<< Пред.           стр. 251 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 в оперных т-рах Советского Союза, исполнялся за рубежом. Вторая опера
 Д.-"Поднятая целина" (1937, Большой т-р) по одноим. роману Шолохова.
 Известность получила "Казачья песня" из этой оперы. Написал также оперы
 "Кровь народа" (1941, Ленингр. Малый оперный т-р, г. Чкалов), "Надежда
 Светлова" (1943, там же), "Князь-озеро" (1947, Т-р оперы и балета им.
 Кирова), "Далеко от Москвы" (1954, Ленингр. Малый оперный т-р), "Гроза"
 по А. H. Островскому (1955) и др. Одна из последних работ Д. -
 опера-песня "Судьба человека" (1961, Большой т-р), написанная на сюжет
 одноим. рассказа Шолохова. Д. принадлежат также муз. комедии "Зелёный
 цех" (1932, ТРАМ, Ленинград), "В зимнюю ночь" по повести Пушкина
 "Метель" (1946, Ленингр. т-р муз. комедии). Написал музыку более чем к
 30 спектаклям, а также ряд камер-но-инструмент. произв., песни и др.
 Гос. пр. СССР (1950).
  Лит.: Тихий Дон. Опера И. И. Дзержинского. Сб. статей и материалов,
 Л., 1937; Поднятая целина. Музыкальная драма в 4 актах. Музыка И. И.
 Дзержинского. Сб. статей к постановке в Гос. Академическом Малом оперном
 театре, Л., 1937; Берлянд Е., Творчество И. Дзержинского, "Советская
 музыка", 1948, ј 9.
  ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР (Дзержинский драматический театр имени 3 0-л е-тия
 Ленинского комсомола)- театр в г. Дзержинске (Горьковская обл.). Осн. в
 1946. Первоначально спектакли устраивались в заводских дворцах культуры.
 В 1948 было сооружено специальное здание (построено на комсомольских
 воскресниках). В том же году т-ру присвоено имя 30-летия Ленинского
 комсомола. Центр, место в репертуаре Д. т. занимают пьесы, посв. образу
 сов. молодого человека:
  "За тех, кто в море!" Лавренёва (1946), "Молодая гвардия" по Фадееву
 (1947), "Два капитана" по Каверину (1947), "Счастье" Павленко (1949),
 "Парень из нашего города" Симонова (1950), "Слава" Гусева (1952), "Годы
 странствий" Арбузова (1954), "Юность отцов" Горбатова (1957). Т-р ведёт
 работу с местными авторами (спектакль о Дзержинском - "Вспомним,
 товарищи!" Либера, 1955, и др.). Спектакли Д. т. "Настоящий человек" по
 Полевому (1954), "Поднятая целина" по Шолохову (1956) в инсценировке
 режиссёра и актёра т-ра Т. Лондона были показаны в Москве (в 1954 и
 1957). В т-ре работают (1962): режиссёры - В. И. Гриценко, М. H.
 Рерберг; актёры - заслуженный артист Марийской АССР H. А. Конакова,
 заслуженный артист Якутской АССР И А. Груль; артисты - Е. И. Бекха-нова,
 Е. H. Гольцев, Л. А. Станиславов, М. А. Горская,- Л. В. Юшкова;
 художники - Вл. и Вит. Мазановы и др. Э. К.
  ДЗ‚РУРИ - вид японского театра марионеток. Как самостоятельный жанр
 Д. сложился в конце 13века на основе героико-драматических рапсодий;
  Д. строились на речитативе. Наряду с нар. певцами-сказителями Д.
 сочиняли также классики японской лит-ры Иноуэ Хари-ма, Тикамацу
 Монд-заэмон и др. (см. Японский театр}. H. И.
  ДЗ‚РУРИ - ГАТА-РИ - актёр японского театра, рассказывающий по ходу
 действия содержание спектакля. Д.-г. также - певец-сказитель,
 исполнитель дзёрури под аккомпанемент инструментов бива или сямисэн.
  Лит.: ? у з л и т а Т о к у т а р о, Ннхон каё но тэнкай (Развитие
 японской песни), Токио, 1931. //. И,
  ДЗИБАЛЬДОНЕ (от zibaldone - смесь) - название специальных сборников
 (гл. обр. рукописных), содержавших образцы текстов из репертуара актёров
 итал. комедии делъ ар те. В Д. входили разл. остроты, монологи, шутки и
 др. Другое название Д.- репер-торио (repertorio).
  ДЗИДАЙМОНО - вид драмы в японском классическом театре Кабуки и театре
 Дзёрури. Возник в 17 в. Д. создавались обычно на сюжеты из истории
 Японии 7-12 вв. Иногда в Д. описывались междоусобицы крупных феодалов и
 правителей Японии - сёгунов. Наиболее известным автором Д. был Тикамацу
 Мон-дзаэмон. С конца 18'в. Д. постепенно уступали место бытовым драмам
 (сэвамоно). Л. Г р.
  ДЗИДЗАРИЯ, Кондрат Фёдорович (1898-1943)- абхазский советский
 театральный деятель. Один из основоположников нац. т-ра. Будучи
 педагогом, организовал в 1922 в Сухуме муз.-драм. кружок из своих
 учеников, ставивший инсценировки абх. песен. Из кружка Д. вышли актёры
 абх. т-ра (Пачалия, Кабахия, А. и Р. Агрба, Чо-чуа, Касландзия и др.).
 Этот кружок ставил первые абх. пьесы: "Махаджиры" Чанба, "В глухой
 старине" Да реалия, "Кучита" Бжания и др. Спектакли сопровождались
 музыкой. В 1927-34 был художеств. руководителем абх. т-ра. Организовал
 т. и. "штурмовую колонну", разъезжавшую по районам Абхазии и
 популяризировавшую идею коллективизации.
  Лит.: Л а к e р б а и М., Очерки истории абхазского театрального
 искусства, Сухуми, 1957. M. Л.
  ДЗНЕЛАДЗЕ, Давид (Дуде) Караманович [р. 1(13). XI. 1889] - грузинский
 советский актёр и режиссёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). В
 1917-18 и 1924-26 - актёр Кутаисского т-ра, в 1920-24 - Батумского т-ра,
 в 1929-31 - Т-ра им. Марджанишвили. Роли: Килордава ("Вчерашние"
 Дадиани), Ле-ван Химшиашвили ("Родина" Эристави), Дате ("Измена"
 Сумбатова-Южина), Арман ("Дама с камелиями" Дюма), Годун ("Разлом"). В
 1928 - режиссёр Сухумского т-ра. В 1928-53 - директор и гл. режиссёр
 груз. т-ра муз. комедии (Тбилиси). Пост. первую груз. оперетту
 "Хаджарат" Куртиди (1938). Популяризировал нац. муз. комедию, пост.
 "Любовь троих" Цагарейшви-ли (1946), "Под небом Тбилиси" Кереселидзе
 (1947), "Друзья" Лагидзе (1950). Ставил также рус. сов. оперетты
 ("Трембита" Милютина, 1952, и др.), оперетты Кальмана, Эрве. Снимался в
 кино. Т. И.
  ДЗОРДЗИ (Zorzi), Гульельмо (р. 1.11.1879) - итальянский драматург,
 кинорежиссёр и сценарист. Первая пьеса - комедия "В глубине сердца"
 (1906, пост. 1910 в Милане труппой Талли). Д. написал пьесы "Трое
 возлюбленных" (1912, труппа Талли, Болонья), "Чужая жизнь" (1926, труппа
 Бетроне- Мелато, Болонья), "Вместе с ними" (1947, Рим), "Его сцена"
 (1955, Флоренция, труппа Калиндри-Цопелли) и др. Комедия "Золотая жила"
 (1919, труппа И. Грама-тики) сохраняется в репертуаре т-ров Италии до
 наст. времени. Используя традиц. формы семейно-бытовой драмы, Д. пытался
 придать сентиментальную поэтичность повседневному мещанскому быту.
 Разрешение социальных конфликтов он искал в религии, любви родителей к
 своим детям и т. д. Пьесы Д., построенные на столкновении между чувством
 и семейным долгом, имели успех у бурж. зрителя.
  Лит.: Capasse A., Il realismo intimista di G. Zorzi,
 "Teatro-Scenario-, 1953, ј 19. ?. \
  "ДЗЭНСИНДЗА" (" театр. идущий вперёд")-японский театр. Создан в 1931
 в Токио по инициативе актёров Каварадзаки Тёдзюро и Накамура Канэмон.
 Сохраняя традиции нац. классич. т-ра Кабуки, деятели "Д." в то же время
 стремятся освоить принципы реа-листич. игры, сделать свои спектакли
 доступными для широких слоев населения. Большое внимание в творч.
 практике т-ра уделяется изучению опыта сов. т-ра, системы
 Станиславского. "Д." ставит япон. классич. пьесы на сюжеты из истории
 Японии - "Сакура Coro" Сэгава Дзёко (1950), "Бандзуйин Тёбэй" Окамо-то
 Кидо (1951), "Тайра-но Масакадо" Маяма Сэйка (1960) и др., исполняя их в
 традиционной манере. Герои этих пьес - отважные борцы за свободу и
 справедливость. В репертуар включаются произв. зап.-европ. классики -
 "Отверженные" по Гюго (1946), "Венецианский купец" (1947), "Ромео и
 Джульетта" (1950), "Проделки Скалена" (1951) и др., исполнение к-рых
 основано на реалистич. принципах. Все пьесы, входящие в репертуар т-ра,
 исполняют одни и те же актёры. В 1949 в обстановке борьбы против реакции
 коллектив "Д." вступил в Коммунистич. партию Японии. Среди ведущих
 актёров "Д." - руководитель труппы Каварадзакн Тёдзюро, Накамура
 Канэмон,'Каварадзаки Кунитаро. В 1960 т-р гастролировал в КНР.
  Лит : Сакамото Токумацу, Дзэнсиндза, Токио, 195.; Дзэнсиндза тюгоку
 кико, Токио, I960. Л. Г р.
  ДИАЛОГ драматический (от греч. ?????? - разговор)-основная и
 важнейшая форма драматической речи, представляющая собой художественный
 образ жизненного Д. От Д. в эпосе и лирике драма-тич. Д. отличается
 обязательной действенностью, что обусловлено самой эстетич. природой
 драмы. В ходе драматич. Д. каждый из собеседников (или один из них)
 стремится подчинить другого своей воле, утвердить в его сознании
 определённые мысли, чувства или заставить предпринять определённые
 поступки. "Драматизм состоит не в одном разговоре, а в живом действии
 разговаривающих одного на другого. Если, например, двое спорят о
 каком-нибудь предмете, тут нет не только драмы, но и драматического
 элемента; но когда спорящиеся, желая приобресть друг над другом
 поверхность, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны
 характера или задеть за слабые струны души и когда чрез это в споре
 выказываются их характеры, а конец спора становит их в новые отношения
 друг к другу, - это уже своего рода драма" (Белинский В. Г., Полн. собр.
 соч., т. 5, 1954, с. 62). Внутр. построение драм. Д. характеризуется
 последовательным развитием и сменой драм. тем, выявляющих конфликтные
 отношения персонажей. Структура драм. Д. слагается из реплик. Все
 реплики взаимообусловлены, их смысл и целевая направленность могут быть
 до конца поняты только в контексте всего Д. и драмы в целом. Особая
 насыщенность драм. Д. определяется тем, что он по мере действенного
 развёртывания выполняет (наряду с ремаркой) также функции описательные и
 пояснительные, к-рые в прозе и поэзии осуществляются, как правило, с
 помощью авторской речи. Специфич. черта драм. Д. то, что он рассчитан на
 устное воспроизведение, строится по законам устной лит. речи с учётом
 интонационных, орфоэпич. и фонетич. моментов.
  На протяжении многовековой истории драмы значение Д. в общей
 структуре пьесы менялось. В античной трагедии и в средневековых мистерии
 и моралитэ ему отводилось подчинённое - сравнительно с монологом -
 место. В ренессансной, классицистской и романтич. трагедии
 "сосуществовали" на равных основаниях монолог и Д. В комедии Д. всегда
 являлся доминирующей формой драм. речи. В реалистич.драматургии Д.
 получил преобладающее место.
  Лит.: Баранник Д., Гай Г., Драматичний Д1'а-лог, ????, 1961;
 Балухатый С., Проблемы драматургического анализа, Л., 1927; К н e б e л
 ь М., Слово в творчестве актера, М-, 1954; Успенский В с-, Заметки о
 языке драматургии, в кн.: Записки о театре, Л,-М., 1960, с. 119-152. В.
 С.-П.
  "ДИАЛОГ" ("Dialog") - польский литературный ежемесячник. Основан в
 1956 в Варшаве. Посвящён вопросам совр. драматургии т-ра, кино и радио.
 В каждом номере "Д." публикуется полный текст нескольких совр. польских
 и иностр. пьес, значит, место уделяется произв. сов. драматургии. В "Д."
 имеется также теоретико-публицистич. отдел, в к-р ом помещаются очерки и
 статьи о совр. драматургии и т-ре. Каждый номер ежемесячника включает
 обширную зарубежную хронику. Гл. редактор (1962) - А. Тарн. Е. К.
  ДИАМАНДОПУЛОС (??????????????), Василис (р. 1920) - греческий актёр.
 Учился в театр. студии при Художеств. т-ре (Афины) под рук. реж. К.
 Куна, в 1942 дебютировал в этом т-ре в роли Яльмара Эк-даля ("Дикая
 утка" Ибсена). В 1950-53 и в 1955 входил в состав труппы Нац. т-ра
 (Афины). В 1953-54 возглавлял собственную труппу. Играл в нац. бытовых
 комедиях - Ниониос ("Цветок запада" Ксенопу-лоса), в классич.
 драматургии - шут и Яго ("Король Лир", "Отелло"), Росмер ("Росмерсхольм"
 Ибсена). Большой психологич. глубиной отмечены сценич. образы Лопахина
 ("Вишнёвый сад"), Андрея Прозорова ("Три сестры"). Д. играл также в
 пьесах Л. Пиран-делло, Т. Уильямса, Э. Де Филиппе, Л. Хелман, Дж.
 Пристли и др. В 1959 создал (совм. сМ. Алкеу) "Неон театрон" (Афины). Д.
 С.
  ДИАМАНТЕ (Diamante), Хуан Баутиста (29.VIH. 1625-2. XI. 1687) -
 испанский драматург. Последователь П. Кадьдерона. Написал ок. 50 комедий
 (нек-рые из них в соавторстве с Ф. де Авельянеда, Геварой и др.) и 30
 ауто, л оа и интермедий. Большинство из них основано на историч.,
 агиографич. (цер-ковно-историч.) и мифологич. сюжетах. Наибольший
 интерес представляют историч. комедии Д. "Защитник чести своего отца" -
 комедия о Сиде, написанная под влиянием пьес Гильена де Кастро и П.
 Корнеля, "Еврейка из Толедо" и "Королева Мария Стюарт". Комедии Д. были
 изданы в Мадриде в 1670 и 1674 и ставились гл. обр. при жизни автора.
  Лит.: Cotarelo E.. Don Juan Bautista Diamante y sus comedias, Madrid,
 1916. ?. ?,
  ДИАПАЗОН [от греч. ??? ???? (??????) - через все (струны)] - звуковой
 объём певческого голоса, муз. инструмента, звукоряда, мелодии и т. п.
 Определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуком
 голоса, инструмента и т. п.
  ДЙАС ДЕ МЕНДОСА (Diaz de Mendoza), Фернандо (7.VII.1862-20.X.1930) -
 испанский артист и театральный деятель. Происходил из аристократич.
 семьи. Руководитель одной из самых известных театр. трупп
  Испании конца 19-нач. 20 вв. Человек большой культуры и
 разносторонних знаний, Д. де М. посвятил свою жизнь т-ру и пропаганде
 нац. драматургии" Артистич. деятельность начал в 1895 на сцене "Театро
 Эс-паньоль" в труппе, к-рой руководила М. Герреро, ставшая вскоре его
 женой. В 1896 супруги организовали труппу "Герреро - Мендоса",
 объездившую все города Испании, гастролировавшую в Италии и Франции, в
 Лат. Америке. В 1929 Д.де М.организовал в
  Буэнос-Айресе "Театро Сервантес" (в наст время "Нац. т-р комедии"),
 к-рыйпоего замыслу должен был стать центром исп. культуры в странах Лат.
 Америки. Ведущее место в репертуаре труппы "Герреро - Мендоса" занимали
 Лопе де Вега, ТирсодеМолина, Кальдерон. Большое внимание уделялось совр.
 исп. драматургии (Эчегарай, Дисента, Е"енавенте, Гимера, бр. Альварес
 Кинтеро и др.), а также зарубежным авторам. Постоянным местом
 выступлений труппы был т-р "Прин-сеса" в Мадриде (с 1931-"Т-р Мария
 Герреро"). Успех труппы, её значение в развитии реалистич. традиций исп.
 т-ра в значит, степени зависели от деятельности Д. де М. как
 организатора и режиссёра. Он внёс большой вклад в развитие постановочной
 культуры исп. театра-в оформление спектаклей, костюм, грим, отказался от
 устарелых приёмов, стремился добиться предельной жизненной достоверности
 (первым в исп. т-ре начал показывать спектакли при потушенном свете в
 зрительном зале). Д. де М. воспитал мн. выдающихся деятелей театр.
 иск-ва Испании 20 в.
  Лит. :Diazde.EscovarN.yLasso de la Vega F. de Р., Historia del teatro
 espanol, Barcelona, 1924. Э.Б.
  ДЙАС ДЕ ЭСКОВАР (Diaz de Escovar), Нарсисо (25.VI.1860-3.V.1935) -
 испанский поэт, драматург и историк театра. Автор комедии из нар. жизни
 "Мария из Малаги", комедий нравов "Виновник преступления", "То, что не
 преследуется по закону" и др., историч. драм "Монах и император" и т. д.
 Д. де Э.- основатель академии декламац. иск-ва в Малаге. Написал совм. с
 Ф. Ласо де ла Вега "Историю испанского театра" ("Historia del teatro
 espanol", v. 1-2, Barcelona, 1924), а также ряд работ о т-ре в Малаге,
 об отд. исп. антёрах и др.
  Соч.: El teatro en Malaga, Malaga, 1896, Comediantes de otros siglos:
 la bela Amarilis, Madrid, 1931; Comediantes de otros tiempos: Pedro de
 la Rosa, Madrid, 1932. 3. //.
  ДЙАС ДУФОО (Diaz Dufoo), Карлос (4.XII.1861- 5.IX.1941) -
 мексиканский писатель и драматург. В молодые годы писал одноактные
 комич. сценки ("О грации", 1885, "Среди соседей", 1885, и др.) Серьёзно
 занялся драматургией в глубокой старости и завоевал широкую известность
 как автор пьес, отражающих жизнь Мексики. Пьесы Д. Д. заняли важное
 место в репертуаре т-ра. Автор комедий "Отец-торговец" (1929, т-р
 "Идеал", Мехико), "Дальше, позади гор" (1929, там же). В пьесах
 "Источник Кихота" (1930, там же), "Слова" (1931, т-р "Эсперанса Ирис",
 Мехико), "Начальница" (1931, т-р В. Фабрегас, Мехико) Д. высмеивает
 бурж. круги Мексики. Пост. комедии "Тень бабочки" (соч. 1937) была
 запрещена правительством.
  Лит.: U s i g 1 i R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932;
  Magana Esquivel A., Imagen del teatro, Mexico. 1940. К). П.
  ДИБАРБОРА (Dibarbora), Франтишек (р. 19.XI. 1916) - чехословацкий
 актёр. В 1934 поступил в Муз.-драматич. академию (класс Я. Бородача) и
 тогда же принят в Словацкий нац. театр (Братислава), где играл
 одновременно в чешской и словацкой труппах. В 1938 выступал в Нац т-ре в
 Праге. Вернувшись в Братиславу, играл в драматич. спектаклях и в
 опереттах, режиссировал оперные спектакли. После освобождения Словакии и
 создания в Братиславе Новой сцены (1946) Д. стал одним из самых видных
 актёров этого т-ра. В 1948 снова вступил в труппу Словацкого нац. т-ра.
 Создал яркие характерные и комедийные образы: Колмистр ("Встанут новые
 бойцы" по А. За-потоцкому), Воцилка ("Волынщик из Стракониц" Тыла),
 Сипатый ("Оптимистическая трагедия"), Лап-ченко ("Иркутская история"
 Арбузова) и др. Л\ Сол.
  ДЙБДИН (Dibdin), Чарлз (март 1745-25. VII. 1814) - английский
 композитор. В 1762-75 выступал как певец в лондонских т-рах
 "Ковент-Гарден" и "Друри-Лейн". С 19 лет приобрёл популярность своп-ми
 произв. для сцены (текст мн. из них принадлежит Д.). В 1796 Д.
 организовал в Лондоне небольшой т-р "Сан-Суси", к-рым руководил до 1805.
 В этом т-ре ? в т-ре "Лицеум" Д. часто выступал ст. н.
 "тейбл-энтер-тейнментс" - своеобразными эстрадными спектаклями одного
 актёра, включавшими муз. и драм. номера, сочинённые самим Д.
  Оперы: "Любовь в городе" (1767, "Ковент-Гарден"), "Лио-нель и
 Кларисса" (1768, там же), "Висячий замок" (1768, "ДРУРИ-Лейн"),
 "Завербованный сержант" (1771, т-р "Рейн-лаф-хаус"), "Лодочник" (1774,
 г-р "Хеймаркет"), ."Квакер" (1775, "Друрн-Лейн"). "Бедный Вулкан" (1778,
 "Ковент-Гарден"), "Арлекин-франкмасон" (1780, там же), "Счастье
 охотника" (1786, "Сэдлерс-Уэллс") и др.
  Соч.: A complete history of the English stage, L., 1797; то же, ?.
 1-5, L., 1880; Professional and literary memoirs of Ch. Dibdin, L., 1956
  Лит.: Hogarth G , Memoir of Ch. Dibdin, L., 1842;
  Dibdin E. R., A Charles Dibdin bibliography, Liverpool, 1937; F o r
 si i h G., The Sans-Souci Theatre, "Theatre-Notebook", 1950, Jan.-Mar.
 Be" T,
  ДИВЕРТИСМЕНТ (франц. divertissement- увеселе ние, развлечение) -
 форма театрального представления. 1) Вставные, преим
 вокально-хореографич. номера в драматич. спектаклях 17-18 вв. Д.
 исполнялись между отдельными актами осн пьесы и обычно с нею
 непосредственно связаны не были 2) Программа из номеров разл. жанров
 (пение, музыка, танцы, сценки и пр.), показывавшаяся в качестве
 заключительного представления в драматическом т-ре по окончании основной
 пьесы. Д. получили распространение с 17 в. Л. Шн.
  ДИДАСКАЛИИ (греч. ед. ч. ??????????, букв.-обучение) - в
 древнегреческом театре протоколы постановок и драматических состязаний.
 Представляли собой надписи на мраморных плитах. Д. содержали имена
 драматургов и протагонистов (первых актёров), названия поставленных пьес
 и результаты состязаний. Нек-рые выписки из Д., осуществлённые
 Аристотелем и учёными эллинистич. эпохи, дошли в рукописях трагедий и
 комедий, во введениях и, отчасти, в схолиях к отд. драмам. Эти выписки,
 а также Д., дошедшие в виде подлинных надписей, представляют большую
 ценность для изучения истории античной драмы и театр. иск-ва. С. А.
  ДИ ДЖАКОМО (Di Giacomo), Сальваторе (12. III. 1860-5.1 V.I 934) -
 итальянский поэт, прозаик и драматург. Писал гл. обр. на неаполитанском
 диалекте. Ди Д.- один из крупных представителей реализма в итал.
 драматургии нач. 20 в. Его творчество сложилось под влиянием неаполит.
 фольклора и лучших традиций веризма. В своих пьесах "В тюрьме
 Сан-Франчиско" (1896, "Т-р Сан-Фердинанд о", труппа Стелла), "Месяц
 Марии" (1898, "Т-р Верди", та же труппа) и др. ДиД. изобразил трагедию
 нищеты Неаполя. В драме "Ассунта Спина" (1909, "Т-р Нуово", труппа
 Панталена) Ди Д., по словам А. В. Луначарского, "сплёл с простотой самой
 жизни трагическое и комическое и достиг потрясающих эффектов без всякого
 эффектничанья". Пьесы Ди Д. пользовались большой популярностью у

<< Пред.           стр. 251 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу