<< Пред. стр. 258 (из 913) След. >>
Достоевский и др.). С 1930 Д. руководит классом пения в Моск.консерватории; с 1932 - зав. кафедрой сначала камерного, затем сольного
пения. Среди учеников Д.: лауреаты между-нар. и всесоюзных конкурсов
вокалистов Э. Саркисян, М. Худовердова, А. Левандовская (Польская Нар.
Республика) и др.
Соч.: Певец и песня, М.-Л., 1948. А. Ив.
ДОЛЙДЗЕ, Виктор Исидорович (1890-24.V.1933)- грузинский советский
композитор. Музыке обучался в Киевском муз. уч-ще. В 1917 окончил
Киевский коммерческий ин-т. С этого же года жил в Тбилиси. Автор первой
грузинской комич. оперы "Кето и Котэ" по комедии А. Цагарели "Ханума" на
собств. либретто (1919, Тбилиси), завоевавшей широкую популярность, опер
"Лейла" (1922), "Цисана" (1929), "За-мира" (отрывки исполнялись в 1930)
и соч. в др. жанрах. Оперы Д. пронизаны сочным нар. юмором, в них
использован груз. городской муз. фольклор. Легко запоминающиеся мелодии,
ясность гармонии, красочность оркестровки способствовали широкому
распространению музыки Д.
Лит.: К о р е в С., "Кето и Котэ" В. Долидзе, М.-Л., 1951.
ДОЛИН (Dolin), Антон [наст. имя и фам. - Патрик Х и л и-К е и
(Healy-Kay) (p. 27.VII.1904)] - английский артист балета, балетмейстер.
В 1917-23 занимался в балетной студии б. солистки Мариинского т-ра С.
Астафьевой. В 1924-25 и 1928-29 -солист труппы С. П. Дягилева. В
1931-35- ведущий танцовщик балетной труппы "Вик Уэллс". Вместе с
балериной А. Марковой основал балетную труппу "Маркова - Долин"
(1935-38); в 1950- труппу "Фестивал балле", к-рая является второй
балетной труппой Англии. В 1939-46 - солист балетной труппы "Балле
тиэтр" (США). Д. - виртуозный исполнитель партий клас-сич. репертуара:
Зигфрид, Голубая птица ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"), Альберт
("Жизель"). С особым успехом исполнял роли, требующие актёрского
мастерства,- Синяя Борода (на муз.Оффенбаха), Сатана ("Иов" Уильямса) и
др. Пост. балеты: "Соловей и роза" Фрейзер-Симсона (1927), "Голубая
рапсодия" на муз. Гершвина (1928) и др. Автор книги по теории балета.
С сер. 50-х гг. занимается организацией гастролей различных балетных
трупп.
Соч.: Divertissement, L., 1931; Ballet-Go-Round, L., 1938; Pas de
deux, N. Y., 1949; Alicia Markova, L., 1953;
Autobiography, L., [I960].
Лит.: Н a s k e 1 1 A. L., Anton Dolin. The "first chapter", L.,
1929; Beaumont C. W., Complete book of ballets, L., 1951, с. 955-58;
Anton Dolin, L., 1960. Ham. P.
ДОЛИНА (урожд. Саюшкина, по мужу - Г о р л е н к о), Мария Ивановна
[1(13).IV.1868-2.XII. 1919]-русская артистка оперы (контральто).
Обучалась пению на частных муз. курсах в Петербурге. В 1886 дебютировала
в Мариинском т-ре, где пела до 1904. Партии: Ваня ("Иван Сусанин"),
Ольга ("Евгений Онегин"), Лель; Изяслав, Груня ("Рогнеда", "Вражья сила"
Серова), Ратмир; Басманов ("Опричник" Чайковского), Кончаковна ("Князь
Игорь"), Княгиня ("Русалка"), Полина ("Пиковая дама"), Зибель ("Фауст")
и др. Д. обладала голосом красивого тембра, особенно ярко звучащим в
нижнем регистре. После 1904 Д. занималась концертной деятельностью;
выступала с пропагандой рус. музыки в России и за рубежом (циклы
"Русская песня", "Славянская песня").
Лит.: Каменев И. А., Мария Ивановна Горленко-Долина. 1886-1911, СПБ,
1912; С т ар к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера.
1890-1910, Л.-M., 1940, с. 72-74; Кузнецов E., Из прошлого русской
эстрады, М., 1958, с. 342-44. А. Ив.
"ДОЛИНА" ("Tiefland") - опера Э. Альбера, либр. Р. Лотара по пьесе А.
Гимеры. Пост. 15 нояб. 1903, Прага, Нем. т-р (дирижёр Блех;
Педро.Араньи, Себастьяно - Хунольд, Марта - Альфёльди). Пост. почти во
всех городах Германии, в т. ч.: Лейпциг (1904), Берлин (1907, более 400
раз). Др. пост.: Антверпен (1906), Цюрих (1907, на нем. яз.), Рига
(1907, на нем. яз.; 1920), Вена (1908), Любляна (1908, на нем. яз.;
1909), Стокгольм (1908), Амстердам (1908, на нем. яз.), Будапешт (1908),
Нью-Йорк (1908, на нем. яз.; 1914), Копенгаген (1909), Барселона (1910,
на итал. яз.), Лондон (1910), Загреб (1910), Варшава (1911), Женева
(1911, на франц. яз.), Таллин (1912, на нем. яз.; 1923), Осло (1913),
Хельсинки (1921, на швед. яз.; 1931), София (1928), Каунас (1928),
Брюссель (1932, на франц. яз.), Каир (1937, на нем. яз.). В России
впервые пост. в 1911, Оперный т-р Зимина, Москва (дирижёр Палицын, пост.
Оленина; Педро - Да-маев, Себастьяно - Бочаров, Марта - Друзякина,
Тома-зо - Осипов, Нури - Турчанинова, Моруччио - Чугунов. Нандо -
Скуба), Петрогр. Нар. дом (1915).
На сов. сцене впервые пост. под назв. "В низинах", Ле-нингр. Малый
оперный т-р, 18 апр. 1926 (дирижёр Похито-нов, пост. Лапицкого, худ.
Курилко; Педро - Куклин, Себастьяно - Болотин, Марта - Батурина, Нандо -
Тихий, Томазо - Молчанов, Нури - Ковалёва, Пеппа - Вислене-ва). Пост. в
т-рах Риги (1948, 1962), Львова (1959), Челябинска (1960).
И здания: "Д.", клавир. В., 1903 и дальнейшие переиздания. Ц. Г р.
ДОЛИНИН (наст. фам. - Ш e и н), Евгений Иванович (18.II.1873-1918) -
русский артист оперы (тенор). Окончил Петерб. консерваторию по кл. пения
проф. А. Котоньи (1899). В 1899-1901 пел в Мариинском т-ре (проходил
оперные партии под рук. И. П. Прянишникова): Ленский; Фома Назарье-вич
("Садко"), Вагнер ("Мефистофель" Бойто). С 1901 пел на частных оперных
сценах Петербурга, Москвы, Харькова, Киева; гастролировал в Праге
(1904), Вене (1906) и др. городах. Благородство кантилены, естественная
манера пения, рельефность оттенков, великолепная фразировка и тонкая
задушевная игра отличали исполнение Д. Партии: Герман, Садко, Синодал,
Берендей: Самозванец ("Борис Годунов"), Ромео ("Ромео и Джульетта"
Гуно), Фауст, Альфред и др. Д. вёл педагогич. работу в Харьковском муз.
уч-ще.
Лит.: Словарь сценических деятелей, вып. 5, СПБ, 1900, с. 15,.
ДОЛИНОВ, Анатолий Иванович (р/1869-г. смерти неизв.) - русский актёр,
режиссёр и театральный педагог. Сценич. деятельность начал в 1885. Играл
в крупнейших провинц. т-рах (Харьков, Киев, Одесса). В 1897-1918 (с
небольшим перерывом) - актёр и режиссёр Александрийского т-ра. Исполнял
роли фатов и простаков. В 1908-13 преподавал на Драм. курсах Петерб.
театр. училища. Д. перевёл на рус. язык неск. пьес нем. драматургов.
Автор учебников по выразит, чтению и декламации. С 1923 жил за границей.
М. И.
ДОЛЬЧЕ (Dolce), Лодовико (1508-68) - итальянский писатель, драматург,
переводчик. Переводил и перерабатывал трагедии Еврипида и Сенеки в духе
поэтики Возрождения. Автор трагедий "Дид она" (изд. 1547), "Мариана"
(пост. 1565), комедий "Капитан" (1545), "Фабриция" (1549), "Муж" (1545),
представляющих собой контаминацию комедий Плавта и Теренция.
Лит.: А р о 1 1 о n i o M., Storia del teatro italiano, t. II,
Firenze, 1940, с. 178-82. Р. X.
ДОМ АКТ‚РА - советское культурно-просветит. учреждение, объединяющее
творческих работников театра. Центральный дом актёра осн. в 1937 при
Всероссийском театр. об-ве (ВТО) в Москве с целью планомерного
проведения мероприятий, способствующих идейно-политическому,
профессионально-творческому и культурному росту членов ВТО. Д. а.
организует доклады и лекции на обществ.-политич. темы, по
марксистско-ленинской эстетике, науке и иск-ву; проводит семинары по
повышению квалификации режиссёров и артистов т-ров Москвы, устраивает
обсуждения спектаклей, творч. вечера мастеров сцены и молодёжи, выставки
раот театр. художников, встречи с зарубежными деятелями культуры и т. п.
В Д. а. регулярно выпускаются устные журналы "Жизнь и знание" и "Слово
молодёжи". По типу моек. Д. а. организованы Д. а. в Ленинграде, Казани,
Краснодаре, Архангельске, Кирове. В нек-рых областных городах
(Свердловск, Новосибирск) Д. а. объединены с домами работников иск-в. Л.
Пок.
ДОМ ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ - 1) В Ленинграде осн. в 1896 выдающейся рус.
актрисой М. Г. Савиной при Российском театр. об-ве под назв. "Убежище
для престарелых артистов". В первый год основания в убежище было 6 чел.
(среди них - известные провинц. актёры М. Т. Иванов-Козельский, А. К.
Любский). Средства на содержание убежища составлялись гл. обр. из
пожертвований частных лиц и учреждений, а также доходов от спектаклей,
концертов, маскарадов. Убежищем руководили выборные попечители и
заведующие, назначенные Советом РТО. Первым попечителем была Савина. В
1902 по инициативе Савиной было выстроено двухэтажное каменное
комфортабельно оборудованное здани-е, в к-ром проживало уже ок. 30
престарелых артистов. В сов. время убежище перешло на твердую ежегодную
смету, выделенную Советом Российского театр. об-ва (РТО), в 1931 было
переименовано в Д. в. с. имени М. Г. Савиной. После Отечественной войны
были выстроены 7 новых двухэтажных корпусов, архитектурно связанных с
ранее выстроенным зданием крытыми переходами. В доме (на берегу Мал.
Невки) проживает (1962) 200 старейших деятелей рус. т-ра.
2) В Москве в 1907 Обществом для призрения престарелых и лишённых
способности к труду артистов в районе Измайловского парка было выстроено
"Убежище для престарелых артистов Московских императорских т-ров". В
1918 это здание перешло в ведение собеса. С 1922 вновь стало
принадлежать "Убежищу для престарелых артистов". В 1937 переданное
Всероссийскому театр. об-ву "Убежище" было превращено в благоустроенный
Дом ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной. В наст. время здесь проживает
40 чел. В живописном районе на шоссе Энтузиастов начато строительство
нового большого Д. в. с.
3) В 1959 Укр. театр. об-вом под Киевом (в местности Пуща Водица)
открыт Республиканский украинский дом ветеранов сцены.
Каждый из живущих в Д. в. с. обеспечен комнатой, питанием, одеждой,
за ним сохраняется 25% его пенсии. В'Д. в. с. имеются библиотека,
концертный зал, киноустановка, постоянные врачи. Ветеранам
предоставляется возможность регулярного посещения т-ров, концертов,
музеев.
Лит.: Аксенов В. И., Дом ветеранов сцены, Л., 1937;
Грачеве кий Ю., Дом в Измайлове, "Театр", 1952, .Ns 9, с. 141-143. А.
Пок.
ДОМ ИМЕНИ ПОЛЕНОВА (Дом театрального просвещения им. В. Д. Поленова)
- культурно-просветительное учреждение. Создано в 1915 в Москве худ. В.
Д. Поленовым на обществ, и частично его личные средства. Первоначально
называлось Домом театр. просвещения, впоследствии ему было присвоено имя
В. Д. Поленова. Задачей Д. и. П. являлась помощь организации
деревенского, фабричного и школьного театров. Здесь были: библиотека для
нар. т-ров, костюмерная и декорац. мастерские, склад реквизита для
любительских кружков. Здание имело сцену и зал на 300 мест. На базе Д.
и. П. был создан Центральный дом народного творчества имени Д. Я.
Крупской. Ю. Б.
ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (ДНТ) - в СССР творческо-методический центр,
основной задачей к-рого является практическая помощь коллективам
художественной самодеятельности. ДНТ находятся в ведении Министерства
культуры и местных Управлений культуры областных (краевых, городских)
исполкомов. В наст. время нек-рые городские ДНТ (напр., в Ленинграде)
переданы профсоюзам. ДНТ созданы в 1936 (в ряде мест на базе ранее
существовавших Домов самодеятельного иск-ва) во всех союзных и
автономных республиках, краях и областях, а также в нек-рых крупных
городах (Москва, Ленинград, Киев, Горький, Новосибирск и др.). Только в
Российской Федерации имеются (1961) 86 ДНТ. В ДНТ работают методисты по
театральному, музыкальному и хореографич. иск-ву, оказывающие
консультационную помощь руководителям самодеятельных коллективов в
подборе репертуара, методике работы, выезжающие на места для просмотра
репетиций и приёма под- готовленных спектаклей и концертных программ.
ДНТ организуют занятия по повышению квалификации руководителей
самодеятельности на краткосрочных!! постоянно действующих курсах и
семинарах. Тяд' ДНТ периодически выпускает репертуарные сборники и
методич. пособия. При ДНТ создают творческие жанровые секции. ДНТ
принимает непосредственное участие в проведении смотров и конкурсов
художественной самодеятельности, организации выставок самодеятельного
изобразительного и прикладного иск-ва. При нек-рых ДНТ (московском,
ленинградском и др.) имеются т-ры нар. творчества, на сцене к-рых
показывают свои работы лучшие самодеятельные коллективы. Методич. и
организационную помощь местным ДНТ призван оказывать Центральный дом
народного творчества имени Н. К. Крупской в Москве. Вик. М.
ДОМ НАРбДНОГО ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ Н. К. КРУПСКОЙ (Центральный дом
народного творчества имени Н.К.Круп-с к о и) - культурно-просветительное
учреждение, возглавляющее работу в области художественной
самодеятельности РСФСР. Создан в 1936 на основе Центрального дома сам од
еятельного искусства (Ц Е ДИСК, ранее - Дом театрального просвещения им.
В. Д. Поленова) в системе Министерства культуры РСФСР. В задачи ДНТ
входит: содействие развитию художественной самодеятельности трудящихся,
помощь в создании и улучшении репертуара для художественной
самодеятельности, изучение основных проблем и разработка методик работы
художеств. самодеятельности; собирание, изучение и популяризация лучших
произв. нар. творчества; оказание творческой и консультационной помощи
местным ДНТ и различным ведомствам. ДНТ работает в тесной связи с
творческими союзами писателей, художников, композиторов. Всероссийским
хоровым об-вом, Всероссийским театр. об-вом и др. творческими
организациями.
Дом народного творчества им. Крупской обобщает и распространяет
передовой опыт местных ДНТ, клубов, лучших коллективов и отд.
исполнителей, проводит семинары, совещания, конференции работников
местных ДНТ, руководителей самодеятельности, режиссёров нар. т-ров,
разрабатывает учебные планы и программы курсов и семинаров по подготовке
руководителей и участников художеств. самодеятельности; организует
подготовку работников ДНТ и руководителей художеств. самодеятельности,
проводит праздники песни, смотры, олимпиады, конкурсы, фестивали,
выставки, показы коллективов отдельных областей и краёв и др. При ДНТ
работает Заочный нар. ун-т иск-в. Вик. М.
ДОМА И ДВОРЦЫ КУЛЬТУРЫ - в СССР центры культурно-просветит. и
культурно-массовой работы. Чаще всего крупные клубные учреждения.
Подразделяются на территориальные, гл. образом районные, находящиеся в
ведении Министерства культуры, дома культуры отд. предприятий,
учреждений и уч. заведений, находящиеся в ведении профсоюзов или др.
организаций, Дома культуры интеллигенции (Дом актёра, Дом учителя и
др.). Во главе Д. ид. к. стоят Правление, выбранное на определённый
срок, и назначенный директор. В настоящее время в СССР насчитывается
18500 клубов, Д. и д. к. только по профсоюзной сети, Д. и д. к. ведут
многостороннюю работу по коммунистическому воспитанию и художественному
обслуживанию трудящихся. При большинстве Д. и д. к. работают ун-ты
культуры и иск-ва, библиотеки-читальни, ведётся лекционная и техническая
пропаганда, наглядная агитация, систематически проводятся киносеансы,
спектакли и концерты профессиональных артистов и коллективов
художественной самодеятельности, вечера отдыха, организуются устные
журналы. Д. ид. к. обслуживают также трудящихся непосредственно на
производстве, в цехах, на полевых станах. Особое место в работе Д. и д.
к. занимает организация художеств. самодеятельности взрослых и детей.
Почти во всех Д. и д. к. созданы театральные, вокально-хоровые,
танцевальные и оркестровые коллективы, художественные агитбригады,
систематически подготавливающие и показывающие спектакли и концертные
программы. При нек-рых дворцах культуры на базе наиболее успешно
работающих само-деят. коллективов с 1959 стали создаваться Народные
театры, симфонические оркестры и хоровые капеллы. Вик. М.
ДОМАШЙВ, Николай Петрович (1861-7.XII. 1916)- русский артист балета.
Сын крестьянина. Брат актрисы Александрийского театра М. П. Домашё-вой.
После окончания балетного отделения Моск. театр. уч-ща (класс Г. Легата
и И. Ермолова) был зачислен в 1880 в балетную труппу Большого т-ра и
вскоре занял ведущее положение. Технически сильный танцовщик, Д. с
одинаковым мастерством владел классич. и характерным танцем. Его прыжки
были так легки и стремительны, что зеркало сцены Большого т-ра он
преодолевал в 3 прыжка. Д. был также превосходным пантомимистом. Лучшие
партии: Иванушка ("Конёк-Горбунок" Пуни), Квазимодо ("Эсме-ральда"),
Санчо Пансо ("Дон Кихот") и др. Небольшой рост мешал Д. исполнять
героич. партии.
С первых лет творч. деятельности был педагогом Моск. театр. уч-ща,
где продолжал преподавать и после того как в 1906 оставил сцену.
Лит.* Государственный ордена Ленина Академич. Большой театр СССР, М.,
1947; "ЕИТ", П., 1902-1903, Приложения, кн. 3, с. 92. Юр. Б.
ДОМАШ‚ВА, Мария Петровна [2(14).1.1875-8.V. 1952] - русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1951). Окончив Моск. филармонии, уч-ще (1893),
играла в Моск. т-ре Корша. В 1895 дебютировала в Петерб. Т-ре
лит.-художеств. об-ва в ролях Полины ("Доходное место"), Верочки
("Шутники" Островского), Ро-зи ("Бой бабочек" Зудерма-на). В 1899
вступила в труппу Александрийского т-ра (в сов. время - Ленингр. т-р
драмы им. Пушкина). Д. обладала ясным, чистым, жизнерадостным
дарованием, обаятельной мягкостью, подкупающей естественностью сце-нич.
поведения. Роли: Снегурочка ("Снегурочка"), Варя ("Дикарка" Островского
и Соловьёва), Лиза ("Горе от ума"), Таня ("Плоды просвещения"). По
выражению критика А. Р. Кугеля, Д. до преклонных лет "изумительно
сохранила и облик молодости и живость чувств, и взгляд, в котором
светился почти юный задор, и шаловливые интонации звонкого голоса". Той
же чистотой чувств, большой душевной глубиной были отмечены образы,
созданные актрисой в поздний период своего творчества: Мария Тимофеевна
("Дворянское гнездо" по Тургеневу), жена проф. Полежаева (в фильме
"Депутат Балтики") и др. В годы Отечеств, войны, находясь в осаждённом
Ленинграде, Д. участвовала в фронтовых концертах и спектаклях (Таланова
"Нашествие" и др.), радиопередачах.
Лит.: К у гель А., Домашева, "Рабочий и театр", 1926, ј 16; 25-летний
юбилей, "Жизнь искусства", 1926, ј 16. С. Др.
"ДОМАШНИЙ ТЕАТР" - ежемесячное приложение к журналу "Родина",
выходило в 1895-1904. Редактор-издатель А. А. Каспари. В "Д. т."
печатались пьесы, рассказы, режиссёрские комментарии.
ДОМБАЙ - участник народных празднеств в Дагестане. Особенно популярны
Д. среди кумыков. Д. выступают костюмированными с импровизированными
шуточными номерами, сходными с выступлениями рус. скоморохов. Д. носили
войлочный костюм, маски домашних животных. Участвовали в представлениях
пехлеванов (акробатов-канатоходцев), заполняя шутками паузы между
выступлениями. Е. Ж.
ДОМБРОВСКИЙ (Dabrowski), Бронислав (р. 24. XI. 1903) - польский актёр
и режиссёр. Учился в драм. школе в Познани. В 1921-22 был актёром в
"Т-ре Польски" (Варшава), затем в "Т-ре Вельки" (Львов), в т-ре им.
Словацкого и т-ре "Багатель" (Краков), в Гор. т-ре (Лодзь). Роли:
Станьчик ("Свадьба" Выспянско-го), Директор ("Два театра" Шанявского). В
1932 начал режиссёрскую деятельность. В ранних пост. Д. проявилось
влияние творчества А. Я. Таирова и Е. Б. Вахтангова, он стремился к
яркой зрелищности спектакля. Во время 2-й мировой войны руководил т-ром
во Львове, с 1945 - в Катовице. В 1947-50 и с 1955 - директор т-ра им.
Словацкого в Кракове. Гл. пост.: "Двенадцатая ночь" (1946), "Свадьба"
(1946) и "Клятва" (1947) Выспянского, "Овечий источник" (1948), "Три
сестры" (1950); "Горштынский" Словацкого (1959).
ДОМБРОВСКИЙ, Теофиль Матвеевич - украинский актёр 1-й пол. 19 в. В
1840-47 играл в Харьковском т-ре, пользовался особенным успехом у
демокра-тич. части зрителей. Подлинной стихией актёра были укр. нар.
образы: Финтик и Чупрун ("Солдат-чародей" Котляревского), Потап Лавурда,
Стецько, Мыкола ("Бой-баба", "Стецько, завербованный в уланы",