<< Пред.           стр. 275 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 в Париже, куда Д. был приглашён в 1757. Парижский период творчества Д.
 связан с утверждением жанра франц. комич. оперы. В сотрудничестве с Ш.
 Фава-ром Д. написал и пост. здесь 23 комич. оперы на бытовые ("Художник,
 влюблённый в свою модель", 1757; "Нина и Линдор, или Капризы сердца",
 "Дочь, за которой плохо присматривали", 1758; "Два охотника и
 молочница", 1763; "Школа юности", 1765;
  "Жнецы", 1768) и сказочные сюжеты ("Остров безумных", 1760; "Фея
 Ургела", 1765; "Колокол", 1766)
  В своих операх, отличавшихся выразительной и изящной мелодикой и
 реалистич. характеристиками нар. персонажей - крестьян, городских
 ремесленников - Д. соединил лучшие черты итал. оперы-буффа и франц.
 комич. оперы, оказав значит, влияние на развитие последней. Д.
 принадлежат также оратории и соч. в др. жанрах.
  Лит.: Л я-Л оранси Л.де, Французская комическая опера XVIII в., пер.
 с франц., М., 1937; Contant d' O r v i 1 1 e A., Histoire de l'opera
 bouffon, Amst., 1768;
  D'Angeli A., C. Goldoni e E. R. DJLWII, "La cronaca music.", Pesare,
 1912, JVs 12; CucuelG., Les createurs de l'opera-comique francais, P.,
 1914. Св. Г.
  ДУНИН-МАРЦИНКЕВИЧ, Викентий Иванович
  (1807-7.XII.1884) - белорусский драматург, театральный деятель.
 Создатель белорусского нац. т-ра. Учился на мед. ф-те Петерб. ун-та.
 Драматургич. деятельность начал в 1841 (оперетта "Рекрутский еврейский
 набор"). В 1846 написал либретто комич. оперы "Селянка" (на муз.
 Монюшко), в к-рой высмеивается преклонение представителей
 господствующего класса перед иностранным, показана тяжёлая жизнь
 белорус. крепостного крестьянства (пост. в Минске, 1852, 1853, Г855 при
 участии автора). В 1852 создал труппу, работавшую в Минске, а затем в
 усадьбе Д.-М. в Люцинке, руководил труппой как режиссёр. Основу
 коллектива составили члены семьи Д.-М. На сцене т-ра в Люцинке шла
 "Селянка" и неск. несохранившихся пьес Д.-М. Лучшие комедии
 Д.-М.-"Пинская шляхта" (1866, была запрещена цензурой) и "Залёты"
 ("Сватовство", 1870, предположит. дата первой пост. 1915, Вильно, комич.
 опера, муз. М. Кимонт) - высмеивают нравы -мелкой шляхты, царских
 чиновников, кулаков-мироедов, дают реалистич. изображение белорус.
 пореформенной деревни. Творчество Д.-М. оказало влияние на последующее
 развитие белорус. драматургии. Пьесы Д.-М. впервые напечатаны в сов.
 время.
  Соч.: Избр. произведения [Вступ. ст. В. Рудаковского], Минск, 1957
 (на белорус. яз.).
  Лит.: Майхров? ч С., В. I. Дун?н-Марц?нкев?ч, М?нск, 1955; Няфёд Ул.,
 Беларуси! тэатр. Нарыс г?сто-ры?, М?нск, 1959. В. Я.
  ДУНКАН (правильнее - Д a н к а н; Duncan), Айседора
 (27.1.1878-14.IX.1927) - американская танцовщица. Одна из
 осно-воположниц пластич. школы "танца модерн". В 1903 впервые выступила
 в Будапеште со своей концертной программой. Д. резко отрицала
 классическую школу в балете, отстаивала идею всеобщего художеств.
 воспитания детей, выдвинула принцип общедоступности танцевального
 иск-ва. В своих исканиях опиралась на образцы др.-греч. пластики,
 стремилась к органич. связи танца с музыкой. Отказавшись от условных
 жестов, она искала естественных выразит, движений. Заменила балетный
 костюм (т. н. пачки, трико) свободной туникой; отказалась от танца на
 пуантах, танцевала без обуви (позднее этот танец получил название танца
 "босоножек"). Д. широко использовала классич. симфонич. и фортепианную
 музыку, иллюстрируя своими танцами произв. Бетховена, Чайковского и др.
 В 1908 Д. впервые исполнила "Ифигению в Авлиде" Глюка (Нью-Йорк); в
 .1915 выступала на сцене "Метрополитен-опера" с импровизацией на тему
 "Марсельезы"; в годы пребывания в Москве поставила цикл революц. песен и
 "Интернационал". Иск-во Д. близко пантомиме. Танец Д. состоял в осн. из
 ходьбы и бега на полупальцах и выразит. жестов. Как мимич. актриса
 достигала большого эмоционального воздействия. В творчестве Д.
 отразились черты субъективизма и импрессионизма. Д. считала, что
 движения в танце обусловливаются "внутренним импульсом" и не могут быть
 заранее подчинены музыке и определённой танц.форме. Проповедь "свободы
 движений", не подкреплённых техникой танца, на практике значительно
 обедняла танец. Д. не оставила системы, к-рая могла бы удовлетворить
 требованиям проф. хореографич. иск-ва, в частности совершенно не
 коснулась мужского танца. Основанные Д. школы в Германии (1904), Франции
 (1912), США (1915) существовали недолго. Д. гастролировала по Европе,
 неоднократно приезжала в Россию (1905, 1907-13). После Великой
 Октябрьской социа-листич. революции Д.- одна из первых среди артисток
 Запада, приветствовала Сов. гос-во, создала ряд танцев на революц. темы.
 В 1921-24 жила в СССР, в 1922 вышла замуж за поэта С. Есенина и приняла
 сов. гражданство. Организовала студию (существовала до 1949), к-рой
 после отъезда Д. руководила её приёмная дочь И. Дункан.
  Соч.: Моя жизнь. [Автобиография], пер. Я. Яковлева, М., 1930; Танец
 будущего, пер. Н. Филькова, М., 1907; My life, 3 ed., N. Y., 1927; The
 dance, N. Y., 1909.
  Лит.: Молоствов Н., Айседора Дункан (Беседа с А. Волынским), СПБ.
 1908;Левинсон А., Старый и новый балет, П., 1917, гл. II, с. 47-60;
 Светлов В., Современный балет, СПБ, 1911, с. 57-80; СИДОРОВА. А.,
 Современный танец, М., 1922, гл. 2; Isadora Duncan, ed. by P. Magriel,
 N. Y., [1947] (см. библиографию, с. 73-78);
  Duncan Irma, The technique of Isadora Duncan, N. Y., 1937; La fitte
 J. P., Les danses d'Isadora Duncan, P., 1930. Ham. P.
  ДУНЯЕ, Александр Александрович [p.23.11 (8.III). 1913] - русский
 советский актёр. Нар. арт. Чув. АССР (1956). В 1933 окончил Горьковский
 муз.-театр. техникум и вступил в труппу рус. т-ра в Чебоксарах. Роли:
 Тузенбах ("Три сестры"), Никита ("Власть тьмы"), Платон ("Платон
 Кречет"), Рыбаков ("Кремлёвские куранты"). Творчество Д. отмечено
 лаконичной ясностью замысла, чёткой логикой в раскрытии характера, ф. Р.
  ДУОДРАМА (итал. duodrama, от duo-два)-музыкально-сценическое
 произведение для двух действующих лиц. Наиболее известна Д. "Ариадна на
 Наксосе" И. Бенды (1775); в наст. время популярна Д. "Телефон, или
 Любовь втроем" Дж. К. Менотти (1947). Р. Л.
  ДУПАРЙНОВА, Маргарита (р. 1.VI. 1921) - болгарская актриса. Деп. Нар.
 собрания. С 1944 работает в софийском Нар. т-ре им. Вазова. Роли:
 Юрталаница ("Сноха" по Караславову), Лилии Донка ("Тревога" и "Любовь"
 Василева), Антигона (о. п. Софокла), Джульетта; Калерия ("Дачники"
 Горького), Пеклеванова ("Бронепоезд 14-69"У, Ирина ("Огненный мост"
 Ромашова) и др. Дважды удостоена Димитр. пр. Аг. М. сДУРАК" -
 сценическое амплуа раннего средневекового театра. Появилось в комич.
 театральных "Братствах". Наиболее древнее общество "Дураков" было
 организовано в Клеве в 1381. "Д.", наряженный в шутовской костюм, был
 постоянным участником пародийных соти, антицерковных сатирич. сценок,
 мистериальных представлений. Свой текст "Д." чаще всего импровизировал.
 Как театральный персонаж "Д." был введён в светскую драматургию Адамом
 дела Алем ("Игра в беседке"). Пользуясь своим "дурацким обличием", "Д."
 выступали с едкой сатирой, направленной против властей и церкви.
 Разновидностью "Д." является шут, образ к-рого получил широкое развитие
 в драматургии Ренессанса.
  Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
 Мокульского, т. 1, М., 1956. Гр. Б.
  ДУРАНТЕ (Durante), Пури (р. 1921) - уругвайская актриса и драматург.
 театр. образование получила в одном из независимых т-ров Уругвая. Играла
 (на исп. яз.) в Буэнос-Айресе в труппе Л. Сандрини и в труппе
 Муниципального т-ра. Выйдя замуж за известного чилийского актёра и реж.
 В. А. Варгаса, Д. с 1948 играет в Чили. С этого времени Д.- одна из
 ведущих актрис страны, внесла значит, вклад в развитие чилийского нац.
 т-ра. С успехом играла роль Хеновевы ("Дом с семью балконами" Касоны), в
 пьесах "Вечная ловушка" Эйреманса, "Чудесное преступление" Кнотта. Автор
 пьес: "Пахота в темноте", "На корабле спускается ночь", "Небесные
 участки в рассрочку". Перевела ряд пьес. Сотрудничает в исп. журнале
 "Театр", где публикует статьи о чилийском т-ре. Л. X.
  ДУРАНТЕ (Durante), Франческо (1684-1755)- итальянский композитор. См.
 Неаполитанская оперная школа.
  ДУРАСОВА, Мария Александровна [p.l2(24).VII. 1891]-русская советская
 актриса. Засл. арт. РСФСР (1928). Училась на драм. курсах А. И. Адашева.
 В 1912 была зачислена сотрудницей в труппу Моск. Художеств. т-ра. В том
 же году вступила в 1-ю студию МХТ; одновременно участвовала в спектаклях
 МХТ (Мэри-"Пир во время чумы" Пушкина, Митиль, позднее Т ил ьтиль-"Синяя
 птица" Метерлинка, и др.). Свою первую роль/ в студии-Мэри Пирибингль
 ("Сверчок на печи" Диккенса, 1914)- исполняла в течение 22 лет. Эта роль
 была подготовлена под рук. педагога-режиссёра Л. А. Сулержицкого,
 оказавшего большое влияние на всю творческую жизнь актрисы. В 1-й студии
 и в организованном на её основе МХАТе 2-м Д. играла также роли Алины
 ("Балладина" Словацкого), Кораллины ("Бабьи сплетни" Гольдони), Юлии
 ("Чудак" Афиногенова), Маши ("1825 год" Вен-кстерн) и др. В пьесах
 Шекспира - Бьянка ("Укрощение строптивой"), Виола ("Двенадцатая ночь"),
 Корделия ("Король Лир"), Офелия ("Гамлет"). Игра Д. отличалась
 изяществом, тонкостью психологич. нюансировки. Созданные ею образы были
 исполнены поэтичности, возвышенной романтики. С 1936 Д. - в труппе
 МХАТа. Здесь она сыграла роль графини Лидии Ивановны, графини Чарской
 ("Анна Каренина" и "Воскресение" по Л. Н. Толстому), леди Снируэл
 ("Школа злословия" Шеридана) и др.
  Лит.: Актёры и режиссёры. "Театральная Россия", М., 1928, с. 87-89
 (автобиография Д.). А. Кл.
  ДУРДЫЕВ. Ата (р.1. 1.1910) - туркменский совет ский актёр. Нар. арт.
 Туркм. ССР (1955). Чл. Ком-мунистич. партии с 1935. В 1929 после
 окончания Туркм. драм. студии вошёл в труппу Туркм. драм. т-ра.
 Характерный и комедийный актёр, Д. создал ряд своеобразных образов,
 отмеченных яркостью индивидуальных черт, сатирич. остротой. Снимался в
 кино.
  Роли: Аба Сердар ("Кеймир-Кёр" Аманова и Бурунова), Пир ("Кеминэ"
 Аманова), Мурадов ("Сын пастуха" Сейтлие-ва и Мухтарова), Салихов, Ата
 ("Весёлый гость", "Семья Аллана" Мухтарова, Гос. пр., 1950), Шпекин
 ("Ревизор"), Шмага, Коршунов ("Без вины виноватые", "Бедность не
 порок"), Тиг Джонсон, хан Хорезма ("Решающий шаг", "Ма-хтумкули"
 Кербабаева).
  ДУРОВЫ - семья русских цирковых артистов-клоунов и дрессировщиков
 животных.
  1) Анатолий Леонидович (24.XI.1865-8.1. 1916). Род. в дворянской
 семье, учился в воен. гимназии. Увлекшись цирком, начал брать уроки
 акробатики и гимнастики у Анжелло Бриатори.В 1879 дебютировал в балагане
 О. М. Ринальдо в Москве, на Девичьем поле. Выступал в труппе Никол ет,
 исполняя акробатич. эквилибристич. и жонглерские номера. Вместе с братом
 В. Л. Дуровым показывал фокусы. В 1881 в Воронеже в цирке М. Труцци
 начал демонстрировать дрессированных животных, выступая под псевдонимом
 Толи. Вскоре стал выступать под своей фамилией. Добился всероссийского
 успеха. В 1890 гастролировал в Германии, Австро-Венгрии, Франции,
 Испании и Италии.
  Д. был первым цирковым артистом, обратившимся к политич. сатире. Он
 осмеивал крупных чиновников, полицейских, купцов. Обычно сатирич. шутки
 Д. соединял с показом дрессированных животных; в номерах Д. свиньи, ослы
 и др. животные изображали бюрократов, сатрапов-полицейских. Сатирич.
 номера Д. имели огромный успех у демократии, зрителя. Отказавшись от
 присущего клоунам искажения речи, уродливого грима, грубых трюков,
 артист выступал в элегантном клоунском костюме, хорошо читал монологи.
 Д. занимался и теорией клоунады; в 1912 в Политехнич. музее в Москве он
 прочёл лекцию "О смехе и жрецах смеха", в к-рой говорил о высокой
 общественной миссии клоуна.
  2) Владимир Леонидович (1863 - 3. VIII.1934). ЗаЯ. арт. РСФСР (с
 1927). Брат А. Л. Дурова. С юности увлекался дрессировкой, посещал в
 ун-те лекции по физиологии животных И. М. Сеченова. Окончил курсы,
 готовившие учителей для сельских школ. В 1883 дебютировал в
 цирке-зверинце Г. Винклера в Москве. В 1885 работал в цирке Безано в
 Астрахани. Выступал как клоун, силач, куплетист, фокусник,
 звукоподражатель, художник-моменталист и дрессировщик животных.
  В 1887, гастролируя в Москве, в цирке А. Саламон-ского, окончательно
 утвердился как соло-клоун сатирик и дрессировщик. Д. нападал на
 бюрократизм, произвол, взяточничество царской России, использовал в
 своих номерах дрессированных животных. Всё больше увлекаясь
 дрессировкой, Д. разрабатывал её научные основы. Он приобрёл большой
 зверинец (слон, морские львы и др. звери), организовала Москве Уголок,
 где проводил экспериментальную работу. Д. первый из цирковых артистов
 сознательно использовал при дрессировке условные рефлексы. После
 Октябрьской революции Д. принимал участие в строительстве сов. цирка и
 активно занимался науч. работой. Он выступал на арене с большой группой
 зверей, одновременно читал научно-популярные лекции. Д. первый поставил
 вопрос о создании цирковой школы и разработал для неё учебный план. В
 своих статьях и книгах он пытался решить нек-рые вопросы эстетики сов.
 цирка, занимался теоретич. вопросами дрессировки.
  3) Анатолий Анатольевич (1887-19. XI.1928). Дебютировал в 1914 в
 цирке в Рязани, в том же г'оду выступал в цирке Никитиных в Москве. За
 шутку, направленную против империалистич. войны, был сослан в г.
 Котельнич Вятской губ. Возобновил цирковую работу в 1917. В 1925 и 1927
 гастролировал за границей. Д. выступал с большой хорошо выдрессированной
 группой животных, исполнял сатирич. шутки. Был случайно убит на охоте в
 Ижевске.
  4) Владимир Г р иго р ь е в и ч (р. 16.IV.1909). Нар. арт. РСФСР
 (1939). Внук А. Л. Дурова. Учился в Тимирязевской с.-х. академии и в
 театр. мастерских, руководимых В. Э. Мейерхольдом. После смерти А. А.
 Дурова (1928) начал работать с его группой зверей. Развивая лучшие
 дуровские традиции (сатирич-ность, высокий класс дрессировки, работу с
 большим количеством животных), Д. приносит в цирк и новое. Он прост и
 мягок в обращении с животными, лиричен в исполнении монологов. Д.
 работает с более разнообразным, чем его предшественники, составом
 животных, он добивается театрализации своих номеров, фееричности,
 зрелищной эмоциональной насыщенности. Гастролировал в Англии, Бельгии,
 Люксембурге, Италии, Франции.
  5) Юрий Владимирович (р. 12.1.1910). Засл. арт. РСФСР (1939). Чл.
 Коммунистич. партии с 1947. Внук В. Л. Дурова. Первоначальную школу
 дрессировки прошёл под руководством деда. Работал как ассистент у В. Г.
 Дурова, выступал в зверинцах, с 1937 - в цирках. Продолжая дуровские
 традиции, стремится соединить в своих номерах дрессировку животных с
 сатирическими номерами. Выступает с большой, разнообразной и хорошо
 выдрессированной группой зверей. Гастролировал в Польше.
  6) Анна Владимировна (р. 25.V.1900). Дочь В. Л. Дурова. Начала свои
 выступления под рук. отца и вместе с ним. Является художеств. рук.
 Уголка-музея им. В. Л. Дурова в Москве и работающего при нём т-ра
 зверей. Выступает с морскими львами. В Уголке идёт работа по принципам
 дрессировки, утверждавшимся В. Л. Дуровым.
  Соч.: Дуров А. Л., В жизни и на арене, ч. 1-3, Воронеж, 1914; Дуров
 В. Л., Мои звери, М., 1927; Дуров В., Мои артисты, Киев, 1953.
  Лит.: Дмитриев Ю.А., Братья Дуровы, М., 1945;
  Стрельцов Ф. В., А. А. Дуров, Ижевск, 1928; Владимир Дуров со своей
 смешанной группой дрессированных животных, в сб.: Советский цирк, Л.-М."
 1938; Ю. В. Дуров со своими четвероногими друзьями, в сб.: Советский
 цирк, Л.-М., 1938; Кузнецов Е. М., Арена и люди советского цирка, Л.-М.,
 1947; его же, Владимир и Юрий Дуровы, в сб.: Молодые мастера искусства,
 М.-Л., 1938;
  Дмитриев Ю.А., Русский цирк, М., 1953. Ю. Д.
  ДУРУДЖИ - актёрская корпорация, созданная в 1924 в грузинском Т-ре
 им. Руставели для укрепления творч. дисциплины (Дуруджи - название
 горной реки в сел. Кварели, на родине режиссёра К. А. Марджанишвили). Д.
 опубликовала манифест, призывавший к обновлению груз. т-ра, но лишённый
 конкретной творч. программы. В 1927 организация распалась, т. к.
 замкнутость её деятельности мешала дальнейшему развитию груз. т-ра.
  Лит.: Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1959. Г. Б. ДУРЫЛИН
 (псевдонимы - С. Северный, С. Раевский,Н. Кутанов,Д.Николаев и др.),
 Сергей Николаевич [14(26). IX.1877-14.XII. 1954] - русский советский
 историк литературы, театра, живописи, театральный критик. Доктор
 филологич. наук (1943). Профессор (1945). В 1914 окончил Моск.
 археоло-гич. ин-т. Лит. деятельность начал в 1902. Осн. тема
 исследований Д.- развитие и утверждение реализма в рус. иск-ве. Д. писал
 о рус. клас-сич. драматургии, сценич. истории пьес, занимался изучением
 проблемы актёрского творчества, систематически выступал в периодич.
 печати. Автор книги о М. Н. Ермоловой (1953). Вёл педагогич. работу
 (ГИТИС и др.).
  . С о ч.: Лермонтов и романтический театр. в сб.: "Маскарад"
 Лермонтова, М.-Л., 1941, с. 15-42; А. Н. Островский. Очерк жизни и
 творчества, М.-Л., 1949; От "Владимира третьей степени" к "Ревизору", в
 кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1953, М., 1953, с. 164-239;
 Александр Дюма-отец и Россия, в кн.: Литературное наследство, т. 31-32,
 М., 1937. с. 491-562; "На всякого мудреца довольно оростоты" на сцене
 Московского Малого театра, М.-Л., 1940; Комедия "Плоды просвещения", в
 сб.:
  Творчество Л. Н. Толстого, М., 1954, с. 315-59 и др.;
  Островский на сцене Малого театра, Л.-М., 1938;
  Горький на сцене, в сб.: Горький и театр. М.-Л., 1938, с. 229-300;
 Мастера советского театра в пьесах А. Н. Островского, М., 1939; Пушкин
 на сцене, М., 1951; Образы Тургенева и Островского, в сб.: Актёры и
 роли, М.-Л., 1947, с. 86-138; М. Н. Ермолова (1853-1928). Очерк жизни и
 творчества, М., 1953; М. Н. Ермолова в пьесах Островского "Последняя
 жертва" и "Без вины виноватые", в сб.: М. Н. Ермолова. Письма. Из
 литературного наследия. Воспоминания современников (Составитель
 сборника, автор кступит. ст и комментариев), М:, 1955, с. 3-12, 13-42,
 236-46;
  П. М. Садовский. Жизнь и творчество, М., 1950; О. О Садов-екая,
 М.-Л., 1947; В. Н. Рыжова, М.-Л., 1945; В. Н. Пашенная, М.-Л., 1946; Н.
 М. Радин, М.-Л., 1941; М. С. Щепкин, М., 1943; Е. П.
 Корчагина-Александровская, М.-Л." 1944; MapiH Заньковецька (1860-1934),
 Кгпв, 1955; Артем. Станиславский. Чехов, в кн.: К. С. Станиславский, М.,
 1955 (Театральное наследство, т. 1), с. 408-43; Е. М. Шатрова, М., 1958
 (совм. с А. П. Клинчиным); В. И. Качалов М.-Л 1944; П. А. Хохлов, М.-Л.,
 1947; Н. К. Яковлев, М.-Л. 1949; Л. М. Леонидов в сб.: Мастера МХАТ,
 М.-Л., 1939 с. 203-32; Актер и образ, в сб.: О театре, М.-Л., 1940, с.
 87-105; Айра Олдридж, М.-Л., 1940; Художественный театр в 1917-1945 гг.,
 в кн.: Театральный альманах, кн. 3(5), М., 1946, с. 70-107; МХАТ во
 время войны, в сб.: театр. М." 1 944. с. 80-98; Федя Протасов. Москвин в
 советских пьесах, в сб.: И. М. Москвин. Статьи и материалы, М., 1948, с.
 149- 172, 229-45; Актеры русского театра и их мировое значение, в кн.:
 Ежегодник Института истории искусств, т. 2. театр. музыка, М., 1948, с.
 5-69; Московский театр (1800-1855), в кн.: История Москвы, т. 3, М.-Л.,
 1954, с. 595-646;
  Малый театр. в кн.: Очерки истории русского советского драматического
 театра, т. 1, М., 1954, с. 61 -84, 85-101 247-86 549-756.
  Лит.: Кузьмина В. Д., С. Н. Дурылин, в кн.: Сообщения Института
 истории искусств, сб. 6. Театр М 1955 с. 105-18 (библ.). ' 'с. Г1
  ДУРЯН, Петрос (1852-72) - армянский поэт и драматург. Род. в

<< Пред.           стр. 275 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу