизненных наблюдений, остротой и смелостью сценич.
решений, внешней выразительностью. Роли:
Скобло, Глафира ("Власть", 1927, и "Инга", 1929, Глебова), Кикси
("Улица радости" Зархи, 1932), Це-зарина ("Искусство карьеры" Скриба,
1936), королева Елизавета ("Мария Стюарт", 1940), Констанция
("Обыкновенный человек" Леонова, 1945), Лавиния ("Леди и джентльмены"
Хелман, 1949), Рахиль ("На Западе бой" Вишневского) и др. В 1960 Г.
создала сложный, глубоко трагич. образ мамаши Кураж ("Мамаша Кураж и её
дети" Брехта). Г. выступает также как режиссёр; участвовала в пост.
спектаклей "Искусство карьеры" Скрпба, "Последние" Горького (1937).
Соч.: Как я работаю над ролью, "Советский театр", М., 1930, .ј 5-6;
Тетя Констанция из Ялты [Рождение образа], "Театральная жизнь", 1959, ј
11-12.
Лит.: Марков П., Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1939. с.
22-24; Юэовский И., Театральные портреты, "Вечерняя Москва" 1941 31.V;
Николаев А., Эстафета поколений-Девчонки ив Рогачева, "Театр", 1958, ј
9; М а р г ол и н Е. Г., Театральные силуэты Ю. С. Гли-зер, "Современный
театр", 1927, JsTe 12. С. Под.
ГЛИНКА, Михаил Иванович [20.V(1.VI).1804, с. Новоспасское Ельнинского
у. Смоленской губ.,- 3(15). II. 1857, Берлин] - русский композитор.
Основоположник рус. классич. музыки. С 1817 жил в Петербурге. Учился в
Благородном пансионе при Гл. педагогич. уч-ще. С детства близко
соприкасался с нар. муз. творчеством. Обучался игре на фп. у Д. Филь-да
и Ш. Майера, скрипке - у Ф. Бёма; позднее учился пению у Беллони.
Увлекался театром, участвовал в любительских оперных спектаклях и муз.
вечерах. Во время пребывания в Италии (1830-33), Берлине (1833-34,
1856-57), Париже (1844-45, 1852-54). Испании (1845-47), Варшаве (1848,
1849-51) Г. знакомился с театр. и муз. иск-вом. Глубокое овладение
опытом отечеств, и мировой муз. культуры, воздействие прогрессивных
идей, распространившихся в передовых кругах рус. общества в период
Отечественной войны 1812 и подготовки восстания декабристов,личное
общение с выдающимися представителями рус. т-ра, изобразит, иск-ва,
художеств. критики - всё это способствовало расширению духовного
кругозора композитора и определило народно-реалистич. характер его
творчества. Г. оказал решающее влияние на всё развитие рус. музыки
(оперной, симфонич., вокально-камерной). 27. XI. 1836 в петерб. Большом
т-ре впервые была представлена героико-пат-риотич. историч. опера "Иван
Сусанин". Вопреки те-вязанной композитору верноподданнической концепции
(по настоянию двора опера была переименована в "Жизнь за царя"), Г.
выдвинул народное начало, прославил крестьянина-патриота,
олицетворявшего беззаветную любовь простых людей к родной земле, величие
характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. Эпич. духом,
оптимизмом проникнута и вторая опера Г. "Руслан и Людмила" (пост. в
Петербурге в Большом т-ре 27. XI. 1842), в к-рой красочные картины
славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные
рус. нац. черты - с вост. мотивами (отсюда ведёт начало ориентализм в
рус. классич. опере). Шутливый, иро-нич. колорит юношеской поэмы
Пушкина, взятой в основу либретто "Руслана и Людмилы", заменён в опере
величавыми образами Древней Руси, богатырским духом и многогранной,
эмоционально богатой лирикой. Разнообразие и выразительность пластичных
мелодий, живописность и изящество гармонии и инструментовки,
великолепное мастерство муз.драм. хяфтеристик - ценнейшие качества обеих
опер Г., выдвинувших рус. муз. театр на уровень мировой оперной
классики. Муз. драматургия опер Г. обусловлена их жанром и замыслом.
Если "Иван Сусанин" - нар. муз. трагедия на историч. сюжет, с
напряжённым, действенным муз.-драматич. развитием, то "Руслан и
Людмила"- волшебная опера-оратория, с мерным чередованием широких,
замкнутых вокально-симфонич. сцен, с преобладанием эпич.,
повествовательных элементов. Авторы либретто (Г. Ф. Розен - "Иван
Сусанин", В. Ф. Ширков - "Руслан и Людмила") считались с драматургич.
планами и указаниями композитора (сохранились его первонач. планы трёх
действий "Ивана Сусанина", а также "Руслана и Людмилы").
Оперы Г. заложили основу отечественной оперной классики. Их
прогрессивное идейно-худ ожеств. значение утвердилось в длительной и
острой борьбе, определившей сложный и противоречивый характер сценич.
судьбы этих опер. Проникнутая народным патриотизмом и вызывавшая упрёки
великосветских кругов за "плебейский" тон музыки, опера "Иван Сусанин",
благодаря монархической направленности либретто, была возведена в ранг
официозного искусства. Это не могло не вызвать сдержанного отношения к
ней наиболее передовых людей, сумевших, однако, по достоинству оценить
народную основу оперы, возвеличившей героич. образ рус. крестьянина и
открывшей новую эпоху в истории отечеств, муз.-театр. иск-ва. Опера
пользовалась успехом у широкой публики обеих столиц и многих провинц.
городов России. На сов. сцене "Иван Сусанин" идёт с 1939 с новым
либретто С. М. Городецкого.
В. В. Стасов назвал оперу "Руслан и Людмила" "многострадальной".
Горячо принятая демократическими зрителями-слушателями, она встретила
холодное и даже враждебное отношение у придворной знати. В то же время
своеобразие эпическо-ораториального склада этой оперы вызвало сильные
споры даже среди сторонников Г., часть к-рых ("русланисты") активно
поддержали новаторское произв. композитора (к ним принадлежали В. Ф.
Одоевский, позднее В. В. Стасов и его друзья из "Могучей кучки"), другая
часть (Мих. Ю. Виельгорский, А. Н. Серов и др.), признавая исключит.
муз. достоинства оперы Г., усматривала в ней драматургические просчёты;
той же точки зрения придерживался позднее П. И. Чайковский. Глубокую
оценку драматургич. замысла Г. дал Б. В.Асафьев.
Уже в первой постановке оперы "Руслан и Людмила" были произведены
купюры; в более поздних постановках они увеличивались и нередко доходили
до прямого искажения великого творения. Пренебрежительное отношение
дирекции имп. театров приводило к длительному исчезновению оперы из
репертуара (так, после 1846-на 20 лет) и к плохому оформлению
спектаклей, низкой культуре исполнения при возобновлении. Благодаря
усилиям передовых музыкантов и участию выдающихся артистов удавалось всё
же добиваться в отдельные сезоны больших художественных удач в
муз.-сценич. воплощении партитуры; помимо Петербурга и Москвы, опера шла
также на нек-рых периферийных сценах. За рубежом опера "Руслан и
Людмила" впервые была показана в 1867 в Праге (под управлением М. А.
Балакирева), "Иван Сусанин": в 1866 - в Праге, в 1874 - Милане. Наиболее
полная постановка "Руслана и Людмилы" была осуществлена в Ленинграде в
1954.
В области театр. музыки Г. выдающееся художеств. значение имеет его
музыка к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (пост. 1841). Она
состоит из увертюры, четырёх антрактов и трёх песен. Г. написал также
арию с хором для драмы "Молдаванская цыганка" ("Золото и кинжал") К. А.
Бахтурина (1836) и лирич. сцену "Тарантелла" на слова И. П. Мятлева
(1841) (все 3 пьесы исп. в Александрийском т-ре). Им создан также ряд
симф., вок., камерно-инструмент. и др. соч., заложивших основы рус.
классич. музыки.
Под непосредственным влиянием Г.- композитора и вок. педагога,
сложилась рус. вок. школа. У Г. брали уроки пения и проходили с ним
оперные партии и романсовый репертуар певцы Н. К. Иванов, О. А. Петров,
А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Ло-дий, С. С. Гулак-Артемовский, Д. М.
Леонова и др. Г. написал ряд вокализов-этюдов и упражнений, в т. ч.
"Школу пения".
Лит. соч.: Литературное наследие, т. 1.- Автобиографические и
творческие материалы, Л.-М., 1952 (Записки, планы опер и др.), т.
2.Письма и документы, Л., 1953.
Лит.: Глинка М. И." Летопись жизни и творчества, сост. А. Орловой,
М., 1952; Глинка в воспоминаниях современников, под общей ред. А. А.
Орловой, М., 1955; Стасов В. В., Избранные статьи о М. И. Глинке, М.,
1955; Серов А. Н., Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; О д о-евскийВ.
Ф., Избранные муз.-критические статьи, М.-Л.,1951; Асафьев Б. (Игорь
Глебов), Глинка, [2 изд. ], М., 1950; Ливанова Т., Протопопов Вл.,
Глинка. Творческий путь, [т.] 1-2, М.,1955; Кузнецов К. А., Глинка и его
современники, М., 1926;
, Глинка М. И. Исследования и материалы, под ред. А. В. Оссовского,
Л.-М., 1950; Глинка М. И. Сб. материалов и статей, под ред. Т. Н.
Ливановой, М.- Л., 1950; Глинка М. И. Сб. статей, [под ред. Е.
Гордеевой], М., 1958 (имеется подробная библиография); Памяти М. И.
Глинки. Сб. статей, М., 1959. Б. Ш.
ГЛИНКА, Сергей Николаевич (1776- 5. IV. 1847)-русский писатель и
драматург. Окончил Петерб. кадетский корпус (1795). Театр. деятельность
начал в конце 90-х гг. в качестве драматического переводчика. В
1808основал патриотич. журнал "Русский вестник", посвящённый борьбе с
франц. влияниями.
Автор историко-патриотич. драм "Наталья, боярская дочь" (1806),
"Михаил, князь Черниговский" (1808), "Минин" (1809), "Осада Полтавы, или
Клятва полтавских жителей" (1810), трагедии "Сум-бека, или Падение
Казанского царства" (1806), драматического пролога с хорами "Баян,
древний песнопевец славян", к-рым открылся 13 апр. 1808 Новый
императорский (Арбатский) т-р в Москве. Г. принадлежит также ряд оперных
либретто. В 1827-30 работал в Моск. цензурном комитете.
Соч.: Записки о 1812 годе Сергея Глинки, СПБ, 1836;
Собрание соч., ч. 1-12, [М.], 1817-20.
Лит.: Федоров Б., Пятидесятилетие литературной жизни С. Н. Глинки,
[СПБ], 1844; Вяземский П. А., Сергей Николаевич Глинка, Собр. соч., т.
2, СПБ, 1879. Т. Р.
ГЛИНКА, Фёдор Николаевич (1786-1880) - рус-ский писатель и поэт,
декабрист. Один из зачинателей декабристского лит. движения, поборник
создания патриотич., национально-самобытного иск-ва, проникнутого
освободительными идеями. Автор трагедии "Вельзен, или Освобождённая
Голландия" (1808), являющейся ранним образцом декабристской
героико-романтич. драмы. Используя мотивы голландской истории, Г. создал
произведение, в к-ром страстно бичевал рабство и тиранию, призывал к
борьбе за нар. свободу и нац. независимость.
Соч.: Избранные произведения, Л., 1957. Лит. :БазановВ., Очерки
декабристской литературы М., 1953. * Т. Р\
ГЛИНН (Glynne), Хауэлл (р. 1907) - английский артист оперы (бас).
Пению обучался у Б. Дэвиса и Р. фон Варлиха. С 1932 Г. - солист оперной
труппы "Карл Роза", с 1946 - один из ведущих певцов т-ра "Сэдлер Уэлс"
(Лондон), с 1949- т-ра "Ковент-Гарден" (Лондон). Партии: барон Оке
("Кавалер роз" Р. Штрауса), Варлаам ("Борис Годунов"), Кецал ("Проданная
невеста"), Бартоло ("Севильский цирюльник"), Кол-лен ("Богема"), Фиеско
("Симон Бокканегра" Верди) и др. Один из популярных англ. певцов.
Выступал также в ораториях и концертах. Вс. Т.
ГЛЙНСКИС, Кастантас Генрикович [13(25).VII. 1886- 3. XI I.I 938] -
литовский режиссёр и актёр. Учился в Петерб. драм. школе лит.-художеств.
об-ва у В. П. Далматова (1907-10), окончив её, работал в 1910-14 актёром
и режиссёром в петерб. т-рах (Малом и др.). После Октябрьской революции
организовал в Петрограде литовский Пролеткульт. В 1919 создал в Вильнюсе
театр-студию, с к-рой, после оккупации Вильнюса поляками, переехал в
Каунас. В сезоне 1919-20 пост. в этом т-ре "Денежки", "Козлик-горбунок"
и "Совсем удалось" Чюрлионене, "Две дороги" Хейерманса и др. С
1920-актёр и режиссёр, а с 1921 - гл. реж. Драм. т-ра об-ва "Творцов
иск-ва", преобразованного в 1922 в Государственный т-р.
Мастер сценич. формы, тонко чувствующий стиль драматургич.
произведения, эпохи, Г. большое внимание уделял творчеству актёра,
сценич. слову. Пост. пьесы: "Кестутис" Асника (1921), "Сыны государя"
Пу-тинаса (1921), "Миндаугас" Словацкого (1923), "Лес" - (1925); "Возчик
Геншель" (1924) и "Потонувший колокол" (1925) Гауптмана, "Ученик
дьявола" (1923) и "Шоколадный солдатик" (1924) Шоу, "Легкомысленная
комедия для серьёзных людей" (1922) и "Веер леди Уиндермир" (1925)
Уайльда, "Жорж Данден" Мольера (1923) и др. Для актёрского иск-ва Г.
характерны лиризм, лаконизм выразительных средств, музыкальность,
пластичность. Играл: Кестутиса (о.п. Асника), Крушна ("Сыны государя"
Путинаса), Отел-ло; Штокмана ("Столпы общества" Ибсена), маркиза Позу
("Дон Карлос") и др. Большой успех имел в т. н. салонных комедиях.
Занимался педагогич. деятельностью, воспитал много мастеров литовского
т-ра. В. М,
ГЛЙШИЧ (Глиши?), Милован (1847-1908) - сербский писатель. Один из
зачинателей сербской драматургии. Получил философское образование. Лит.
деятельностью начал заниматься в 70-е гг., написал комедии "Два
цванцига" (1883) и "Обман" (1885), в к-рых в острой сатирич. форме
изобразил жизнь Сербии своего времени, высмеял продажность,
взяточничество и глупость представителей бурж. бюрократии, сельских
ростовщиков и т. д. Аг. М.
ГЛИЭР, Рейнгольд Морицевич [30.XII.1874(11.1. 1875), Киев,23.VI.1956,
Москва] - советский композитор, дирижёр, педагог,
музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938).
Музыкальное образование получил в Киевском муз. уч-ще (1891- 1894) и в
Моск. консерватории, где учился по кл. скрипки у Н. Соколовского и И.
Гржимали и теории композиции у А. С. Аренского, С. И. Танеева, М, М.
Ипполитова-Ива-нова, Г. Э. Конюса (1894- 1900). С 1908 началась
деятельность Г. как дирижёра. С 1913 Г.- профессор, в 1914-20 - директор
Киевской консерватории. В 1920- 1941 - профессор Моск. консерватории.
Автор 5 опер, в т. ч. "Шахсенем" (1927, Т-р оперы в Баку, в новой
редакции - там же, 1934), "Лейли и Меджнун" (совм, с Т. Садыковым, 1940,
Т-р оперы в Ташкенте), "Рашель" по новелле Мопассана "Мадемуазель Фифи"
(соч. 1942), "Гюльсара" (совм. с Т. Садыковым, 1949, там же); балетов:
"Хризис" по П.Льюису (соч. 1912), "Египетские ночи" ("Клеопатра") по
Пушкину (соч. 1925), "Красный мак" (Большой т-р, 1927; под назв.
"Красный цветок", 1957), "Комедианты" ("Большой т-р, 1931; в новой
редакции-"Дочь Кастилии", 1955), "Тарас Бульба" (соч. 1952), "Овечий
источник" (соч. 1954), "Медный всадник" (1949, Большой т-р, Ст. пр.
1950), многочисл. симф., камерно-инструмент. и др. соч. Балет Г.
"Красный цветок"- первый балет на совр. революц. тему - заложил основу
плодотворного развития сов. реалистич. балетного иск-ва. В своих балетах
автор обнаруживает большую чуткость к сценич. ситуациям, чутьё
хореографич. формы, тонкую музыкальную грацию.
В своём творчестве Г. продолжал реалистич. традиции рус. классич.
музыки. Музыка Г. привлекает красивыми напевными мелодиями, ясностью
гармонич. языка, светлым жизнеутверждающим тоном.
Глубокое изучение муз. творчества народов Азербайджана и Средней Азии
определили значение Г. как активного строителя многонац. муз. культуры
Сов. Союза. Произв. Г. оказали большое влияние на становление нац. муз.
т-ров Азербайджана и Узбекистана, содействовали росту проф. мастерства
композиторов этих республик.
Высокое мастерство, простота и искренность музыки Г. определили
популярность его лучших произведений. Г. принадлежит также музыка к
спектаклям "Царь Эдип" Софокла (1921, т-р б. Корша, Москва),
"Лисистрата" Аристофана (1923, Муз. студия MX AT), "Меловой круг" (1924,
Моск. драм. т-р), "Свадьба Фигаро" Бомарше (1927, MX AT) и др.
Педагогич. деятельность Г. сыграла важную роль в развитии советской
композиторской школы. У Г. учились: С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский
(в ранние годы), Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, А. А. Давиденко, Н.
П. Иванов-Радкевич, Н. П. Раков, Б. А. Александров, А. Г. Новиков и др.
Ст. пр. 1946, 1948.
Лит.: СеженскийК., Р. М. Глиэр, 2 изд., М.- Л., 1940; Б э л з а И.,
Р. Глиэр, М., 1955.
ГЛбБА, Андрей Павлович (р. 1888) - русский советский поэт, драматург.
Ранние пьесы Г.-драматич. сцена "День смерти Марата" (1920), трагедия
"Фа-марь", водевиль "Любовь, бакалавр и подмастерье сапожного цеха"
(1923), комедия "Венчание Хьюга"
(1924), трагедия-фаре "Пётр-Пётр" (1929), мелодрама "Розита" (1926,
моек. Камерный т-р). Наибольшей известностью пользуется пьеса Г.
"Пушкин" - о последнем этапе жизни поэта (1937, Сталингр. и Ярославский
т-ры; 1949, Моск. т-р им. Ермоловой; 2-й авторский вариант, 1954, пост.
там же, бессменный исполнитель заглавной роли в Моск. т-ре им. Ермоловой
- В. С. Якут). Г. принадлежит также пьеса "Город Глу-пов" по Щедрину
(1932, Моск. т-р Сатиры). В 1958 в альманахе "Современная драматургия",
ј7,опубликована новая пьеса Г. "Русская дорога". Г. выступает также как
переводчик ("Пролитая чаша" Ван Ши-фу, 1951, Моск. т-р Сатиры).
Соч.: Сборник пьес, [М.], 1922; Пушкин, Л.-М., 1937, М., 1954 (новая
редакция).
"ГЛОБУС" (Globe) - публичный театр в Лондоне, существовавший в
1599-1644. В "Г." (до 1642) играла труппа "Слуги лорда Камергера",
возглавлявшаяся главным актёром этого т-ра трагиком Р. Бёрбеджем. Здесь