<< Пред. стр. 235 (из 913) След. >>
(1949) и музыку к фильму "Советская Литва" (1952)."ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ, ИЛИ КАК ВАМ УГОДНО" ("The Twelfth night, or What
you will") - комедия Шекспира в 5 д. Соч. 1600. Пост. 2(?) февр. 1602 в
юридической корпорации Мидл-Темпл, Лондон (Маль-волио - Бёрбедж, Фесте -
Арним, Антонио - Шекспир). Ставилась при дворе в 1618, под назв.
"Мальволио" - в 1623. в 1741 - в т-ре "Друри-Лейн", Лондон (Орсино -
Миле, Себастьян - Милуорд, Антонио - Кэшелл, сэр Тоби - Ше-перд, сэр
Эндрю - Вудворд, Мальволио - Маклин, Фесте- Чепмен, Оливия - Клайв,
Виола - Питчерд, Мария - миссис Маклин); т-р "Хеймаркет" (1856); т-р
"Лицеум", Лондон (1884, Мальволио-Ирвинг, Виола - Терри). Среди
позднейших пост. "Д. н." в Англии - "Т-р Хиз Маджестис", Лондон (1901,
реж. и исполнитель роли Мальволио - Бирбом-Три); т-р "Олд Вик", Лондон
(1931, Мальволио-Гилгуд;
1937, реж. Гатри, худ. Мак-Артур, сэр Тоби - Л. Оливье; сэр
Эндрю-Гинее; 1950, реж. Хонт, Мальволио- Роджерс, Виола -Эшкрофт; 1955,
реж. Бенталл, сэр Тоби - Данемен, Виола-Джеффорд); "Финикс-тиэтр",
Лондон (1939, реж. Митчелл, сэр Тоби - Редгрейв, Виола - Эшкрофт), т-р
"Олд Вик", Бристоль (1954); Шекспировский мемориальный т-р,
Стратфорд-он-Эйвон (1955,реж. Гилгуд, худ. Прайд, комп. Бриджуотер,
Мальволио - Оливье, Виола - В. Ли, Оливия - Одли, Мария - Бэдэли; 1958,
реж. Холл, худ. Л. де Нобили, комп. Леппард). В Германии "Д. н."
ставили: Мейнингенский т-р (80-е гг., реж. Кронек, в 1890 показан на
гастролях в Москве); Дрезденский т-р (1905, реж. Цейс); Немецкий т-р,
Берлин (1907, реж. Рейнхардт; Орсино - Гартман, сэр Тоби - Дингельман,
сэр Эндрю - Васман, Мальволио - Краус, Фесте - Моисеи, Оливия - Хеймс,
Виола -Тервин); Мюнхенский т-р (1908, 1909, 1936);
Гос.т-р, Берлин (1937, лит.-сценич. обработка и пост. Грюнд-генса,
худ. Мюллер). В др. странах: т-р "Вьё коломбье", Париж (1914); "Гилд"
т-р, Нью-Йорк (1940, реж. Уэбстер, Мальволио - Эванс, Виола - Хейс); т-р
в Джефферсон-Сити, Миссури, США (1940, реж. Вуд); т-р "Мандзони", Рим
(1954); Народный т-р "Сава Огнянов", г. Русе, Болгария (1955, реж.
Даниел); Народный т-р в Ямболе (1956, реж. и исполнитель роли Мальволио
- Стоянов); Городской т-р, г. Жилина, Чехословакия (1955); Шекспировский
т-р, Страт-форд близ Торонто, Канада (1955-56, реж. Гатри); Т-р им.
Словацкого, г. Кошалин, Польша (1958); Польский т-р, Вроцлав (1959,под
назв."Вечер трёх королей"); т-р "Современник", Марсель (1958, пост. под
открытым небом, показывалась на фестивале в Касси, реж. Жерар Халль);
т-р в Мадрасе, Индия (1959, реж. Р. Сое) и мн. др.
Первая пост. "Д. н." в России - 6 сент. 1867, Малый т-р, Москва
(бенефис Карской, пер. Кронеберга; сэр Тоби-Дмитревский, сэр Эндрю -
Федотов, Мальволио - П. Садовский, Фесте - В. Живокини, Оливия -
Федотова, Виола - Е. Васильева, Мария - Чумаковская). Из последующих
дорево-люц. пост. "Д. н." наиболее известны: т-р Корша (1890, в бенефис
Светлова, спектакль возобновлён в 1893, в бенефис Яковлева; Орсино -
Людвигов" сэр Тоби - Кра-совский, Вязовский, сэр Эндрю - Яковлев,
Мальволио - Светлов, Фесте - Шмитгоф, Боуэр, Оливия - Глама-Мещерская,
Яворская, Виола - Журавлёва, Яворская, Мария - Кошева); Общество
искусства и литературы, Москва (1897, реж. Станиславский, комп.
Корещенко. сэр Тоби - Лужский, сэр Эндрю - Бурджалов, Мальволио -
Станиславский); Художественно-Общедоступный т-р, Москва (1899, пер.
Кронеберга, реж. Станиславский и Лужский, худ. Наврозов, комп.
Корещенко; Орсино - Адашев, сэр Тоби - Лужский, сэр Эндрю - Бурджалов,
Мальволио - Мейерхольд, Фабиан - Грибунин, Фесте -Ланской, Москвин,
Оливия - Андреева и Алеева, Виола и Себастьян - Книппер, Мария - Мунт);
Малый т-р, Петербург (1908, реж. Арбатов); Александрийский т-р,
Петербург (1908, пер. Гнедича под назв. "Крещенский вечер, или Всё что
хотите", реж. Н. Попов); Михайловский т-р, Петербург, открытие серии
классич. спектаклей для учащейся молодёжи силами Александрийского т-ра
(1912, реж. Ракитин), Общедоступный т-р под рук. Гайдебурова, Петербург
(1913, реж. Сазонов; сэр Тоби - Аркадии, сэр Эндрю - Гайдебуров). Широко
ставилась "Д. н." на дореволюц. провинциальной сцене.
Первая пост. "Д. н." на сов. сцене - 4 дек. 1917.1-я студия
Художеств. т-ра, Москва (пер.Вейнберга,реж. Станиславский, Сушкевич,
худ. Андреев и Либаков, комп. Рахманов; Орсино - Вырубов, Антонио -
Афонин, сэр Тоби - Болеславский, Готовцев, сэр Эндрю - Смышляев,
Мальволио - Колин, Чехов, Фесте - Гейрот, Дикий, Оливия - В. Алексеева,
Бакланова, Кемпер, Виола и Себастьян- Ду-расова, Сухачёва, Мария -
Гиацинтова). Последующие пост.:
Большой драм. т-р, Петроград (1921, возобновление 1926" пер.
Кронеберга, реж. Н. Петров, декорации - по эскизам Щуко; сэр Тоби -
Музалевский, сэр Эндрю - Мичурин, Мальволио - Кровицкий, Монахов, Фесте
- Софронов, Виола - Аленева, Яковлева, Мария - Вольф-Израэль, Лежен);
МХАТ 2-й, Москва (1933, реж. Гиацинтова и Готовцев, худ. Фаворский,
комп. Рахманов; Орсино - М. Орлов, сэр Тоби - Готовцев, сэр Эндрю - Кита
ев, Мальволио - Азарин, Фабиан - Шахет, Фесте - Образцов, Оливия -
Кемпер, Виола и Себастьян - Дурасова, Мария - Гиацинтова); Горьков-ский
т-р (1935, 1945); Смоленский т-р (1936); Ленингр. т-р Комедии (1938,
пер. Лозинского, реж. и худ. Акимов, комп. Желобинский; Орсино -
Консовский, Лецкий, Антонио - Савостьянов, сэр Тоби - Тенин, сэр Эндрю -
Суханов, Мальволио - Вениаминов, Фабиан - Алейников, Фесте - Ханзель,
Оливия - Гошева, Скопина, Виола - Гу-рецкая, Юнгер,
Мария-Зарубина,Сухаревская); Тбилисский т-р им. Грибоедова (1938, реж.
Ридаль, худ. Штенберг, комп. Бейер): Кирг. драм. т-р (1943, пер.
Османова);
Ленинаканский т-р (1944, пер. Даштенца, реж. Аджемян, худ. Свахчян;
Орсино - Г. Арутюнян, Пашаян, Кочарян в Акопян, сэр Тоби - Зограбян, сэр
Эндрю - Арцрунян, Мальволио - Америкян, Фабиан - Рштуни, Элоян,
Чоло-хян, Фесте - А. Арутюнян, Оливия - Бероян, Абалян, Виола -
Аракелян, Карапетян, Вардересян, Мария - Бо-хян); Малый т-р, Москва
(1945, пер. Лозинского, стихи Маршака, реж. Дудин, худ. Рындин, комп.
Шапорин); Минский рус. т-р; Одесский т-р им. Октябрьской революции
(1945), Т-р им. Азизбекова (1946, пер. Ибрагимова, реж. Мамедов,
возобновление 1954); Свердловский т-р (1948, реж. Битюцкий); Т-р им.
Марджанишвили (1950, реж. Чиау рели);, Ленингр. т-р им. Пушкина (1951,
реж. Вивьен, худ. Тышлер); Воронежский т-р (1951); Художеств. т-р
Латвийской ССР (1951, реж. Креслинь, Тетер и Эртнер, худ. Вилке, комп.
Заринь); Моск. драм. т-р (1953); Саратовский т-р (1953);
Севсро-Осетинский т-р, Орджоникидзе (1954); МХАТ (1955); Закарпатский
укр. т-р, Ужгород (1955).
Издания: Первая публикация "Д. н." - 1623. Ив дореволюц. рус.
переводов -Пер. П. И. Вейнберга с предисл. А Горнфельда, в серии:
"Библиотека великих писателей" под ред. С. Венгерова, Ш е к с п и р, т.
2, СПБ, 1902. Сов. переводы: "Д. н., или что угодно", пер. М.
Лозинского, в кн.: Шекспир В., Полное собр. соч., т. 1, М.-Л., 1937.
Лит.: Баженов А. П., Сочинения и переводы, т. 1, М., 1869;
Двенадцатая ночь В. Шекспира, пер. М.Лозинского. Сб. статей к пост. в
Ленингр. Гос. т-ре Комедии, Л., 1938;
Мастера театра в образах Шекспира. Сборник, вып.2, М.-Л., 1939;
Московский Художественный театр. т. 1. 1898-1917, М., 1955; "Театр", М.,
1956, ј 1, с. 73-83; Шекспировский сборник. 1958, [М., 1959]; Deutsche
Shauspielkunst. Gesam-melt von Monty Jacobs, В., 1954, с. 481-84:
William s о п A., Old Vie drama, v. 1, L , 1953, с. 86-88; v. 2, L.,
1957, с. 12-15, 50-53, 151-55; "Театър", София, 1955, JVy 8, с. 52-58;
"Theatre World", L., 1955, July, с. 18-21. 47; то же, 1958, May, с.8,
10, 36-37,July, с.14-16, 19. А.Шн.
"ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ" - драматическая сказка (также славянская сказка,
пьеса-сказка) С. Я. Маршака в 4 д., 7 к. Соч. 1942-43. Пост. в 1945 в
Новосибирском ТЮЗе (реж. Цетнерорич, худ. Коваленко, комп. Коросте" лев;
Мачеха - Орлова, Дочка - Новик, Падчерица - Виноградова, Королева -
Булгакова, Гофмейстерина -Слонова, Учитель королевы - Бибер). "Д. м."
ставили;
ЛенТЮЗ (1946, реж. Димант, худ. Иванова; Падчерица - Красинькова,
Королева - Жукова, Учитель королевы - Шифман); Саратовский ТЮЗ (1946,
реж. Киселёв, худ. Бриклин); т-р "Ванеймуне", Тарту (1946,5 реж. Ирд и
Кав-ду, худ. Пейль); Моск. ТЮЗ (1947, реж. Цетнепович, худ. Штоффер);
МХАТ (1948, реж. Станицын, Горчаков и Лесли, худ. Волков); Горьковский
ТЮЗ (1950, реж. Витальев, худ. Рожков); Киевский ТЮЗ (1950, реж.
Довбыщенко, худ. Писаренко); Львовский ТЮЗ (1950, реж. Харченко, худ.
Нирод); Свердловский ТЮЗ (1950, реж. Муратов, худ. Ломоносов);
Тбилисский рус. ТЮЗ (1950). Пьесу ставили кукольные т-ры: Орловский
(1947), Ульяновский (1948), Уфимский (1950), Пензенский передвижной
(1950) и др.
"Д. м." переведены на укр. яз. (Н. Забила), молд. яз. (Р. Флорин) и
др., а также на ряд иностр. яз.: нпмецкив (Брозер, Берлин, 1947;
Ауслендер, Вена, 1947), сербски" (Бошков, Нови-Сад, 1948), болгарский
(Каралийчев и Коренев, София, 1952), словацкий (Михаликова, Братислава,
1956), английский и др. Пьесу пост. т-р Хайюдза, Токио (1954). По пьесе
Маршака пост. балет в Ленингр. акаде-мич. Малом оперном т-ре (1954,
комп. Битов, либр. Хан-дамировой, реж. Фенстер, худ. Бруни, дирижёр
Корн-блит).
И здания: Маршак С. Я., Двенадцать месяцев. Славянская сказка, М.-Л.,
1943; его же, Двенадцать месяцев. Пьеса-сказка, М., 1950; Пьесы
советских писателей, т. 8, М., 1955, с. 129-98; Маршак С. Я., Сочинения,
в 4 тт., т. 2, М., 1958, с. 351-480. А. Шн. жДВОРЕЦ ПО ЖЕЛАНИЮ" (palais
a volonte) - декорация внутреннего вида дворца, служившая для исполнения
классицистских трагедий во франц. т-ре 17-18 вв. Состояла из симметрично
расположенных рядов колонн и арок строгой, монументальной архитектуры
дворцового стиля. Эта декорация была лишена всякого реквизита; кресла,
табуреты, королев, трон выносились на сцену и уносились по мере
надобности. Декорация "Д. п. ж." была постоянной (вследствие господства
в драматургии правила единства места). Название "Д. п. ж." подчёркивало
пригодность декораций этого типа к оформлению трагедий, действие к-рых
происходило в разл. странах и в разные эпохи. Впервые термин 'Д. п. ж."
встречается в монтировочных записях М. Лорана - декоратора т-ра
"Бургундский отель" (2-я пал. 17 в.). С. Мок.
ДВОРЖАК (Dvorak), Антонин (8. IX. 1841, д. Нелагозевес на Влтаве,
близ Праги,-!. V. 1904, Прага) - чешский композитор. Член Чешской
академии наук и иск-в (с 1890). Почётный доктор Пражского (с 1890) и
Кембриджского (с 1891) ун-тов. С детских лет обучался игре на скрипке у
сел. учителя. В 1853-57 занимался в Зл о-нице у А. Лимана; в 1857- 59
учился в Пражской органной школе. С 1862 - артист оркестра "Временного
т-ра" в Праге. В 70-е гг. начал выступать как дирижёр, преим. с
исполнением собств. соч. (в 1890- в Москве и Петербурге). С 1891
Д.-проф. Праж. консерватории. В 1892-95 (с перерывом) был директором
Нац. консерватории в Нью-Йорке. С 1901 - директор Пражской
консерватории. Творч. деятельность начал в 60-е гг. Творчество Д.,
идейно связанное с нац.-освободит, движением чеш. народа,- вершина чеш.
нац. муз. классики. Темы нар. борьбы, размышления о судьбах родины и
предвидение грядущей победы составляют содержание значит, числа соч.
композитора. Первая опера "Альфред" (соч. 1870) была признана самим
композитором неудачной (впервые пост. в 1938 в Оломоуце). Д. принадлежат
оперы "Король и угольщик" (соч. 1871, 2-я ред. и пост. 1874), "Упрямцы"
("Твердолобые", 1881), "Ванда" (1876), "Хитрый крестьянин" (1874),
"Дмитрий" (1882) (все пост. Чешским т-ром, Прага), "Якобинец" (1889),
"Чорт и Кача" (1899), "Русалка" (1901) (все пост. Нац. т-ром, Прага). В
1903 написана последняя опера Д. "Армида" (1904, там же).
Оперы Д. наряду с операми Б. Сметаны составляют основу чеш. нац.
оперного репертуара. Развивая нац. традиции, Д. создал образцы нар.
бытовой оперы ("Упрямцы", "Хитрый крестьянин"), лирич. оперы-сказки
("Русалка"). Д. писал оперы на историч. сюжеты. В основу
героико-патриотич. оперы "Ванда" положена польская легенда о княжне,
пожертвовавшей жизнью для спасения родины. В либретто оперы Дмитрий" о
Дмитрии Самозванце допущены серьёзные ошибки, извращающие историч. факты
(автор либретто - М. Червинкова-Ригрова). К числу лучших опер Дворжака
относятся "Чорт и Кача", "Якобинец", "Русалка". Действие оперы
"Якобинец" происходит в Чехии, в годы франц. бурж. революции конца 18 в.
Опера "Русалка" написана на сюжет одноимённой сказки Я. Квапила. Музыка
этой оперы лирична, полна поэтич. чувства, отличается большой
задушевностью и красотой мелодий, глубиной психологич. характеристик
персонажей. Со времени первой пост. не сходит со сцены чешского оперного
т-ра. Опера ставилась в Югославии, Австрии, Германии, Испании и др.
европ. странах. В Сов. Союзе пост. в 1957 на сцене Харьковского оперного
т-ра (на укр. языке), в 1959 - на сцене Т-ра оперы и балета им. Кирова.
Д. принадлежит ряд соч. др. жанров, вошедших в сокровищницу чеш. муз.
иск-ва. Лит.: Бэлза И., Антонин Дворжак, M.-Л., 1949;
S о u г е k O., zivot a dilo Antonina Dvoraka, zv l-4,[Praha],
1916-33; H eifert V., ceska moderni hudba, Olomouc, 1936; Kautzky W.,
Tschechisches Erbe, в кн.: A. Dvor-aks Werk. Diss., Bonn, 1954; H o l z
k n е с h t V., A. Dvorak, Praha, 1955.
ДВОРЙЩИН, Исай Григорьевич (1876-1942)- русский советский режиссёр
оперы. Засл. арт. РСФСР (1933). С 1889 пел в хоре оперной труппы в
Воронеже. С 1904 работал секретарём Шаляпина; руководил спектаклями с
его участием. В 1918-19 был зав. Свободного т-ра в Воронеже. С 1920
Д.хорист, с 1923 - режиссёр, с 1936 - режиссёр-инспектор Т-ра оперы и
балета им. Кирова. На сцене этого т-ра пост. оперу "Паяцы", в филиале
т-ра - "Лакме"; возобновил "Русалку", "Евгения Онегина", "Травиату" (две
последние оперы - в дни блокады Ленинграда).
Лит.: Черкасов Н. К., Записки советского актёра, М., 1953, с. 15, 23:
Шаляпина И. Ф., Воспоминания об отце, в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. l, M.,
1957. с. 635-639, 645-648, и др. О. В.
"ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" - по одноимённому роману И. С. Тургенева; первая
инсценировка (1893) принадлежит П. И. Вейнбергу. Пьеса в 4 д., 5 к.
Пост. 27 янв. 1894 в Александрийском т-ре в бенефис Савиной (Лиза -
Савина, Марья Дмитриевна -Абаринова, Марфа Тимофеевна - Жулева,
Гедеоновский -Варламов, Лаврецкий - Сазонов, Паншин -Аполлонский, Лемм -
Нильский, Лаврец-кая -Дюжикова 1-я). 17 окт. 1895-в Малом т-ре (Марья
Дмитриевна - Полянская, Полякова, Лиза - Лешков-ская, Марфа Тимофеевна -
О. Садовская, Гедеоновский - Горев, Лаврецкий - Южин, Паншин - Багров,
Лемм - Правдин, Лаврецкая - Тираспольская), в 1914 - в Моск. драматич.
т-ре (Марфа Тимофеевна-Блюменталь-Тамарина, Лиза - Полевицкая). "Д. г."
(в инсц. Вейнберга, позднее в инсц. Соболыцикова-Самарина) широко
ставилось на про-винц. сцене: т-р "Соловцов", Киев (1913, реж.
Синельников; Лиза - Полевицкая, Шатрова, Лаврецкий - Радин, Баратов,
Лемм-С. Кузнецов), Саратовский т-р (1913) и др.
На сов. сцене "Д. г." ставилось до 1957 гл. обр. в инсц.
Собольщикова-Самарина, затем в инсц. А. В. Успенского и И. В. Штока: Т-р
Ленсовета, Москва (1940); Харьковскич т-р (1940, реж. Крамов); Ленингр.
т-р им. Пушкина (1941, 1956, реж. Музиль, худ. Дмитриев, Марья
Дмитриевна - Мичурина-Самойлова, Лиза - Рашевская, Марфа Тимофеевна -
Корчагина-Александровская, Лаврецкий - Н. Симонов, Лемм - Скоробогатов);
Горьковский т-р (1941, реж. Соболыциков-Самарин); Моск. т-р драмы и
комедии (1948); Рязанский т-р (1949, реж. Канин); МХАТ (1957,
реж..Яншин; Лиза-Калинина, Лемм-Топорков) и др. Издания: Первая
публикация инсц. "Д. г." - 1894;
"Д. г.", инсц. в 4 д. А. Успенского и И. Штока, М., 1957. Лит.:
"ЕИТ". Сезон 1893-1894, СПБ, 1895. с. 173-177. А. Шн.
ДЕ АМЙЧИС БУОНСОЛАЦЦИ, А.- см. Амичис, Анна Лючия де.
Д‚ББЕЛИН (Dobbelin), Карл Теофиль (27.IV.1727- 10.XII.1793) -
немецкий актёр и театральный деятель. Изучал юриспруденцию в
университете в Галле, затем поступил в труппу К. Нёйбер; выступил
впервые в Цербсте в роли Цинны (о. п. Корнеля, 1750). Играл героич. роли
и позднее. В 1752 работал в труппе Шуха, в 1754 в труппе Аккермана, где
играл роли молодых любовников и интриганов. Выступал в спектаклях,
организованных Аккерманом в Галле в 1754-55, играл гл. роль в "Умирающем
Катоне" Готшеда. В 1756 Д. организовал в Эрфурте свою труппу, с к-рой
выступал в Лейпциге, Галле, Магде-бурге, Брауншвейге, Дрездене,
Гамбурге. В Гамбурге играл в 1767 роль Замора ("Альзира" Вольтера). В
1768 Д. пост. в Берлине "Минну фон Барн-хельм", в к-рой играл роль
вахмистра, позднее "Эмилию Галотти" (1772) и "Натана Мудрого" (1783,
играл роль Натана) Лессинга. В 1771 пост. в Лейпциге "Ричарда III" в
переработке X. Вейсе. Д. боролся за развитие нац. т-ра. Он обладал
глубоким знанием совр. и классич. драматургии, критич. способностями.
Как актёр отличался совершенной техникой декламации, большим
темпераментом. С особым успехом играл роли, характеризующиеся патетич.
напряжением, сильными взрывами чувств. Д. был автором пьес: "Психея в
детстве" (1775), "Филидор, или Девяностолетний старик" (1776) и "Генрих
Великий" (1780). Историч. значение Д.- гл. обр. в его неутомимой работе
театр. организатора, он стремился поднять художеств. уровень спектаклей,
привлечь в т-р лучших актёров и т. д. Обосновавшись в Берлине в 1775,
труппа Д. пост. спектакли: "Отелло" (1775), "Гамлет" (1777). С 1786 Д.
возглавлял Королевский нац. т-р. В 1789 ушёл со сцены.
ДЕБЕВЕЦ (Debevec), Цирил (р. 2. IV.1902) - югославский режиссёр и
оперный актёр. В 1920-23 учился в Немецкой театр. академии в Праге. В
1927- 1945 работал режиссёром и актёром в т-ре драмы в Любляне. Пост.
спектакли: "Прекрасная Вида" Цан-кара, "Невеста в венце" Стриндберга;
"На краю пути" Шериффа (1930) и др. С 1946 Д. - режиссёр т-ра Оперы в
Любляне. Д. ведёт активную театр.-пуб-лицистич. работу. А. М.
ДЕ БЕНЕДЕТТИ (De Benedetti), Альдо (р. 3. VIII. 1892) - итальянский
драматург, режиссёр. Дебютировал в 1916 комедией "Тот, который" (т-р
"Ард-жентина", Рим). Наибольшим успехом пользовались пьесы Де Б. в 30-х
гг.: "Белая дама" (1931, т-р "Олимпия", Милан), "Лоэнгрин" (т-р
"Арджентина", Рим), "Человек, который улыбается" (1935, там же) и др.
Пьесы Де Б. имеют преим. развлекат. характер, построены на разл.
забавных недоразумениях, отличаются внешней злободневностью, напр. пьеса
"Доброй ночи, Патриция" (1956, т-р "Мандзони", Милан; 1960, Моск. т-р
им. Пушкина), в к-рой адюльтерные похождения "благородного вора"
показаны на фоне кулуаров ООН. Р. X.
ДЕВЕСА (Debesa), Фернандо (р. 1921) - чилийский драматург. Сценич.
иск-ву учился во Франции у Г. Бати и П. Сонреля. Был одним из
основателей Опытного т-ра Католич. ун-та, где в 1943 начал работать как
художник-декоратор. Автор пьесы "Мама Роза" (1957, Экспериментальный и
Опытный т-ры, исп. яз.), написанной в духе критич. реализма (показывает
жизнь чилийской бурж. семьи за 40 лет). Эта пьеса, воссоздающая типич.
образы, отмеченная глубиной психологич. характеристик, имела большой
успех и стала значительным явлением в лат.-амер. драматургии.
Лит.: "Atenea", 1959, .No.Ns 380-381; Editorial Universitaria, S. A.,
Santiago, Chile, [s. a.]. JI. X.
ДЕБРЕЦЕНСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЧОКОНАИ - музыкально-драматический театр в г.
Дебрецен (Венгрия). В 1861 в Дебрецене начала выступать муз.-драм.
труппа во главе с певцом И. Реслером. Спектакли шли во временном
помещении. Эта труппа ставила произв. венг. п зап.-европ. композиторов:
"Банк-бан" Эркеля, "Илка" Доплера, "Эрнани", "Трубадур", "Риголетто"
Верди, "Гугеноты", "Роберт-дьявол" Мейербера и др.
7 окт. 1865 начались спектакли в постоянном здании. Поэт М. Йокаи
написал к открытию т-ра торжественный пролог. На первом представлении
была исполнена опера Эркеля "Банк-бан". В т-ре выступали П. Янчо, М.
Секей, Р. Дерине. Труппа города Кашша (Кошице) пост. на сцене т-ра нац.
оперы, а также оперы "Сорока-воровка" Россини, "Вольный стрелок" Вебера
и др.
8 1866 т-р перешёл в ведение Дебреценского театр. об-ва. Наступает