<< Пред. стр. 259 (из 913) След. >>
"Искренняя любовь" Квитки-Основьяненко), Дьячок ("Вечер на хуторе близДиканьки" по Гоголю).
В 1850 был принят в Моск. Малый т-р. Но из-за недостаточного знания
рус. яз. мог быть использован только в укр. ролях: Шельменко-денщик (о.
п. Квитки-Основьяненко) и др. Играл Д. и в рус. водевилях, где для него
писались специально "украинские" роли:
Филька-хохол, Дядюшка ("Комедия с дядюшкой" Григорьева, "Ни тот, ни
другой" Растбпчиной). В 1854 Д. покинул Москву и работал в т-рах
провинции. А. Г.
"ДОМОВОЙ" (эст. "Pisuhand")-комедия Э. Ю. Вилъ-де в 3 д. Соч. 1913
(на эст. яз.), пост. в 1914. Ставилась мн. т-рами Эстонии.На сов. сцене
пост. в 1948 Новым т-ром, Таллин (реж. Пыльдрос; Вестман-Мальмстен,
Юрго, Матильда - Линдау, Риппус, Сандер - Понсо, Суурорг, Пий-белахт -
Ратасепп, Ребанс). Ленингр. обл. Малый т-р (1953), Таллинский Рус. т-р
(1953), Кабардинский т-р, Нальчик (1954), Новгородский т-р (1954),
Харьковский рус. т-р (1955), Горьковский т-р комедии (1956), Бурятский
т-р, Улан-Удэ (1956), Финский т-р, Петрозаводск (1957), Ставропольский
т-р (1960), Душанбинский т-р (1960) и др.
И здания: Первая публикация на эст. яз.- 1913; из послед, эст. изд.-
В и льде Э., Пьесы, Таллин, 1956. Первый рус. пер. П. О. Волконского,
М., 1952; В и л ь-де Э., Собр. соч., т. 5, M., 1958. Л. Шн,
"ДОН ЖУАН" (точнее -"Наказанный распутник, или Дон Джованни" - "II
Dissoluto punito, o sia II D. Giovanni") - опера в. Моцарта, итал. либр.
(по исп. легенде) Л. да Понуе.Пост. 29 OKT. 1787, Прага, Нем. т-р
(дирижёр Моцарт; Дон Жуан-Босси, Донна Анна - Сапорити, Донна Эльвира -
Мичелли, Командор - Лолли, Дон Оттавио - Бальони, Лепорелло-Понциа-ни,
Церлина - Бондини, Мазетто - Лолли). Опера обошла т-ры всего мира. В
России впервые пост. 21 апр. 1828, Петербург, Большой т-р (пер. с итал.
Шеллера, декорации Каноп-пи и Кондратьева; Дон Жуан - Самойлов, Командор
- Бай-ков. Донна Анна - Иванова, Донна Эльвира - Шелихова, Дон Оттавио -
Шувалов, Лепорелло - Гуляев, Церлина - Семёнова, Мазетто -Дюр), Москва,
Большой т-р (30 янв. 1839). В 1834-45 ставилась в России в нем. опере; в
1843 шла на казённой итал. сцене с участием Виардо (Церлина), Тамбурини
(Дон Жуан), Рубини (Дон Оттавио). На рус. сцене - в Петербурге, 1864,
Русская опера; 1872 и 1898- Мари-инский т-р (Дон Жуан - Мельников,
Корсов, Яковлев, Тар-таков; Донна Анна - Платонова, Меньшикова, Куза, М.
Фигнер; Донна Эльвира -Рааб, Рунге; Церлина - Левицкая, Больска,
Крутикова; Дон Оттавио - Раппопорт, Ершов, Чупрынников; Командор -
Петров, Серебряков, Май-борода, Давыдов; Лепорелло - Палечек,
Бухтояров). В Мог-кве - 1882, Большой т-р (Дон Жуан - Корсов, Хохлов;
Донна Анна - Дейша-Сионицкая, Салина; Дон Оттавио - Барцал; Лепорелло -
Тютюнник; Перлиня - Кли-ментова), 1913, Оперный т-р Зимина (реж. Оленин,
Донна Анна -Кошиц, худ. Кончаловский).
На сов. сцене впервые пост. 11 OKT. 1924, Ленингр. т-р оперы и балета
дирижёр Самосуд, реж. Петров, худ. Головин; Дон Жуан - Ольховский, Донна
Анна - Кузнецова, Донна Эльвира - Кобзарева, Лепорелло - Журавленке,
Церлина - Горская, Мазетто - Серебровский, Дон Оттавио - Большаков). В
Москве пост. в 1946 в Оперной студии Моск. консерватории. В 1950 пост. в
филиале Большого т-ра (дирижёр Небольсин, реж. Шарашидзе, худ. Силич,
балетм. Цаплин, хормейстер Шумский; Дон Жуан - Селиванов;'Донна Анна -
Талахадзе, Покровская; Донна Эльвира - Чубенко; Лепорелло - Тютюнник,
Щегол ьков;
Церлина - И. Масленникова, Звездина). В 1956 возобн. в Т-ре оперы и
балета им. Кирова, Ленинград (дирижёр Ельцин, реж. Каплан, худ.
Вирсаладзе, балетм. Анисимова). В 1959 пост. в Москве, Оперная студия
Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (дирижёр Агарков, реж. Ансимов).
Издания: "Д. Ж.", партитура.- W. A. Mozart's Werke, Ser. 5, Lpz.,
Breitkopf Hartel, [s. d.]; последнее изд., Lpz., Peters, [1941]; M.
Юргенсон, [l 899 J; последнее изд., рус. текст Н. Кончаловской, М.,
Музгиз, 1959. Ц. Г р.
"ДОН ЖУАН, ИЛИ КАМЕННЫЙ ГОСТЬ" ("Don Juan ou la Festin de pierre",
также -"Дон Жуан, или Каменный пир")- комедия Ж. Б. Мольера в 5 д. Соч.
1664. Пост. 15 февр. 1665 в т-ре "Пале-Рояль", Париж (Дон Жуан -
Лагранж, Сганарель - Мольер). После смерти Мольера комедия получила
широкое распространение в стихотворном переложении Т. Корнеля. В тексте
Мольера возобновлена в 1841 в т-ре "Одеон", в 1847 - в "Комеди Франсез"
(Париж). В 40-50-х гг.20в.во Франции пьесу Мольера ставили "Атен
ей",Париж (1947, с Жуве в заглавной роли), "Комеди Франсез" (1952; Дон
Жуан - Дебюкур). Нац. Нар. т-р (TNP, 1953; реж. и исполнитель заглавной
роли - Ви-лар, Сганарель - Сорано, Эльвира - Шомет, Шарлотта - Кампен,
Матюрина - Минаццоли, Пьеро - Даррас, Командор - Науре, Диманш - Мулино;
показана в Москве в 1956). Среди известных исполнителей во Франции -
Бель-кур, Врессан, Дюфло, Ларив, Моле, Эсканд (Дон Жуан), Превиль, Леду
(Сганарель).
Первые представления "Д. Ж." в России: "Деревянный т-р" (1795; на
франц. яз.), Александрийский т-р (1816; Дон Жуан - Сосницкий, Эльвира -
Валберхова). Из пост. последующих лет: Малый т-р (1876; впервые без
купюр и переделок, пер. Родиславского, в бенефис Берга; Дон Жуан -
Ленский, Сганарель - Берг, Правдин, Эльвира - Ермолова, Шарлотта -
Самойлова, Матюрина - Музиль-Бороз-дина. Пьеро - Музиль),
Александринский т-р (1880, в бенефис Петипа; Дон Жуан - Петипа,
Сганарель - Варламов, Эльвира - Дюжикова, дон Луис - Леонидов,
ПьероАрди, Диманш - Зубов), Михайловский т-р, франц. труппа, Петербург
(1881), т-р Горевой, Москва (1890; Дон Жуан - Петипа, Сганарель -
Градов-Соколов, Сашин), т-р Корша, Москва (1902), Александринский т-р
(1910; реж. Мейерхольд, худ. Головин; Дон Жуан - Юрьев, Сганарель -
Варламов), Сергиевский нар. дом, Москва (1914). Из постановок "Д. Ж." на
провинц. сцене наиболее известны: Новый т-р, Харьков (1877), т-р
"Соловцов", Киев (1912; реж. и исполнитель заглавной роли - Радин) и др.
На сов. сцене: Ленингр. академич. т-р Госдрамы (б. Александринский,
1922 и 1932; реж. Мейерхольд и Соловьёв; Дон Жуан - Юрьев, Сганарель -
Горин-Горяинов, Шарлотта - Тиме, Матюрина - Карякина), 1-й Гос. сов.
т-р, Омск (1921), Гор. т-р, Самара (1924), т-р им. Азизбекова (реж.
Ту-ганов, 1926), Т-р им. Баумана, Москва (1941; реж. Краснян-ский и
Лукьянов, худ. Варпех; Дон Жуан - Македонский, Сганарель - Черкасов),
Ленингр. т-р Комедии (1950; реж.
Рашевская, худ. Бобышов; Дон Жуан - Б. Смирнов, Сга-нарель - Усков).
Издания: Первая публикация "Д. Ж." - 1682 в Собр. соч. Ж. Б. Мольера,
под ред. Лагранжа и Вино (Les oeuvres de monsieur de Moliere, revues,
corrigees et commentees, P., 1682); Первые рус. изд.-"Дон Жуан",[М.,
1871] (пер. В. Родиславского). Из сов. переводов - "Дон Жуан, или
Каменный гость", в кн.: Ж.-Б. Мольер, Собр. соч., пер. А. В. Фёдорова,
вступ. ст. Г. Бояджиева, т. 2, M., 1957.
Лит.: Долгов H., "Дон Жуан" Мольера, "ЕИТ", СПБ, 1910, кн.
7;АуслендерС., "Дон Жуан", там же. Д. Шн.
"ДОН КАРЛОС" ("Don Carlos") - опера Дж. Верди, франц. либр. Ж. Мери и
К. дю Локля по драме Ф. Шиллера. Пост. 11 марта 1867, "Гранд-Опера",
Париж; 2-я ред.- итал. либр. А. Гисланцони, пост. 10 янв. 1884, Милан.
Опера широко ставилась на европ. и амер. сцене. В России пост. итал.
труппой, 1868, Петербург (с участием Галли, Станио, Анджелини, Фриччи,
Грациани, Багаджоло); Большой т-р, Москва, 10 февр.1917 (инициатор и
руководитель пост. Ф. Шаляпин, дирижёр Купер; Филипп - Шаляпин, Дон
Карлос - Лабинский, Родриго ди Поза - Минеев, Елизавета - Двр-жинская,
Эболи - Павлова, Великий инквизитор - Петров).
На сов. сцене впервые пост. в Пермском т-ре оперы и балета, 1947
(дирижёр Людмилин, реж. Келлер, худ. Смолин, хормейстер Виссонов; Филипп
- Кулысев, Дон Карлос - Альбирт, Родриго ди Поза - Артёмов, Елизавета -
Силь-вестрова, Эболи - Измайлова, Великий инквизитор - Маев-ский).
Ленингр. Малый оперный т-р, 31 июля 1955 (пер. С. Левика, дирижёр
Дониях, пост. Смолича, реж. Лапиров, художники Константиновский и
Лещинский, хормейстеры Лебедев и Шапиро; Дон Карлос - Донатов, Филипп -
Модестов, Родриго ди Поза - Ольшевский, Елизавета - Богданова, Эболи
-Овчаренко, Великий инквизитор -Бутягин).
Издания: "Д. К.", клавир, Milano, Ricordi, [s. a.]; партитура и
клавир, нем. изд. - Fur die deutsche Buhne neu bearbeitet von J. Kapp
und R. Soldan, Lpz., Peters, [s. d.j. H. Гр.
"ДОН КАРЛОС, ИНФАНТ ИСПАНСКИЙ" ("Don Carlos Infant von
Spanien")-драматическое стихотворение (также - поэма, трагедия) в 5 д.
Ф. Шиллера, на сюжет новеллы франц. писателя Сен-Реаля. Соч. 1787 (два
сценич. варианта - стихотворный и прозаический). Пост. 9 апр. 1787 в
Мангеймском т-ре (Филипп - Иффланд, Елизавета - Риттер, Дон Карлос -
Бек, Поза - Бек, Альба - Бейль, Эболи - Ватхофт). Среди исполнителей "Д.
К." в 18 и 19 вв.: Бассерман, Брокман, М. Девриент, Зейдельман,
Зонненталь, Кайнц, Фихтер (Дон Карлос), Аншюц, Баумейстер, П. Вольф,
Вагнер, Э. Девриент, Зонненталь, Зейдельман, Матковский, Эслаир (Поза).
В 20 в. "Д. К." ставили т-ры в Карлсруэ (1903), Дюссельдорфе (1907),
"Немецкий т-р", Берлин (1909, реж. Рейнхардг;
Поза - Моисеи), Т-р в Цюрихе (1914), Аугсбурге (1920), "Народная
сцена", Вена (1929), Т-р им. Петёфи, Будапешт (1956), Нар. т-р им. К.
Сарафова, София (1956) и др.
В России "Д. К." пост. 4 февр. 1829 в Александрийском т-ре (в бенефис
В. Каратыгина, пер. Ободовского; Филипп - Брянский, Елизавета -
Каратыгина, Дон Карлос - Каратыгин, Эболи - Валберхова, Поза - Борецкий,
герцог Альба - Толченов, граф Лерма - Радин), в 1830 - Малый т-р (Дон
Карлос - Мочалов). Последующие возобновления Малого т-ра - 1859 (пер.
Грекова; Елизавета - Медведева, Поза - Самарин) и 1894 (бенефис Южина;
Филипп - Ленский, Елизавета - Ермолова, Дон Карлос - Багров,
Ильинский, Эболи-Лешковская, Поза-Южин, герцог Альба - Рыбаков). Из др.
дореволюц. пост. "Д. К." наиболее известны: т-р Горевой, Москва (1889;
Дон Карлос - Дальский, Поза - М. Петипа); Озерковский т-р (1892), т-р
"Соловцов", Киев (1901) и ряд др.
Первая пост. "Д. К." на сов. сцене - 15 февр. 1919, в день открытия
Большого драм. т-ра, Петроград (в зале Консерватории; пер. Грекова, реж.
Лаврентьев, худ. Щуко, комп. Асафьев; Филипп - Монахов, Елизавета -
Колосова, Дон Карлос - В. Максимов, Поза - Юрьев). В дальнейшем "Д. К.
"ставили: т-р Незлобина, Москва (1918; Филипп - Нелидов, Дон Карлос -
Лихачёв); Театр Комедии (б. Корша, 1922, реж. Сахновский, худ.
Рабинович; Филипп - Ленин, Елизавета - Парамонова, Дон Карлос - В.
Максимов, Эболи - Бершадская, Поза - Радин, Доминго - Топорков);
Малый т-р (1933; реж. Марджанов, худ. Арапов; Филипп-Ленин, П.
Садовский, Елизавета- Белёвцева, Дон Карлос- Лепштейн, Эболи - Гоголева,
Поза- Аксёнов, Ольховский);
Куйбышевский т-р (1934, 1955); Бакинский русский т-р (1934);
Вологодский т-р (1934, 1955); Т-р им. Франко (1936; Филипп - Шумский,
Елизавета - Ужвий); Ленингр, Довый т-р (1950; пер. и реж. Бромлей);
Латв. т-р Драмы п955; пер. Судрабкална, реж. Амтман-Бриедит); Казанский
т-р (1955; реж. Э. Бейбутов, худ. Гельмс, Филипп - Айдаров, Поза -
Гусев); Орловский т-р (1955); Астраханский т-р (1956); Иркутский т-р
(1957); Т-р им. Кингисеппа (1958, пер. А. Санг, реж. Кальмет, худ.
Рентер; Филипп - Карм, Елизавета - Руммо, Дон Карлос - А. Эскола, Поза -
О. Эскола, герцог Альба - Ребане) и др.
Издания: Первая публикация "Д. К."-1785 (1-й акт с предисловием
автора, "Рейнская Талия", ј 1); первая публикация полностью-1787
(Лейпциг, изд. Гешен). Первые рус. переводы: сцены из "Д. К." в пер.
Софиина ("Благонамеренный", изд. А. Измайловым, 1821, ч. XVI) и П.
Ободовского ("Театральный альманах на 1830 год", СПБ, 1830); Из сов.
переводов "Д. К."-в пер. В. Левика, "Дон Карлос, инфант Испанский.
Драматич. поэма", в кн.: Шиллер Ф., Избр. произведения в 2 томах, т. 1,
М., 1959.
Лит.: Ш и л л e p Ф., Письма о "Д. К.", в кн. : Ш и л л e p Ф., Собр.
соч., т. 6, М., 1957; Аксаков С. Т.. Дон Карлос, инфант Испанский, в
кн.: Аксаков С. Т., Собр. соч., т. 3, М., 1956; Л у н а ч а р с к и и А.
В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1, М-, 1958; Константин
Александрович Марджанишвили... [Сборник], Тбилиси, 1958; Юрьев Ю. М.,
Записки, т. 2, Л.-М., 1945; Монахов Н. Ф., Повесть о жизни, Л.-М., 1961;
Дела и дни Большого драматического театра, [вып.] 1, П., 1919. А. Шн.
"ДОН КИХОТ" (исп. "Don Quijote", франц. "Don Quichotte")- балет.
Пост. в Парижской Опере 12 февр. 1743 как опера-балет. В 1768 балетм. Ж.
Новер пост. на этот сюжет героич. балет в придворном т-ре Вены, муз. И.
Штарцера, костюмы Л. Боке. Сюжетной основой для всех дальнейших пост.
послужил 2-актный балет "Свадьба Гамаша" (1800, "Т-р иск-ва" -б.
Академия музыки, Париж, балетм. Ж. Омер). 18 янв. 1801 "Д.К." пост. в
Парижской Опере, муз. Лефевра (балетм. Л. Ж. Милон; Китри- Шевиньи,
Базиль -О. Вестрис, Дон Кихот- Омер, Санчо- Бопре); в 1837, муз.
Цинка,-Королевский т-р, Копенгаген (балетм. А. Бурнонвиль); в
1850Берлинский т-р (балетм. П. Тальони). На рус. сцене -21 мая 1808
(балетм. Ш. Дидло, муз. Кавоса); в 1834 (балетм. Блаш, либр. Милона;
Китри-Зубова); Большой т-р, Москва, муз. Сор(?) (балетм. Ф.
Гюллень-Сор;Китри-Гюллень-Сор);1869 (балетм. М. Петипа, муз. Мин-куса,
дирижёр Богданов, худ. Исаков, П. Шангин, Ф. Шень-ян); 1900 (балетм. А.
Горский, дирижёр Аренде, худ. К. Коровин, Головин, Клодт); 1906
(нов.ред.;балетм., дирижёр и худ. те же; Китри- Гельцер, Базиль -
Тихомиров, Дон Кихот - Чудинов, Санчо Панса - Рябцов, Антонина -
Балашова, Мерседес - Фёдорова 2-я, Эспада - Мордкин). В Петербурге "Д.
К." ставили: Большой т-р, 9(21) ноября 1871 (балетм. М.Петипа);
Мариинский т-р, 1902, нов. ред. (балетм. Горский, дирижёр Дриго, худ.
Коровин, Клодт; Китри -Кшесинская, Базиль - Легат, Дон Кихот - Булгаков,
Мерседес - М. Петипа, Гамаш - Гердт).
На сов. сцене: в Москве в Большом т-ре - 10 февр. 1940 (балетм. Р.
Захаров, Монахов и В. Смольцов, новые танцы на муз. В. Соловьёва-Седого,
дирижёр Файер, худ. Рындин); там же, 1942 (балетм. Габович и
Голейзовский, дирижёр Файер); 1943 (балетм. Горский, Захаров, Габович,
Голейзовский, Смольцов, дирижёр Файер; Базиль - Ермолаев, Китри -
Лепешинская, Эспада - Корень, Дон Кихот - В. Смольцов, Санчо - Рябцев).
В Ленинграде - Т-р оперы и балета, 1923 (балетм. Ф. В. Лопухов, редакция
Горского, дирижёр Гаук, худ. Головин, Коровин, Клодт; Китри - О.
Спесивцева), 1941, там же (балетм. Пономарёв, худ. те же; Китри -
Вечеслова, Иордан, Балабина, Дудинская; Базиль - Сергеев, Чабукиани),
1946 (балетм. Гусев, Анисимова и Гербек, либр. переработано Слонимским,
худ. Т. Бруни; Китри - Дудинская, Базиль - Сергеев, Эспада- Корень).
Пост. в т-рах оперы и балета др. городов (с нек-рыми дополнениями и
изменениями в ред.Горского): Баку (1934, 1945), Горький (1936), Ереван
(1957), Киев (1953), Куйбышев (1941, 1953), Львов (1940, 1960), Минск
(1941, 1948), Новосибирск (1955), Пермь (1946, 1953), Ташкент (1948,
1960), Тбилиси (1943, 1960), Уфа (1960), Харьков (1929, 1946).
Лит.: Асафьев Б., Театр русской Испании. ., "Театр", П., 1923, ј 2,
с. 11-13; "Дон Кихот". Муз. Л, Мин-куса, 2'изд., [Л.], 1937, с. 15-18
(ст. Н. Шувалова); "Дон Кихот". Балет в 4 д., вступ. ст. Ю. О.
Слонимского, М., 1946;
Мовшенсон А., "Дон Кихот" на эскизе Боке 1768 года, в сб.: Сервантес,
Статьи и материалы. Л., 1948, с. 182-86; Saint-Leon A., La
stenochoregraphie, ou l'art d'ecrire promptement la danse, P. - St.
Petersbourg, 1852; G u es t J., The romantic ballet in England, L.,
1954. Л. П.
"ДОН ПАСКУАЛЕ" ("Don Pasquale") - опера Г. Доницетти, либр.
композитора и Дж. Руффини по опере С. Павези "Сэр Марк-Антонио". Пост. в
Париже 3 янв. 1843; Милан (1843), Турин (1843), Вена (1843, на итал.
яз.;
1879, на нем. яз.), Лондон (1843, на итал. яз.), Брюссель (1843),
Лилль (1843), Дублин (1844, на итал. яз.), Копенгаген (1845, на итал.
яз.), Берлин (1845, на итал. яз; 1852;
1886, на франц. яз.), Лисабон (1845, на итал. яз.), Нью-Йорк (1846,
на англ. яз., 1849, на итал. яз.), Будапешт (1846), Варшава (1846),
Мальта (1847, на итал. яз.), Константинополь (1847, на итал. яз.),
Сантьяго, Чили (1848, на итал. яз.), Стокгольм (1848, на итал. яз.;
1869), Прага (1849, на нем. яз.), Буэнос-Айрес (1851, на итал. яз.),
Мехико (1852, на итал. яз.), Лима, Перу (1852, на итал. яз.), Амстердам
(1853, на итал. яз.). Рио-де-Жанейро (1853, на итал. яз.; 1929),
Калькутта (1866, на итал. яз.), Хельсинки (1878), Рига (1906, на нем.
яз.). Загреб (1921), Любляна (1925), София (1932), Каунас (1936) и на
сценах мн. др. стран. В России пост. в 1884, Петербург (на итал. яз.).
На сов. сцене пост. 5 июня 1920 в Петрограде, на открытии Т-ра комич.
оперы под упр. К. Марджанова. 29 июня 1931 Ленингр. Малый оперный т-р
(дирижёр Самосуд, пост. Каплана, худ. Эрбштейн; Дон Паскуале -
Ростовцев, Малатес-та - Ольховский, Эрнесто - Нечаев, Норина - Горская,
Нотариус - Дорошин); возобн. 1954. В 1936 пост. в Москве в Оперном т-ре
им. Станиславского иод рук. Станиславского. Пост. в др. городах
Сов.Союза: Алма-Ата (1959), Киев (1962). Издания: "Д. П.", клавир,
Milano, Ricordi, [s. a.]. Я. Гр.
"ДОН CE3AP ДЕ БАЗАН" - см. "Испанский дворянина.
ДОНАНЬИ (Dohnanyi), Эрнё (p.27.VII.1877) - венгерский композитор,
пианист, педагог, дирижёр. Музыке обучался в Братиславе у К. Форстнера
(гармония) и в Будапештской муз. академии (по композиции у X. Кёслера).
Автор опер: "Тетушка Симона" (1913; Дрезден), "Замок воеводы" (1922,
Будапештский т-р оперы), "Тенор" (1929, Берлин), "Священный огонь"
(1934, Будапештский т-р оперы); бал етов:"П скрывало Пьеретты" (1910,
Дрезден), "Пять преимуществ жизни" (1943) и "Портрет балерины" (1952)
(оба пост. в США). Д. -последователь роман-тич. школы Листа. Музыка его
опер отличается ярким нац. колоритом, ясностью и богатством выразит.
с-редств. В опере "Замок воеводы" (на сюжет нар. баллады) чувствуется
влияние нем. романтизма и муз. драматургии Вагнера. В 1905-15 Д. -проф.
Высшей муз. школы в Берлине, с 1918 - директор Будапештской
консерватории. После 1945 Д. жил сначала в Аргентине, затем - в США, где
продолжает педагогич. деятельность.
Лит.: Рарр V., Dohnanyi Erno, Bdp., 1927; "Zenei szemle", Bdp., 1927,
oct.-nov. (номер посв. Д.). //. Дубр.
ДОНАТО (наст. имя и фам.- Донато Америкович П и с с у и т и; р. 1885)
- советский цирковой артист, воздушный гимнаст и клоун. Род. в семье
цирковых артистов. С 1895 выступал во мн. жанрах на аренах рус. цирков.
Широкую известность получил как мастер "воздушного полёта". В своих
выступлениях Д. сочетал высокую технику, смелость исполнения сложных
трюков с незаурядным дарованием комика. Был первым цирковым артистом,
включавшим клоунаду в воздушный полёт. Играя в номере роль клоуна, Д. в
нужный момент умело переключал напряжённое внимание зрителей на весёлую
и лёгкую шутку. Подготовил много артистов цирка, в т. ч. воздушных
гимнастов Д. и Е. Морус. М. 3.
ДОНАТОВ, Иосиф Александрович [р. 15(27).III. 1888] - русский
советский режиссёр оперы. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). Окончил
историко-фило-логич. ф-т Моск. ун-та (1910). Работал режиссёром в т-рах:
Комедии (б. Корш; Москва, 1917-25), МГСПС (1923-26), Замоскворецком
(1925-30) и др. Наиболее плодотворной явилась деятельность Д. в
муз.т-рах:
Моск. т-ре оперетты, 1931-36 (пост. "Миллион терзаний" Дунаевского),
Свердловском т-ре муз. комедии ("Честь мундира" Белица, "Свадьба в
Малиновке" Б. Александрова), Т-ре им. Мукими, 1941-44 ("Кур-бан Умаров",
"Нурхон" Джалилова, "Месть" Рад-жаби и Надеждина), Оренбургском т-ре
муз. комедии, 1949-54 ("Мечтатели" Листова, "Огоньки" Свиридова), и др.
Пост. Д. характеризуются красочной театральностью.
Лит.: Риф И., Свердловский театр музыкальной комедии, Свердловск,
1959. А. Ив.