<< Пред.           стр. 260 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  ДОНАУРИ (по мужу- Марджанишвили), Елена Иосифовна [15(27). III.
 189016.X.1955]-грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1950).
 По окончании гимназии (1906) училась на драм. курсах в Тифлисе и в
 Петербурге. Сценич. деятельность начала в 1908 в гастрольной труппе Л.
 Б. Явор-ской. В 1913-14 работала в Петербурге (Т-р В. Ф.
 Комиссаржевской), Таганроге и др. В 1918-20 - в рус. т-ре в Тифлисе
 (труппа "Тарто"). В 1920 перешла на груз. сцену. В 1920-26 - актриса
 Т-ра им. Руставели, с 1928- Т-ра им. Марджанишвили. Играла
 героико-дцаматич., затем характерные роли: Хасинта ("Овечий источник",
 1922), Катерина ("Поэма о топоре" Погодина, 1931), Кетевана ("Гурия
 Нинош-вили" Дадиани, 1934), Отарова вдова ("Сломанный мост" по
 Чавчавадзе, 1935), Тебро ("Очаг Харатели" Мревлишвили, 1949). Вела
 педагогическую работу.
  Лит.: Гугушвил и Э., Джанелидзе Д., Грузинский государственный
 драматический театр им. К. Марджанишвили, Тбилиси, 1958. Г. Б.
  ДОНВАЛЬДО - советские цирковые артисты, акробаты-прыгуны. Труппа была
 создана в Ленинграде в 1926 из акробатов-любителей. С 1931 её возглавил
 М. П. Осташенко. В состав труппы входили: М. Оста-шенко, Г. Чайченко, Г.
 Семнничев, Г. Клейнгольц, А. Вязов, Е. Мочалов, Н. Зимин, Л. Кобленц, Г.
 Пи-талелев и др. Номер Д. состоял из акробатич. пирамид и разл.
 акробатич. прыжков, к-рые разыгрывались как своеобразное соревнование
 прыгунов. Исполнение номера отличалось темпераментом, артистизмом;
 акробаты делали сложные комбинации легко, свободно, изящно. Состав
 труппы многократно менялся, в 1946 она распалась. М. Зон,
  ДОНДУКОВ, Дагба Доржиевич (р. 1915) - советский бурятский актёр. Нар.
 арт. Бурят. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1933 поступил
 в Бурятский драм. т-р. Играет характерные и комедийные роли: Гончик
 ("Кнут Тайши" Намсараева), Шагта-ми ("Огни на реке" Батожабая), Тихон
 ("Гроза"), Под-кол есин ("Женитьба"), Да хай ("Тайфун" Цао Юя), Ранжуров
 ("Барометр показывает бурю" Батожабая), Нецветаев ("На той стороне"
 Барянова), Ветровой ("Калиновая роща" Корнейчука). Д. - актёр
 самобытного дарования, созданные им образы отмечены ярким нац.
 колоритом.
  Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
 Бурятской АССР, Улан-Удэ 19. Вал.Н.
  ДОНЕВ, Георги (1884-1948) - болгарский актёр. Засл. арт. Республики.
 В 1899 начал сценич. деятельность в труппе Б. Пожарова. Изучал актёрское
 иск-во в Загребе и в Милане. По возвращении из Италии создал собств.
 театр. коллектив, с к-рым объездил мн. города и сёла Болгарии. Был
 руководителем и режиссёром театр. трупп в Пловдиве, Варне, Бургасе,
 Русе, Тырнове и др. В руководимых им т-рах формировалось мастерство
 крупных мастеров болг. т-ра (В. Трандафилов, Н. Икономов и др.).
 Творчество Д. отличалось героико-романтич. устремлённостью. Лучшие роли:
 Борислав (о. п. Вазова), Отелло, Карл Моор, Протасов; Раскольников
 ("Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. Д. принадлежат
 мемуары "Строители болгарского театра" и ряд статей по вопросам театр.
 иск-ва. А?. М.
  ДОНЕ;Ц, Михаил Иванович [11(23).1883-10. IX.1941] - украинский
 советский артист оперы (бас). Нар. арт. УССР (1930). Член Коммунистич.
 партии с 1940. Сценич. деятельность начал в 1905 в Оперном т-ре Зимина,
 где пел до 1913. В 1913-17 и с 1928 Д. - солист в Т-ре оперы и балета
 им. Шевченко, периодически пел также в Харьковском т-ре оперы и балета.
