<< Пред. стр. 20 (из 913) След. >>
его проекту Театра Фарне-зе в Парме во дворце герцога Рануччо I Фарнезе(см. Фарнезе театр). В. Мюл.
Лит.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред.
С. Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1953;
Лукомский Г. К., Античные театры и традиции в истории эволюции
театрального здания, т. 1, СПБ, 1913; Проблемы архитектуры. Сб.
материалов, т. 2, кн. 2, М., 1937.
АЛЕСК‚РОВ, Сулейман Эйюб оглы (р. 22. II. 1924) - азербайджанский
советский композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1960).
Член КПСС с 1948. В 1948 окончил Бакинскую консерваторию по классам
проф. Б. И. Зейдмана и проф. У. Гад-жибекова. Творч. деятельность начал
в 1941. В 1944-48 - гл. дирижёр и зав. муз. частью Азерб. т-ра муз.
комедии. Автор муз. комедий "Цветок любви" (1945, Т-р муз. комедии,
Баку), "Улдуз" ("Звезда") (1948, там же), музыки к спектаклю "Забота" С.
Ахундова (1945, Т-р им. Азизбекова, Баку), симф.,
камерно-инструментальных, вок. и др. соч. Занимается педагогич. работой
(с 1956-старший преподаватель Бакинской консерватории). К. Кае.
АЛЕССАНДР‚СКУ (Alessandrescu), Альфред (14. VIII. 1893-1959) -
румынский дирижёр, композитор и пианист. Засл. деят. иск-в РНР. Музыке
обучался в Бухарестской консерватории у Кастальди, совершенствовался как
музыкант в Париже уВ.дЭнди и П. Видаля. В 1921-26 работал дирижёром
оперного т-ра в Бухаресте, где поставил ряд произв. рум. и зап.-европ.
композиторов. С 1933 А. - гл. дирижёр этого т-ра. Выступал в концертах
как пианист. Был одним из основателей Общества рум. композиторов. Автор
симф., камерно-инструментальных, вокальных и др. соч. Нац. пр. (1915).
Я. Р.
АЛ‚ШИН (наст. фам.- К о т л я р), Самуил Иосифович [р. 8(21). VII.
1913] - русский советский драматург. Окончил Военную академию
моторизации и механизации (1935). Кандидат технич. наук (1946). Лит.
деятельность начал в 1941. Пьесы А. - "Директор" (1950, Моск. т-р им.
Маяковского), "Строгая девушка" (1953, Ленингр. Большой драм. т-р),
"Одна" (1956, Т-р им. Вахтангова), "Все остаётся людям" ("Факел", 1959,
МХАТ), "Точка опоры" (1960, МХАТ) - посвящены совр. советской
действительности. Большое место уделяется в них вопросам социалистич.
морали, новым этич. нормам сов. общества. А. принадлежат также пьесы
"Гоголь" (1952, Моск. т-р им. Пушкина), "Человек из Стратфорда" (1954),
"Дон Жуан" ("Отмщение командора", 1960). Пьесы А. ставятся в Польше,
Болгарии, Чехословакии, ГДР, Вевгрии и др. странах.
Соч.: Пьесы, М., 1958. С. Д.
АЛЕШКОВСКИЙ, Михаил Алексеевич (р. 1918)- pycl ский советский актёр.
Нар. арт. Удм. АССР (1958). С 1941 в Ижевском рус. т-ре. Роли: Алёшка
("На дне"), Бобчинский ("Ревизор"), Моисей ("Испанцы" Лермонтова),
Андрей ("В добрый час!" Розова).
АДЙ ХАЙДАР (АН Haydar) (1836-1914) - турецкий драматург. Получил
образование в Париже. С нач. 1860-х гг. обратился к лит. деятельности.
Автор стихотворных пьес: "Приключение Первиз", "Эрзас II" (обе в 1866),
"Комедия сна" (1876), "Роза Китая, или От слез к смеху", "Ловкость
врачей, или Театр в театре", "Бехчет-бей". А. X. впервые ввёл на сцену
тур. т-ра трагедии в стихах, написанные им под влиянием творчества
Расина и Корнеля. Л. Л., Л. Ай.
АЛИАЙ (Aliaj), Агрон (р. 1933) - албанский артист балета. С 1945
выступал в самодеят. коллективах, исполняя нар. алб. танцы. В 1950-56
учился в Хороографич. уч-ще при Большом т-ре (Москва). По окончании был
принят в балетную труппу Тиран-ского т-ра оперы и балета. Партии А.:
Колен ("Тщетная предосторожность"), Ромео ("Ромео и Джульетта" на муз.
Чайковского), Пабло ("Лола" Василенко), Шурале. С успехом выступает
также в характерных партиях. Д. Аг.
АЛЙ-БЕЙ (Ali Веу), Мехмет (1844-98)-турецкий драматург. Занимал
видные административные должности. Ок. 1870 начал лит. деятельность как
театр. журналист. Написал пьесы: "Госпожа спит" (1870), "Гавоминар и
компания" (1875), "Колокольчик", "Болтливый парикмахер", "Нежелательный
гость", переделал для тур. т-ра произв. Мольера, Гольдони. А.-б. был
одним из первых тур. драматургов. Его деятельность имела большое
значение для формирования нац. т-ра. Пьесы А.-б. входили в репертуар
т-ра "Гедик-паша", он обучал актёров-армян, игравших на тур. яз.,
правильному произношению, преподавал дикцию; входил в состав лит. части
т-ра. Л. Д., Л. Ай.
"АЛИБ‚РТИ" (Aliberti) - театр в Риме. Открыт в 1720 (около пл.
Испании). Построен (на средства А. Алиберти) театр. арх. Ф. Биббиена. В
18 в. здание "А." было одним из самых больших в Риме (имело 6 ярусов, в
каждом по 36 лож). По форме зал представлял собой треугольник с
усечёнными углами. Часто "А." называли также "Театром дам". В "А."
выступали различные труппы; сначала здесь ставились драм. спектакли, в
1718-60 - "серьёзные оперы", с 1760 до нач. 19 века - комические оперы.
В 1798 на сцене "А." впервые появились женщины - певицы и балерины,
выступать к-рым в папском Риме раньше воспрещалось. "А." постоянно
соперничал с театром "Арджентина". В 1843 здание было перестроено, в
1863 сгорело. С. Мок.
АЛИ-ВАД (наст. фам. и имя - Вадиме в-М а р к е л о в, Александр
Алексеевич) (р. 30. VI. 1895)- советский цирковой артист; иллюзионист и
манипулятор. В течение 12 лет был драм. актёром. В 1928- 1956 выступал в
цирке, изобрёл ряд новых трюков. А.-В. не ограничивался демонстрацией
фокусов и создавал, используя иллюзионные трюки, сатирич. обозрения,
насыщенные злободневным политич. содержанием. Написал книги "Искусство
фокуса" и "Фокусы на клубной сцене" (М., 1959), в к-рых излагает проф.
приёмы фокусников. ' М. 5.
АЛИГ‚Р, Маргарита Иосифовна [р. 24. IX (7. X). 1915] - русская
советская поэтесса, драматург. Член КПСС с 1942. Окончила Лит. ин-т им.
Горького в Москве (1937). А. - автор драм. поэм о партизанах Великой
Отечеств, войны: "Сказка о правде" - о Зое Космодемьянской (Ст. пр.
1943, 1945, Куйбышевский т-р, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола) и
"Первый гром" (1947, Центр, т-р Советской Армии). Для пьес А.,
воспевающих героику патрио-тич. подвига, характерны романтич. пафос,
лиризм, поэтичность. Перевела пьесу "Каменный хозяин" Леси Украинки.
С о ч.: Сказка о правде. Драм. поэма, М.-Л., 1947. Лит.: Театральный
альманах, кн. 7, М., 1948, стр. 86-87. А. Шн.
АЛИЕВ (псевд. - В а ц и л у), Минкаил Алиевич [р. 13(26).V.
1907]-лакский советский писатель, драматург. Член КПСС с 1940. Учился в
педагогич. ин-те в Орджоникидзе. Преподавал лакскую лит-ру. В 1932
написал первую пьесу "Зулейха осталась одна". С 1954 - директор Лакского
т-ра (Кумух). Автор пьес: "Брат и сестра" (1934), "Партизан Магомед"
(1935), "Аздар" (1939), "Не забудь меня" ("Дорога к счастью"), "У нас в
горах" (1948), "Семья Рамазано-вых" (1950), "В нашем селении" (1959),
"Парту Пати-ма" (1957), одноактных пьес "Роза" и "Жизнь фермы". Пьесы
А., посв. прошлому и совр. жизни Дагестана, судьбе женщины-горянки,
подвигам советских людей в Великой Отечеств, войне, шли на сцене
Лакского т-ра (Кумух). М. Я.
АЛИЕВ, Мирза Ага Али оглы (1883, сел. Говсан,- 25. X. 1954, Баку) -
азербайджанский советский актёр. Нар. арт. СССР (1949). Член КПСС с
1934. Род. в семье крестьянина. Впервые выступил на сцене в 1901. Проф.
сценич. деятельность начал в 1906 в Баку. Был учеником одного из
основоположников азерб. сценич. иск-ва Дж. Зейналова и глубоко воспринял
реалистич. принципы его творчества. Работал в группе "Ниджат" (в Баку).
В 1910-18 гастролировал в Тифлисе, Астрахани, Нахиче-вани, Иране. Был
одним из организаторов (1906) и участников труппы "Гамийет". С успехом
исполнял комедийные и характерные роли в произв. азерб. драматургов, в
муз. комедиях У. и 3. Гаджибековых. После уста-. нослония в Азербайджане
Сов. власти (1920) принял активное участие в строительстве азерб. сов.
т-ра, был одним из организаторов и актёров Бакинского свободного
сатир-агиттеатра1921-24). В 1920 вступил в труппу Т-ра им. Азизбекова
(Баку). Творчество А. развивало лучшие традиции азерб. и русского
реалистич. сценического иск-ва, было отмечено подлинным реализмом и
народностью. Сочная, бытовая окраска ролей, мягкий юмор и простота,
задушевность исполнения - осн. черты дарования А. Среди лучших ролей А.:
Гаджи Кара, Везир ("Гаджи Кара", "Везир ленко-ранского ханства"
Ахундова), Султанбек, Мешади ибад ("Аршпн мал алан", "Не та, так эта" У.
Гаджи-бекова), Пскендер ("Мертвецы" Мамедкулизаде, 1916), Оддамди, Мирза
Самандар, Саламов ("Невеста огня", 1928, "Алмас", 1931, "В 1905 году",
1931, Джабарлы). Высокую мораль советского человека А. раскрыл в образе
Мешади Гулам Гусейна ("Му-хаббет" Ибрагимова, 1942, Ст. пр. 1943).
Дарованию А. была свойственна также сатиричность: Наджаф-бек ("Утро
Востока" Мамедханлы, 1947, Ст. пр. 1948), Керемов, Бербер-заде
("Свадьба", 1939, "Счастливцы", 1941, Рахмана). А. создал ряд реалистич.
образов в рус. классич. драматургии: Лука (1925); Осип ("Ревизор",
1908), Кнуров ("Бесприданница", 1939). Снимался в кино (фильмы "Гаджи
Кара", "Огни Баку", "Алмас"). А. написал неск. одноактных пьес ("Мешади
женится", "Там так, тут эдак" и др.), ставившихся в 1922-24 в Бакинском
сатир-агиттеатре.
АЛИМОВ САЙФЙ (р. 1901) - узбекский советский актёр. Нар. арт. Узб.
ССР (1950). Сценич. деятельность начал в 1918 как актёр труппы при
старогородском Отделе народного образования в Ташкенте. С 1919 - актёр
Т-ра им. К. Маркса. Один из старейших актёров узб. т-ра. Исполнял
характерные роли: Салихбай ("Бай и батрак" Хамзы), Султанбек ("Аршин мал
алан" У. Гаджибекова), Миллер ("Коварство и любовь"). В 1924-27 учился в
театр. техникуме в Баку, с 1927 - актёр Т-ра им. Хамзы (Ташкент). Роли:
Джами ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова), Ку-ропаткин ("Заря
Востока" Сафарова), Земляника ("Ревизор"), Прорицатель ("Юлий Цезарь"
Шекспира). С 30-х гг. занимается режиссурой; был режиссёром Хорезмского
узб. т-ра, с 1937 - Республиканского колхозно-совхозного т-ра. Пост.
спектакли:
"Бай и батрак" Хамзы, "Два коммуниста", "Честь и любовь", "Сожжём"
Яшена, "Женитьба" и др. А. Р.
АЛЙППИ (Alipp), Элиас (20. II. 1885 - 3. V. 1942) - аргентинский
актёр, режиссёр, драматург. Род. в Буэнос-Айресе. В 1903 начал выступать
на сцене в труппе X. Подесты. В 1916 организовал театр. труппу совм. с
актёром и театр. деятелем Э. Муиньо, позднее с Б. Подеста. В 1931
возглавлял собств. труппу. Затем вновь объединился с Муиньо. А. написал
комедии, сайнете, с успехом ставившиеся в аргент. т-рах - "Белокурый
индеец" (1912), "Опьянённая танго" (1921), "Вы также хороши" (1929),
либретто оперы "Красный город" (1936). Среди пост. А.: "Ка-ландрия"
Легисамона, "Мартин Фьерро" по Гутьер-ресу (1929 - 32; Национальный
театр комедии, Буэнос-Айрес). Снимался и работал как режиссёр в кино.
Ал. Р. "АЛИХАНЯН, Исаак Семёнович [7. II. 187(Г, Душе-тп (Грузия), - 15.
III. 1946, Тбилиси] - армянский советский актёр. Нар. арт. Арм. ССР
(1923). Род. в семье служащего. В 1896 окончил арм. духовную семинарию
Нерсесян в Тифлисе. Сценич. деятельность начал в 1897, работал в труппах
Баку (1897-1903, 1907-09), Тифлиса (1903-06, 1910-21), Ростова-на-Дону
(1906-07). Участвовал в гастролях арм. трупп в Москве и Петербурге
(1912). После Октябрьской революции принял активное участие в
строительстве сов. арм. т-ра, был одним из организаторов
(1921) 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). С
1922 работал в Тбилисском арм. т-ре.. Иск-во А. характеризуется
правдивостью, эмоциональностью, волнующей искренностью. Претворяя в
своём творчестве традиции арм. и рус. реалистич. т-ра, А. был
последователем психологич. актёрской школы. Играл роли героев и
характерные:
Хлестаков (1903), князь Мыш-кин ("Идиот" по Достоевскому, 1903),
Сатин, Барон (1910, 1922), Освальд (1909);
Фёдор ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого, 1910), Протасов ("Живой
труп", 1912), Берсенев ("Разлом", 1928); Принчивале ("Монна-Ванна"
Ме-терлинка, 1943), Платон Кречет (1935), Пэпо (о. п. Сундукяна, 1938),
Арсен (о. п. Шаншиашвили, 1938), Элизбаров ("Из-за чести" Ширванзаде,
1939), Анют Еркат ("Геворк Марзпетуни" по Мурацану, 1942)
ЛИТ.: U** шршщЬтшЪ) vhuutwlf U,/i/uwbju/b"t
Ь[,Ц.шЪ, 1958, С. Мел.
АЛЙШ АБДУЛЛА (наст. фам. и имя А л и ш е в Аб-дулла) [2(15). IX. 1908
- август 1944] - татарский советский писатель, драматург. Лит.
деятельность начал в 1931. В октябре 1941 под Брянском А. был взят в
плен и брошен в концлагерь, где встретился с поэтом Мусой Джалилем.
Принимал участие в подпольной антифашистской деятельности. Был казнён в
Моабит-ской тюрьме. Написал пьесы "Маленький узник", "Болтливая утка"
(Казанский т-р кукол). Совм. с Абдуллой Ахметом написал в 1934-35 пьесы
"Соседи" и "Звезда". X. Я.
АЛК‚У ('AGIL'OI)), наст. фам.- Т и в е р и у (Tipeo'roi)), Сапфо
(1877-22. I. 1951),- греческая актриса. Род. в Константинополе. С
детства участвовала в спектаклях. В 1895 начала проф. сценич.
деятельность (Афины). Играла в различных театр. труппах; с 1932 -актриса
афинского Нац. т-ра. Обладала большим обаянием, реалистич. мастерством
перевоплощения. Исполняла гл. обр. характерные роли в пьесах нац.
драматургов - Катина ("Подросток" Хорна), Лебесена ("Обручение" Богриса)
и др. Играла также роли Озе ("Пер Гюнт"), Марты ("Фауст"), Марты Оуэн
("Анна Кристи" О'Нила) и др. Д. С.
АЛЛАМУРАТОВА, Сулу (р. 15. VIII. 1918) - советская каракалпакская
актриса. Нар. арт. Кара-Калпакской АССР (1957). С 1936 работала в
Кун-градском колхозно-совхозном т-ре (Кара-Калпакская АССР), .выступая
гл. обр. как солистка в концертах. С 1940 - актриса Каракалпакского т-ра
(г. Нукус). Исполняет характерные роли в нац. муз. драмах и муз.
комедиях: Гулсанем, Айжамал ("Насильно мил не будешь", "Бахыт"
Ходжаниязова), Назигуль ("Девушка, нашедшая себе равного" Утепова),
Бабитхон ("Бердах" Аймурзаева), Хамробиби в комедии Каххара "Новая
земля" ("Шёлковое сюзане"). Т. Б.
АЛЛАНАЗАРОВ, Тореш [р. 29. VIII (11. IX). 1916] - каракалпакский
советский актёр, режиссёр, драматург. Засл. арт. Кара-Калпакской АССР
(1944) и Узб. ССР (1957). Член КПСС. В 1939 окончил Каракалпакскую
студию ГИТИСа и вступил в труппу Каракалпакского т-ра (г. Нукус). Роли:
Сильвестр, Скапен ("Проделки Скапена"), ведущий ("Первая конная"
Вишневского) и др. С 1940 начал работать как режиссёр. В 1945-51
занимался на режиссёрском ф-те Ташкентского театр. ин-та. Пост. в
Каракалпакском т-ре спектакли: "Васса Железнова" (1940): "Проделки
Майсары" Хамзы (1941), "Лейтенант Елмура-тов" Аймурзаева (1943),
"Русские люди" (1942).
Перевёл и пост. пьесы: "Голос Америки" Лавренёва (1951), "Украденное
счастье" Франко (1954), "Тар-тюф" (1956) и др. Реалистич.
выразительностью отмечены пост. А. пьес каракалпакских и узб.
драматургов: "Сердечные тайны" Рахманова (1954), "Больные зубы" Каххара
(1955), "Равшан" Аймурзаева (1956), "Бахыт" Ходжаниязова (1957). Автор
муз. драм: "Гариб ашик" (совместно с А. Бегимовым), "Равшан", "Сорок
девушек" (совместно с Д. Ай-мурзаевым). Т. Б.
АЛЛАН-ДЕПРЕО (Allan-Despreaux), Луиз Розали (20. II. 1810-22. II.
1856) - французская актриса. Род. в Монсе в семье директора т-ра.
Воспитанница актёра Ф. Ж. Тальма. С 10 лет играла детские роли в
парижском т-ре "Комеди Франсез". В 1827 окончила драматич. класс
консерватории. В 1827-30 выступала в "Комеди Франсез", в 1831-36 - в
т-ре "Жимназ" (Париж). В 1837-47 играла во франц. труппе петерб.
Михайловского т-ра. По возвращении во Францию А.-Д. становится одной из
лучших актрис "Комеди Франсез" на амплуа "гранд-кокет". Была блестящей
исполнительницей ролей в пьесах А. де Мюссе - мадам де Лери ("Каприз",
1847), маркиза ("Нужно, чтобы дверь была открыта или закрыта", 1848),
графиня Вернон ("Всего не предусмотришь", 1849), Жаклина ("Подсвечник",
1850) и др., а также Э. Скри-ба - Коринна ("Пуфф", 1848), герцогиня
Бульонская ("Адриенна Лекуврёр", 1849), графиня д'0тре ("Дамская война",
1850) и др. Привлекала аристократич. зрителей Франции и России
изысканностью и элегантностью манер, умением изящно носить театр.
костюм.
Лит.: De Manne E.D. et Menetrier С., (Galene historique de la
Comedie-Francaise pour servir de complement a "la Troupe de Talma",
Lyon, 1876; L y о n n e t Ch., Dictionnaire des comediens francais, P.,
1912-1913. E. Ф.
АЛЛАРИ (Allarie), Пьеретта (p. 1919) - канадская артистка оперы
(сопрано). Пению обучалась у 3. Шуман. Одна из крупнейших проф.
канадских оперных певиц. На оперной сцене выступила впервые в Монреале в
1945. С этого же года пела на сцене "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и
одновременно - в "Гранд-Опера" и "Опера комик" в Париже. Гастролирует в
театрах Канады и США. В репертуаре А. - колоратурные и лирич. партии, в
т. ч. Керубино ("Свадьба Фигаро"), Миньон (о. п. Тома), Лакме (о. п.
Делиба), Оскар ("Бал-маскарад" Верди) и др. Наибольшую известность
завоевала исполнением партий в операх Моцарта. Выступает также как
концертная певица. Л. М.
АЛЛЕГРО (итал. allegro - весёлый; как муа. термин - весело, живо) -
1) В музыке - быстрый темп и связанный с ним оживлённый
(первоначальновесёлый) характер исполнения. 2) В балете - быстрая часть
па-де-де, па-де-труа, па даксъон, гран па или развёрнутый массовый
заключит, танец акта. 3) Часть урока клас-сич. танца, включающая
упражнения, выполняемые в быстром темпе. Способствует развитию техники
прыжка и различных быстрых вращений (пируэтов, туров и др.).
АЛЛЕЙН (АПеуп), Эдуард (1566-25. XI. 1626)- английский актёр. В 1583
играл в труппе лорда Вус-тера, с 1587 - в труппе "Слуги лорда адмирала"
(Лондон), выступавшей в 1594-97 в т-ре "Роза" антрепренёра Ф. Хенсло.
С 1600 - владелец т-ра "Фортуна". А. - крупнон-ший актёр-трагик,
прославившийся исполненном ролей титанич. героев в трагедиях "Тамерлан"
и "Фауст" Марло. Его соперником был Р.Бёрбедж, игравший в труппе
Шекспира. Предполагают, что иронич. замечание Гамлета о трагике, к-рый
"рвёт страсть в клочки", Шекспир направил в адрес А. А А
АЛЛЕН (Alien), Виола (27.X.1869-9. V. 1948)- американская актриса.
Дебютировала в т-ре "Мэдисон-сквер" (Нью-Йорк) в 1882, в пьесе Ф. Вернет
"Эсме-ральда" (по Гюго), где исполняла заглавную роль. В 1886 успешно
выступала вместе с Т. Сальвини во время его гастролей в США. В 1893--98
работала в труппе Ч. Фромана, была одной из ведущих актрис "Эмпайр сток
компани". Роли: Виола, Гермиона, Пердпта ("Двенадцатая ночь", "Зимняя
сказка") и др. Оставила сцену в 1916.
Лит.: О d е 1 1 . С. D., Annals of the New York stace, N. Y.,
1927-30.
АЛЛИН (Allin), Норман(р. 19. XI. 1884) - английский артист оперы
(бас). Пению обучался в Муз. колледже в Манчестере у Дж. Эктона. Один из
основателей (в 1922) и директоров Британской нац. оперной компании.
Впервые выступил на оперной сцене в Лондоне в 1916. А.- один из
популярных англ. певцов, его исполнение отличается строгостью,
сдержанностью, точным следованием замыслу композитора. Партии: Борис
Годунов; Зарастро ("Волшебная флейта"), Гурнеманц ("Парсифаль" Вагнера),
барон Оке ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Досифей ("Хованщина)) и др.
Выступает в концертах, занимается педагоги ч. работой (с 1944 -
профессор по кл. пения Муз. академии в Лондоне). Л. А/.
АЛМА-АТА - столица Казахской ССР с 1929 (456 тыс. жит. на 1959).
До 1920-х гг. (б. гор. Верный) постоянных т-ров не было. В 1928 из
Кзыл-Орды в А.-А. переведён Казах, республиканский т-р. В 1933 создан
рус. т-р, труппа к-рого формировалась каждый сезон заново; позднее в
рус. т-ре сложился постоянный коллектив. В 1933 организован Казах, муз.
т-р. В 1936 в А.-А. переведён гастролировавший в республике рус. оперный
т-р, к-рый вскоре был объединён с Казах, муз. т-ром. В 1944 создан т-р
для детей и юношества.