<< Пред. стр. 285 (из 913) След. >>
артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердцеартистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном
чувстве" ("Вместо предисловия", в сб. "Мария Николаевна Ермолова", М.,
1905, с. IV-V). Исполнение Е. этой роли превращало сцену как бы в
политич. трибуну. Несмотря на колоссальный успех, спектакль по
требованию полиции вскоре был снят с репертуара. Роль Лауренсии
утвердила Е. как крупнейшую представительницу революц. романтизма,
выдающуюся трагич. и героич. актрису. Обладая исключит. сценич.
темпераментом и фантазией, Е. легко воспламенялась сама и умела увлечь
зрителей. В то же время вулканич. взрывы чувств сочетались в иск-ве
актрисы со строгой выдержанностью игры, исполненной лиризма,
необыкновенной искренности, теплоты, правдивости. Роли Василисы
Мелентьевой (о. п. Островского, 1876),
Юлии Тугиной ("Последняя жертва", 1877), леди Анны ("Ричард III",
1878), Офелии (1878); Юдифи (Уриэль Акоста" Гуцкова, 1879) утвердили
замечат. трагич. дарование актрисы. Образ Юдифи, созданный Е., был
проникнут гневным протестом против мракобесия. Сила героич. пафоса Е.,
мощь её трагедийного дарования наиболее ярко проявились в роли Иоанны
Д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера). Мечтая об этой роли с ранней юности,
видя в образе Иоанны, отдающей жизнь за свой народ, высокий пример долга
и любви к родине, Е. сама добилась разрешения постановки пьесы Шиллера.
В этой роли глубоко раскрылись осн. черты иск-ва Е.: огромная
трагедийная сила, героич. пафос, патетика, сочетающиеся с лирич., тихой,
задумчивой грустью, поэтически окрашенной скорбью. Впервые исполнив эту
роль в 1884, Е. играла её на протяжении 18 лет; с годами образ
Иоанны приобретал ещё большую глубину. Ввиду огромного количества
желающих попасть на этот спектакль, представления "Орлеанской девы" с
1893 были перенесены на сцену Большого т-ра. Иск-во Е. в мрачные годы
реакции и деспотии, проникнутое любовью к родине, ненавистью к
поработителям народа, воспринималось зрителями как протест против
самодержавия.
Стремясь к созданию героич. образов, продолжая борьбу за утверждение
серьёзного классич. репертуара, Е. добилась в 1886 разрешения поставить
в свой бенефис на сцене Малого т-ра трагедию Шиллера "Мария Стюарт" и
сыграла в ней гл. роль. Образ Марии Стюарт, незабываемый по силе
экзальтации, огненности сценич. темперамента и трагич. значительности,
был в то же время полон трогательной грации и величия. Страдания
Марии-Е., незаслуженно подвергающейся оскорблениям, ожидающей
несправедливого приго- j вора, пробуждали в зрителях стремление к борьбе
за свободу, протест против порабощения угнетённых. К лучшим ролям Е.
принадлежат также Эстрелья ("Звезда Севильи" Лопе де Вега, 1886), Федра
(о. п. Расина, 1890), Сафо (о. п. Грильпарпера, 1892), Офелия (1878,
1891), Гермиона ("Зимняя сказка", 1887), леди Макбет ("Макбет", 1896),
Волумния ("Кориолан" Шекспира, 1902) и др. В 80-90-х гг. Е. создала
галерею женских образов, гл. обр. современниц, получивших нарицательное
определение "ермоловских женщин". Одним из первых таких образов Е. была
учительница Ленина ("На пороге к делу" Соловьёва) - волевая и
нравственно чистая девушка. Раскрывая дра-матич. конфликт между высокими
духовными устремлениями сельской учительницы Верочки Лониной и мрачной
действительностью старой деревни, Е. подчеркивала упорную борьбу своей
героини с уродливыми сторонами окружающего её быта. Гл. место в рус.
репертуаре Е. занимали роли в пьесах Островского. Вслед за Катериной,
Василисой Мелентьевой, Юлией Тугиной Е. сыграла Ларису (1879); Парашу
("Горячее сердце", 1883), Евлалию ("Невольницы", 1883) и др. Лучшая роль
Е. в пьесах Островского - Негина ("Таланты и поклонники", 1881). "Ее
обаятельный, полный прелести облик,- писал Ю. М. Юрьев,- такой простой,
скромный, чистый-был совершенно свободен от всякой "театральной"
специфики, от всякого привкуса кулис" ("Записки", 1948, с. 93). Обычную
историю рус. провинц. актрисы Е. превращала в рассказ о подвиге рус.
женщины, жертвующей своим личным счастьем ради призвания. С конца 10-х
гг. 20 в. Е. всё чаще играла роли матерей, страдающих и протестующих
против бурж. морали и ханжества. К этому циклу ролей относятся:
Кручинина, фру Альвинг; царица Марфа ("Дмитрий Самозванец и Василий
Шуйский" Островского) и др. В 1918 Е. сыграла роль княжны
Плавутиной-Плавунцовой в пьесе Гнедича "Декабрист", ранее запрещённой
цензурой; позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в "Посаднике" А. К.
Толстого.
Одновременно с работой в т-ре Е. часто выступала на концертной
эстраде с чтением стихов. В её репертуаре была гражданская лирика А. С.
Пушкина, Ю. М. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Н. П. Огарёва,' И. С.
Никитина, Я. П. Полонского и др.
Значение Е. в истории рус. и мирового т-ра исключительно велико! В её
иск-ве нашли продолжение традиции Щепкина и Мочалова, обогащённые
воздействием идей революц. демократов. Спектакли с участием Е.
становились значит, обществ, явлением. Заслуги Е. были высоко оценены
сов. народом. Празднование 50-летия её сценич. деятельности (1920)
приобрело характер всенародного события; на юбилейном спектакле Е.
присутствовал В. И. Ленин. Е. первой получила звание народной артистки
Республики. Оставила сцену в 1921.
Лит.: .Мария Николаевна Ермолова: Письма. Из литературного наследия.
Воспоминания современников, М., 1955;
М. Н. Ермолова. Сборник статей А. И. Южина, Н. Эфроса, П. Н. Сакулина
и др., Л., 1925; Лучанский М., Ермолова, М., 1938; Марков П.А.,
Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1939; Щепкина-К уперник Т. Л.,
О М. Н. Ермоловой, М.-Л., 1940; Д у р ы л и н С. Н., Мария Николаевна
Ермолова. 1853-1928, М., 1953;
М. Н. Ермолова. 1853-1928 [Альбом], текст Ю.Дмитриеваи М.
Рогачевского, М., 1954. Ю. Д.
ЕРШдВ, Владимир Львович [р. 16(28). IX. 1896] - русский советский
актёр. Нар. арт. СССР (1948). Будучи студентом историко-филологич. ф-та
Моск. ун-та, в 1916 был принят по конкурсу в МХТ. К. С. Станиславский
отметил превосходную сценич. внешность молодого актёра, его умение
держаться на сцене, вести диалог. В сезоне 1919-20 Е. сыграл свои первые
круп-вые роли - Барона; Люцифера ("Каин" Байрона) затем последовали роли
Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты"), Кавалера ди Риппафрата
("Хозяйка гостиницы"), Бориса Годунова ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К.
Толстого). Уже в этих ранних работах отчётливо обозначались два
направления иск-ва Е.-героико-ро-мантич. и характерное. Е. свойственны
крупная лепка роли, монументальность исполнения. Романтич.
приподнятостью отличались образы Никиты Вершинина ("Бронепоезд 14-69",
1928), Сатина (1930), Несчастливцева (1948). Характерные роли Е. часто
играл с остро сатирич. комедийностью: Скалозуб ("Горе от ума", 1925),
Барин с усами ("Горячее сердце", 1926), Гетман Скоропадский ("Дни
Турбиных" Булгакова, 1926), Звездинцев ("Плоды просвещения", 1951).
Среди лучших ролей Е. также Нехлюдов ("Воскресение" по Толстому, 1930),
Бобров ("Страх" Афиногенова, 1931), Великатов ("Таланты и поклонники",
1933), Бобое-дов ("Враги", 1935), Николай I ("Последние дни" Булгакова,
1943), лорд Чилтерн ("Идеальный муж" Уайльда, 1946) и др. Образы,
созданные Е. в последние годы,- генерал Григгс ("Осенний сад" Хелман,
1956) академик Моргунов ("Все остаётся людям" Алёшина) - проникнуты
большой мягкостью, человечностью. Я. Лей., П. М.
ЕРШОВ, Иван Васильевич [8(20).XI.1867, Малый Несветай, близ
Новочеркасска,- 21.XI.1943, Ташкент] - русский советский артист оперы
(драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1938). Д-р искусствоведения (1941). В
1888 поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1893. Большую
роль в творч. развитии Е. сыграли педагоги А. Г. Рубинштейн, А. К. Лядов
и др. В 1893 Е. дебютировал в Мариинском т-ре. Осенью того же года уехал
в Италию (Милан). В 1894 выступал в гор. т-ре в Реджо-нель-Эми-лия и в
т-ре "Альфьери" в Турине. В 1894-95 работал в оперном т-ре в Харькове. В
1895 был принят в труппу Мариинского т-ра, на сцене к-рого пел до 1929.
Е. был одним из крупнейших мастеров русского вок.-сценич. иск-ва. Следуя
реалистич. традициям рус. классич. музыки, Е. в своём творчестве
стремился к художеств. правде, психологич. раскрытию образа" боролся со
сценич. рутиной. Исполнение Е. покоряло глубиной проникновения в замысел
композитора, эмоциональной мощью. Его своеобразный по тембру голос
отличался редкой силой и широтой диапазона. Обладая мастерством
перевоплощения, Е. брал за основу сценической трактовки музыкальное
содержание партии. Исполнение Е. отличалось самобытностью и яркостью;
огромное значение он придавал отчётливости дикции, выразительности
декламации, а также гриму, костюму, мимике, пластичности движений.
Партии: Собинин, Финн ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Берендей,
Михаила Туча, Садко, Гришка Кутерьма ("Снегурочка", "Псковитянка",
"Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии"
Римского-Корсакова), Орест ("Орестейя" Танеева), Флорестан ("Фиделио"
Бетховена), Отелло (о. п. Верди); широкую известность получил как
исполнитель вагнеровских партий - Тангейзер, Лоэн-грин, Тристан
("Тангейзер", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда") и др. Е. был
замечательным камерным певцом (силой экспрессии отличалось исполнение им
баллады Мусоргского "Полководец") и выдающимся педагогом. Вёл
педагогич.. работу с 1916 в качестве проф. Ленингр. консерватории; среди
его учеников - С. П. Преображенская, А. П. Иванов, Т. Н. Лаврова и др.
Лит.: Глебов Игорь (Б. Асафьев), Ершов, "Жизнь искусства", 1921,
JSTaJ 715-717; С т ар к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера.
1890-1910, Л.-М., 1940; Я г о л и м Б., Гордость русской оперной сцены -
И. В. Ершов, "Советская музыка", 1948, ј 6; П о х и т о-н о в Д., Из
прошлого русской оперы, [Л. ], 1949; Б о г д а-н о в-Б ерезовский В.,
Иван Ершов, М.-Л., 1951.
ЕРШОВА, Евгения Николаевна (р. 25.ХП.1925)- украинская советская
артистка балета. Нар. арт. УССР (1960). В 1934 поступила в Киевское
хореогра-фич. уч-ще. С 1944 - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко.
Тонкая лиричная танцовщица, хорошо владеющая техникой классич. танца, Е.
исполнила ведущие партии в балетах "Лебединое озеро", "Спящая
красавица", "Щелкунчик", "Раймонда", "Коппе-лия" и др. Создала
запоминающиеся образы в украинском национальном балетном репертуаре -
нежной и вдохновенной Лилеи (о. п. Данькевича), отважной, решительной
Маруси ("Маруся Богу-славка" Свечникова), величественной Ростиславы (о.
п. Жуковского), поэтичной Мавки ("Лесная песня" Скорульского),
жизнерадостной Марии ("Чёрное золото" Гамоляки). Ю. С.
ЕСАЯН, Хачатур Акопович [р. 29. VIII (11. IX). 1909] - армянский
советский художник. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1956). Чл. Коммунистич.
партии с 1943. Оформил ряд спектаклей в т-рах Армении: "Дура для других,
умная для себя" Лопе де Вега (1943, Т-р им. Сундукя-на), "Фархад и
Ширин" Вургуна (Азерб. театр им. Джабарлы), "Геворг Марз-петуни" по
Мурацану (1942, Ленинакан-ский т-р), "Сое и Вардитер" В. Тигра-няна
(1957), "Давид-бек" А. Тиграняна (1956) в Т-ре оперы и балета им.
Спен-диарова (совм. с М. Саряном, А. Мир-зояном) и др. Оформления Е.
отличаются лиризмом пленерных сцен, лаконизмом решения сценич.
пространства. Л'. Хал.
‚СЙДА, Бунгоро Ш (наст. имя и фам.- Кавамура Миносукэ; окт. 1869- 2
I.I I.I 962) - японский актёр-кукловод. Учился у известного кукловода
‚сида Тамад зо I. Впервые выступил в 1883 в кукольном т-ре "Бунракудза".
Позднее стал ведущим актёром т-ра "Бунракудза". В 1909 получил имя ‚сида
Бунгоро III. Исполнял женские роли, достигнув в этом амплуа большого
мастерства. С 1948 ‚.- чл. япон. Академии иск-в; в 1955 ем было
присвоено почётное звание нингэн кокухо ("нац. сокровище Японии"). До
1960 продолжал выступать на сцене т-ра "Бунракудза" (илл. см. на стр.
655).
Лучшие роли: Тиё ("Тэракоя" Такэда Ид-зумо), Асагао ("Сёуцуси
Асагаобанаси" Ямада Андзанси) и др.
Лит.: Накаяма Ясумаса, Бунгоро гэйдан, Токио, 1947; Гэйнодзитэн,
Токио, 1961. Д. Г.
‚СИПОВ, Иван Нилович (р. 1901) - советский артист оперы (бас). Нар
арт. Узб. ССР (1952). Пению обучался в Моск. и Тбилисской
консерваториях. Впервые выступил на оперной сцене в Ташкенте в 1938. С
1939 Е.- солист Т-ра оперы и балета им. Навои.
Партии: Полковник ("Буран" Ашрафи и Василенко), Борис Годунов, Иван
Сусанин, Мельник; Гремин ("Евгений Онегин"), Сторожев; ("В бурю"
Хренникова), Вакулинчук ("Броненосец Потёмкин" Чишко), Дон Базилио,
Мефистофель; Нилаканта ("Лакме" Делиба) и др. с. Мир., А. Ш.
"ЕСЛИ БЫ" (или "Магическое, творческое если б ы") - специальное
выражение, введённое К. С. Станиславским в театральную педагогику,
режиссуру и работу актёра; приём для нахождения "подлинного,
продуктивного и целесообразного действия", а вслед за ним и переживания
в учебном этюде, сцене, роли. ""Если бы" является для артистов рычагом,
переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может
совершаться творчество" (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 2, 1954, с.
57). Актёр создает в своем воображении те или иные обстоятельства внеш.
среды (окружающие его в наст. момент или окружавшие его в прошлом -
предлагаемые обстоятельства") и ставит перед собой вопрос: что бы я стал
сегодня, здесь, сейчас делать, какие бы я действия совершал, если бы эти
обстоятельства (или какое-то одно из них) были не вымыслом воображения,
а подлинной реальностью. Жизненный опыт, логика, натренированное
воображение, эмоциональная память, внимание и воля подсказывают ему
ответ. Если актёр искренен, то он точно знает, что ему в данном этюде,
данной сцене нужно делать: он может с полной непосредственностью
действовать так, как если бы он находился в воображаемых (в
действительности в данный момент отсутствующих) обстоятельствах. В
единстве с найденным подлинным действием у него возникают
соответствующие заданной ситуации искренние переживания. Предлагаемые
обстоятельства (а следовательно, и "если бы") даны актёру прежде всего в
пьесе, далее они дополняются режиссёром, уточняются, развиваются,
конкретизируются и воссоздаются воображением актёра. К. С. Станиславский
писал: "С момента появления "если бы" артист переносится из плоскости
действительной, реальной жизни в плоскость иной, создаваемой им,
воображаемой им жизни. Поверив ей, артист может начать творить" (там же,
т. 1, 1954, с. 305). "Но в сложных пьесах сплетается большое количество
авторских и других всевозможных "если бы", оправдывающих то или другое
поведение, те или другие поступки героев" (там же, т. 2, с. 58). Включая
в свои представления об окружающем всё новые и новые "если бы", актёр
постепенно приходит к тому, что все предлагаемые обстоятельства,
определяющие поведение героя в спектакле, он может произвольно
воспринимать так, как если бы они были подлинной реальностью. В
результате актёр может по собств. заказу в назначенный день и час начать
жить жизнью образа - действовать согласно логике образа и переживать
роль. Но он остаётся в то же время самим собой: действия его в образе
оказываются искренними, выполняемыми от первого лица ("я прошу", "я
объясняю" и т. п., а не "мой герой просит, объясняет" и т. п.). Так, при
помощи "если бы" в иск-ве переживания достигается перевоплощение. Но оно
не может быть достигнуто, пока в поведение актёра не включены "если бы",
определяющие отличительные особенности логики действий данного
конкретного образа. Это те "если бы", к-рые определяют не только то, что
надлежит делать актёру в роли, но и то, как ему эти действия совершать.
Скупой и щедрый, экспансивный и сдержанный, старый и молодой будут
действовать в одних и тех же внешних условиях по-разному. Чтобы не
изображать (не представлять) старого, скупого, жадного и т. п. человека,
а действовать согласно его логике, актёр ставит перед собою вопрос: при
каких обстоятельствах я вёл бы себя как старый,скупой, жадный и т. п.
человек. При помощи памяти, воображения и логики он воссоздаёт именно
эти обстоятельства, включает их в число окружающих его предлагаемых
обстоятельств и тогда для него оказывается логичным, естественным
действовать так, как если бы он был стар, скуп, жаден и т. д. При этом
любая особенность характера образа приобретает неповторимые
индивидуальные черты, свойственные только данному актёру в данной роли.
Таким путём "если бы" предохраняет актёра от штампа ("играния
характерности", "играния образа", "играния результата") и побуждает его
самостоятельно творить на основе пьесы и толкования её режиссурой.
Назначение "если бы" - творч. перевоплощение в образ. Пользование
приёмом "если бы" требует от актёра умения концентрировать своё внимание
на вымышленных обстоятельствах, воспринимать их как реальность и умения
постепенно вводить в круг предлагаемых обстоятельств всё новые "если
бы", приближающие актёра к логике действий образа - к творч. слиянию
актёра с ролью, к перевоплощению.
Лит.: Станиславский К. С., Работа актера над собой. Собр. соч., т. 2,
М., 1954, гл. 3; его же, Режиссерский план "Отелло", М.- Л., 1945;
Топорков В., Станиславский на репетиции, М.- Л., 1950; Горчаков Н.,
Станиславский о работе режиссера с актером, М., 1958. /7. Е.
‚СЭ - японский народный т-р, не имеющий постоянных трупп. Возник в 17
в. Вначале представления ‚. устраивались на площадях под открытым небом,
к концу 18 в. стали строиться спец. здания, вмещавшие 300-400 зрителей
(первый т-р Окамото Ман-саку в, Токио построен в 1798). Представления ‚.
носят синтетич. характер: состоят из отдельных номеров - разл. видов
устных рассказов (кодани ракуго), злободневных анекдотов (мандан),
юмористич. диалогов (мандзай), исполняемых под аккомпанемент муз.
инструмента сямисена, звукоподражаний (ко-ва-иро, фукува-дзюцу,
моно-манэ), популярных песен (дзёрури, нанива-буси), танцев, выступлений
кукольников, жонглёров, акробатов и т. д. Наиболее известные исполнители
ракуго - Санъютэй Энтё, наива-буси Тотюкэн Кумоэмон. Наибольшей
популярности эти представления достигли в нач. 19 в. В 1815 только в
Токио насчитывалось 125 т-ров ‚. В дальнейшем, в связи с ограничит,
мерами, принятыми пр-вом, число этих т-ров стало сокращаться. В 1950-е
гг. в Японии насчитывается ок. 200 т-ров ‚. Л. Г.
ЕФИМ‚НКО, Сергей Митрофанович (р. 7.Х. 1896) - русский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в (1936) и нар. художник (1961)
Азерб. ССР. Окончил Вхутемас (1924). Работу театр. художника начал в
1923 в Тгре им. Мейерхольда. В 1926 работала Моск. т-ре Революции. С
1927 - гл. художник Бакинского рус. т-ра.
Среди спектаклей, оформленных Е.: "Человек с портфелем" Файко (1929),
"Любовь Яровая" (1941); "В 1905 году" Джабарлы (1938), "Двенадцатая
ночь"; "Заря над Каспием" Касумова (1950, Гос. пр. СССР, 1951), "Отелло"
(1933), "Горе от ума" (1951), "Кремлёвские куранты" (1956), "Баня"
(1957), "Маскарад" (1959), "Гроза" (1933); "Океан" Штейна (1960),
"Человек вернулся" Насибова (1962). Г. К.-К.
ЕФИМОВ (наст. фам.- Заславский), Ефим Михайлович (1884-1938) -
советский цирковой артист. В возрасте 15 лет стал проф. велосипедным
гонщиком. С 1901 вместе с братом М. Ефимовым выступал в цирке в номере
"Гонки на велосипедах" (в трёх-ярусном корзинотреке). Этот номер Е. был
одним из крупнейших аттракционов дореволюц. рус. цирка. С 1913 до конца
жизни выступал с большой группой дрессированных лошадей. Развивал лучшие
традиции спортивной дрессировки, отказываясь от внешней помпезности и
мишурной фееричности; добивался чётких перестроений и сложных трюков. Ю.
Д.
ЕФИМОВИЧ, Кондратий Дмитриевич [1815(1816?)- 1847] - русский
драматург. Будучи офицером, Е. часто печатал свои произв. без подписи.
Его первая пьеса "Эспаньолетто, или Отец и художник" (написана под
псевд. И. Ралянч, 1844, Александрийский т-р) получила отрицат. отзыв
Некрасова и Белинского. Лучшие пьесы Е.-"Отставной театральный музыкант
и княгиня", "Владимир Заревский" и "Кащей, или Пропавший перстень" (все
пост. в 1846 в Александрийском т-ре) - знаменуют собой эволюцию
творчества драматурга от романтич. мелодрамы до сов р. социально-бытовой
и социально-психологич. драмы. Эти произв. созданы под непосредств.