 Партии: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Тарас, Выборный ("Тарас Бульба",
 "Наталка Полтавка" Лысенко), Мельник, Борис Годунов; Досифей
 ("Хованщина" Мусоргского), Дон Базилио и др. Выступал как концертный
 певец. Д. обладал ярким драм. талантом и незаурядным вок. мастерством.
 С. 3.
  ДОНЕЦКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. Основан в Донецкев 1941 (сезон
 открылся в апреле оперой "Иван Сусанин"). Первую труппу составили актёры
 Луганского и Винницкого оперных т-ров. В 1941-44 т-р находился в
 эвакуации. Среди пост. 50-х гг.:
  "Молодая гвардия" Мейтуса (1950), "Юность" Чула-ки (1950), "Шурале"
 (1953),"В бурю" Хренникова (1953), "Спящая красавица (1954), "Евгений
 Онегин" (1954), "Фауст" (1955), "Борис Годунов" (1957); "Тропою грома"
 Караева (1960), "Каменный цветок" (1960), "Обручение в монастыре"
 Прокофьева (1961) и др. Т-р пост. балеты В. Гомоляки: "Сорочинская
 ярмарка" (1956), "Чёрное золото" (1957), "Кот в сапогах" (1961). На
 сцене т-ра осуществлена пост. новых произв. композиторов Е. Юрцевича
 ("Вулкан", 1959, 1960), А. Ленского ("Донецкая быль", 1960), M.
 Вериков-ского ("Наймичка", 1961) и др. В труппе т-ра (1962): артисты
 оперы - засл. арт. УССР М. Ве-денёва, М. Мищенко; К. Гайдамак, А. Кока,
 А. Бела-нов, А. Гусева, А. Галенкин и др.; артисты балета - засл. арт.
 УССР Е. Горчакова, Г. Кириллина; В. Пар-саданян и др. Гл. режиссёр т-ра
 - наро арт. УССР А. Здиховский" гл. хормейстер - нар. арт. УССР Н.
 Тараканов, дирижёр - Е. Шехтман, балетм. - Н. Ефремов. А. Ив.
  ДОНИЦЕТТИ (Donizetti), Гаэтано (29.XI.1797, Бергамо,- 8.1УЛ848, там
 же) - итальянский композитор. Музыке обучался первоначально в Муз. ин-те
 в Бергамо, где изучал гармонию и контрапункт под рук. С. Майра; в
 1815-17 занимался по кл. композиции у С. Маттеив Муз. лицее в Болонье.
 Первые театр. произведения Д.- одноактные оперы "Пигмалион" (1816),
 "Олимпиада" и "Гнев Ахилла" (1817) не были пост. В 1818 в венецианском
 т-ре "Сан-Лука" с успехом была исполнена опера Д."Энрико, граф
 Бургундский". Затем последовали: "Зораида Гренадская" (1822, т-р
 "Арджентина", Рим, с участием Д. Донцелли), "Цыганка" (1822, т-р
 "Нуово", Неаполь), "Кьяра и Серафина, или Пираты" (1822, т-р "Ла
  Скала", Милан), "Счастливое заблуждение" (1823, т-р "Нуово",
 Неаполь). Первые произведения Д. появились в то время, когда на итал.
 оперной сцене господствовали оперы Дж. Россини, ставшие предметом
 подражания для Д. в начальный период его творчества. Д. писал по 3-4
 оперы ежегодно; не все из них были равноценны по качеству, но музыка
 большинства произв. свидетельствовала о природном мелодич. даре
 композитора. Уже ранние оперы Д. отличаются разнообразием жанров,
 особенно характерным для его дальнейшего творчества. В 1824-30 Д.
 написал неск. "фарсов" - одноактных комич. опер: "Замок инвалидов"
 (1826, т-р "Карлино", Палермо, и др.), мелодраму "Восемь месяцев за два
 часа, или Ссыльные в Сибири", по пьесе Пиксерекура (1827, т-р "Нуово",
 Неаполь), романтич. оперу "Елизавета в замке Кенильворт" (также "Замок
 Кенильворт", на сюжет романа В. Скотта;
  1829, т-р "Сан-Карло", Неаполь) и др. К 30-м гг. Д. полностью
 преодолел влияние Россини. Период самостоят. творчества Д. начинается
 романтич. мелодрамой "Анна Болейн" на либр.Ф. Романи (1830, т-р
 "Кар-кано", Милан, с участием Дж. Пасты, Дж. Рубини и Ф. Галли). Опера
 имела большой успех и вскоре обошла сцены всех европ. т-ров. Среди опер
 этого периода - "Любовный напиток" (на либр. Ф. Романи, 1832, т-р "Делла
 Каноббиана", Милан), "Лукреция Борджиа" (на либр. Ф. Романи по драме В.
 Гюго "Анд-жело, тиран Падуанский", 1833, т-р "Ла Скала", с участием Г.
 Лаланд, М. Брамбиллы, Мариани), "Джемма ди Вержи" (по пьесе А. Дюма-отца
 "Карл VII у своих вассалов"; 1834, там же), "Марино Фальеро" (поодноим.
 пьесе Байрона, 1835, Итальянский т-р, Париж), "Мария Стюарт" (1835, т-р
 "Ла Скала", с участием М. Малиб-ран). Лучшие из этих опер ("Анна
 Болейн", "Любовный напиток", "Лукреция Борджиа") завоевали европ.
 известность. В 1835 в неаполитанском т-ре "Сан-Карло" состоялась
 премьера оперы "Лючия ди Ламмер-мур" (на либр. С. Каммарано по роману В.
 Скотта "Ламмермурская невеста" с участием Ж. Дюпре и Ф.
 Таккинарди-Персиани). "Л?очия ди Ламмермур" открыла 3-й, самый зрелый
 период творчества композитора. В 1836-38 Д. создаёт неск. опер в
 сотрудничестве с либреттистом С. Каммарано: "Велизарий" (1836, т-р
 "Фениче", Венеция), "Осада Кале" (1836, т-р "Сан-Карло", Неаполь) и др.
 После запрещения цензурой в 1839 оперы "Полиевкт" (либр. С. Каммарано)
 Д. переехал в Париж, где были пост. в 1840 его оперы:
  "Дочь полка" (либр. Ж. Сен-Жоржа и Ж. Байяра, "Опера комик", 1840),
 "Мученики" (2-я ред. "Полиевкта", либр. Э.Скриба по трагедии П. Корнеля,
 т-р "Гранд-Опера"), "Фаворитка". В 1841-44 Д. пишет оперы для т-ров
 Италии, Вены и Парижа, в т. ч.: "Аделия, или Дочь стрелка" на либр. Ф.
 Романи (1841, т-р "Аполло", Рим), "Линда ди Шамуни" (на либр. Г. Росси,
 1842, "Кернтнертортеатр", Вена), "Дон Паскуале" (1843, Итальянский т-р,
 Париж), "Мария ди Роган" (на либр. С. Каммарано, 1843,
 "Кернтнертортеатр", Вена), "Дон Себастьян Португальский" (на либр. Э.
 Скриба, 1843, "Гранд-Опера"). Последняя опера Д. "Катерина Кор-наро"
 была пост. в неаполитанском т-ре "Сан-Карло" в 1844. Творчество Д. тесно
 связано с романтич. направлением в европ. иск-ве 19 в., многие его оперы
 написаны на сюжеты произв. В. Гюго, В. Скотта и Дж. Байрона.
  Один из выдающихся итал. композиторов 1-й пол. 19 в., Д., как и
 В.Беллини, продолжал традиции Дж. Россини. Он внёс значит, вклад в
 развитие итал. оперы, подготовив реформаторскую деятельность Дж. Верди.
 Как и Россини, Д. писал серьёзные и комич. оперы, однако пошёл дальше
 своего предшественника по пути демократизации и расширения границ
 оперного жанра. Среди его многочисл. (св. 60) опер - историко-героич.
 ("Мария Стюарт"), лирико-романтич. ("Лючия ди Ламмермур"),
 лирико-драматич, ("Фаворитка"), комич. ("Дочь полка"), оперы-буфф ("Дон
 Паскуале"), мелодрамы ("Лукреция Борджиа", "Линда ди Шамуни"). Жанр
 мелодрамы, широко распространённый в драматургии 1-й пол. 19 в., Д.
 разрабатывает в ряде опер. Эти оперы близки отд. произв. Верди (напр.,
 "Травиата") и предвосхищают веристскую оперу (см. Веризм). Произв. Д.
 отличаются мелодич. богатством, драматич. выразительностью и лиризмом,
 контрастностью характеров, яркой театральностью. Особое место занимают
 комич. оперы Д., к-рым свойственна яркая реалистич. направленность,
 лиризм. Они отражают нар. жизнь, связаны с истоками итал. нар. т-ра.
 "Дон Паскуале" - самая популярная после "Севильского цирюльника"
 опера-буффа. Д. выступал как дирижёр. Вёл педагогич. деятельность (с
 1835 - профессор консерватории в Неаполе).
  Другие оперы: "Сумасбродство" (1818, Венеция), "Пётр великий царь
 русский, или Ливонский плотник" (1819, там же), "Анонимное письмо"
 (1822, Неаполь), "Саардамский бургомистр, или Два Петра" (1827, там же),
 "Пария" (1829, там же), "Фауста" (1832, там же), "Торквато Tacco",
 (1833, Рим), "Паризина" (1833, Флоренция), "Роберт Деверье, или Граф
 Эссекский" (1837, Неаполь), "Мария ди Рубенц" (1838, Венеция), "Мария
 Падилла" (1841, Милан).
  Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СП Б, 1892-95; П[е т р
 о в]с к и и Е., Гаэтано Доницетти, "Русская муз. газ.", 1897, ј 10;
 Verzino E. C., Le opere di Gaetano Donizetti, Bergamo, 1897; Gabrielli
 A., Gaetano Donizetti, Roma-Torino, 1904; C a-versazzi G., G. Donizetti,
 Bergamo, 1925; D o n a t i-Petteni G., Donizetti nelle'eta romantica,
 Bergamo, 1948; Z a v a d i n i G., Donizetti: vita, musiche,
 epistolario, [Bergamo], 1948; Dent E., Donizetti: an Italian romantic, в
 кн.: Fanfare for Ernest Newman, L., 1955, с. 86-107. Св. Г.
  ДОНС (Dons), Элизабет (19.IV.1865-2.V.1942) - датская артистка оперы
 (меццо-еопрано, затем сопрано). Пению училась в Копенгагене у С.Келлер и
 Л. Герлах и в Париже у Б. Маркези и Д. Арто. Дебютировала с большим
 успехом в 1885 на сцене Королевского т-ра (Копенгаген) в партии Азучены
 ("Трубадур"). В 1888 Д. было присвоено звание придворной певицы. Большой
 сценич. темперамент, сильный и красивый голос широкого диапазона
 (овладев сопрановым регистром, Д. продолжала петь и меццо-сопрановые
 партии) способствовали большой популярности Д., особенно в партиях
 Амнерис, Графини, Маргариты, Кармен. В 1906 в связи с болезнью Д.
 оставила сцену.
  Партии: Орфей (0рфей и Эвридика" Глюка), Джульетта ("Ромео и
 Джульетта" Гуно), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Ингеборг
 ("Король и маршал" Хейсе), Зольнара "Аладдин" Хорнемана). Вл. О.
  ДОНСКОЙ, Лаврентий Дмитриевич (1858-22.11. 1917) - русский артист
 оперы (лирико-драматпч. тенор). В 1877-80 учился в Петерб.
 консерватории, затем - в Бесплатной муз. школе, где в числе его
 педагогов был Мусоргский. Первый оперный сезон Д. прошёл в Киеве
 (1882-83); в 1883-1904 пел в Большом т-ре. Партии: Собинин ("Иван
 Сусанин") (дебют в Киеве, в Москве), Ленский, Берендей, Герман; Князь
 ("Русалка"), Дубровский (о. п. Направника), Рада-мес, Альфред, Хозе,
 Лоэнгрин и др. Исполнял лирич. и драматич. партии; брал уроки актёрского
 мастерства у А. П. Ленского. Два сезона держал оперную антрепризу
 (1904-06, Тифлис). С 1907 Д.- профессор Муз.-драм. уч-ща Моск.
 филармонич. об-ва.
  Лит.: А. Н. Островский и русские композиторы. Письма, под общей ред.
 Е. М. Колосовой и Вл. Филиппова, М.-Л., 1937, с. 249-50; Боголюбов Н.,
 Полвека на оперной сцене. М., 1957, с. -W-, 114-1,4-. Д. Ив.
  ДОНЦЕЛЛИ (Donzelli), Доменико (2.II.1790-31. III.1873) - итальянский
 артист оперы (драматич. тенор). С 13 лет пел в хоре оперного т-ра в
 Бергамо. Пению обучался там же у А. Бьянки, совершенствовался в Неаполе
 у Дж. Виганони и Г. Кривелли. В 1809 дебютировал на оперной сцене в
 Неаполе, затем выступал в т-рах Неаполя, Венеции, Рима, Милана.
 Гастролировал в Вене, Париже, Лондоне. Исполнял партии во мн. операх
 Россини, в т. ч.: Арджирио ("Танк-ред"), Торвальдо ("Торвальдо и
 Дорлиска", 1-я пост., 1816, Рим), Рамиро ("Золушка"), Риччардо
 ("Риччар-до и Зораида"), Отелло (о. п.). В 1831 пел в т-ре "Ла Скала"
 партию Поллиона на премьере оперы Беллини "Норма". В репертуаре Д. были
 партии в операх Доницетти: "Паризина" (Уго), "Лючия ди Ламмер-мур"
 (Эдгар), "Роберт Деверье" (Роберт) и др. Пел партию Мазаньелло в "Немой
 из Портичи" Обера. В 1844 оставил сцену. Обладал сильным, баритонального
 тембра голосом, вок. мастерством, незаурядным драматич. дарованием. Это
 позволило ему создавать разнохарактерные образы. Лучшие партии - Отелло
 и Поллион.
  Лит.: Глинка М., Автобиографические и творческие материалы, Л.-М.,
 1952 (Литературное наследие, т. 1), "с. 137, 420; Стендаль, Жизнь
 Россини, Собр. соч., т. 8, М., 1959; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma,
 1929;
  Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti. [Torino,
 1951]. Св. Г.
  ДОНЧЕВ, Георги (1884-1950)- болгарский артист оперы (бас). Пению
 обучался в Моск. консерватории (1908-11). С 1911 гастролировал с
 передвижной труппой рус. артистов по странам Европы. Возвратившись в
 Болгарию, вступил в товарищество "Болгарская оперная дружба", где стал
 одним из осн. исполнителей. Был солистом Софийской нар. оперы. В 1930
 оставил сцену. Партии: Паша, царь Асен ("Цвета", "Борислав" Ата-насова),
 Скула ("Князь Игорь"), Джакомо ("Фра-дья-воло" Мейербера), Мефистофель
 ("Фауст") и др. Д. вместе с И. Вульпе явился пропагандистом традиций
 рус. вок. школы в Болгарии. Л. М., Аг. М.
  ДОПЛЕР (Doppier) - семья венгерских композиторов и музыкантов. Ференц
 (16.X.1821-27.VII. 1883) - композитор, флейтист. Дебютировал в Вене в
 1834. Вместе с братом Кароем совершил концертное турне (Брюссель, Париж,
 Лондон). В 1841-47 работал первым флейтистом в оркестре оперного т-ра в
 Берлине, затем в Национальном т-ре в Будапеште. С 1858 Д.- пом.
 балетмейстера, позднее - балетмейстер Венской Придворной оперы. Д.
 принадлежат оперы: "Граф Беньовский" по пьесе А. Коцебу (1847), комич.
 опера "Илка" (1849), "Два гусара" (1853), "Ванда" на сюжет из польской
 истории (1856) (все пост. в Нац. т-ре Будапешта). Среди 15 балетов Д.
 наибольшим успехом пользовались "Оракул" (1847, Нац. т-р, Будапешт),
 "Влюблённый бес" (1851, там же), "Розина" (1861, Придворная опера,
 Вена), "Фьямелла" (1867, там же), "Мелузина" (1884, там же) и др.
 Творчество Д. 40-50-х гг. характеризуется ярким нац. колоритом, богато
 нар. венг. мелодиями, элементами цыганской музыки. Произв. 60-70-х гг.
 отличаются более совершенной формой, изяществом мелодич. рисунка. Д.
 принадлежит также опера "Эржебет" (совм. с Ф. Эркелем н К. Доплером,
 1857, Нац. т-р, Будапешт), музыка к спектаклям "Банк-бан" И. Катоны,
 "Жена воина" П. Вайля фон Вайлена, и др.
  Карой (12. IX. 1825 - 10. Ш. 1900) - брат Ференца, .мюзик-директор
 Нац. т-ра в Будапеште. В 1865-98 'K.- гл. капельмейстер Штутгартского
 придворного т-ра. Известен как автор опер: "Лагерь гренадеров" (1853,
 Нац. т-р, Будапешт), "Сын пустыни" (1854, там же). Написал музыку к
 спектаклям "Цыган" Сиглигети (1853), "Альфёльдский чардаш" Геребена
 (1857), "Катор и дочь мельника" Немета (1857).
  A p и а д (5.VI.1857-13.IV.1927) - сын Кароя. Музыке обучался в
 Штутгартской консерватории. В 1880-83 - профессор консерватории в
 Нью-Йорке, с 1889 - руководитель хора в Штутгартском придворном т-ре.
 Автор комич. опер "Калигула" (1891, Штутгартский т-р), "Много шума из
 ничего" на сюжет комедии Шекспира (1896, Лейпциг). На сцене
 Штутгартского придворного т-ра была пост. его опера "Путешествие по
 стране чудес" (1918).
  Лит.: I s o z K., Doppier Ferenc levelei Erkelhez, Bdp., 1911; его
 же, Karl Doppier und seine Beziehungen zu TJncarn, "Pester Lloyd", Bdp.,
 1906, 15-16 mar.; "A Zene, Bdp., 1933, XV, I. Я. Дубр.
  ДОППЕЛЬ-ТРАПЭ (от нем. Doppeltrapez - д в о й-ная трапеция) -
 название циркового гимнас-тич. снаряда и воздушного номера, исполняемого
 на этом снаряде. Отличается от обычной трапеции удлинённой перекладиной,
 подвешенной на трёх верёвках. Д.-т. даёт возможность двум участникам
 номера одновременно демонстрировать синхронные упражнения и парные
 гимнастические трюки. Ал. Ш., М. 3.
  ДОРБОЗ (перс., букв. - играющий на виселице, отсюда - ходок на
 канате) - участник нар. циркового представления в Средней Азии;
 канатоходец. Д. выступали на праздниках, сезонных базарах. Профессия Д.
 часто переходила от отца к сыновьям и внукам. В состав труппы входили
 обычно 2-3 канатоходца, неск. музыкантов, 2 площадных
 комедианта-масхара-боза и собиратель денег. Руководил труппой староста -
 аксакал. Д. (обычно 2) выступали на канате и трапециях (сооружение
 состояло из балок и арканов, было лёгким и высоким), а также на
 проволочном канате - "симдор". Исполняли до 30 номеров. Д. большей
 частью были выходцами из городов Ферганской области, Ходжента, Бухары,
 Коканда.
  Лит.: Боровков А., Дорбоз, Ташкент, 1928.
  H. H.
  ДОРВАЛЬ (Dorval), Мари (7.T.1798-20.V.1849) - французская актриса.
 Дочь провинц. актёров, с детства выступала на сцене. С 1818 работала в
 одном из ведущих т-ров бульваров Парижа "Порт-Сен-Мартен", с к-рым была
 связана б. ч. её творч. жизни. Здесь её постоянными партнёрами были
 крупнейшие франц. актёры-романтики П. Бокаж и Фредерик-Леметр. В 1834-38
 была актрисой "Комеди Франсез", с большим успехом сыграла ряд ролей, но
 т. к. в этом привилегированном т-ре пренебрежительно относились к Д. как
 актрисе "низового" т-ра бульваров, Д. была вынуждена уйти из "Комеди
 Франсез". Иск-во Д., крупнейшей представительницы сце-нич. романтизма,
 было проникнуто глубоким сочувствием к человеку, гибнущему из-за
 бесчеловечности и несправедливости общества. Лучшие роли:Ама-лия, Лючия
 ("Тридцать лет, или Жизнь игрока", 1827, "Ламмермурская невеста", 1828,
 Дюкан-жа), Луиза ("Поджигательница" Антье и Декомберу-са, 1830), Адель
 д'Эрве ("Антони" Дюма-отца, 1831), Марион ("Марион Делорм" Гюго, 1831),
 Киттд-Белл ("Чаттертон" Виньи, 1835), Катарина ЕфагадйНи ("Анджело"
 Гюго, 1835), Мари-Жанна (о. п. Ден-нери, 1845). Выступая в мелодрамах и
 романтич. драмах, Д. создавала образы искренних, цельных по натуре
 женщин, вынужденных вступать в борьбу за свою любовь, за право на
 счастье. С проникновенной силой играла Д. роли женщин из народа.
 Подлинную любовь и признание Д. получила на сцене т-ров бульваров у
 демократич. зрителей, глубоко ценивших народность, человечность,
 искренность, вдохновенную эмоциональность её иск-ва.
  Лит.: Финкельштейн Е. Л-., Мария Дорваль, в кн.: Записки Ленингр.

<< Пред.           стр. 260 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу