<< Пред. стр. 211 (из 913) След. >>
Проблема создания образа совр. героя выдвинула новые задачи и вобласти Г. Характеры героев-современников выражались простыми, чёткими
Г. Опираясь на традиции рус. реалистич. иск-ва, сов. актёры стремятся
при создании внешнего облика сценич. героя подчеркнуть характерные для
него типич. черты, показать его классовую и социальную сущность. Важным
этапом в развитии иск-ва Г. явился спектакль МХАТа - "Бронепоезд 14-69"
[гримы Пеклеванова (Н. П. Хмелёв), Вершинина (В. И. Качалов), Васьки
Окорока (Н. П. Баталов) и др.]. Новаторская, подлинно реалистич.
постановка МХАТом пьесы "Враги" потребовала от актёров и в области Г.
глубокого синтеза социальной и жизненно-психоло-гич. правды. Г. этого
спектакля отличались точностью, законченностью, выразительностью
социальной и психологич. типизации образов [гримы Захара Бардина (В. И.
Качалов), Николая Скро-ботова (Н. П. Хмелёв), генерала Печенегова (М. М.
Тарханов) и др.].
Задача воплощения в т-ре образов выдающихся людей прошлого была
связана с серьёзной работой и в области Г. В иск-во портретного Г.
значит, вклад внёс Б. В. Щукин, воссоздавший образ В. И. Ленина в пьесе
"Человек с ружьём" (и кинофильмах "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918
году"). Принципы работы Щукина над портретным Г. нашли развитие в
творчестве актёров, создавших образы выдающихся революционеров,
полководцев, учёных, композиторов, писателей прошлого и советской эпохи
[гримы Б. А. Смирнова (В. И. Ленин - "Кремлёвские куранты" и "Третья
патетическая" Погодина, МХАТ), Н. К. Черкасова (Иван Грозный, Мичурин,
Маяковский - "Великий государь" Соловьёва, "Жизнь в цвету" Довженко,
"Они знали Маяковского" Катаняна в Ленинградском театре драмы им.
Пушкина), В. С. Якута (Пушкин - о. п. Глебы, в Т-ре им. Ермоловой) и мн.
др.].
В спектаклях 1950-х гг. острые и правдивые Г. создали В. О. Топорков
(Кругосветлов - "Плоды просвещения", МХАТ), А. Н. Грибов (Непряхин
-"Золотая карета" Леонова, МХАТ), М. И. Бабанова (Кей- "Украденная
жизнь" Каору Моримото, Т-р им. Маяковского), Г. П. Глебов (Дятел - "Дни
нашего рождения" Мележа, Белорус. т-р им. Я. Купалы), Ю.В. То-лубеев
(Вожак - "Оптимистическая трагедия", Ле-нингр. т-р драмы им. Пушкина),
И. В. Ильинский (Фома Опискин - "Село Степанчиково и его обитатели" по
Достоевскому, Малый т-р) и др. Сов. актёры часто меняют Г. по ходу
действия пьесы в зависимости от изменения возраста героя, его
переживаний и т. д. (напр.,'Л. П. Галлис в ролях Гарольда Хога -
"Европейская хроника" Арбузова, Пьера Массубра-"Мольба о жизни" Дюваля,
Т-р им. Ермоловой, и др.).
Большой вклад в развитие иск-ва Г. в сов. т-ре внесли
гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, А. Н. Шаргалин, П. Б.
Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретич. основ иск-ва Г.
занимался художник Р. Д. Раугул.
В процессе создания Г. имеет значение костюм (см. Костюм
театральный), к-рый влияет на характер и на цветовое решение Г.
Выразительность Г. в значит. степени зависит от освещения сцены: чем оно
ярче, тем Г. делается мягче, и наоборот, слабое освещение требует более
резкого Г.
Последовательность Г.: сначала лицо оформляется нек-рыми деталями
костюма (шляпа, шарф и т. д.), затем наклеиваются нос и др. налепки,
надевается парик или делается причёска из собственных волос,
наклеиваются борода и усы, и только в конце производится гримировка
красками. В основе иск-ва Г. лежит изучение актёром структуры своего
лица, его анатомии, расположения мышц, складок, выпуклостей и впадин и
т. п. Актёр должен знать, какие изменения происходят с лицом в пожилом
возрасте, а также характерные признаки и общий тон молодого лица. Кроме
возрастных Г., в т-ре, особенно в последние годы, получили широкое
распространение т. н. "национальные" Г., применяемые в спектаклях,
посвящённых жизни народов стран Востока (Азии, Африки) и др. При
осуществлении этих Г. необходимо учитывать форму и строение лицевой
части, а также горизонтальный и вертикальный профили представителей той
или иной национальности. Горизонтальный профиль определяется резкостью
выступов скуловых костей, вертикальный - выступами челюсти. Существенно
важными признаками в нац. Г. являются: строешлазных век, форма носа,
толщина губ, цвет глаз, фЬдЕа, цвет и длина волос на голове, форма,
цввдс бродьй% усов, цвет кожи. Вместе с тем в этих Г., ка*к и о(й?ных,
необходимо учитывать индивидуальные' данные" персонажа: возраст,
социальное положение, профессию, эпоху и др.
Важнейшим творч. источником для сов. актёра и художника в определении
Г. для каждой роли являются наблюдения над окружающей жизнью, изучение
типич. черт внешности людей, связи их с характером и типом человека, его
внутр. состоянием и пр.
Работа актёра над Г. сопровождается изучением лит., историч.,
этнографич. и изобразит, материала, способствующего лучшему раскрытию
пьесы. В период репетиц. работы актёр совм. с режиссёром, художником и
художником-гримёром определяет Г. в соответствии с общим замыслом
спектакля и приводит свой замысел Г. в исполнение. Окончат, вариант Г.
обычно фиксируется в период генеральных репетиций. В последующих
спектаклях актёр, обогащая свой сценич, образ новыми чертами, уточняет и
Г.
Техника театрального Г. Иск-во Г. требует умения владеть техникой
гримировки, умения пользоваться гримировальными красками, волосяными
изделиями (парик, борода, усы), объёмными на-лепками и наклейками.
Гримировальные краски дают возможность живописными приёмами изменять
лицо актёра. Общий тон, тени, блики, создающие впечатление впадин и
выпуклостей, штрихи, образующие на лице складки, изменяющие форму и
характер глаз, бровей, губ и т. п., могут придать лицу актёра совершенно
иной характер. Причёска, парик, меняя внешность персонажа, определяют
его истхэрич., социальную принадлежность (напр., пудреные парики 18 в.,
женские причёски с локонами 1 в.) и имеют значение также для определения
характера персонажа.
Для сильного изменения формы лица, к-рое нельзя осуществить одними
красками, применяются объёмные налепки,и наклейки. Изменение
малоподвижных частей лиЦа (гл. обр. носа) достигается с помощью налепок
из клейкого цветного пластыря ( т. н. гуммоза). Для утолщения щёк,
подбородка, шеи употребляются наклейки из ваты, трикотажа, марли и крепа
телесного цвета. В СССР разработан новый вид наклеек из губчатой резины
- т. н. пластич. Г., к-рый применяется в тех случаях, когда требуется
значит, деформация лица актёра. Щад пластина резиновыми наей-ками
впервые начал работать в 1930 Р. Д. Раугул. Особенно часто к пластич. Г.
прибегают, при осуществлении портретных и характерных Г. Пластич. Г., в
противоположность обычным театр. налепкам и наклейкам, гибок, эластичен,
почти не связывает 'движений лицевых мускулов; при мимич. движениях на
его поверхности образуются естеств. складки. Пористость Г. даёт
возможность дышать коже. Процесс изготовления пластич. Г. включает в
себя значит, количество операций: с лица актёра снимается гипсовая
форма-маска, т. н. негативная, с негативной маски отливается позитивная
маска-модель, соответствующая форме и рельефу лица актёра; с помощью
пластилина на маске-модели вылепливаются те части лица, к-рые нуждаются
в деформировании; маска (или часть её) укрепляется в ме-таллич.
кольцо-опоку. На "пуансон" (выпуклое изображение) ставится второе
кольцо-опока, в которое заливается гипс, принимающий вогнутую форму
вылепленной из пластилина детали на "пуансоне". После разъя-тия
пресс-формы и удаления пластилина, в образовавшуюся пустоту заливается
спец. губчатая каучуковая смесь. Формы закрываются и отпрессовываются,
пресс-форма помещается в шкаф-термостат с высокой температурой, где
каучук проходит процесс вулканизации и приобретает качества губчатой
резины. Изготовленная таким образом пластич. наклейка прикрепляется к
лицу актёра спец. каучуковым клеем, её края, сходящие на нет,
заглаживаются спец. каучуковой пастой, затем вся наклейка покрывается
пластич. гримировальными красками. Пластич. наклейка при бережном с ней
обращении может быть использована неоднократно.
Гримировальные краски состоят из жирной массы, приготовленной по
спец. рецептам (из белого. вазелина, белого воска и пр.) и окрашенной в
разные цвета минеральными красителями. Из этой массы делают наборы
гримировальных карандашей или кубиков, к-рыми заполняют ячейки
гримировальных ящиков. Изготовлением гримировальных красок занимаются
спец. фабрики (в Советском Союзе фабрика при ВТО и др.).
Г. в театре Востока сохраняет условный характер. В китайском театре
Г. появляется в эпоху Юань (1280-1368) (маска известна в Китае еще в
эпоху Тан, 618-907). Более подробные сведения о Г. относятся к эпохе Мин
(1368-1644). Первоначально раскрашивались лишь переносица и глазные
впадины. Подобный Г. применялся для актёров, выступавших на амплуа
"цзин" (злодеи, коварные предатели и пр. от-рицат. персонажи), к-рое
поэтому и получило второе назв. "хуалянь" - "раскрашенное лицо". Раньше
др. исполнителей начали применять Г. и актёры на амплуа "чау" (комич.
герой, мелкий негодяй).
Для кит. т-ра характерен разноцветный Г. (его не применяют лишь
актёры, играющие женщин, молодых учёных, нек-рых гражд. чиновников).
Актёры накладывают на лицо густые мазки ярких красок, образующих
определённый рисунок, к-рый указывает зрителю, кем является данный
персонаж пьесы, каково его происхождение, обществ, положение, характер,
какая судьба его ожидает и т. п. Используются краски 12 цветов: красный
(обозначает верность и честность), жёлтый (принадлежность к имп. роду, а
также одарённость и опытность), синий (деспотичность и надменность, а
также варварское происхождение), белый (коварство и свирепость), чёрный
(непреклонность и грубую силу; для ролей сановников - честность и
неподкупность), фиолетовый (хладнокровие, внимательность, прямодушие),
зелёный (жестокость и свирепость), розовый (добрые чувства, верность и
правдивость, употребляется исполнителями роли почтенного человека на
склоне лет), золотой и серебряный (обозначает сверхъес-теств. силу,
богов, духов, оборотней), серый, красно-бурый (показывает старость и
слабость героя). Лица актёров обычно расписываются разными красками, для
того чтобы в расцветке Г. и в его рисунке показать сложность характера
данного персонажа. Для каждого персонажа устанавливается традиционный
рисунок, к-рый иногда отражает и мелкие подробности, характеризующие
этот персонаж. Для положит. героев характерна симметричная раскраска, а
для отрицательных - асимметричная. Для комич. персонажа Чоу обязательна
белая "бабочка" на переносице, к-рая захватывает иногда и глазные
впадины.
В различных видах местного традиц. т-ра существуют многочисл. способы
гримировки и особые рисунки. Наиболее сложен Г. в пекинской муз. драме
(цзинц-зюй), где насчитывается более 700 типов раскраски лиц. В каждой
труппе имеется своя книга Г., к-рая раньше являлась тайной труппы. Кроме
раскраски лиц, большую роль в гримировке актёра играют парики, усы,
брови и борода. Их насчитывают до 40 разновидностей пяти цветов:
чёрного, белого, жёлтого, красного и лилового.
В инд. т-ре все персонажи делятся на 5 групп: 1) Г. богов и героев.
Состоит из 5 параллельных полос (выполненных рисовой пастой), идущих
через всё лицо от уха до уха, общая раскраска лица - зелёная, обводка
глаз - зелёная. 2) Г. отрицат. персонажей, к-рые являются врагами богов.
Состоит из 5 полос рисовой пасты вокруг подбородка, рисовая паста
накладывается также над верхней губой и над глазами, на носу делается
крупная шишка. Общая окраска всего лица зелёная, кроме скул, к-рые
окрашены в красный цвет. 3) Г. лесных жителей, полудемонич. и
подузвериных существ. Обязательна жёсткая борода красного или белого
цвета. 4) Г. демонов женского пола. Лица выкрашены в чёрный цвет, а в
рот вставлены большие белые клыки. 5) Г. отшельников, мудрецов, богинь,
цариц. Состоит из белой рисовой пудры. У персонажей отшельников верхняя
часть тела обсыпается полосами из пепла, они надевают длинные бороды из
конопляных волокон.
В япон. т-ре наиболее характерным в технике Г. является т. н. приём
кумадори. Он заключается в нанесении различных резких линий на лицо
актёра, что производит эффект, органически присущий т-ру Ка-буки. Этот
приём был изобретён в конце 18 в. актёром Итикава Дандзюро I, к-рый
первым применил его, имитируя Г. китайской драмы. Г. кумадори
применяется при исполнении ролей богатырей, обладающих сверхчеловеческой
магич. силой, героев-воинов. В 19 в. кумадори получил широкое
распространение в токийском т-ре Кабуки (было выработано 60-70 различных
типов кумадори; в наст. время применяется не более 10). Линии кумадори
наносятся для резкого подчёркивания естественных линий лица. Осн. цвета
- красный (обозначает страсть, справедливость, доблесть), синий (зло,
волшебную силу), чёрный. В ролях ара-гота - героев-богатырей, линии
кумадори наносятся также на руки и на ноги.
Лит.: Ленский А. П., Заметки о мимике и гриме, в кн.: Александр
Павлович Ленский. Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950;
Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Соч., т. 1, М., 1954, с.
113-125;КажданА.И., К вопросу о методике преподавания грима, в кн.:
Записки Государственного Института театрального искусства им.
Луначарского, М.-Л., 1940; его же, О работе актёра над гримом, "Театр",
1954, ј 6; Лившиц П. Б." Сценический грим, Л.-М., 1939;Р а у г у л Р.
Д., Грим, 2 изд., Л.-М., 1947. А. Каж.; Б. Р. и Л. Г. (Г. в театре
Востока).
ГРИМАЛЬДИ (Grimaldi), Джозеф (18. XII. 1778-31.V. 1837) - английский
актёр-клоун, сын балетмейстера т-ра "Друри-Лейн" Дж. Гримальди. Впервые
выступил на сцене этого т-ра, когда ему было 2 года. В детском возрасте
изображал карликов в пантомимах и выступал статистом в драм. спектаклях
т-ров "Друри-Лейн" и "Сэд-лерс-Уэллс" (Лондон). Уже в эти годы отчётливо
проявились его мимич. способности. В 1806 в "Ковент-Гар-дене" Г. с
большим успехом сыграл роль клоуна в пантомиме "Арлекин и мать-гусыня,
или Золотое яйцо". С этого времени выступал в амплуа клоуна в
пантомимах. Г. создал своеобразное направление в клоунаде, сочетая в
своих выступлениях буффонаду с драматич. моментами. Клоунская маска
Г.человек, в к-ром сочетались хитрость и глупость, беспомощность и
практицизм. Выступления Г. были отмечены экспрессией и темпераментом, он
был самым популярным комич. певцом, танцором, акробатом своего времени.
Оставил сцену в 1823, передав роли в пантомимах "Ковент-Гардена" своему
сыну Джо Г. В 1838 вышли 2 тома мемуаров Г. под ред. Ч. Диккенса.
Лит.: The memoirs of Joseph Grimaldi, L., 1838; F i n d 1 a-ter R.,
Grimaldi.King of clowns, L., 1955; "Пантеон", 1853, т. IX, с. 1-34.
Ф. /Г., М. Зон.
ГРИН (Огеепе), Грэм (р. 2. X. 1904) - английский писатель, драматург.
В 1919 начал лит. деятельность. Учился в Оксфордском ун-те, после
окончания к-рого работал в газетах ("Ноттингем джорнал", "Тайме").
Г.автор стихов, романов (в т. ч. "Тихий американец"). В 1952 написал
пьесу "Комната для живых" (1953, т-р "Уиндемс", Лондон), в к-рой
проявилось сочувствие автора к судьбам простых людей, ненависть к
мёртвым догмам, калечащим жизнь человека. В 1956 был инсценирован роман
Г. "Власть и слава" (пост. в том же году труппой П. Брука, Лондон; в гл.
роли П. Скофилд). Г. написал также пьесу "Оранжерея" (1957, т-р "Вижу",
Нью-Йорк).
С о ч. в рус. пер.: Комната для живых, М., 1957. ГРИН (Green), Пол
Элиот (р. 17.III.1894) - американский писатель, драматург. Лит.
деятельность начал в 1924, опубликовав сб. пьес "Негодный малый". Уже в
ранних пьесах Г. затрагивал вопрос о положении негров и белых бедняков в
Юж. штатах. В предисловии к сборнику одноактных пьес ("Одинокая дорога",
1926) Г. говорит о своём глубоком сочувствии к негр. народу. Из поздних
многоактных пьес, посв. этой теме, наиболее известна "Лоно Авраама"
(1926, т-р "Провинстаун плейхаус", Нью-Йорк, пр. Пулице-ра, 1927). Среди
др. пьес Г.- "Бог полей" (1927, "Гринуич виллидж т-р"), "Джонни Джонсон"
(1936, муз. Вейль, "44 стрит т-р"), "Общая гордость" (1948), "Вера
отцов" (1950), "Основатели" (1956). В 1941 Г. инсценировал роман негр.
писателя Р. Райта "Сын Америки" (1941, "Мартин Бек т-р"). В творчестве
Г. ярко выражено стремление к эпич. изображению событий,
характеризующееся поисками новых театр. форм. Г. высказывается за
сочетание в драме музыки, пения, танца и пантомимы. Писал "симфонич.
драмы" ("Потерянная колония", 1937, пост. на открытой сцене в шт. Сев.
Каролина). Автор романов и др. литературных произведений. Профессор
драм. искусства ун-та Сев. Каролины.
Лит.- Mantle В., Contemporary American playwrights, N. Y., 1938, 2
ed., 1941. К. Б., И. К.
ГРИН (Green), Роберт (июль 1558-3.IX.1592)- английский драматург,
примыкал к группе т. н. "университетских умов". Получил образование в
Кембриджском ун-те. Внёс значит, вклад в развитие гумани-стич.
драматургии. Драматургич. деятельность Г. относится к 1587-92. Писал гл.
обр. романтич. комедии с авантюрным сюжетом, любовной интригой,
пасторальными мотивами. Г. принадлежат пьесы: "Альфонс, король
Арагонский" (1587), "Неистовый Роланд" (1588), "Иаков iV" (1591), "Монах
Бэкон и монах Бон-гей" (1589), "Джордж Грин, векфильдский полевой
сторож" (1592), сатирич. комедия "Зерцало Англии и Лондона" (вероятно, в
соавторстве с Т. Лоджем). Пьесы Г., написанные для общедоступного нар.
т-ра, отличались демократизмом. Посмертно был опубл. памфлет Г. "На грош
ума, купленного за миллион раскаяния" (1592), в к-ром он подверг
враждебной критике первые драматургич. опыты Шекспира, успех к-рых
вызвал тревогу среди "университетских умов".
Соч.: The life and complete works in prose and verse, v. 1-15, L.,
1881-86.
Лит.: Jorden J. C. G., Robert Green, N. Y., 1915;
Стороже н ко Н., Роберт Грин, его жизнь и произведения, М., 1878;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
1, М-, 1956, с. 410- 412. А. А.
ГРИНШПН, Изакин Абрамович (р. 22.XII.1912)- украинский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в УССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1944.
В 1934 окончил Харьковскую студию сценич. иск-ва. В 1934-38 работал
режиссёром-ассистентом Харьковского рус. т-ра, с 1938 - режиссёром
Харьковского (ныне Львовского) ТЮЗа. Пост. там спектакли
"Люди с чистой совестью" Вершигоры, "Сын полка" Катаева и др. Г.один
из организаторов (1947) и руководителей Львовского (ныне Одесского) т-ра
муз. комедии. Пост. в этом'т-ре спектакли "Вольный ветер" (1947), "Белая
акация" (1956) Дунаевского, "Дарите любимым тюльпаны" Сандлера (1957) и
др. С 1960 - режиссёр Одесского русского т-ра. Пост. "Город красивых"
Рядченко, "Потерянный сын" Арбузова и др. Р. Б.
ГРЙПИЧ, Алексей Львович [р.30.IX (12.X). 1891]-советский режиссёр.
Нар. арт. Азерб. ССР (1946). Занимался в Школе об-ва поощрения
художеств. студии В. Э. Мейерхольда и др. Режиссёрскую деятельность
начал в Красной Армии (1919). В 1921 был одним из организаторов
Петроград, т-ра Новой драмы. С 1924 - гл. режиссёр Т-ра Революции; пост.
здесь впервые на сов. сцене "Эхо" Билль-Белоцерков-ского (1924),
"Воздушный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" (1926) Ромашова. В 1931
работал в Т-ре им. Мейерхольда. С 1934 возглавлял Моск. театр. студию,
реорганизованную затем в Орехово-Зуевский т-р. С 1940 - художеств.
руководитель Бакинского, в 1948-51 - Саратовского, в 1951-52 -
Воронежского т-ров. Затем (до 1956) - гл. режиссёр Театра-стадии
киноактёра в Москве.
Испытав начале своей творч. деятельности влияние Мейерхольда, Г.
тяготел к яркой экспрессивной форме, к условному спектаклю. Впоследствии
он переходит к реалистич., психологич. манере. Спектакли Г. отличаются
глубиной, острой выразительностью мизансцен, мастерским построением
массовых сцен.
Г. ведёт педагогич. работу (с 1924). В 1932-36 преподавал в ГИТИСе. С