<< Пред. стр. 277 (из 913) След. >>
розовое" Бруштейн), фельдфебель Мокрый (в собств. пьесе "Музыкантскаякоманда"), Шуйский ("Борис Годунов" Пушкина), Свердлов (в собств. пьесе
"Большевик"), Оргон ("Тартюф.-), Грознов ("Правда - хорошо, а счастье
лучше" Островского), Глухой ("Дамоклов меч" Хикмета
Пьесы: "Музыкантская команда" (1935, ЛенТЮЗ), "Третья верста".
"Большевик" (1937, 1940, Новый ТЮЗ) "У лукоморья" (1939, ГосценТЮЗ),
"Александр Пушкин" (1949, Ленингр. драм. т-р), "В садах лицея" (1957,
ЛенТЮЗ) и др.
Д.- соавтор киносценариев "Встречный", "Депутат Балтики", автор
сценария и исполнитель заглавной роли в фильме "Яков Свердлов" (Гос. пр.
СССР, 1941).
Соч.: Музыкантская команда, Л., 1936; Третья верста. М.-Л., 1938; У
лукоморья, М., 1939; Александр Пушкин. Трилогия, М., 1959.
Лит.: Янковский М., Детская драматургия Ленинграда, "Театр и
драматургия", 193 6, ј9; Левин Л., Драматургия Дэля, "Искусство и
жизнь", 1938, .ј 8; Г р и н-б е р*г И., "Свердлов-Любашевский",
"Искусство и жизнь", 1941, ј 2; Ю т к е в и ч С., Режиссёр об актёре
"Театральная неделя", 1940, ј20; БруштейнА., Советский театр для детей,
в сб.: Советский театр..., М., 1947. JJ, JQ7.
ДЭНГАКУ(букв.- музыка поля) - разновидность японской древней мистерии
кагура, возникшей в 7-8 вв. В 11-16 вв. Д. пользовалась широкой
известностью, с 15 в. постепенно уступает место театру. Возрождается в
нач. 17 в. во время празднеств в честь сёгуна (полководца) Токугава
Иэясу. В наши дни Д. пользуется популярностью в япон. деревне.
JJvm.: Хаттори Рютаро, "Нихон но миньё" ("Японские народные песни"),
Токио, 19е Яманэ Гиндзи, "Онгаку но рэкиси" ("История музыки"), Токио,
1957. ff. ff.
ДЭНН (Dann), Джордж Лэнден - австралийский драматург. Пьесы Д. широко
ставились в Австралии в 30-х гг. 20 в. Трагедия "Фимиам не воскурили"
рисует тяжёлые социальные условия жизни простых людей совр. Австралии
(1937, "Независимый т-р" в Сиднее и Клуб драматургов). Пьеса "Каролина
Чишольм" (1939, "Репертуарный т-р", Брисбен) посв. одной из героич.
женщин Австралии, борцу за создание Австралийского Союза. В наиболее
известной своей пьесе, реалистич. драме "Вдали от родников" (изд. 1944),
Д. выступает защитником туземного населения Австралии, лишённого
колонизаторами всех социальных и политич. прав (пост. в т-рах Австралии
в 40-е гг., Англии и Уэльса - в 50-е гг. 20 в.).
Соч.: In beauty it is finished; Funerals for Field-Mice (one act);
Ha-ha, Among the trumpets (three acts). Пьесы издавались в сборниках.
Лит.: R e e s L., Towards an Australian drama, Sydney- L., 1953. Л.
К.
ДЮАМЕЛЬ (Duhamel), Жорж (р. 30. VI.1884)- французский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал как поэт в 1907. Принадлежал к группе
кретейского "Аббатства", объединявшей писателей-унанимистов. В пьесах
"Свет", "Под сенью статуй" (1911, 1912, т-р "Одеон"), "Битва" (1913,
"Т-рдезАр"), "День признаний" (1923, т-р Елисейских полей) получили
выражение унанимистские идеи сострадания к человеку, культ всепрощающей
любви. Лиризм, символика и аллегория, характерные для этих пьес Д.,
сближают его с М. Метерлинком и П. Клоделем. Лучшее драм. произв. Д.
"Общество атлетов" (1920, т-р "Вьё коломбье") написано в жанре комедии.
При помощи смеха, иронии, сарказма Д. обличает процветающих мещан и их
"культуру". Гл. герой пьесы - ницшеанствующий "спаситель" человечества
(эту роль исполнял Л. Жуве), в образе к-рого Д. развенчал беспринципного
декадента. В работе "Эссе о возрождении драмы" ("Essai sur une
renaissance dramatique", P., 1928) Д. требует возвращения к мольеровским
традициям, призывает возродить комедию характеров и нравов, к-рая могла
бы противостоять "бульварной", развлекательной драматургии.
Др. пьесы: "Хандра" (или "Ларуант и Ропито",1919), "Когда вам угодно"
(1921, Женева).
Лит.: Луначарский А. В., "Театр и революция", М., 1925, с. 411-16; S
a u r i n M., Les ecrits de G. Duhamel, P., 1952. . В. Бал.
ДЮБВАД (Dybwad), Юханне (2.VIII.1867-4.Ш. 1050) - норвежская актриса
и режиссёр. В 1877 дебютировала в т-ре "Нац. сцена" в Бергене.
Крупнейшая работа Д. в начале её творч. деятельности- роль Норы. С 1899
до конца жизни Д. - ведущая актриса Нац. т-ра в Христианин.
Роли: Регина, фру Альвинг, Ребекка, Эллида, Tea Эльстед
("Привидения", "Росмерсхольм", "Женщина с моря", "Гедда Габлер" Ибсена),
Боргильд, Клара Занг ("Сигурд Крестоносец", "Свыше наших сил"
Бьёрнсона), Джулия, Мать ("Балкон", "Гаральд Сване Мор" Хейберга),
Катюша Маслова ("Воскресение" по Л. Толстому), Анна Каренина и др.
С 1904 Д. постоянно выступала с актёром А. Одва-ром, противником
реалистич. направления, к-рый оказал влияние на её иск-во, в результате
чего Д. испытала ряд творч. неудач (в т. ч. во время гастролей с
ибсеновским репертуаром в Берлине в 1916). В этот же период раскрылось
блестящее комедийное мастерство Д., с успехом исполнявшей роли Розалинды
и Беатриче ("Как вам это понравится", "Много шума из ничего" Шекспира).
В 30-40-е гг. Д. вновь создала ряд реалистич. образов: Озе ("Пер Гюнт"
Ибсена) и др. Д. осуществила пост.: "Медея" Еврипида (1918, исполняла
гл. роль), "Варавва" Грига (1927), "Гоп-.ля, мы живём!" Толлера (1928),
в режиссёрском решении к-рых отразилось влияние экспрессионизма.
Лит.: Elster К., Skuespillerinden I. Dybwad, Oslo, 1931; Wiers-Jensen
H. og Nordahl-Olsen J., Den nationale scene. De forste 25 aar, Bergen,
1926. ff, f{,
ДЮБЕК (Dubech), Люсьен (1882-1940) - французский поэт, театральный
критик и историк театра. Националист и монархист,. Д. входил в
основанную в 1899 реакц. политич. группировку "Аксьон Фран-сез" и в
течение мн. лет состоял штатным театр. критиком одноимённой газеты
(редакторами к-рой были Ш. Моррас и Л. Доде). театр. фельетоны Д.
отличались большой остротой и пользовались успехом в период между двумя
войнами. Гл. труд "Всеобщая иллюстрированная история театра" ("Histoire
generale illustree du theatre", 5 тт., Р., 1931-34 [совм. с др.])
интересен обильным, гл. обр. иконрграфич. материалом. Своему изложению
автор придаёт подчас чрезмерную памфлетную остроту, окрашенную
политическим мировоззрением реакционных кругов. Д. напечатал также книги
"К ом ели Франсез сегодня" (1926), "Жан Расин политик" (1926), "Кризис
театра" (1928). С. Мок.
ДЮГАЗбН (Dugazon), Жан Батист (наст. имя и фам. - Анри Гурго;
Gourgaud) (15.XI. 1746-11.X. 1809)-французский актёр. Сценич.
деятельность начал в провинции. С 1771 играл в т-ре "К ом ели Франсез".
Актёр буффонной манеры, Д. первоначально исполнял роли слуг во франц.
комедиях 17- 18 вв. (Криспин- "Единственный наследник" Реньяра, и др.).
Во время революции 1789-94, патриот и республиканец, Д. боролся против
театр. реакции. В 1791 он порвал с контрреволюц. частью труппы и перешёл
во вновь созданный и возглавленный Тальма "Т-р Республики". Мастер
революц. карикатуры, любимец широких масс плебейского зрителя, Д.
создавал остро-сатирич. образы врагов революции: папа римский (в
политич. фарсе "Страшный суд над королями" Сильвена Марешаля, 1793),
приспособленец и соглашатель Модерантен (в собств. пьесе "Умеренный",
1793) и т. д. С 1786 Д. -профессор дра-матич. класса консерватории.
Среди его учеников - Тальма, П. Лафон и др.
Лит.: Campardon E." Les comediens du roi de la troupe francaise
pendant les deux derniers siecles, P., 1879;
De Manne E.-D., Galerie historique des comediens francais de la
troupe Voltaire, nouv. ed., Lyon, 1877; Lyon-net H., Dictionnaire des
comediens francais, P., 1912-1913;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского,
т. 2, М., 1957. E. Ф,
ДЮГАЗОН (Dugazon; урождённая - Л e ф e в р;
Lefevre), Луиз Розали (18.VL1755-22.IX.1821)-французская артистка
оперы (сопрано). В 12 лет впервые выступила на сцене т-ра "Комеди
Итальенн" в Париже как балерина. Композитор А. Гретри обнаружил у Д.
отличные вокальные данные, и с 1774 Д. исполняла гл. партии в его операх
"Сильвен" (Полина), "Колония" (Нарина) и др., а также в операх Буальдьё
("Калиф Багдадский"), Дезеда ("Блез и Бабетта", "Алексис п Жю-стина"),
Далейрака ("Нина"), Изуара ("Турецкий лекарь") и др. Д. увлекала
зрителей выразительным пением, страстной и тонкой игрой. Около 1805 Д.
оставила сцену.
Лит.: L e R о u x H. et A." La Dugazon, [P., 1926];
Olivier J. J., Madame Dugazon de la Comedie-Italienne (1775-1821),
P., 1917; E d w a r d s H. S., Idols of the French stage, L., 1889.
ДЮЖАРДЕН (Dujardin), Эдуар (10.XI.1861- 31. X.I 949) - французский
поэт, драматург и критик. Учился в Парижской консерватории. В 1885 начал
творч. деятельность в области лит-ры и т-ра. Поэтика Д. сложилась под
влиянием творчества С. Малларме. Д. был одним из создателей
символистской драматургии. Его ранние пьесы - драматич. поэмы "Антония"
(1891, "Т-р дАппликасьон"), "Кавалер прошлых времён" (1892, т-р
"Модерн"), "Конец Антонии" (1893, т-р "Водевиль") пессимистически*
рисовали искания одинокой человеческой души. В поздних пьесах Д.
преобладают католич. мотивы. В пьесах "Марта и Мария" (1913, Т-р
Антуана) и "Супруги из Эр-ле-Пор" (1919, т-р "Комедия Елисейских полей")
в аллегорич. форме изображается отречение от земных благ. Религ.
тематика присуща и пьесам "Мистерия об умершем и воскресшем боге" (1923,
Т-р Антуана), "Возвращение блудных детей" (1924, "Комедия Елисейских
полей") и "Вечное возвращение" (1932, т-р "Ателье").
Соч.: Theatre, t. 1-2, Р., 1899-1924.
Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX
столетий, Л.-М., 1939; See E., Le theatre francais contemporain, P.,
[1951]; L a 1 о u R., Le theatre en France depuis 1900, P., [196] и
[1959J. A. Mux.
ДЮйдаКОВА (Дюжикова 1-я), Антонина Михайловна [13 (25).VI. 1853-1918]
- русская актриса. По окончании Петерб. театр. уч-ща (1873) дебютировала
в Александрийском т-ре (Марья Андреевна - "Бедная невеста" Островского).
Наиболее полно лирич. дарование Д. раскрылось в 80-90-е гг., когда ею
были исполнены роли в пьесах Шекспира (Офелия, Беатриче - "Гамлет",
"Много шума из ничего"), Островского (Катерина и Василиса Меленть-ева -
"Гроза", "Василиса Мелентьева"), Гуцкова (Юдифь - "Уриэль Акоста") и др.
В 1896 в первой пост. "Чайки" Чехова исполнила роль Аркадиной. Последние
годы выступала гл. обр. в характерных ролях. Игра Д., типичной
представительницы "петербургской" школы, отличалась изяществом. В 1902
по болезни покинула сцену.
Лит.: В е л и з а р и и М-, Путь провинциальной актрисы, М.-Л., 1937;
"ЕИТ". Сезон 1901-1902, СПБ, 1902, Приложения, кн. 3. А. Кл.
ДЮКА (Dukas), Поль (1.X.1865-17.V.1935) - французский композитор и
музыкальный критик. В 1882-89 учился в Парижской консерватории (по
композиции у Э. Гиро). Творч. деятельность начал в 1888. Автор лирич.
оперы "Ариана и Синяя Борода" на сюжет драмы М. Метерлинка (1907, т-р
"Опера комик"), увертюр к трагедиям "Король Лир" (1883); "Поли ев кт"
Корнеля (1891), к драме "Гёц фон Берлихинген" Гёте (1884), танц.
поэмы-балета "Пери" на сюжет вост. легенды (1912), симф.,
камерно-инструмент. и др. соч. Вместе с Сен-Сансом Д. закончил оперу
Гиро "Фреде-гонда" (1895, Париж). Д. заново отредактировал для
постановки оперы Рамо ("Галантная Индия", "Принцесса Наваррская", "Зефир
и др.), составил переложение для фп. в 4 руки оперы Сен-Санса "Самсон и
Далила". В музыке Д. ясность формы сочетается с красочностью
оркестрового письма, свойственной иск-ву импрессионизма. В 1910-13 и
после 1928 Д.-проф. консерватории, с 1913- проф. муз. школы в Париже. Д.
активно выступал как муз. критик, в т. ч. в газетах "Мояд мюзикаль",
"Кроник дез Ар" и др. Рим. пр. (1888).
Л и т. с о ч.- Les ecrits de Paul Dukas sur la musique, P., 1948;
Wagner et la France, P., 1923.
Лит.: Samazeuilh G., Paul Dukas, P., 1913;
F a v г e G., Paul Dukas. Sa vie et son oeuvre, P., 1948../7. M.
ДЮКАНЖ (Ducange), Виктор (24.Х1.1783-15. X.I 833) - французский
драматург. Лит. деятельность начал в 1811. Автор популярных мелодрам
"Калас" (1819, т-р "Амбигю комик"), "Тереза, или Женевская сирота"
(1820, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Тридцать лет, или Жизнь игрока" (1827,
там же), "Ламмермурская невеста" (1828, там же) и др. Выражая
оппозиционные по отношению к реакц. режиму Реставрации настроения, Д.
придавал своим пьесам романтич. характер. Но, показывая столкновение
героя с миром зла и несправедливости, Д. часто отказывался от обычного
для ранних мелодрам счастливого конца, его пьесы приобретают мрачный,
трагич. колорит. В мелодрамах Д. появились ноты обличения, протеста,
усилены социальные конфликты, гуманистич. мотивы. Однако даже в своих
лучших пьесах Д. не приходит к верным социальным обобщениям и возлагает
вину за обществ. несправедливость на отдельных людей. Стремление брать
сюжеты из жизни, глубже раскрывать характеры, усиливало элементы
реализма в пьесах Д. Наиболее полное выражение настроения протеста нашли
в антиклерикальных мелодрамах Д., написанных в дни революции 1830,
"Тоннингтонский монастырь", "Иезуит" - совм. с Г. Пиксерекуром. В пьесах
Д. играли крупнейшие франц. актёры-романтики - Фре-дерик-Леметр, М.
