<< Пред. стр. 287 (из 913) След. >>
ЖАНТО, Виктор Александрович [19(31).1.1879- 27.IV.1957] - советскийцирковой деятель. Засл. арт. РСФСР (1939). Чл. Коммунистич. партии с
1924. Воспитывался в цирковой семье. С 8 лет выступал в цирке. Был
жонглёром, гимнастом, эквилибристом, соло-клоуном, муз. эксцентриком.
Большой успех имел в жонглёрском номере "Лизет и Жанто" (Лизет - Е. С.
Жанто); артисты исполняли театрализованную сценку "Мексиканка и индеец",
вводя в неё своеобразные жонглёрские трюки. После Октябрьской революции
Ж. работал в ЦК Рабис, боролся за ликвидацию частных антреприз,
включение сов. цирковых артистов в программы цирков больших городов,
заполненные в то время иностр. гастролёрами. В 1938-41 был организатором
и директором Объединения колхозных цирков; в 1943-47 -директором и
художеств. руководителем уч-ща циркового иск-ва. С 1929 выступал как
режиссёр, ставил отд. номера и целые представления (цыганский ансамбль,
жонглёра Виканди и др.). М. Зон.
ЖАРИКОВ, Пётр Павлович [р. 26.VI(8.VII). 1888] - русский советский
актёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1941). С 1911 был сотрудником в МХТ. С 1918
работал в моек. Камерном т-ре. В 1920-27 играл в т-рах Саратова, Казани,
Пензы, Иркутска, Самары и др. городов. С 1928 - в труппе Рус. т-ра в
Баку. Исполнение Ж. отмечено большой сценич. культурой, тщательностью
отделки деталей.
РоДи: Фурманов ("Мятеж" по Фурманову), Фердинанд, Хлестаков, Чацкий;
Видади ("Вагиф" С. Вургуна), Каран-дышев, Маргаритов ("Бесприданница",
"Поздняя любовь" Островского), Суворов ("Полководец Суворов" Бахтерева и
Разумовского), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Окаёмов
("Машенька" Афиногенова). Выступает также как режиссёр; пост. "Враги"
(1931); "Последний решительный" Вишневского (1931), "Слуга двух господ"
(1932); "Шестеро любимых" Арбузова (1958), "Неравный бой" Розова (1961)
и др.
Ж. ведёт педагогич. работу (с 1921). Руководил кружками художеств.
самодеятельности. Был депутатом Верховного Совета Азерб. ССР 3-го
созыва. Г.К.-К.
ЖАРОВ, Михаил Иванович hU(27).X. 1900] - русский советский актёр
,Й5ф.арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. паотзйГс 1950. Учился в студии
при Т-ре ХПСРОТод рук. Ф. Ф. Комиссаржев-ского (педагогиАП. Зонов и В.
М. Бебутов); здесь же сыграл пертую роль (Шут - "Виндзорские
про-казницыиосле окончания студии (1919) был актёром Первого
передвижного фронтового театра, Театра им. Сафонова, Опытно-геюоического
т-ра,
Т-ра им. Мейерхольда, Бакинского рабочего т-ра, Реа-листич. т-ра и
др. В 1931-37 работал в моек. Камерном т-ре. Здесь Ж. создал одну из
своих крупнейших работ - образ Алексея в "Оптимистической трагедии"
(1933). Органически сочетая в этой роли характерные, комедийные черты с
героич. и трагедийным, Ж. показывал широту, самобытность натуры Алексея,
его внутр. силу. Это был талантливый человек, мучительно ищущий правду
жизни, старающийся понять её сущность. С 1938 Ж.-в труппе Малого т-ра.
Творчество Ж. отмечено обаянием тёплого сочного юмора, заразительностью,
непринуждённостью исполнительской манеры, народностью. Наряду с
комедийными ролями Ж. проникновенно, строго и сдержанно сыграл
Харитонова ("За тех, кто в море" Лавренёва, Гос. пр. СССР, 1947L создал
глубоко человечный образ Митрича ("Власть тьЬы", 1956), тонко, с
грустной иронией исполнил рольПебедева ("Иванов" Чехова, 1960).
Выступает как режиссёр; пост. спектакли: "Очная ставка" Шейнина и
бр.\Тур (1938, Камерный т-р), "долос Америки" Лавренёва (1950, Малый
т-р, совм. с В\Ф. Ду-диным), "Браконьеру" Ран-нета (1961, там жа исп.
роль Ягуба). Ж.- один из крупнейших сов. киноактёров (снимается с И924):
Жиган ("Путёвка в жизнь"), Кудряш ("Гроза"),/Меньшиков ("Пётр
Пвфвый"), Дымба (трилогияуб Максиме) и др. Гос/пр. СССР (1941, 1942).
Роли: Передвижной фронтовой т-р и Т-р им. Сафонова- Тринкуло ("Буря"
Шекспира), Лепорелло ("Каменный гость" Пушкина), Звездочёт ("Золотой
петушок" по Пушкину), Дринкоутер ("Капитан Бранс-боунд" Шоу);
Опытно-героич. т-р - Кудряш и Тихон ("Гроза"), Шанбурси ("Копилка"
Лабиша), Анучкин ("Женитьба"); Бакинский рабочий т-р-Солдат ("Любовь
Яровая"), Васька-Окорок ("Бронепоезд 14-69"); Малый т-р-Мурзавецкий
("Волки и овцы"), Гололоб ("Сотворение мира" Погодина), Иннокентий
("Сердце не камень" Островского), Лавров ("Тайная война" Михайлова и
Самойлова), Кидд ("Голос Америки" Лавренёва), Прохор ("Васса
Железнова"), Фролов ("Северные зори" Никитина), Татарников ("Деньги"
Софронова), Маршалов ("Весенний гром" Д. Зорина).
Лит.: M е т т е р И., Михаил Жаров, М., 1939; Е ф и-м о в Н., Михаил
Жаров, Л., 1940; Краснов П., Народный артист СССР М. И. Жаров, М., 1951;
Эфрон Н., "Алексей" - Жаров, "Театр", М., 1937, ј 8, с. 128-129;
Боровой Л., Заметки об актёрских удачах, в сб.:
Театральный альманах, кн. 7, М., 1948, с. 95-96;
Медведев Б., Рождение "Оптимистической трагедии", "Театр", 1957, .ј
9, с. 74-78; Рыжова В., Полнота жизнеощущения, "Театральная жизнь", М.,
1960, .ј 21. с. 22-23. С. Г.
ЖАРРЙ (Jarry), Альфред (8.IX.1873-1.XI.1907)- французский драматург,
поэт, романист. В 1888 написал гротескный фарс "Король Убю" ("Ubu-roi"),
поставленный в Театре марионеток. В 1896 состоялась премьера этой пьесы
в театре "Эвр" (реж. М. О. Люнье-Поэ, в гл. роли Ф. Жемъе), имевшей
скандально-сенсационный успех и вызвавшей бурю негодования в прессе. Ж.
создал экстравагантно-буффонный сатирически-карикатурный образ буржуа,
показав его грубое бахвальство, грабительские инстинкты, культ убийства
и предательства. Вместе с тем пьеса граничит с апологией абсурда,
самодовлеющего трюкачества. Тема фарса "Король Убю" разработана Ж. также
в пьесах: "Убю на холме" (т-р "Гиньоль", 1901), "Укрощённый Убю"
(1-910). Одновременно с лит. деятельностью работал гл. секретарём в т-ре
"Эвр".
Лит.: Chauveau P., Alfred Jarry, ou la naissance, la vie et la mort
du Pere Ubu, 4 ed., P., 1932; L о t P., Alfred Jarry, son oeuvre, P.,193
4; Mac Orlan P., Alfred Jarry, в кн.: Vingt-cinq ans de litterature
francaise, publ. sous la dir. de Е. Montfort, v. 2, P., [1922], c.
241-45. Е. Ф.
SKACMEH [наст. фам., имя и отчество - Григорян Мария Иосифовна; р. 7
(19).VI.1894] -армянская советская актриса. Нар. арт. Азерб. ССР
(1935). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Депутат Верх. Совета Аэерб.
ССР 1-4-го созывов. Сценич. деятельность начала в Тифлисе в 1909 в т-ре
"Новая драма", затем работала в т-ре артистич. об-ва. Роли:
Сона, Сусан ("Злой дух", "Намус" Ширванзаде), Рукайя ("Измена"
Сумбатова-Южина), Дездемона;
Луиза ("Коварство и любовь") и др. После установления Сов. власти в
Закавказье приняла активное участие в организации арм. т-ра в Баку
(1920). Работала в этом т-ре до его закрытия в 1948. С 1959-актриса Т-ра
им. Сундукяна. Искусство Ж. отличается психо-логич. глубиной, мощным
реализмом, трагедийной силой, пламенным бурным темпераментом. Лучшие
роли: Катерина ("Гроза"), Кручинина ("Без вины виноватые"), Рузан (о. п.
Мурацана), Маргарит ("Из-за чести" Ширванзаде), Лауренсия ("Овечий
источник"), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина) и др.
Лит.: Терзибашян В., Жасмен, Ереван, 1959 (на арм. яз.); Олидор О., В
борьбе за сценический реализм, М., 1957, с. 90-91, 96-97. Б. А.
ЖВЙГУЛЕ, Лилия Петровна [наст. фам.- М а ч; р. 9 (22).XII.1902] -
латышская советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1956). Сценич.
деятельность начала в 1921 в Художественном т-ре (Рига).
Роли: Мать и Циепа, Старая ведьма, Туше ("Вей, ветерок!", "Огонь и
ночь", "Индулис и Ария" Райниса), Трина, Пиндаци-ща, Роплайнете ("Грехи
Трины", "Дни портных в Силмачах", "Блудный сын" Блаумана), Анна, Мария,
Густе ("Хотя и осень", "Положительный образ", "Первый бал Вики" Приеде),
колхозница Маре, Лизе ("Весна в с. Заречном", "Золотая нива" Броделе),
Авдотья ("Поют жаворонки" Крапивы), Ксения ("Егор Булычев и другие"),
Полозова ("Московский характер" Софронова), мадам Келлер ("Джо Келлер и
его сыновья" Миллера).
ЖВЙРБЛИС, Мария Ивановна [р. 15(27) .VII. 1882] - русская советская
актриса. В 1901, по окончании балетного отделения Моск. театр. уч-ща,
была зачислена в балетную труппу этого т-ра. В 13 лет на сцене Малого
т-ра исполнила роль Анютки ("Власть тьмы"). В 1902-06 была актрисой
Малого т-ра. С 1906 в течение 30 лет выступала в провинции: в Саратове,
Казани, Киеве, Одессе, Самаре, Харькове и др. городах. Большое влияние
на развитие сценич. дарования Ж. оказала её совм. работа с режиссёрами
Н. Н. Синельниковым, Н. И, Собольщиковым-Самариным, актёрами Н\ М"
Радиным, С. Л. Кузнецовым, И. А. Слоновым. Обладая красивой внешностью,
сильным голосом, большим темпераментом, Ж. играла драм. и героич. роли.
Пылкостью, искренностью, изящной простотой было отмечено её исполнение
ролей Марии Стюарт; Катерины ("Гроза"), Ларисы ("Бесприданница"), Анны
Карениной; Катрин ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Любови Яровой; Клары ("Страх"
Афиногенова) и др. В 1933 Ж. вернулась в Москву; играла в Драм. т-ре
(рук. В. С. Смышляев), в т-ре "Комедия" (рук. В. Я. Ста-ницын).
Снималась в кино.
Вела педагогич. работу (в театр. школах и студиях Казани, Киева,
Одессы и др. городов). Оставила сцену в 1952. Е. Ген.
ЖГ‚НТИ, Виссарион (Б е с о) Давидович [р.1(14). VI 1.1903] -
грузинский советский литературовед и театральный критик. Первые критич.
статьи опубликовал в начале 20-х гг. Как театр. критик начал выступать с
1924. Автор многочисл. работ по истории груз. лит-ры 19 и 20 вв. и сов.
лит-ры, статей и рецензий по груз. т-ру. Защитник и пропагандист
принципов К. Марджанишвили, Ж. выступал со статьями, посв. совр. груз.
драматургии, утверждающими принципы социалистич. реализма в т-ре.
Соч.: Грузинская советская драматургия, в кн.: Пьесы грузинских
советских драматургов, Тбилиси,1951; Современная грузинская литература,
Тбилиси, 1949 (на груз. яз.); Великая Октябрьская социалистическая
революция и грузинская литература, Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); История
грузинской литературы, Тбилиси, 1958, с. 301- 357, 361 - 596 (совм. с А.
Барамидзе и Ш. Радиа-ни). Е. Ш.
ЖДАНОВ, Сергей Сергеевич [р. 20. XII. 1906 (2.1.1907)] - украинский
советский композитор. В 1934 окончил Муз.-драм. институт в Киеве по кл.
проф. Л.Н. Ревуцкого.
Автор опер "Жакерия" по Мериме (1935, в концертном исполнении, Киев),
"Щорс на либр. М. Рыльского (1937, в концертном исполнении, Киев;
1938, Москва, Оперный ансамбль ВТО), муз. комедий "Паливода XVIII
столетия", либр. М. Рыльского по пьесе И. Карпенко-Карого (1938),
"Сумасшедшая красавица" (1941), "Тиха украинская ночь" (1958) (все пост.
в Киевском т-ре муз. комедии) и др., а также симф., камерно-инструмент.,
вок. и др. соч. Ж. написал также музыку ко мн. спектаклям укр. т-ров. А.
Ив.
ЖДАНОВ, Юрий Тимофеевич (р. 29.XI.1925) -русский советский артист
балета. Заел .арт. РСФСР (1956). В 1944 по окончании Моск. хореографич.
уч-ща (класс Н. И. Тарасова) был принят в труппу Большого т-ра. С 1951
Ж. исполняет в этом т-ре ведущие партии: Зигфрид, Дезире, Альберт,
Базиль ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Жизель", "Дон Кихот"),
Евгений ("Медный всадник"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Ромео
("Ромео и Джульетта"), Ма Ли-чен ("Красный цветок") и др. В этих партиях
раскрылись лирико-дра магическое дарование Ж., реалистич. направленность
его творчества. Исполнительская манера Ж. отличается мужественностью
стиля, строгим благородством формы, чёткостью пластического рисунка. Ж.
ведёт концертную деятельность, выступает партнёром Г. С. Улановой, Р. С.
Стручковой. Ел. Б.
ЖДАНбВИЧ, Ирина Флориановна [р. 14(27). IX. 1906] - белорусская
советская актриса. Нар. арт. БССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с
1947. Депутат Верх. Совета БССР 3-го и 4-го созывов. Род. в Минске в
актёрской семье (дочь Ф. П.Ждановича). В 1920 вступила в труппу 1-го
Белорус. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы), играла роли травести, с
нач. 30-х гг.- молодых героинь. Сильный драматич. темперамент, глубокая
внутр. взволнованность, присущие творчеству Ж., придают многим образам,
созданным актрисой, ро мантич. окраску. Показывая характер своих героинь
в развитии, Ж. наделяет их особой внутренней чистотой, глубиной чувств.
Особенно значительны в исполнении Ж. сцены, раскрывающие перелом,
происходящий в её героинях в результате внутр. борьбы. Роли: Марылька
("Отечество" Черного, 1932); Вера ("Последние" Горького, 1937), Настя
("Гибель волка" Самуйлёнка, 1939), Машенька (о. п. Афиногенова, 1941),
Долорес ("Фландрия" Сарду, 1941), Людмила ("Поздняя любовь" Островского,
1944), Диана ("Собака на сене", 1943), Джульетта (1946), Шабунина ("За
тех, кто в море!", 1947), Дженевра ("Глубокие корни" Гоу и д'Юссо,
1947), Аня ("Константин Заслонов" Мовзона, Гос. пр. СССР, 1948), Негина
("Таланты и поклонники", 1950), Нора (о. п. Ибсена, 1954), Софья
("Зыковы", 1955) и т. д.
Лит.: Мастаптва совецкай Беларус?. 36. артыкула, М?нск, 1955, с.
371-378; Б у т а к о в А., Искусство жизненной правды, Минск, 1957;
Раманов?чЯ. (ст.), в сб.:
Майстры Беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 79-83. В.H.
ЖДАНОВИЧ, Флориан Павлович (1884-1937)- белорусский советский актёр и
режиссёр. С 1902 играл в польских и рус. передвижных труппах, участвовал
в спектаклях белорус. драм. кружков. С 1911 вёл активную работу по
созданию белорус. проф. т-ра. Ж. инсценировал "Хам" и "В зимний вечер"
Ожеш-ко, перевёл пьесу "Хата за селом" ("Цыганка Аза") Старицкого. В
1913 пост. в белорус. любительском коллективе в Радошковичах "Павлинку"
Я. Купалы. Ж. был одним из организаторов "Первого товарищества белорус.
драмы и комедии" (совм. с И. Т. Буйниц-ким и Вс. Фальским) и Т-ра им. Я.
Купалы, где работал как режиссёр и актёр. Ж.играл роли героев, людей
сильных характеров и драматич. судьбы. Лучшие его роли: в "Первом
товариществе"- Рысь ("В зимний вечер", 1917), Сымон ("Разорённое гнездо"
Я. Купалы, 1917), в Т-ре им. Я. Купалы - Караваев ("Мятеж", 1927),
Пеклеванов ("Броненосец 14-69", 1928). В Т-ре им. Я. Купалы Ж. пост.
спектакли "В зимний вечер" (1920), "Павлинка" (1920),"Разорённое гнездо"
(1921), "Ганка" Голубка (1921), "Лес шумит" по Короленко (1922).
Лит.: H я ф ё д Ул., Беларуси! тэатр, MIHCK, 1959. О. С. ЖЕДАЛЬЖ
(Gedalge), Андре (27.XII.1856 - 5.11. 1926) - французский п-едагог и
композитор. Музыке обучался у Э. Гиро в Парижской консерватории. С 1905
- профессор контрапункта и фуги той же консерватории. Педагогич. метод
Ж., лишённый догматизма, был направлен на развитие индивидуального
композиторского стиля, прежде всего мелодического мастерства. Среди
учеников Ж. - Г. Гровле, Ж. Ибер, Д. Мийо, А. Онеггер, А. Рабо, М.
Равель, Дж. Энеску.
Автор опер "Елена" (соч. 1893), "В ловушке" (1895, т-р "Опера комик")
и др.; пантомимы "Маленький савояр" (1891, "Т-р де Нувоте", Париж),
балета "Феб" (соч. 1900) и др. произв. Рим. пр. (1885).
Соч.: Traite de la fugue, P., 1901. Лит.: A. Gedalge, P., 1926.
ЖЕЛЕНСКИЙ, Желеньский (Zelenski), Владислав (6.VII.1837,
Градковице,-23.1.1921, Краков) - польский композитор, муз. обществ,
деятель и педагог. Один из основоположников польск. нац. оперы. Музыке
обучался в Кракове, в 1859-62 совершенствовался в Праге, в 1866-70 - в
Париже. В 1862 окончил Пражский ун-т, получил звание доктора философии.
С 1870 жил и работал в Польше. Написал оперы "Конрад Валленрод" по
одноим. поэме Мицкевича (1885, Т-р им. Скарба, Львов), "ГопЛана" по
пьесе Словацкого "Балладина" (1896, Т-р оперы, Краков), "Янек" (1900,
Городской т-р, Львов), "Старое предание" (1907, Т-р оперы, Краков), а
также ряд симф., камер-но-инструмент., вок.и др. соч. В своём оперном
творчестве, опирающемся на нац. муз. фольклор, Ж. продолжил традиции С.
Монюшко. Музыка оперы "Янек" основана на нар. песнях; в основу сюжета
положен эпизод из жизни закопанских горцев. Оперы Ж. отличаются глубоким
лиризмом. Ж. был одним из основателей консерватории (1887) и
"Музыкального общества" (1878) в Кракове. Профессор теории музыки,
преподавал в Муз. ин-те в Варшаве в 1872-81 и в Краковской консерватории
(с 1887).
Лит.: Jachimecki Z., Wladislaw Zelenski, Krakow, 1959. Б. Ш.
ЖЕЛЕНСКИЙ, Желеньский (Zelenski; псевд.- Бой; Boy), Тадеуш
(21.XII.1874-4.VII.1941)-польский театральный критик, переводчик,
литературовед и писатель. Сын композитора В. Желенского. Окончил
Краковский медицинский ин-т.Лит. деятельность начал в 1906 как автор
песенок и сатирич. сценок для лит.-по-литич. кабаре "Зелёный шарик". С
1919 писал театр. рецензии для краковской газеты "Час" ("Время"), затем
для варшавской "Курьер Поранный". Театр. фельетоны Ж. в 1920-30
издавались ежегодно в сб. "Флирт с Мельпоменой" (10 тт., в 1933 11-й
т."Окно в жизнь"). Ж. считал, что т-р должен отражать жизнь; анализируя
пьесу, он поднимал вопросы общественных отношений, морали. Высоко ценил
драматургию Словацкого, Мицкевича, Фредро, разоблачал идейное бесплодие
неоромантиков "Молодой Польши". Ж. утверждал, что форма и содержание
"неразрывны, как душа и тело"; важнейшими компонентами спектакля
являются пьеса и актёр; искажение дра-матургич. произв. ради зрелищного
эффекта, ради режиссёрского замысла вредно сказывается на развитии т-ра,
т. к. "театр не игрушка для режиссёра и директора - он сердце и мозг
народа". Перевёл пьесы Мольера. В 1933 Ж. был избран в чл. Польской лит.
академии; с 1939 - проф. истории франц. лит-ры. В 1941 был расстрелян
гитлеровцами во Львове.
Соч.: Pisma, t. l-18,Warsz., Г?95Г6]-1959]; "Flirt z Melpomena", t.
l-11, Warsz., 1920-1935; Obrachunki iredrowskie, 2 wyd., Warsz., 1954.
Лит.: S t a w a r A., Tadeusz zelenski (Boy), Warsz., 1958; Z i m a n
d R., Brazoburca, "Tworczosc", 1954, zesz. 12, 1955, zesz. l; e г о же.
Trzy studia o Boyu, Warz., 1961;
Szyfman A., Jeden rok w zyciu Boy*a, "Teatr", Warsz., 1955, .Ne 4. p.
В.
ЖЕЙОБЙНСКИЙ, Валерий Викторович [27.1 (9.11). 1913-13.VIII.1946] -
русский советский композитор. В 1928-32 учился в Ленингр. консерватории
(кл. композиции проф. В. В. Щербачёва). С конца 20-х гг. выступал как
пианист. Автор опер: "Камаринский мужик" (1933, Ленингр. Малый оперный
т-р), "Именины" (1935, там же), "Мать" по Горькому (1938, там же),
оперетт "Под стеклянным колпаком" (1932, Ленингр. т-р муз. комедии),
"Последний бал" (1939, там же), музыки к спектаклям "Двенадцатая ночь";
"Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского (Ленингр. т-р Комедии), "Белеет парус
одинокий" Катаева (Ленингр. ТЮЗ) и др., а также ряда
камерно-инструмент., вок. и др. соч.
Лит.: Б о г д а н о в-Б ереэовский В.М., Советская опера, Л.-М.,
1940.
ЖЕМАИТЕ (наст. фам. - Жимантене), Юлия (31 .V.1845-7.XII.1921) -
литовская писательница. Лит. деятельность начала в 1894. В своих
драматических произведениях реалистически изображала тяжёлую жизнь
литовского народа, осмеивала отсталость и суеверия ("Сватовство", 1898,
"Волшебный доктор", 1912), продажность царского суда ("Вол остной суд",
1900), религиозные предрассудки ("Наш самый добрый", 1899), сатирически
изображала сельскую жизнь ("Ошиблись", 1912, "Три любовницы", 1898,
"Пропитые балахоны", 1897). Пьесы Ж. написаны ярким нар. языком,
отличаются знанием жизни крестьян, мастерством диалога, они ставились в
любительских кружках и полупроф. т-рах. Совместно с писательницей Бите
(Г. Петкевичайте) написала не- сколько реалистич. социально-бытовых драм
и комедий под общим псевдонимом Дви Мотери (Две женщины). Эти пьесы
показывают борьбу с царизмом ("Литвома-ны", 1905), суевериями, за
просвещение народа ("Чёрт в ловушке", 1899, "Проданное счастье", 1900, и
др.).
Большой популярностью пользуются инсценировки рассказов Ж.: "Невеста"
(1945, инсц. В. Милюнас), "Осенний вечер" (1934, инсц. В. Швитригайла),
"Пят-рас Курмялис" (1945, инсц. Рукас-Инчюра).
Соч.: Rastai, t. 1-6, [Vilnius], 1956-57 (т. 5. Драм. произв., с.