<< Пред.           стр. 280 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 (1898), Мадриде (1898), Милане (1900), Будапеште (1902), Стокгольме
 (1903), Амстердаме (1906, на итал. яз.), Хельсинки (1906, на рус. яз.:
 1909), Париже (1911, на рус. яз.; 1915), Буэнос-Айресе (1911, на итал.
 яз.), Осло (1917), Нью-Йорке (1920, на итал. яз.), Бухаресте (1938),
 Софии (1945), Париже (1955), Вене (1961), Пекине (1962) и др.
  В 1895 вновь пост. в Большом т-ре (дирижёр Рахманинов). Среди
 исполнителей последующих спектаклей: Хохлов, Яковлев, Грызунов, Бакланов
 - Онегин; Фигнер, Собинов- Ленский; Больска, Дейша-Сионицкая,
 Эйхенвальд, Гуко-ва, Мравина, М. Фигнер, Зарудная, Цветкова, Нежданова -
 Татьяна; Шаляпин, Петров - Гремин.
  Впервые на сов. сцене пост. 14 сент. 1918, Петроград, Малый оперный
 т-р (дирижёр Похитонов, реж. Масловская). В 1921 пост. в Большом т-ре
 (дирижёр Голованов, реж. Петровский, худ. Булатников, балетм. Жуков), в
 1922 - Оперной студией Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского
 (пост. Станиславского и Соколовой, дирижёр Голованов, худ. Матрунин;
 Онегин - Бителев, Ленский -Вербицкий, Татьяна - Горшунова, Ольга -
 Афанасьева). Возобновле-н-ия: в Большом т-ре 1933, 1944. Возобновления в
 Ленинграде: 1945, Т-р им. Кирова; 1945, Малый оперный т-р; в Москве:
 муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, 1951.
  Среди исполнителей в Большом т-ре: Лисициан, Норцов, Сливинский,
 Мигай-Онегин; Козловский, Лемешев-Ленский;
  Кругликова, Жуковская, Шпиллер -Татьяна; Борисенко - Ольга; Пирогов;
 Рейзен - Гремин.
  Пост. в др. городах: Фрунзе (1942), Улан-Удэ (1943), Душанбе (1945),
 Ашхабад (1945), Алма-Ата (1946), Ташкент (1948), Киев (1952), Уфа
 (1960), Баку (1961) и др.
  И з д а н и я: "Е. О."-Партитура, М., Юргенсон, [1880]; академ.
 изд.-Полное собр. соч., т. IV, ред. И. Шишова, М.-Д., Музгиз, 1948;
 клавир, М. Юргенсон, [1878]; Музгиз, 1946.
  Лит.: Домбаев Г., Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и
 документах, М., 1958; Н е с т ь е,в И.иЯрустовский Б., Сценическая
 история Евгения Онегина, в кн.: Чайковский и театр. Статьи и материалы,
 под ред. А. И. Шавердяна, М.-Л., 1940. Н. Гр.
  ЕВЛАХОВ, Борис Михайлович [р. 12(24). IV.1891]- русский советский
 артист оперы (лирико-драматиче-ский тено.р). Засл. арт. РСФСР (1933).
 Обучался в драм. и вок. классах Моск. филармонии; брал уюки пения у A.M.
 Додонова. Впервые выступил на оперной сцене в Москве в 1918 в летнем
 т-ре "У лукоморья". С этого же года Е.-солист Большого т-ра.В партиях
 Германа, Хозе, Канио и др. раскрылись яркая экспрессия и мастерство
 перевоплощения,присущие артисту. Е. занимался в драм. студии при Большом
 т-ре под рук. К. С. Станиславского. Пел в первых сов. операх - "Прорыв"
 Потоцкого, "Сын солнца" Василенко и др. В 1946 Е. оставил сцену.
  Партии: Князь ("Русалка"), Самозванец ("Борис Годунов"), Владимир
 ("Дубровский" Направника), Андрей ("Мазепа" Чайковского), Григорий
 Мелехов ("Тихий Дон"), Давыдов ("Поднятая целина"), Каварадосси,
 Альфред, Радамес и др.
  Лит.: Х у б о в Г., На старых спектаклях Большого театра, "Правда",
 1940, 29.IX, ј 271. М. Р.
  ЕВР‚ИНОВ, Николай Николаевич (26.II.1879-7.II. 1953)-русский
 драматург, режиссёр, теоретик и историк театра. В своих работах о
 т-ре-"Театр как таковой" (1912), "Театр для себя" (1915), "Происхождение
 драмы" (1921) и др.-отстаивал субъективно-идеалистич. взгляд на иск-во.
 Е. рассматривал культуру как результат присущего человеку инстинкта
 театр. преображения. Он утверждал, что творчество служит потребности
 самовыявления, жизнь-непрерывный "театр для себя", к-рый устраивают
 личность, класс, народ, стремясь посредством творчества различных форм
 (социальных, бытовых, художественных) отгородиться от хаоса
 непознаваемого якобы мира. Под понятие т-ра Е. подводил самые
 разнообразные явления (вплоть до казней и пыток), в то же время лишая
 т-р в собственном смысле слова его идейно-эстетич. специфики,
 отказываясь видеть в нём средство отражения объективной реальности
 (отсюда - отрицание ведущей роли драматургии). В т-ре для Е. важно то,
 что он называет "монодрамой"- иррационально толкуемый момент слияния
 актёров и зрителей в творчестве новых форм жизни (спектакля), а также
 своеобразие внешних приёмов создания зрелища, актёрской игры. Взгляды Е.
 сказались на деятельности Старинного т-ра, созданного по его инициативе
 (совм. с Н. В. Дризеном) в Петербурге (1907-08, 1911-12;
  Е. руководил этим т-ром). Спектакли Старинного т-ра (реконструкция
 представлений франц. средневековья, исп. Возрождения) явились ярким
 выражением стилизаторских и традиционалистских тенденций,
 распространённых в предреволюционном бурж. иск-ве. Е. ставил спектакли в
 т-ре Комиссаржевской (Петербург, 1908-09; "Саломея" Уайльда, "Франческа
 да Римини" Д'Аннунцио), т-ре "Кривое зеркало" ("Ревизор" Евреинова и
 Кугеля, "Гастроль Рычалова" Эрен-берга и Волконского и др.). Отношение к
 жизни как к "театру для себя", культ индивидуализма и субъективизма,
 увлечение экзотическим и причудливым характерно и для пьес Е.- "Красивый
 деспот" (1907), "Такая женщина" (1908), "Самое главное" (1921),
 миниатюр, написанных для т-ра "Кривое зеркало" в Петербурге. В нач. 20-х
 гг. Е. эмигрировал во Францию. Написал книги "Театр в России до 1946
 года" ("Le theatre en Russie avant 1946", P., 1946) и "История русского
 театра" ("Histoire du theatre russe", P., 1947).
  Соч.: Введение в монодраму, СПБ, 1909; Испанский актер XVI-XVII вв.,
 в кн.: Испанский театр. Статьи Барон, Н. В. Дризен, К. Миклашевского, Н.
 Евреинова. [СПБ, 1911]; Рго scena sua. Режиссура. Лицедеи. Последние
 проблемы театра, [Пг.], 1915; Театр как таковой. (Обоснование
 театральности в смысле положительного начала сценического искусства и
 жизни, СПБ, 1912, 2 изд., М-, 1923;
  Театр для себя, ч. 1-2, [Пг.], 1915; Происхождение драмы, Пг., 1921;
 Первобытная драма германцев, Пг., 1922; Театральные инвенции, М., 1922;
 Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у
 семитов,Л.,1924; Крепостные актеры, СПБ, 1911, Л., 1925, и др.;
 Драматические соч., т. 1-3, СПБ-Пг., 1908-1923.
  Лит.: История советского театра. Л., 1933; К р ы ж и ц-к и и Г.,
 Режиссерские портреты, М.-Л., 1928. Т. р.
  ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
  У древних евреев не было театра ("лицедейство" противоречило основам
 евр. религии). В 17 в. в Амстердаме, где жили тогда евр. беженцы из
 Испании, появляются драм. произв. на древнеевр. яз. ("Основа вечности"
 М. Закуто, 1645, "Пленники надежды" И. Пенсо, 1668). В 18 в. видным евр.
 драматургом был И. Луццато (1707-47), диалогизирован-ная аллегорич.
 поэма к-рого "Хвала честным" (1743) вызвала много подражаний. Среди др.
 авторов, писавших пьесы на древнеевр. яз.,- Д. Мендес (1713-92), М.
 Нейман (1769-1831) и др. Произв. этих авторов, написанные гл. обр. на
 нравоучит.-назидат. и библейские сюжеты, часто являлись переработкой
 пьес Гварини, Метастазио, Мольера, Расина и др. Это были драмы для
 чтения - лезедрамы, не предназначавшиеся для сцены. Чуждые народу по
 языку, пьесы на древнеевр. яз. не сыграли значит, роли в развитии евр.
 т-ра и драматургии.
  Е. т. и д. (так же, как и литература) на языке идиш существуют в
 различных странах, испытывают на себе влияние культуры данной страны и
 являются её частью. Истоки Е. т. и д. на языке идиш восходят к позднему
 средневековью, к т. н. Нуримшпилям- драматизациям библейского мифа об
 Эсфири, избавившей евреев от их жесточайшего гонителя Хомона. Пуримшпили
 разыгрывались в разных странах Европы на евр. диалектах в день
 ежегодного праздника Пурим. Пуримшпили включали ряжение, типизированные
 маски и строились на сочетании импровизации с традиционными песенками,
 сатирич. сценками, прибаутками, шутками ("Красивая новая Пуримская
 игра...", 1697, "Игра Ахашвейрос", 1708, "Действо про Эсфирь и
 Ахашвейроса", 1720) и др. Исполнители этих представлений, называвшиеся
 пу-римшпилерами, были первоначально ученики евр. религиозных школ (т. н.
 "ешиботники", от названия этих школ - "ешибот"); впоследствии - любители
 из среды евр. бедноты и ремесленников, к-рые постепенно
 профессионализировались. В дальнейшем под влиянием массового нар.
 зрителя в пуримшпилях всё чаще стали звучать мотивы сатиры на
 духовенство и богачей, что вызывало недовольство, а иногда и прямые
 гонения со стороны властей. Описания и характеристика пуримшпилей и
 пуримшпилеров содержатся в произв. Менделе Мойхер-Сфорима ("Призыв в
 армию", 1884), Шолом Алейхема ("У царя Ахашвейроса",1901).
  Другим источником т-ра на яз. идиш являются песенки, куплеты на
 злободневные темы, исполнявшиеся нар. забавниками - скоморохами
 (бадхенами, мар-шалеками), бродерзингерами. Скоморохи выступали в
 частных богатых домах во время разл. религиозно-бытовых событий.
 Бродерзингеры . (название - по галицийскому городку Броды, где они
 впервые появились) забавляли посетителей винных погребков н летних садов
 песенками, сатирич. куплетами, диа-логизированными шуточными сценками на
 местную злобу дня. Бродерзингеры были популярны в 50-80-е гг. 19 в. в
 Галиции, на Карпатах, в Одессе, Варшаве. Известны нар. поэты-певцы Б.
 Бродер (родоначальник жанра), А. Голъдфаден, В. Збаржер (1826?-83?), И.
 Линецкий, Э. Цензор, Кафке (Дубинский) и др. Среди первых евр. проф.
 актёров - И. Граднер (1841-87), А. Фишзон, И. Спиваковский и др.
  Лит. драма на яз. идиш зарождается в период "Гас-каля" (Просвещения;
 сер. 18 в.- 80-е гг. 19 в.) - прогрессивного движения евр. бурж.
 интеллигенции {центром "Гаскалы" была Германия, позднее Россия).
 Участники "Гаскалы" (маскилим-просветители), хотя и были сторонниками
 древнеевр. языка, тем не менее в целях широкой пропаганды своих идей
 пользовались языком идиш и стали первыми евр. драматургами. Среди них:
 И. Эйхель (1758-1804), .А. Вольфзон (1754-1835), А. Б. Готлобер
 (1811-99), С. Этингер 1803-55), М.-Л. Лилиенблюм (1843?-1910), Д. Захик
 (1852-1917), Менделе Мойхер-Сфорим. Наиболее значит. драматургом периода
 "Гаскалы" был также И .Ак-сенфельд (1787-1866)- автор пьес из евр. быта:
 "Первый еврейский рекрут в России, или Сказка про мнимых жениха и
 невесту" (изд. 1861), "Муж и жена, сестра и брат" (1867), "От нищеты к
 богатству", "Клад, или Одураченный свет" (изд. 1870) и др.
 Просветительская драматургия также не предназначалась для сцены. Лишь
 нек-рые из этих пьес были пост. учащимися т. н. рабинер-шулн -
 раввинских школ ("Серкеле" Этин-гера, 1863, Житомир; 1880, труппа
 Лернера, Одесса).
  Первые попытки создания проф. евр. т-ра на яз. идиш относятся ко 2-й
 пол. 19 в. В это время возник коллектив маршалеков и бродерзингеров,
 руководимый вначале М. Вайнтройбом, затем Кафке-Дубинским (Варшава,
 1866) и ставивший небольшие бытовые сценки. В Варшаве (1868-70) возникла
 труппа под рук. Г. Беляу, ставившая пьесы на библейские темы (гл. обр.
 соч. Беляу). Подлинным основоположником евр. т-ра является драматург А.
 Гольдфаден. Он основал первую проф. евр. труппу, выступавшую в Яссах,
 Ботошанах, Бухаресте.
  Еврейский театра дореволюционной России и СССР. В 1878- 83 труппа
 Гольдфадена выступала и в России (Одесса, Москва, Петербург). В составе
 этой труппы были актёры Я. Адлер, Д. Кеслер, 3. Могулеско, Сабина, И.
 Спиваковский, А. Фишзон, Р. Фельдман и др.; репертуар состоял гл. обр.
 из пьес самого Гольдфадена ("Бабушка и внучек", "Шмендрик", "Вязанка
 дров", "Кунелемлех", "Колдунья" и др.). Этот театр. реалистический в
 своей основе, близкий народному творчеству, не признавался евр.
 духовенством и аристократией (язык идиш они считали жаргоном), но он
 пользовался большим успехом у массового зрителя. Вслед за труппой
 Гольдфадена стали возникать театр. коллективы - И. Лернера,
 Спиваковского, Фишзона, Зиль-бермана и др. После запрещения в 1883
 правительством России евр. т-ра Гольдфаден со своей труппой эмигрировал
 за границу, а др. евр. коллективы были вынуждены играть под назв.
 евр.-немецких трупп. Однако и в этот период в евр. т-ре были выдающиеся
 актёры - Э. Р. Каминьская, Е. Вайсман, Я. Либерт и др. В нач. 20 в.,
 когда формально был снят запрет на существование евр. т-ра, получает
 развитие деятельность классиков евр. лит-ры - Шолом Алейхема п Пе-реца.
 На сценах евр. т-ров России ставились пьесы драматурга Я. Гордина. В
 1906 в Варшаве был открыт т-р под рук. видного евр. актёра А.
 Каминьского (пост.:
  "Сестры" Переца, "Мать" Пинского, "Сиротка Хася" и "Миреле Эфрос"
 Гордина, "Уриэль Акоста" Гуц-кова, "На дне"). В тот же период начинает
 работать в провинции, затем в Варшаве драматич. ансамбль под рук.
 Меерсона; здесь впервые на евр. сцене были пост.: "Вразброд" Шолом
 Алейхема, "Разбойники" Шиллера, "Братья Лурье" Гордина. На сценах др.
 евр. т-ров ставились: "Ткачи" Гауптмана (под назв. "Фабрикант
 Драйсигер"), "Евреи" Чирикова (под назв. "Часовщик"), "Голод" Юшкевича
 (под назв. "Плохое время") и др. По-новому в этот период раскрываются
 драм. дарования Э. Р. Каминьской, а также Заславской, Ландман,
 Нерославской, выступавших ранее в оперетте, и др. Среди выдающихся
 актёров евр. т-ра этого периода: Е. Вайсман (1871-1945?), Я. Либерт
 (1874-1946), Л. Желязо (р. 1877), Р. Заславский (р. 1886) и др. Эти
 актёры и актрисы выступали в пьесах Шолом Алейхема, Гольдфадена,
 Пинского, Гордина, Шекспира, Шиллера, Ибсена, Пшибышевского.
  В 1908 передовые актёры евр. т-ра, разбросанные ранее по отдельным
 труппам, объединяются в Литературную труппу, просуществовавшую до 1910.
 Эта труппа была организована А. Каминьским и драматургом-режиссёром М.
 Арнштейном. Т-р возглавила актриса Э. Р. Каминьская. В труппе т-ра: Р.
 Ермолина, М.Триллинг, Е. Вайсман, Я. Либерт, А. Каминьский, Л. Желязо и
 др. Литературная труппа гастролировала в провинции, выступала в
 Петербурге. В 1908-10 в Одессе работал Еврейский Художеств. т-р
 (основатель и руководитель т-ра - П. Гиршбейн. В труппе - Л. Ноэми,
 Бен-Ами и др.). В отличие от Литературной труппы, игравшей в реалистич.
 репертуаре для демократич. зрителя, т-р Гиршбейна ставил наряду с
 реалистическими пьесами модернистские и натуралистические пьесы
 Гиршбейна, мистические символистские драмы Ш. Аша. Одна из крупнейших
 евр. трупп - т. н. Виленская труппа, была организована в 1916 в Виль-не
 как товарищество ("Объединение евр. драм. артистов в Вильне под рук. М.
 Ковальского"). С 1917 эта труппа выступала в Варшаве, Лодзи и др.
 городах. С 1919, разделившись на 2 труппы, играла в Вильне и Польше (в
 1923 часть труппы эмигрировала в Америку, часть-в Румынию).
  В советское время были созданы новые коллективы. В 1918 в Москве
 состоялось открытие театра-студии "Га-бима", к-рой нек-рое время
 руководил В. Б. Вахтангов, поставивший здесь "Гадибук" Ан-ского (1922).
 Однако в деятельности "Габимы" сказались националистич. тенденции. 30
 июня 1919 в Петрограде была организована евр. театр. студия под рук. А.
 Грановского. 1-й спектакль - "Слепые" Метерлинка; среди последующих
 работ - "Амнон и Томор" и "Зимой" Ш. Аша, "Уриэль Акоста" Гуцкова.
 Переведённая в 1920 в Москву, студия стала основой созданного в 1921
 Еврейского Камерного т-ра, к-рый был переименован впоследствии в
 Московский еврейский театр. Деятельность этого т-ра неразрывно связана с
 творчеством виднейших евр. драматургов (Шолом Алейхем, Перец, Даниэль,
 Фефер, Д. Бергельсон, С. Галкин, И. Добру-шин, П. Маркиш и др.). Здесь
 были воспитаны актёры С. М. Михоэлс, В. Зускин, М. Гольдблат, Ю.
 Минко-ва, Л. Розина, С. Ротбаум, Д. Финкелькраут, И. Шид-ло, Л. Ром, М.
 Штейман, работали композитор Л. Пуль-вер, театр. художники Н. Альтман,
 А. Тышлер имн. др.
  В 1919 открыта евр. театр. студия при Киевской "Культурлиге". Один из
 организаторов и руководитель студии-Э. Лойтер (в содружестве с А.
 Смирновым, И. Куниным); активное участие в работе студии первое время
 принимали писатели Бергельсон, Добру-шин, преподавали К. А. Марджанов,
 польская актриса С. Высоцкая. В 1925 на основе студии в Харькове был
 организован гос. евр. т-р. В 1927 в Москве работала евр. студия
 "Фрайкунст" под рук. Б. И. Вершилова. Были созданы евр. т-ры в Минске,
 Киеве и др. городах.
  Еврейский театр в капиталистич. странах. Наибольшее распространение
 евр. т-р получил в США. Первая проф. труппа была организована здесь в
 нач. 80-гг. 19 в. Б. Томашевским. Затем началась деятельность трупп
 Кеслера и Могулеско. Репертуар этих т-ров составляли произведениям.
 Гур-вица (1844-1910), И. Латайнера (1853-1935) и Шай-кевича (псевд.
 Шомер), рассчитанные на невзыскательные вкусы зрителя. Эти авторы
 заполнили своими пьесами евр. сцену в США. Позднее актёр Я. Адлер начал
 ставить драматургию Я. Гордина. Последователями Гордина были Л. Кобрин,
 С. Либин (наст. фам.- Гуревич). Реформу евр. т-ра в США продолжали
 режиссёр И. Шварц, добившийся успеха постановками пьес Шолом Алейхема.
 Существенный вклад в развитие евр. т-ра в США внесли актёр Р. Шильдкраут
 и труппа "Артеф" ("Арбейтер театр" - "Рабочий театр"), открывшаяся в
 1928 в Нью-Йорке. Среди виднейших амер. актёров Л. Бланк, Д. Зильперт,
 Б. Калиш, К. Лип-цина, М. Мошкович, Э. Файнман, мастера евр. оперетты и
 эстрады - К. Юнг, П. Литман и др.
  Евр. труппы эпизодически выступают в Англии, Аргентине, Бельгии,
 Голландии и некоторых др. странах. В деятельности евр. т-ров ряда
 капиталистич. стран (США, Израиля и др.) в значит, степени сказались
 бурж.-националистич. тенденции.
  Т-ры на древнеевр. яз. существуют только в государстве Израиль. См.
 Израильский театр.
  Лит. (на идиш): Перец И.-Л., Собр. соч., т. 8, Статьи и фельетоны,
 Варшава, 1911, и т. З.-Драматич. произведения,Варшава, 1912; Ш о л о м-А
 л е и ? е м, Полн. собр. соч., т. 4, Варшава, 1925, тт. 24 и 25, 1926;
 Гор и н Б., История еврейского театра,т. 1-2, Нью-Йорк, 1923; Ш и ? е ?
 И., История еврейского театр. искусства и драмы, т. 1-3, Варшава,
 1923-28; "Театр-бух" (сб. к 50-летию еврейского театра), Киев, 1927;
 Архив истории еврейского театра и драмы, Вильно, 1930; Аксенфельд И.,
 Сочинения, Харьков-Киев, 1931; Гольдфаден А., Избранные драматич.
 произведения, Киев, 1940; Менделе и его время, М., 1940, с. 172-242;
 Ойслендер Н., Еврейский театр 1887-1917, М., 1940; Добрушин И.,
 Драматургия классиков, М., 1948; Зильберцвайг 3., Лексикон евр. т-ра, т.
 1-2, Нью-Йорк, Варшава, 1931-34; в рус. пер.- Шолом-Алейхем, Собр. соч.,
 т. 6, М., 1961;
  Дейч А.. Маски еврейского театра, М., 1927. Шн.
  ЕВРИПЙД (?????????) (480-406 до н. э., по другим сведениям, год
 рождения 485-484 дон. э.) - древнегреческий драматург.
  В первый раз выступил на драм. состязаниях в 455 до н. э., но занял
 лишь третье место. За всю свою жизнь поэт одержал лишь пять первых побед
 (из них одну-посмертно), между тем ему приписывали от 75 до 92 драм (т.
 е. прибл. от 19 до 23 тетралогий). В 408 или 407 до н. э. Е. переехал ко
 двору македонского царя Архелая и здесь прожил, окруженный почётом, до
 дня смерти. Сохранились полностью 17 трагедий Е.: "Алкестида" (438 до н.
 э.), "Медея" (431), "Герак-лиды" (ок. 430), "Ипполит" (428), "Гекуба",
 "Геракл" (ок. 423), "Андромаха" (ок. 422), "Умоляющие" (ок. 420), "Ион"
 (ок. 418), "Троянки" (415), "Ифигения в Тавриде" (ок. 414)., "Электра"
 (ок. 413), "Елена" (ок. 412), "Финикиянки" (410), "Орест" (408),
 "Ифигения в Авлиде" и "Вакханки" (обе пост. уже после смерти Е. в 405 до
 н. э.). Кроме того, сохранились большое количество фрагментов трагедий и
 полностью сати-ровская драма "Киклоп" (приблизительно между 426-423 или
 ок. 412).
  Почти все эти пьесы написаны Е. во время Пело-поннесской войны
 (431-404), вызванной экономич. и политич. соперничеством Афин и Спарты.
 Социальные и политич. противоречия в жизни греч. полисов, резко
 обострившиеся во время этой войны, привели к тяжёлому кризису всё
 др.-греч. общество. В это время усиливается борьба между сторонниками
 олигархии и демократии в отдельных греч. полисах, обостряются
 противоречия внутри самой демократии в Афинах между её правым и левым
 крылом. Всё это находит отражение в духовной жизни общества; софисты
 подвергают сомнению привычные воззрения - религиозные, философские,

<< Пред.           стр. 280 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу