<< Пред.           стр. 211 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Проблема создания образа совр. героя выдвинула новые задачи и в
 области Г. Характеры героев-современников выражались простыми, чёткими
 Г. Опираясь на традиции рус. реалистич. иск-ва, сов. актёры стремятся
 при создании внешнего облика сценич. героя подчеркнуть характерные для
 него типич. черты, показать его классовую и социальную сущность. Важным
 этапом в развитии иск-ва Г. явился спектакль МХАТа - "Бронепоезд 14-69"
 [гримы Пеклеванова (Н. П. Хмелёв), Вершинина (В. И. Качалов), Васьки
 Окорока (Н. П. Баталов) и др.]. Новаторская, подлинно реалистич.
 постановка МХАТом пьесы "Враги" потребовала от актёров и в области Г.
 глубокого синтеза социальной и жизненно-психоло-гич. правды. Г. этого
 спектакля отличались точностью, законченностью, выразительностью
 социальной и психологич. типизации образов [гримы Захара Бардина (В. И.
 Качалов), Николая Скро-ботова (Н. П. Хмелёв), генерала Печенегова (М. М.
 Тарханов) и др.].
  Задача воплощения в т-ре образов выдающихся людей прошлого была
 связана с серьёзной работой и в области Г. В иск-во портретного Г.
 значит, вклад внёс Б. В. Щукин, воссоздавший образ В. И. Ленина в пьесе
 "Человек с ружьём" (и кинофильмах "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918
 году"). Принципы работы Щукина над портретным Г. нашли развитие в
 творчестве актёров, создавших образы выдающихся революционеров,
 полководцев, учёных, композиторов, писателей прошлого и советской эпохи
 [гримы Б. А. Смирнова (В. И. Ленин - "Кремлёвские куранты" и "Третья
 патетическая" Погодина, МХАТ), Н. К. Черкасова (Иван Грозный, Мичурин,
 Маяковский - "Великий государь" Соловьёва, "Жизнь в цвету" Довженко,
 "Они знали Маяковского" Катаняна в Ленинградском театре драмы им.
 Пушкина), В. С. Якута (Пушкин - о. п. Глебы, в Т-ре им. Ермоловой) и мн.
 др.].
  В спектаклях 1950-х гг. острые и правдивые Г. создали В. О. Топорков
 (Кругосветлов - "Плоды просвещения", МХАТ), А. Н. Грибов (Непряхин
 -"Золотая карета" Леонова, МХАТ), М. И. Бабанова (Кей- "Украденная
 жизнь" Каору Моримото, Т-р им. Маяковского), Г. П. Глебов (Дятел - "Дни
 нашего рождения" Мележа, Белорус. т-р им. Я. Купалы), Ю.В. То-лубеев
 (Вожак - "Оптимистическая трагедия", Ле-нингр. т-р драмы им. Пушкина),
 И. В. Ильинский (Фома Опискин - "Село Степанчиково и его обитатели" по
 Достоевскому, Малый т-р) и др. Сов. актёры часто меняют Г. по ходу
 действия пьесы в зависимости от изменения возраста героя, его
 переживаний и т. д. (напр.,'Л. П. Галлис в ролях Гарольда Хога -
 "Европейская хроника" Арбузова, Пьера Массубра-"Мольба о жизни" Дюваля,
 Т-р им. Ермоловой, и др.).
  Большой вклад в развитие иск-ва Г. в сов. т-ре внесли
 гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, А. Н. Шаргалин, П. Б.
 Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретич. основ иск-ва Г.
 занимался художник Р. Д. Раугул.
  В процессе создания Г. имеет значение костюм (см. Костюм
 театральный), к-рый влияет на характер и на цветовое решение Г.
 Выразительность Г. в значит. степени зависит от освещения сцены: чем оно
 ярче, тем Г. делается мягче, и наоборот, слабое освещение требует более
 резкого Г.
  Последовательность Г.: сначала лицо оформляется нек-рыми деталями
 костюма (шляпа, шарф и т. д.), затем наклеиваются нос и др. налепки,
 надевается парик или делается причёска из собственных волос,
 наклеиваются борода и усы, и только в конце производится гримировка
 красками. В основе иск-ва Г. лежит изучение актёром структуры своего
 лица, его анатомии, расположения мышц, складок, выпуклостей и впадин и
 т. п. Актёр должен знать, какие изменения происходят с лицом в пожилом
 возрасте, а также характерные признаки и общий тон молодого лица. Кроме
 возрастных Г., в т-ре, особенно в последние годы, получили широкое
 распространение т. н. "национальные" Г., применяемые в спектаклях,
 посвящённых жизни народов стран Востока (Азии, Африки) и др. При
 осуществлении этих Г. необходимо учитывать форму и строение лицевой
 части, а также горизонтальный и вертикальный профили представителей той
 или иной национальности. Горизонтальный профиль определяется резкостью
 выступов скуловых костей, вертикальный - выступами челюсти. Существенно
 важными признаками в нац. Г. являются: строешлазных век, форма носа,
 толщина губ, цвет глаз, фЬдЕа, цвет и длина волос на голове, форма,
 цввдс бродьй% усов, цвет кожи. Вместе с тем в этих Г., ка*к и о(й?ных,
 необходимо учитывать индивидуальные' данные" персонажа: возраст,
 социальное положение, профессию, эпоху и др.
  Важнейшим творч. источником для сов. актёра и художника в определении
 Г. для каждой роли являются наблюдения над окружающей жизнью, изучение
 типич. черт внешности людей, связи их с характером и типом человека, его
 внутр. состоянием и пр.
  Работа актёра над Г. сопровождается изучением лит., историч.,
 этнографич. и изобразит, материала, способствующего лучшему раскрытию
 пьесы. В период репетиц. работы актёр совм. с режиссёром, художником и
 художником-гримёром определяет Г. в соответствии с общим замыслом
 спектакля и приводит свой замысел Г. в исполнение. Окончат, вариант Г.
 обычно фиксируется в период генеральных репетиций. В последующих
 спектаклях актёр, обогащая свой сценич, образ новыми чертами, уточняет и
 Г.
  Техника театрального Г. Иск-во Г. требует умения владеть техникой
 гримировки, умения пользоваться гримировальными красками, волосяными
 изделиями (парик, борода, усы), объёмными на-лепками и наклейками.
 Гримировальные краски дают возможность живописными приёмами изменять
 лицо актёра. Общий тон, тени, блики, создающие впечатление впадин и
 выпуклостей, штрихи, образующие на лице складки, изменяющие форму и
 характер глаз, бровей, губ и т. п., могут придать лицу актёра совершенно
 иной характер. Причёска, парик, меняя внешность персонажа, определяют
 его истхэрич., социальную принадлежность (напр., пудреные парики 18 в.,
 женские причёски с локонами 1 в.) и имеют значение также для определения
 характера персонажа.
  Для сильного изменения формы лица, к-рое нельзя осуществить одними
 красками, применяются объёмные налепки,и наклейки. Изменение
 малоподвижных частей лиЦа (гл. обр. носа) достигается с помощью налепок
 из клейкого цветного пластыря ( т. н. гуммоза). Для утолщения щёк,
 подбородка, шеи употребляются наклейки из ваты, трикотажа, марли и крепа
 телесного цвета. В СССР разработан новый вид наклеек из губчатой резины
 - т. н. пластич. Г., к-рый применяется в тех случаях, когда требуется
 значит, деформация лица актёра. Щад пластина резиновыми наей-ками
 впервые начал работать в 1930 Р. Д. Раугул. Особенно часто к пластич. Г.
 прибегают, при осуществлении портретных и характерных Г. Пластич. Г., в
 противоположность обычным театр. налепкам и наклейкам, гибок, эластичен,
 почти не связывает 'движений лицевых мускулов; при мимич. движениях на
 его поверхности образуются естеств. складки. Пористость Г. даёт
 возможность дышать коже. Процесс изготовления пластич. Г. включает в
 себя значит, количество операций: с лица актёра снимается гипсовая
 форма-маска, т. н. негативная, с негативной маски отливается позитивная
 маска-модель, соответствующая форме и рельефу лица актёра; с помощью
 пластилина на маске-модели вылепливаются те части лица, к-рые нуждаются
 в деформировании; маска (или часть её) укрепляется в ме-таллич.
 кольцо-опоку. На "пуансон" (выпуклое изображение) ставится второе
 кольцо-опока, в которое заливается гипс, принимающий вогнутую форму
 вылепленной из пластилина детали на "пуансоне". После разъя-тия
 пресс-формы и удаления пластилина, в образовавшуюся пустоту заливается
 спец. губчатая каучуковая смесь. Формы закрываются и отпрессовываются,
 пресс-форма помещается в шкаф-термостат с высокой температурой, где
 каучук проходит процесс вулканизации и приобретает качества губчатой
 резины. Изготовленная таким образом пластич. наклейка прикрепляется к
 лицу актёра спец. каучуковым клеем, её края, сходящие на нет,
 заглаживаются спец. каучуковой пастой, затем вся наклейка покрывается
 пластич. гримировальными красками. Пластич. наклейка при бережном с ней
 обращении может быть использована неоднократно.
  Гримировальные краски состоят из жирной массы, приготовленной по
 спец. рецептам (из белого. вазелина, белого воска и пр.) и окрашенной в
 разные цвета минеральными красителями. Из этой массы делают наборы
 гримировальных карандашей или кубиков, к-рыми заполняют ячейки
 гримировальных ящиков. Изготовлением гримировальных красок занимаются
 спец. фабрики (в Советском Союзе фабрика при ВТО и др.).
  Г. в театре Востока сохраняет условный характер. В китайском театре
 Г. появляется в эпоху Юань (1280-1368) (маска известна в Китае еще в
 эпоху Тан, 618-907). Более подробные сведения о Г. относятся к эпохе Мин
 (1368-1644). Первоначально раскрашивались лишь переносица и глазные
 впадины. Подобный Г. применялся для актёров, выступавших на амплуа
 "цзин" (злодеи, коварные предатели и пр. от-рицат. персонажи), к-рое
 поэтому и получило второе назв. "хуалянь" - "раскрашенное лицо". Раньше
 др. исполнителей начали применять Г. и актёры на амплуа "чау" (комич.
 герой, мелкий негодяй).
  Для кит. т-ра характерен разноцветный Г. (его не применяют лишь
 актёры, играющие женщин, молодых учёных, нек-рых гражд. чиновников).
 Актёры накладывают на лицо густые мазки ярких красок, образующих
 определённый рисунок, к-рый указывает зрителю, кем является данный
 персонаж пьесы, каково его происхождение, обществ, положение, характер,
 какая судьба его ожидает и т. п. Используются краски 12 цветов: красный
 (обозначает верность и честность), жёлтый (принадлежность к имп. роду, а
 также одарённость и опытность), синий (деспотичность и надменность, а
 также варварское происхождение), белый (коварство и свирепость), чёрный
 (непреклонность и грубую силу; для ролей сановников - честность и
 неподкупность), фиолетовый (хладнокровие, внимательность, прямодушие),
 зелёный (жестокость и свирепость), розовый (добрые чувства, верность и
 правдивость, употребляется исполнителями роли почтенного человека на
 склоне лет), золотой и серебряный (обозначает сверхъес-теств. силу,
 богов, духов, оборотней), серый, красно-бурый (показывает старость и
 слабость героя). Лица актёров обычно расписываются разными красками, для
 того чтобы в расцветке Г. и в его рисунке показать сложность характера
 данного персонажа. Для каждого персонажа устанавливается традиционный
 рисунок, к-рый иногда отражает и мелкие подробности, характеризующие
 этот персонаж. Для положит. героев характерна симметричная раскраска, а
 для отрицательных - асимметричная. Для комич. персонажа Чоу обязательна
 белая "бабочка" на переносице, к-рая захватывает иногда и глазные
 впадины.
  В различных видах местного традиц. т-ра существуют многочисл. способы
 гримировки и особые рисунки. Наиболее сложен Г. в пекинской муз. драме
 (цзинц-зюй), где насчитывается более 700 типов раскраски лиц. В каждой
 труппе имеется своя книга Г., к-рая раньше являлась тайной труппы. Кроме
 раскраски лиц, большую роль в гримировке актёра играют парики, усы,
 брови и борода. Их насчитывают до 40 разновидностей пяти цветов:
 чёрного, белого, жёлтого, красного и лилового.
  В инд. т-ре все персонажи делятся на 5 групп: 1) Г. богов и героев.
 Состоит из 5 параллельных полос (выполненных рисовой пастой), идущих
 через всё лицо от уха до уха, общая раскраска лица - зелёная, обводка
 глаз - зелёная. 2) Г. отрицат. персонажей, к-рые являются врагами богов.
 Состоит из 5 полос рисовой пасты вокруг подбородка, рисовая паста
 накладывается также над верхней губой и над глазами, на носу делается
 крупная шишка. Общая окраска всего лица зелёная, кроме скул, к-рые
 окрашены в красный цвет. 3) Г. лесных жителей, полудемонич. и
 подузвериных существ. Обязательна жёсткая борода красного или белого
 цвета. 4) Г. демонов женского пола. Лица выкрашены в чёрный цвет, а в
 рот вставлены большие белые клыки. 5) Г. отшельников, мудрецов, богинь,
 цариц. Состоит из белой рисовой пудры. У персонажей отшельников верхняя
 часть тела обсыпается полосами из пепла, они надевают длинные бороды из
 конопляных волокон.
  В япон. т-ре наиболее характерным в технике Г. является т. н. приём
 кумадори. Он заключается в нанесении различных резких линий на лицо
 актёра, что производит эффект, органически присущий т-ру Ка-буки. Этот
 приём был изобретён в конце 18 в. актёром Итикава Дандзюро I, к-рый
 первым применил его, имитируя Г. китайской драмы. Г. кумадори
 применяется при исполнении ролей богатырей, обладающих сверхчеловеческой
 магич. силой, героев-воинов. В 19 в. кумадори получил широкое
 распространение в токийском т-ре Кабуки (было выработано 60-70 различных
 типов кумадори; в наст. время применяется не более 10). Линии кумадори
 наносятся для резкого подчёркивания естественных линий лица. Осн. цвета
 - красный (обозначает страсть, справедливость, доблесть), синий (зло,
 волшебную силу), чёрный. В ролях ара-гота - героев-богатырей, линии
 кумадори наносятся также на руки и на ноги.
  Лит.: Ленский А. П., Заметки о мимике и гриме, в кн.: Александр
 Павлович Ленский. Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950;
 Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Соч., т. 1, М., 1954, с.
 113-125;КажданА.И., К вопросу о методике преподавания грима, в кн.:
 Записки Государственного Института театрального искусства им.
 Луначарского, М.-Л., 1940; его же, О работе актёра над гримом, "Театр",
 1954, ј 6; Лившиц П. Б." Сценический грим, Л.-М., 1939;Р а у г у л Р.
 Д., Грим, 2 изд., Л.-М., 1947. А. Каж.; Б. Р. и Л. Г. (Г. в театре
 Востока).
  ГРИМАЛЬДИ (Grimaldi), Джозеф (18. XII. 1778-31.V. 1837) - английский
 актёр-клоун, сын балетмейстера т-ра "Друри-Лейн" Дж. Гримальди. Впервые
 выступил на сцене этого т-ра, когда ему было 2 года. В детском возрасте
 изображал карликов в пантомимах и выступал статистом в драм. спектаклях
 т-ров "Друри-Лейн" и "Сэд-лерс-Уэллс" (Лондон). Уже в эти годы отчётливо
 проявились его мимич. способности. В 1806 в "Ковент-Гар-дене" Г. с
 большим успехом сыграл роль клоуна в пантомиме "Арлекин и мать-гусыня,
 или Золотое яйцо". С этого времени выступал в амплуа клоуна в
 пантомимах. Г. создал своеобразное направление в клоунаде, сочетая в
 своих выступлениях буффонаду с драматич. моментами. Клоунская маска
 Г.человек, в к-ром сочетались хитрость и глупость, беспомощность и
 практицизм. Выступления Г. были отмечены экспрессией и темпераментом, он
 был самым популярным комич. певцом, танцором, акробатом своего времени.
 Оставил сцену в 1823, передав роли в пантомимах "Ковент-Гардена" своему
 сыну Джо Г. В 1838 вышли 2 тома мемуаров Г. под ред. Ч. Диккенса.
  Лит.: The memoirs of Joseph Grimaldi, L., 1838; F i n d 1 a-ter R.,
 Grimaldi.King of clowns, L., 1955; "Пантеон", 1853, т. IX, с. 1-34.
  Ф. /Г., М. Зон.
  ГРИН (Огеепе), Грэм (р. 2. X. 1904) - английский писатель, драматург.
 В 1919 начал лит. деятельность. Учился в Оксфордском ун-те, после
 окончания к-рого работал в газетах ("Ноттингем джорнал", "Тайме").
 Г.автор стихов, романов (в т. ч. "Тихий американец"). В 1952 написал
 пьесу "Комната для живых" (1953, т-р "Уиндемс", Лондон), в к-рой
 проявилось сочувствие автора к судьбам простых людей, ненависть к
 мёртвым догмам, калечащим жизнь человека. В 1956 был инсценирован роман
 Г. "Власть и слава" (пост. в том же году труппой П. Брука, Лондон; в гл.
 роли П. Скофилд). Г. написал также пьесу "Оранжерея" (1957, т-р "Вижу",
 Нью-Йорк).
  С о ч. в рус. пер.: Комната для живых, М., 1957. ГРИН (Green), Пол
 Элиот (р. 17.III.1894) - американский писатель, драматург. Лит.
 деятельность начал в 1924, опубликовав сб. пьес "Негодный малый". Уже в
 ранних пьесах Г. затрагивал вопрос о положении негров и белых бедняков в
 Юж. штатах. В предисловии к сборнику одноактных пьес ("Одинокая дорога",
 1926) Г. говорит о своём глубоком сочувствии к негр. народу. Из поздних
 многоактных пьес, посв. этой теме, наиболее известна "Лоно Авраама"
 (1926, т-р "Провинстаун плейхаус", Нью-Йорк, пр. Пулице-ра, 1927). Среди
 др. пьес Г.- "Бог полей" (1927, "Гринуич виллидж т-р"), "Джонни Джонсон"
 (1936, муз. Вейль, "44 стрит т-р"), "Общая гордость" (1948), "Вера
 отцов" (1950), "Основатели" (1956). В 1941 Г. инсценировал роман негр.
 писателя Р. Райта "Сын Америки" (1941, "Мартин Бек т-р"). В творчестве
 Г. ярко выражено стремление к эпич. изображению событий,
 характеризующееся поисками новых театр. форм. Г. высказывается за
 сочетание в драме музыки, пения, танца и пантомимы. Писал "симфонич.
 драмы" ("Потерянная колония", 1937, пост. на открытой сцене в шт. Сев.
 Каролина). Автор романов и др. литературных произведений. Профессор
 драм. искусства ун-та Сев. Каролины.
  Лит.- Mantle В., Contemporary American playwrights, N. Y., 1938, 2
 ed., 1941. К. Б., И. К.
  ГРИН (Green), Роберт (июль 1558-3.IX.1592)- английский драматург,
 примыкал к группе т. н. "университетских умов". Получил образование в
 Кембриджском ун-те. Внёс значит, вклад в развитие гумани-стич.
 драматургии. Драматургич. деятельность Г. относится к 1587-92. Писал гл.
 обр. романтич. комедии с авантюрным сюжетом, любовной интригой,
 пасторальными мотивами. Г. принадлежат пьесы: "Альфонс, король
 Арагонский" (1587), "Неистовый Роланд" (1588), "Иаков iV" (1591), "Монах
 Бэкон и монах Бон-гей" (1589), "Джордж Грин, векфильдский полевой
 сторож" (1592), сатирич. комедия "Зерцало Англии и Лондона" (вероятно, в
 соавторстве с Т. Лоджем). Пьесы Г., написанные для общедоступного нар.
 т-ра, отличались демократизмом. Посмертно был опубл. памфлет Г. "На грош
 ума, купленного за миллион раскаяния" (1592), в к-ром он подверг
 враждебной критике первые драматургич. опыты Шекспира, успех к-рых
 вызвал тревогу среди "университетских умов".
  Соч.: The life and complete works in prose and verse, v. 1-15, L.,
 1881-86.
  Лит.: Jorden J. C. G., Robert Green, N. Y., 1915;
  Стороже н ко Н., Роберт Грин, его жизнь и произведения, М., 1878;
 История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
 1, М-, 1956, с. 410- 412. А. А.
  ГРИНШПН, Изакин Абрамович (р. 22.XII.1912)- украинский советский
 режиссёр. Засл. деят. иск-в УССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1944.
 В 1934 окончил Харьковскую студию сценич. иск-ва. В 1934-38 работал
 режиссёром-ассистентом Харьковского рус. т-ра, с 1938 - режиссёром
 Харьковского (ныне Львовского) ТЮЗа. Пост. там спектакли
  "Люди с чистой совестью" Вершигоры, "Сын полка" Катаева и др. Г.один
 из организаторов (1947) и руководителей Львовского (ныне Одесского) т-ра
 муз. комедии. Пост. в этом'т-ре спектакли "Вольный ветер" (1947), "Белая
 акация" (1956) Дунаевского, "Дарите любимым тюльпаны" Сандлера (1957) и
 др. С 1960 - режиссёр Одесского русского т-ра. Пост. "Город красивых"
 Рядченко, "Потерянный сын" Арбузова и др. Р. Б.
  ГРЙПИЧ, Алексей Львович [р.30.IX (12.X). 1891]-советский режиссёр.
 Нар. арт. Азерб. ССР (1946). Занимался в Школе об-ва поощрения
 художеств. студии В. Э. Мейерхольда и др. Режиссёрскую деятельность
 начал в Красной Армии (1919). В 1921 был одним из организаторов
 Петроград, т-ра Новой драмы. С 1924 - гл. режиссёр Т-ра Революции; пост.
 здесь впервые на сов. сцене "Эхо" Билль-Белоцерков-ского (1924),
 "Воздушный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" (1926) Ромашова. В 1931
 работал в Т-ре им. Мейерхольда. С 1934 возглавлял Моск. театр. студию,
 реорганизованную затем в Орехово-Зуевский т-р. С 1940 - художеств.
 руководитель Бакинского, в 1948-51 - Саратовского, в 1951-52 -
 Воронежского т-ров. Затем (до 1956) - гл. режиссёр Театра-стадии
 киноактёра в Москве.
  Испытав начале своей творч. деятельности влияние Мейерхольда, Г.
 тяготел к яркой экспрессивной форме, к условному спектаклю. Впоследствии
 он переходит к реалистич., психологич. манере. Спектакли Г. отличаются
 глубиной, острой выразительностью мизансцен, мастерским построением
 массовых сцен.
  Г. ведёт педагогич. работу (с 1924). В 1932-36 преподавал в ГИТИСе. С

<< Пред.           стр. 211 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу