<< Пред. стр. 232 (из 913) След. >>
ДАРРЕЛЛ (Darrell), Джордж (гг. рожд. и смерти неизв.) - австралийскийдраматург, актёр, театральный предприниматель. Творческую деятельность
начал в 70-80-х гг. 19 в. С 1869 работал в Сиднее. Положил начало жанру
мелодрамы в Австралии. Мелодрамы Д. "Вдалеке от могилы", "Сосланный на
пожизненную каторгу", "Солнечный юг", "Скваттер", "Голая правда" широко
ставились в конце 70-нач. 80-х гг. 19 в. в т-рах Австралии и в Лондоне.
Мелодрамы Д. получили популярность благодаря их близости быту Австралии,
злободневности, яркости диалогов, окрашенных нац. языковым колоритом. Д.
был талантливым исполнителем гл. ролей в шекспировских спектаклях
(играла Австралии и США) и в мелодрамах собственного сочинения.
Лит.: R e e s L., Towards an Australian drama, Sydney -L., 1953. ' д
"
ДАРСАЛИЯ, Дзадз Харитонович (р. 1898)- абхаз ский советский
драматург. Автор пьес "В глухой старине" (1932), о жертвах старых
реакционных обычаев, "Икона и беспокойство" (1933), обличающей религию,
м. Л.
ДАРСКИЙ, Евсей Павлович - советский артист эстрады. См. Миров и
Дарений.
ДАРСКИЙ (наст. фам. - Шавров), Михаил Егорович (1865-1930)- русский
актёр, режиссёр. Учился в Петерб. ун-те. С 1882 выступал в любительских
спектаклях. С сезона 1884-85 - на проф. сцене. Играл в Петербурге в
клубах и в летних т-рах (Павловск, Ораниенбаум и др.), затем в провинции
(Витебск, Минск, Житомир, Вильно и др.). В 1892- 1894 держал антрепризы
в Петербурге. В 1894-98 гастролировал по провинции, играя гл. обр. роли
в пьесах Шекспира и Шиллера. В 1898-99- в МХТ, где исполнил роль
Шейлока. Станиславский, репетировавший с ним эту роль, отмечал "чудный
голос и темперамент" Д. и в то же время склонность его к ложной
патетике, рутинным приёмам (Станиславский. Статьи, речи, беседы, письма,
M., 1953,. стр. 104). В 1902-24 был актёром и режиссёром
Алек-сандринского т-ра; пост. здесь "Чайку" (1902), исполнил роли
Гамлета, Шейлока; Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова), Бориса Годунова
("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого). С 1905 занимался педагогич.
деятельностью.
Лит.: Х о д о т о в Н., Близкое-далекое, M., 1962; Еженедельник
академических театров", Ленинград 1924 ј 12" Портреты M. E. Дарского,
СПБ, 1891. д f{\
ДАРСОНВАЛЬ (Darsonval), Лисет (наст. имя и фам.- Алис Перрон; Perron)
(p. 12.II. 1912)- французская артистка балета, балетмейстер. В 1924-27
училась в балетной школе при "Гранд-Опера", по окончании к-рой была
принята в труппу этого т-ра. Ученица К. Замбелли. В 1930 исполнила
первую ответств. партию - Пастушка ("Творения Прометея" Бетховена). В
1931 ушла из этого т-ра. В 1933-35 выступала в труппе Д. Лесприловой,
где занималась под рук. Л. Егоровой. В 1936 возвратилась в
"Гранд-Опера", выступала с танцовщиком С. Лифа-рем, была ведущей
танцовщицей этого т-ра до 1953. Партии: Сильвия (о. п. Делиба), Ориана
("Ориана, или Принц любви" Шмит-та), Одетта-Одиллия;
Принцесса ("Принцесса в саду" Гровлеза), герцогиня де Фер ("Жуан де
Царисса" Эгка), Джульетта ("Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского),
Коппе-лия и др. Гастролировала в США, Германии и др. В 1938 Д. впервые
выступила как балетмейстер, подготовив (совм. с В. Саркисян) вечер
балетных миниатюр. Среди др. пост.: "Японские эстампы" и "К свету" на
муз. Хоссеина, "Венецианская ночь" Тирье и "Три арии для танца" Ролан
Манюэля, и др. Исполнение Д. отличалось виртуозной техникой, особенно в
турах и пируэтах, большой выразительностью. В 1957-60 руководила школой
"Гранд-Опера". В 1960 оставила сцену.
Лит.: F a b г е D., Lycette Darsonval, P., [1956].7/aw. P. ДАРЬЯЛ
(наст. фам.- Демидова), Александра Васильевна (г. рожд. неизв. - ум.
1932)- русская актриса. Училась на драм. курсах Петерб. драм. об-ва,
брада уроки у актрисы Н. П. Анненков ой-Бер-нар. В 1892-93 держала
антрепризу в Петербурге, выступая здесь в трагедийных ролях. В 1894
дебютировала в Александрийском т-ре в роли Луизы ("Коварство и любовь"),
но не была прянята в труппу. После этого 4 сезона играла под рук. реж.
Н. Н. Синельникова (Новочеркасск, Ростов, Моск. т-р Корша), к-рый
способствовал выдвижению Д. в число ведущих трагич. актрис этого
периода. С 1898 работала в Киеве в театре Соловцова, где с успехом
исполнила роль Надежды Монаховой в одной из первых постановок пьесы М.
Горького "Варвары" (1906). Впоследствии служила в Одессе,
Екатери-нодаре. Д. обладала прекрасными внешними данными, большим
сценическим темпераментом, красивым голосом.
Роли: леди Макбет; Марион де Лорм (о. п. Гюго); Адриен-на Лекуврер
(о. п. Скриба и Легуве); Тугина ("Последняя жертва"), Лариса и др.
Лит.: Синельников Н.Н., Шестьдесят лет на сцене. Записки, Харьков,
1935, с. 224-234. Д. Кл.
"ДАРЮЛЬБЕДАЙЙ ОСМАНИ"-см. Турецкий государственный городской театр.
ДАСЙН ЯНГЭЦЗЮЙ (букв.-крупная форма пьес янгэ)- одна из форм
китайских многоактных музыкально-драматических представлений. Получила
распространение в 40-е гг. 20 в. в освобождённых районах Китая. В Д. я.
широко использовались нар. мелодии Сев.-Зап. Китая, особенно
песенно-танце-вальных сценок янгэ. Среди Д. я. наиболее известна пьеса
"Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни. Позднее термин "Д. я." вышел из
употребления, уступив место синьгэцзюй (букв.-новая музыкальная драма).
Вл. С.
ДАСТЕ (Daste), Жан (р. 18. IX.1904) - французский актёр и режиссёр.
Род. в актёрской семье (сын М. Э. Даете, внук Ж. Копо). Дебютировал в
1919 как актёр в парижском т-ре "Шатле". В 1922 поступил в школу т-ра
"Вьё коломбье", руководимого Ж. Копо. С 1924 вместе с труппой учеников
Копо в течение 4 лет играл в Бургундии. В 1930 принял участие в создании
"Труппы 15-ти", с к-рой выступал в Париже и Лондоне. В 1936 вместе с А.
Бар-саком и М. Жакемоном создал "Театр четырёх времён года";
гастролировал с этим т-ром в Америке (1937-39). По возвращении в Париж
до 1942 - актёр т-ра "Ателье". В 1945 возглавил первый во Франции
Региональный (областной) драм. центр в Гренобле. С 1947 руководит Т-ром
комедии в г. Сент-Этьенне. В 1959 за спектакль "Кавказский меловой круг"
Брехта удостоен Мольеровской пр. Среди лучших ролей Д.-Перришон
("Путешествие господина Перришона" Лабиша), Скапен и Сганарель в пьесах
Мольера, комедийные образы в пьесах Ануя и др. Снимается в кино.
Лит.: M i g n a n P. L., Jean Daste, P., 1951. Е. Ф.
ДАТСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Древним произв. устного нар. творчества датчан
(Старшая "Эдда", саги, старинные баллады и сказки) были присущи элементы
драм. действия. Возникновение Д. д. связано с обрядовыми играми,
литургич. драмой (в эпоху средневековья). Большое значение для
формирования Д. д. имели европ. театр. традиции, иск-во странствующих
актёров. В эпоху Реформации получила развитие школьная драма. Иногда
переводы нек-рых из них называли "комедиями Кристьерна Хансена" по имени
Кристьерна Педерсена, основоположника дат. лит-ры. Среди первых дат.
драматургов - X. Стен, П. Хег-лунн, И. Ранх, авторы грубоватых бытовых
комедий написанных на сюжеты из совр. жизни. В 17 в. Д. д. развивалась
медленно. Среди драм. произв. 16-17 вв.- аллегорич. пьеса "Колесо
счастья" X. Стена (дата неизв.), "Комедия графа и барона" М. Скеля
(1675).
В 18 в., в эпоху раннего Просвещения, наступил новый этап в развитии
Д. д. Он связан с творчеством крупнейшего дат. драматурга,
основоположника дат. т-ра Л. Хольберга, к-рый выступил как обличитель
социальных пороков, отсталости, мещанского филистёрства. Обличительная
направленность характеризует комедии Хольберга "Оловянщик-политикан"
(1722), "Жан де Франс, или Ханс Франдсен" (1722), "Йеппе с горы, или
Превращённый крестьянин" (1722), "Мастер Герт Вестфалец, или Болтливый
цырюльник" (1722), "Якоб фон Тибое, или Хвастливый солдат" (1724) и др.
Герои его произв.-простые люди: крестьянин Йеппе, умные слуги и
служанки. В поздних комедиях Хольберга-"Эразмус Монтанус, или Расмус
Берг" (1747), "Дон Ранудо де Колибрадос, или Бедность и гордость"
(1748), "Абракадабра", "Плутус, или Спор между бедностью и богатством"
(оба в 1753), "Путешествие Сганареля в страну философии" (1754), усилены
социальные мотивы, психоло-гич. характеристики героев. Творчество
Хольберга оказало большое влияние на развитие нац. и европ. драматургии.
Во 2-й пол. 18 в. Д. д. испытывала воздействие переводной, гл. обр.
немецкой, лит-ры. И. Эвалъд автор библейской драмы "Адам и Ева" (1769),
историч. трагедии "Рольф Краге" (1770), поэтич. трагедии "Смерть
Вальдера" (1773) на сюжет из древнесканд. мифологии, испытывал
воздействие сентиментализма, изображал простых людей, "истинных детей
природы" (драма "Рыбаки", 1780). Драм. произв. А. Хейберга были
проникнуты мотивами гуманизма и свободолюбия. В них нашли отражение идеи
франц. бурж. революции конца 18 в. В водевилях и комедиях Хейберга резко
критиковалось дворянство. Видную роль в пропаганде идей Просвещения в
Дании сыграло творчество И. X. Весселя, автора пародийной трагедии
"Любовь без чулок" (1772), продолжавшего традиции Хольберга. Реалп-стич.
и сатирическим по своей направленности произв. нац. просветительской
комедиографии противостояли пьесы, проникнутые элементами
идеализации,драм. идиллии Т. Торупа ("Свадьба Петера", 1793,
"Возвращение", 1802), историч. пьесы О. Самсё ("Дювеке", 1794) и К. Л.
Саннера ("Нильс Эббесен из Нёррериса", 1797). В нач. 19 в.
сформировалось романтич. направление в Д. д., в к-ром получили развитие
две осн. тенденции: нац.-патриотич., демократическая и консервативная,
ориентировавшаяся на социально-эсте-тич. принципы нем. романтич. школы.
Крупнейшим представителем демократич. направления был А. Эленшлегер. Ему
принадлежат пьесы: "Алладин" или Волшебная лампа" (по сказкам "1001
ночи", 1804), "Ярл Хокон" (1806), "Пальнатоке" (1807) на сюжеты легенд и
нац. истории. Герои этих пьес- простые люди, носители высокой морали,
борцы за обществ. интересы. Гуманистич. представления Эленшлегера
связаны с идеализацией дофеодальной и дохристианской культуры. Нек-рые
пьесы Эленшлегера - "Ярл Хокон", "Корреджио" (1809), обличающие мир
наживы, включают в себя элементы реализма. Сочетание романтич. и
реалистич. мотивов отличают творчество X. Херца - автора водевилей и
драм "Сберегательная касса" (1836), "Дом Свена Дюринга" (1837), "Дочь
короля Ренэ" (1845), и К. В. Бредаля, к-рый в своих "Драматических
сценах" (1819-33) следовал принципам драматургии Шекспира. Элементы
социальной критики заключали в себе романтич. пьесы X. К. Андерсена
"Любовь на Николаевой башне, или Что скажет партер" (1829), "Мулат"
(1840), "Грёзы короля" (1844). В противовес пропагандировавшейся реакц.
романтиками "трагедии рока", Андерсен стремился создать драматические
произведения, отмеченные жизненной правдой, проникнутые героизмом и
свободолюбием. Демократизмом, любовью к простому люду, весёлым юмором
отличаются комедии-сказки Андерсена "Дороже жемчуга и злата" (1849),
"Оле Лукойе" (1850), "Бузинная матушка" (1851).
Видное место в истории дат. прогрессивного романтизма 1-й пол. 19 в.
занимал И. Л. Хейберг. Он продолжил борьбу Эленшлегера за утверждение
демо-кратич. принципов в области драматургии и т-ра. В своих теоретич.
трудах он подвергал критике реакц. романтизм. Хейберг писал о путях
развития реали-стич. иск-ва, осуждал "бесформенность", присущую произв.
романтиков. Вместе с тем критич. принципы Хейберга носили социально
ограниченный характер. Среди его ранних романтич. пьес выделяются: "Холм
эльфов" (1828), "Принцесса Изабелла" (1829), "Эльфы" (1834). В
философской комедии "Душа после смерти" (1840) проявилось стремление
драматурга к решению актуальных проблем жизни. Это же стремление
характеризует и его муз. комедии "Царь Соломон и Йорген, шапочный
мастер" (1825), "Рецензент и животное" (1826), "Неразлучные" (1827) и
др.
Теоретич. положения реакц. романтизма разработал X. Стеффенс,
последователь нем. философа-романтика Ф. Шеллинга. Консервативные
тенденции утверждал И. К. Хаук, стремившийся воплотить в своих историч.
драмах "Баязет" (1828), "Тиберий" (1828), "Свен Грате" (1841) принципы
нем. романтич. школы. Передовые тенденции выражало творчество
драматургов П. К. Плоуга - автора т. н. студенческих водевилей, И. К.
Хострупа, писавшего водевили "Интриги" (1845), "Прогулка с
приключениями" (1848), "Солдатские шутки" (1850), "Учитель и ученик"
'(1851), Т. Оверскоу, К. И. Бойе и др. Сложный процесс перехода от
романтизма к реализму характерен для философско-историч. драмы "Каланус"
Ф. Палудана-Мюллера (1854).
В конце 19 в. Д. д. испытывала декадентские, а затем натуралистич. и
символистские влияния. Лишь в теоретич. трудах Г. Брандеса были
осуществлены попытки противопоставить этим тенденциям реализм
драматургии Шекспира, нац. реалистич. традиции.
В конце 19 - нач. 20 вв. попытки драматургов Я. Бергстрёма, Э.
Кристиансена, Э. Брандеса, X. На-тансена создать театр актуальных
идейно-этич. проблем не имели успеха из-за мелкобурж. ограниченности их
мировоззрения, эклектич. подражания произв. Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона.
Представители т. н. "копенгагенской школы", комедиографы О. Бенсон
("Скандал", 1884, "Спортсмен", 1891, "Свободные руки", 1908), Г. Эсман
("В провинции", 1890, "Славная семейка", 1892), отказываются от сатирич.
направленности, характерной для Д. д. В комедиях Г. Вида
язвительно-сатирпч. изображение правящих классов сочеталось с
натурализмом и циничным пессимизмом. Неороман-тич. драматургия,
возникшая как реакция на натурализм, представлена пьесами X. Драхмана,
её сменила символистская, декадентская драматургия С. Ланге, К.
Гъеллерупа, X. Роде, Я. Кнудсена. Этой драматургии противостояли
реалистич. пьесы основоположников нац. пролетарской литературы И.
Скьольборга ("Идеальные силы", 1911, "Сыновья Миккеля Ларсена", 1914) и
И. Окьера ("Жизнь в Хегнсгорде", 1907, "Сын волка", 1909, "Когда
крестьяне любят", 1911), отразившие социальные противоречия в деревне.
Эти пьесы не вошли в репертуар дат. т-ров, так же как и единственное
драм. произв. основоположника социалистич. реализма в Дании М.
Андер-сена-Нексё "Люди с Дангора" (1915), раскрывающее классовые
противоречия и предсказывающее победу новых социальных отношений. Теорию
эскапизма (бегство от действительности) выражали мелодрамы К. Ганрупа
"Урождённая Андерсен" (1918), "Танец ведьм" (1921), "Совершенно
невиновна" (1923), "Падшие ангелы" (1923), сочетавшие религиозную
благостность с эротикой, прославлением аморализма. В нач. 20-х гг.в
пацифистских драмах Б. Б. Мюллера сказалось влияние экспрессионизма.
Против войны с пьесой "Никто" выступил С. Борберг (1920), однако в этой
и других его пьесах ("Наше сердце", 1921, "Круг правосудия", 1935,
"Грешник и святой", 1939) проявилось увлечение психоаналитической
теорией 3. Фрейда. Критика бурж. общества содержалась в пьесах X.
Бергстедта и С. Клауссена. В трагикомедиях "Дьявол в Гаммельбю" (1917),
"Голубая ваза" (1925), написанных в стиле мрачного гротеска, Берг-стедт,
раскрывая лживость мещанской морали, в то же время порывает с
гуманистич. традициями датской комедии, утверждает культ ницшеанского
сверхчеловека, что впоследствии приводит его к сотрудничеству с
фашистами. С. Клауссен создал ряд драм и комедий - "Наши собственные
мандарины" (1920), "Конторский раб" (1922), "Старая история" (1927) и
др., в к-рых обличались коррупция и бюрократизм гос. аппарата,
деградация бурж. культуры. Эти пьесы явились значит, достижением критич.
реализма в Д. д. Сложен и противоречив был творческий путь одного из
крупнейших сканд. драматургов 20 в. К. Мунка. Разочарование в бурж.
демократии привело его к утверждению реакц. культа "сильной личности" в
философских драмах на библейские сюжеты- "Пилат" (1917), "Идеалист"
(1928) и др. В пьесах "Слово" (1932), "Любовь" (1935), "Море и люди"
(1929) преобладает религиозная проблематика, но одновременно Мунк
критикует официальную церковь и "идеальную" крестьянскую общину.
Наиболее отчётливо эволюция мировоззрения Мунка выражена в его драмах
"Победа" (1935) - попытке оправдать агрессию Муссолини в Эфиопии, "Он
сидит на кипящем котле" (1938), раскрывающей антигуманистическую
сущность фашистского режима, и "Нильс Эббесен" (1942) - пьесе,
исполненной гражданского пафоса, призывающей бороться с фашистскими
оккупантами (в 1944 Мунк был зверски убит гитлеровцами).
В 30-е гг. объединение передовых деятелей дат. общества в борьбе с
фашизмом и угрозой войны, с внутренней реакцией определило расцвет
прогрессивной Д. д. Получил известность К. Э. Соя, как драматург, гневно
и глубоко разоблачающий идеологию и практику дат. буржуазии в пьесах
"Паразиты" (1929), "Искушение" (1935), "Шас" (1938) и др. В отличие от
Соя, не верившего в возможность коренного преобразования общества, К.
Абеллъ не только показал несостоятельность мелкобурж. мировоззрения и
идеалов, но и необходимость активной борьбы с отживающим миром (комедии
"Потерянная мелодия", 1935, "Ева отбывает свою детскую повинность",
1936, драма "Юдифь", 1940). Оптими-стич. направленность драматургии
Абелля связана с верой в народные массы, с утверждением активного
гуманизма, отрицанием индивидуализма, обществ. пассивности. Тема
необходимости насилия в борьбе с реакцией, ответственности каждого
человека за судьбы мира наиболее сильно прозвучала в его драме "Анна
Софи Хедвиг" (1939), к-рая, наряду с памфлетом "Умбабумба" (1935) Соя,
явилась выдающимся антифашистским произв. скандинавской драматургии. В
30-е гг. обратились к драматургии К. Сён-нербю ("Лишняя женщина", 1936)
и Л. Фишер ("Инвалид", 1930, "Ребёнок", 1936, "В пустом доме", 1936).
Выражая настроения либерально настроенной интеллигенции, они пытались
анализировать, хотя и непоследовательно, социальные корни распада бурж.
семьи. Во время гитлеровской оккупации (1940-45) Д. д. находилась в
состоянии застоя. После освобождения Дании был создан ряд значительных
произведений, посвящённых героической борьбе датского Сопротивления,
обличавших сотрудничество с фашистскими захватчиками, осмысливавших
уроки войны: "Силькеборг" Абелля (1946), "После" Соя (1947), "Фронт"
Фишера (1945), "Шлезвиг" В. Линнемана (1946).
Прогрессивная Д. д. продолжает развиваться, несмотря на
неблагоприятные условия (вступление Дании в НАТО, политика "холодной
войны", преследования передовых обществ, деятелей, идейный кризис
либеральной интеллигенции, засилье модернистской зап.-европ. и амер.
драматургич. продукции). В фантастич. драме "Дни на облаке" (1947)
Абелля выражен протест против угрозы новой, атомной войны, содержится
призыв к борьбе за мир. В ней с новой силой раскрываются осн. черты
творчества Абелля: интеллектуальная насыщенность диалога, диалектич.
развитие характеров, экспрессивность и концентри-рованность действия,
идейная глубина символов и аллегорий, неистощимая фантазия. Правда, в
последующих его драмах-"Ветсера цветёт не для каждого" (1950), "Голубая
пекинка" (1954), "Дама с камелиями" (1959)-проблема краха
мелкобуржуазного индивидуализма получает абстрактное
идейно-художественное решение. Соя создал философско-аллегорич. комедию
"Лев в корсете" (1950), в к-рой высмеивается западноевроп. бурж.
демократия. В пьесах "В светлую ночь" (1956) и "Петерсен в загробном
царстве" (1957) он вновь обращается к теме духовного оскудения
мещанства. Аналогично содержание социально-психологич. драм Л. Фишера
"Путешествие" (1949), "Свободное воскресенье" (1954) и его философских
драм "Соль земли" (1954) и "Хлеб власти" (1955). Психологич. драмам X.
К. Браннера, лучшая из к-рых-"Фермопилы" (1958)-разоблачает
несостоятельность идей мелкобурж. гуманизма, присуще болезненно
пессимистич. восприятие действительности. Борьбе за мир посвящены
памфлет "Восстание женщин" Сённербю (1955) и направленная против
аптинар. воен. пактов пьеса "Прах императора" М. Линка (1952), пост.
к-рой в Королевском т-ре была запрещена правящими кругами. Ф. Метлинг в
своих пьесах "Неизвестный" (1953), "Припади к земле" (1954), "Возможно"
(1955) и др. претендует на философское освещение действительности, но по
существу солидаризируется с обывательским мировоззрением. Творчество П.
Томсена ("Аталия", 1956) и С. Тогебю ("Ульрика", 1957) испытывает