<< Пред. стр. 242 (из 913) След. >>
"Крайности сходятся", в соавторстве с Л. Батю, 1848, т-р "Варьете"; "Балузника", в соавторстве с Л. Гиларом и Ж. Барбье, 1849, т-р "Жимназ";
"Разделяй и властвуй", 1850, и мн. др.). Всего (с 1845 до 1877) им
написано св. 60 пьес. Большой успех имела драма Д. и Барбье "Работница
Женни" (1850, т-р "Порт-Сен-Мартен"), сочувственно рисующая страдания
бедняков, но проникнутая филантропизмом и социальной демагогией. Пьер Д.
(1856-1926) - сын предыдущего, франц. романист и драматург, автор
многочисл. пьес, написанных преим.в соавторстве с Дебри, Фабром, Кремьё
и др.: "Аббат Константин" (по роману Л. Галеви в соавторстве с Э.
Кремьё, 1887, т-р "Жимназ"), "Жи-голетт" (в соавторстве с Э. Тарбе,
1893, т-р "Амбигю комик"), "Шерлок Холмс" (по Конан Дойлу, 1907, Т-р
Антуана) и мн. др.
Лит.: Lemaitre J., Impressions de theatre, ser. 8 et 10, 4 ed., P.,
1807-98; В r i s s o n A., Le theatre et les moeurs, P., 1907. E. Ф.
ДЕЛАВЙНЬ (Delavigne), Казимир Жан Франсуа 5. IV. 1793-11. XII. 1843)-
французский драматург. Лит. деятельность начал в 1811. В 1819
дебютировал в т-ре трагедией "Сицилийская вечерня" (т-р "Одеон"),
написанной в соответствии с правилами классицизма. В 1829 создал
трагедию "Марино Фальери" (т-р
"Порт-Сен-Мартен"), в предисловии к к-рой изложил осн. принципы своей
эстетики: сочетание художеств. приёмов классицизма и романтизма,
терпимость ко всем течениям в драматургии, использование достижений
совр. авторов и благоговейное отношение к старым образцам, особенно в
области лит. языка, стиха. Эклектич. позиции проявились в его
последующих драм. произв. Лучшая трагедия Д. "Людовик XI" (1832, т-р
"Комеди Франсез") отмечена влиянием романтич. поэтики, в ней соблюдается
местный колорит, характеры героев отличаются динамичностью. В этой
трагедии выступали мн. крупные актёры во Франции, за рубежом (В. А.
Каратыгин в России, Э. Росси в Италии и др.). Д. принадлежат также
трагедии "Пария" (1821, т-р "Одеон"), "Дети Эдуарда" (1833, "Комеди
Франсез"), комедии "Школа стариков" (1823, там же),"Дон Жуан
Австрийский" (1835, там же) и др. В творчестве Д. получили выражение
нац.-освободит. антиклерикальные и антидеспотич. мотивы, однако протест
Д. не выходил за рамки умеренного либерализма. Благодаря этому Д.
приобрёл популярность среди бурж. оппозиц. кругов периода Реставрации и
первых лет Июльской монархии.
Соч.: Oeuvres completes: Theatre, v. 1-2, P., 1893;
"Людовик XI", пер. с франц. Ф. Устрялова, СПБ, 1877;
"Дети короля Эдуарда", пер. [с франц,] Э. Маттерна и А. Воротникова,
М., 1900; "Сын императора Дон-Жуая Австрийский", рус. пер. Л. А.
Берникова, СПВ, 1900;
"Школа стариков", рус. пер. А П. Григорьева, "Пантеон и репертуар
русской сцены", СПБ, 1850, т. 1, с. 1-90.
Лито: W e i s s J., Le drame hi8torique et le drame pas-8ionnel, P.,
1894; Le G o f f i с [Ch.], Le centenaire de Casimir Delavigne.
1793-1893, Le Havre, 1893; R o y er A., Histoire du theatre contemporain
en France et a l'etranger depuis 1800 Jusqu'a 1875, v. 1, P.. 1878; W i
s n i e w s k i J., Etudes sur les poetes dramatiques de la France au
XIX siecle. P., 1861. c. 128-171; Vaucheux F.. C. Delavigne. P-. 1893.
E. Ф., Н. Мок.
ДЕЛАВРАНЧА (Delavrancea) (наст. фам.- С т е-ф э н e с к у), Барбу (5.
IV. 1858-29.IV.1918)-румынский писатель, драматург,
общественно-политический деятель. Род. в крестьянской семье. В 1882
изучал право в Бухарестском ун-те. Был мэром Бухареста, депутатом,
занимал пост министра. Д.- основоположник жанра историч. драмы в
Румынии. Написал историч. трилогию "Закат солнца" (1909) - о молд.
господаре Стефане Великом, "Ураган" (1910), "Утренняя звезда" (1911) - о
борьбе господаря Петру Рареша против польских и турецких захватчиков.
Эти пьесы показывают реалистич. направленность творчества Д., его
стремление освободиться от мелодраматич. тенденции и подражания франц.
драматургии. Д. инсценировал свои рассказы "Иринель" (1911) и "Хаджи
Тудосе" (1913).
Лит.: Botez О , Naturalismul lui Deiavrancea, Bue.,
1936; Predescu L.,B. Delavrancea, viata si opera. Bue., 1938 ' v v '
"
ДЕЙАК (Delak), Фердо (p. 1905) - югославский (словенский) режиссёр.
Изучал актёрское иск-во в Париже, Берлине, Вене. Работал как режиссёр во
мн. крупных т-рах Югославии. С 1952 - директор Нар. т-ра в г. Риеке.
Пост. спектакли: "Слуга Ерней" Цанкара (1932), "Швейк" Гашека (1937),
отмеченные формалистич. влиянием. Освоение Д. реалистич. принципов
режиссуры проявилось в спектаклях "Ученик дьявола" Шоу, "Отступление"
Божича. Д.- автор статей о сценич. иск-ве и переводов ряда пьес. Аг. М.
"ДЕ ЛА КРУС" (Teatro de la Cruz-театр Креста)- испанский театр.
первый постоянный драматический театр Мадрида. Получил назв. от улицы Де
ла К рус. где в 1579 "Братство страстей господних" построило кор-раль,
сдавая его внаём проф. актёрам. В 1638 здание передано в ведение города
(впоследствии неоднократно перестраивалось). В 17-18 вв. "Д. л. К." был
одним из двух основных т-ров Мадрида (второй т-р "Принси-пе"), в нём
играли почти все лучшие труппы Испании.
В 19 в. театр теряет своё значение, на его сцене выступают случайные
труппы. В 1849 переименован в "Театр драмы". Закрыт в 1856.
Лит. ' Diaz de Escovar N. y Lasso de la Vega F. de P., Historia del
teatro espafiol, t. 1-2, Barcelona, 24. ' л. Крас.
"ДЕ ЛА MOHHE", "Театр д e л a M о н н е" (Theatre de la
Monnaie),-театр оперы и балета в Брюсселе. Осн. в 1700. Название получил
от монетного двора (17 в.), на территории к-рого был выстроен т-р
(архитекторы Паоло и Пьетро Бецци). Здание т-ра трижды перестраивалось.
Нынешнее здание выстроено в 1856. Т-р субсидируется гос-вом, гор. и
провинц. управлением. Руководит т-ром магистрат. С 1705 в т-ре
функционирует постоянная оперная и балетная труппа. В 18-19 вв.
ставились гл. обр. франц. и итал. оперы (Люлли, Мегюль, Глюк, Перголези,
Россини, Верди, Гуно, Визе), оперы Гос-сека. В конце 19 в. были пост.
оперы Вагнера. В конце
19 - нач. 20 вв. в т-ре прошли премьеры опер белы. композиторов -
"Мэтр Мартен" (1892), "Тиль Улен-, Шпигель" (1900) Блокса, "Катарина"
Тинеля (1909) и др. В 1929 здесь состоялось первое исполнение оперы
Прокофьева "Игрок". В репертуаре т-ра- классич. и совр. оперы, в т. ч.
произв. рус. композиторов (Мусоргский, Чайковский, Бородин,
Рим-ский-Корсаков); ежегодно исполняются произв. бельг. авторов. На
сцене т-ра регулярно выступали иностр. оперные коллективы, гл. обр.
французские и итальянские, гастролировали певцы Ж. Б. Фор, Ж. Де-войод,
певицы Э. Кальве, А. Патти, Э. Альбани, К. Карвальо, дебютировала Н.
Мелба (1887). В нач.
20 в. состоялись гастроли оперы Монте-Карло с участием Шаляпина
(1910), труппы "Метрополитен-опера" с участием Карузо (1910), нем.
труппы под упр. Р. Штрауса (1914) и др. В последние годы здесь выступали
лондонский т-р "Сэдлерс-Уэллс", труппа Софийской нар. оперы. В 1950
отмечен 250-летний юбилей т-ра спектаклями итал. артистов: "Фальстаф"
Верди, "Тайный брак" Чимарозы, "Дон Паскуале" Доницетти. Вс. Т.
ДЕЛАНЫ (Deland) - семья шведских актёров:
ЛуиЮсеф Д. (1772-1823). В 1782 дебютировал в балетном дивертисменте к
опере "Орфей и Эвридика" Глюка, пост. труппой "Болхюс" (Стокгольм). В
1783- 1788 учился хореографии в Париже у балетмейстера М. Гарделя. С
1792 - ведущий танцор, с 1803 - одновременно балетмейстер стокгольмского
Королевского т-ра. Пост. ряд оригинальных композиций, был одним из
создателей нац. школы мужского характерного танца.
Мария Ребекка Д. (1778-1845) - жена Луи Юсефа Д. В 1809 работала в
различных частных драм. труппах, в 1809-29 - в Королевском т-ре
(Стокгольм). Играла преим. роли субреток во франц. водевилях.
Пер Юсеф Д. (1805-62) - племянник Луи Юсефа Д. В 1825-32 играл в
различных драм. антрепризах. В 1833 основал собств. труппу, к-рая зимой
работала в провинции (гл. обр. в Упсале), а летом - в помещении
стокгольмского "Дьюргорд т-ра". Д. способствовал популяризации театр.
иск-ва в провинции. В репертуар его труппы входили преим. пьесы швед. и
зап.-европ. романтиков - А. Бланша ("Магистр Блекстадиус",
"Странствующая труппа", "Богатый дядя"), Т. Сефстрема, Ф. Хедберга, А.
Эленшлегера ("Аксель и Вальборг", "Хагбарт и Сигне"), В. Гюго ("Анджел
о"), ранние пьесы Ф. Шиллера ("Разбойники", "Коварство и любовь").
Романтич. трактовка отличала пост. трагедий Шекспира. Но уступая
требованиям обывательской части публики, Д. ставил также мелодрамы А.
Коцебу, водевили Э. Скриба. Играл характерные и комедийные роли в
комедиях А. Бланша, X. Херца, И. К. Хострупа, водевилях А. Хейберга,
Скриба. В 1861 труппа Д. прекратила деятельность.
Хедвиг Ловиса Шарлотта Д. (1807-64)- жена Пера Юсефа Д. В 1831
дебютировала в труппе К. Сванберга. С 1833 работала в труппе своего
мужа. Драматич. дарование Д. наиболее полно раскрылось в ролях Офелии,
Луизы Миллер; Вальборг ("Аксель и Вальборг" Эленшлегера). Одновременно с
успехом выступала в комедийных ролях.
Фредерик Д. (1812-94) - брат Пера Юсефа Д. В 1830-75 работал в
различных стокгольмских и провинц. труппах. В 1843-48 организовал и
возглавил собств. труппу, дававшую спектакли в Норчёпинге, Упсале, Лунде
и др. городах. В 1875-86 выступал в Новом шведском т-ре (Стокгольм). Д.
был комедийным актёром, обладавшим щедрым, несколько грубоватым юмором,
ему была присуща гротесково-острая манера игры. Лучшие роли: магистр
Блекстадиус (о. п. Бланша), Журден; Пер-пономарь, Йеппе ("Эраз-мус
Монтанус", "Йеппе с горы" Хольберга).
ЭмилияРозалияД. (1819-54) - жена Фредерика Д. Дебютировала в т-ре в
1832. В 1834 входила в труппу Пера Юсефа Д.; в 1843-48- в труппе своего
мужа. Создавала образы весёлых, остроумных девушек, борющихся за своё
счастье: Хильдегор ("Врач" Бланша), Анна ("Вермландцы" Дальгрена), Софи
("Нет" И. Л. Хейберга). Игра Д. характеризовалась искренней
непринуждённостью, изяществом, добрым и лукавым юмором.
Лит.: Taube N. E., De Delandska teatersallskapen i Uppsala, Uppsala,
1940; Fredrik Deland, Stockh., 1848. Вл. M.
ДЕЛАННУА (Delannoy), Марсель (р. 9.VII. 1898) - французский
композитор. Музыке учился самостоятельно; в 1923 брал уроки у А.
Онеггера и у А. Жедальжа. В 20-х гг. выдвинулся в число виднейших театр.
композиторов Франции. К Всемирной выставке 1937 в Париже Д. написал
оперетту "Филип-пина". Автор комич. оперы "Жиневра" по Боккаччо (1942,
т-р "Опера комик"), оперы-феерии "Пук" по комедии "Сон в летнюю ночь"
(1949, Муниципальный т-р, Страсбур), камерной оперы
"Арлекин-радиолюбитель" (1946, "Т-р Арлекина", Париж). Применяя
полифонич. средства, композитор достигает свежести и своеобразия муз.
языка, мастерски использует речитатив, живописные оркестровые краски. С
большим успехом ставятся во Франции и за её пределами балеты Д.
"Золушка" (1931, Чикаго), "Фантастическая свадьба" (1944, т-р
"Гранд-Опера") и др.; танц. драма "Абрагам" (1951, Тулуза) и 2
балета-кантаты- "Шут госпожи" (1929, Женева) и "В царстве кометы" (1955,
Венеция). Д. принадлежит также музыка к пост. классич. и совр. пьес, в
т. ч. "Венера и Адонис" по Шекспиру (1929, Лондон), "Мир" по Аристофану
(1935, т-р "Ателье", Париж), "Аррасская незнакомка" Салакру (1936, "Т-р
Елисейских полей", Париж), "Господин Пурсоньяк" Мольера (1942, "Т-р Сары
Бер-нар", Париж), "Кориолан" Шекспира (1953, Лион) и др., а также соч. в
др. жанрах. Известен как автор статей и рецензий о муз. т-ре, опубл. во
франц. печати. Лит.: В о 1 1 A., Marcel Dellanoy, P., 1957. Вл. О., Л.
М.
ДЕЛИБ (Delibes), Лео (21. П. 1836, Сен-Жермен-дю-Валь, - 16. I. 1891,
Париж) - французский композитор. Член Института Франции (с 1884). Учился
в Парижской консерватории (по композиции у А. Адана и Ф. Бенуа). С 1853
работал аккомпаниатором в "Театр лирик" и церковным органистом, с
1865хормейстер т-ра "Гранд-Опера". С 1881 Д. - проф. Парижской
консерватории. Первые муз.-сценич. произведения Д.: оперетта "На два су
угольков" (1855, т-р "Фоли нувель", Париж), комич. оперы "Месье Грифар"
(1857, "Т-р лирик", Париж), "Садовник и его господин" (1863, там же),
"Бык Апис" (1865, т-р "Буфф-Па-ризьен", Париж). Автор балетов "Ручей"
(совм. с Л. Мин-кусом, 1866, "Гранд-Опера"), "Коппелия" (по новелле Э.
Т. А. Гофмана, 1870, "Гранд-Опера"), "Сильвия" (на сюжет из "Аминты" Т.
Tacco, 1876, там же), опер: "Так сказал король" (1873, т-р "Опера
комик", Париж), "ЖандеНи-вель" (1880, там же), "Лакме" (1883,там
же).0пера "Кассия" (из жизни галицийского крестьянства) осталась
незавершённой и была закончена Ж. Массне (1893, "Опера комик"). Музыка
Д., часто связанная с нар. истоками, отличается мелодичностью, тонкостью
и изяществом, гармонич. свежестью. Балеты Д. высоко ценили П. И.
Чайковский и А. К. Глазунов, творчеству к-рых были близки новаторские
принципы Д., прежде всего принцип симфонизации балета. В лучших своих
балетах - "Коппелия", "Сильвия" - Д. стремился к
реалистически-психологич. осмыслению танца, создавая образцы выразит,
балетной музыки. Развивая опыт балетного творчества своего учителя Адана
и традиции иск-ва оперетты, Д. вводил в балет жанровые зарисовки
персонажей, добивался образности, содержательности традиц. балетных
форм; его балетам присуще сквозное танц. действие. Под влиянием балетм.
Ш. Сен-Леона Д. пытался использовать славянский фольклор во франц.
балетной партитуре ("Коппелия"). В пост. Сен-Леона (в России нов. ред.
Л. И. Иванова) этот балет идёт на сценах т-ров всего мира, в т. ч. и
сов. т-ра. Фрагменты партитуры "Сильвии" и "Ручья" легли в основу сов.
балета "Фадетта" (пост. и реж. Л. Лавровский, либр. его же и В.
Соловьёва, 1934, Т-р оперы и балета им. Кирова; пост. также в Москве,
Одессе и др. городах), созданного на новый реалистически-бытовой сюжет.
Лучшая из опер Д.-"Лакме", на сюжет из жизни инд. народа, порабощённого
англ. колонизаторами. Несмотря на условность либретто, Д. создал
выразит. колоритную музыку, благодаря к-рой опера получила популярность.
Д. написал также музыку к драме Гюго "Король забавляется" (возобн. 1882,
т-р "Комеди Франсез", Париж), дополнительные номера к балету Адана
"Корсар" (1867, "Гранд-Опера") и др. соч
Лит.: Французская музыка второй половины XIX века Сборник переводных
работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друски на, М., 1038; G u i r a u d E.,
Notice sur la vie et les oeuv res de L. Delibes, P., 1892; L o i s e 1
J., "Lakme" de L Delibes: etude historique et critique, analyse
musicale, P. 1924; С u г z o n H., L. Delibes. Sa vie et ses oeuvres, P.
1928; N o s k e Г., La melodie francaise de Berlioz a Du parc, P.-Amst.,
1954.
ДЕЛИУС (Delius), Фредерик (29. 1.1862, Брэдфорд, Англия,- 10.VI.
1934, Гре-сюр-Луан, Франция)- английский композитор. Почётный доктор
Оксфордского ун-та (1929). Музыке обучался в Лейпцигской консерватории,
где познакомился с Григом; впоследствии испытал его влияние на своём
творчестве. С 1890 Д. жил во Франции. Д. принадлежат 6 опер, в т. ч.
"Коанга" (по роману Дж. У. Кейбла "Грандиссимус", 1904, Эльберфельд),
"Деревенские Ромео и Джульетта" (на сюжет новеллы Г. Келлера, 1907, т-р
"Комише опер", Берлин), "Фенимор и Герда" (по роману И. Якоб-сена "Нильс
Люне", 1919, Франкфурт-на-Майне), "Ирмелин" (1953, Оксфорд), музыка к
спектаклям, симф., камерные и др. соч. Наибольшей известностью
пользуется опера Д. "Деревенские Ромео и Джульетта", в к-рой особенно
заметно свойственное стилю композитора стремление к импрессионистским,
утончённым, мягким, гармонич. краскам, отсутствие резких контрастов,
сдержанность чувства; оркестровая партия разработана с симф. широтой.
Интерлюдия "Прогулка по райским садам" из этой оперы часто исполняется в
концертах.
Лит..Delius С., Frederic Uelius, L., 1935; Fenby E., Delius as I knew
him, L., 1936; HutchingsA., Delius. A critical biography, L., 1949. Д.
M., Be. T.
ДЕЛЛА KA3A (Della Casa), Лиза (р. 2.IL1919)- швейцарская артистка
оперы (сопрано). Первонач. муз. образование получила в Берне;
совершенствовалась в Цюрихе. Дебютировала на оперном фестивале в
Зальцбурге (1947) в опере "Арабелла" Р. Штрауса (в партии Зденки) и в
том же году была зачислена в труппу Венской гос. оперы. Одновременно с
1953 - солистка т-ра "Метрополитен-опера". Выступала на фестивалях в
Глайндборне (1951), Эдинбурге и Байрёйте (1952), в т-рах "Гранд-Опера"
(1950-51), "Ла Скала" (1951-52), "Колон" (Буэнос-Айрес, 1956) и др. Д.
К. активно пропагандирует произведения совр. швейц. композиторов О.
Шёка, В. Буркхарда ii др. Выступает как концертная певица.
Партии: Памина, Графиня, Донна Анна"и Донна Эльвира, Фиордилиджи
("Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все"
Моцарта), Ева ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Марцелина
("Фиделио" Бетховена), Чио-Чио-сан; Антония ("Сказки Гофмана"
Оф-фенбаха), Мими; Софи, Ариадна ("Кавалер роз", "Ариадна на Наксосс" Р.
Штрауса).
Лит.: R о s e n t h a 1 H. D., Sopranos of today, L., 1956.
Ал. М.
ДЕЛЛА КОРТЕ (Della Corte), Андреа (р. 5.IV. 1883)- итальянский
музыковед и критик. Музыке обучался самостоятельно. С 1906 начал
регулярно помещать критич. статьи по различным вопросам муз. т-ра в
периодич. прессе Неаполя. С 1919 постоянный критик газ. "Ла стампа"
(Турин). В 1926-53- профессор истории музыки Туринской консерватории (с
1939-также Туринского ун-та). Работы Д. посвящены гл. обр. изучению
истории муз. т-ра 17-18 вв.
С о ч.: Paisiello e l'estetica musicale del Metastasio, Torino, 1922;
L'opera comica italiana del' 700, v.1-2, Bari, 1923; Dizionario di
musica, Torino, 1925, 5 ed., 1952 (совм. с G. M. Gatti); Niccolo
Piccinni, Bari, 1928; La vita musicale di Goethe, Torino, 1932; Canto e
bei canto..., Torino, 1934;
Vincenzo Bellini, Torino, 1936 (совм. с G. Pannain); Ritratto di
Franco Alfano, Torino, 1936; Pergolesi, Torino, 1936;
Un Italiano all'estero i Antonio Salieri, Torino, 1937; Tre secoli di
opera Italiana, Torino, 1938; Verdi, Torino, 1939;
Arturo Toscanini, Vicenza, 1946; Le Sei piu beile opere di Verdi,
Milano, 1947; Gluck, Firenze, 1948; В. Galuppi, Siena, 1949;
L'interpretazione musicale e li interpreti, Torino, 1951; Libretti
italiani nel Seicento, Torino, 1956. Б. Ш.
ДЕЛЛА KOCTA (Della Costa), Мария (р. 1920) - бразильская актриса,
играла в труппе "Комедиантиш", преобразованной в 1949 в Народный т-р
иск-ва (т-р "Популар ди арти"). В 1954 Д. К. и С. Полониу открыли в
Сан-Паулу т-р "Мария Делла Коста" спек-таклем'"Жаворонок" Ануя, в к-ром
Д. К. играла роль Жанны д'Арк. Играла также гл. роли в спектаклях
"Хозяйка гостиницы" ("Трактирщица"); "Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки и
др.
ДЕЛЛА ПОРТА (Della Porta), Джамбаттиста (1535- 4.II.1615) -
итальянский учёный и драматург. Автор комедий "Олимпия" (1550, пост.
1558), "Служанка" (1592), "Чинтия" (ок. 1591), "Астролог" (1570),
"Сестра" (1589), "Братья-соперники" (1601), "Угольщик", "Мавр" (изд.
1607). Используя сюжеты Плавта, Теренция, "учёную комедию" 16 в., Д. П.
создавал весёлые, динамичные пьесы. Значит, влияние на Д. П. оказала
комедия дель арте, в свою очередь труппы комедии дель арте переделывали
в сценарии нек-рые пьесы Д. П. Комедии Д. П. оказали влияние и на
нек-рых драматургов 17 в. (Томкинс, Ротру, Гильен Де Кастро и др.).
Писал также трагедии: "Георгий" (изд. 1611), "Улисс" (1612). В 20 в.
пьесы Д.П. ставились в Италии(в 1940-43 труппа А. Дж.
Брагалья-Художеств. т-р, Рим, н др.).
Соч.; Commedie, a cura di V. Spampanato, v. 1-2, Bari, 1910-11.
Лит.: История западноевропейского театра под общей ред. С. С.
Мокульского, т. l. M., 1956; S a nes i J., La commedia, v. 1, Milano,