<< Пред.           стр. 269 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 обставлявшиеся с большой пышностью, во время к-рых устраивались
 представления трагедий и комедий. Монархич. режим, установившийся в
 эллинистич. гос-вах, и происходивший постепенный упадок греч. классич.
 культуры проявляются в т-ре (как и в др. видах иск-ва) в отходе от
 больших общественно-прли-тич. тем. Древняя комедия совсем исчезает.
 Новая комедия (Менандр, Филемон и др.) воспроизводила совр. жизнь только
 в плане семейно-бытовых отношений и личных переживаний человека. В то же
 время бытовые тенденции новой комедии требовали от исполнителей
 соответствующего изменения стиля игры. На лице актёра всё еще
 сохранялась маска, но увеличение числа употребляемых масок (9 для ролей
 мужчин, 17 для женщин, 11 для юношей и 7 для рабов) и замечат.
 выразительность этих масок указывают на стремление возможно более
 индивидуализировать традиц. типы комедии.
  В эллинистич. эпоху впервые выступают актёры-профессионалы.
 Появляются и актёрские товарищества, бравшие на себя защиту интересов
 Своих членов, а также выступавшие организаторами драм. и муз.
 состязаний. Членами товариществ были только мужчины и притом лишь люди
 свободнорождённые. И в эллинистич. эпоху (особенно в начальный её
 период) актёры по-дреяшему пользовались большим уважением, и актёрские
 товарищества имели права юридич. лица. Для организации представлений
 актёры даже во время войны могли свободно выезжать в др. гос-ва, их
 личность и имущество были неприкосновенны. Сами актёры постоянно
 получали освобождение от несения воен. службы (в нач. 3 в. до н. э. был
 издан об этом даже спец. закон).
  По своей архитектуре т-р эллинистич. эпохи отличается от театра
 классич. эпохи. До нас дошли руины эллинистич. т-ров, т. к. они
 сооружались уже из камня (хотя отдельные части строились иногда еще из
 дерева). Раскопки позволяют с большой точностью восстановить их план и
 составные части. Из т-ров эллинистич. эпохи известны т-ры в Эпидавре,
 Мегало-поле (города в Пелопоннесе), Приене, Эфесе (М. Азия),
  Оропе (город на С.-В. Аттики), на о. Дел ос в Эретрии (город на о.
 Эвбея), Сегесте, Тиндариде (города в Сици-лии) я др. местах. Все
 эллинистич. т-ры имеют перед нижним этажом скены каменную пристройку,
 состоящую из столбов с помещёнными спереди полуколоннами (в нек-рых
 театрах из полуколонн и полных колонн) и снабжённую плоской крышей. Эта
 пристройка в надписи Оропа называется проскением, в строительных
 документах Делоса (ок. 300 до н. э.) - проскением и логейоном.
 Постановки новой комедии, в к-рой хор уже отсутствовал, осуществлялись
 не на орхестре, а на плоской крыше, идущей от колонн про-скеяия ко 2-му
 этажу скены. Эту сценич. площадку называли логейоном (??????, от ???? -
 говорю), а иногда и просто проскением. Глубина ло-гейона - 2,5-3,5 м при
 такой же примерно высоте. Помещение под проскением называлось
 гипоскением. За логейоном возвышался 2-й этаж скены-эпискений. Его
 фасад, по мнению ряда исследователей (Бете, Фих-тер, Булле, М. Бибер),
 представлял собой в начале эллинистич. эпохи солидную стену с дверями,
 перед к-рой и разыгрывалось действие. Однако приблизительно во 2 в. до
 н. э. в стене были сделаны широкие проёмы и т. о. устроены выходы из
 эпискения на ло-гейон. Эти проёмы, называемые фиромами, служили не
 только для появления актёров, но и для углубления сценич. площадки; в
 них прятались актёры, к-рые но пьесе должны были укрываться или
 заниматься подслушиванием. Витрувий в своём трактате "Об архитектуре"
 (кн. 5, гл. 6,8) упоминает о вращающихся вокруг своей оси трёхгранных
 призмах-периактах, с помощью к-рых происходила смена декораций. Эти
 периакты, вероятно, помещались в боковых фиромах. Во всех т-рах
 эллинистич. эпохи орхестра образует полный или почти полный круг. Её
 диаметр варьирует в зависимости от величины зданий прибл.отИ (Ороп) до
 30 м (Мегалополь). Скена обычно имеет повсюду форму у длине иного
 четырёхугольника, средняя глубина к-рого равна 4-7 м, а максимальная
 ширина- 35-40 м. Параскении в эллинистич. эпоху постепенно отмирают, что
 объясняется появлением высокой сцены. При указанных чертах сходства
 каждый в отдельности из эллинистич. т-ров имел в своём устройстве ряд
 особенностей. Нек-рые из этих т-ров были построены еще в 5 (т-р в
 Эретрии) и 4 вв. до н. э., но в эллинистич. эпоху подверглись значит.
 перестройке.
  Т-р в Эпидавре был построен ок. сер. 4 в. до н. э. арх. Поликлетом
 Младшим. Этот т-р, по свидетельству греч. историка и географа 2 в. н. э.
 Пав-сания, уже в древности считался самым знаменитым из всех греч. и
 рим. т-ров по изяществу своей архитектурной формы. Сохранившийся лучше
 других греч. т-ров т-р в Эпидавре- единственный т-р, руины к-рого дают
 возможность получить представление о внутр. устройстве скены.
 Пространство мест для зрителей представляет собой полукруг. Поперечный
 проход разделяет его на 2 яруса. 13 лестниц делят нижний ярус на 12
 клиньев, 23 лестницы верхнего яруса делят его на 22 клина. Сиденья в
 нижнем и верхнем рядах первого яруса имеют спинки и являются,
 следовательно, почётными местами. Орхестра составляет полный круг
 диаметром 24,32 ??. Вокруг орхестры идёт канал для стока воды.
 Поверхность орхестры, окаймлённая каменным бордюром, представляет собой
 утрамбованную землю, цилиндрич. камень обозначает центр орхестры. Здание
 скены в основных очертаниях хорошо сохранилось. Она представляет собой
 длинный прямоугольник, разделённый на 5 помещений. Центральное из них
 соответствует по своей длине диаметру орхестры. Перед тремя средними
 помещениями находился каменный проскений, состоявший из ионических
 полуколонн диаметром 0,33 м и высотой св. 3,5 м. По мнению нек-рых
 исследователей (Дёрпфельд, Фликингер, Пикард-Кембридж), он был выстроен
 только в 3 или 2 в. до н. э. и заменил собой деревянный проскений. На
 обоих концах каменного проскения выступают небольшие па-раскении,
 сооружённые, по-видимому, в это же время. В каждом пароде стоят красивые
 ворота с двумя дверями: одна дверь вела на орхестру, другая - на покатый
 подъём, ведущий на крышу проскения. С сооружением каменного проскения
 действие, по всей вероятности, было перенесено на логейон.
  Т-р в М е г а л о ? о л е был сооружён перед Терсилионом - помещением
 для собраний 10 тыс. аркадян. Великолепное здание Терсилиона было
 построено в сер. 4 в. до н. э., тогда же был построен и т-р. Терсилион
 поддерживался множеством колонн, его вестибюль служил вместо скены как
 завершение орхестры. Т-р в Мегалополе, считавшийся самым большим во всей
 Греции (вмещал св. 40 тыс. зрителей), был известен, кроме того, особым
 театр. приспособлением, к-рое позже римляне обозначали как
  "подвижную сцену" (scaena ductilis). В одном из пародов т-ра
 существовало помещение, обозначавшееся, согласно клеймам на кирпичах,
 как скенотека. Дёрпфельд полагает, что это помещение служило для
 хранения "подвижной сцены", к-рую он определяет как кулису,
 выдвигавшуюся в случае необходимости перед вестибюлем Терсилиона. Однако
 Бете и Фихтер считают, что "подвижная сцена", хранившаяся в скенотеке,
 представляла собой подвижный деревянный помост, сооружавшийся для
 драматич. представлений между орхестрой и Терсилионом и заменявший
 скену. Ок. 200 до н. э. (а по мненяю Пикард-Кембриджа - ок. сер. 2 в. до
 н. э.) в т-ре был построен мраморный про-скений и с этого времени
 представления шли уже на высокой сцене.
  Т-р в ? ? и е н е был построен между 350 и 330 до н. э. (нем. учёный
 А. Геркан указывает 300 до н. э.). Вначале скена была деревянной.
 Каменная скена была выстроена не раньше нач. 3 в. до н. э. Она
 представляла собой двухэтажное строение с одноэтажным зданием спереди,
 выходящим на орхестру. Плоская крыша этого более низкого здания состояла
 из деревянных досок, помещённых между каменными балками. Передняя стена
 состояла из каменных полу колонн, прислонённых к опорным столбам. Т. к.
 имелись отверстия по бокам опор, то, очевидно, к ним могли быть
 прикреплены деревянные панели. Следовательно, колонны представляли собой
 постоянную декорацию, а расписанные доски между ними - меняющуюся
 декорацию. По мнению А. Геркана, верхний этаж над плоской крышей был
 сперва закрыт за исключением одной двери. Существование только одной
 двери для выхода на крышу проскения, а также наличие приспособлений для
 укрепления декораций между колоннами проскения заставляют сделать вывод,
 что действие развивалось вначале перед проскением. Однако прибл. к сер.
 2 в. до н. э. действие было перенесено на крышу проскения, на логейон.
 Это вытекает из нек-рых изменений, произведённых в театр. здании: места
 для почётных гостей были отнесены из первого ряда зрительских мест в
 пятый, в фасаде скены на 2-м этаже появились широкие фиромы, на орхестре
 перед проскением были поставлены статуи.
  Т-р в Пергаме. Пергам - столица эллинистич. Пер-гамского царства в М.
 Азии (создано в 283 до н. э. Филете-ром), перешедшего в 133 до н. э. к
 римлянам и превращённого ими в провинцию Азию. Т-р был построен на
 склоне крутой горы в узкой лощине (узость использованной лощины
 объясняет то обстоятельство, что число лестниц, идущих вверх,
 уменьшается, вместо того чтобы увеличиваться). 2 поперечных прохода
 разделяют зрительские места на 3 яруса. Скена и проскений были сделаны
 из дерева. Если в клас-сич. эпоху это было правилом, то в эллинистич.
 эпоху скена и проскений сооружались почти всегда из камня, деревянные
 конструкции там, где они имелись, были заменены, вероятно, еще в 3 в. до
 н. э. каменными. Т. о., Пергамский т-р один сохранял значит, остатки
 деревянной конструкции от 2 в. до н. э. В поздне-з эллинистич. время (1
 в. до н. э.) в Пергаме была сооружена каменная скена. В римское время
 перед фасадом скены соорудили низкую глубокую сцену, к-рая стоит на
 стилобате эллинистич. проскения. От обоих концов сцены высотой в 1 м
 вели на орхестру рядом с пародами лестницы с 5 ступеньками.
  В эллинистич. эпоху был перестроен и т-р Л и к у ? г а в А ф и н а х,
 получивший по образцу др. театров этой эпохи высокую сцену,
 поддерживавшуюся впереди колоннами проскения (фундамент к-рого еще до
 сих пор можно различить). Параскении были укорочены, выступая только на
 1,8 м от фасада проскения. Благодаря этому было выиграно пространство
 для устройства более широких пародов и облегче ния доступа к зрительским
 местам. О фасаде скены, её внутр. устройстве в эллинистич. т-ре в Афинах
 нет никаких сведений. Существуют разногласия о времени появления высокой
 сцены в афинском т-ре. Вероятно, она появилась незадолго до сер. 2 в. до
 н. э. С этого времени пьесы стали разыгрываться, возможно и в Афинах, не
 перед проскением, а на логейоне, за исключением, быть может, тех
 случаев, когда возобновлялись старые трагедии с хором (Дёрпфельд считал,
 что проскений всегда был только декорационной стеной и что в эпоху
 эллинизма актёры играли не на высокой сцене, а на орхестре перед
 проскением) (о перестройке афинского т-ра в рим. эпоху см. Древнеримский
 театр).
  В зап. части греч. мира - в Юж. Италии и Сицилии эллинистич. т-ры
 имели свою особую форму. Типичными могут считаться т-ры в Сегесте и
 Тиндариде. Фасад скены в этих т-рах был богато украшен колоннами,
 эффектно завершающимися вверху фронтоном. Фиром нет. Оба т-ра имеют
 па-раскении, причём фасадная стена проскения выступает несколько вперёд
 по сравнению с фасадом параскениев. В Сегесте параскении состояли из
 двухэтажных открытых галерей. Нек-рые исследователи относят эти театры к
 4-3 и даже ко 2 вв. до н. э. М. Бибер рассматривает т-ры в Сегесте и
 Тиндариде (как и в Помпеях) как переходную форму от эллинистич. т-ров к
 римским и относит их приблизительно к 100 до н. э.
  Витрувий в своём трактате "Об архитектуре" даёт план греч. т-ра.
 Раньше этот план ошибочно относили к греч. т-ру классич. эпохи (отсюда
 возникло неправильное мнение о наличии высокой сцены уже в 5 в. до н.
 э.), но теперь ряд исследователей считает, что Витрувий даёт план
 современного ему позднеэлли-нистич. т-ра. Однако план Витрувия полностью
 не соответствует ни одному из дошедших до нас театр. зданий; очевидно,
 он давал лишь идеальный план греческого (точнее позднеэллинистич.) т-ра.
  План т-ра вычерчивается, по Витрувию, след. образом. Надо начертить
 круг, соответствующий предполагаемой величине орхестры, и вписать в него
 3 квадрата так, чтобы их углы, касаясь окружности, делили её на 12
 равных частей. Сторона одного из этих квадратов, к-рая является
 ближайшей к скене и противоположной середине зрительских мест,
 представляет собой переднюю линию проскения. Касательная, проведённая
 параллельно передней линии проскения, определяет линию фасада скены
 (scaenae frons). Высота сцены (лат. слово pulpitum, грек сказал бы
 "высота логейона") должна быть 10-12 футов (т. е. 2,95-3,53 м). Ряд
 т-ров (напр., Сикиона, Эпидавра, Тиндариды) имеет приблизительно такую
 высоту, т-ры Оропа, Приены и Сегесты - несколько меньшую, афинский театр
 - большую. Колебания в ту или другую сторону обусловливаются размерами
 т-ров. Естественно, что с увеличением орхестры и большей отдалённостью
 зрительских мест от сцены высота последней возрастает. Глубина спены
 также зависит от основного круга, так как, но Витрувию, она должна
 составлять приблизительно з/?o радиуса орхестры. Обращённые к
 зрительским местам углы квадратов, вписанных в основной круг, обозначают
 направление лестниц в первом ярусе; если в т-ре предполагается 2-3
 яруса, то в каждом следующем ярусе продолжаются лестницы предыдущего и,
 кроме того, делается ещё по одной дополнительной лестнице. Нек-рые
 исследователи, обращая внимание на то, что измерения, даваемые
 Витрувием, соответствуют в некоторых случаях форме т. н. грекорим. т-ра
 (о нём см. Древперимский ???????), склонны указания .Витрувия относить к
 этому типу т-ра.
  С 1 в. до н. э. вновь-сооружавшиеся греч. т-ры принадлежат к
 греко-рим. типу театр. зданий. В это время и нек-рые эллинистич. т-ры
 были перестроены по греко-рим.типу (напр.. т-ры в Приене и Эфесе).
  Мим. Пантомим. В Греции с давних пор существовали представления, во
 время к-рых разыгрывались небольшие сценки (чаще всего - импровизация)
 бытового и пародийно-сатирич. характера-мимы. Первоначально мимы
 исполнялись самими жителями деревни или города. В эллинистич. эпоху
 существовали уже бродячие труппы актёров мима. Развитие мима во всех его
 видах способствовало усилению реалистич. тенденций в античном т-ре. В
 мимах изображались типы, взятые из жизни, а также мифологич. персонажи -
 боги и герои, представлявшиеся в виде обычных людей со всеми их пороками
 и недостатками. В 4 и 3 вв. до н. э. мим широко распространился на
 Востоке, пользуясь, благодаря своей простоте и живому изображению
 повседневного быта, огромным успехом у разноплеменной толпы, заполнявшей
 новые эллинистич. столицы. Среди актёров мима были и женщины. Актёры
 играли без масок. Представления давались на деревянных подмостках,
 вместо декораций использовались деревянные перегородки и ширмы. Широкое
 распространение в эллинистич. эпоху получил также пантомим, т. е. мимич.
 танец, обычно на мифологич. сюжет. Актёры пантомима, не сопровождавшие
 своё исполнение ни словами, ни пением, достигали большого мастерства в
 умении передавать посредством танца сложные душевные переживания
 человека, причём один и тот же актёр мог исполнять последовательно
 несколько ролей, меняя костюм и маску. Как правило, актёр пантомима
 выступал один. Женские роли исполнялись главным образом мужчинами.
 Аккомпанементом для пантомима служила обычно флейта. Для пантомима
 характерны постановочная пышность, зрелищная занимательность, широкое
 внесение эротических мотивов и т. п. В Юж. Италии и Си-цилии в 4-3 вв.
 до п. э. имели распространение флиа-ки - небольшие комич. сценки,
 отличавшиеся от мима прежде всего обязательным применением маски. Флиаки
 пародировали трагедии, но брали также темы и из повседневной жизни.
 Исполнители флиаков носили такой же костюм, что и актёры древней
 комедии. театр. культура Др. Греции оказала огромное влияние на развитие
 мирового т-ра. Римский т-р, особенно на первых этапах развития, широко
 использовал греч. театр. наследие. Деятели Возрождения и Просвещения
 постоянно обращались к др.-греч. драматургии и т-ру. Демократич.
 традиции театра античной Греции сохранили своё значение и для
 последующих эпох. Постановка больших общественно-политич., философских и
 этич. вопросов, насыщенность произведений античного т-ра идеями
 патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни,
 глубокая обрисовка героич. характеров, воспитывающая гражданское
 сознание зрителей, совершенство художеств. формы составляют
 жизнеутверждающую силу иск-ва др.-греч. т-ра. Однако в практике совр.
 бурж. т-ра реалистич. содержание античной театр. культуры нередко
 подвергается глубокому извращению. Мистика, эстетизм, формализм,
 искажение в реакц. целях самого духа античных мифов отмечают попытки
 нек-рых бурж. режиссёров и драматургов "использовать" античное наследие.
  Марксистско-ленинское искусствознание раскрывает подлинный
 гуманистич. смысл греч. т-ра и утверждает за ним важное место в истории
 театр. культуры.
  Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и
 др.], т. 1,2, 3, ?,-Л., 1946, 1959-60; ? ад ц и г С. И., История
 древнегреческой литературы, 2 изд., [М.З, 1959; Мокульский С., История
 западноевропейского театра, т. 1, М-, 1936; Хрестоматия по истории
 западноевропейского театра, т. 1. Сост. и ред. С. С. Мокульского, ?.-Л.,
 1937; Латышев В., Очерки греческих древностей, ч. 2, СПБ, 1899; Никитин
 П.,К истории афинских драматических состязаний, СПБ, 1882; Аристотель,
 Поэтика, пер. с греч.. Л., 1927; Витрувий, Десять книг об архитектуре,
 пер. Ф. А. Петровского, М., 1936; Толстой И. И., Аэды, М-, 1958; Авдеев
 А. Д., Происхождение театра, Л.-М., 1959; Головня В. В., Поэтика
 Аристотеля о театральной стороне трагедии, в кн.: Ежегодник Института
 истории искусств. 1958. театр. М., 19 58; Bieber M." Die Denkmaler zum
 Theaterwesen im Altertum, B.-Lpz., 1920; её же, The history of the Greek
 and Roman theater, Princeton, 1939; Navarre O..Le theatre grec, P.,
 1925;
  Be the Е., Prolegomena zur Geschichte des Theaters im Altertum, Lpz.,
 1896; Dorpfeld W. und R e i s с h E.. Das griechische Theater, Athen
 -Lpz., 1"896; Bulle H., Untersuchungen an griechischen Theatern, Munch.,
 1928 (Abhandlungen der Bayrischen Akademie der Wissenschaften,
 Philosoph-historische Klasse, Bd 33); Fiechter E. R., Die
 ?augeschichtliche Entwickelung des antiken Theaters, Munch., 1914; его
 же, Antike griechische Theaterbauten, Bd I-VIII, Munch., 1930-1937 (I.
 Das Theater in Oropos, II. Die Theater von Oiniadai und Neu Pleuron,
 III. Das Theater in Sikyon, IV. Das Theater in Megalopolis, V-VII. Das
 Dionysostheater in Athen, VIII. Das Theater in Eretria);
  Flickinger B.C., The Greek theater and its drama, 4 ed., Chi. 111.,
 1936; P i с k a r d-C a m b r i d g e A. W., The theatre of Dionysus in
 Athens, Oxf., 1946; Ridge-way W., The origin of tragedy with special
 reference to the Greek -tragedians, Oxf., 1910; Nilsso n M. P., Der
 Ursprung der Tragodie, в сб.: Opuscula Selecta, v. l,Lund., 1951, с.
 61-145; Kindermann H., Theatergeschichte Europas, Bd l. Das Theater der
 Antike und des Mittelalters, [Salzburg], 1957. Вал. Г.
  ДРЕВНЕРЙМСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Первые лит. памятники Д. д.-трагедии и
 комедии грека-вольноотпущенника Ливия Андроника (ок. 280-204 до н. э.),
 написанные для театр. представлений в Риме после окончания 1-й
 Пунической войны (240 до н.э.), явились переработкой произведений
 др.-греч. драматургов. Творч. наследие др.-греч. классиков (из
 трагиков-преим. Еврипида, из комедиографов- Менанд-ра и др. авторов
 т.н.новой аттической комедии) служило и в дальнейшем богатым источником
 сюжетов и ситуаций для Д. д. Однако, отвечая на идеологич. запросы
 своего времени, Д. д. шла своим путём в поисках средств художеств.
 выразительности. Она использовала местную италийскую традицию,
 восходившую к обря-дово-фольклорным жанрам типа ателланы или насмешливых
 песенок - фесценнин. Наиболее отчётливо это наблюдается на судьбе
 римской комедии. Уже по сохранившимся фрагментам произведений одного из
 первых рим. поэтов Гнея Невия (ок. 280-201 до н. э.) видна
 преемственность, существовавшая между его комедиями и
 обличительно-фарсовыми элементами италийских празднеств плодородия; в
 греч. сюжеты проникали и черты, типичные для италийского быта. Своего
 расцвета рим. комедия достигает в творчестве Плавта к-рый, не скрывая

<< Пред.           стр. 269 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу