<< Пред.           стр. 240 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Азии, обусловив ряд нововведений. В Японии в 18 в. сооружаются здания
 для т-ров Кабуки, сцена к-рых имела сильно выдающийся в публику
 просцениум и раздвигающийся горизонтально занавес. От правой и левой
 сторон сцены к задней стене зрит. зала вели помосты ("ханамити",
 букв.дорога цветов), на к-рых также развёртывалось представление
 (впоследствии правый помост был упразднён; в наше время в т-рах Кабуки
 сохраняется только левый помост). В т-рах Кабуки использовались
 трёхмерные декорации (садики, фасады домов и пр.), конкретно
 характеризующие место действия; в 1758 впервые была применена
 вращающаяся сцена, повороты к-рой делались вручную. Средневековые
 традиции сохраняются во многих т-рах Китая, Индии, Индонезии и др.
 стран, в к-рых декорации почти отсутствуют, а оформление ограничивается
 костюмами, масками и гримами.
  Франц. бурж. революция конца 18 в. оказала большое воздействие на
 иск-во т-ра. Расширение тематики драматургии обусловило ряд сдвигов в Д.
 и. В пост. мелодрам и пантомим на сценах "т-ров бульваров" Парижа
 оформлению уделялось особое внимание; высокое иск-во театр. машинистов
 позволяло демонстрировать разнообразные эффекты (кораблекрушения,
 извержения вулканов, сцены грозы и пр.). В Д. и. тех лет широко
 использовались т. н. пратикабли (объёмные детали оформления,
 изображающие скалы, мосты, 'холмы и т. д.). В 1-й четв. 19 в. получили
 распространение живописные панорамы, диорамы или неорамы (Л. Ж. Дагер во
 Франции, Ч. Баркерв Англии и др.) в сочетании с новшествами сценич.
 освещения (в 20-х гг. 19 в. в т-рах вводится газ). Обширную программу
 реформы театр. оформления выдвинул франц. романтизм, ставивший задачу
 исторически конкретной характеристики мест действия.
 Драматурги-романтики принимали непосредств. участие в постановках своих
 пьес, снабжая их пространными ремарками, собств. эскизами (напр., эскизы
 Гюго к "Рюи Блазу", "Бургграфам" и др.). К работе в т-ре привлекались
 крупные художники - Э. Делакруа, Ж. Б. Изабе, П. Гаварни, А. Девериа, П.
 Деларош и др. Театр. художники и режиссёры П. Сисери, Ш. Сешан, Э.
 Деп-лешен во Франции, Ф. Дингелыптедт в Германии, Ч. Кин в Англии и др.
 создавали спектакли со сложными декорациями и пышными костюмами,
 стремясь сочетать в постановках многоактных опер и драм на историч.
 сюжеты точность колорита места и времени с эффектной красивостью.
 Усложнение постановочной техники привело к частому применению занавеса в
 перерывах между актами спектакля. В 1849 на сцене Парижской Оперы в
 постановке "Пророка" Мейербера впервые были использованы эффекты
 электрич. освещения.
  В России в 30-70-х гг. 19 в. крупным декоратором романтич.
 направления был А. Роллер, выдающийся мастер театр. машин. Разработанная
 им высокая техника постановочных эффектов впоследствии была развита
 такими декораторами, как К. Ф. Валъц, А. Ф. Г ельце р и др. Новые
 тенденции в Д. и. во 2-й пол. 19 в. утверждались под воздействием
 реалистич. классич. русской драматургии и актёрского иск-ва. Борьба с
 академич. рутиной была начата декораторами М. А. Шишковым и М. И.
 Бочаровым. В 1867 в спектакле "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого
 (Александрийский театр) Шишкову впервые удалось с историч. конкретностью
 и точностью показать на сцене быт допетровской Руси. В противоположность
 несколько суховатому археологизму Шишкова Бочаров вносил в свои
 пейзажные декорации правдивое, эмоциональное ощущение рус. природы,
 предвосхищая своим творчеством приход на сцену подлинных
 художников-живописцев. Но прогрессивные искания декораторов казённых
 т-ров тормозились приукрашен-ностью, идеализацией сценич. зрелища, узкой
 специализацией художников, делившихся на "пейзажных", "архитектурных",
 "костюмных" и т. д.; в дра-матич. спектаклях на совр. темы, как правило,
 применялись сборные или "дежурные" типовые декорации ("бедная" или
 "богатая" комната, "лес", "сельский вид" и пр.). Во 2-й пол. 19 в.
 создаются большие де-корац. мастерские, обслуживающие разл. европ. т-ры
 (мастерские Филастра и Ш. Камбона, А. Рубо и Ф. Ша-перона во Франции,
 Лютке-Мейера в Германии и др.). В этот период получают широкое
 распространение громоздкие, парадные, эклектичные по стилю декорации, в
 к-рых иск-во и творч. фантазия подменяются ремесленничеством.
  На развитие Д. и. в 70-80-е гг. значит, влияние оказала деятельность
 Мейнингенского театра, гастроли к-рого в странах Европы
 продемонстрировали целостность режиссёрского решения спектаклей, высокую
 постановочную культуру, историч. точность декораций, костюмов и
 аксессуаров. Мейнингенцы придавали оформлению каждого спектакля
 индивидуальный облик, стремясь нарушить стандарты павильонных и п
 ейзажных декораций, традиции итал. кулисно-арочной системы. Они широко
 использовали разнообразие рельефа планшета, заполняя сценич.
 пространство различными архитектурными формами, в изобилии применяли
 пратикабли в виде различных площадок, лестниц, объёмных колонн, скал и
 холмов. На изобразит, стороне мейнингенских постановок (оформление к-рых
 в большинстве своём принадлежало герцогу Георгу II) отчётливо сказалось
 воздействие нем. историч. школы живописи- П. Корне-лиуса, В. Каульбаха,
 К. Пилоти. Однако историч. точность и правдоподобие, "подлинность"
 аксессуаров временами приобретали в спектаклях мейнингенцев
 самодовлеющее значение.
  Э. Золя выступает в конце 70-х гг. с критикой абстрактных
 классицистских, идеализованных романтических и самоцельно-эффектных
 феерич. декораций. Он требовал изображения на сцене совр. жизни,
 "точного воспроизведения социальной среды" с помощью декораций, к-рые он
 сравнивал с описаниями в романе. К точному воспроизведению на сцене
 жизни совр. общества стремились режиссёры-натуралисты- А. Антуан
 (Франция), О. Брам (Германия). Антуан принимал Деятельное участие в
 оформлении спектаклей: В период его работы в Т-ре Антуана .ив "Одеоне" с
 ним сотрудничали такие декораторы, как А. Ривьер,
  Жюссом, Э. Бертен, Р. Дешан, П. Пакеро и др. Символистский т-р,
 возникший во Франции в 90-х гг., под лозунгами протеста против театр.
 рутины и натурализма осуществлял борьбу с реалистич. иск-вом. Вокруг
 Художеств. т-ра П. Фора и т-ра "Творчество" Люнье-Поэ объединялись
 художники модернистского лагеря М. Дени, П. Серюзье, А. Тулуз-Лотрек, Э.
 Вюйяр, Э. Мунк и др.; они создавали упрощённые, стилизованные декорации,
 импрессионистская неясность, подчёркнутый примитивизм и символика к-рых
 уводили т-ры от реалистич. изображения жизни.
  Мощный подъём рус. культуры захватывает в последней четверти 19 в.
 театр и Д. и. В России в 80-90-х гг. к работе в т-ре привлекаются
 крупнейшие художники-станковисты - В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и А. М.
 Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель.
 Работая с 1885 в Моск. частной рус. опере С. И. Мамонтова, они вводили в
 декорации композиц. приёмы совр. реалистич. живописи, утверждали принцип
 целостной трактовки спектакля. В постановках опер Чайковского,
 Рим-ского-Корсакова, Мусоргского эти художники передали своеобразие рус.
 истории, одухотворённый лиризм рус. пейзажа, обаяние и поэзию сказочных
 образов.
  Подчинение принципов сценич. оформления требованиям реалистич.
 режиссуры впервые достигается в конце 19 и в 20 вв. в практике Моск.
 Художеств. т-ра. Вместо традиц. кулис, павильонов и "сборных" декораций,
 обычных для императорских т-ров, каждый спектакль МХТ имел спец.
 оформление, соответствовавшее режиссёрскому замыслу. Расширение
 планировочных возможностей (обработка плоскости пола, показ необычных
 ракурсов жилых помещений), стремление создать впечатление "обжитости"
 обстановки, психологич. атмосферу действия характеризуют Д. и. МХТ.
 Декоратор Художеств. т-ра В. А. Симов был, по словам К. С.
 Станиславского, "родоначальником нового типа сценич. художников",
 отличающихся чувством жизненной правды и неразрывно связывавших свою
 работу с режиссурой. Реалистич. реформа Д. и., проведённая МХТ, оказала
 огромное влияние на мировое театр. иск-во.
  Важную роль в технич. переоборудовании сцены и в обогащении
 возможностей Д. и. сыграло использование вращающейся сцены, применённой
 впервые в европ. т-ре К. Лаутеншлегером при пост. оперы Моцарта
 "Дон-Жуан" (1896, "Резиденц-театр", Мюнхен).
  В 1900-х гг. начинают свою деятельность в т-ре художники группы "Мир
 искусства" - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих,
 Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин и др. Свойственные этим художникам
 ретроспективизм и стилизаторство ограничивали их творчество, но их
 высокая культура и мастерство, стремление к целостности общего
 художеств. замысла спектакля сыграли положит. роль в реформе
 оперно-балетного Д. и. не только в России, но и за рубежом. Гастроли
 рус. оперы и балета, начавшиеся в Париже в 1908 и повторявшиеся в
 течение ряда лет (см. Русские сезоны за границей" С. П. Дягилева),
 показали высокую живописную культуру декораций, умение художников
 передать стиль и характер иск-ва разл. эпох. Деятельность Бенуа,
 Добужинского, Б. М. Кустодиева, Рериха также связана с МХТ, где
 свойственный этим художникам эстетизм был в значит, мере подчинён
 требованиям реалистич. режиссуры К. С. Станиславского и В. И.
 Немировича-Данченко. Крупнейшие рус. декораторы К. А. Коровин и А. Я.
 Головин, работавшие с нач. 20 в. в императорских т-рах, внесли коренные
 изменения в Д. и. казённой сцены. Широкая свободная манера письма
 Коровина, присущее его сценич. образам ощущение живой натуры,
 целостность цветовой гаммы, объединяющей декорации и костюмы персонажей,
 наиболее ярко сказались в оформлении рус. опер и балетов - "Садко",
 "Золотой петушок"; "Конёк-Горбунок" Ц. Пуни и др. Парадная
 декоративность, ясная очерченность форм, смелость цветовых сочетаний,
 общая гармония, целостность решения отличают театр. живопись Головина.
 Несмотря на то, что в ряде работ художника сказалось влияние модернизма,
 в основе его творчества лежит большое реалистич. мастерство, основанное
 на глубоком изучении жизни. В отличие от Коровина, Головин всегда
 подчёркивал в своих эскизах и декорациях театр. природу сценич.
 оформления, его отдельные компоненты; он использовал портальные
 обрамления, украшенные орнаментом, разнообразные апли-цированные и
 расписные занавеси, просцениум и пр. В 1908-17 Головин создал оформление
 к ряду спектаклей, пост. В. Э. Мейерхольдом (в т. ч. "Дон-Жуан" Мольера,
 "Маскарад"),
  Усиление анти реалистич. течений в бурж. иск-ве в конце 19 и нач. 20
 вв., отказ от раскрытия социальных идей отрицательно сказались на
 развитии реалистич. Д. и. на Западе. Представители декадентских течений
 провозгласили "условность" осн. принципом иск-ва. А. Аппиа (Швейцария) и
 Г. Крэг (Англия) вели последоват. борьбу с реализмом. Выдвигая идею
 создания "философского т-ра", они изображали "невидимый" мир идей с
 помощью отвлечённой вневременной декорации (кубы, ширмы, площадки,
 лестницы и пр.), посредством изменения света добивались игры
 монументальных пространственных форм. Собственная практика Крэга как
 режиссёра и художника ограничилась немногими постановками, но его теории
 впоследствии оказали влияние на творчество ряда театр. художников и
 режиссёров в разл. странах. Принципы символистского т-ра сказались в
 творчестве польского драматурга, живописца и театр. художника С.
 Выспянского, стремившегося к созданию монументального условного
 спектакля; однако претворение нац. форм нар. иск-ва в декорациях и
 проектах пространственной сцены избавляло творчество Выспянского от
 холодной отвлеченности, делало его более реальным. Организатор
 Мюнхенского Художеств. т-ра Г. Фукс совм. с худ. Ф. Эрлером выдвинул
 проект т. н. "рельефной сцены" (т. е. сцены, почти лишённой глубины),
 где фигуры актёров располагаются на плоскости в виде рельефа.
  Режиссёр М. Рейнхардт (Германия) применял в руководимых им т-рах
 разнообразные приёмы оформления: от тщательно разработанных, почти
 иллюзионистских живописно-объёмных декораций, связанных с использованием
 вращающегося сценич. круга, до обобщённо-условных неподвижных установок,
 от упрощённого стилизованного оформления "в сукнах" до грандиозных
 массовых зрелищ на арене цирка, где всё больший акцент ставился на чисто
 внешней сценич. эффектности. С Рейнхардтом работали художники Э. Стерн,
 Э. Орлик, Э. Мунк, Э. Шютте, О. Мессель, скульптор М. Крузе и др.
  С 1917 к оформлению балетных спектаклей "Русских сезонов" С. П.
 Дягилева, выступавшего за границей, привлекаются западные, гл. обр.
 франц., художники, среди них - П. Пикассо, А. Матисс, Ж. Брак, А. Дерен,
 Дж. Де Кирико, М. Утрилло, Ж. Руо и др. Д. и. "Русских сезонов"
 утрачивает нац. характер, в нём всё сильнее проявляются свойственные
 зап. бурж. иск-ву этого периода формальное экспериментаторство,
 схематизм, декоративная условность.
  В конце 10-х и в 20-х гг. 20 в. преобладающее значение приобретает
 экспрессионизм, развивавшийся первоначально в Германии, но захвативший
 широко иск-во и др. стран. Экспрессионистские тенденции приводили к
 углублению противоречий в Д. и., к схематизации, отходу от реализма.
 Используя "сдвиги" и "скосы" плоскостей, беспредметные или фрагментарные
 декорации, резкие контрасты света и тени, художники пытались создать на
 сцене мир субъективных видений. В то же время нек-рые экспрессионистские
 спектакли имели ярко выраженную анти-империалистич. направленность, и
 декорации в них приобретали черты острого социального гротеска (напр.,
 проекц. декорации Г. Гросса для постановок Э. Пискатора "Похождения
 Швейка" и др.). Для Д. и. этого периода характерно увлечение художников
 технич. экспериментами, стремление к уничтожению сцены-коробки,
 обнажению сценич. площадки, приёмов постановочной техники. Формалистич.
 течения - конструктивизм, кубизм, футуризм - приводили Д. и. на путь
 самодовлеющего техницизма. Художники этих направлений, воспроизводя на
 сцене "чистые" геометрич. формы, плоскости и объёмы, отвлечённые
 сочетания частей механизмов, стремились передать "динамизм", "темп и
 ритм" совр. индустриального города, добивались создания на сцене иллюзии
 работы настоящих машин (Дж. Северини, Ф. Деперо, Э. Прамполини - Италия;
 Ф. Леже - Франция, и др.).
  В Д. и. Зап. Европы и Америки сер. 20 в. отсутствуют определённые
 художеств. направления и школы: художники стремятся выработать широкую
 манеру, позволяющую им обращаться к различным стилям и приёмам. Однако
 во многих случаях художники, оформляющие спектакль, не столько передают
 идейное содержание пьесы, её характер, конкретно-историч. черты, сколько
 стремятся создать на её канве независимое произведение Д. и., являющееся
 "плодом свободной фантазии" художника. Отсюда произвольность,
 абстрактность оформления, разрыв с реальной действительностью во многих
 спектаклях. Этому противостоят практика прогрессивных режиссёров и
 творчество художников, стремящихся сохранять и развивать реалистич. Д.
 и., опираясь на классику, прогрессивную совр. драматургию и нар.
 традиции.
  С 10-х гг. 20 в. к работе в т-ре всё чаще привлекаются мастера
 станкового иск-ва, укрепляется интерес к Д. и. как к виду творч.
 художеств. деятельности. С 30-х гг. увеличивается число
 квалифицированных проф. театр. художников, хорошо знающих постановочную
 технику. Сценич. технология обогащается разнообразными средствами,
 применяются новые синтетич. материалы, люминесцентные краски, фото- и
 кинопроекции и пр. Из различных технич. усовершенствований 50-х гг. 20
 в. наибольшее значение имеет применение в т-ре циклорамы (синхронное
 проецирование изображений нескольких кинопроекц. аппаратов на широкий
 полукруглый экран), разработка сложных световых эффектов и пр.
  Старейшим театр. художником Франции являлся Э. Бертен. В 1910-х гг.
 работу в т-ре начинают М. Детома, Ж. Дреза; в 1920-х - П. Колен, А.
 Барсак, А. Дерен, М. Брианшон, А. Болль, Л. Куто; позднее - К. Берар, Д.
 Бушен, И. Бонна, М. Кассандр, Ж. Вакевич, Л. Гишиа, Ф. Лабис, С. Лалик,
 Ж. Д. Малькле, С. Раймонд, Л. Фини и др. Нек-рые режиссёры и
 балетмейстеры являются в то же время и художниками (Г. Бати, Ж. Кок-то и
 др.). В т-рах В еликобритании вслед за первыми крупными декораторами Э.
 Годвином и В. Рэлем, выдвинувшимися на рубеже 19 и 20 вв., в 1910-х гг.
 работают Ч. Риккетс, К. Робинсон, живописцы А. Разерстон, Н. Уилкинсон,
 в 1920-х гг. - С. Федорович (гл. обр. в области балета), Р. Уистлер, С.
 Битон, О. Массель и др., позднее - Дж. Пайпер, Л. Харри, М. Уарр, У.
 Чаппелл, Г. Стивенсон, Г. Шеп-пард, О. Ланкастер, Э. Барр, Т. Моисеевич
 (последние годы работает в США), Мотли (группа, объединяющая 3 художниц,
 - Э. Монтгомери, О. и М. Харрис) и др. В Германии- Г. Рихтер, Г.
 Бейскер, Г. Юргенс, Р. Шульц, П. Гафе-рунг, А. Зирке и др. Выдающимся
 художником итальянского театра нач. 20 в. был Дж. Камбеллотти. Среди
 совр. декораторов - Г. Ратто, Ф. Клеричи, В. Колоссанти, Д. Кольтеллачи,
 Този и др. В оформлении спектаклей принимал участие также известный
 итал. живописец и график Р. Гуттузо. В т-рах США в 20-е гг. выдвигаются:
  Р. Э. Джонс, Л. Симонсон, особенно Н. БельТеддес- художник и
 архитектор, разрабатывавший новые принципы сценич. архитектуры; в 30-е
 гг.- Дж. Мил-цинер, Д. Онслагер, Б. Аронсон, Г. Бей, М. Горелик, О.
 Армстед и др. В японский театр с 70-х гг. 19 в. проникают влияния европ.
 реалистич. иск-ва. В связи с постановкой в япон. "Свободном т-ре" пьесы
 Г. Ибсена "Джон Габриэль Боркман" (1909) к оформлению были привлечены
 живописцы европ. школы Сабуросукэ Окада и Эйсаку Вада, это положило
 начало работе в япон. т-ре художников-станковистов. В японском Д. и. 20
 в. сказались влияния А.Аппиа и Г.Крэга, нем. экспрессионизма и
 конструктивистских постановок В. Э. Мейерхольда. В то же время огромное
 воздействие на театр и Д. и. Японии имел метод МХТ и К. С.
 Станиславского. Д. и. европ. школы и традиц. сцена Кабуки сосуществуют в
 Японии рядом, взаимно влияя друг на друга. В япон. т-рах работают
 художники: Кисаку Ито, Кенкити Йосида, Йоннусукэ Ямадзаки, Юкихико
 Ясуда, Юси Ито, Синкиси Ямада и др.
  Октябрьская революция создала в СССР условия для расцвета многонац.
 т-ра и Д. и. Советские театр. являющийся качественно новым этаном в
 развитии мирового т-ра, в корне изменил функции художника-декоратора,
 сделав его подлинным участником режиссуры. Тенденции реалистич. Д. и.
 развивались и обогащались в творчестве мастеров старшего поколения - В.
 А. Симова, А. Я. Головина, К. Ф. Юона, Б. М. Кустодиева, Н. П. Ульянова,
 Н. П. Крымова, Е. Е. Лансере, Д. Н. Кардовского и др. Работы этих
 художников по преимуществу были связаны с классич. репертуаром.
 Возникновение качественно новых черт в Д. и. СССР определяется развитием
 сов. реалистич. драматургии, воплощающей актуальные темы современности.
 Идейно-публи-цистич. заострённость, яркая выразительность социальных
 характеристик, подчёркнутая агитационность, экспериментальные поиски в
 области сценич. техники характерны для спектаклей 20-х гг. Однако в
 период своего становления советскому Д. и. приходилось преодолевать
 воздействие формалистич. течений, связанных с влияниями упадочного
 иск-ва зарубежных стран (кубофутуризм, экспрессионизм, конструктивизм) и
 пережитков рус. декаданса дореволюц. поры. Сценич. конструктивизм
 получил своё воплощение в постановках В. Э. Мейерхольда - "Великодушный
 рогоносец" Кроммелинка (худ. Л. С. Попова), "Смерть Тарелкина"
 Сухово-Кобылина (худ. В. С. Степанова) и др. Художники-конструктивисты
 полностью отрицали принцип живописной изобразительности, превращали
 декорацию в "станок" для игры актёров, обнажали технику конструкций. Это
 вело к отказу от создания реалистич. образа. Экспрессионистич. тенденции
 наиболее отчётливо сказались в декорациях М. 3. Левина к спектаклям
 Ленингр. Большого драм. т-ра, М. 3. Шагала, Р. Р. Фалька, Н.И. Альтмана,
 И. М. Рабиновича в Гос. еврейском т-ре (Москва), И. И. Нивинскогов МХАТе
 2-м и др. Влияние кубофу-туристич. живописи, принцип ритмического,
 объемно-архитектурного построения сценич. пространства, эмоциональность
 цвета и света, порою приобретавших самодовлеющий характер, проявились в
 работах художников Камерного т-ра (А. А. Экстер, А. А. Веснин, Г. Б.
 Якулов, *бр. Стеяберг и др.).
  В 1923 Рабинович создал для спектакля Музыкальной студии МХАТа
 "Лизистрата" Аристофана оформление, в к-ром единая архитектурная
 установка, её динамика, цветовое и световое решение служили задачам

<< Пред.           стр. 240 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу