<< Пред.           стр. 241 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 образной трактовки спектакля. В сер. 20-х гг. развитие реалистич.
 драматургии вплотную ставит перед Д. и. задачу создания
 конкретно-реалистич. оформления. В спектакле "Шторм" в т-ре МГСПС (1925)
 худ. Б. И. Волков, стремясь преодолеть схематизм и условность
 конструкции, вводит простые конкретно-жизненные решения отдельных
 эпизодов. Н. А. Мень-шутин в спектакле "Любовь Яровая" (Малый т-р, 1926)
 создал объёмно-архитектурную установку, позволявшую осуществить быструю
 смену картин, выражавшую присущий пьесе внутренний ритм реалистич.
 средствами. В "Бронепоезде 14-69" Вс. Иванова (МХАТ, 1927) В. А. Симов
 создал обобщённое простое и убедительное оформление, отвечающее
 рево-люционно-героич. содержанию спектакля. Жизненно оправданные,
 действенные, объёмно-живописные декорации характерны и для последующего
 периода развития сов. Д. и., сочетающего глубину социального раскрытия с
 обобщённостью и выразительностью театр. формы ("Горячее сердце", МХАТ,
 1926, худ. Н. П. Крымов; "Разлом", Т-р им. Вахтангова, 1927, худ. Н. П.
 Акимов; "Растеряева улица" Успенского, Малый т-р, 1929, худ. А. А.
 Арапов, и др.).
  В 30-х гг. в творч. практике сов. т-ров утвержда-ются и получают
 развитие принципы социалистич. реализма. Важнейшими и определяющими
 принципами Д. и. становятся требования жизненной правды, историч.
 конкретности, умение отразить типич. черты действительности.
 Объемно-пространственный принцип декораций, господствовавший во многих
 спектаклях 20-х гг., обогащается широким использованием живописи. На
 основе этих принципов развивается в 30-50-х гг. творчество художников
 сов. т-ра: Н. П. Акимова, Н. И. Альтмана, М. П. Бобы-шова, Т. Г. Бруни,
 А. Д. Гончарова, А. И. Констан-тиновского, В. И. Козлинского, Б. Г.
 Кноблока, М. И. Курилко, И. М. Рабиновича, А. В. Рыкова, И. С. Федотова,
 В. М. Ходасевич, В. А. Шестакова, Я. 3. Штоффера, Б. Р. Эрдмана, С. М.
 Юнович и др. В области муз. т-ра ведущее место в эти годы принадлежало
 Ф. Ф. Федоровскому, плодотворно развивавшему живописные традиции
 реалистич. русского Д. и. Ценный вклад в Д. и. внесли работы крупнейших
 живописцев и графиков П. П. Кончаловского, М. С. Сарьяна, В. А.
 Фаворского и др. Колористич. богатство, яркая театральность, поиски
 парадной монументальности форм спектакля отличали работу одного из самых
 блестящих декораторов П. В. Вилъ-ямса. В творчестве В. В. Дмитриева
 наиболее ярко воплотилось стремление к органич. соединению
 изобразительных задач с задачами режиссуры, углублённое раскрытие
 социальной темы спектакля. Острое чувство современности, поэтич.
 воспроизведение сов. действительности нашло выражение в театр. работах
 Ю. И. Пименова. Многообразие театрально-выразит. средств,
 изобретательность композиции, поиски мону-ментально-героич. зрительного
 образа спектакля характерны также для Н. А. Шифрина, Б. И. Волкова, В.
 Ф. Рындина, А. Ф. Босулаева. Во 2-й пол. 40-х- нач. 50-х гг. наряду со
 значит, произведениями Д. и. появляются пышные, помпезные спектакли со
 сложными громоздкими декорациями; в ряде спектаклей реализм подменяется
 бытовым натуралистич. правдоподобием. Эти недостатки успешно преодоле'
 ваются в Д. и. последующих лет. Поиски яркой театр. формы,
 обобщённо-лаконичной и в то же время реалистически-конкретной,
 многообразие художеств. приёмов и технич. средств характерны для Д. и.
 2-й пол. 50-х гг. Среди выдающихся работ этого периода - декорации Н. А.
 Шифрина ("Поднятая целина" по М. А. Шолохову в ЦТСА, 1957), А. Ф.
 Босулаева ("Оптимистическая трагедия" в Ленингр. т-ре драмы им. А. С.
 Пушкина, 1955), В. Ф. Рындина ("Гамлет" в Т-ре им. Вл. Маяковского,
 1954, "Мать" Хренникова в Большом т-ре, 1958), С. Б. Вирсаладзе
 ("Каменный цветок" Прокофьева, 1957, и "Легенда о любви" Меликова, 1961,
 в Ленингр. т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова, "Отелло" Мача-варпани в
 Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, 1957), А. П. Васильева ("Дали
 неоглядные" Вирты в Т-ре им Моссовета, 1957), А. Г. Тышлера
 ("Мистерия-Буфф" Маяковского в Моск. т-ре Сатиры, 1957, "Не только
 любовь" Щедрина в Большом т-ре, 1962) и мн. др. Активно работают
 представители младшего поколения художников: Д. В. Афанасьев, В. И.
 Дор-рер, Т. П. Гусева, В. М. Зайцева, Н. Н. Золотарёв, М. М. Курилко, А.
 Б. Матвеев, М. А. Мукосеев, В. Ю. Шапорин и др.
  Подъём многонац. сов. культуры обусловил расцвет Д. я. в союзных и
 авт. республиках Сов. Союза, где значит, вклад в Д. и. внесли художники:
 А. Г. Петриц-кий, А. В. Хвостов, В. Г. Меллер, В. Н. Греченко, Ф. Ф.
 НироД, М. Б. Уманский, Н. И. Духновский, П. А. Злочевский (Украина); С.
 Ф. Николаев, О.Н. Ма-рикс, П. В. Масленников, И. М. Ушаков (Белоруссия);
  И. И. Гамрекели, С. С. Кобуладзе, Д. М. Тавадзе, И. Сумбаташвили, П.
 Г. Лапиашвили (Грузия);
  Н. М. Фатуллаев (Азербайджан); М. С. Сарьян, М. А. Арутчян, К. С.
 Миносян, А. О. Мирзоян, П. А. Ананян (Армения); О.Е. Скулме, А. Я.
 Лапиньш, Г. Вилке, К. Миезит, Э. Вардаунис, Спертал (Латвия); В. М.
 Хаас, Э. Рентор, В. Пейль, Г. Сандер (Эстония); И. И. Сюркявичус
 (Литва); М. Мусаев, X. Икрамов, Ш. Шарахимов, С. М. Миленин
 (Узбекистан); И. Б. Бальхозин, А. И. Ненашев (Казахстан); X.
 Аллабердыев, X. Кордыш (Туркмения);
  М. Н. Арсланов, Г. Ш. Имашева (Башкирия);
  А. В. Арефьев (Киргизия) и др. Значительный вклад в развитие сов. Д.
 и. вносят художники, работающие в областных, краевых т-рах РСФСР: Э. В.
 Гельмс, А. А. Кузьмин, Н. Н. Медовщиков, В. А. Людми-лин, И. В.
 Севастьянов, Н. В. Ситников, П. Т. Сперанский и др.
  Опираясь на реалистич. традиции нац. и мирового т-ра, на опыт сов.
 иск-ва, развивается Д. и. в странах нар. демократии. В Болгарии в конце
 19 в. еще не было проф. художников т-ра. Для оформления использовались
 стандартные типовые декорации, для наиболее важных постановок столичных
 т-ров декорации заказывались мастерским Вены и Мюнхена. Первый болг.
 декоратор А. Миленков начал свою деятельность в 1906. Его учениками
 являются А. Попов и др. К ведущим театр. художникам Румынии относятся А.
 Бартошану, М. Маросин и др. Активно работают над поисками новых форм Д.
 и. художники Польши: В. Дашевский, А. Пронашко, К. Фрич, О. Аксер, 3.
 Беднарович, А. Стопка, 3. Стшелецкий, Я. Косиньский, Ю. Шаппа.
 Выдающимися театр. художниками Чехословакии являются:
  В. Гофман, О. Тростер, В. Готлиб, А. Вениг, Ф. Музи-ка, И. Свобода,
 Я. Сладок, 3. Росман. В т-рах Германской Демократической Республики в
 области Д. и. работают профессора Г. Килъгер и П. Пиловски, К. фон Аппен
 и др. Среди театр. художников Югославии 20-х гг. - Л. Бабич; в
 последующие годы выделяются Э. Ковашевич, К. Томп, Б. Рашик, М. Сербан,
 М. Денич, Д. Ристич и др.
  В Д. и. Китайской Народной Республики бережно сохраняются богатейшие
 традиции оформления, сложившиеся в течение многовекового развития
 классич. муз. драмы Китая. Оформление спектаклей составляют гл. обр.
 богатые и разнообразные традиц. костюмы и гримы, орнаментированные
 драпировки, узорные вышивки, предметы бутафории, превосходно выполненные
 искусными мастерами и являющиеся подлинными произв. иск-ва. Декорации в
 китайском т-ре либо отсутствуют вообще, либо отличаются крайним
 лаконизмом и условностью. Место действия обозначается через отдельные
 детали или с помощью симво-лич. изображений (так, рисунок кирпичной
 кладки на ковре или стяге заменяет изображение крепости или крепостных
 ворот, рисунок колеса - колесницы, весла - лодки, появление чёрного
 занавеса означает бурю и т. д.). В т-рах Китая складываются и новые
 жанры, в к-рых канонич. условные принципы оформления уступили место
 современным реалистическим. В Пекине при Академии искусств создано
 декоративное отделение, подготавливающее кадры художников т-ра под
 руководством худ. Чэн Юнь-пина и знатока техники сцены Ли Чана. Среди
 театр. художников Китая - Су Ши-фин, Син Си, Хуан Цзы-си и др.
 Аналогичный процесс развития и обогащения традиций классич. нац. оперы и
 укрепления реалистич. основ Д. и. и его современных принципов происходит
 в т-рах Кореи. Д. и. Китая и Кореи широко используют опыт многонац. сов.
 театр. культуры.
  Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 1-2,
 М.-Л., 1936-39; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
 Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57; Гвоздев А. А., Западноевропейский
 театр на рубеже XIX и XX столетий, М.-Л., 1939;
  Восточный театр. Сборник статей, под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929;
 Театр за рубежом. Вып. 1. Театр стран народной демократии. (Сб. статей],
 М.-Л., 1958; Образцов С., Театр китайского народа, М., 1957; Л а т о в
 В., Искусство в свободной Корее, М., 1955; Финкельштейн Е.Л.,
 Театральная техника XVI-XVII вв., в кн.: Работы по технике сцены. Сб.
 статей, Л., 1937; Оформление спектакля. Основы театральной техники. [Сб.
 статей], под ред. Н. М. Горчаковя, М., 1948; Курбатов В., Перспективисты
 и декораторы, "Старые годы", СПВ, 1911, июль - сентябрь;
  Ярсмич С.,О театральных постановках, там же; Елизарова Н. А., Театры
 Шереметевых, М., 1944; Федоров-Давыдов А. А., Русский пейзаж XVIIIначала
 XIX века, М., 1953; Столпянский П., Маг и волшебник русской сцены А. А.
 Роллер, П., 1918; В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л.,
 1928; Сыркина Ф.Я., Русское театральное декорационное искусство второй
 половины XIX века, М.,1956;Бассехес А., Художники на сцене МХАТ, М.,
 1960; Пожарская М., Обогащение и развитие традиций, "Искусство", 1958,
 .ј2; Decugis N.et Reymond S., Le decor de theatre en France du moyen age
 a 1925, P., 1955; Cogniat R., Les decorateurs de theatre, P., 1955
 (серия "Cinquante ans de spectacles en France"); Le decor de theatre
 dans le monde depuis 1935, Brux., 1956; Nicoli A., The development of
 the theatre, L., 1927; Z u с k e r P., Die Theatcrdekoration des Barock,
 В., 1925; Arlington L. Ch., The Chinese drama from the earliest times
 until to-day, Shanghai, 1930; Buss K., Studies in'the Chinese drama,
 N.Y., 1922; С h e n J., The Chinese theatre, L., 1949; C h a n d г а В h
 an G upt a. The Indian theatre, its origin and development up to the
 present day, Banaras, 1954; Moussinac L., L'art francais depuis vingt
 ans. La decoration theatrale. P., 1922; F errar i Ch., La
 scenografia..., Torino, [1913]; Bapst G., Essai sur l'histoire du
 theatre, P., 1893; Li v e n P., The birth of ballets-russes, L., 1956;
 Propert W. A., The Russian ballet in Western Europe. 1909-1920, L.,
 1921; M e !-vili Н., Designing and painting scenery for the theatre, L ,
 1948. M. П.
  ДЕКОРАЦИЯ (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее
 материальную среду, в к-рой действует актёр. Д. "... являет собой
 художественный образ места действия и одновременно площадку,
 представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического
 действия" (Попов А. Д., Художественная целостность спектакля, 1959, с.
 118-19). Д. создаётся с помощью разнообразных выразительных средств,
 используемых в совр. т-ре,- живописи, графики, архитектуры, иск-ва
 планировки места действия, особой фактуры Д., освещения, сценической
 техники, проекции, кино и др. Основные системы Д.:
  1) кулисная передвижная, 2) кулисно-ароч-ная подъёмная, 3)
 павильонная, 4) объёмная и 5) проекционная. Возникновение, развитие
 каждой системы Д. и смена её другой обусловливались конкретными
 требованиями драматургии,театр. эстетики, соответствующей истории эпохи,
 а также ростом науки и техники.
  Кулисная передвижная Д. Кулисы - части Д., располагаемые по бокам
 сцены через определённые расстояния одна за другой (от портала в глубь
 сцены) и предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное
 пространство. Кулисы были мягкие, навесные или жёсткие на рамках; иногда
 они имели фигурный контур, изображавший архитектурный профиль, очертания
 ствола дерева, листвы и т. п. Смена жёстких кулис производилась с
 помощью специальных кулисных машин - рам на колёсах, к-рые находились
 (18 и 19 вв.) на каждом плане сцены параллельно рампе.,Эти рамы
 передвигались в специально вырезанных в планшете сцены проходах по
 рельсам, проложенным по полу первого трюма. Впервые такая система была
 применена Дж. Б. Алеотти в дворцовом "театре Фарнезе" в Парме (1628). В
 первых дворцовых т-рах Д. состояла из задника, кулис и потолочных падуг,
 к-рые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис. На падугах
 писались облака, ветки деревьев'с листвой, части плафонов и т. п. До
 наших дней сохранились кулисные системы Д. в придворном театре в
 Дротнинг-хольме (Швеция, 1766, архитектор К. Ф. Адель-кранц) и в театре
 бывшего подмосковного имения кн. Н. Б. Юсупова в "Архангельском" (1818,
 проект арх. П. Гонзаго).
  Кулисно-арочная подъёмная Д. Возникла в Италии в 17 в. и получила
 широкое распространение в общественных т-рах с высокими колосниками.
 Этот вид Д. представляет собой холст, сшитый в виде арки с написанными
 (по краям и по верху) стволами деревьев, ветвями с листвой,
 архитектурными деталями (с соблюдением законов линейной и воздушной
 перспективы). На сцене может быть подвешено до 75 таких кулисных арок,
 фоном для к-рых служит писаный задник или горизонт. Разновидность
 кулисно-ароч-ной Д.- а ж у р н а я Д. (писаные "лесные" или
 "архитектурные" кулисные арки, -подклеивающиеся на специальные сетки или
 апплицирующие-ся на тюле). В настоящее время кулис но-арочные Д.
 применяются главным образом в оперно-балет-ных постановках.
  Павильонная Д. Впервые применена в 1794 нем. актёром и режиссёром Ф.
 Л. Шредером. Павильонная Д. изображает закрытое помещение и состоит из
 стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под рисунок обоев, досок,
 кафеля и т. д. Стенки могут быть "глухими" или иметь пролёты для окон,
 дверей и т. п. Между собой стенки соединяются с помощью закидных верёвок
 - захлёсток, и крепятся к полу сцены откосами. Ширина павильонных стенок
 в совр. т-ре- не более 2,2 м (иначе при перевозе декораций стенка не
 пройдёт в дверь товарного вагона). За окнами и дверьми павильонной Д.
 обычно ставятся заспинники (части подвесной Д. на рамах), на к-рых
 изображается соответствующий пейзажный или архитектурный мотив.
 Павильонная Д. перекрывается потолком, к-рый в большинстве случаев
 подвешивается к колосникам.
  В т-ре нового времени объёмная Д. впервые появилась в спектаклях
 Мейнингенского т-ра в 1870. В этом т-ре наряду с плоскими стенками
 начали применяться объёмные детали Д.: станки прямые и наклонные -
 пандусы, лестницы и др. сооружения для изображения террас, холмов,
 крепостных стен и т. д. Конструкции станков обычно маскируются
 живописными холстами или бутафорскими рельефами (камни, корни дерева,
 трава и пр.). ДлА смены частей объёмной Д. используются накатные
 площадки на роликах (фурки), поворотный круг и др. виды техники сцены.
 Объёмная Д. позволила режиссёрам строить мизансцены на "изломанном"
 планшете сцены, находить разнообразные конструктивные решения благодаря
 к-рым выразительные возможности театр. иск-ва необычайно расширились.
  Проекционная Д. Была впервые применена в 1908 в Нью-Йорке. Основана
 на проекции (на экран) цветных и черно-белых изображений, нарисованных
 на диапозитивах. Проекция осуществляется с помощью театр. проекторов.
 Экраном может служить задник, горизонт, стены, пол и т. д. Существуют
 прямая проекция (проектор находится перед экраном) и проекция на просвет
 (проектор за экраном). Проекция может быть статической (архитектурные,
 пейзажные и прочие мотивы) и динамической (движение облаков, дождя,
 снега и т. д.). В совр. т-ре, имеющем новые экранные материалы и
 проекционную аппаратуру, проекционные Д. получили широкое применение
 (спектакли "Дали неоглядные" Вирты, Т-р им. Моссовета, 1957, "Судьба
 человека" Дзержинского, Большой т-р, 1961, "Четвёртый" Симонова,
 Ленингр. Большой драм. т-р, 1961, и др.). Простота изготовления и
 эксплуатации, лёгкость и быстрота смены картин, долговечность,
 возможность достижения высоких художеств. качеств делают проекционные Д.
 одним из перспективных видов Д. совр. т-ра.
  Приведённые выше системы Д. используются в различных приёмах
 оформления спектакля. Наиболее часто употребляются вошедшие в историю
 театра приёмы-симультанный, "условный" и пространственный.
  Симультанная Д.- сценический приём, при к-ром Д. различных мест
 действия показаны одновременно в течение всего спектакля. Симультанная
 Д. получила применение в средневековом т-ре. В истории сов. т-ра к
 симультанной Д. наиболее близко оформление спектакля "Егор Булычев и
 другие" в Т-ре им. Вахтангова (1932).
  Из условных Д. наиболее часто употребляются т. н. Д. в сукнах. В нач.
 20 в. мягкие сукна нейтрального цвета, собранные в складку, были
 использованы англ. режиссёром Г. Крэгом в спектакле "Росмерс-хольм"
 Ибсена (Флоренция, 1906). Позднее Крэгдля оформления "Гамлета" в
 МХТ(1911) применил ширмы. Швейцарский художник А. Аппиа монтировал сукна
 в сочетании с колоннами, площадками и лестницами (опера "Парсифаль"
 Вагнера, 1910). В спектакле МХАТ "Анна Каренина" (1937) использован
 условный приём соединения на вращающейся сцене синих ширм и сукон с
 вмонтированными в них фраг-метнами архитектуры.
  Пространственная Д. строится на принципе окружения сцены зрителями со
 всех сторон. Встречалась еще в средневековом театре. В начале 20 века
 использовалась при постановках трагедий на арене цирка ("Царь Эдип"
 Софокла, реж. М. Рейн-хардт, 1910; "Макбет", реж. Ю. М. Юрьев,
 Петроград, 1918). В совр. зарубежном театре пространственные Д.
 разрабатываются в т. н. театрах с ареной. В сов. театре над проблемой
 переноса сценического действия в зрительный зал работает Н. П. Охлопков
 ("Аристократы", 1935, "Садовник и тень", 1957, и др.).
  В Д. совр. т-ра синтезируются элементы всех перечисленных выше систем
 Д. и приёмов оформления.
  Лит.: Петров А. А., Устройство театральной сцены, СПБ, 1911; его же,
 Театральная техника, СПБ, 1910;
  Извеков Н. П., Техника сцены, Л.-М., 1940; Мюллер В. Н.,
 Декорационное оформление спектакля, М., 1Р56; БассехесА., Художники на
 сцене МХАТ, М.,1960;
  F i s с h e 1 O., Das moderne Buhnenbild, В.. 1923. В, Мюл.
  ДЕКРЕТ О СВОБОДЕ ТЕАТРОВ - декрет, принятый во время франц. бурж.
 революции Учредит. собранием Франции 13 янв. 1791. Явился одним из
 крупных культурных завоеваний революции, вызвав ломку
 феод.-абсолютистской театр. системы и рождение новых организац. форм
 т-ра бурж. общества. Он отменил монополию "королевских" т-ров, изъял т-р
 из подчинения двору, уничтожил королевскую цензуру, подчинил организацию
 театр. дела принципу свободной конкуренции и утвердил понятие
 "авторского права". Декрет был восторженно принят массовым зрителем и
 демократическими театрами и послужил основой для бурного расцвета театр.
 иск-ва Франции.
  Лит.: Дер жав и н К." Театр французской революции. 1789-179У, 2 изд.,
 Л.-М., 1937; Welschinger H., Le theatre de la Revolution. 1789-1799. P.,
 1880. E. Ф.
  ДЕКРЕТ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА - см. Национализация театров.
  ДЕКРУ (Decroux), Этьенн (р. 19.VII.1898) - французский актёр-мим. В
 1923 начал сценич. деятельность. В 1926-34 был актёром т-ра "Ателье"
 (Париж). Одновременно подготовил программу из мимич. этюдов под назв.
 "Примитивная жизнь" (1931). В 1940 организовал школу в Париже, ученики
 к-рой выступали вместе с Д. с мимич. сценками. В 40-е гг. Д. был
 учителем мимики в "Эколь де л'Ателье" в "Т-ре Сары Бернар", ставил
 пантомимы, исполнявшиеся Ж. Л. Барро. Гастролировал в др. странах.
 Выступал в кабаре "Фонтен де катр сезон" с мимич. программами. В числе
 работ Д.: "В лагере", "Золотой дух", "Бюрократ", "Побеждённый поэт",
 "Звук трубы". Деятельность Д. способствовала возрождению и утверждению
 иск-ва мима на франц. сцене. Среди его учеников-Ж. Л. Барро, М. Марсо.
  ДЕКУРСЕЛЬ (Decourcelle) -Адриен Д. (1821-92)- французский драматург.
 Писал совм. с Т. Барьером, А. Деннери, Э. Лабишем и другими популярными
 авторами водевилей и мелодрам. Дебютировал в 1845 в т-ре "Комеди
 Франсез" комедией в стихах "Вечер в Бастилии". Затем создал неск.
 стихотворных пьес ("Дон-Гусман, или День соблазнителя", 1846, "Комеди
 Франсез"), водевилей ("Мемуары шевалье де Грамон", 1848, т-р "Жимназ";

<< Пред.           стр. 241 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу