<< Пред.           стр. 281 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 моральные; под влиянием успехов материалистич. философии колеблется вера
 в старых богов. Исходя из учения софистов об относительности
 человеческих знаний и этич. норм, сторонники аристократии отстаивают в
 политике принцип крайнего субъективизма, провозглашают право сильного
 как основу деятельности отдельной личности. Творчество Е. ярко отразило
 этот переломный период в жизни Др. Греции. Драматург затрагивает в своих
 трагедиях животрепещущие вопросы современности. В ряде его пьес звучит
 враждебное отношение к Спарте ("Гекуба", "Андромаха"), в "Троянках"
 изображаются бедствия, порождённые войной. Е. создаёт ряд
 героико-патриотич. пьес ("Гераклиды", "Геракл", "Умоляющие"), в к-рых
 прославляет родной город, изображая его носителем высоких принципов
 демократии и гуманности и защитником всех от насилия и неправды. В своих
 драмах Е. поднимает разнообразные вопросы - религиозные, философские,
 этич., социальные. Особенно привлекают его мир душевных переживаний
 человека, человеческие характеры и страсти.
  По сравнению с Эсхилом и Софоклом Е. приблизил своих героев к
 действительности и, по свидетельству Аристотеля (Поэтика, гл. 25),
 изображал людей такими, какими они бывают в жизни. Герои его трагедий -
 это совр. драматургу люди с их мыслями, чувствами, стремлениями и
 страстями, иногда низменными и отталкивающими, с тончайшими, порой
 противоречивыми, душевными переживаниями. Драматург свободно относится к
 мифам, меняя их содержание не только в деталях, но иногда и в
 существенных чертах. Нек-рым мифам Е. даёт рационалистич. толкование.
 Под влиянием материалистич. философии и софистики Е. в ряде трагедий
 критикует старые религиозные верования ("Ипполит", "Геракл").
 Представление о божестве носит порой у Е. отвлечённый характер. Иногда
 он высказывает мысль, что случай управляет жизнью людей, и это
 заставляет драматурга пессимистически смотреть порою на человеческую
 жизнь.
  По своим общественно-политич. взглядам Е. был сторонником умеренной
 демократии и отрицательно относился к радикальной демократии своего
 времени. В пьесах "Орест", "Ифигения в Авлиде", "Гекуба" вожди этой
 демократии ("демагоги") выставлены в неприглядном виде. В трагедиях
 "Умоляющие", "Геракл", "Финикиянки" страстно обличается тирания. Е.
 протестует против преклонения перед богатством; в некоторых его
 трагедиях ("Ион", "Елена") высказывается мысль, что и рабы могут иметь
 мысли и чувства свободного человека.
  Е. создал галерею разнообразных трагических образов (Медея, Ипполит,
 Геракл, Федра, Ифигения и др.). Особенно патетичны и выразительны
 женские образы. Среди них есть жертвы людской и божественной
 несправедливости; в "Медее" эгоизм и предательство мужчины приводят
 страстную, неукротимую-героиню к катастрофе, в "Гекубе" доведённая до
 предела человеческих страданий пленная троянская царица находит стимул к
 дальнейшей жизни в осуществлении страшной мести убийце своего
 малолетнего сына, в "Ипполите" Федра становится жертвой неодолимой
 страсти, внушённой ей самой Афродитой. В то же время Е. показывает
 женскую преданность и самопожертвование (Алкестидав одноимённой пьесе,
 Мака-рия в "Гераклидах", Ифигения в "Ифигении в Авлиде").
  Острота драматич. положений, приводящая нередко к гибели героя или
 его близких, способность драматурга раскрыть жизнь человеческой души с
 её сомнениями, порывами и страданиями делают Е., по определению
 Аристотеля, трагичнейшим из трагиков. Однако Аристотель вместе с тем
 упрекает Е. за композицию его трагедий. Действительно, Е. увлекается
 подчас побочными эпизодами, тормозящими развитие действия, его прологи
 не только содержат завязку трагедии, но иногда заранее рассказывают о её
 содержании. В развязке часто появляется deus ex machina ("бог с
 машины"). Хор у Е. уже не имеет такой тесной связи с развитием действия,
 как у Софокла.
  Ок. 420 Е. обращается к созданию драм с запутанной фабулой,
 основанной на заговоре ("Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена", "Электра",
 "Орест"). Действие в них переносится иногда в далёкие, сказочные страны
 ("Ифигения в Тавриде", "Елена"). Вместе с тем в этих драмах усиливается
 бытовой элемент, вводятся комедийные персонажи и ситуации (сцена с
 рабом-фригийцем в "Оресте"). В то же время в нек-рых из этих пьес
 имеются ярко выраженные элементы мелодрамы ("Электра", "Орест").
  Новый характер драматургии Е., связанный с глубоким проникновением в
 мир душевных переживаний человека, требовал и новых средств театр.
 выразительности. Е. стал использовать в театр. музыке лады, дрежде не
 употреблявшиеся (напр., "смешанный лидий-ский", воспринимавшийся как
 жалобный, скорбный, интимный). Чтобы усилить эмоциональное воздействие
 на зрителей, Е. часто употреблял монодии (арии) актёров. Столкновения
 персонажей находят своё выражение в агонах - словесных состязаниях,
 нравившихся зрителям, привыкшим к речам ораторов в нар. собрании.
 Аристотель в "Риторике" (кн. 3, гл. 2) хвалит Е. за то, что он
 составляет свои речи из выражений, взятых из обыденной жизни. Е. вводит
 в свои трагедии сцены, к-рые раньше или совсем не показывались зрителям
 или же показывались значительно реже, чем у него (сцены смерти,
 изображение болезни, физич. страданий, безумия, траурные церемонии,
 показ чувств и переживаний влюблённой женщины), часто применяет машины
 для полётов.
  Е. не пользовался при жизни успехом. Афинян смущало его свободное
 отношение к мифам и к традиционной религии. Реалистич. тенденции
 творчества Е., не боявшегося изображения тёмных, отталкивающих сторон
 жизни, также были далеки от совр. ему зрителей. Они казались им
 недопустимым снижением трагедии. Критику драматургии Е. даёт Аристофан в
 своей комедии "Лягушки" (405 до н. э.). Однако часть афинской публики,
 вероятно более образованная, была горячей поклонницей Е., и последующие
 драматурги шли по проложенному им пути. Е. оказал большое влияние на
 новую аттич. бытовую комедию, его наследие использовали позже римские
 трагики (Кв. Энний, Акций, Сенека и др.). Е. оказал влияние и на
 формирование итал. драмы 16 в. Драматурги Трис-сино, Сперони, Дольче,
 Ручеллаи, Джиральди и др.
  -заимствовали у Е. пролог, приём введения "бога с машины", коммос,
 сообщение вестников, подражали его языку. В период господства
 классицистской трагедии к Е. обращался Расин, создавший на основе
 сюжетов Е. трагедии "Федра", "Ифигения", "Андромаха". Влияние Е.
 сказывалось на трагедиях Вольтера ("Меропа" и "Орест"). Сюжет "Ифигении
 в Тавриде" послужил основой для написания одно им. трагедии Гёте, сюжет
 "Финикиянок" - для драмы "Мес-"синская невеста" Шиллера. Образ Медеи
 увлёк австр. драматурга Грильпарцера, у Кгрого трагедия Е. разрослась в
 целую трилогию. И позже многие писатели - Леконт де Лиль, затем Ануй во
 Франции,
  -Э. Верхарн в Бельгии, С. Выспянский в Польше - нередко использовали
 в своих произв. мифологич. сюжеты, положенные в основу трагедий Е., и
 созданные им драматич. ситуации.
  В России интерес к творчеству Е. возник давно. Еще В. Г. Белинский,
 высоко оценивая драматургию Е., называл его "самым романтическим поэтом
 Греции", "страстным, глубокомысленным" философом (Белинский В. Г., Полн.
 собр. соч., т. 7, 1955, с. 154, 267). Выдающийся рус. эллинист И. Ф.
 Ан-ненский своими переводами и научной деятельностью открыл перед рус.
 читателями замочат, произв. античного драматурга.
  Пьесы Е. с успехом ставятся на сценах многих т-ров мира. На родине Е.
 спектакли (на новогреч. яз.) идут на открытом воздухе, в сохранившихся
 руинах греч. т-ров и в т-ре Ирода Аттика в Афинах. Так, Греч. нац. т-р
 ставил в древнем т-ре Эпидавра и в т-ре
  Ирода Аттика: "Ипполита" (1954 и 1955), "Гекубу" (1955), "Медею"
 (1956), "Ифигению в Авлиде" (1957), "Ифигению в Тавриде" (1958),
 "Финикиянок" (1960), "Гераклам (1960). В Италии драмы Е. также шли в
 руинах античных т-ров: "Вакханки" (1922), "Медея" (1927), "Ифигения в
 Авлиде"'(1930), "Ипполит" (1936), "Киклоп" (1937) и др.
  В России трагедии Е. ставил Александрийский т-р:
  "Ипполит" (1902) и "Ифигения в Авлиде" (под заглавием "Ифигения -
 жертва", 1909). На сов. сцене "Медея" была пост. Абх. т-ром в Сухуми, в
 1961- Моск. т-ром им. Вл. Маяковского (спектакль-концерт), груз. Т-ром
 им. Марджанишвили (1962).
  Выдающиеся композиторы создавали оперы на сюжеты трагедий Е. Так, Г.
 Ф. Гендель написал "Адме-та", X. В. Глюк - "Альцесту", "Ифигению в
 Авлиде", "Ифигению в Тавриде", Л. Керубини - "Медею". Текст этих опер
 основывается на переработке сюжетов Е. драматургами 17 и 18 вв.
  Соч. Е. в рус. пер.: Театр Еврипида, пер. И. Ф. Ан-ненского, т. 1,
 СПБ, 1906; Театр Еврипида, пер. с введ. и послесл. И. Ф. Анненского, под
 ред. и с коммент. Ф. Ф. Зелинского, т. 1-3, M., 1916-21; Пьесы. Пер. с
 древнегреческого, М-, 1960; Euripide [Tragedies], t. 1-5, P., 1923-50
 (на греч. и франц. яз.).
  Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского и
 др., М.-Л., 1946; P а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы,
 2 изд., М., 1959; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд.,
 Л., 1957; Беляев Д.Ф.,К вопросу о мировоззрении Эврипи-да, Казань, 1878;
 его же, Воззрения Еврипида на сословия и состояния, внутреннюю и внешнюю
 политику Афин, "Журнал Мин-ва нар. просвещения", 1882, .ј 9, 10, 1885,
 *ј9,10;Анненский И.Ф., Художественная обработка мифа об Оресте, убийце
 матери в трагедиях Эсхила, Софокла и Эврипида, там же, 1900, .ј 7, 8; P
 a д ц и г С. И., Романтические мотивы в поэзии Эврипида, в кн.: Сборник
 Ярославского ун-та, вып. 1, Ярославль, 1920; Толстой И. И., Трагедия
 Эврипида "Елена" и начало греческого романа, "Уч. записки Ленинградского
 ун-та. Серия филологических наук", 1939, вып. 1; Г о л о в н я В. В.,
 "Умоляющие" Эврипида, "Сообщения Института истории искусств АН СССР",
 1957, .ј 10-11; S с h m i d W. und S t a h l i n 0., Geschichte der
 griechischen Literatur, Bd 3, Tl l, Munch., 1940; L e s-ky A., Die
 Griechische Tragodie, 2. Aufl., Stuttg., [1958];
  K i t t o H. D. F., Greek tragedy. A literary study, 3 ed., L., 1961;
 N o r w o o d G., Greek tragedy, 4 ed., L., 1948; S i n-ko T., Zarys
 historii literatury greckiej, t. l, Warsz., 1959;
  Decharme P., Euripide et l'esprit de son theatre, P., 1893; Nestle
 W., Euripides, der Dichter der griechischen Aufklarung, Stuttg.,
 1901;MasfTuerayP., Euripide et ses idees, P., 1908; Steiger H.,
 .ripides, seine Dichtung und seine Personlichkeit, Lpz., 1912 TDas Erbe
 der Alten, H. 5);
  Grube G. M. A., The drama of Euripides, L., [1941 ]; G r e-e n w o o
 d L. H. G., Aspects of Euripidean tragedy, Cambr-, 1953; Murray G.,
 Euripides and his age, 2 ed.. L,-[a.o..1, 1947; Delebecque Е., Euripide
 et la guerre du Peloponnese, P., 1951; F l i c k i n g e r R. C., The
 Greek theater and its drama, 4 ed., Cni., 1960; Kindermann H.,
 Theatergeschichte Europas, Bd l, Salzburg, 1957. Вал. Г.
  ЕГИАЗАРЯН, Григорий Егиазарович [р. 25. XI (8. XII). 1908] -
 армянский советский композитор. йар. Яртпт AfM ГГР (1 Чл. Коммунистич.
 партии с 1950. В 1935 окончил Моск. консервато-гоию (кл. композиции Н.
 Я. Мясковского). Автор ба-1лета "Севан" (1955, Театр оперы и балета им.
 Спен-диарова), музыки к спектаклям "Венецианский купец" (1936); "l 905
 год" Джабарлы (1937), "Ара Прекрасный" Заряна (1944), "Льстец" (1952),
 "Дядя Багдасар" (1954) Пароняна (все пост. в Т-ре им. Сундукяна) и др. С
 1939 ведёт педагогич. работу (с 1958-профессор Ереванской
 консерватории)./
  ЕГИПЕТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Представления в Древнем Египте.
 Происхождение др.-егип. т-ра аналогично происхождению греческого:
 подобно тому, как элевсинские мистерии в честь бога Диониса были началом
 т-ра в Древней Греции, началом др.-егип. т-ра явился погребальный
 ритуал, содержавший диалоги между богами, роли к-рых выполняли жрецы, а
 также нар. празднества в честь богов, сопровождавшиеся представлениями
 на сюжеты различных мифов. Подобные представления разыгрывались в эпоху
 Др. Царства (30-25 вв. до н. э.).
  В тексте, известном под назв. "памятник мемфисской теологии"
 (начертан на камне в 8 в. до н. э. с папируса, восходившего к Др.
 Царству), представляющем собой изложение космогонии, приведены отрывки
 сценария представления о сотворении мира мемфисским богом Пта. Туда
 включены также миф об Осирисе и его сыне, боге Хоре, обращения бога
 земли Кеба к богам. От Ср. Царства и последующих времён сохранилось
 четырнадцать отрывков, не считая погребального ритуала (т. н. "Книга
 раскрытия уст"). Ко времени Ср. Царства относится папирус из Рамессеума,
 посвященный восшествию на престол фараона XII династии Сенусерта I (20
 в. до н. э.), в к-ром содержится текст представления на мифологич.
 сюжеты, гл. действующее лицо - сын Осириса, бог Хор (прообраз
 царствующего фараона). Эти мифологич. представления имели политич.
 направленность: превознося Хора как воплощение благородства, мужества и
 др., они популяризировали авторитет царя. Более подробные сведения о
 таких представлениях сохранились от птолемеевского времени; в храме бога
 Хора в Эдфу (Идфу) на стенах имеются тексты, представляющие собой
 выдержки из более древнего папируса, и изображения. Исполнителями
 представлений были жрецы. Роль бога Хора должен был исполнять сам
 фараон, но его заменял один из главных жрецов храма. Наряду с монологами
 и диалогами большое место в представлении занимала повествоват. часть,
 к-рую читал спец. чтец. В храме Эдфу функции чтеца должен был исполнять
 мудрец Имхотеп, но его также заменял один из главных жрецов храма.
 Вероятно, в представлении участвовали хор и музыканты. Представления
 давались на берегах священного пруда храма в месяц мехир. Существует
 свидетельство егип. вельможи Ихернофрета, современника фараона XII
 династии Сенусерта III (19 в. до н. э.), о театр. представлениях в Др.
 Египте. В своей автобиографич. надписи Ихернофрет хвалится тем, что его
 повелитель Сенусерт III на 19-м году царствования послал его в Абидос
 произвести ревизию храма и постановок мистерий Осириса, справлявшихся
 там ежегодно на глазах многочисл. зрителей. Из надписи Ихернофрета
 известно, что представления эти состояли из следующих эпизодов:
 появление бога Упуата - первого воина бога Осириса; появление на барке
 самого Осириса и нападение на него врагов; убийство Осириса его коварным
 братом Сетом; перевозка праха Осириса богом Тотом в барке; погребение
 Осириса в местности Пекер; расправа с врагами Осириса на месте его
 смерти - в Недите; возвращение ожившего Осириса в его храм в Абидосе и
 всеобщее ликование. Во всех этих перипетиях гл. роль играл сын Осириса,
 бог Хор. Его роль исполнял Ихернофрет. Сохранились свидетельства
 популярности этих представлений: в ряде надписей абидосского некрополя
 высказывается желание иметь возможность после смерти созерцать "красоты
 Упуата при его первом выходе", т. е. присутствовать при представлениях.
 Подобные представления разыгрывались не только в Абидосе, но и в
 Бусирисе и др. городах. Геродот [II, 48- 58] сравнивал др.-егип. нар.
 религ. празднества с греч. мистериями Диониса и приходил к заключению,
 что греки переняли у египтян их праздники и обычаи. Он же [II, 59]
 упоминает, что такие празднества происходили в честь разл. богов в
 Бубасте, Бусирисе, Саисе и Гелиополе. Егип. театр. представления,
 несмотря на их религиозную окраску, имели и светские мотивы. Так, в
 "Текстах саркофагов" (время Ср. Царства, 21-18 вв. до н. э.), а затем и
 в 78-й главе "Книги мёртвых" сохранился комедийный отрывок, в к-ром
 действующими лицами являются мифологич. персонажи. В главе 39-й "Книги
 мёртвых" также имеется отрывок из комич. представления, в к-ром главное
 действующее лицо - дьявол Апопи. В мифологическом папирусе 4 в. до н. э.
 сохранился драматид. отрывок, в к-ром главным действующим лицом является
 враг Осириса, злой бог Сет. Этот персонаж олицетворяет персов,
 захвативших Египет, а его изгнание намекает на изгнание персов. О
 наличии светского т-ра, в к-ром исполнителями были профессиональные
 актёры, а не жрецы, свидетельствует заупокойная стела Эмхеба из Эдфу,
 относящаяся ко времени нач. XVIII династии (16 в. до н. э.). Из стелы
 видно, что Эмбех был бродячим актёром и музыкантом и что во времена
 XVIII династии существовала профессия актёра. Развитие т-ра в Др. Египте
 происходило в условиях господства неограниченной деспотии, поэтому
 процесс его формирования был медленным и ограниченным: на протяжении
 всего своего существования он пропагандировал власть фараона и никогда
 не порывал с религ.-мифологич. традицией.
  Египетский театр и драматургия средних веков и нового времени. В
 период расцвета средневековой араб. культуры театр. иск-во не получило
 развития. В Египте в ср. века существовал теневой т-р, видным деятелем
 к-рого был Ибн Даниял (13 в.). Он написал три комедии, сатирически
 изображавшие жизнь и нравы эпохи правления мамлюкского султана Бейбарса.
 В дальнейшем возник кукольный т-р, получивший название "Ара-гуз" по
 имени осн. персонажа, воплощавшего мудрость и юмор егип. народа. На
 протяжении многовекового периода иностр. господства и феод. гнёта народ
 вкладывал в уста Арагуза свои мечты о свободе. Во время франц.
 экспедиции в Египет в 1798-1801 оккупационные власти запретили эти
 представления, т. к. они обличали иноземных захватчиков. Бродячие труппы
 "Арагуза" можно встретить в Египте и в наст. время, но они стали
 редкостью. В 1958 в Каире был создан т-р кукол, к-рый имеет две труппы -
 одна выступает в городе, другая гастролирует по стране.
  В 19 в. в Египте гастролировали франц. и итал. труппы. В 1869 в связи
 с торжествами по поводу открытия Суэцкого канала в Каире построен т-р
 Оперы и показана опера Верди "Риголетто", в 1871-"Аида", написанная
 Верди по заказу егип. правительства.
  Датой рождения совр. нац. т-ра считается 1869, когда Якуб Саннуа
 (1839-1912), известный под псевдонимом Абу Наззара, создал первую егип.
 труппу и пост. в Каире оперетту собственного сочинения на араб. яз. В
 течение 2 лет труппа пост. 32 спектакля, в основном - переделки франц.
 фарсов. В своих пьесах Саннуа высмеивал егип. феодалов, выступал против
 многоженства, критиковал нравы и политику двора. Это вызвало гнев
 правителя Египта хедива Исмаила, к-рый запретил пост. пьес Абу Наззара,
 а затем выслал его из страны. В 19 в. в среде интеллигенции и особенно
 учащейся молодёжи возникли многочисл. любительские театр. коллективы. В
 70-х гг.
  19 в. возник проф. т-р, развивавшийся под воздействием араб. т-ра в
 Сирии и Ливане. В конце 19 - нач.
  20 вв. проф. труппы возглавляли Селим Наккаш (1876-77), Юсеф Хайят
 (1877-95), Сулейман аль-Кардахи (1882-1909), Ахмед Абу Халиль
 аль-Каб-бани (1884-1900), Искандер Фарах (1891-1909). В этих труппах
 выросли многие егип. актёры, в т. ч. Саляма аль-Хиджази (1852-1917),
 возглавлявший в 1905-14 труппу, ставившую муз.- спектакли.
  Репертуар егип. т-ров состоял как из оригинальных, так и переводных
 пьес. Первые опыты нац. драматургии связаны с пропагандой
 просветительства и нац.-освободит, идей. Выдающийся деятель араб.
 Возрождения Абд аллах Надим (1843-96) написал патрио-тич. пьесы
 "Отечество" и "Арабы", пост. в любительском кружке школы Мусульманского
 благотворительного общества в Александрии (ок. 1880) и затем вошедшиев
 репертуар школьных любительских т-ров. Большое значение для развития
 драматургии имели также сатирич. очерки Надима, облечённые в форму
 диалога. В этих очерках большие общественные идеи были выражены на
 классич. араб. яз., в бытовых, сатирич. сценах использовался разговорный
 егип. диалект. В 1893 с историч. драмой "Завоевание Андалусии" выступил
 Мустафа Камиль (лидер оппозип. движения против англ. колониального
 господства, будущий основатель Нац. партии).
  Большое значение для развития совр. Е. т. ид. имели переводы произв.
 мировой драматургии на араб. яз., сделанные ливанцем Адибом Исхаком
 (1856- 1885) и египтянином Мухаммедом Османом Галлалем (1829-98) и др.
 Обычно переводчики создавали свободную обработку пьес, к-рые ставились
 под др. названиями, без упоминания имени автора оригинала. Действие пьес
 Мольера, Шекспира, Корнеля переносится в Египет, события

<< Пред.           стр. 281 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу