<< Пред. стр. 219 (из 913) След. >>
1960. "Легенда о Тбилиси" Тевдорадзе (Гачечиладзе), "Сельская честь"Масканьи, "Нана" ("Таня") Габичвадзе (Агсабадзе), "Баши-Ачуки"
Кереселидзе (Гачечиладзе), "Звави" ("Лавина") Андриашвили (Гачечиладзе).
1961. "Десница великого мастера" Мшвелидзе (Таблиашвили), "Демон"
Цинцадзе (Чабукиани), "Травиата" (Мчед-лидзе); "Миндия" О. Тактакишвили
(Алексидзе), "Гантиади" Геджадзе.
Лит.: Х у ч у а П., Тбилисский государственный ордена Ленина театр
оперы и балета имени Захария Палиашвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958;
Бегиджанов А., Чхиквадзе Г., Грузинская ССР, М., 1957 (серия
"Музыкальная культура союзных республик"); Аракишвили Д. И., Краткий
исторический обзор грузинской музыки, Тбилиси, 1940; Хучуа П., К
некоторым вопросам грузинской советской оперы и балета, в сб.:
Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья, М., 1956;
Шавгулидзе, Дни и годы Тифлисского оперного театра, Тб., 1936;
Орджоникидзе Г., "Отелло", Тб., 1959. Д. Ив.
ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - театр для детей. Создан в Тбилиси в
1928. Т-р активно работал над созданием нац. детской драматургии,
привлекая груз. драматургов, инсценируя произв. классиков. На сцене т-ра
были показаны спектакли о сов. действительности-"Ботэ и Куспара" (1929);
"В горах Аджарии" Бердзенишвили (1938), "В сердце Шираки" Мтварадзе
(1938), "Маленькие вояки" Нахуц-ришвили (1941); историко-революц. пьесы
- "Ладо Кецховели" Нахуцришвили и Гамрекели (1938), "Кик-видзе" Дарасели
(1952), "Борис Дзнеладзе" Нахуцришвили (1957); пьесы, написанные на
основе нац. фольклора,- "Нацаркекия" Нахуцришвили и Гамрекели (1935),
"Комблэ" Нахуцришвили (1940), "Су-рамская крепость" Мтварадзе по повести
Чонкадзе (1934) и др. В репертуар Груз. ТЮЗа вошли пьесы рус.
драматургов (В. А. Каверина, С. М. Михалкова, А. Я. Бруштейн, Е. Л.
Шварца). Т-р систематически и успешно ставил нац., рус. и зарубежную
классику: "Патара Кахи" (1940), "Баши-Ачуки" (1952) по А. Церетели,
"Рассказ нищего" по Чавчавадзе (1955), "Капитанская дочка" по Пушкину
(1937), "Доходное место" (1945), "Ромео и Джульетта" (1942), "Укрощение
строптивой" (1942), "Проделки Скапена" (1938); "Вильгельм Телль" (1949),
"Принцесса Турандот" (1945) Шиллера и др.
Большинство пост. первых двух десятилетий осуществлялось создателем
Груз. ТЮЗа и его художеств. руководителем в течение многих лет А.
Такайшвили. В труппе т-ра (1962) - нар. арт. Груз. ССР Г. Куп-рашвили,
Г. Дариспанашвили, засл. арт. Т. Твалиа-швили, А. Качкачишвили, М.
Эргнели, В. Арешидзе, Д. Цхакая, гл. реж.- А. Гамсахурдия.
Лит. на груз. яз.: Гвиниашвили А., Грузинский театр юного зрителя (к
25-летнему юбилею театра), Тбилиси, 1956; Грузинский государственный
театр юного зрителя, Тбилиси, 1958. Ал. Г.
ГРУЗИНСКИЙ , ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. Ш. РУСТАВЕЛИ - высшее
театральное учебное заведение Груз. ССР. Был открыт в Тбилиси в 1939 на
базе драм. студий, существовавших при т-рах им. Ш. Руставели и К.
Марджанишвили. В 1939-49 директором ин-та был А. Хорава. В институте 4
ф-та: актёрский (имеет отделение кино), режиссёрский, театроведческий и
ф-т муз. комедии. В числе педагогов ин-та - А. Хорава, А. Васадзе, А.
Пагава, К. Мегвинет-Ухуцеси, Д. Алексидзе, М. Мревлешви-ли, Д.
Джанелидзе. Среди окончивших ин-т-деятели театр. иск-ва Грузии:
режиссёры-нар. артист Груз. ССР М. Туманишвили; Л. Иоселиани, А.
Двалишви-ли, актёры-нар. арт. Груз. ССР М. Чахава, Э. Мандж-галадзе,
засл. арт. Груз. ССР С. Канчели, М. Тбиле-ли, Т. Тетрадзе, Л. Абашидзе,
Е. Кипшидзе, Г. Ге-гечкори, Н. Чхеидзе. Директор ин-та (с 1955) И.
Та-вадзе. Т. И.
ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (Г о су-дарственный театральный музей
Грузинской ССР). Осн. в 1927 в Тбилиси. С 1938 музей стал приобретать и
обрабатывать документы по театр. иск-ву, была организована театр.
библиотека. В фондах музея, состоящего из отделов рукописей,
декоративного иск-ва, живописи и скульптуры, фото и фотонегативов,
мемориального, хранятся личные архивы выдающихся деятелей театр. иск-ва
(В. Абашидзе, К. Марджанишвили, А. И. Сумбатова-Южина, В. Мчедлишвили,
В. Алекси-Месхишвили, В. Гуния, Н. Габуния, Ш. Дадиани и др.). Директор
музея (с 1939) - Г. В. Бухникашвили. В рукописных фондах хранится ок.
14000 экспонатов, в отделе фото - св. 10 000 экспонатов, в библиотеке -
св. 13 000 книг. Н. Э.
ГРУЗИНСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см Цирковые коллективы
ГРУЗИНСКИЙ ЧИАТУРСКИЙ ТЕАТР ИМ. А. ЦЕРЕТЕЛИ - драматический театр в
крупнейшем рабочем центре Груз. ССР в г. Чиатура.
В 1897 в Чиатуре был создан драм. кружок рабочих марганцевых
рудников. В 1907 на его основе был организован полупроф. рабочий т-р.
Режиссерами т-ра до революции в разное время были Ш. Дадиани, В.
Урушадзе, В. Шалина-швили, М. Корели, А. Цуцунава и др.
После установления Сов. власти в Грузии (1921) Чиатурский рабочий т-р
был объявлен государственным. В т-ре работали нар. арт. Груз. ССР Т.
Абашидзе, Г. Нуцубидзе. Многие годы т-ром руководил нар. арт. Груз. ССР
П. Прангишвили. Среди пост. 50-х гг.: "Моё Квавилети" Бараташвили,
"Круговорот жизни" Какабадзе, "Крот" Чиджавадзе, "Без вины виноватые",
"Хозяйка гостиницы". В труппе (1962): нар. арт. Груз. ССР Г. Ткабладзе,
засл. артисты Груз. ССР М. Вашадзе, В. Сванели, М. Кусиани, артисты А.
Бараташвили, А. Датебашвили, Д. Джапаридзе, Б. Дурмишидзе, Г. Модебадзе,
А. Мосешвили и др.
Гл. реж.- Г. Себискверадзе, режиссёр - засл. деят. иск-в Груз. ССР С.
Цомая, художник - засл. деят. иск-в Груз. ССР М. Абжандадзе.
Лит.: на груз. яз.* Сборник Чиатурский театр. Тбилиси, 1937. Г. Б.
ГРУЗИНСКОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - театральная общественная
организация. Была создана в 1881 в Тифлисе с целью содействия развитию
нац. груз. т-ра. Объединяла проф. деятелей груз. т-ра. Первым
председателем об-ва был писатель И. Чавчавадзе. В работе об-ва принимали
участие писатели А. Церетели, Р. Эристави, А. Казбеги, переводчик Д.
Ки-пиани. Г. д. о. руководило деятельностью Тифлисской груз. драм.
труппы. Имело отделения в Кутаиси, Чиа-тури (организовано в 1907),
Батуми (1913), к-рые руководили местными проф. и любительскими т-рами. В
1914 был созван съезд сценич. деятелей, обсудивший творческие и правовые
вопросы. Существовало до 1921. Г. Б.
ГРУЗИНСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - см. Театральные общества СССР.
ГРУНЕВЕЛД(ОгоепеуеЫ), Бен (р. 1898)- голландский режиссёр,
театральный деятель. Творч. деятельность в т-ре начал в 1920. В 1925
организовал ряд театр. студий в Берлине, Дюссельдорфе, Париже,. в 1929
принимал участие в создании Большого нар. т-ра в Амстердаме.
В 1932 при поддержке с.-д. рабочей партии основал труппу "Молодые
артисты", начавшую свою деятельность пост. спектакля "Матросы из
Каттаро" Вольфа (первое представление состоялось в дни восстания на
голл. крейсере "Семь провинций"), получившего большое обществ, звучание.
Г. пост. спектакли: "Человек-масса" Толлера (1932, совм. с Г. Баубером),
"Последняя минута" Деккера о Сакко и Ванцетти (1933), "Профессор Мамлок"
Вольфа (1935, спектакль был запрещён). В конце 40-х - в 50-е гг. пост.:
"Дайте нам работу" Дужинского, "Преступление и наказание" по
Достоевскому, "Слово" Мунка и др. Выступает также как актёр. А. Вис.
ГРУОДИС, Юозас Мато [8(20).XII.1884-16.IV. 1948] - литовский
советский композитор, педагог и дирижёр. Засл. деят. иск-в Лит. ССР
(1944). В 1914- 1916 учился в Моск. консерватории, в 1924 окончил
консерваторию в Лейпциге. В 1924-27 Г. - дирижёр оперы и симф. концертов
в Каунасе. Композиторскую деятельность начал в 1908. Г.- автор балета
"Юрате и Каститпс" (1933, Каунас, т-р) на сюжет литов. нар. сказки,
музыки к драм. спектаклям и др. соч. В своём творчестве Г. опирался на
литов. муз. фольклор; его крупным соч. свойственно широкое симф.
развитие. Педагогич. деятельность Г. начал в 1924 в Каунасском муз.
уч-ще, с 1933 работал в Каунасской консерватории (с 1946- профессор).
Творч. принципы Г., переданные его ученикам, находят дальнейшее развитие
в музыке литов. сов. композиторов, сценич. произв. к-рых (балет "На
берегу моря" Юзелюнаса, опера "Пиленай" Кловы и др.) получили признание
у слушателей. Ю. Г.
"ГРУП-ТЙЭТР" (The Group Theatre)-американский драматический театр.
Создан в 1931 в Нью-Йорке группой актёров, выделившихся из состава
"Гилд-тиэтра", входивших в число т. н. "малых т-ров". Первое время
существовал как филиал т-ра "Гилд", но вскоре отошёл от него, избрав
самостоятельный творч. путь (следовал традициям школы МХАТа).
Материальные затруднения, к-рые испытывал т-р, вынуждали вводить иногда
в репертуар легковесные малозначимые пьесы ("Ночь над Тоасом" Андерсона,
"Леди" Лоусона и др.). Деятельность т-ра была связана с рабочим
движением США: в т-ре устраивались политич. дискуссии, чтение советских
газет и журналов, занятия для самодеятельных рабочих театр. коллективов
по системе Станиславского и др. Постановкой пьесы "Люди в белых халатах"
Кингсли (1933) т-р утвердил соц. направленность своего репертуара. Среди
др. пост.: пьесы К. Одетса ("В ожидании Лефти", "Пробудись и пой", "До
самой смерти", "Потерянный рай", "Золотой мальчик"), П. Грина ("Джонни
Донсон") и др. Значительное место в репертуаре т-ра занимали
произведения рус. драматургии ("На дне", "Три сестры"; "Человек с
портфелем" Файко и др.)" В 1935-37 "Г.-т." переживает период своего
расцвета. В эти годы т-ром руководят X. Клермен, Л. Страсберг,\
Кроуфорд. В труппе т-ра актёры: С. Адлер, Э. Казан, Ф. Тон, Л. Адлер, М.
Карновский и др. При "Г.-т." была создана школа, к-рая готовила
режиссёров и актёров для рабочих любительских и полупроф. т-ров. "Г.-т."
подвергался ожесточённым нападкам со стороны амер. реакц. прессы. В 1941
т-р закрылся из-за финансовых затруднений.
Лит.: Clurman H., The fervent years, N. Y., 1957К. Б. ГРУШАС, Иозас
Антонович (р. 29. XI. 1901) - литовский советский писатель. В 1932
окончил Каунасский ун-т. Лит. деятельность начал в 1924. Автор
реа-листич. рассказов, романов. Написал драмы "Дым" (1955, Паневежеский
т-р), первую историч. трагедию в литов. сов. драматургии "Геркус Мантас"
(1957; Каунасский т-р) о борьбе литовцев против Тевтонского ордена.
Пьеса "Семейный праздник" (1959, Каунасский т-р) посв. проблемам
социалистич. морали, драма "Профессор Марк Видинг" (1962) - атомной
войне и миру. А. Руз.
"ГРУШЕВЫЙ САД" ("Л и ю а н ь") -i) первая китайская театральная
школа. Основана императором династии Тан Сюань-цзуном (713-755),
принимавшим участие в обучении театр. иск-ву. Название получила от
местечка Лиюань (букв. - грушевый сад) близ столицы Китая - Чанъани.
Готовила актёров для песенно-танц. и мимич. представлений,
разыгрывавшихся при дворе. В школу принимались лучшие кит. музыканты, а
также дворцовые служанки. Впоследствии термин "Г. с." стал синонимом
понятий - театр. театр. круги, драма. 2) Название книги, созданной,
по-видимому, во времена династии императора Цин Цянь-луна (1736-95). В
этой книге последовательно излагаются принципы актёрского иск-ва Китая.
Позднее книга получила др. название - "Зерцало ясного сердца"
("Минсинь-цэянь"). Вл. С.
ГРУЩЙНЬСКИЙ (Gruszczynski), Кшиштоф (р. 1925)-польский драматург.
Первая пьеса Г. "Добрый человек" разоблачает аполитичный, абстрактный
гуманизм (т-р "Камеральны", Варшава, 1950; пост. в др. т-рах Польши).
Пьесы Г. "Поезд на Марсель" (1951), "Ключ от пропасти" (1955),
направленные против угрозы войны, также шли во многих польских т-рах.
Г.- автор трагикомедии "Сингапур 67" (1959, драм. театр во Вроцлаве).
Для творчества Г. характерны публицистичность, стремление к постановке
философско-этических проблем, образные обобщения. Г.-лауреат Гос.
премии. Б. Рос.
ГРЫЗУНОВ, Иван Васильевич [10 (22). IV. 1879-29. X. 1919] - русский
артист оперы (баритон). Пению обучался у К. И. Кржижановского в Москве.
Впервые выступил на сцене в 1903 в моек. т-ре "Эрмитаж" в оперетте
"Каморра" Эспозито (роль Гарина). В 1903-04 Г. пел в Т-ре
Со-лодовникова, в 1904-08 и в 1909-15- в Большом т-ре, в 1908-09 - в
Опере Зимина. Партии: Елецкий; Веденец-кий гость ("Садко"), Жермон;
Вольфрам ("Тангейзер"); Валентин, Меркуцио ("Фауст", "Ромео и
Джульетта"), Невер ("Гугеноты") и др. Выдающаяся работа Г.- партия
Онегина. Певец увлекал слушателей искренностью и жизненной
выразительностью исполнения, тонким художеств. вкусом. В 1915 болезнь
горла заставила Г. покинуть Большой т-р. Выступал как гастролёр в Опере
Зимина (до 1917) и в концертах.
Я. Каз. ГРЭХЕМ (Graham), l Марта (р. 11.V.1894)- американская
танцовщица, хореограф. В 1918 - 23 работала в танц. труппе Р. Сен-Де-ни
и Т. Шон, в программе которой были пла-стич. и вост. танцы. В 1926-30
выступала с сольными танцами. Г.- одна из наиболее ярких
представительниц совр. амер. "танца модерн". Она выработала собств.
стиль ритмо-пластич. танца, отличающийся экспрессионистской
выразительностью и сценичностью; стиль этот имеет много последователей.
Г. отрицает необходимость фиксированной техники танца, считая, что новые
танц. движения постоянно родятся из "импульсов". Для танца Г. характерны
сложные позы и движения, исполняемые на полу. Танцевальное иск-во Г.
приобретает выразительность благодаря её большой мимич. одарённости. В
30-х гг. организовала танцевальную группу ("Марта Грэхем данс груп"). В
своих пост., иногда связанных с амер. фольклором, Г. придерживается
изощрённой, стилизованной формы: "Пэнч и Джюди" Мак-Брайда (1941),
"Аппалачская весна" Копленда (1944), "Смерти и входы" Джонсона (1943),
"Поручение в лабиринт" Менотти (1947), "Эпизоды" (1959) на муз. Веберна,
и др.
Лит.: Martin J., Introduction to the dance, N. Y., 1939; Martha
Graham. Essays on the dance of Marthe Graham, Los Angelos, 1937. Ham. P.
ГРЮНДГЕНС (Grundgens), Густав (р. 22.ХП.1899)- немецкий актёр и
режиссёр. Ученик Л. Дюмон. В 1918 дебютировал как актёр во фронтовом
т-ре, в 1919 поступил в школу при Дюссельдорфском драм. т-ре. По
окончании школы (1920) играл в гор. т-рах Хальберштадта, Киля и в
гамбургском "Каммер-шпиле", в к-ром впервые выступил как режиссёр. В
1928-32 был актёром и режиссёром берлинского "Немецкого т-ра", ставил
спектакли в "Кролль-опере" и Гос. опере. С 1932 Г.-интендант
(руководитель) Берлинского гос. т-ра, с 1937 - генеральный интендант
Прусского гос. т-ра в Берлине. В 1946-47 Г. играл и ставил спектакли в
"Немецком т-ре" (Берлин), затем переехал в ФРГ, где был назначен
генеральным интендантом т-ров Дюссельдорфа. С 1955 Г. возглавляет
Гамбургский немецкий драм. т-р. Творчество Г. противоречиво. Он ставил
низкопробные пьесы Муссолини и в то же время создал ряд выдающихся
классич. спектаклей: "Король Лир" (1934), "Двенадцатая ночь" (1937),
"Чайка" (1948; исполнял роль Тригорина). Из совр. репертуара наряду с
пьесой "Процесс" Кафки (1950) Г. пост. пьесу сов. драматурга Е. Шварца
"Тень" (1947) и "Святую Иоанну скотобоен" Брехта (1959). Среди ролей
Г.Гамлет; Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Мефистофель (1-я и 2-я части
"Фауста"), Торквато Тассо (о. п. Гёте), Франц Моор; Фиеско, Валленштейн
("Заговор Фиеско в Генуе", "Пикколомини" и "Смерть Валленштейна"
Шиллера), Маркиз фон Кейт (о. п. Ведекинда). Для игры и режиссуры Г.
характерны оригинальность трактовки, склонность к подчёркнуто
театральной условной форме, гротеску, скупость и строгость выразительных
средств. Сдержанное изящество, сценич. эффектность, стремление к внешней
остроте, присущие его образам, дополняются пла-стич. выразительностью
жеста и речи. Причудливость гротеска порой подменяет глубину,
содержательность. Г. работает также как актёр и режиссёр кино.
Статьи и речи Г. 1929-51 собраны в книге "Действительность театра"
("Wirklichkeit des Theaters" [Frankf./M.], 1953).
Лит.: Берковский H., Манера и стиль, "Театр", М., 1960, .ј 3; M u h r
A., Gro?es Theater, Begegnungen mit G. Grundgens, B., 1950; *M e l с h i
n g e r S., Modernes Theater, Munch., 1956. B. K.
ГРЮНФЕЛЬД, Нильс Эдгарович [р.29. VII (11. VIII). 1907]-латышский
советский композитор и музыковед. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945).
Чл. Комму-нистич. партии с 1956. В 1931 окончил Моск. консерваторию по
классу фп. проф. А. Ф. Гедике. Автор первой латыш. сов. оперы "Рута"
(1943, Т-р им. Станиславского, Москва) о борьбе сов. партизан против
фашистских оккупантов в годы Великой Отечеств. войны в Латвии, а также
опер "Дайна" (1949, не пост.), "Любовь сильнее смерти" (1954-59, не
пост.) на собств. либретто по мотивам одноим. драмы Я. Райниса, кантат,
хоров и др. произв. Г. принадлежат также муз.-критич. статьи и очерки,
монография "Рудольф Берзинь" (1958; соавтор М. Залите) и др. С 1949 Г.
преподаёт в Латв. консерватории (с 1954 - доцент). Я. В.
ГУАНЬ ХАНЬ-ЦИН (около 1210-1298 или 1300) - китайский драматург. В
молодости занимался медициной, нек-рое время был врачом в придворной
лечебнице. Позднее посвятил себя драматургии, выступал также как актёр.
Г. Х.-ц. является основоположником юанъской драмы. Он написал св. 60
пьес (сохранилось 18), из. к-рых лучшие - драмы "Обида Доу Э", "Сон о
гибнущей бабочке", "Один среди врагов", "Сон о западном Шу", комедии
"Спасение обманутой", "Беседка у реки". В политически острых,
гуманистич. по своей направленности пьесах Г. Х.-ц. воссоздал тяжёлую
картину жизни Китая в период монг. господства. Произв. Г. Х.-ц. отмечены
знанием жизни, умением передать тончайшие оттенки чувств и психологии
героев, мастерством типич. обобщения. Пьесы Г. Х.-ц.у как правило, имеют
4 акта, центр, место в них занимают образы женщин различных социальных
кругов.
Лит.: Федоренко Н. Т., Гуань Хань-цин - великий китайский драматург,
М., 1958. И. Г.
ГУАРНЬ‚РИ (Guarnieri), Камарго (р. 1.11. 1907)- бразильский
композитор и дирижёр. Один из основоположников нац. муз. культуры. Член
Браз. муз. академии. Музыке обучался в консерватории в Сан-Паулу; брал
уроки композиции в Париже у Ш. Кёк-лена. В 40-х гг. выступал в США как
дирижёр. Автор гл. обр. симф., камерно-инструмент. и вок. соч. Произв.
Г. отличаются эмоциональностью, ритмич. и гармонич. своеобразием,
широким использованием разнообразных муз.-выразит, средств, ярким нац.
колоритом. Эти качества присущи и единств, опере Г. "Педро Малазар-те"
(1952, Рио-де-Жанейро) на сюжет из эпохи колонизации Бразилии. М. Лиц.
ГУБАРЕВ, Виталий Георгиевич [р. 17(30). VIII. 1912]- русский,
советский, драматург. Окончил Ин-т журналистики (1934). Автор пьес,
широко шедших в
ТЮЗах страны: "Павлик Морозов" о герое-пионере, сказки "Королевство
кривых зеркал" (совм. с А. Успенским) и "Великий волшебник" (все три
пьесы впервые пост. в Моск. та)3е-1951, 1953, 1956), пьесы "Барышня"
(1954; Моск. обл. ТЮЗ). Е. X.
Соч.: Барышня. Комедия в 3 д., М., 1955; Павлик Морозов, М., 1953.
ГУБАРЕВИЧ, Константин Леонтьевич (р. 23.XII. 1906) - белорусский
советский драматург. Лит. деятельность начал в нач. 30-х гг. Автор пьес
"Центральный ход" (1948) о партизанском движении в Белоруссии и
"Алазанская долина" (1949) о восстановлении колхозной деревни в
послевоен.годы, написанных совм. с И. Дорским (пост. в Т-ре им. Я.
Коласа). Самостоятельно написал пьесы "Брестская крепость" (1950, Т-рим.
Я. Купалы) о героич. обороне Брестской крепости в годы Великой Отечеств,
войны, комедию "Простая девушка", "На крутом повороте" (1956, Т-р им. Я.
Купалы) о борьбе за новые методы труда в колхозном строительстве,
"Главная ставка" (1957, Минский рус. т-р) о событиях революции в
Белоруссии. Пьесы Г. идут на сценах белорус. т-ров, ставились также на
Украине, в Армении, РСФСР.
Лит.; Писатели сов. Белоруссии, Минск, 1955, с. 56- 57; Няфёд Ул.,
Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959. В. H.
ГБСКАЯ, Вера Николаевна (25. VIII. 1906-19. X. 1953) - советская
артистка балета и балетмейстер. Нар. арт. Узб. ССР (1944). В 1922
училась в балетной студии Нелидовой в Москве. С 1923 - солистка Т-ра
оперы и балета им. Палиашвили, с 1930 - прима-балерина Т-ра оперы и
балета им. Навои в Ташкенте. Темпераментом, эмоциональностью, обаянием