<< Пред. стр. 217 (из 913) След. >>
Акакий Васадзе, Тбилиси, 1960; его же, Тамара Чавчавадзе, Тбилиси, 1961:его ж е, Н. В. Гоголь на груз. сцене, Тбилиси, 1954; Г а-чечиладзе А.,
Очерки из истории груз. драматургии и театра XIX век?, Тбилиси, 1957;
его же, Театр Георгия Эристави, Тбилиси, 1950; Гварадзе Н." Театральные
мемуары, кн. 1-2, Тбилиси, 1949-52; Гижимкрели М., Вопросы режиссуры,
Тбилиси, 1960; Гомелаури Ш., Воспоминания, Тбилиси, 1958; Гоциридзе Н.,
Воспоминания, Тбилиси, 1949; Гришашвили И., Литературные очерки,
Тбилиси, 1957; его же, Театральные письма, Тбилиси, 1960; его же,
Гурабанидзе Н., Гиорги Шавгулидзе, Тбилиси, 1954; Дадиани Ш., Избранные
произведения, кн. 1-2, Тбилиси, 1950-54; Дави-т а и а Е., Нино Чхеидзе,
Тбилиси, 1955; Тевзадзе А., Ушанги Чхеидзе, Тбилиси, 1955; его же,
Александр Цу-цунава, Тбилиси, 1957; Кашмадзе Т.,Тбилисский театр оперы и
балета, кн. 1-2, Тбилиси, 1950-55; К и к н а д-з е В., Шиллер на
грузинской сцене, Тбилиси, 1957; его ж е, Е. Апхаидзе, Тбилиси, 1960;
Лакербай М., Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1957; Ш а л у т а
-швили Н., Островский на груз. сцене, Тбилиси, 1958;
Чиковани М., История груз. словесности, Тбилиси, 1952; Чхеидзе Н.,
Воспоминания, Тбилиси, 1956; Чхеидзе У., Воспоминания и письма, Тбилиси,
1956; Церетели А., О театре. Сборник, Тбилиси, 1955; Чавчавадзе И.,
Письма о театре, Тбилиси, 1955; Джанелидзе Д., Сахиоба, Тбилиси. 1958;
Верико Анджапаридзе. Сб. сост. Н. Урушадзе, Тбилиси, 1957; Сандро
Ахме-тели. Сборник, Тбилиси, 1958; 100-летие восстановления груз.
театра, Тбилиси, 1953.
Лит.: Театр в Тифлисе с 1845-1856 год, Тифлис, 1888;
Тавзарашвили Г., Грузинский театр. М., 1930;
Амаглобели С., Грузинский театр (Основные этапы развития). Предисл.
А. В. Луначарского, М., 1930; П а г а в а А., Ладо Месхишвили, Тбилиси,
1939; Бухникашвили Г., Театр Георгия Эристави, Тбилиси, 1948;
Государственный театр им. К. Марджанишвили. 1928-1938. Юбилейный
сборник, Тбилиси, 1939; Абхаидзе Ш. и Ш в а н-гирадзе Н.,
Государственный ордена Ленина театр им. Ш. Руставели. Краткий очерк,
Тбилиси, 1958; Джанелидзе Д., Грузинский театр с древнейших времен до
второй половины XIX в., Тбилиси, 1959; Гугушвили Э. и Джанелидзе Д.,
Грузинский гос. драматический театр им. Котэ Марджанишвили. Краткий
очерк, Тбилиси, 1958; Константин Александрович Марджанишвили. Творческое
наследие, т. 1, Тбилиси, 1958; Шапатава Е., Тбилисский гос. театр
русской драмы им. А. С. Грибоедова. Краткий очерк, Тбилиси, 1958;
Бухникашвили Г.,Н.В. Гоголь на грузинской сцене, Тбилиси, 1952; Театр
им. Руставели, М., 1960.
Аракишвили [Аракчиев] Д. И., Краткий исторический обзор грузинской
музыки, Тбилиси, 1940; Чхиквадзе Г.З., Композиторы Грузинской ССР.
Краткие биографии, Тбилиси, 1949; Ипполитов-Иванов М. М., 50 лет русской
музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Х у ч у а П., Тбилисский
государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. 3. Палиашвили,
Тбилиси, 1950; Музыковедение и музыкальная критика в республиках
Закавказья, М., 1956; Грузинская музыкальная культура, М. - Л., 1957.
Лит.: о о 'Э о с1 з .у Эстспбддо, спооЬо, 1954;
оЗоз00 з'? Ъ])о2 обсбсз0" оо5]Эо, 1958; йоЭоз00 З-? ЗЭСГ0 ДСГ0 ОФ0'
ДсоооЬо, 1925; СГО0) С?'" ЭЬоЬопоЬ огоЪ()гооЬ ЬоооЬоЬо-пдоЬ, ооооЬо,
1956; Э о Ь о 3 О" ддоЬсоЬ Эдогто ОФСГО' отооЬо, 1961; о 3 о ( 0 б о 'Э
3 о ( о *Э. УоЭоспдсро ЭоЬзО0 го0 обоо ет)оЬ(*)о Ьоост)-ЗОС"0? д.
"Эбоотспо", 1944, ј 1-2; о 03 Ь и о э 'Э., оооЬо, . 1948, Ээсо аО- 1962;
Зотооз00 о., бос о)боо, ооооЬо, 1949; э о ь о з о" остсоз аоа ооо"
отооЬо, 1955;
ЭоЬозо. ЬозбюЬ соэо, отооЬо, 1951; ЭоЬозэ"
СТЗ СС"бо, ооооЬо, 1952; Э о Ь о з 3, о. оЭзгооз0-("о, ооооЬо, 1956;
Э о Ь о 3 Э, осо оогозс-оЬбзс"0" отооЬо, 1954; Ьбоз0" , Эообоз"-(о,
ооооЬо, 1947; Э о Ь о 3 Э, ооз Ьдбгодообо, спооЬо, 1950; Э о Ь о з Э"
ЬЭоотозосГо-ообо, о)2оо-Ьо, 1948; Э о Ь о з 0, оотдсго оозоо (дЬзсооЬ
ЗозОСГ ОЗтаО00 УСГО0' оооЬо, 1955; Э о Ь о з О" 000 ЗйЬоз, отооЬо, 1960;
Э о Ь о з о" оЭо 3зЭЗЭ" 0)2Ю-(оЬо, 1961; Э о Ь о з э" ЗЗСГ0 (оо)(т БОЗЭ"
от0-("оЬо, 1954; о "д б о о Б. озсоспоозоо, З "ЬоотзосГЬ Эооа", 1909, ј
5; Ээсооз0-СГ 0 С?-" з000 ОоЬооозо, ооооЬо, 1949; о ( о у д- о Э.,
обзсгосго Ъ, спооЬо, 1949; 03000)3
зозо0 XIX Ьои. осодо (роЗодооЬ (оо оФ'
оЬ оЬ(')(п(оосооб, ооЬооЬо, 1957; з)ЬоЭоо Ь., дотоо-ЬоЬ о)зо(*)о,
отооЬо, 1947; Э о Ь о з З" ЬтаЬдЭоЬ спа, ЬсоЬдЭо, 1951; Э о Ь о 3 О"
Эосг" Ьоозосз-ооЬо, отооЬо, 1940; Э о I" о з э З" "Э" отооЬо, 1948;
Э о Ь о 3 Э" о5д8оЬ о?з(')о 70 уоЬ ЭобоЪз, оотЭо, 1949; Э о Ь о з Э"
ЭзотзоЭдэ Ьо))боЬ отзоодо эсрзУо0" -" "ЬоЗоото Ьэсгзо0"" 1939" ј 7-8;
Э о Ь о з О" осоо зоЬотозоЬ оозо(*)о, ооооЬо, 1950; э о ь о з о, б0
зсгз0"0" д)' ""Ьопото Ьзсггз" бз", 1940, ј 12; 5 3 0 " (*) ЭзЭо-о,
отоо1о, у. I, 1949; У. II, 1952; ""ЭаЗ-(т о Э., (зЯЬ]"оЬ ЬооотЬзо,
спооЬо, 1960;
(Эдоо '3., ЭсосБз0" спйооЬо, 1958;
сОоосз ? Эпспбз00? от2ооЬо, 1949; ( о '9 о- , 'Э з0 СГ0 0*" ооо ЭзЗЗЭ
С?0 о(от)о спзо. осгосро аоа0? зо эЬоЬосо. оотпо э" Зоооо (по озо
Эоозс'0' з' оаосг0' ':)' ьдсппзЬо
Ьооооззсо. гооЬ "(ЗЗ00'550" оог)]"" ЬпдбоЪз. . иБ(одоо6о. Э.
