<< Пред.           стр. 217 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Акакий Васадзе, Тбилиси, 1960; его же, Тамара Чавчавадзе, Тбилиси, 1961:
 его ж е, Н. В. Гоголь на груз. сцене, Тбилиси, 1954; Г а-чечиладзе А.,
 Очерки из истории груз. драматургии и театра XIX век?, Тбилиси, 1957;
 его же, Театр Георгия Эристави, Тбилиси, 1950; Гварадзе Н." Театральные
 мемуары, кн. 1-2, Тбилиси, 1949-52; Гижимкрели М., Вопросы режиссуры,
 Тбилиси, 1960; Гомелаури Ш., Воспоминания, Тбилиси, 1958; Гоциридзе Н.,
 Воспоминания, Тбилиси, 1949; Гришашвили И., Литературные очерки,
 Тбилиси, 1957; его же, Театральные письма, Тбилиси, 1960; его же,
 Гурабанидзе Н., Гиорги Шавгулидзе, Тбилиси, 1954; Дадиани Ш., Избранные
 произведения, кн. 1-2, Тбилиси, 1950-54; Дави-т а и а Е., Нино Чхеидзе,
 Тбилиси, 1955; Тевзадзе А., Ушанги Чхеидзе, Тбилиси, 1955; его же,
 Александр Цу-цунава, Тбилиси, 1957; Кашмадзе Т.,Тбилисский театр оперы и
 балета, кн. 1-2, Тбилиси, 1950-55; К и к н а д-з е В., Шиллер на
 грузинской сцене, Тбилиси, 1957; его ж е, Е. Апхаидзе, Тбилиси, 1960;
 Лакербай М., Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1957; Ш а л у т а
 -швили Н., Островский на груз. сцене, Тбилиси, 1958;
  Чиковани М., История груз. словесности, Тбилиси, 1952; Чхеидзе Н.,
 Воспоминания, Тбилиси, 1956; Чхеидзе У., Воспоминания и письма, Тбилиси,
 1956; Церетели А., О театре. Сборник, Тбилиси, 1955; Чавчавадзе И.,
 Письма о театре, Тбилиси, 1955; Джанелидзе Д., Сахиоба, Тбилиси. 1958;
 Верико Анджапаридзе. Сб. сост. Н. Урушадзе, Тбилиси, 1957; Сандро
 Ахме-тели. Сборник, Тбилиси, 1958; 100-летие восстановления груз.
 театра, Тбилиси, 1953.
  Лит.: Театр в Тифлисе с 1845-1856 год, Тифлис, 1888;
  Тавзарашвили Г., Грузинский театр. М., 1930;
  Амаглобели С., Грузинский театр (Основные этапы развития). Предисл.
 А. В. Луначарского, М., 1930; П а г а в а А., Ладо Месхишвили, Тбилиси,
 1939; Бухникашвили Г., Театр Георгия Эристави, Тбилиси, 1948;
 Государственный театр им. К. Марджанишвили. 1928-1938. Юбилейный
 сборник, Тбилиси, 1939; Абхаидзе Ш. и Ш в а н-гирадзе Н.,
 Государственный ордена Ленина театр им. Ш. Руставели. Краткий очерк,
 Тбилиси, 1958; Джанелидзе Д., Грузинский театр с древнейших времен до
 второй половины XIX в., Тбилиси, 1959; Гугушвили Э. и Джанелидзе Д.,
 Грузинский гос. драматический театр им. Котэ Марджанишвили. Краткий
 очерк, Тбилиси, 1958; Константин Александрович Марджанишвили. Творческое
 наследие, т. 1, Тбилиси, 1958; Шапатава Е., Тбилисский гос. театр
 русской драмы им. А. С. Грибоедова. Краткий очерк, Тбилиси, 1958;
 Бухникашвили Г.,Н.В. Гоголь на грузинской сцене, Тбилиси, 1952; Театр
 им. Руставели, М., 1960.
  Аракишвили [Аракчиев] Д. И., Краткий исторический обзор грузинской
 музыки, Тбилиси, 1940; Чхиквадзе Г.З., Композиторы Грузинской ССР.
 Краткие биографии, Тбилиси, 1949; Ипполитов-Иванов М. М., 50 лет русской
 музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Х у ч у а П., Тбилисский
 государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. 3. Палиашвили,
 Тбилиси, 1950; Музыковедение и музыкальная критика в республиках
 Закавказья, М., 1956; Грузинская музыкальная культура, М. - Л., 1957.
  Лит.: о о 'Э о с1 з .у Эстспбддо, спооЬо, 1954;
  оЗоз00 з'? Ъ])о2 обсбсз0" оо5]Эо, 1958; йоЭоз00 З-? ЗЭСГ0 ДСГ0 ОФ0'
 ДсоооЬо, 1925; СГО0) С?'" ЭЬоЬопоЬ огоЪ()гооЬ ЬоооЬоЬо-пдоЬ, ооооЬо,
 1956; Э о Ь о 3 О" ддоЬсоЬ Эдогто ОФСГО' отооЬо, 1961; о 3 о ( 0 б о 'Э
 3 о ( о *Э. УоЭоспдсро ЭоЬзО0 го0 обоо ет)оЬ(*)о Ьоост)-ЗОС"0? д.
 "Эбоотспо", 1944, ј 1-2; о 03 Ь и о э 'Э., оооЬо, . 1948, Ээсо аО- 1962;
  Зотооз00 о., бос о)боо, ооооЬо, 1949; э о ь о з о" остсоз аоа ооо"
 отооЬо, 1955;
  ЭоЬозо. ЬозбюЬ соэо, отооЬо, 1951; ЭоЬозэ"
  СТЗ СС"бо, ооооЬо, 1952; Э о Ь о з 3, о. оЭзгооз0-("о, ооооЬо, 1956;
 Э о Ь о 3 Э, осо оогозс-оЬбзс"0" отооЬо, 1954; Ьбоз0" , Эообоз"-(о,
 ооооЬо, 1947; Э о Ь о 3 Э, ооз Ьдбгодообо, спооЬо, 1950; Э о Ь о з Э"
 ЬЭоотозосГо-ообо, о)2оо-Ьо, 1948; Э о Ь о з 0, оотдсго оозоо (дЬзсооЬ
 ЗозОСГ ОЗтаО00 УСГО0' оооЬо, 1955; Э о Ь о з О" 000 ЗйЬоз, отооЬо, 1960;
 Э о Ь о з о" оЭо 3зЭЗЭ" 0)2Ю-(оЬо, 1961; Э о Ь о з э" ЗЗСГ0 (оо)(т БОЗЭ"
 от0-("оЬо, 1954; о "д б о о Б. озсоспоозоо, З "ЬоотзосГЬ Эооа", 1909, ј
 5; Ээсооз0-СГ 0 С?-" з000 ОоЬооозо, ооооЬо, 1949; о ( о у д- о Э.,
 обзсгосго Ъ, спооЬо, 1949; 03000)3
  зозо0 XIX Ьои. осодо (роЗодооЬ (оо оФ'
  оЬ оЬ(')(п(оосооб, ооЬооЬо, 1957; з)ЬоЭоо Ь., дотоо-ЬоЬ о)зо(*)о,
 отооЬо, 1947; Э о Ь о з З" ЬтаЬдЭоЬ спа, ЬсоЬдЭо, 1951; Э о Ь о 3 О"
 Эосг" Ьоозосз-ооЬо, отооЬо, 1940; Э о I" о з э З" "Э" отооЬо, 1948;
  Э о Ь о 3 Э" о5д8оЬ о?з(')о 70 уоЬ ЭобоЪз, оотЭо, 1949; Э о Ь о з Э"
 ЭзотзоЭдэ Ьо))боЬ отзоодо эсрзУо0" -" "ЬоЗоото Ьэсгзо0"" 1939" ј 7-8;
  Э о Ь о з О" осоо зоЬотозоЬ оозо(*)о, ооооЬо, 1950; э о ь о з о, б0
 зсгз0"0" д)' ""Ьопото Ьзсггз" бз", 1940, ј 12; 5 3 0 " (*) ЭзЭо-о,
 отоо1о, у. I, 1949; У. II, 1952; ""ЭаЗ-(т о Э., (зЯЬ]"оЬ ЬооотЬзо,
 спооЬо, 1960;
  (Эдоо '3., ЭсосБз0" спйооЬо, 1958;
  сОоосз ? Эпспбз00? от2ооЬо, 1949; ( о '9 о- , 'Э з0 СГ0 0*" ооо ЭзЗЗЭ
 С?0 о(от)о спзо. осгосро аоа0? зо эЬоЬосо. оотпо э" Зоооо (по озо
 Эоозс'0' з' оаосг0' ':)' ьдсппзЬо
  Ьооооззсо. гооЬ "(ЗЗ00'550" оог)]"" ЬпдбоЪз. . иБ(одоо6о. Э.
 озооо-оЬборсз" иСфЭЛДПСГ0 боЗОЗО0"' спо"оЬо, 1952; 3 о Ь о з э" ЗОС?0
 осГоЬоЬ "ФОйЗЗСГ0 Э0" "СГЬо, 1927; (ообо- 0 ' З00 ЗЗСГ0" "СГ00 1954; (?
 о (о о о б о 'Э., ОЗС?0 ЭО0" ' I" оооЬо, 1950; у. II, о)о(""оЬо, 1954;
 сооз00000 0-? бобсгх Ьзосз, отооЬо, 1955;
  Ъ)ойо'ЭзСГ0 0'' Ьо ЗсзА0" ооооЬо, 1948;
  05 0 3 ( ': Э )' )*9обо Ьзосз, ооооЬо, 1955; сп з 0 Э д- о'Ь Эзз"
 оЬЬсз00" 1939; оЬосэ С?-? ЗСТ00" Эз 1"о(соогБоЬ (з озЗоЬс/Эз00"
 сг).ооЬо, 1913;
  3 о Ь о з О" озСРО 'ЗЗ1 ооооЬо, 1957; о 'Э-Э о с) 3 'Э"" оо2)0("оЬоЬ
 (пЗзоЬо (оо йозф0 оозо(*)о, ооо-оЬо, V. I, 1950; II, 1955; ЭЗСГЗ00 б-'
 Зозсз озбоз0"0" оооаЬо, 1956; (5[иОСГ0
  оо)(о-ЬобоЬосоото оЬсооЬослзоЬ с)зОСГ Ьоооозэ-(('Эо,
 "Зд0))0 ЗОС? спСГ0 СоЭооЬ оЬс-(оосроБ", ( ). II,
 ооооЬо, 1945; Э о и о з О" ЗЭС0 Д-С'0 ЭзСГ0 оЬДсоо *). II,
 отооЬо, 1958;
  ( о Е) о з 3*' 'Эоз1470 сидГ ООО" оооЬо, 1957;
  Э о Ь о з Э" э0 "З00" оооЬо, 1960; СГ С? 0 'Э з 0 СГ 0 Ср'" ЭзЭдоз0"
 ооооЬо, 1932; о" о з - о о о Э., оотЬоЪо оозоЬ оЬсооооб, ооооЬо, 1957;
 СГ э сг 0 0 ооСГ" оозооЬ аЪа, . "ср(*3о", 1925. ј 25; Э о о Б о'Э з 0 Г
 0 !' 8зЭдозо гоо 'эСГО0' оооЬо, 1947; Эоозо-обо 'Э., (5(*)Э Эообоз0"0 С?
 ' ЬЭзэсГ0 ОО" (рз0000 (ооозосхпо, соооЬо, 1961; Эосто-'Э з о т о Ь.,
 ЭпаспоЕю, ооооЬо, 1938; Э з 'З ;) - оо о., ооозэсГ0 ЭзСГО0' (?)' ооооЬо,
 1944;
  Э п Ь "п А з С0'? зСГО*00 'Эоооз00" со?о"оЬо, 1956;
  Э з Ь Ь о з"" ЭсоапбзЭ0' (("Э0" Зоосро "СГЭ-0' 'Эзогоаоо гоо
 'ЗдЬезос'0 З00 гооотс 3. оБсбооооб, отооЬо, 1957; Э з Ь Ь о Ь., УэСТ0 О0
 '830'
  осрао ср Эоозсго Уо00 (ро ' сгзз0 гоо з' сГсГобзЭ, о5оо1)о, 1958; б о
 6063 3 80 оэ и оЗоо ь., 'Эз000 ' отооЬоЬ ЬодегдоЬ
  (пдо(*)(о, сп?)ооЬо, 1955; д Ь о с1 д ( )., с1зоСГ отдо (этдоо гоо
 схоЭодоо, отооЬо, 1949; Э о Ь о о п,
  (ОТрт-иО ОООО ))0500СП(ПоЬ оЬ(')СОооооб XVI-XVIII ЬЬ. отооЬо, 1960;
 ЬоузЭСГ0" с1 п ., осотдо отооДоЬ оЬДгоогооб, отооЬо, 1956;
  Ь о о о ( з :?-: * '3 о с1 о Э., Эссбдобо, Д'3"?. "Эбоотсо-2)0",
 1947, јј 4, 5; ЬоЬгооо )., 'Эоз0 СРЭоосд, соооЬо, 1954; 3 С? 0 3 СГС00
 ЭпЬЬодоо, спо-оЬо, 1938; Э о Ь о з Э" з оЬс/Эос!, ооооЬо, 1954;
  Э о Ь о з д, орс ЭоЬЬс/Зз00) ооооЬо, 1957; о ( д о-'Э д о о д.,
 (поЭз00 ЗДСГ0" отооЬо, 1961; (отдо
  Ь(зобоЬ Эотзо0 ЬдсгспзБооЬ "Эзо- "а0 I" 'з о-с) о з-' зэзо0' Уост0 с?
 Ьоузэ0 ЬоЬообп
  ОСГЗОЭ" ооооЬо, о. обдос)оЬ дЬозоо УДООО) ср осро0000' с!- осрй0 с0'
 осг0 с б' а"
  УдЗооЭ 1951; оооо Ь(з[)бо1) ЭсзО0 БдозО0 'ЭоЬоЬо. Уоабо II; А 'д 6 о
 о д., (отпо спойо (1879-1889), Э0000' ЗОЗО0 (х)с збозО0'
  (о. обзсг00 'Ээзс00 з000 оо00175' б'
  !] (о. обзоЭ, о3. УоОСГ00 С0 О- З0-Эо, ооооЬо, 1953; с ) д о 9.,
 Эсггбобо, )3-"ЗботсЬо", ооооЬо, 1947 ј 3; С? 3 0 0 "З ; 0 ' позш
 гоооз00" оооЬо, 1958; (пзоо;)ЗОСТ)о й' ЭсЪого-Эчдппот ооопо отдоо,
 спйооЬо, 1956; у о 03 о о б о ,}., 05[)оДоЬ ЭбозбзспЬо. (оЭробоЭз Ьоуз0
 БОЗДЬ ЬоспзбзОС0, Д)47- ""ЗО0"' 1885, ј 4-5;
  сгзйз00 ' сьз0 сп]" ЬодбоЪд; слооЬо, 1958; ооЪоз00 0-? Эссбообо,
 соо-оЬо, 1941; 0003060 Э., оотдо ЬЬо Ьо(в)узо0- "п?оЬ оБДсоо, отооЬо,
 1952; Ь п о о п го. опЪ Ъсхгоо-оЭз00" 05ооЬо, 1960; Ь о о с1 3 б..
 Этдспбообо, спо"оЬо, 1956; Ьдооз 'Эйбо, Эспободо ро '0(о"оо, 050'оЬо,
 1956; ооооо Ь., бо(у" до-0300, отооЬо, 1955; пооозоо а., отобоЭпрСш-30
 ДС0 СрЭопооЬ ороооЬо оо ЭЬоДздг-Ьа[) 'ЭоЬоЬо", спооЬо, 1958; Э о Ь о д
 д, 'Эо0 сојообоЬ р)оЭй(*)]()о, ооооЬо, 1955; о б з о о., схото ЭдЬз0)0
 ЗпдЪоо, спооЬо, 1953; Ьдооз0?0 ЗЭй0 ОЙОСГ0' огосГ"Ьо, 1958; ОООС00 0''
 оодооЬ 'ЗдЬЬо, эдсго 'ЗдробоЬ, 'ЭдЬзсго д(оо гоо 'Зобобэо гооспоЬ бобо
 СРЗ00? С00 ЗЬо обйо'о3, спооЬо, 1955; ОООСГ0 ' ооооДоЬ
  'ЭдЬоЬо?), (3дзсг0 осра00? 'ЗоЬозсг0 'зоо ро 'дбо3600 ооогх '3. ЬозО"
 ооооЬо, 1955; о о-'Э з 0 СГ 0 ? 3 "йЗ000' ""Ьо, 1957; д о-с) п з-? пЬсзО
 "ЗО ЭоозоЬо, срооЬо, 1957;
  о о о и Ь., "йСспо Ьосоото ооо-юЬ 630000-доЬ а?
 спооЬо, 1954; ЭзЗЗО 0'' )эОСЭО отзооЬ 'ЗБоЬо. э)о
 'Эдосообо, 'ЭзЬз00 зоо гоо 'ЭзЗО0 с0)7000 ' ЗД000'
 ооооЬо, 1955;
  ообосз " СГО оЬсоо йооо отзоЬо, отооЬо, 1906; озЬоз00 0'" оспдо
 Э)Ьоо1" оЬпооЬ с)ооооосоо ЬооспЬзЬо, (этооЬо, 1938; Э о Ь о 3 3, осоззГ0
 э0 "Ьспоо, ЭзсоЬз 0)9(03" I? 00030 II" спооЬо, 1951; ?йбоо(з С0'" сххэто
 отзооЬ ЬоЬдо ЬоуоЬзо, спооЬо, 1948; Эо Ь о з з" ЗозэСГ0 ЬЭ070
 03(!)(ЗСГ0" ооооЬо, 1936; Э о Ь о з з" ЗЭСГ .оопрто сроЭоДо Зсз0" ДЯ-
 "Ьосоото 3003" 630", 1956 , ј 3; 1957, ј 1; 1959, јј 1,6; Э о Ь о з О,
 ЬоЬоп;), спооЬо, 1958; Э о Ь о 3 О" ЭоЬзо Ьоо, ойооЬо, 1959; Э о Ь о з
 О" оозбо С0 ЬбЬосп" ЬзЬоб-ЬоЬ спзс"000 СГО00' 'бЗ' "Ьссой ЬзсЗО"" 1960,
 ј 4; 06303 ог СТЭСРЭ спспообо, сп2)ооЬо, 1954; о
  с" о з " "(''ЗСГ0 "ДСРО0? спооЬо, 1950; ЗЭ0 обоозоз.
 2)'ЭоЭсрзОСГ0 оо бЗЭЗ0 Зй0 ОСГ ))(ЗС(0 ооооЬо,
 1957;
  "Ьобсрп оЬЭз(*)ЗСГ"" д'' ""Ьо, 1958; 'Эоз Срсо00" бо, 45 , ооооЬо,
 1939; "о. ЗООСГ0"' 6' оСГоЬо, 1958; Эообс/Эз00 ЬоЬзссоЬ ЬЬэЭооз оозо
 1928-1938, ., отооЬо, 1939; БоЬзЗооз Оопоо (0("Эй . ЭййбоЗ00 Ьз 9003063
 ССООО.
  оЬпдо ЬйсзЬо соо ЗспЬсзо? (З-" Зоо-ЭооЬо 1930, ( )зоо1"о, 1930; йэ
 Эйобоз00- Боооз"
  (ЗОЗСГ0? ооооЬо, 1948; ЬоЬЬс СРЗДО (1893-1923), Ъ., отооЬо, 1923; ото
 отэоЬ (пОрзбоЬ 100 ЭСГ- 4) (гооЬо, 1953; осппо Ьоспй спзо гоЭхоЬ
 (ЗЗСГДО00 XXX оЬ-00030' (З'" й0000? 1948; оооооЬ Эдоото ооп(*)о
 (1897-1937) Ьоодоз ОДСТ0? ооооЬо, 1937; (отззсг0 эузсго0 ЬзоооЬ 'Эзо"
 озосг0 з
  'Зро. (пооЬо, 1962; "ЬзоЬ уосп", ., ЭЙО" 630 ззспзст0" ("осоЬо, 1959.
  ГРУЗЙНСКИИ ТЕАТР ИМ. К. А. МАРДЖАНИШВИЛИ - см. Марджанишвили имени
 театр.
  ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР ИМ. Ш. РУСТАВЕЛИ (Государственный ордена Ленина
 театр имени Ш. Руставели) - крупнейший драматический театр Грузинской
 ССР. Создан в Тбилиси в 1921 на основе груз. драм. т-ра, существовавшего
 с 1920. В 1922-26 руководителем т-ра был основоположник грузинского
 советского театра К. Марджанишвили, в 1926-35 - его ученик А. Ах-метели.
  Постановка пьесы "Овечий источник" ("Фуэнте ове-хуна", 1922),
 осуществлённая Марджанишвили, явилась поворотным событием в жизни всего
 груз. сов. т-ра. Созвучность этой постановки революц. эпохе, воплощение
 темы народа, творящего революцию, выявление талантливой актёрской
 молодёжи (Т. Чав-чавадзе, А. Васадзе, Г. Давиташвили и др.),
 синтетичность и гармонич. сочетание всех компонентов спектакля в единое
 целое, высокая проф. культура сделали этот спектакль выразителем идейных
 и художеств. принципов советского театрального искусства Грузии.
  Стремление выразить в т-ре большие темы революц. освободит, борьбы
 отразилось в спектаклях "Герои Эрети" Шаншиашвили (1924), "Землетрясение
 в Лиса-боне" Какабадзе (1925). Т-р старался ближе подойти к
 современности (незаконченная работа над "Мисте-рией-Буфф" Маяковского,
 1924, "Дезертирка" Азиани,. 1925). В эти же годы т-р обращается к груз.
 классике: незавершённая работа над инсценировкой "Витязь в тигровой
 шкуре" по Руставели, спектакли, пост. Марджанишвили, "Раздел" Г.
 Эристави (1923), "Затмение солнца в Грузии" Антонова (1923), "Мачеха
 Саманишвили" (инсц. одноимённой повести Д. Клдиа-швили, реж. Пагава,
 1924). В своих постановках зарубежной классич. драматургии: "Мещанин во
 дворянстве" (1924), "Виндзорские кумушки" (1924), "Гамлет" (1925, реж.
 Марджанишвили; Гамлет - У. Чхеидзе, Офелия - Анджапаридзе) т-р
 подчёркивал демо-кратич. идеи, гуманизм, протест против насилия и
 несправедливости. Большое значение для творчества т-ра имела
 деятельность К. Марджанишвили и его-учеников - режиссёра А. Ахметели,
 актёров А. Хо-рава, А. Васадзе, У. Чхеидзе, Г. Давиташвили,
 Т.Чав-чавадзе, художника И. Гамрекели, композитора И. Туския.
  В последующий период гл. место занял советский репертуар. Были
 созданы спектакли, выдвинувшие коллектив в ряды ведущих т-ров СССР и
 окончательна утвердивших его героико-романтич. направленность,
 стремление к монументальным поэтич. спектаклям. К этим спектаклям
 относятся пост. Ахметели: "Разлом" (1928; Годун - Чхеидзе, Берсеньев -
 Хорава), "Ан-зор" Шаншиашвили (1928; Анзор - Хорава, Ахма- Годзиашвили,
 Васадзе), "Ламара" по Важа Пшавела (1930), "Тетнульд" Дадиани (1931),
 "Разбойники" ("Ин тиранносЬ) Шиллера (1933; Карл-Хорава, Франц- Васадзе)
 и др. В 30-е гг. в деятельности театра сказалось влияние формализма
 ("Деловой человек" Газенклевера, 1929, и др.). Преодолев эти влияния и
 всё больше овладевая методом социалистического реализма, т-р создал в
 последующие годы спектакли "Арсен" Шаншиашвили (1936; Арсен - Хорава),
 "Из искры" Дадиани (1937). Т-р начал создавать волнующие спектакли,
 посвящённые совр. темам: "Алькасар" Мдивани (1937)-о фашистском мятеже в
 Испании, "Поколение героев" С. Клдиашвили (1937)-о социалистич.
 строительстве. Героика гражд. и Отечеств, войн воплощена в спектаклях
 "Киквидзе" Дарасели (1941, реж. и исполнитель центр, роли - Васадзе),
 "Начальник станции" Мосашвили (147). На сцене т-ра ставились произв.
 классич. драматургии: "Отелло" (1937, реж. Агсабадзе; Отелло - Хорава,
 Яго - Васад?е)7 "Король Лир" (1948, реж. Васадзе, Лир - Хорава);
 "Невеста из афиши" Гольд они (1942, реж. Алексидзе),"Без вины виноватые"
 (1938), "На всякого мудреца довольно простоты" (1944), "Враги" (1951,
 реж. Васадзе), "Васса Железнова" (1954, реж. Алексидзе, Васса -
 Чавчавадзе); "Тяжба" Эристави (1942, реж. Васадзе), "Отарова вдова"
 (1952, реж. Васадзе), "Рассказ нищего" (1955) по Чавчавадзе, "Первый
 шаг" (1948) по повести Г. Церетели, "Пэпо" Сундукяна (1951, реж.
 Алексидзе). В репертуар т-ра постоянно включались пьесы на историч.
 темы: "Измена" Сумбатова-Южина (1953), "Родина" Д. Эристави (1938),
 "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1940), "Великий государь" Соловьёва
 (Гос. пр. СССР, 1945, реж. Васадзе; Иван Грозный - Хорава, Шуйский -
 Васадзе, Борис Годунов - Давиташвили), "Никол оз Бараташвили"
 Мревлишви-ли (1949).
  Среди лучших спектаклей 50-х гг.: "Испанский священник" Флетчера
 (1954, реж. Туманишвили), "Царь Эдип" Софокла (1956, реж. Алексидзе;
 Эдип - Хорава, Закариадзе, Манджгаладзе), "Кваркваре Тутабери" Какабадзе
 (1959), "Такая любовь" Когоута (1959, реж. Туманишвили; Матисова -
 Чахава, Человек в мантии - Закариадзе), "Бахтриопи" по Важа Пшавела
 (1960, реж. Алексидзе). Эти спектакли отличаются яркой эмоциональностью,
 поэтичностью образов, герои-ко-романтич. пафосом. В стенах т-ра выросла
 плеяда талантливых деятелей сценич. иск-ва. В труппе т-ра (1962) - нар.
 арт. СССР А. Хорава и А. Васадзе, С. Закариадзе, нар. арт. Грузинской
 ССР Т. Чавчавадзе, Г. Давиташвили, Э. Апхаидзе, Э. Манджгаладзе, Н.
 Лапачи, Г. Сагарадзе, А. Тоидзе, М. Чихладзе, М. Чахава, засл. арт.
 Груз. ССР Н. Чхеидзе, Г. и М. Ге-ечкори, Т. Бакрадзе, С. Кан-чели, Б.
 Закариадзе, Т. Тетрадзе, Т. Тархнишвили, К. Махарадзе, Е. Сакварелидзе,
 Т. Чарквиани, А. Купришвили, Н. Мгалоблишвили, А. Сихарулидзе, О.
 Хуцишвили и др. Худ. рук. т-ра - нар. арт. Груз. ССР Д. Алексидзе,
 режиссёр - М. Туманишвили, художники - засл. деят. иск-в Груз. ССР Д.
 Тавадзе, П. Лапиашвили.
  РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
  (в скобках указаны фамилии постановщиков)
  1920. "Вчерашние" Дадиани (Короли), "Царь Эдип" Софокла (Корели),
 "Ложь" Винниченко (Корели), "Невзгоды Дариспана" и "Счастье Ирины"
 Клдиашвили (Пагава), "Отелло" (Пагава); "Жертва" Гедеванишвили
 (Цуцунава), "Некоронованные цари" Шаншиашвили (Пагава), "У моря" Энгеля
 (Корели), "Бердо-Змания" Шаншиашвили (Ахме-гели), "На манёврах" Гуния
 (Андроникашвили), "Антигона" Софокла (Андроникашвили).
  1921. "Мария Магдалина" Гейзе (Алекси-Месхишвили, Беришвили),
 "Родина" Эристави (Андроникашвили), "Иные нынче времена" Цагарели
 (Ахметели), "Тесть и зять" Гуния (Гуния, В.Абашидзе), "Ханума" Цагарели
 (Абашидзе), "Преступление Котэ" Накашидзе, "Виновен" Гуния (Гуния),
 "Измена" Сумбатова-Южина (Цуцунава), "Умалишённые" Рамишвили (Цуцунава),
 "Дурачок" Шиукашвили (Корели, Чиаурели), "Кристине" Иретели (по
 рассказам Э. Ниношви-ли), "Тяжба" Эристави (Андроникашвили), "Когда
 пировали" Дадиани (Андроникашвили), "Тартюф" (Пагава); "Срубленный дуб"
 Шаликашвили (Андроникашвили), "Руставели" Месхи (Андроникашвили),
 "Талисман" Шарашидзе (Цуцунава), "Сны" Канчели (Андроникашвили),
 "Коварная Тамара" Церетели (Пагава).
  1922. "Свет" (1-я ч.) Гедеванишвили (Андроникашвили), "Раздел"
 Эристави (Андроникашвили), "Кто виноват?"
  Накашидзе (Цуцунава), "Свет" (2-я ч.) Гедеванишвили (Андроникашвили),
 "Камо грядеши?" по Г. Сенкевичу (Пагава), "Кин" Дюма (Андроникашвили),
 "Кай Гракх" Монти (Пагава), "Мадам Сан-Жен" Сарду (Андроникашвили),
 "Горе" Дадиани (Андроникашвили, Поцхверашвили), "Несчастье" Клдиашвили
 (Пагава), "Уродство" Шиукашвили (Корели), "Правдивость" Либермана
 (Корели), "Овечий источник" Лопе де Вега (Марджанишвили), "Два
 подростка" де Кур-сель (Корели).
  1923. "Затмение солнца в Грузии" Антонова (Марджанишвили), "Саломея"
 Уайльда (Ахметели), "Родам" Шаншиашвили (Ахметели), "Голубой паук"
 Лемонье (Марджанишвили), "Медея" Суворина, Буренина (Корели), "Маскотта"
 Шико, Дюр (Марджанишвили), "Макбет" (Корели), "Роман" Шелдона
 (Марджанишвили), "Пэпо" Сундукяна (Абашидзе), "Гамлет" (Пагава);
 "Электра" Гофмансталя (Андроникашвили), "Беспочвенные" Шаликашвили
 (Корели), "Раздел" Эристави (Марджанишвили), "Игра интересов" Бенавенте
 (Марджанишвили), "Герой" Синга (Марджанишвили, Ахметели),
 "Человек-масса" Толлера (Марджанишвили, Корели).
  1924. "Мещанин во дворянстве" (Марджанишвили, Короли), "Газ" Кайзера
 (Андроникашвили), "Мачеха Самани-швили" по Клдиашвили, инсц. Шарашидзе
 (Пагава), "Панихида по кнуту" ("Герои Эрети") Шаншиашвили
 (Марджанишвили, Ахметели), "Латавра" Шаншиашвили (Ахметели, худ.
 Гамрекели), "Виндзорские кумушки" Шекспира (Марджанишвили и Ахметели),
 "Свет" (1-я ч.) Гедеванишвили (Марджанишвили, Ахметели, худ. Гамрекели).
  Примечание. Большинство из спектаклей 1920-24 оформлял художник
 Сидамон Эристави.
  1925. "Человек из зеркала" Верфеля (Ахметели, худ. Гамрекели),
 "Гамлет" (Марджанишвили, Ахметели, худ. Гамрекели); "Землетрясение в
 Лисабоне" Какабадзе (Антадзе, худ. Гамрекели), "Дезертирка" Азиани
 (Марджанишвили, Ахметели). ,

<< Пред.           стр. 217 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу