<< Пред. стр. 205 (из 913) След. >>
пост. в 1909 в Петербурге в т-ре "Буфф" (Полонский, Зброжек-Пашков-ская,Рахманова, Северский, Рутковский, Дальский). На сов. сцене пост. 1918,
Петроград, Летний т-р "Пассаж" (пост. К. Марджанова,дирижёр Варлих;
Кузнецова-Бенуа, Позем-ковская, Зброжек-Пашковская, Радошанский, Ярон).
2 янв. 1923 пост. в Москве в Т-ре оперетты (нов. пост. и режиссура
Грекова, худ. Соколов, балетм. Кузнецов; граф Люксембург - Бравин, князь
Георгиевич - Ярон" Анжель Дидье - Светланова, Бриссар - Греков,
Жульетта, - Лазарева, графиня Клементина - Легат, Палегрин-Дунаев). Нов.
пост. 1960 (пост. Ярона, дирижёр Оссовский, худ. Кигель, балетм.
Шаховская; князь Георгиевич - Ярон, др. исполнители-Богданов, Феона,
Шмыга, Санина, Озолинь) Н.Гр.
ГРАПДЙНИ (Grazzini), Антон Франческо (1503- 1584) -итальянский поэт,
новеллист, драматург. Известен также под прозвищем Ласка (Lasca). В
своём творчестве, развивавшемся в условиях феод.-католич. реакции, Г.
стремился продолжать демократич. традиции итал. Возрождения. В 1-й пол.
16 в. написал комедии: "Ревность", "Одержимая", "Ведьма", "Сивилла",
"Ханжа", "Родственники", "Причуда". В предисловиях к этим пьесам
высмеивал авторов "учёных комедий", рабски следующих античным образцам,
и требовал приближения т-ра к действительности. Однако, изображая в
своих пьесах события совр. ему жизни, Г. повторял сюжетные схемы и
приёмы итал. "учёной комедии" 16 в.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; Sanes i J.,La commedia, v. 1, Mil., 1911, 2
ed., [1954]. P. X.
ГРГУРОВА, Милка (14.11.1840- -25.111.1924) - сербская актриса. В 1864
начала сценич. деятельность в сербском Народном т-ре в Нови-Саде; с 1868
работала в Народном т-ре (Белград), где занимала положение ведущей
актрисы. Исполняла роли: Офелия, Джульетта, Дездемона, Мария Стюарт;
Жанна д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Адриенна Ле-куврер, Абигайль
(о. п. и "Стакан воды" Скриба) и др. Создала глубоко трагедийные образы
Матери ("Князь Ивоиз Семберии" Нушича), Мары Никшиной ("Дубровницкая
трилогия" Войновича). Выступала также как писательница. М. Ник.
ГРЕБЕН (Greviu), Жак (1538-5.XI.1570) - французский поэт и драматург.
Представитель т. н. учёной ренессансной драматургии. Написал комедии -
"Мо-бертина" (1558, коллеж Бонкур), "Казначейша" (1559), "Удивлённые"
(1559), отмеченные влиянием итал. драматургии. В 1560 пост. трагедия Г.
"Цезарь" (по о. п. А. Мюре; коллеж Бове), в к-рой народ заменял античный
хор (трагедия лишена действия, состоит из отдельных монологов). Г.автор
"Краткого рассуждения о понимании театра", в к-ром изложил свои
тео-ретич. взгляды. Творчество Г. оказало влияние на последующее
развитие франц. т-ра, способствовало выработке норм классицизма.
С о ч.: Brief discours pour l'intelligence de ce theatre, P., 1561;
Le theatre de J. Grevin, P., 1561; Theatre complet et poesies choisies,
P., 1922; в рус. пер.- П и н у с С., Французские поэты, т. 2, СП Б,
1914.
Лит.: История французской литературы, т. 1, M.-Л., 1946; История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, M.,
1956; Л е в p о Л., Драма и трагедия во Франции, П.- М., 1919; P i n v е
г t L., Jacques Grevin, P., 1899; Recatas В., L'humanisme de Jacques
Grevin, medecin et poete de la Pleiade, Brux., 1953;
Le begue R., La tragedie francaise dela Renaissance, Brux., [1954].
A. Mux.
ГРЕБЦОВ, Юрий Васильевич (p. 11.VIII.1930) - русский советский артист
балета. Выступал в самодеятельности. Был принят в проф. ансамбль песни и
пляски. С 1950 - артист балета Новосибирского т-ра оперы и балета.
Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Базиль ("Дон
Кихот"), Феб ("Эсмеральда"), Дезире ("Спящая красавица"), Лю Ян-чан
("Драгоценный фонарь лотоса" Чжан Сяо-ху), князь Звездич ("Маскарад"
Артамонова), первый исполнитель партии Алладина ("Алладин и волшебная
лампа" Савельева). Cm. M.
ГРЕГОР (Gregor), Йозеф (26.Х.1888-1960)-авст-рийский историк театра и
драматург. Окончил философский ф-т Венского ун-та в 1911. Изучал
театроведение в Берлине и Мюнхене. С 1918 работал в Австр. нац.
библиотеке. В 20-х гг. Г.- профессор истории т-ра на семинаре Рейнхардта
при Венской академии изобразит. иск-в и в Венском ун-те. Был издателем
12-томной серии "Памятники театра" (1928-30), журн. "Мировой театр"
(1937-39). Многочисл. театроведч. исследованиям Г. свойствен нек-рый
эмпиризм, формальный метод исследования, но они богаты фактич.
материалом. Г. написал либретто для опер Р. Штрауса:
"Дафна" (1938), "День мира" (1938) и "Любовь Данаи" (1944).
Соч.: Das Wiener Barockthef ier, W., 1922; Wiener szenische Kunst, Bd
1-2, W., 1924-26; Das Theater in der Wiener Josefstadt, W., 1924; Das
russische Theater, Z., [1927] (совм. с R. Fulop-Miller); Weltgeschichte
des Theaters, Munch., 1933. Bd 1-2, 2. Aufl., 1944; Shakespeare, W.,
1935, Munch , 1948; Masken der Erde, Munch., Г1936]; Das spanische
Welttheater, W., [1937], 2. Aufl., 1943; Meister deutscher
Schauspielkunst, W., 1939; Richard Strau?. Der Meister der Oper, Munch.,
Г1939], 3. Aufl., 1952; Kulturgeschichte der Oper, W., [1941];
Kulturgeschichte des Ballets, W., 1946;
Meister und Meisterbriefe um Hermann Bahr, W., 1947;
Geschichte des osterreichischen Theaters, W., [1948]; Geschichte der
Wiener Staatsoper, W., 1950; Gerhart Hauptmann, W.. 1951; Der
Schauspielfuhrer, Bd 1-6, Stuttg., 1953-57;
Die Theaterregie in der Welt unseres Jahrhunderts. Gro?e Regisseure
der modernen Buhne, W., [1958].
Лит.: Hadamowsky F., [u. a.], Festschrift fur Joseph Gregor (mit
Bibliographie), W., 1948. B. K.
ГРЕГОРИ (Gregory), Изабелла Августа (15.Ш.
1852-22. V. 1932) - ирландский драматург и собирательница фольклора.
Вместе с поэтом У. Б. Йитсом и др. принимала участие в основании в 1899
Ирл. лит. т-ра, а в 1902 - Ирл. нац. драматич. об-ва. Приняла активное
участие в организации (1904) и деятельности т-ра "Аббатства", директором
к-рого была с момента его основания и для к-рого написала ок. 30 пьес в
разл. жанрах. Нек-рые комедии Г. построены на фарсовых ситуациях, в них
выведены простоватые ирл. крестьяне ("Распространение новостей", 1904, и
др.). Комедии "Канаваны" (1906), "Освободитель" (1911) содержат элементы
политич. сатиры, пьеса "Восход луны" (1907) насыщена патриотич.
мотивами, идеями нац. независимости. Видя в т-ре одно из средств борьбы
за возрождение ирл. нац. культуры, Г. стремилась создать нар. драму на
англо-ирл. языке, используя идиомы местного кильтартанского диалекта,
написала трагедии на сюжеты истории и мифологии Ирландии:
"Белая кокарда" (1905), "Кинкора" (1905), "Дервор-гилла" (1907) и др.
В пьесе "Золотое яблоко" (1919) сочетаются фантастика и любовное
воспроизведение нар. быта. Г. переводила на англо-ирл. язык для т-ра
"Аббатства" комедии Мольера и Гольдони.
Соч.: Seven short plays, Dublin-Boston, [1909];
Irish Folk history plays, L., 1912.
Лит.: Ma lone A. E., The Irish drama, L., 1929;
The Irish theatre, ed. by L. Robinson, L., 1939. Ел. К.
ГРЕГОРИ (Gregori), Иоганн Готфрид (15. V. 1631- 16.II.1675)-один из
организаторов и режиссёров первого при дверного т-ра в России (идейным
вдохновителем т-ра был боярин А. Матвеев). Род. в Германии (г.
Мерзе-бург). В 1658-59 был учителем лютеранской школы, с 1662-пастором и
учителем при "Офицерской кирке" в Москве. В 1672 по указанию царя
Алексея Михайловича Г. организовал при дворе труппу, в к-рую вошли
"иноземцы", проживающие в Москве; 17 окт. 1672 была показана пьеса
"Комедия об Эсфири, или Артаксерксо-во действо", написанная Г. (совм. с
Л. Рингубером) и пост. под его руководством. Построенная на
заимствованном из Библии сюжете, пьеса в то же время была политически
актуальна, содержала злободневные намёки (текст драмы и комментарии к
ней см. в кн. "Арта-ксерксово действо. Первая пьеса русского театра XVII
века", М.-Л., 1957). Спектакль продолжался 10 часов. После этого
спектакля Г. организовал спец. школу, где начал обучать актёрскому
иск-ву рус. юношей из мещан. Пост. со своими учениками "Комедию о
Товии-младшем" (1673), "Об Иудифи" (1674). После смерти Г. и царя
Алексея Михайловича (1676) т-р под влиянием реакц. духовенства прекратил
свою деятельность.
Лит.: Богоявленский С., Московский театр при царях Алексее и Петре,
М., 1914; Артаксерксово действо. Первая пьеса русского театра XVII в.,
М.-Л., 1957;
Асеев Б., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958. Ю.
Д.
ГРЕЗНЙК (Gresnick), Антуан Фредерик [2 (?). III. 1755 - 16. X. 1799]
- бельгийский композитор, дирижёр. Муз. образование получил в Льеже,
совершенствовался в Риме и Неаполе. Завоевал известность ко-мич.
операми, написанными в стиле итал. оперы-буффа:
"Капризный француз" (1779, Турин), "Умная зеленщица" (1780,
Флоренция) и др. С 80-х гг. работал в Англии и Бельгии, писал оперы,
к-рые были пост. в Лондоне и пользовались популярностью (оперы-сериа
"Деметрий", 1783, "Александр в Индии", 1784, "Альцеста", 1786,
опера-буффа "Бесстыдница", 1786). В 1787-93 Г.-дирижёр Большого т-ра в
Лионе (Франция), где осуществил пост. одной из лучших своих опер "Любовь
изгнанников" (1793). С 1794 Г. жил в Париже, написал ок. 15 опер, в т.
ч. "Маленькие рассыльные" (1794, "Т-р друзей отечества"; пост. под назв.
"Клодина", 1797, Льеж), "Мш мые нищие" (1796, "Т-р Лувуа"), "Сицилийский
лес" (1799, т-р "Варьете"), "Леонид, или Спартанцы" (1799,
"Гранд-Опера") и др. Г. принадлежит также ряд соч. в др. жанрах. И. Ш.
ГРЕЙ (Grey), наст. фам.-Г p у м (Groom), Берил (р. 11.VI.1927) -
английская артистка балета. С 4 лет занималась классич. танцем под рук.
англ. педагогов. В 1937-41 училась в школе балетной труппы театра
"Сэдлерс-Уэллс". В 1941 дебютировала в этом т-ре. Первая сольная партия
- Саб-рина ("Комус" Пер-селла, 1942). В том же году Г. с большим успехом
исполнила партию Одет-ты-Одиллии. Иск-во Г. отличается от-точенностыо
техники, музыкальностью. Партии: Фея Сирени ("Спящая красавица"). Мирта
("Жизель"), Чёрная королева ("Шах и мат" Блисса) и др. В 1957 оставила
труппу "Сэдлерс-Уэллс". Гастролировала в Юж. Америке, Юж. Африке, в
СССР. Написала книгу о поездке в СССР "Красный занавес - вверх" (1958).
В 1959 - солистка Королевского балета (Лондон). Соч.: Red curtain up,
L., 1958. Лит.: Рославлева Н., Английский балет, М.-Л., 1959; Fisher Н.,
Beryl Grey, "Dancers of to-day", L., 1955, .ј 8. Ham. P.
ГРЕЙН (Grein), Джэкоб Томас (11.X.1862- 25.V1.1935) - английский
театральный деятель. Был театр. критиком журн. "Лайф" (1888-91), "Санди
тайме" (1897-1918) и "Иллюстрейтед Лондон ньюс" (1920-35). Организовал в
Лондоне "Независимый т-р" (1891-97) и Народный т-р (1923), образцом для
к-рых послужил Свободный театр Антуана. Г. боролся против коммерч.
иск-ва, низкопробной драматургии. Несмотря на резкую оппозицию бурж.
критики, Г. ставил пьесы Ибсена, Золя, Гауптмана, Л. Толстого и др. В
"Независимом т-ре" была впервые осуществлена пост. пьесы Шоу "Дома
вдовца" (1892). Т-ры, созданные Г., способствовали утверждению
социальной реалистич. драмы в англ. т-ре конца 19 - нач. 20 вв.
С о ч.: Dramatic criticism, v. 1-5, L., 1889, 1899-1905. Лит.: О rm e
М., J. T. Grein: the story of a pioneer, [L.], 1936. A. A.
ГР‚ЙНДЖЕР (Granger), Стюарт (p. 6. V. 1913) - английский актёр.
Учился в частной театр. школе. В 1935 дебютировал на сцене
"Репертуарного т-ра" в Халле. В 1936-38 работал в "Бирмингемском
репертуарном т-ре". В 1938-49 выступал в разл. т-рах Лондона (в т. ч. в
"Друри-Лейн", 1938; "Олд Вик", 1939; т-ре "Лирик", 1949). Роли: Тибальд
("Ромео и Джульетта"), Чарлз ("Школа злословия" Шеридана), король
Магнус, Дюнуа, Антони Андерсон ("Тележка с яблоками", "Святая
Иоанна","Ученик дьявола" Шоу), Никита ("Власть тьмы"). Высокая сценич.
культура в сочетании с хорошими внешними данными определили популярность
Г. С 1956 живёт в США; снимается в кино. Ф. К.
ГРЕКОВ (наст. фам.-И л ь и н), Иван Николаевич (1849-1919) - русский
антрепренёр и актёр. Окончил уч-ще правоведения в Петербурге. Участвовал
в любительских спектаклях. Был антрепренёром Новочеркасского т-ра,играл
на клубных сценах Петербурга, в Общедоступном т-ре в Москве и в др.
т-рах. В 1879- 1891 - актёр Малого т-ра. В 1889-91 был одновременно
режиссёром Общества искусства и литературы. В 1888-91 преподавал в
театр. уч-ще при Малом т-ре.
В 1892-94 держал антрепризу в Одессе; его труппа была одной из лучших
в провинции (М. В. Аграмов, М. Т. Иванов-Козельский, В. В. Чарский, И.
М. Шувалов и др.). Разорившись, служил в т-ре Корша (1895-1900), затем
вновь в' Малом т-ре (1901-08). Роли: Ахов, Мамаев ("Не всё коту
масленица", "На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Мит-рич
("Власть тьмы"), Городничий. Немирович-Данчен-ко писал о Г. как о
даровитом, умном, образованном, но одностороннем актёре. В последние
годы жизни Г. был зав. драм. курсами филармонич. уч-ща в Москве.
Лит.: Леонидов Л. М., Прошлое и настоящее. Из воспоминаний, М., 1948;
Станиславский К., Материалы. Письма. Исследования, М., 1955. А. Кл.
ГРЕКОВ, Константин Дмитриевич [15(27). X. 1879 - 28.VI.1927] -
русский актёр и режиссёр оперетты. Сценич. деятельность начал в
Новочеркас-ске. Работал в Москве в труппе А. Э. Блюменталь-Тамарина, в
т-рах оперетты Киева, Одессы, Харькова, Ростова, в оперетте С. Н.
Новикова в Петербурге и др. С 1910 Г.- режиссёр т-ра оперетты E. В.
Потоп-чиной в Москве. В 1918-22 работал в т-рах оперетты Харькова, Баку,
Тбилиси, в 1922-27 - в Моск. т-ре оперетты. Г.- один из видных артистов
на амплуа простаков в дореволюц. рус. оперетте. Пост. Г. не отличались
оригинальностью, но будучи опытным режиссёром, он умел создать
занимательное, внешне красивое зрелище. Г. перевёл на рус. яз. ряд
либретто венских оперетт. М. Н.
ГРЕКОВА, Софья Андреевна [р.21.11(5.III). 1879] - русская советская
актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1954). Окончила Сиротский ин-т в
Новочеркас-ске. Сценич. деятельность начала в 1913 в Новочеркасском т-ре
(антреприза В. И. Бабенко). Затем работала в т-рах Воронежа, Минска,
Архангельска, Саратова, Самары, Свердловска и др. С 1934 - актриса
Казанского т-ра. Игре Г. присуще благородство, сдержанность, внутр.
драматизм.
Роли: Лиза, Каренина ("Живой труп"), Анна Каренина;
Наталья Дмитриевна, Хлёстова ("Горе от ума"), Купавина и Мурзавецкая,
Гурмыжская, Чебоксарова ("Волки и овцы", "Лес", "Бешеные деньги"),
Раневская ("Вишнёвый сад"), Василиса ("На дне"), Васса Железнова;
Аделаида Васильевна ("Человек с портфелем" Файко), тётя Саша ("Так и
будет" Симонова), баба Вера ("Молодая гвардия" по Фадееву), миссис
Хиггинс ("Пигмалион" Шоу). И. И.
ГРЕМИСЛАВСКИЕ - русские советские театральные гримёры-художники. Яков
Иванович (29.IV.1864-22.VII.1941) - Герой Труда, сын гримёра Малого т-ра
И. Я. Иванова, происходившего из крепостных крестьян. С 1881 служил в
Малом т-ре. M a-р и я Алексеевы а-(26.1. 1870-15.1.1950) - жена Якова
Ивановича, дочь капельдинера Большого т-ра. С 1888 Г. работали с К. С.
Станиславским в Об-веиск-ва и лит-ры, затем (с 1898 до конца жизни) в
МХАТе. По свидетельству К. С. Станиславского, "Якову Ивановичу
Гремис-лавскому суждено было сыграть большую роль в театре и поставить
свое искусство на ту высоту, которая заставила удивляться его работе
Европу и Америку" (Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, 1948,
с. 56). Г. значительно реформировали технику грима, помогали актёрам
находить внешний облик персонажа, соответствующий внутр. содержанию роли
и общему решению спектакля. Они были первыми гримёрами-художниками,
выступавшими творч. сотрудниками режиссёра и художника. Среди лучших
работ Г. - гримы к пост. пьес "Горе от ума"; "Царь Фёдор Иоаннович" А.
К. Толстого, пьес Чехова, Горького, Шекспира, виртуозный грим
Анатемы-Качалова (о. п. Андреева), в сов. время: гримы к спектаклям
"Бронепоезд 14-69", "Любовь Яровая", "Гроза", "Враги". Г. подготовили
значит, группу гримёров-художников, работающих в т-рах СССР.
Иван Яковлевич [13(25).П.1886-25.Ш.1954]- русский советский
театральный художник. Сын Якова Ивановича. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1938). В 1910 окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, затем
совершенствовался в Париже. С 1912 работал в 1-й Студии МХТ и
одновременно в МХТ. В 1913 зачислен в МХТ художником. С 1926 Г. был зав.
постановочной частью МХАТа. Оформил здесь спектакли; "Сестры Жерар"
Масса (1927, совм. с В. А. Симовыми А. В. Щусевым), "Мёртвые души"
(1932, совм. с В. А. Симовым и В. В. Дмитриевым), "Таланты и поклонники"
(1933, совм. с Н. П. Крымовым), "Идеальный муж" Уайльда (1946), "Русский
вопрос" (1947). Г. перестроил деятельность постановочной части МХАТа,
ввёл новые формы работы художника и постановочной части. Преобразования,
осуществлённые Г. в этой области, способствовали перестройке
постановочных частей др. т-ров.
В 1942 Г. организовал и возглавил первую в СССР сценическую
экспериментальную лабораторию при МХАТе, к-рая способствовала разработке
новой технологии, собиранию и обобщению опыта театров, распространению в
сов. т-ре наиболее прогрессивных методов оформления спектакля. В 1943 по
инициативе Г. был создан первый в СССР постановочный
-т при школе-студии им. . И. Немировича-Данчен-ко, готовящий
художников-технологов сцены, зав. постановочной частью. Г. руководил
этим ф-том до 1954. Преподавал также композицию на театр. отделениях
Ин-та им. Сурикова и Художеств. уч-ща "Имени 1905 года". Г. - автор ряда
трудов по вопросам теории и практики работы художника т-ра, технологии
театральной живописи, организации работы постановочной части.
5*
Соч.: Режиссеры и художники МХАТ, "Искусство", 1938, ј 6; Организация
постановочной части в театре,Л.- М., 1940; Техника театральной живописи,
Л.-М., 1940" и 1952; Крепление и соединение частей декорации,
М.,1947;Теа-тральный парикмахер, М., 1947*, Композиция сценического
пространства в творчестве В. Симова, М., 1953; К истории постановки
"Трёх сестёр", в кн.: Ежегодник МХАТ, М., 1943; Борис Иванович Волков,
М., 1958 (совместное Ф. Сыр-киной). рр 3,
ГРЕНВИЛЛ-БАРКЕР (Granville-Barker), Харли (25.XI.1877,
Кенсингтон,-31.VIII.1946, Париж)- английский актёр, режиссёр и
драматург. Начал творч. деятельность в 189I в качестве актёра труппы С.
Торн в Маргете. В 1892 выступил в Лондонском т-ре комедии. В 1904-07
Г.-Б. вместе с антрепренёром Ведренном руководил т-ром "Корт", к-рый
примкнул к театр. движению "свободных т-ров", ориентировавшемуся на
реалистич. социально-значит. драматургию. В духе критич. реализма
написаны и собств. пьесы Г.-Б. "Замужество Анны Лит" (1902), "Наследство
Войси" (1905), "Мадрас-хауз" (1910), "Опустошение" (закрытое
представление - 1907, первый публичный спектакль - 1936), в к-рых
сказывается влияние Ибсена. В т-ре "Корт" Г.-Б. пост. нек-рые пьесы Б.
Шоу ("Кандида", "Профессия миссис Уоррен" и др.) и свои пьесы ("Погода в
Хэне", "Замужество Анны Лит"). Г.-Б.- один из последователей сценич.
реализма в Англии 1-й пол. 19 в. Совм. с У. Арчером Г.-Б. выдвинул
проект создания постоянного репертуарного "Национального т-ра" (опубл.
1907), осуществить к-рый не удалось. Работа над пост. пьес Шекспира
побудила Г.-Б. написать монументальный 5-томный труд "Предисловие к
Шекспиру", содержащий критич. разбор пьес Шекспира, трудных для сценич.
воплощения, и практич. указания о постановке их в условиях совр. т-ра.
Соч.: Prefaces to Shakespeare, ser.1-5, L., 1927-47-Лит.: P u г d о m
С. В., Harley Granville-Barker. Man of the theatre, dramatist and
scholar. Mass., 1956. A. A.
ГРЕНГОР, Гренгуар (Gringore, Gringoire), Пьер (ок. 1475- ок. 1540) -
французский поэт, драматург. Руководил (совм. с Ж. Маршаном)
драматизированными представлениями, торжественными шествиями и