Дорваль; в России, в мелодраме "Тридцать лет, или Жизнь игрока" - П. С.
Моча-лов, В. А. Каратыгин.
С о ч. в рус. пер,- Смерть Каласа, М., 1830; Тридцать лет, или Жизнь
игрока, М., 1923.
Лит.: R о у е r A., Histoire du theatre contemporain en France et a
l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, t. 1, P., 1878;
G i n i s t y P., Le melodrame, P., 1910. E. Ф.
ДЮКЛО (Duc] os) (наст. фам. - ДеШатонёф;
De Chateauneuf), Мария Анна (1670-18.VI.1748) - французская актриса.
В 1693-1733 играла в т-ре "Комеди Франсез" роли трагич. героинь:
Гермиона ("Андромаха" Расина), Зенобия ("Радомист и Зенобия" Кребийона),
Саломея ("Мариамна" Вольтера), Иокаста ("Эдип" Ламота) и др. Д.
продолжала традиции иск-ва М. Шанмеле. Обладая огромным по диапазону
голосом и бурным темпераментом, Д. с пафосом, напевно произносила
трагич. монологи, изумляя зрителей голосовыми эффектами.
Лит.: Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son
theatre. P., 1900; Campardon E., Les comediens du roi de la troupe
francaise pendant les deux derniers siecles, v. 1-2, P., 1879;
Gueullette Ch., Acteurs et actrices du temps passe, P., 1881; История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского. т. 2, М.,
1957. Е. Ф.
ДЮКОВЫ - семья харьковских антрепренёров. Впервые имя Д. появляется
на харьковских афишах в 1853, когда здание Харьковского т-ра,
построенного в 1842" антрепренёром Л. Ю. Млотковским, перешло по
дарственной записи к его дочери, Вере Люд-виговне, выступавшей нек-рое
время на провинц. сценах в ролях гранд-дам. Вера Людвиговна поделила
свои права по владению театр. зданием с мужем, Николаем Николаевичем Д.
В 1843 -67 руководство труппой осуществляла дирекция, возглавляемая
последовательно Альфераки, Петровским, Львовым, Щербиной. Неумелым
ведением дела директора почти развалили т-р. В 1867 управление
Харьковским т-ром берёт в свои руки Николай Николаевич Д. Человек
малообразованный и прежде далёкий от т-ра, он оказался хорошим
организатором, умевшим, по свидетельству H. H. Синельникова,
комплектовать и сохранять сильные по актёрскому составу труппы, чётко
вести финансовую сторону дела. После его смерти (1882) один сезон театр
возглавляла Вера Людвиговна Д., но в 1884 она отказалась от ведения дела
и сдала т-р в наём. Непосредственное руководство т-ром возвратилось к
семье Д. в 1894-95, когда антрепренёром Харьковского т-ра стала
Александра Николаевна Д. (дочь Николая Николаевича). Она вновь собрала
образцовую труппу, значительно подняла художеств. уровень постановок. В
конце 90-х гг. Александра Николаевна предприняла перестройку т-ра, к-рая
привела её на грань финансового краха и заставила в 1905 продать театр
городскому управлению.
Лит.: Багалей Д.И.иМюллер Д. П., История города Харькова за 250 лет,
т. 2, Харьков, 1912. Д. Цл.
ДЮ КРУАЗЙ (Du Croisy) (наст. имя и фам.-Фили-бер Г а с с о; Gassot)
(ок. 1629-3.V. 1695) - французский актёр. Творч. деятельность начал в
1653 в провинции, в г. Пуатье. В 1659, вступив в труппу Мольера,
дебютировал в роли Дю Круази ("Смешные жеманницы"). Творчески восприняв
уроки Мольера, Дю К. стал одним из лучших характерных актёров труппы.
Был первым исполнителем роли Тартюфа. Играл самые различные роли в
пьесах Мольера. Фарсовые традиции определяли исполнение ролей Сотанвиля
и Жеронта ("Жорж Данден", "Плутни Скапена"). Играл интриганов и слуг
(Сгрибани - "Господин де Пурсо-ньяк" и Ковьель - "Мещанин во
дворянстве"). В репертуаре ДюК. были лирический Валер ("Скупой"),
рассудочный Беральд ("Мнимый больной")" остро характерный Гарпен
("Графиня Д'Эскар-баньяс"). После смерти Мольера Дю Круази покинул
сцену. Гр. Б.
ДЮЛГЕРОВА, Сия Пешева (23.Ш. 1904-1956) - болгарская актриса. Засл.
арт. НРБ (1953). С 1926 работала в Нар. т-ре им. Сарафова. За исполнение
роли Параскевы - матери Георгия Димитрова в спектакле "Лейпциг 33"
Кронфельда и Компанейца была удостоена Димитровской пр. (1951).
Внутренняя сила, историч. конкретность этого образа выдвинули Д. в ряды
выдающихся актрис.
Роли: Ирина ("Престол" Вазова, 1934), Урсула ("Много шума из ничего",
1935), Клара ("Д-р" Нушича, 1938), Адель ("Д-р Вернер" Ф. Вольфа, 1945)
и др. Ст. К.
ДЮЛЛЕН (Dullin), Шарль (12.III.1885-12.XII. 1949) - французский
режиссёр, актёр и педагог. Работал в Лионе приказчиком, клерком.
Увлёкшись т-ром, начал брать уроки у частных педагогов, затем поступил в
лионскую консерваторию. С 1905 работал в небольших окраинных т-рах и
кафе Парижа ("Проворный кролик", т-р в Бельвиле, Народный дом в Берни).
В сезоне 1907-08 Д. играл в т-ре "Одеон" у А. Антуана, в 1909-12 (с
небольшими перерывами)- в "Т-ре дез Ар" Ж. Руше; пост. здесь свой первый
спектакль - "Мария Магдалина" Хеббеля (1912). В 1913-19 работал у Ж.
Копо в т-ре "Вьё коломбье". В этом т-ре он сыграл одну из своих лучших
ролейГарпагона, а также роль Смердякова ("Братья Карамазовы" по
Достоевскому). В 1919-21 участвовал в спектаклях реж. Ф. Жемье, Г. Бати
и др. в т-рах- Комедии, Елисейских полей, "Т-ре дез Ар", в Зимнем цирке.
В 1921 Д. создал свою труппу, в 1922 приобрёл т-р на пл. Даркур, назвал
его "Ателье". Работал здесь до 1940, пост. св. 70 спектаклей, исполнил
более 30 ролей. В репертуаре т-ра "Ателье" были пьесы Мольера,
Кальдерона, Пиранделло, Аристофана, Бена Джонсона, Шекспира, Бальзака,
Салакру, Ж. Ромена, М. Ашара, Р. Фердинанда и др. В 1936 Д. вместе с Г.
Бати, Л. Жуве и Ж. Копо руководил т-ром "Комеди Франсез"; пост.
"Женитьбу Фигаро". В 1940, передав т-р "Ателье" А. Барсаку, Д. перешёл в
"Т-р де Пари", затем в "Т-р Сары Бернар", где работал до 1947. В 1947-49
гастролировал по Франции. В 1949 в "Т-ре Селестинцев" в Лионе Д.
осуществил свою последнюю пост. - "Мачеха" Бальзака, сыграв в этом
спектакле роль генерала де Граншан" В своих лучших актёрских работах -
Смердяков" Гарпагон; Меркаде ("Делец" Бальзака), Вольпоне (о. п. Бена
Джонсона) Д. сочетал сдержанность со страстным порывом, лиризм с
лукавством, добродушие с величием. В своих пост. Д. стремился добиться
простоты, ясности, свободы актёра на сцене. Среди учеников Д.- Ж. Л.
Барро, Ж. Вилар, М. Марсо, Ж. Маре, М. Жамуа и др. Творческий метод Д.
близок системе Станиславского. Д. - автор книги "Воспоминания и заметки
актёрам (сб. статей, Париж, 1946).
С о"ч. в рус. пер.- Воспоминания и заметки актёра, М., 1958; Le
maitre du theatre, c'est l'auteur, "Paris-theatre"" 1956, ј 104.
Лит.:8 a r m e n t J., Charles Dullin, 2 ed.,P.,[1950].Я. Б. ДЮМА