озооо-оЬборсз" иСфЭЛДПСГ0 боЗОЗО0"' спо"оЬо, 1952; 3 о Ь о з э" ЗОС?0
осГоЬоЬ "ФОйЗЗСГ0 Э0" "СГЬо, 1927; (ообо- 0 ' З00 ЗЗСГ0" "СГ00 1954; (?
о (о о о б о 'Э., ОЗС?0 ЭО0" ' I" оооЬо, 1950; у. II, о)о(""оЬо, 1954;
сооз00000 0-? бобсгх Ьзосз, отооЬо, 1955;
Ъ)ойо'ЭзСГ0 0'' Ьо ЗсзА0" ооооЬо, 1948;
05 0 3 ( ': Э )' )*9обо Ьзосз, ооооЬо, 1955; сп з 0 Э д- о'Ь Эзз"
оЬЬсз00" 1939; оЬосэ С?-? ЗСТ00" Эз 1"о(соогБоЬ (з озЗоЬс/Эз00"
сг).ооЬо, 1913;
3 о Ь о з О" озСРО 'ЗЗ1 ооооЬо, 1957; о 'Э-Э о с) 3 'Э"" оо2)0("оЬоЬ
(пЗзоЬо (оо йозф0 оозо(*)о, ооо-оЬо, V. I, 1950; II, 1955; ЭЗСГЗ00 б-'
Зозсз озбоз0"0" оооаЬо, 1956; (5[иОСГ0
оо)(о-ЬобоЬосоото оЬсооЬослзоЬ с)зОСГ Ьоооозэ-(('Эо,
"Зд0))0 ЗОС? спСГ0 СоЭооЬ оЬс-(оосроБ", ( ). II,
ооооЬо, 1945; Э о и о з О" ЗЭС0 Д-С'0 ЭзСГ0 оЬДсоо *). II,
отооЬо, 1958;
( о Е) о з 3*' 'Эоз1470 сидГ ООО" оооЬо, 1957;
Э о Ь о з Э" э0 "З00" оооЬо, 1960; СГ С? 0 'Э з 0 СГ 0 Ср'" ЭзЭдоз0"
ооооЬо, 1932; о" о з - о о о Э., оотЬоЪо оозоЬ оЬсооооб, ооооЬо, 1957;
СГ э сг 0 0 ооСГ" оозооЬ аЪа, . "ср(*3о", 1925. ј 25; Э о о Б о'Э з 0 Г
0 !' 8зЭдозо гоо 'эСГО0' оооЬо, 1947; Эоозо-обо 'Э., (5(*)Э Эообоз0"0 С?
' ЬЭзэсГ0 ОО" (рз0000 (ооозосхпо, соооЬо, 1961; Эосто-'Э з о т о Ь.,
ЭпаспоЕю, ооооЬо, 1938; Э з 'З ;) - оо о., ооозэсГ0 ЭзСГО0' (?)' ооооЬо,
1944;
Э п Ь "п А з С0'? зСГО*00 'Эоооз00" со?о"оЬо, 1956;
Э з Ь Ь о з"" ЭсоапбзЭ0' (("Э0" Зоосро "СГЭ-0' 'Эзогоаоо гоо
'ЗдЬезос'0 З00 гооотс 3. оБсбооооб, отооЬо, 1957; Э з Ь Ь о Ь., УэСТ0 О0
'830'
осрао ср Эоозсго Уо00 (ро ' сгзз0 гоо з' сГсГобзЭ, о5оо1)о, 1958; б о
6063 3 80 оэ и оЗоо ь., 'Эз000 ' отооЬоЬ ЬодегдоЬ
(пдо(*)(о, сп?)ооЬо, 1955; д Ь о с1 д ( )., с1зоСГ отдо (этдоо гоо
схоЭодоо, отооЬо, 1949; Э о Ь о о п,
(ОТрт-иО ОООО ))0500СП(ПоЬ оЬ(')СОооооб XVI-XVIII ЬЬ. отооЬо, 1960;
ЬоузЭСГ0" с1 п ., осотдо отооДоЬ оЬДгоогооб, отооЬо, 1956;
Ь о о о ( з :?-: * '3 о с1 о Э., Эссбдобо, Д'3"?. "Эбоотсо-2)0",
1947, јј 4, 5; ЬоЬгооо )., 'Эоз0 СРЭоосд, соооЬо, 1954; 3 С? 0 3 СГС00
ЭпЬЬодоо, спо-оЬо, 1938; Э о Ь о з Э" з оЬс/Эос!, ооооЬо, 1954;
Э о Ь о з д, орс ЭоЬЬс/Зз00) ооооЬо, 1957; о ( д о-'Э д о о д.,
(поЭз00 ЗДСГ0" отооЬо, 1961; (отдо
Ь(зобоЬ Эотзо0 ЬдсгспзБооЬ "Эзо- "а0 I" 'з о-с) о з-' зэзо0' Уост0 с?
Ьоузэ0 ЬоЬообп
ОСГЗОЭ" ооооЬо, о. обдос)оЬ дЬозоо УДООО) ср осро0000' с!- осрй0 с0'
осг0 с б' а"
УдЗооЭ 1951; оооо Ь(з[)бо1) ЭсзО0 БдозО0 'ЭоЬоЬо. Уоабо II; А 'д 6 о
о д., (отпо спойо (1879-1889), Э0000' ЗОЗО0 (х)с збозО0'
(о. обзсг00 'Ээзс00 з000 оо00175' б'
!] (о. обзоЭ, о3. УоОСГ00 С0 О- З0-Эо, ооооЬо, 1953; с ) д о 9.,
Эсггбобо, )3-"ЗботсЬо", ооооЬо, 1947 ј 3; С? 3 0 0 "З ; 0 ' позш
гоооз00" оооЬо, 1958; (пзоо;)ЗОСТ)о й' ЭсЪого-Эчдппот ооопо отдоо,
спйооЬо, 1956; у о 03 о о б о ,}., 05[)оДоЬ ЭбозбзспЬо. (оЭробоЭз Ьоуз0
БОЗДЬ ЬоспзбзОС0, Д)47- ""ЗО0"' 1885, ј 4-5;
сгзйз00 ' сьз0 сп]" ЬодбоЪд; слооЬо, 1958; ооЪоз00 0-? Эссбообо,
соо-оЬо, 1941; 0003060 Э., оотдо ЬЬо Ьо(в)узо0- "п?оЬ оБДсоо, отооЬо,
1952; Ь п о о п го. опЪ Ъсхгоо-оЭз00" 05ооЬо, 1960; Ь о о с1 3 б..
Этдспбообо, спо"оЬо, 1956; Ьдооз 'Эйбо, Эспободо ро '0(о"оо, 050'оЬо,
1956; ооооо Ь., бо(у" до-0300, отооЬо, 1955; пооозоо а., отобоЭпрСш-30
ДС0 СрЭопооЬ ороооЬо оо ЭЬоДздг-Ьа[) 'ЭоЬоЬо", спооЬо, 1958; Э о Ь о д
д, 'Эо0 сојообоЬ р)оЭй(*)]()о, ооооЬо, 1955; о б з о о., схото ЭдЬз0)0
ЗпдЪоо, спооЬо, 1953; Ьдооз0?0 ЗЭй0 ОЙОСГ0' огосГ"Ьо, 1958; ОООС00 0''
оодооЬ 'ЗдЬЬо, эдсго 'ЗдробоЬ, 'ЭдЬзсго д(оо гоо 'Зобобэо гооспоЬ бобо
СРЗ00? С00 ЗЬо обйо'о3, спооЬо, 1955; ОООСГ0 ' ооооДоЬ
'ЭдЬоЬо?), (3дзсг0 осра00? 'ЗоЬозсг0 'зоо ро 'дбо3600 ооогх '3. ЬозО"
ооооЬо, 1955; о о-'Э з 0 СГ 0 ? 3 "йЗ000' ""Ьо, 1957; д о-с) п з-? пЬсзО
"ЗО ЭоозоЬо, срооЬо, 1957;
о о о и Ь., "йСспо Ьосоото ооо-юЬ 630000-доЬ а?
спооЬо, 1954; ЭзЗЗО 0'' )эОСЭО отзооЬ 'ЗБоЬо. э)о
'Эдосообо, 'ЭзЬз00 зоо гоо 'ЭзЗО0 с0)7000 ' ЗД000'
ооооЬо, 1955;
ообосз " СГО оЬсоо йооо отзоЬо, отооЬо, 1906; озЬоз00 0'" оспдо
Э)Ьоо1" оЬпооЬ с)ооооосоо ЬооспЬзЬо, (этооЬо, 1938; Э о Ь о 3 3, осоззГ0
э0 "Ьспоо, ЭзсоЬз 0)9(03" I? 00030 II" спооЬо, 1951; ?йбоо(з С0'" сххэто
отзооЬ ЬоЬдо ЬоуоЬзо, спооЬо, 1948; Эо Ь о з з" ЗозэСГ0 ЬЭ070
03(!)(ЗСГ0" ооооЬо, 1936; Э о Ь о з з" ЗЭСГ .оопрто сроЭоДо Зсз0" ДЯ-
"Ьосоото 3003" 630", 1956 , ј 3; 1957, ј 1; 1959, јј 1,6; Э о Ь о з О,
ЬоЬоп;), спооЬо, 1958; Э о Ь о 3 О" ЭоЬзо Ьоо, ойооЬо, 1959; Э о Ь о з
О" оозбо С0 ЬбЬосп" ЬзЬоб-ЬоЬ спзс"000 СГО00' 'бЗ' "Ьссой ЬзсЗО"" 1960,
ј 4; 06303 ог СТЭСРЭ спспообо, сп2)ооЬо, 1954; о
с" о з " "(''ЗСГ0 "ДСРО0? спооЬо, 1950; ЗЭ0 обоозоз.
2)'ЭоЭсрзОСГ0 оо бЗЭЗ0 Зй0 ОСГ ))(ЗС(0 ооооЬо,
1957;
"Ьобсрп оЬЭз(*)ЗСГ"" д'' ""Ьо, 1958; 'Эоз Срсо00" бо, 45 , ооооЬо,
1939; "о. ЗООСГ0"' 6' оСГоЬо, 1958; Эообс/Эз00 ЬоЬзссоЬ ЬЬэЭооз оозо
1928-1938, ., отооЬо, 1939; БоЬзЗооз Оопоо (0("Эй . ЭййбоЗ00 Ьз 9003063
ССООО.
оЬпдо ЬйсзЬо соо ЗспЬсзо? (З-" Зоо-ЭооЬо 1930, ( )зоо1"о, 1930; йэ
Эйобоз00- Боооз"
(ЗОЗСГ0? ооооЬо, 1948; ЬоЬЬс СРЗДО (1893-1923), Ъ., отооЬо, 1923; ото
отэоЬ (пОрзбоЬ 100 ЭСГ- 4) (гооЬо, 1953; осппо Ьоспй спзо гоЭхоЬ
(ЗЗСГДО00 XXX оЬ-00030' (З'" й0000? 1948; оооооЬ Эдоото ооп(*)о
(1897-1937) Ьоодоз ОДСТ0? ооооЬо, 1937; (отззсг0 эузсго0 ЬзоооЬ 'Эзо"
озосг0 з
'Зро. (пооЬо, 1962; "ЬзоЬ уосп", ., ЭЙО" 630 ззспзст0" ("осоЬо, 1959.
ГРУЗЙНСКИИ ТЕАТР ИМ. К. А. МАРДЖАНИШВИЛИ - см. Марджанишвили имени
театр.
ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР ИМ. Ш. РУСТАВЕЛИ (Государственный ордена Ленина
театр имени Ш. Руставели) - крупнейший драматический театр Грузинской
ССР. Создан в Тбилиси в 1921 на основе груз. драм. т-ра, существовавшего
с 1920. В 1922-26 руководителем т-ра был основоположник грузинского
советского театра К. Марджанишвили, в 1926-35 - его ученик А. Ах-метели.
Постановка пьесы "Овечий источник" ("Фуэнте ове-хуна", 1922),
осуществлённая Марджанишвили, явилась поворотным событием в жизни всего
груз. сов. т-ра. Созвучность этой постановки революц. эпохе, воплощение
темы народа, творящего революцию, выявление талантливой актёрской
молодёжи (Т. Чав-чавадзе, А. Васадзе, Г. Давиташвили и др.),
синтетичность и гармонич. сочетание всех компонентов спектакля в единое
целое, высокая проф. культура сделали этот спектакль выразителем идейных
и художеств. принципов советского театрального искусства Грузии.
Стремление выразить в т-ре большие темы революц. освободит, борьбы
отразилось в спектаклях "Герои Эрети" Шаншиашвили (1924), "Землетрясение
в Лиса-боне" Какабадзе (1925). Т-р старался ближе подойти к
современности (незаконченная работа над "Мисте-рией-Буфф" Маяковского,
1924, "Дезертирка" Азиани,. 1925). В эти же годы т-р обращается к груз.
классике: незавершённая работа над инсценировкой "Витязь в тигровой
шкуре" по Руставели, спектакли, пост. Марджанишвили, "Раздел" Г.
Эристави (1923), "Затмение солнца в Грузии" Антонова (1923), "Мачеха
Саманишвили" (инсц. одноимённой повести Д. Клдиа-швили, реж. Пагава,
1924). В своих постановках зарубежной классич. драматургии: "Мещанин во
дворянстве" (1924), "Виндзорские кумушки" (1924), "Гамлет" (1925, реж.
Марджанишвили; Гамлет - У. Чхеидзе, Офелия - Анджапаридзе) т-р
подчёркивал демо-кратич. идеи, гуманизм, протест против насилия и
несправедливости. Большое значение для творчества т-ра имела
деятельность К. Марджанишвили и его-учеников - режиссёра А. Ахметели,
актёров А. Хо-рава, А. Васадзе, У. Чхеидзе, Г. Давиташвили,
Т.Чав-чавадзе, художника И. Гамрекели, композитора И. Туския.
В последующий период гл. место занял советский репертуар. Были
созданы спектакли, выдвинувшие коллектив в ряды ведущих т-ров СССР и
окончательна утвердивших его героико-романтич. направленность,
стремление к монументальным поэтич. спектаклям. К этим спектаклям
относятся пост. Ахметели: "Разлом" (1928; Годун - Чхеидзе, Берсеньев -
Хорава), "Ан-зор" Шаншиашвили (1928; Анзор - Хорава, Ахма- Годзиашвили,
Васадзе), "Ламара" по Важа Пшавела (1930), "Тетнульд" Дадиани (1931),
"Разбойники" ("Ин тиранносЬ) Шиллера (1933; Карл-Хорава, Франц- Васадзе)
и др. В 30-е гг. в деятельности театра сказалось влияние формализма
("Деловой человек" Газенклевера, 1929, и др.). Преодолев эти влияния и
всё больше овладевая методом социалистического реализма, т-р создал в
последующие годы спектакли "Арсен" Шаншиашвили (1936; Арсен - Хорава),
"Из искры" Дадиани (1937). Т-р начал создавать волнующие спектакли,
посвящённые совр. темам: "Алькасар" Мдивани (1937)-о фашистском мятеже в
Испании, "Поколение героев" С. Клдиашвили (1937)-о социалистич.
строительстве. Героика гражд. и Отечеств, войн воплощена в спектаклях
"Киквидзе" Дарасели (1941, реж. и исполнитель центр, роли - Васадзе),
"Начальник станции" Мосашвили (147). На сцене т-ра ставились произв.
классич. драматургии: "Отелло" (1937, реж. Агсабадзе; Отелло - Хорава,
Яго - Васад?е)7 "Король Лир" (1948, реж. Васадзе, Лир - Хорава);
"Невеста из афиши" Гольд они (1942, реж. Алексидзе),"Без вины виноватые"
(1938), "На всякого мудреца довольно простоты" (1944), "Враги" (1951,
реж. Васадзе), "Васса Железнова" (1954, реж. Алексидзе, Васса -
Чавчавадзе); "Тяжба" Эристави (1942, реж. Васадзе), "Отарова вдова"
(1952, реж. Васадзе), "Рассказ нищего" (1955) по Чавчавадзе, "Первый
шаг" (1948) по повести Г. Церетели, "Пэпо" Сундукяна (1951, реж.
Алексидзе). В репертуар т-ра постоянно включались пьесы на историч.
темы: "Измена" Сумбатова-Южина (1953), "Родина" Д. Эристави (1938),
"Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1940), "Великий государь" Соловьёва
(Гос. пр. СССР, 1945, реж. Васадзе; Иван Грозный - Хорава, Шуйский -
Васадзе, Борис Годунов - Давиташвили), "Никол оз Бараташвили"
Мревлишви-ли (1949).
Среди лучших спектаклей 50-х гг.: "Испанский священник" Флетчера
(1954, реж. Туманишвили), "Царь Эдип" Софокла (1956, реж. Алексидзе;
Эдип - Хорава, Закариадзе, Манджгаладзе), "Кваркваре Тутабери" Какабадзе
(1959), "Такая любовь" Когоута (1959, реж. Туманишвили; Матисова -
Чахава, Человек в мантии - Закариадзе), "Бахтриопи" по Важа Пшавела
(1960, реж. Алексидзе). Эти спектакли отличаются яркой эмоциональностью,
поэтичностью образов, герои-ко-романтич. пафосом. В стенах т-ра выросла
плеяда талантливых деятелей сценич. иск-ва. В труппе т-ра (1962) - нар.
арт. СССР А. Хорава и А. Васадзе, С. Закариадзе, нар. арт. Грузинской
ССР Т. Чавчавадзе, Г. Давиташвили, Э. Апхаидзе, Э. Манджгаладзе, Н.
Лапачи, Г. Сагарадзе, А. Тоидзе, М. Чихладзе, М. Чахава, засл. арт.
Груз. ССР Н. Чхеидзе, Г. и М. Ге-ечкори, Т. Бакрадзе, С. Кан-чели, Б.
Закариадзе, Т. Тетрадзе, Т. Тархнишвили, К. Махарадзе, Е. Сакварелидзе,
Т. Чарквиани, А. Купришвили, Н. Мгалоблишвили, А. Сихарулидзе, О.
Хуцишвили и др. Худ. рук. т-ра - нар. арт. Груз. ССР Д. Алексидзе,
режиссёр - М. Туманишвили, художники - засл. деят. иск-в Груз. ССР Д.
Тавадзе, П. Лапиашвили.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1920. "Вчерашние" Дадиани (Короли), "Царь Эдип" Софокла (Корели),
"Ложь" Винниченко (Корели), "Невзгоды Дариспана" и "Счастье Ирины"
Клдиашвили (Пагава), "Отелло" (Пагава); "Жертва" Гедеванишвили
(Цуцунава), "Некоронованные цари" Шаншиашвили (Пагава), "У моря" Энгеля
(Корели), "Бердо-Змания" Шаншиашвили (Ахме-гели), "На манёврах" Гуния
(Андроникашвили), "Антигона" Софокла (Андроникашвили).
1921. "Мария Магдалина" Гейзе (Алекси-Месхишвили, Беришвили),
"Родина" Эристави (Андроникашвили), "Иные нынче времена" Цагарели
(Ахметели), "Тесть и зять" Гуния (Гуния, В.Абашидзе), "Ханума" Цагарели
(Абашидзе), "Преступление Котэ" Накашидзе, "Виновен" Гуния (Гуния),
"Измена" Сумбатова-Южина (Цуцунава), "Умалишённые" Рамишвили (Цуцунава),
"Дурачок" Шиукашвили (Корели, Чиаурели), "Кристине" Иретели (по
рассказам Э. Ниношви-ли), "Тяжба" Эристави (Андроникашвили), "Когда
пировали" Дадиани (Андроникашвили), "Тартюф" (Пагава); "Срубленный дуб"
Шаликашвили (Андроникашвили), "Руставели" Месхи (Андроникашвили),
"Талисман" Шарашидзе (Цуцунава), "Сны" Канчели (Андроникашвили),
"Коварная Тамара" Церетели (Пагава).
1922. "Свет" (1-я ч.) Гедеванишвили (Андроникашвили), "Раздел"
Эристави (Андроникашвили), "Кто виноват?"
Накашидзе (Цуцунава), "Свет" (2-я ч.) Гедеванишвили (Андроникашвили),
"Камо грядеши?" по Г. Сенкевичу (Пагава), "Кин" Дюма (Андроникашвили),
"Кай Гракх" Монти (Пагава), "Мадам Сан-Жен" Сарду (Андроникашвили),
"Горе" Дадиани (Андроникашвили, Поцхверашвили), "Несчастье" Клдиашвили
(Пагава), "Уродство" Шиукашвили (Корели), "Правдивость" Либермана
(Корели), "Овечий источник" Лопе де Вега (Марджанишвили), "Два
подростка" де Кур-сель (Корели).
1923. "Затмение солнца в Грузии" Антонова (Марджанишвили), "Саломея"
Уайльда (Ахметели), "Родам" Шаншиашвили (Ахметели), "Голубой паук"
Лемонье (Марджанишвили), "Медея" Суворина, Буренина (Корели), "Маскотта"
Шико, Дюр (Марджанишвили), "Макбет" (Корели), "Роман" Шелдона
(Марджанишвили), "Пэпо" Сундукяна (Абашидзе), "Гамлет" (Пагава);
"Электра" Гофмансталя (Андроникашвили), "Беспочвенные" Шаликашвили
(Корели), "Раздел" Эристави (Марджанишвили), "Игра интересов" Бенавенте
(Марджанишвили), "Герой" Синга (Марджанишвили, Ахметели),
"Человек-масса" Толлера (Марджанишвили, Корели).
1924. "Мещанин во дворянстве" (Марджанишвили, Короли), "Газ" Кайзера
(Андроникашвили), "Мачеха Самани-швили" по Клдиашвили, инсц. Шарашидзе
(Пагава), "Панихида по кнуту" ("Герои Эрети") Шаншиашвили
(Марджанишвили, Ахметели), "Латавра" Шаншиашвили (Ахметели, худ.
Гамрекели), "Виндзорские кумушки" Шекспира (Марджанишвили и Ахметели),
"Свет" (1-я ч.) Гедеванишвили (Марджанишвили, Ахметели, худ. Гамрекели).
Примечание. Большинство из спектаклей 1920-24 оформлял художник
Сидамон Эристави.
1925. "Человек из зеркала" Верфеля (Ахметели, худ. Гамрекели),
"Гамлет" (Марджанишвили, Ахметели, худ. Гамрекели); "Землетрясение в
Лисабоне" Какабадзе (Антадзе, худ. Гамрекели), "Дезертирка" Азиани
(Марджанишвили, Ахметели). ,