<< Пред.           стр. 195 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 teatro espanol, v. 1, Barcelona, 1924.
  ГОНСАЛЕС КАСТЙЛЬО (Gonzalez Castillo), Xoce (25. I. 1885-22. X. 1937)
 - аргентинский драматург, режиссёр, театральный критик. В своих пьесах и
 статьях выступал против социальной несправедливости бурж. общества, но
 выдвигал в качестве положит. идеала моральное перевоспитание буржуа и
 реформы сверху. Работу в т-ре начал в 1907 одноактной пьесой "Из грязи"
 (т-р "Аполо", труппа X. Подеста). Наибольшее признание получила его
 драма "Луиджи", рассказывающая о бесправной судьбе эмигранта (1909, т-р
 "Архентино", труппа Муиньо-Алипи). Сайнете "Серенада" (1911, т-р
 "Архентино", муз. X. Каррильеро) показывает тяжёлые условия труда женщин
 на стекольном заводе. Популярен сайнете Г. К. "Пасть собаки" (1918, т-р
 "Буэнос-Айрес", труппа Муиньо-Алипи). Драма "Бедный человек" (1920, т-р
 "Авенида") показывает забастовку рабочих, требующих отмены штрафов. В
 ряде пьес Г. К. выступает против бурж. брака, за освобождение женщины:
 "Жена Улисса" (1918, т-р "Лисео"), "Святая матерь" (1920) и др. Многие
 пьесы Г. К. были пост. под его руководством. Г. К. принадлежит работа
 "Сайнете - жанр аргентинского театра" (1937), в к-рой он отстаивает
 принципы народности т-ра.
  Соч.: El sainete, medio de expresion teatral argentino, cuaderno ј 5.
 De cultura teatral, B. Aires, [s. a.].
  Лит.: O r da z L., El teatror en el Rio de la Plata..., 2 ed., В.
 Aires. 1957; Gallo Blas Raul, Historia del sainete portano, В. Aires,
 1959; Siete sainetes portenos, B. Aires, 1958. Ал. Р.
  ГОНФАЛОНЕ (итал. Gonfalone, букв.-знамя, хоругвь)-театральное
 "братство" в Риме. Организовано в 1264 для постановки мистерий в
 Колизее. По времени своего создания Г. предшествовало аналогичным
 "братствам" во Франции, Германии и Англии. С. Мок.
  ГОНЧАРЕНКО, Нина Ивановна (р. 20. VIII. 1919)- украинская советская
 артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич.
 партии с 1953. В 1944 окончила Киевскую консерваторию по классу проф. Д.
 Г. Евтушенко. С этого же года - солистка Т-ра оперы и балета им.
 Шевченко. Г. обладает красивым по тембру голосом, незаурядным вок. и
 сценич. мастерством. Певица подкупает искренностью исполнения, умением
 передать драматизм роли.
  Партии: Настя, Солоха ("Тарас Бульба", "Рождественская ночь"
 Лысенко), Варвара, Соломин ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Амнерис
 ("Аида"), Ольга ("Евгений Онегин"), Любаша ("Царская невеста"), Зибель
 ("Фауст"), Кармен и др. С'. 3.
  ГОНЧАРОВ, Андрей Александрович (р. 2. I. 1918)- русский советский
 режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1961). Чл. Коммунистич. партии с
 1943. В 1941 окончил ГИТИС (класс Н. М. Горчакова). В 1942-44 работал в
 1-м фронтовом т-ре ВТО. В 1944-51 - режиссёр Моск. т-ра Сатиры, в
 1951-56 - Моск. т-ра им. Ермоловой. С 1958 - гл. реж. Моск. драм. т-ра.
 Ставил спектакли в Малом т-ре. С 1945 ведёт педаго-гич. работу (ГИТИС).
 Автор книги, статей, режиссёрских комментариев к пьесам.
  Пост. в Моск. т-ре Сатиры: "Женитьба Белугина" Островского и
 Соловьёва (1945), "Вас вызывает Таймыр" Галича и Исаева (1948), "Женихи"
 Токаева (1951 i; в Моск. т-ре им. Ермоловой: "Благочестивая Марта" Тирсо
 де Молины (1950), "Ксения" А. Волкова (1951), "Европейская хроника"
 Арбузова (1953); в Малом т-ре: "Опасный спутник" Салынского (1954),
 "Когда горит сердце" Кина (1957); в Моск. драм. т-ре: "Вид с моста"
 Миллера (1959), "Закон зимовки" Горбатова (1960), "Барба" Масевича
 (1961).
  Соч.: Поиски выразительности в спектакле, М., 1959;
  Первые шаги, "Театр", 1953, ј 3; О целеустремленности режиссёра, там
 же, 1960, ј 3. А. Ив.
  ГОНЧАРОВ, Андрей Дмитриевич [р. 9 (22). VII. 1903] - русский
 советский художник. В 1927 окончил Высший художественно-технич. ин-т
 (Вху-теин) в Москве. Как театр. художник начал работать в 1927
 ("Соломенная шляпка" Дунаевского, 1937, Муз. студия им.
 Немировича-Данченко). Оформил спектакли: "Мстислав Удалой" Прута (совм.
 с Л. Н. Поповым, 1932, ЦТКА), "Без вины виноватые" (1937, Т-р им.
 Вахтангова), "Дворянское гнездо" по Тургеневу (1940, Т-р им. Ленсовета,
 Москва), "Бран-денбургские ворота" Светлова, "Госпожа министерша" Нушича
 и "Король Лир" (1946, 1958, Т-р им. Моссовета), "Братья Карамазовы"
 (1960, МХАТ) и др. С 1927 ведёт педагогич. работу в высших художеств.
 учебных заведениях Москвы. Профессор. Н. Лит.
  ГОНЧАРОВ, Иван Александрович [6 (18). VI. 1812, Симбирск,-15(27). IX.
 1891, Петербург] - русский писатель. Автор романов "Обыкновенная
 история", "Обломов", "Обрыв", неоднократно инсценировавшихся ("Обрыв",
 1-я инсц. 1879; "Обломов"-1-я инсц. "Утро Обломова", 1892; "Обыкновенная
 история", 1-я инсц. 1954). В 40-50-х гг. 20 в. были пост. инсценировки:
 "Обыкновенной истории" (В. В. Васильева, 1954), "Обрыва" (Н. И.
 Соболыцикова-Самарина, 1956; Н. С. Рашевской, 1957; Н. М. Горчакова,
 1957). Наибольшее распространение получили инсценировки романа "Обрыв".
  Глубокий знаток и ценитель драматургии и театра, Г. внёс серьёзный
 вклад в рус. театрально-критич. лит-ру. Наибольшую известность получила
 его статья "Мильон терзаний" (написана в 1871 в связи с бенефисным
 спектаклем актёра Александрийского т-ра И. И. Монахова, игравшего
 Чацкого, напечатана впервые в "Вестнике Европы", 1872, ј 3) - один из
 наиболее глубоких анализов прославленной комедии Грибоедова "Горе от
 ума". Большое значение имеют также не публиковавшиеся при жизни Г.
 "Материалы для критических статей об А. Н. Островском" (напечатаны
 впервые в сб. "Памяти А. Н. Островского", П., 1923) и статья "Опять
 Гамлет"- наброски статьи о понимании и исполнении на сцене "Гамлета"
 (написаны Г. в связи с выступлением в этой роли артиста Александрийского
 т-ра А. А. Нильского, 1875; полностью напечатаны впервые в 8-м томе
 Собр. соч. Г., М., 1952). Много ценных критич. суждений содержится также
 в письмах Г. к А. Ф. Писемскому, П. Д. Боборыкину и др. (см. "И. А.
 Гончаров. Литературно-критические статьи и письма", М., 1938).
  Соч.: Собрание соч. в 8 томах, М., 1952-1955; "Мильон терзаний".
 Критический этюд, М., 1956.
  Лит.: Цейтлин А. Г., И. А. Гончаров, М., 1950;
  И. А. Гончаров в русской критике. Сб. статей, М., 1958.
  ГОНЧАРОВ, Иван Константинович [1866-5(18). III. 1910]-русский артист
 оперы (баритон). Вок. образование получил у А. Д.
 Александровой-Кочето-вой. Начал выступать на сцене с 1888 в Киеве. В
 1892-93 пел в Москве в Оперном товариществе под рук. И. П. Прянишникова,
 в 1893-98- в Мариин-ском т-ре, в 1898-1908 - в Большом т-ре. Обладал
 голосом красивого тембра и яркой звучности. В своём творчестве развивал
 реалистич. традиции исполнения певца П. А. Хохлова.
  Партии: Демон, Евгений Онегин, Елецкий, Мазепа ("Пиковая дама",
 "Мазепа" Чайковского), Мизгирь ("Снегурочка" Римского-Корсакова), князь
 Игорь, Жермон;
  Валентин ("Фауст"), Эскамильо и др. В опере "Паяцы" Г. пел партии
 Тонио и Сильвио; в опере "Рогнеда" Серова исполнял басовую партию князя
 Владимира Красное Солнышко.
  Лит.: "Рампа и жизнь", 1910, ј 11, с. 177-178. Я. Каз.
  ГОНЧАРОВА, Имма Львовна [р. 4.(16).П. 1895] - русская советская
 актриса. Нар. арт. Map. ACCP (1957). В 1920 окончила театр. студию в
 Томске (училась у А. Д. Попова). Начала сценич. деятельность в Томском
 т-ре. Работала в т-рах Костромы, Иванова, Барнаула, Новосибирска,
 Ижевска. С 1950 - в рус. т-ре Марийской ACCP (Йошкар-Ола). Подлинным
 драматизмом и силой социального обобщения был исполнен образ Катерины
 ("Гроза"). Процесс формирования характера нар. героини раскрывала
 актриса в образе Любови Яровой.
  Роли: Ио ("Гибель " Надежды"" Хейерманса), Ирина ("Огненный мост"
 Ромашова), Бабушка ("Обрыв" по Гончарову), Марта ("Деревья умирают стоя"
 Касоны). Б.Б.
  ГОНЧАРОВА (наст. фам. - Гончаренко), Клавдия
  Григорьевна [29. Х (10. ХГ). 1894-17.VI. I960]- русская советская
 актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). Сценич. деятельность начала в 1913.
 Роли: Софья ("Горе от ума"), Дездемона и др. Работала в т-рах Житомира,
 Брянска, Гомеля, Тулы и др. городов. С 1929- актриса т-ра "Красный
 факел" (до 1932 т-р был передвижным, с 1932 работает в Новосибирске).
 Искусство Г. отмечено человечностью, искренностью, глубиной.
  Роли: Катерина ("Гроза"), Наталья Петровна ("Месяц в деревне"
 Тургенева), Софья ("Зыковы"), Глафира ("Егор Булычев и другие"), Любовь
 Яровая, Панова ("Любовь Яровая"), Анна Каренина; Мария Николаевна
 ("Русские люди"), Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова), Марго
 ("Глубокая разведка" Крона), Огарнова ("Счастье" Павленко) и др.
  Лит.: Герман А., Клавдия Григорьевна Гончарова. Заслуженная артистка
 РСФСР, в сб.: Путь театра. XXX лет театра "Красный факел", Новосибирск,
 1950, с. 91-98. Э. К.
  ГОНЧАРОВА, Надежда Васильевна (р. 12.IX.1902)- русская советская
 актриса. Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистической партии с 1941.
 Сценич. деятельность начала в 1920 в Твери. С 1928 - актриса
 Калининского т-ра. Мастер сценич. речи, тонкая, наблюдательная актриса,
 Г. с успехом исполняет комедийные и характерные роли. Среди её лучших
 работ-образы в пьесах Островского: Глафира Фирсовна ("Последняя
 жертва"), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы"), Домна Пантелевна ("Таланты
 и поклонники"), Улита ("Лес").
  Роли: Дунька ("Любовь Яровая"), Матрёна ("Воскресение" по Толстому),
 Мотылькова ("Слава" Гусева), Демидьев-на ("Нашествие"), Василиса
 ("Настоящий человек" Лондона), Хозяйка ("Каменное гнездо" Вуолийоки) и
 др. 4. Цв.
  ГОНЧАРОВА, Наталия Сергеевна [р. 22. V (3.VI). 1881] - русская
 театральная художница, живописец, скульптор. Училась в Моск. уч-ще
 живописи, ваяния и зодчества. театр. деятельность начала в частной
 студии К. Крафта в Москве в 1909 ("Свадьба Зобеиды" Гофмансталя). В
 ранних работах Г. проявились эстет-ско-формалистич. тенденции (эскизы
 декораций и костюмов к спектаклю "Веер" Гольдони в Камерном т-ре, 1915,
 и др.). После успешного оформления спектакля "Золотой петушок"
 Римского-Корсакова в антрепризе С. П. Дягилева (1914) Г. работала преим.
 в области муз. т-ра (гл. обр. балета). Живёт во Франции. Создала
 декорации к спектаклям "Свадебка" и
  "Жар-птица" Стравинского (1923, 1926, антреприза Дягилева), "Золушка"
 Эрлангера (т-р "Ковент-Гар-ден", Лондон, 1938), "Парижская жизнь"
 Оффенбаха ("Опера комик", Париж, 1933), "Севильский цирюльник" (1949,
 Лондон) и др. В своих театр. работах Г. стремится к монументальной
 декоративности, использованию традиций нар. творчества (лубок, вышивка и
 пр.), древнерусской живописи с её насыщенной интенсивной гаммой
 контрастирующих чистых цветов, плоскостностью композиции, обобщённостью
 форм. Однако во мн. работах Г. эти искания сводятся к чисто формальной
 выразительности, абстрактности и стилизации.
  Лит.: Эганбюрн Э., Наталия Гончарова. Михаил Ларионов, М., 1913;
 CogniatR., Cinquante ans de spectacles en France. Les decorateurs de
 theatre, P., 1955. M. П.
  ГОПАЛ, Рам (р. 1920) - индийский танцовщик, балетмейстер. В 1935
 открыл первую в Индии школу классич. инд. танца. Впервые выступил как
 танцовщик в 1937, а в 1939 дебютировал в Лондоне вместе со своей труппой
 (организованной из учеников студии). Исполняет танцы в стиле "бхарат
 натъям. Для иск-ва Г. характерны высокая пластичность, строгое
 следование канонам традиционного инд. классич. танца. В 1944 занял
 первое место на Индийском фестивале танца. В 50-е гг. Г. осуществил свою
 первую постановку - 3-актный балет "Рама", претворяющую на балетной
 сцене храмовые танцы. Затем пост. балет "Легенда о Таджахале" (1956,
 Дели), в к-ром танцы стиля "бхарат натьям" сочетаются с нар. танцами
 зап. провинций и Ассама. В своих пост. Г. стремится преодолеть ложную
 экзотику, добиться органич. слияния традиц. инд. хореографии с европ.
 балетной музыкой. Ввёл в инд. нар. оркестр гобой, флейту и др.
 инструменты из европ. оркестра. В балете "Шехеразада" на муз.
 Римского-Корсакова (в нац. инд. костюмах и декорациях Л. Бакста) Г.
 осуществил новую пост. танцев, резко расходящуюся с известной трактовкой
 ба-летм. М. М. Фокина. В пост. танцев на муз. К. Дебюсси Г. использовал
 традиц. нац. хореографию, инд. танцевальные стили.
  Соч.: Rhythm in the heavens, L., 1957, Indian tiah-cing, L., 1955
 (COBM. с Serozh Dsrdachanji).
  Лит.: "Theatre World", L., 1947, v. 43, ј 273, с/-30-За;
  "Marg", Bombay, 1954, v. 10, ј 4. H В Л F
  ГОПИНАТХ (р. 24.VI.1908) - индийский танцовщик, балетмейстер и
 педагог. Выступает в танцах школы катхакали. Г г принадлежит к
 знаменитому роду танцовщиков, в течение 300 лет передававших своё иск-во
 из поколения в поколение. В 1919-31 учился танцу у известных педагогов
 П. Пилая, К. Kypy на, К.. Паниккар и др. Изучал разл. виды классич.
 танца. Исполнит, иск-во Г. отличается предельной выразительностью мимики
 и чёткой ритмикой. Г. является также автором музыки ко многим танцам и
 постановщиком пантомим, в к-рых участвуют н др. исполнители. На основе
 канонич. форм катхакали создал новые разнообразные танцы. Г. руководит
 балетной труппой "Бхаратья Калакендра" (Дели), где в 1959 пост. балет
 "Рамлила". С 1930 Г. ведёт педагогич. деятельность. В 1941 основал в
 Мадрасе школу танцев ("Натанани-кетан"), в 1958- школу в Новом Дели. Г.
 принадлежат 2 теоретические работы: "Основы индийского танца" (пособие
 для учащихся в стиле катхакали), 1946, и "Позы классического танца
 Индии", 1955, В 1955 выступал в СССР.
  Лит.: Marg, Bombay, 1957, .ј 1. Я. B. Л. Г р. ГОРАК (Horak), Антонин
 Войтех (2. VII. 1875-12.111.1910) - чешский композитор. Автор оперы "В
 субботний вечер" (1898, Прага) - одного из лучших произведений чеш. муз.
 т-ра, оперы "Бабушка" (1900, Прага) на сюжет одноим. повести Б.
 Нем-цовой, мелодрамы "Носачек" (1907) и др. произв. Л. Т.
  ГОРАЦИЙ, Гораций Флакк, Квинт (Quintus Horatius Flaccus) (8.XII.65 до
 н. э.-27.XI.8 до н. э.) - римский поэт. Род. в Вен у зии, в семье
 вольноотпущенника. Принимал участие в гражданской войне в Риме; был
 сторонником Брута, но после поражения республиканцев при Филиппах (42 до
 н. э.) отошёл от политич. борьбы. В 30-е гг. до н. э. развернулась лит.
 деятельность Г. Ему принадлежат 4 книги лирич. стихотворений, 2 книги т.
 н. сатир (написанных в стиле бесед), сборник эподов (ямбич.
 стихотворений общест-венно-полемич. направленности) и 2 книги посланий.
 Во 2-й книге посланий (написана в 19-14 до н. э.), посв. вопросам
 лит-ры, особое место занимает "Послание к Пизо-нам", еще в античности
 получившее назв. "Наука поэзии". Здесь Г. излагает взгляды на сущность
 поэзии и формулирует требования, предъявляемые к поэту в отношении
 содержания и формы его произв. Г. особо останавливается на эстетич.
 нормах для драмы, он советует автору наблюдать и изучать характеры в
 окружающей его жизни, считая, что это определит стилистич. средства,
 необходимые для воспроизведения этих характеров на сцене. Предпочтение
 должно быть отдано действию, а не рассказу о нём, драматург не должен
 прибегать к использованию натуралистич. эффектов и всякого рода чудес.
 Вмешательство богов, как художеств. приём, может быть оправдано только
 крайним напряжением трагич. перипетии. Ориентируясь на классические
 греческие образцы, Г. определяет роль хора в трагедии как непосредств.
 свидетеля событий, дающего нравственную оценку поведению героев. Число
 участников сцен Г. ограничивает 3 актёрами, рекомендует членение
 трагедии на 5 актов, восходящее к эллинистич. нормам.
  "Наука поэзии" Г. оказала огромное влияние на поэтику классицизма.
 Франц. поэт и теоретик классицизма Н. Буало в дидактич. поэме
 "Поэтическое искусство" (1674) заимствовал общий план послания и ,MtL
 детали (часто в дословном переводе).
  Соч.: Наука поэзии, Полн. собр. соч., пер. под ред. и с прим. Ф. А.
 Петровского, М.-Л., 1936. В. Я.
  ГОРБАТОВ, Борис Леонтьевич [2(15) .VII. 1908- 20.1.1954] - русский
 советский писатель, драматург. Член Коммунистич. партии с 1930. Лит.
 деятельность начал в 1922. В 1943 написал пьесу "Юность отцов",
 изображающую два поколения "отцов и детей", участников гражд. и Великой
 Отечеств, войны (Моск. т-р им. Ленинского комсомола). Произв. Г.
 отличаются романтич. приподнятостью, эмоциональностью, лиризмом,
 страстной ненавистью к врагу. Среди его лит. работ периода Отечеств,
 войны - пьеса "Одна ночь", действие к-рой происходит накануне нем.
 оккупации (соч. 1944, пост. 1956, Ле-нингр. т-р им. Пушкина). По повести
 Г. "Непокорённые" композитор Д. Б. Кабалевский написал оперу "Семья
 Тараса" (1947, 2-я ред. и пост. 1950, Ленингр. т-р оперы и балета им.
 Кирова). Г. принадлежит пьеса "Закон зимовки" ("На старой зимовке",
 1947, Новосибирский т-р "Красный факел", Большой драм. т-р, Ленинград).
 Г.- автор ряда киносценариев (в т. ч. "Непокорённые", совм. с Донским,
 1945). Пьесы Г. ставятся за рубежом.
  Соч.: Собр. соч. в 5 томах, М., 1955-56 (т. 5. Пьесы). Лит. :
 Колесникова Г., Борис Горбатов, М., 1957.
  ГОРБАЦ‚ВИЧ, Василий Савич (р. 1893) - белорусский советский
 драматург. С 20-х до 50-х гг. работал учителем в Дукорах (под Минском).
 Автор первой белорусской сов. пьесы на современную тему "Красные цветы
 Белоруссии" (Т-р им. Я. Купалы, 1923) - о партизанах, пьесы "Свадьба"
 ("Вяселле") (Т-р им. Я. Купалы, 1922) - на материале белорусского
 фольклора.
  Лит.: Н я ф ё д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959. В.
 Н.
  ГОРБУНОВ, Иван Фёдорович [10(22).IX.1831-24. XI
 1.1895(5.1.1896)]-русский актёр, автор-рассказчик, писатель. Отец
 Г.мелкий фабричный служащий из вольноотпущенных крепостных, мать -
 крепостная крестьянка. Не имея возможности окончить гимназию, Г. с
 ранних лет занимался репетиторской работой (в т. ч. в семье П. М.
 Садовского), перепиской бумаг (переписывал пьесы А. Н. Островского; был
 лично знаком с ним). Написал ряд бытовых рассказов ("Из московского
 захолустья", "Мастеровой" и др.) и был приглашён участвовать в лит.
 чтениях журнала "Москвитянин". В 1855 начал лит. деятельность; печатался
 в "Современнике", "Отечественных записках", "Санкт-Петербургских
 ведомостях" и др. изданиях. В 1854 дебютировал в Малом т-ре, в 1855
 перешёл в Александрийский т-р, где работал до конца жизни; исполнял
 бытовые эпизодич. роли: Кудряш ("Гроза"), Афоня ("Грех да беда на кого
 не живёт" Островского). В конце 50-х гг. Г. начинает выступать на
 эстраде, приобретя в 60-х гг. широкую популярность как выдающийся мастер
 "живописного рассказывания", автор и исполнитель собств. произв.
 Лирико-комедийный бытописатель, обладающий большим сатир ич. дарованием,
 Г. изображал в своих рассказах ("Сцены из народного быта", изд. 1861)
 крестьян, купцов, мастеровых, "фабричных" и приказчиков, городовых,
 околоточных и квартальных, горожан-обывателей и др. Лучшие из рассказов
 Г.- "Пушка", "Воздухоплаватель", "Белая зала" и др. Блестящий
 рассказчик-импровизатор, обладающий замечательной мимикой, Г. прекрасно
 знал и умел передать своеобразие нар. речи, многообразную пестроту её
 говоров, умел подать слово в живом, бытующем в народе звучании, придать
 ему социально-бытовую характерность. В нач. 60-х гг. Г. создал
 пародийный сатирич. образ слабоумного, престарелого сановникаотставного
 генерала Дитятина (изречения, речи и тосты Дитятина Г. чаще всего
 импровизировал), показав одну из типичных социальных фигур своего
 времени (близок образу Крутицкого в пьесе Островского "На всякого
 мудреца довольно простоты"). Однако впоследствии, в годы реакции, Г.
 начал избегать острых вопросов современности. Рассказы о Дитятине
 приобрели более безобидный характер. В конце жизни Г. наряду со своими
 рассказами читал произв. Островского, Хемницера, Крылова и др.
  Г. известен также как исследователь истории рус. т-ра; написал статьи
 "Первые русские придворные комедианты", "Московский театр в XVIII и XIX

<< Пред.           стр. 195 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу