<< Пред.           стр. 191 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Майская ночь", "Золотой петушок"; "Любовь к трём апельсинам"
 Прокофьева, "Тихий Дон" и др. Г. принадлежат опера-кантата "Принцесса
 Юрата" (1914), опера "Богатырский курган" по Ибсену. Гос. премия СССР
 1946 за концертно-исполнит. деятельность. Педагогич. работой Г. начал
 заниматься в 1907 (в 1925-29 - профессор Моск. консерватории).
  Лит.: Аносов Н., Николай Семёнович Голованов, "Советская музыка",
 1951, ј 5.
  ГОЛОВАШЕНКО, Юрий Александрович [р. 15(28). XI. 1910] - русский
 советский театровед, кандидат искусствоведения. Окончил ГИТИС (1937). С
 1938 выступает как театр. критик. С 1949 - ст. научный сотрудник
 Ленингр. гос. ин-та театра, музыки и кинематографии. В 1949-56
 преподавал в Ленингр. театр. ин-те.
  Соч.: Образ героя в драме и театре, в сб.: Театральный альманах.
 1946, кн. 1 (3), М., 1946, с.3-14; Героическое начало в советской драме,
 М., 1947; Героика гражданской войны в советской драматургии. Л., 1957;
 Проблема героической драмы, "Театр", 1958, .ј 2; Советская героическая
 драма, Л. 1959; Проблема типического конфликта, "Звезда", 1960 Ne 10;
 Образ, В. И. Ленина на сцене, "Звезда", 1960, ј l:
  О многообразии реализма, газ. "Литература и искусство" 1944, 6 мая,
 .ј 19; О специфике видов искусства, там же 1961, .ј 4; Черты советского
 балета, "Советская музыка" 1960, ј 8.
  ГОЛОВИН, Александр Яковлевич [17.11 (1.III). 1863,
 Москва,-17.IV.1930, г. Пушкин] - русский советский театральный художник,
 живописец. Нар. арт. РСФСР (1928). Академик живописи. В 1881-89 учился в
 Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества (сначала на архитектурном,
 затем на живописном отделении) у В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, В.
 Е. Маковского. Во время поездок в Париж (1889, 1897) брал уроки у франц.
 импрессионистов - Бланша, Колена и Мерсона. Много путешествовал по
 Испании, Италии, Голландии, Норвегии и др. странам. С 1898 - участник
 выставок "Мир искусства". Уже. в ранних станковых работах и произв.
 прикладного и монументального иск-ва проявилось стремление Г. к
 декоративности, яркой выразительности цвета. Большое значение для Г.
 имело знакомство с художниками Мамонтовской оперы. Влиянием творчества
 этих художников отмечены уже первые театр. работы Г.: "Ледяной дом"
 Корещенко (1900) и особенно "Псковитянка" (1901) в Большом т-ре
 (Москва). Скупыми средствами реалистич. живописи Г. передал в своих
 декорациях напряжённый драматизм этих опер. С 1901 Г.- декоратор Петерб.
 императорских т-ров; оформил спектакли: "Волшебное зеркало" Корещенко
 (1903), "Золото Рейна" Вагнера (1905) и др. в Мариинском т-ре;
 "Антигона" Софокла (1906), "Дочь моря" (1905), "Маленький Эйольф" (1907)
 Ибсена и.др. в Александрийском т-ре. Этапной работой Г. были декорации к
 "Кармен" (1908, Мариинский т-р), в к-рых Г., опираясь на собственные
 впечатления от поездок в Испанию, впервые на рус. сцене создал образ
 подлинной Испании - суровый и вместе с тем романтически красочный.
 Однако в ряде спектаклей, оформленных Г. в эти годы ("Волшебное зеркало"
 и др.), обнаруживается отступление художника от реалистических
 принципов. В последующее время выразит. средствами Г. становятся
 праздничная орнаментальность, условная декоративность, виртуозная
 живописность. В этот период Г. много работал с В. Э. Мейерхольдом.
 Оформил пост. им спектакли: "У врат царства" Гамсуна (1908), "Дон Жуаш
 Мольера (1910), "Маскарад" (1917) в Александрийском т-ре; "Орфей и
 Эвридика" Глюка (1911), "Каменный гость" Даргомыжского (1917) в
 Мариинском т-ре. Стремясь максимально приблизить актёров к зрителям, Г.
 и Мейерхольд выносили действие на просцениум, располагая на заднем плане
 свободные живописные задники. Г. добивался органич. единства художеств.
 оформления сцены и зрит. зала, уничтожая границу между ними с помощью
 специальных лепных архитектурных порталов и тем самым вовлекая зрителей
 в атмосферу спектакля. В работах Г. обнажённая условная театральность
 (слуги просцениума, свет в зрит. зале и т. д.) сочеталась с
 эмоциональной образностью оформления. Так, напр., в "Маскараде" Г.
 достигал этой образности с помощью системы занавесей, цветовых и
 световых контрастов задников, кулис, арлекинов, ритма причудливых линий
 рисунков орнаментов и, наконец, искусно вписанных в декорацию
 динамических живописных пятен костюмов. Высокие художеств. достижения в
 декорациях к спектаклям периода 1908-17 сочетались, однако, с известной
 односторонностью, восприятием Г. спектакля как праздничного,
 романтически приподнятого зрелища. После Октябрьской революции Г.
 оформил спектакли: "Королева Мая" Глюка (1919), "Соловей" Стравинского
 (1919), "Сольвейг" Грига (1922), "Севильский цирюльник" (1924) в
 Академич. т-ре оперы и балета, Петроград, и др. Наиболее значит, работа
 Г. в сов. т-ре - оформление спектакля МХАТа "Безумный день, или Женитьба
 Фигаро" (1927). В этом спектакле, пост. К. С. Станиславским, Г. создал
 праздничные, подлинно театральные по форме реалистич. декорации, глубоко
 раскрыв в этих декорациях идею комедии. Последняя работа Г.- эскизы
 декораций к спектаклю МХАТа "Отелло" (1930). Г. принадлежит серия
 портретов Шаляпина (в ролях Олоферна, Бориса Годунова, Демона и др.),
 Далматова, Варламова, Мейерхольда и др. Яркий живописец, тонкий
 колорист, замечат. мастер театр. костюма, Г. был первым театральным
 художником, достигшим полной гармонии декораций, костюмов, бутафории,
 реквизита. Спектакли с декорациями Г., показанные в Париже во время
 Дягилевских сезонов (1908, 1910), оказали сильное воздействие на
 развитие мирового театр.-декорационного иск-ва.
  Соч.: Роль художника в театре, в сб.: Театрально-декорационное
 искусство в СССР 1917-X-1927, Л., 1927.
  Лит.: А. Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о
 Головине, Л.-М., 1960 (есть библиография);
  Маковский С. К., А. Я. Головин, "Аполлон", 1913, ј4; Соловьев В.,
 Головин как театральный мастер, "Аполлон", 1917, ј 1; Г о л л е р б а х
 Э., А. Я. Головин. Жизнь и творчество. Л., 1928; Волков Н., Мейерхольд,
 т. 1-2, Л., 1929; его же, Головин на театре, "Рабис", 1930, ј 20;
 "Маскарад" Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина, М.-Л.,
 1941-1946; Каталог выставки произведений А. Я. Головина, М.-Л., 1956;
 Коган Д., Головин, М., 1960. В. Бер.
  ГОЛОВИН, Сергей Аркадьевич (1879-9.X.1941)- русский советский актёр.
 Засл. арт. Республики (1927). В 1902 окончил муз.-драматич. уч-ще Моск.
 филармо-нич. общества. В том же году был принят в труппу Малого театра.
 Г. играл гл. обр. характерные роли. Созданные им образы отличались
 точной социальной характеристикой, широтой обобщения, типичностью,
 ясностью и выразительностью внешнего рисунка.
  Роли: Большое ("Свои люди-сочтёмся"), Мамаев ("На всякого мудреца
 довольно простоты"). Бессудный ("На бойком месте"). Скалозуб, Фамусов,
 Городничий; Редозубов, Старик ("Варвары", "Старик" Горького), Малинин
 ("Любовь Яровая"), Кривонос ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), и лр.В.
 Мае.
  ГОЛОВИНА, Ольга Николаевна [р. 7 (20). V. 1904] - русская советская
 артистка оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1940). В 1928 окончила
 муз. техникум им. А. и Н. Рубинштейна по классу пения Л. Г. Звягиной.
 Пела в оперных театрах Самары (1930 - 37), Свердловска (1936-37). В
 1933-36 и после 1937- солистка Ленингр. Малого оперного т-ра.
 Одновременно с 1948-преподаватель Ленингр. консерватории. Обладая сочным
 голосом и драматическим темпераментом, Г. с особым успехом выступала в
 партиях Аксиньи ("Тихий Дон"), Солохи ("Черевички" Чайковского), Марины
 Мнишек ("Борис Годунов"). Гос. пр. СССР (1951).
  Др. партии: Любава ("Садко"), Любаша, Лель; Далила ("Самсон и Далила"
 Сен-Санса), Кармен, Аида.
  ГОЛОВИНСКИЙ ОПЕРНЫЙ ДОМ - театральное здание в Москве. Построено в
 1742 (в связи с приездом в Москву императрицы Елизаветы Петровны с
 двором на коронацию) на берегу реки Яузы при Головинском дворце. В дни
 пребывания двора в Москве в этом здании давались торжественные оперные и
 балетные спектакли. В 1763 в Г. о. д. разыгрывалась заключит. часть
 маскарада "Торжествующая Минерва", сочинённого и пост. основоположником
 рус. т-ра Ф. Волковым. В 1766 при антрепренёре Н. Титове в Г. о. д.
 давались спектакли основанного ун-том т-ра. В 1776 здание т-ра, сильно
 разрушившееся от времени, было снесено. В. В.-Г.
  ГОЛОВКИНА, Софья Николаевна [р.ЗО.?Х(?З.Х). 1915] - русская советская
 артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1942.
 Окончила Моск. хореографич. уч-ще (класс А. И. Чекрыги-на) и принята в
 1933 в балетную труппу Большого т-ра. Партии: Лиза ("Тщетная
 предосторожность"), Светлана (о. п. Клебанова), Баядерка (о. п.
 Минкуса), Диана Мирель ("Пламя Парижа", Гос. пр. СССР, 1947), Сванильда
 ("Коппелия"), Царица бала ("Медный всадник"), Зарема и др. С
 1960-директор Моск. хореографич. уч-ща.
  Лит.: Софьч Николаевна Головкина, М., 1953. Л. П.
  ГОЛОВКИНСКИЙ ДОМ - театральное здание на Васильевском острове в
 Петербурге. Сооружено в нач. 20-х гг. 18 в. как частный дом князя
 Долгорукого. Затем перешло к графу М. Головкину; после его ссылки было
 конфисковано казной. При Г. д. имелся т-р, в к-ром в 1752, в связи с
 приездом в Петербург Ф. Г. Волкова и ярославских актёров, был
 организован публичный т-р, получивший назв. "Комедиантского дома". В
 1756 здесь был помещён (учреждённый в том же году) первый рус.
 постоянный государственный проф. драм. т-р. Спектакли давались до нач.
 1757, после чего были перенесены в центральные районы Петербурга (чаще
 всего проходили в помещении Большого каменного т-ра), а Г. д. перешёл в
 ведение Академии наук. В 1764-88 на месте Г. д. выстроено здание
 Академии художеств (существует до сих пор). В. В.-Г.
  ГОЛОВКО, Андрей Васильевич [р. 22.Х1(4.ХП). 1897] - украинский
 советский писатель, драматург. Род. в семье крестьянина. Был учителем.
 Лит. деятельность начал в 1918 (Сб. стихов). Автор романов, повестей и
 первых сов. пьес: "В красных шумах" (1924) - о борьбе сельской бедноты с
 деникинцами, "Поглитаивщина" (по роману "Бурьян", 1929), "Райское
 яблоко" (1946).
  Лит.: Килимник О." Андрей Головко, М., 1956;
  Коваленко Л., Андр?й Головко, Кив, 1958. Р. Б.
  ГОЛОВКО (Иванова-Головко), Кира Николаевна (р. 11. III. 1918) -
 русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич.
 партии с 1958. Сценич. деятельность начала в 1938 во МХАТе. Первая
 роль-Молоко ("Синяя птица" Метерлинка). Затем играла Наташу ("На дне").
 В 1954-56 была актрисой Калининградского т-ра. Роли: Мария Стюарт;
  Елена ("Накануне" по Тургеневу), Александра ("Деньги" Софронова),
 Линда ("Смерть коммивояжёра" Миллера), Мария Александровна Ульянова
 ("Семья" Попова), Тугина ("Последняя жертва") и др. С 1957-снова в
 труппе МХАТ. Сценич. образы отмечены лиричностью, мягкой женственностью.
 Играет преимущественно роли чистых, благородных женщин, доверчивых,
 искренних. С 1959 преподаёт в Школе-студии им. В. И.
 Немировича-Данченко. Снимается в кино (Гос. пр. СССР, 1947).
  Роли: Параша ("Горячее сердце"), Аксюша ("Лес"), Натали ["Последние
 дни" ("Пушкин") Булгакова], княгиня Вяземская ("Трудные годы", А. Н.
 Толстого), Ольга ("Три сестры"), Ася Давыдовна ("Всё остаётся людям"
 Алёшина) и др. С. Г'.
  ГОЛОВНЯ, Валентин Владимирович [р. 28.У?? (9. VIII). 1895J - русский
 советский историк театра. Член Коммунистич. партии с 1945. Кандидат
 искусствоведения (1940). Окончил Моск. ун-т (1924). Специалист по
 истории античного т-ра. В 1948-60- ст. научный сотрудник Ин-та истории
 искусств АН СССР. Ведёт преподават. работу в ГИТИСе им. Луначарского в
 Москве (1936-48 и с 1961).
  Соч.: Аристофан, М., 1955; "Умоляющие" Эврипида, в кн.: Сообщения
 Института истории искусств АН СССР, М] 10-11. театр. М., 1957; "Поэтика"
 Аристотеля. О сценической стороне трагедии, в кн.: Ежегодник Института
 истории искусств. 1958. театр. М., 1958; Античная драма на сцене
 советского театра, "Театр", 1947, ј 8, с. 33-39; "Древняя Греция"
 (театр) и "Древний Рим" (театр), статьи в Большой советской
 энциклопедии, 2 издание; [Перевод с др.-греч., ред. и комментарии] в
 кн.- Е в р и п и д, Пьесы, М., 1960.
  ГОЛОВЧЙНЕР, Виктор Яковлевич [15(28). VI. 1905-15.VII.1961]-советский
 режиссёр и драматург. Нар. арт. БССР (1944) и Лит. ССР (1959). Чл.
 Коммунистич. партии с 1944. В 1921 поступил в Белорус. оперно-драматич.
 студию в Москве, к-рую окончил в 1926. Творч. деятельность начал в 1926
 в Минске в Гос. евр. т-ре (ГОСЕТ) как актёр, с 1928 - как режиссёр.
 Работал в Белоруссии до 1949:
  ГОСЕТ (1926-30, 1932-38, 1942-46), Рабочий театр. Т-р им. Я. Купалы
 (1939 - 42), Гос. рус. театр БССР. Был гл. режиссёром Иркутского т-ра
 (1949-51), Т-ра им. Мукими (1951 - 53) и Рус. драм. т-ра им. Горького
 (1953-54) в Ташкенте. С 1955 - гл. режиссёр Рус. т-ра в Вильнюсе. Пост.:
 в ГОСЕТе - "Выстрел" Безыменского (1930), "Вольпо-не" Бена Джонсона
 (1934), "Фальшивая монета" Горького (1937), "Колдунья" Гольдфадена
 (1941), в Вильнюсском т-ре - "Крылья" Корнейчука и "Варвары" (1955);
 "Крепость над Бугом" Смирнова (1956), "Тайфун" Цао Юя (1958), "Битва в
 пути" по Николаевой (1960, Гос. пр. Лит. ССР) и др. Г. написал драму
 "Великодушие" - о Парижской Коммуне, антифашистскую пьесу "Урок жизни"
 (1935, 1942, Т-р им. Я. Купалы). Г. с 1938 вёл педагогич. работу
 (Белорус. театр. уч-ще, Ташкентский театр. ин-т, Вильнюсская
 консерватория). Е. X.
  ГбЛОС - звучание голосовых связок гортани, возникающее при их
 смыкании и периодич. колебаниях под воздействием воздуха. Издаваемые
 связками гортани звуки усиливаются и окрашиваются в т. н. надставной
 трубе (глотка, полость рта и носа), пре-образуясь у человека в речь и
 пение. Г. характеризуется объёмом (диапазоном), высотой, силой и
 тембром, или окраской. Высота Г. зависит от числа колебаний голосовых
 связок в секунду: чем больше число колебаний, тем выше Г., и наоборот.
 Сила голоса определяется размахом, или амплитудой, колебаний голосовых
 связок. Чем больше амплитуда, тем Г. сильнее. Человек может произвольно
 изменять как высоту, так и силу Г. Тембр Г. зависит от присоединения
 обертонов к осн. тону. Они могут быть гармоническими и негармоническими.
 Свойства Г. находятся в зависимости от возраста, пола, состояния
 здоровья и психики исполнителя. Диапазон детских голосов до периода
 полового созревания (12-14 лет) возрастает постепенно до l1 -l1 октав
 (см. Мутация}.
  Различают Г. разговорный и певческий, "непоставленный" (бытовая речь,
 пение необученного певца) и "поставленный" (сценич. речь, пение проф.
 певца). В певческом Г. различают регистры - грудной, средний и головной
 (фальцет). В пении необученных певцов регистры ясно различимы. У проф.
 певцов Г. выравнивается в процессе обучения на всём диапазоне и
 становится однородным по тембру. Диапазоны человеческих голосов в
 совокупности обнимают ряд звуков от ре большой октавы до ф а3.
  Мужские голоса
 
  j Женские голоса
 
  Голос
 
  Число колебаний в 1 сек.
 
  Голос
 
  Число колебаний в 1 сек.
 
  Бас ......
 
  81-325
 
  Контральто . . .
 
  145- 690
 
  Баритон . . .
 
  96-426
 
  Меццо-сопрано .
 
  217-1034
 
  Тенор ....
 
  122-580
 
  Сопрано .....
 
  258-1304
 
 
  Самый высокий по диапазону Г. взрослых - сопрано, самый низкий - бас.
 По характеру Г. (за исключением басов) делятся на лирич.,
 лирико-драматич. и драматич. Кроме того, выделяют сопрано колоратурное и
 лирико-колоратурное (см. Колоратура) и тенор-ал ьтино. Басы делятся на
 высокие - кантанте, и низкие - профундо. В практике хорового пения особо
 низкие басы (до ф а контроктавы) называются окта-вистами. В оперной
 практике встречается понятие характерных голосов (напр., тенор ди
 грациа, бас-буфф). В группе меццо-сопрано и басов иногда различают т. н.
 центральные Г., более низкие по характеру звучания, чем осн. голоса
 данных групп (напр., меццо-сопрано, тяготеющее к контральто). См. также
 Постановка голоса.
  Лит.: Р ж е в к и н С. Н.,Слух и речь в свете современных физических
 исследований, 2 изд., М.-Л.,1936; М у з е-х о л ь д А." Акустика и
 механика человеческого голосового органа, М., 1925; Егоров А. М.,
 Гигиена певца, М., 1955; Канторович В., Что надо знать артисту о своём
 голосе, М., 1937.
  ГОЛСУОРСИ (Galsworthy), Джон (14.VIII.1867, Кингстон-Хилл,-31.1.1933,
 Хэмпстед) - английский писатель и драматург. Юрист по образованию. Лит.
 деятельность начал в 1897. Г.- крупнейший представитель критич. реализма
 в англ. лит-ре 20 в., автор серии романов, рисующих жизнь бурж. Англии
 конца 19 - нач. 20 вв. ("Сага о Форсайтах" и др.) и 27 пьес, б. ч.
 посвящённых той же теме. Значит, влияние на драматургию, как и на всё
 творчество Г., оказала рус. реалистич. лит-ра (Тургенев, Толстой,
 Чехов). В 1932 Г. была присуждена Нобелевская пр. Пьесы Г., так же как и
 романы, написаны в неторопливой, по-вествоват. манере. Г., умный,
 объективный наблюдатель жизни, стремится улучшить, но не изменить мир.
 Гл. опасность своего века он видел не в капиталистич. строе, а в
 духовном вырождении англ. буржуазии. Уже ранние драматич. произв. Г.
 посв. острым социальным вопросам. Так, в пьесах "Серебряная коробка"
 (1906, "Корт тиэтр" Лондон),
  "Беглец" (1908), "Правосудие" (1910, т-р герцога Йорк-ского, Лондон)
 писатель обличает несправедливость бурж. правосудия. В драме "Борьба"
 (1909, т-р герцога Йоркского, Лондон), созданной, под воздействием
 творчества Горького, Г. впервые в англ. драматургии показывает стачечное
 движение, но финал пьесы проникнут пессимистич. мотивами. Герой драмы
 "Толпа" (1914, "Гейети тиэтр", Манчестер) пытается бороться против англ.
 колониализма и погибает от самосуда. В пьесе "Беглянка" (1913) Г. рисует
 трагич. судьбу женщины, пытавшейся пренебречь бурж. предрассудками и
 доведённой до самоубийства. В пьесе "Мёртвая хватка" ("Без перчаток",

<< Пред.           стр. 191 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу