<< Пред. стр. 197 (из 913) След. >>
Давыдова (И. Н. Горелова). Окончил драм. курсы Моск. театр. уч-ща поклассу А. П. Ленского. Два сезона играл в Петербурге (в т-рах
литературно-артистич. кружка, Александрийском). Дальнейшая деятельность
Г. протекала в Одессе, Киеве, Кишинёве. Не обладая ярким даром
перевоплощения, Г. покорял лиричностью своего дарования. Нервная
возбудимость соединялась у него с мягкостью сце-нич. исполнения. В
образах Освальда; Лорензаччо (о. п. Мюссе), герцога Рейхштадтского
("Орлёнок" Ростана) Г. подчёркивал рефлексию, обречённость своих героев,
их беззащитность при столкновении с жизнью.
Лит.: "Театр и искусство", 1916, .ј 43,44; Ю р е н е в а В., Записки
актрисы, М.-Л., 1946. Л. Ход.
ГОРИЗОНТ (в театре)- декорация, изображающая с помощью спец.
освещения небесный свод. Г. развился из т. н. "воздуха" или "неба" -
плоской задней завесы, окрашенной в светло-голубой цвет. Его
возникновение относится к 80-м гг. 19 в. и связано с поисками реалистич.
отображения явлений природы на сцене. Существуют разл. конструкции Г.:
мягкие (матерчатые), жёсткие (бетон, штукатурка по сетке рабиц, фанера),
полужёсткие (матерчатые на каркасе). Г. бывают неподвижные - встроенные
в здание, и подвижные - откатывающиеся (поднимающиеся и скатывающиеся) .
По форме они подразделяются на прямые- полукруглые в плане или
очерченные по сложной кривой, и купольные, являющиеся частью сферы.
Наибольшее распространение получили мягкие Г. ( скатывающиеся и
поднимающиеся), полотнища к-рых обрамляют игровую площадку сцены (с 3-го
или 4-го плана сцены) сзади и с боковых сторон. Высота мягкого Г.
достигает верхней рабочей галереи, что позволяет оформлять сцену без
падуг на средних и задних планах. "Дорога" или "ход" совр.
скатывающегося Г. представляет собой металлич. раму, выгнутую по
заданной кривой, с установленными на ней (через каждые 300 мм) парными
роликами. Эти ролики несут пеньковый канат, к к-рому подшито полотнище.
Передвижение полотнища по "дороге" осуществляется с помощью лебёдки
ручного или электрич. привода. Поднимающийся мягкий Г. представляет
собой упро' щённый вариант скатывающегося. Полотнище его подвязывается к
изогнутой трубе или деревянной фасонной раме, подвешенной на обычном
штанкетном или спец. подъёме. Сферич. жёсткие Г. позволяют добиться
лучших результатов (по сравнению с др. типами Г.) при создании
художеств. световых эффектов. Однако из-за своей громоздкости они
широкого распространения не получили. Неподвижный, встроенный сфе-рич.
Г. исключает возможность устройства арьерсцены и штанкетных подъёмов на
последних планах сцены; подвижный (откатывающийся или поднимающийся)
сферич. Г. требует большого дополнит, пространства. И. Ф.
ГОРЙЯСКИЙ ТЕАТР (Государственный драматический театр имени Г.Эрис-т а
в и) - грузинский театр в г. Гори. Любительские спектакли в Гори
устраивались с 40-х гг. 19 в. В 70-е гг. здесь возникли любительские
кружки, возглавлявшиеся народниками. После установления в Грузии Сов.
власти (1921) в Гори играли проф. труппы, организуемые на сезон. В 1939
было закончено строительство театр. здания (арх. Ш. Тавадзе) и создан
постоянный коллектив. Первый руководитель т-ра - нар. арт. Груз. ССР П.
Прангишвили. На сцене т-ра были осуществлены спектакли, отразившие
прошлое Гори,- "Шавлего" Лукашвили, "На перевале" Гедевани-швили и др. В
т-ре работают (1962) засл. арт. Груз. ССР: Н. Берозашвили, Н.
Залдастанишвили, Т. Эри-стави, Ш. Херхеулидзе. Е. Ш.
ГОРИН-ГОРЯИНОВ (наст. фам. Горяинов), Анатолий Михайлович
(1.IX.1850-5.XII.1901) - русский актёр. Окончил коммерч. уч-ще (1870).
Участвовал в любит, иполупроф. спектаклях (Карлуша-водевиль "Булочная"
П. Каратыгина, Счастливцев). В 1870-80 выступал на любительских и
полупроф. сценах Петербурга и его пригородов. В 1880-83 - актёр
Александрийского т-ра (дебютировал в ролях: Платон - "Правда - хорошо, а
счастье лучше" Островского, Карандышев - "Бесприданница", Хлопонин -
"Зло ба дня" Потехина). Затем работал в петерб. клубах и пригородных
т-рах, играл в петерб. т-рах Неметти и "Фарс". Исполнял роли в
популярных в те годы фарсах - "Дама от Максима", "Контролёр спальных
вагонов", "Злой дух" и др. Выступал в провинции (антреприза А. Н.
Дюковой в Харькове, "1-е Товарищество русских актёров" под рук. М. И.
Писарева и В. Н. Андреева-Бурлака). Роли: Счастливцев, Буланов ("Лес"),
Репетилов и Молчалин ("Горе от ума"), Чеглов-Соко-вин ("Горькая
судьбина" Писемского) и др. Был также антрепренёром (петерб. т-р "Фарс",
совм. с С. К. Ленни и Казанским, Саратовский т-р и др.).
Лит.: Гори н-Г оряинов Б., Актёры, М.-Л., 1947. А. Шн.
ГбРИН-ГОРЯИНОВ (наст. фам. - Горяинов), Борис Анатольевич
(6.XI.1883-15. IV. 1944) - русский советский актёр. Нар. арт. РСФСР
(1935). Сын А. М. Горин-Горяинова. Будучи студентом Петерб. ун-та
(юри-дич. ф-т), участвовал в полупроф. спектаклях в клубах, пригородных
т-рах. По окончании ун-та (1904) начал выступать на проф. сцене (Киев,
антреприза М. М. Бородая, 1904-05). Играл в Кременчуге, петерб. Новом
т-ре Л. Б. Яворской (выезжал с этим т-ром на гастроли в Москву, Тифлис,
Баку, а также за границу - Австро-Венгрия, Сербия), Одессе, Моск. т-ре
Корша, Севастополе (до 1911).
Роли: Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Остер-гаузен ("Джентльмен"
Южина-Сумбатова), Арман Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына),
Миловзоров ("Без вины виноватые"), Фердинанд и Фон-Кальб ("Коварство и
любовь"), Васька Пепел ("На дне") и др. Особым успехом пользовался в
лёгких комедийных и буффонных ролях. В 1911 Г.-Г. дебютировал в ролях
Балагалаева ("Завтрак у предводителя" Тургенева) и Хлестакова на сцене
Александрийского т-ра (впоследствии - Ленингр. академич. т-р драмы им.
Пушкина). На сцене этого т-ра Г.-Г. создал свои лучшие образы, проявив
не только блестящее комедийное дарование, но и мастерство психологич.
характеристик, тонкое ощущение эпохи и стиля автора, умение сочетать
яркую театральность с проникновением в образ. С большим темпераментом и
комедийным блеском сыграл он роли Хлестакова, Сча-стливцева; Расплюева и
Тарелкина ("Свадьба Кре-чинского" и "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина),
Фигаро; Скапена и Сганареля ("Проделки Скапена" и "Дон Жуан" Мольера). В
сов. репертуаре - Дубровин-отец и академик Ленчицкий ("Огненный мост" и
"Бойцы" Ромашова). Снимался в кино ("Хромой барин", "Поручик Киже").
Соч.: Мой театральный опыт, Л., 1939; Кулисы, Л., 1940;
Актёры, Л.-М., 1947; Фёдор Волков. Роман-хроника, Ярославль, 1942; то
же, 1950, 3 изд., 1956.
Лит.: "Рабочий и театр". Л., 1933, .Ns 3; "Искусство и жизнь", Л.,
1940, ј 4, с. 32-34; "Литературный современник", Л., 1939, ј 1, с.
179-184. А. Шн.
ГОРКИ (Horky), Карел (р. 4.IX.1909) - чешский композитор и педагог.
Музыке обучался у проф. Кржички сначала в Брно, затем в Праге. Автор
опер "Ян Гус" (1-я ред. 1948, 2-я ред. 1957, Прага), "Капитан Шаровец"
(1954, Усти над Лабой, затем Прага), балетов "Раковина" (1940, Прага),
"Царь Ячменек" (1950, там же) и др. соч. в разл. жанрах. С 1937 Г.
работал в оркестре Т-ра им. Яначека в Брно, с 1942- педагог Академии им.
Яначека (там же). Л. Т.
ГОРЛЕНКО-ДОЛИНА, М. И. - см. Долина М. Я.
ГОРЛОВ, Пётр Петрович (1877-31.V.1943)- русский советский актёр и
драматург. Один из основателей Ленингр. т-ра юных зрителей (ЛенТЮЗ), Г.
работал в этом т-ре с 1922 до конца жизни. На сцене Лен-ТЮЗа были пост.
его пьесы: инсценировка сказки "Конёк-Горбунок" (по Ершову, 1922),
"Похититель огня" (1924), "На перевальной тропе" (1929).
Лит.: Театр юных зрителей. 1922-1927.'Сб. статей. Л., 1927. Л. Ш.
ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ТЕАТР (Г о р н о-А л т а й-ский областнойнациональный
колхозный театр) - первый профессиональный драматический театр алтайцев.
Создан в 1937 в Ойрот-Тура (ныне г.Горно-Алтайск) на основе алтайской
нац. театр. студии, организованной в 1936 из участников
самодеятельности. Организаторами т-ра были алтайский писатель П. В.
Кучияк и реж.-педагог И. С. Забродин. Т-р открылся спектаклем "Чапаев"
(1937). В 1938 пост. спектакль "Чейнеш" Кучияка (муз. А. М. Ильина),
завоевавший большую популярность. Т-р пост. почти все пьесы П. В.
Кучияка: "Чейнеш", "Ямы", "Три девушки", "Два гвардейца" и др. На сцене
этого т-ра шли пьесы Мольера, Гольдони, Гоголя, Островского, Горького.
Первыми нац. актёрами были: засл. арт. РСФСР А. П. Алтарыкова, Я.
Быйхыев, Е. Н. Тыды-кова, Е. П. Уксегешева, Е. А. Шульгина. Актёрскую и
режиссёрскую деятельность вёл Кучияк. В 1936-50 т-ром руководил
Забродин. Т-р обслуживал жителей аймаков, выезжал в Кузбасс, Казахстан.
Коллектив проводил работу по созданию нац. танца, собиранию и обработке
нар. мелодий и песен. При т-ре был создан оркестр нар. алтайских муз.
инструментов. В 1946 организована рус. труппа. В 1950 т-р закрылся. В
1956 в Горно-Алтайске основан муз.-драм. ансамбль, реорганизованный
затем в Горно-Алтайский муз.-драм. т-р. Здесь были пост.: "Свадьба в
Малиновке" Александрова, "Марги" Ипатова, "Беспокойная старость";
"Блудный сын" Ранета. В 1959 коллектив был слит с Бийским драм. т-ром,
часть актёров работает в нар. т-рах.
Лит.: Каирский Б., Ойротский национальный театр. 1936-1939 гг.,
Ойрот-Тура, 1939. А. Ив.
ГОРОДЕЦКИЙ, Сергей Митрофанович [р. 5(17). 1.1884] - русский
советский поэт и оперный либреттист. Учился на историко-филологич. ф-те
Петерб. ун-та. Лит. деятельность начал в 1907. Написал либретто к балету
Прокофьева "Ала и Лоллий" (из музыки балета Прокофьев создал по
программе Г. свою "Скифскую сюиту"). Г. принадлежат рус. тексты опер
зап.-европ. композиторов, пост. на сов. сценах: "Фиделио" Бетховена,
"Водовоз" Керубини, "Лоэнгрин", "Нюрнбергские мейстерзингеры",
"Валькирия" - Вагнера. Г. один из первых начал создавать оперные
либретто на совр. темы: "Прорыв" Потоцкого, "Амран" ("Проме-тей")
Столляра, "Дума про Опанаса" Юровского. Написал также новые тексты опер
"Чародейка" Чайковского и "Иван Сусанин", в к-ром раскрыл патрио-тич.
содержание великого творения Глинки. Г. выступал как драматург-комедия
"Учитель жизни" (1915) и др. Сотрудничал в театр. журналах. А. Ш.
ГОРОДИНСКИЙ, Виктор Маркович [10(23). II. 1902-10.V.1959] - русский
советский музыкальный критик. Чл. Коммунистической партии с 1918. В 1929
окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. проф. Л. В. Николаева. Как
муз. критик и публицист начал выступать в 1928. Завоевал широкую
известность критич, выступлениями по вопросам музыки, а также муз. т-ра.
Соч.: К вопросу о социалистическом реализме в музыке, "Советская
музыка", 1933, .ј 1; "Золушка" в Большом театре, "Театр", 1945, .ј 3-4;
Опера и балет, в сб.: Советский театр к тридцатилетию Советского гос-ва,
М., 1947; 30 лет музыкального театра, М., 1948; "Руслан и Людмила" в
Большом театре, газ. "Советское искусство",' 1948, "3. VII;
Музыка духовной нищеты, М.-Л., -1950; Михаил Глинка, "Театр", 1957,
.ј 2.
ГОРОСТЙСА (Gorostiza), Карлос (р. 7.VI.1920) - аргентинский драматург
и режиссёр. Принадлежит к объединению "независимых т-ров*". театр.
деятельность начал в кукольном т-ре, затем перешёл в драматический. В
1949 т-р "Ла Маскара" пост. первую драму Г. "Мост", утвердившую его как
талантливого драматурга. Затем последовали "Фабрикант верёвок" (1950,
т-р "Ла Маскара"), "Часы Валтасара" (1956, там же), "Суд (1954, "Новый
т-р"), комедия "Хлеб безумия" (1958, поощрительная пр. Об-ва театр.
критиков) и др. Пост. спектакль "Три сестры" в Венесуэле (т-р "Каобос",
Каракас), в аргент. т-рах ставил свои пьесы.
Лит.: О г d a z L., El teatro en el Rio de la Plata, ..., 2 ed., B.
Aires, 1957. Ал. Р.
ГОРОСТЙСА (Gorostiza), Мануэль Эдуарде (13.X. 1789-23.X. 1851) -
мексиканский драматург, поэт, политич. деятель. Лит. деятельность начал
в 1814 в Мадриде. В своём творчестве Г. продолжал традиции
классицистских комедий Моратина. Комедии его отличаются лёгким,
остроумным диалогом, юмором. Наиболее известны: "Прощение для всех"
(1814 - Испания, 1826 - Мексика), "С тобою - кусок хлеба и луковица"
(1823 - Испания, 1824 - Мексика). Г. принадлежал к партии либералов и в
1821 после победы реакции был выслан из Испании. В 1824 возвратился в
Мексику, где принимал активное участие в театр. жизни страны, выступая
как антрепренёр и автор многочисл. переделок пьес Скриба и Лессинга. Др.
пьесы: "Нравы старого времени" (1819, Мадрид), "Добродетель и
патриотизм, или Первое января 1820 года" (1821, т-р "Принсипе"), "Есть
тайна даже в женщине" (1826, Мехико).
Лит.: Abreu Gomez E., Cuatro siglos de literatura mexicana, Mexico,
1946; Olivarria y Ferrari E.,
Resena historica del teatro en Mexico, v. 1-4, Mexico, 1895;
U s i g 1 i R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932; А г г о -n i z M.,
Gorostiza, Р., 1857; Jimenez Rueda J., Historia de la literatura
mexicana, Mexico, 1953.
В. Ст., Ю. П. ГОРОСТЙСА (Gorostiza), Селестино (р. 31.1.1904) -
мексиканский драматург и режиссёр. Один из основоположников совр. мекс.
т-ра. В 1928 совместно с X. Вильяуррутия, С. Ново и др. создал
экспериментальный т-р "Улисес", к-рый повёл борьбу с коммерч. т-рами,
развращавшими вкусы зрителя и тормозившими развитие нац. иск-ва. В 1932
создал т-р "Ориентасьон", сыгравший значит, роль в утверждении передовой
мекс. культуры. На сцене этого т-ра впервые в Мексике были пост. произв.
Софокла, Сервантеса, Шекспира, Мольера, Чехова, Шоу, Жироду, Пиранделло,
О'Нила. Т-р ставил также пьесы молодых мекс. драматургов: Р. Усигли, X.
Вильяуррутия, С. Ново, В. M. Диес Барросо. Коллектив ввёл в свою творч.
практику и пропагандировал систему К. С. Станиславского, использовал
достижения M. Рейнхардта и др. крупнейших режиссёров. Написал ряд пьес,
пост. т-рами Мексики и др. стран Латинской Америки: "Новый рай" (1930),
"Школа любви" (1933), "Быть или не быть" (1934), "Последствия
сновидения" (1938), "Цвет нашей кожи" (1952), "Рубрика светского1
общества" (1955). Эти пьесы показываю! жизнь гор. бурж. кругов. Г.-чл.
франц. Академии лит-ры, профессор кафедры сценич. действия Нац. школы
драматич. иск-ва. Руководитель театр. отделения мекс. Нац. ин-та изящных
иск-в.
Лит.: Magana EsquivelA., Teatro mexicano del siglo XX, Mexico, 1956;
Pala v i с i n i F., Mexico - historia de suevo-lucion constructiva,
Mexico, 1945; К n a p p Jones, Breve historia del teatro
latinoamericano, Mexico, 1956; N а с с i С h., Concepcion del mundo en
el teatro mexicano del siglo veinte, Mexico, 1951. К). Я.
ГОРСКИЙ, Александр Алексеевич
[6(18).VIII.1871-20.X.1924] - русский артист балета, балетмейстер,
педагог. Засл. арт. Гос. академич. т-ров. С 1889, по окончании Петерб.
театр. уч-ща,- артист балета Мариинского т-ра. Учился у педагогов П. К.
Карсавина, H. И. Волкова, M. И. Петипа. Исполнял партии классич.,
характерные и гротесковые:
Принц ("Спящая красавица"), Сатир ("Тангейзер"), китайский танец
("Щелкунчик") и др. В 1896 был назначен преподавателем Петерб. балетного
уч-ща. В 1900- 24 - балетмейстер Большого театра.
Г. углубил реалистич. традиции рус. балета, сблизил балетный т-р с
передовым драматич. иск-вом, расширил рамки жанров в классич. балете,
широко применяя пантомиму и характерный танец. Значит, влияние на
творчество Г. оказал МХТ. Г. создал новые самостоят, редакции балетов:
"Дон Кихот" (1900), "Лебединое озеро" (1900); "Конёк-Горбунок" Пуни
(1901), "Волшебное зеркало" Ко-рещенко (1905), "Раймонда" (1908);
"Корсар" Адана (1912). Из новых балетов Г. наиболее значительные: "Дочь
Гудулы" на муз. Симона (1902), "Саламбо" Аренд -са (1910), "Любовь
быстра" на муз. Грига (1913), "Эвника и Петроний" на муз. Шопена (1915)
и др. Г. усиливал дра-матургич. основу балета, давал актёрам материал
для создания жизненно правдивых, эмоционально-содер-жат. образов,
придавал большое значение кордебалету, в его пост. танц.-драматич.
действие вытеснило старый дивертисмент, значительно обогатилась
пантомима. Г. расширил репертуар, к оформлению спектаклей привлекал
таких художников, как К. Коровин, А. Головин, П. Кон-чаловский.
Балетмейстерская деятельность Г. была порой противоречива; в его пост.
проявлялись натуралистич. и импрессионистские тенденции. Однако в годы
предреволюционного кризиса буржуазного театра Г. оставался убеждённым
защитником реалистических принципов в иск-ве.
В сов. время Г. пост. в Большом т-ре балет "Стенька Разин" (на муз.
Глазунова, 1918), впервые в Москве осуществил пост. балета "Щелкунчик"
(1919), пост. "Хризис" Глиэра (1921), "Баядерку" Минкуса (1923),
"Безделушки" Моцарта, "Вечно живые цветы" на муз. Чайковского и Асафьева
(1922) и др. Г. оказал влияние на творч., развитие многих крупных
балетных актёров - Е. В. Гельцер, С. 4/Фёдоровой, В. А. Рябцева, М. М.
Мордкина и др. Среди его учеников - A.M. Мессерер, М. М. Габович и др.
Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории советского
балетного театра, М.-Л., 1950;
Бахрушин Ю., Александр Алексеевич Горский. 1871- 1924, М.-Л., 1946; Б
о р исоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т.
2, Л., 1939;
Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР,
М., 1947. Ел. Б.
ГОРЧАКОВ, Николай Михайлович (1898-28.VIII. 1958) - русский советский
режиссёр и педагог, театровед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1943), доктор
искусствоведения. Воспитанник 3-й Студии МХТ (руководитель Е. Б.
Вахтангов), Г. работал в студии с 1922 как режиссёр (пост. "Битва жизни"
по Диккенсу, 1924) и актёр. В 1924 перешёл в МХАТ. Принял участие в
пост. спектаклей под рук. Станиславского ("Горе от ума", 1925, и др.) и
В. И. Немировича-Данченко ("Квадратура круга" Катаева, 1928, и др.).
Позднее в сотрудничестве с др. режиссёрами МХАТа пост. спектакли:
"Земля" Вир-ты (1937), "Школа злословия" Шеридана (1940), "Двенадцать
месяцев" Маршака (1948), "Офицер флота" Крона (Гос. пр. СССР, 1946),
"Осенний сад" Хелман (1956). Пост. спектакли: "Мольер" Булгакова (1936),
"Беспокойная старость" (1956). Одновременно с работой в МХАТе Г. был в
1933-41 и 1943-48 худ. рук. Моск. т-ра Сатиры; пост. "Чужой ребёнок"
Шквар-кина (1933, совм. с Корфом), "Факир на час" (1946, совм. с
Хенкиным); в 1941-43 - Моск. т-ра драмы, где пост. "Русские люди",
"Фронт". Режиссёрские работы Г. отмечены тонким пониманием стиля пьесы,
большой сценич. культурой.
Значит, вкладом в сов. театроведение явилась книга Г. "Режиссёрские
уроки К. С. Станиславского" (1950, 2-е изд. 1951, Гос. пр. СССР, 1952),
созданная им на основе записей репетиций и бесед со Станиславским. Г.
много выступал как театр. рецензент. Вёл педагогич. работу. С 1939 -
профессор и зав. кафедрой режиссуры ГИТИСа.
Соч.: Беседы о режиссуре, М.-Л., 1941 (имеется библиография); В. И.
Качалов - Чацкий (1906-1938 гг.), в кн.:
Ежегодник Московского Художественного театра. 1948г., т. II, М.-Л.,
1951; "Русские люди", "Фронт", "Офицер флота", в сб.: Работа режиссера
над советской пьесой, М.-Л., 1950; Режиссерские уроки К. С.
Станиславского. Беседы и записи репетиции, М., 1950, 3 изд., доп. и
пере-раб., М., 1952; Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957;
Спектакль художественной самодеятельности, М., 1954;
Как поставить спектакль, М., 1955; Работа режиссере над спектаклем,
М., 1956; Работа над спектаклем. Работа режиссера над пьесой, Рига, 1956
(на латыш. яз.); Тренаж и мастерство актера, пер. И. Лиспа, [Рига], 1957
(на латыш. яз.); В. Г. Сахновский, в кн.: Сахновский В. Г., Мысли о
режиссуре, М.-Л., 1947, с. 3-40; В. В. Лужский, в кн.: Ежегодник
Московского Художественного театра, 1946 г., М., 1948, с. 429-466; В. Г.
Сахновский. Жизнь и творчество, в кн.: Ежегодник Московского
Художественного театра. 1945г., т. I, М., 1948, с. 665-696; М.
М.Тарханов, там же, 1948 г., т. I, М.-Л., 1950, с. 509-560; Николай
Петрович Баталов (к 50-летию со дня рождения), там же, 1949- 1950 гг.,
М., 1952, с. 557-589; Вл. И. Немирович-Данченко в работе над пьесой К.
Тренева "Любовь Яровая", там же, 1951-1952, М., 1956, с. 221-249;