<< Пред. стр. 204 (из 913) След. >>
фольклор. Музыке обучался в Барселоне у Ф. Педреля (композиция), Б.Пухоля и Ф. Хурнета (фп.); совершенствовался в Париже у Ш. Берио. С 1890
гастролировал как пианист, одновременно занимался композицией. Известен
как автор соч. для фр Первая опера Г. - "Мари дель Кармен" (1898,
Мадрид). Г. написал на либретто исп. поэта А. Местре одноактную оперу
"Петрарка" (не пост.), сарсуэлы "Пикароль" (1901), "Домовой" ("Фоллет",
4903), "Газиель" (1906) и "Лилиана" (1911) (все пост. в Барселоне);
музыку к пьесе Местре "Миэль де Алькарриа" (1895). Сценич. произв.
Г. отличаются жанровой красочностью, лиризмом, в них использованы
мелодии и ритмы исп. нар. музыки. Последнее сценическое произведение
Г.опера "Гойески" (1916, Нью-Йорк) по музыке одноимённого фп. цикла,
написанного в 1911 по мотивам картин Ф. Гойи; неоднократно ставилась в
Испании и др. странах.
Лит.: Subira J., Enrique Granados, Madrid, 1926;
Collet H., Albeniz et Granados, P., 1929; Fernande z-Cid A.,
Granados, Madrid, 1956; С h as e G., Albeniz and Granados. The music of
Spain, N. Y., 1941. Иг. Ф., Вс. Т.
"ГРАНАРИ" ("Granari") - итальянский театр. Осн. в Риме в сер. 17 в.
Своё назв. получил от переулка, в к-ром находился. Первоначально в "Г."
выступали гистрионы, в 1717-64 здесь ставились бурлетты, комедии, комич.
драмы в прозе (в большинстве случаев с масками Пульчинеллы, Такколино и
Арлекина), сопровождаемые муз. и балетными сценами. В 18 в. на сцене
"Г." шли комедии драматургов Г. Мариани, Я. Нелли, К. Гольдони. Для т-ра
создавали музыку комп. Р. да Капуа, Б. Микели, Г. Баллабене, А. М. Г.
Саккини. После 1764 "Г." прекратил свою деятельность. Р. X.
ГРАНАТОВА-ШЛЫКОВА, Т.- см. Шлыкова-Гра-натова Т.
ГРАНДАМ (франц. grande-dame - знатная дама) - театральное амплуа:
актриса на роли немолодых знатных женщин.
"ГРАНД-ОПЕРА" ("Grand Opera" - "Большая опера") - 1) Оперный жанр,
получивший распространение в о французе кой музыке в конце 20-х гг. 19
в. Для "Г.-о." характерны пышная театральность, насыщенный драматизмом
сюжет (б. ч. трагического характера), историческая тематика,
контрастность и динамизм сценических ситуаций. Для "Г.-о." типично
деление на 5 актов, дробящихся на множество сцен. В "Г.-о." широко
используются хор, оркестр и балет, спектакли изобилуют эффектными,
эмоционально приподнятыми сольными номерами, отличаются мастерски
разработанными ансамблями, сочным, колоритным музыкальным языком. В
жанре "Г.-о." находят своё развитие многие элементы итальянской
оперы-сериа 18 в. Истоки стиля "Г.-о." восходят к декоративно-помпезным
оперным представлениям времён наполеоновской империи, однако решающее
влияние на его формирование оказали оперы "Весталка" Спонтини (1807),
"Немая из Портичи" Обера (1828) и "Вильгельм Телль" Россини (1829); их
высокие муз. и драматургич. достоинства подготовили создание франц.
романтич. муз. т-ра. Наивысшего расцвета "Г.-о." достигла в творчестве
Мейербера, его опера "Гугеноты" (1836) считается классич. образцом этого
жанра. Жанру "Г.-о." близки также оперы "Густав III" Обера (1833),
"Жидовка" (1835) и "Королева Кипра" (1841) Галеви и др. Опера Мейербера
"Африканка" (1865) обладает чертами лирич. оперы, к-рая сменяет
"Г.-о." на франц. оперной сцене (Гуно, Сен-Санс, Тома, Массне и др.).
Попытки возродить принципы "Г.-о." ("Христофор Колумб", 1892;
"Германия", 1902, Фран-кетти) не увенчались успехом. См. также Большая
опера.
2) Крупнейший франц. гос. оперный т-р. Осн. в Париже Р. Камбером, де
Сурдеаком и П. Перреном, получившими в 1669 королевский патент на
организацию постоянного оперного т-ра. Открыт в 1671 под назв. Академия
музыки (Academie de musique). Совр. здание т-ра (двенадцатое по счету,
арх. Ш. Гарнье) было открыто в 1875 (строилось в 1861-74); рассчитано на
2 150 мест. С этого же года т-р получил назв. "Г.-О.". Здание "Г.-О."
отличается пышностью и великолепием внешней и внутр. отделки (особенно
примечательны зрит. зал, гл. фойе, центральная лестница), изобилием
скульптурных украшений (горельеф "Танец" Карпо, статуя Аполлона Мил-ле,
венчающая купол театра, и др.), мозаики и позолоты.
"Г.-О." - центр муз. театр. жизни Франции. Видное место в репертуаре
т-ра занимают эффектные постановки классич. и совр. опер и балетов.
Труппой т-ра были пост. впервые: "Альцеста" (1674), "Персей" (1682) и
"Армида" (1686) Люлли; "Ипполит и Арисия" (1733), "Галантная Индия"
(1735), "Кастор и Поллукс" (1737) и "Дарданус" (1739) Рамо; "Ифигения в
Авлиде" (1774), "Армида" (1777) и "Ифигения в Тавриде" (1779) Глюка;
"Атис" Пиччини (1780); "Андромаха" (1780) и "Анак-реон у Поликрата"
(1797) Гретри; "Антигона" Цин-гарелли (1790); "Кора" Мегюля (1791);
"Анакреон" Керубини (1803);"0ссиан" Лесюэра (1804); "Весталка" (1807) и
"Олимпия" (1819) Спонтини; "Немая из Порти-чи" Обера (1828); "Вильгельм
Телль" Россини (1829);
"Роберт-Дьявол" Мейербера (1831); "Жидовка" Гале-ви (1835);
"Гугеноты" Мейербера (1836); "Бенвенуто Челлини" Берлиоза (1838);
"Фаворитка" Доницетти (1840); "Королева Кипра" (1841) и "Карл IV" (1843)
Галеви; "Звезда Севильи" Балфа (1845); "Пророк" Мейербера (1849); "Сафо"
(1851) и "Кровавая мона-хвня" (1854) Гуно; "Сицилийская вечерня" Верди
(1855); "Геркуланум" Давида (1859); "Африканка" Мейербера (1865);
"Дон Карл ос" Верди (1867);
"Гамлет" Тома (1868);
"Жанна д' Арк" Мерме (1876); "Король Лагор-ский" Массне (1877);
"Генрих VIII" Сен-Санса(1883);
"Сид" (1885) и "Таис" (1894) Массне; "Мессидор" (1897) Брюно;
"Рейнский колокол" Руссо (1898);
"Ореола" П. и Л. Гил-лемахер (1902); "Дария" Марти (1905); "Монна
Ванна" Феврье (1909); "Соловей" (1914), "Мавра" (1922) И. Ф.
Стравинского; "Семь канцон" Мали-пьеро (1920); "Падмава-ти" Русселя
(1923); "Нер-то" Видора (1924); "Рождение Лиры" Русселя (1925); "Наила"
Гобера (1927); "Персей и Андромеда" Ибера (1929); "Ам-фион" Онеггера
(1931);
"Верцингеторикс" Канте-луба (1933); "Эдип" Эне-ску (1936); "Пармская
обитель" Соге (1939);
"Медея" (1939) и "Боливар" (1950) Мийо. В труппе "Г.-О." (1961): Р.
Креспен, Э. Блан, Н. Гедда, Ж. Жиродо, Р. Бьянко, Д. Дюваль и др. См.
также Академия музыки.
Лит.: Bouvet Ch., L'Opera, P., 1924; L a ] а г t e T. de, La
Bibliotheque musicale du theatre de l'Opera" v. 1-2, P., 1878. Bc. Т.
"ГРАНЕЛЛЕСКИ" (Granelleschi, от granello -"зерно", в переносном
смысле - "чепуха"; слово Grannel-leschi может быть переведено как
"зерносбиратели" или "чепухословы") - шуточная лит. академия в Венеции.
Осн. в 1747 венецианским патрицием Дж. Фар-сетти как шутливое подражание
знаменитой флорентийской академии делла Круска, ставившей целью
укрепление и очищение итал. лит. языка на основе тосканского наречия.
Академия "Г." объединяла поклонников старинной поэзии, мечтавших о
возрождении чистоты итал. языка и являвшихся врагами лит. и идейных
новшеств. Будучи консерваторами в по-литич. и лит. отношении, члены "Г."
вели борьбу против просветительских идей, гл. носителями к-рых они
считали драматургов К. Гольдони и П. Кьяри. Наиболее видными
представителями "Г." были братья К. и Г. Гоцци и критик Дж. Баретти.
Деятельность "Г.", её ритуал, прозвища её членов носили пародийный,
двусмысленный характер. Члены "Г." были вдохновителями кампании против
К. Гольдони, к-рую вёл К. Гоцци. С. Мок.
ГРАНОВСКАЯ, Елена Маврикиевна (р. 13.VI. 1877) - русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1944). Окончила нем. школу в Петербурге с
дипломом домашней учительницы. Участвовала в любительских и полупроф.
спектаклях. Проф. сценич. деятельность начала в 1898 в Васильевском т-ре
в Петербурге (комедия-фарс "Медовый месяц"). Играла в Панаевском т-ре в
Петербурге (1899-1902), т-ре Корша в Москве. С 1903 Г. работала в
антрепризах С. Ф. Сабурова, в т. ч. в петерб. i-pe "Пассаж"
(преобразован в 1925 в т-р ."Комедия"), С 1931 - актриса Ленингр. т-ра
сатиры и комедии (с 1935-Ленинградский т-р Комедии). Играя в ранний
период своего творчества в фарсовокомедийном репертуаре, Г. прославилась
как блестящая исполнительница ролей изящных светских жен' щин, иногда
пустеньких, иногда задорных и смелых:
Колетта ("Ее первый роман" Вебера и Гирса), Марта Дельер ("Нежность"
Батая), Заза (о. п. Симона и Бер-тоне), Маленькая шоколадница (о. п.
Гаво), Катрин Юбш ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Маргарет Кавал-лини ("Роман"
Шелдона) и др. Дар перевоплощения, совершенное владение голосом,
мастерство ведения диалога, выразительность жеста, тонкая разработка
мельчайших деталей роли позволили Г. создавать жи-выечеловеческие
характеры даже в легковесных пьесах. Новые грани дарования Г. раскрылись
в сов. т-ре, когда она стала выступать в ролях мировой комедийной
классики: Ро-заура и Миранд олина ("Хитрая вдовушка", 1927, и "Хозяйка
гостиницы", 1933, Гольд они), Катарина ("Укрощение строптивой", 1935) и
др. К числу лучших ролей Г. принадлежат также Ниночка Бело-клюцкая
("Метелица" по повести "Повольники" Яковлева, 1925) и Евпраксеюшка
("Господа Головлёвы" по Салтыкову-Щедрину, 1928). С 1939 Г. - актриса
Большого драм. т-ра. В этом т-ре Г. играла роли Раневской ("Вишнёвый
сад" Чехова, 1940), Полины Бардиной ("Враги" Горького, 1948), Полежаевой
("Беспокойная старость" Рахманова, 1943), Софьи Петровны ("Разлом"
Лавренёва, 1950, Гос. пр. СССР, 1951), Кэт ("Все мои сыновья" Миллера,
1948), г-жи Марэ ("Шестой этаж" Жери, 1956) и др.
Лит.: Юренева В., Актрисы, М-, 1925, с. 19-21;
"Звезда", Л.. 1939 ј 4, с. 189-196; "Искусство и жизнь", Л., 1940, ;ј
11, с. 36 -38 (статьи M. Янковского).. А. Шн.
ГРАНТ (Grant), Александер (р. 22. 11.1925) - английский артист
балета. Обучался классич. танцу в Нов. Зеландии в частной студии. В 1946
поступил в школу при балетной труппе т-ра "Сэдл epe-Уэллс" (Лондон).
Будучи в школе, выступал в т-ре "Ковент-Гарден" ("Спящая красавица"
Чайковского). По окончании школы в 1946 был принят в труппу
"Сэдлерс-Уэллс балле". Принимал участие в балетах, пост. балетмейстерами
Ф. Аштоном, Р. Хелпменом и др. Партии:
Старик ("Хадра" на муз. Сибелиуса), Певец ("Фасад" Уолтона), Юноша
("Чудо в Горбалсе" Блисса), Могильщик ("Гамлет" Чайковского), Франт и
Мельник ("Треуголка" де Фальи), Шут ("Золушка"), Алэн ("Тщетная
предосторожность") и др. В 1957 с успехом выступил на сцене
"Ковент-Гарден" в партии Петрушки (о. п. Стравинского). Технически
сильный танцовщик, Г. обладает выразительной пластичной фигурой, танец
его мужествен и драматичен. В 1961 вместе с труппой Королевского балета
был на гастролях в СССР. Лит.: Рославлева Н., Английский балет, M.-Л.,
1959;
Swinson С., Six dancers of Sadler's Wells, L., 1956. Ham. P.
ГРАНФЕЛЬТ (Gran fei t), Ханна (2. VI. 1884-3. XI. 1952)-финская
артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Хельсинки у певицы и
педагога А. Ангер. С 1902 - артистка оперной труппы Фин. т-ра. В 1904-09
Г. совершенствовалась в Париже и Дрездене. В 1908-10 - солистка
Придворного т-ра в Ман-гейме. В 1910-12 пела в Берлине на сцене
"Курфюр-стендамм-опера". В 1913- в театре "Ковент-Гарден" (Лондон), в
1915-23 - на сцене Нем. гос. оперы (Берлин), продолжая гастролировать в
разных странах; одновременно выступала на сцене Финской оперы. Партии:
Эльза, Елизавета ("Ло-энгрин", "Тангейзер"), Саломея (о. п. Р. Штрауса),
Маргарита ("Фауст") и др.
Вместе с композитором Р. Штраусом гастролировала в Англии и США. Вела
концертную деятельность, занималась педагогич. работой. Иск-во Г.
отличалось высокой сценич. культурой и вок. мастерством. Г. является
одной из самых ярких представительниц фин. вок. школы. А. С., С. Л.
ГРАНЦОВ, Гранцова (Grantzow), Адель (1.1.1845-7. VI. 1877) - немецкая
артистка балета. Училась танцу у своего отца - балетмейстера Г.
Гранцова. Первые выступления Г. состоялись в 1857 в Ганновере, в опере
"Немая из Портичи" Обера (мимич. партия). Исполнение Г. отличалось
высокой техникой (танец на пуантах), пластичностью, изяществом,
музыкальностью. Однако недостаточная актёрская одарённость снижали
сценич. выразительность создаваемых ею образов. Г. гастролировала в
крупнейших городах Зап. Европы - Париже, Вене, Дрездене, Берлине и др.,
часто выступала в России. Первое выступление в Москве состоялось в 1865
в партии Фиаметты ("Фиаметта, или Торжество любви" Минкуса). Затем она
исполнила партии: Жизели;
Метеоры (о. п. Пинто и Пуни), Царь-девицы (первая исполнительница
этой партии в балете "Конёк-Горбунок" Пуни, 1866) и др. На сцене Петерб.
Большого т-ра Г. выступила в 1866 в партии Жизели. Затем исполняла здесь
партии: Катарины ("Катарина - дочь разбойника"), Камарго (о. п. Минкуса)
и др.
Лит.: Vi z enti ni A , Derriere la toile, Р., 1868;
J a p у G., Adele Granzov, P., 1868; Guest I." The ballet of the
Sepond Empire, L-, 1953; Гранцова А., "ЕИТ", П., 1901-1902, прилож. 4,
с. 27-34; Плещеев А., Наш балет. 1673-1899, СПБ, 1899. Л. Я.
ГРАНЦОВА, Адель - см. Гранцов, Адель. ГРАССИ (Grassi), Чечилия (ок.
1740-?) - итальянская артистка оперы (сопрано). Жена Иоганна Христиана
Баха. Впервые выступила на оперной сцене в Венеции в 1760. Пела во мн.
итал. городах. В 1766- 1767 и 1770-74-примадонна в Лондоне. Прославилась
исполнением опер Глюка; была одной из первых исполнительниц партии
Лариссы ("Триумф Клелии", Бо-лонья, 1763) и Эвридики ("Орфей и
Эвридика", Лондон, 1771). Среди др. партий Г.- Диана ("Эндимион" И. X.
Баха), Сабина ("Адриан в Сирии" Галуппи), Клеониса, Фульвия, Аристея
("Деметрий", "Эцио", "Олимпиада" Гульельми), Семирамида (о. п. Коччи). В
70-х гг. выступала в операх Йоммелли, Кафаро и др. Современники высоко
ценили правдивость, естественность игры Г. и красоту её голоса. Л. М.
ГРАССЙНИ (Grassini), Джузеппина (8.1V.1773- 3.1.1850) - итальянская
артистка оперы (контральто). Пению обучалась в Миланской консерватории.
Впервые выступила на оперной сцене в Париже в 1789. В 1790
дебютировала в миланском т-ре "Ла Скала". В последующие годы завоевала
славу одной из лучших певиц своего времени. Выступала на оперных сценах
Италии; в 1800-04 и после 1806 Г.-в Париже, в 1804-06 - в Лондоне. В
1817 вернулась в Италию. Оставила сцену в 1823. Г. исполняла гл. обр.
итал. оперный репертуар, в т. ч. написанные специально для неё партии
Дидоны и Клеопатры (о. п. Паэра), Семирамиды ("Смерть Семирамиды"
Назолини), Джульетты ("Ромео и Джульетта" Цингарелли), Венеры
("Пигмалион" Керубини). Пела также ведущие партии в операх Чимарозы,
Гульельми, Сальери и др. композиторов. Голос Г. отличался огромным
диапазоном, иногда она исполняла и партии колоратурного сопрано. Критика
отмечала, что в творчестве Г. идеально сочеталось муз. и сценич.
мастерство.
Лит.: P о u g i n A., Une cantatrice "amie" de Napoleon Giuseppina
Grassini, Р., 1920; G a v o t у A., La Grassini... Р., 1947; Gara E., G.
Grassini, "La Scala", 1952, marzo- aprile. Св. Г.
ГРАССО (Grasso), Джованни (19.XI.1873-14.Х. 1930) - итальянский
актёр. Род. в Катании (Сици-лия) в семье актёров-кукольников. После
смерти отца нек-рое время руководил перешедшим к нему по наследству
кукольным т-ром "Макиавелли". Затем исполнял (на сицилийском диалекте)
роль Пасквино Та-таранкью в т. н. народных пьесах "Чёрная маска", "Две
сиротки", "Фиакр ј 13". В 1900 Г. организовал и возглавил собственную
труппу, с к-рой совершил в 1901 турне по Юж. Италии. В 1902 был
приглашён в рим. т-р "Арджентина", где исполнял роль Альфио ("Сельская
честь" Верги). В 1903-08 с большим успехом выступал в крупнейших городах
Италии, играя гл. роли в пьесах П. Джакометти ("Гражданская смерть"), Г.
Д'Аннунцио ("Дочь Йорио"), Капуаны ("Кавалер Паданья"), к-рые
переводились для Г. на сицилийский диалект. После 1908 гастролировал по
Германии, Франции, Англии, России, Юж. Америке. Г. обладал неистовым
темпераментом, яркой эмоциональностью, его игру положительно оценили Г.
Ирвинг и А. Франс. А. В. Луначарский писал "... что же это за артист!
Это настоящее чудо! Темперамент невиданный, неимоверный" ("О театре и
драматургии", т. 2, 1958, с. 24). Однако отсутствие подлинной культуры
приводило Г. к грубо натуралистич. приёмам. В последние годы жизни
снимался в кино.
Лит.: П а п а з я н В., По театрам мира, M.- Л., 1937;
Игнатов С. С., История западноевропейского театра нового времени,
М.-Л., 1940. Р. J.
ГРАСЬОСО (Gracioso) - одно из актёрских амплуа в испанской комедии
конца 16-17 вв. Тип шутника и балагура (напр., Бенито-"Сам у себя под
стражей" Кальдерона). Г. наз. также актёр, исполняющий роли этого
амплуа. Н. Т.
ГРАУ ДЕЛЬГАДО (Grau Delgado), Хасинто (1877- 1958) - испанский
драматург. Вступив в лит-ру в период, отражавший обществ, настроения
после поражения Испании в исп.-амер. войне 1898, Г. Д. критически
оценивал совр. ему исп. действительность, но сохранял веру в будущее
Испании, её народа. Г. Д. призывал т-р обратиться к традициям нар.
творчества, классич. нсп. т-ру эпохи Возрождения. В большинстве своих
пьес Г. Д. использовал известные сюжеты, давая им гуманистич. трактовку.
В лирич. комедии "Свадьба Камачо" (совм. с А. Гуалем, 1903, т-р
"Тиволи", Барселона) Г. Д. обратился к новелле из "ДЙн Кихота", в
трагедии "Блудный сын" (1918, труппа Г. Мартинеса Сьерры, Мадрид)
переработал библейскую легенду; в драме "Дон Хуан де Карильяна" (1913,
Т-р инфанты Изабеллы, Мадрид) трактовал легенду о Дон Жуане. Трагедия
"Граф Аларкос" (1917, т-р "Принсеса", Мадрид) была построена на
старинном нар. романсе, а в "кукольном фарсе" "Господин Пигмалион"
(1921) рассказывалось о приключениях героя греч. легенды. Пьесы Г. Д.
ставились в Лат. Америке, Франции, Англии, Германии, Чехословакии. Был
послом Испанской республики в Панаме, Боливии и Чили. После прихода к
власти Франко остался в эмиграции и поселился в Аргентине, где
опубликовал исследование "Дон Жуан во времени и пространстве" ("Don Juan
en el tiempo y en el espacio", 1954). Г. активно участвовал в движении
сторонников мира.
Соч.: Teatro, v. 1-6, В. Aires, 1943-48. Лит.: Giuliano W-, The lite
and works of J. Grau, Ann Arbor (Mich.), 1950. 3. П.
ГРАУН (Graun), Карл Генрих (7.V.1704 - 8. Vili. 1759) - немецкий
композитор и дирижёр. Основатель и руководитель одного из первых в
Германии оперных т-ров, открывшегося в Берлине в 1742 пост. оперы Г.
"Цезарь и Клеопатра"; был также дирижёром т-ра. Обучался музыке в
"Крёйцшуле" в Дрездене; занимался пением. В 1725 Г.- солист (тенор), с
1727 - дирижёр оперного т-ра в Брауншвейге. В 1720-х гг. начал
композиторскую деятельность. Написал оперы, ставившиеся в нем. т-рах:
"Ифигенияв Авлиде" (1728), "По-лидор" (1731), "Сципион Африканский"
(1732), "Зеркало верности" (1733) (все пост. в Придворном т-ре в
Брауншвейге) и др. С 1735 Г. работал в Рейнсберге; с 1740- королевский
капельмейстер. В Берлине Г. написал многие (ок. 30) свои оперы. Наряду с
И.Гассе Г. был последователем итал. оперной школы в Германии; его оперы
содержат ряд виртуозных арий, лирических эпизодов.
Оперы: "Катон в Утике" (1744), "Люций Папирий" (1745), "Демофонт"
(1746), "Галантные празднества" (1747), "Цин-на" (1748), "Кориолан"
(1749), "Митридат" (1750), "Бри-танник" (1751), "Орфей и Эвридика"
(1752), "Семирамида" (1754), "Эцио" (1755), "Братья-враги", "Меропа"
(1756) (все пост. в Придворном т-ре в Берлине) и др.
Лит.: Mayer-Reinach А., С. H. Graun als Opernkomponist, в кн.:
Sammelbande der Internationalen Musikgesellschaft, I, В., 1899-1900;
Schneider L., Geschichte des Berliner Opernhauses, B., 1852; S с h m i d
t J., Die fruhdeutsche Oper..., Bd 1-2, Regensburg, 1933-34; P o-зенов
Э. К.,Граун. Биографич. очерк, M., 1910. JJ. M.
"ГРАФ ЛЮКСЕМБУРГ" ("Der Graf von Luxemburg") - оперетта Ф. Легара,
либр. А. Вильнера и Р. Бо-данцкого. Пост. 12 сент. 1909, Вена. В России