<< Пред. стр. 299 (из 913) След. >>
1927), Ромашка, Богоявленский ("Диктатура", 1929, "Кадры", 1931,Микитенко). В сов. т-ре 3. сохранял и развивал реалистич традиции
демократич. нац. театр. иск-ва прошлого. Значит, вклад внёс 3. в укр.
сов. киноискусство. Снимался в фильмах: "Тарас Шевченко" (Щепкин),
"Тарас Трясило" (полковник) и др.
Лит.: "Театр", Кив, 1937, ј 3, с. 49-54; "Радянський театр", 1931, ј
4, с. 80-81; "Театр и искусство". П., 1913, .ј 33. Е. Хл.
ЗАМЯТИН, Евгений Иванович (1884-1937) - русский писатель. Окончил
Политехнический институт в Петербурге. Лит. деятельность начал в 1908. В
1925 на тему повести Н. С. Лескова "Сказ о тульском косом Левше и о
стальной блохе" 3. по заказу МХАТа 2-го, при участии руководства т-ра и
прежде всего А. Д. Дикого, написал пьесу "Блоха". Решённая в плане нар.
балагана, насыщенная яркой буффонадой, пьеса высмеивает отсталость
царской России и мещанскую ограниченность бурж. Англии, прославляет
народных умельцев; образы её носят гротесковый характер. 3. принадлежат
драма "Огни святого Доменика" (1923) и трагедия "Атилла" (1928).
Соч.: Огни святого Доменика, П., 1923; Блоха, Л., 1925. ю. д.
ЗАНАВЕС театральный. Закрывает сцену от зрителей, сидящих в зале.
Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной
арки (см. Арка портальная}. Назначение 3.- сделать невидимым процесс
перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между
действиями. 3. бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по
диагонали к углам зеркала сцены. 3. расположены за порталом сцены в
следующем порядке: противопожарный (железный или асбестовый), основной,
или антрактный (подъёмный, раздвижной), и иногда специальный 3. для
определённого спектакля. В древнеримском т-ре существовал 3. (auleum),
к-рый убирался в спец. углубление, устроенное на краю сцены (logeion).
Об этом 3. упоминают Вергилий в "Георгиках" и Овидий в "Метаморфозах". В
Италии в эпоху Возрождения (1519) в придворном т-ре был впервые применён
пе' редний, т. н. основной, 3. С возникновением в 17 в. общественных
театр. зданий, оборудованных колосниками, 3. стали делать подъёмными. Их
расписывали крупные мастера, используя мифологич. или ал-легорич.
сюжеты. Такие 3. имеются и во мн. зарубеж' ных т-рах, построенных в 19 и
20 вв.
В Одесском оперном т-ре, сооружённом в 1887, худ. Ред-жио изобразил
на 3. сцены из оперы Глинки "Руслан и Людмила". На З.Моск. частной оперы
С.И. Мамонтова по эскизам худ. М. А. Врубеля были написаны сцены из
эпохи Возрождения (1891). На первом 3. Большого т-ра в Москве
(1825)голубого цвета, с разбросанными по нему золотыми звёздами,
изображена посередине лира с лавровым венком, окружённая сиянием и
знаками Зодиака. В 1856 по восстановлении здания после пожара проф.
Козроэ-Дузи создал 3. с изображением финальной сцены из оперы Глинки
"Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"). В 1895 худ. И. П. Андреев написал на
3. "Вид на Москву с Воробьёвых гор". В 1931 по эскизу худ. Ф. Ф.
Федоровского для Большого т-ра был изготовлен парчовый 3. с
орнаментальным изображением серпов и молотов, вплетённых в колосья и
перевитых лентами с написанными на них революц. датами (1848, 1871, 1905
и 1917). В 1906 худ. Л. С. Бакст изобразил на 3. Т-ра В. Ф.
Комиссаржевской (Петербург) "Элизиум с тенями блаженных"; интересен
шёлковый аппликационный 3. Свободного т-ра в Москве (1913), на к-ром по
эскизу худ. К. А. Сомова нарисованы персонажи итал. комедии дель арте. В
1917 для постановки "Маскарада" в Александрийском т-ре (реж. В. Э.
Мейерхольд) худ. А. Я. Головин расписал 10 спец. 3. (для каждой картины
спектакля).
Движение 3. должно быть настолько эластичным, дтобы дать возможность
режиссёру применить по ходу спектакля разнообразные оттенки его
движения. Медленно падающий или раздвигающийся 3., постепенное ускорение
его движения или мгновенное раскрытие сцены позволяют постановщику
придать тот или иной характер концовке акта или спектакля. На больших
сценах 3. убирается электромотором, на малых -' вручную.
3. (подъёмные или раздвижные) шьются из плотной окрашенной ткани, на
плотной подкладке, собираются в складки и иногда украшаются эмблемой
театра (напр., "Чайка" во МХАТе) или широкой бахромой, подшитой к низу
3. Антрактные 3. снабжаются клапаном, прикрывающим широкое отверстие,
проделанное в центре 3.; при выходе актёра на вызов зрителя рабочие
оттягивали этот клапан в глубину первого плана сцены. После введения
раздвижных 3. антрактные 3. с клапаном стали употребляться редко. В
совр. т-ре в нек-рых спектаклях, в связи с выносом действия на
просцениум и даже в зрит. зал (спектакли Т-ра им. Маяковского), 3. не
употиебляются.
Лит.: В e p г и л и и. Сельские поэмы. Буколики и геор-гнки, М.-Л.,
1933, с. 101 ; Г в о з д e в А. А., Иосиф Фуртен-бах и оформление
спектакля на рубеже 16-17 веков, в сб.:
О театре, вып. 3, Л., 1929; Гвоздев А. А. и П и о т p о в-с к и и А.,
История европейского театра, М.-Л., 1931 Извеков Н. П., Техника сцены,
М.-Л., 1940; "Маска рад" Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина
М.-Л. ,1941;Мг еб ровА.А., Жизнь в театре, т. 2, М.-Л. 1932; Хрипунов
Ю.Д., Архитектура Большого театра М., 1955. В. Мюл
ЗАНДИН, Михаил Павлович (1882-29.1.1960)- русский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). В 1905 окончил
Высшее художественно-промышленное уч-ще по специальности театрального
декоратора. Ученик П. Ламбина. С 1907 работал помощником декоратора
Петерб. т-ров. Писал декорации по эскизам А. Я. Головина оказавшего
большое влияние на формирование творчества 3., делал эскизы костюмов. В
последующие годы работал в различных т-рах. Оформил спектакли: "Миньон"
Тома (1918, Малый оперный т-р, Петроград), "Пиковая дама" (1930, моек.
Оперный т-р им. Станиславского), "Дядюшкин сон" по Достоевскому (1929,
МХАТ) и др.
Лит.: Театрально-декорационное искусство в СССР, 1917-X-1927, Л.,
1927; Выставка произведений Ленинградских художников театра. Каталог,
Л., 1941; "Театральный Ленинград", 1958, ј 16, с. 11-12. АН. Ш.
ЗАНДТ (Zandt), Мария ван (8.X.1861-31.XII. 1919) - артистка оперы
(лирико-колоратурное сопрано). По происхождению голландка. Пению
обучалась у своей матери, певицы Ж. Ванцини ван Зандт и в Милане у Ф.
Ламперти. В 1879 дебютировала на оперной сцене в Турине. В том же году
была приглашена в Лондон. В 1880-85 выступала в Париже (т-р "Опера
комик"). Делиб написал для 3. заглавную партию в опере "Лакме", к-рую
позже проходила с ней А. В. Нежданова. 3. много гастролировала (в России
впервые в 1885). В 1896 вновь выступала в "Опера комик", но вскоре
оставила сцену. 3. обладала небольшим, хорошо обработанным голосом
красивого тембра. Исполнение 3. отличалось одухотворённостью и
экспрессией, виртуозной техникой и тонким артистизмом .
Партии: Рознна; Церлина ("Дон Жуан"), Керубино ("Свадьба Фигаро"),
Маргарита ("Фауст"), Миньон, Офелия ("Миньон", "Гамлет" Тома), Амина
("Сомнамбула" Беллини), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Динора (о.
п. Мейербера).
Лит.: С u r z о n H. de. Croquis d'artistes, P., 1898. Bc. T.
3AHOCKII (франц. les batteries, букв. - барабанная дробь) - термин,
применяемый к группе прыжковых движений классич. танца, в к-рых во время
прыжка ноги, скрещиваясь, заносятся и ударяются одна о другую (один, два
и более раз). В группу 3. входят антраша, па батю (танцевальные прыжки,
осложнённые 3.), па бризе (своеобразная разновидность жегпе-бд1Т'ю).
Лит. см. при ст. Жете. А. И.
3AHTEH (Zanten), Корнелия ван (2 .VII 1.1855- 10.1.1946) -
голландская артистка оперы (контральто, затем колоратурное сопрано),
вокальный педагог. Пению обучалась в консерватории в Кёльне у К.
Шнейдера; брала уроки у Ф. Ламперти в Милане. Впервые выступила на
оперной сцене в "Фаворитке" Доницетти, после чего пела в т-рах Бреслау,
Касселя (под рук. Г. Малера), Гамбурга, Амстердама. В 1886- 1887
гастролировала в США в составе труппы Нац. оперной компании. Выступала в
Петербурге и Москве в спектакле "Кольцо Нибелунга" Вагнера. 3. обладала
голосом необычайно широкого диапазона, была одной из выдающихся
вокалисток своего времени. Преподавала в консерваториях Амстердама
(1895-1903), Гааги (с 1914), Берлина (1903-14), где организовала свою
школу. Среди учеников 3.: Я. Урлюс, Г. Кунен и др. Автор мн. работ по
пению, в т. ч. "Бель канто слова", "Высокая техника пения" и др.
Соч.: Leitfaden zum Kunstgesangr, Lpz., 1903. Лито-.-Н o f s t r a J.
W., C. van Zanten, "Mens en melodie", Jaarg. l, Utrecht, 1946. Вл. О.
ЗАНЬКОВЕЦКАЯ (наст. фам.- Адасовская), Мария Константиновна
l22.VII(3.VIII).1860, д. Зань-ки Нежинского уезда Черниговской
губ.,-4.X.1934, Киев] - украинская актриса и театральный деятель. Одна
из основоположников нац. проф. т-ра. Нар. арт. УССР (1922). Род. в семье
обедневшего помещика, Училась в Чернигове в частном пансионе, брала
уроки пения в Гельсингфорсском отделении Петерб. консерватории (обладала
красивым звучным меццо-сопрано). С юных лет с успехом выступала в
любительских спектаклях и концертах в Чернигове, Нежине, а позже в
Бендерах и Свеаборге, где находилась с мужем - артиллерийским офицером.
Там же 3. сблизилась с передовой революц. молодёжью, к-рая повлияла на
формирование её мировоззрения. Из-за любви к т-ру 3. порвала с семьёй и
поступила на сцену. 27 окт. 1882 состоялся её дебют в Елизаветграде
(ныне Кировоград), она исполняла роль Наталки-Полтавки в первом укр.
проф. т-ре, руководимом М. Л. Кропивницким. В дальнейшем 3. работала в
крупнейших укр. труппах М. Кропивницкого, М. Старицкого, Н. Садовского,
П. Саксаганского и И. Карпенко-Карого, И. Марьяненко, гастролировала в
известных антрепризах Ф. Велика, О. Суслова, Д. Гайдамаки, в галицийском
театр. товариществе Руська Бесзда".
Реалистич. иск-во 3. питалось творчеством укр. народа, жизнь к-рого
актриса хорошо знала. Сочувствие страданиям, глубокое понимание надежд,
чаяний, идеалов трудового народа Украины, непоколебимая вера в его
лучшее будущее сделали иск-во 3. подлинно демократичным и высокоидейным.
В своём сценич. творчестве 3. прославила простую укр. женщину, показала
страдание бесправных батрачек и обездоленных матерей, покинутых жён и
обесчещенных девушек. 3. глубоко раскрыла духовное богатство укр.
женщины из народа, её жизненную силу и тёплый юмор, сердечность и
оптимизм, неудержимое стремление к свету, свободе, счастью. Героини 3.
не только плачут над своей печальной судьбой, но и гневно обличают
социальную и нац. несправедливость. Актриса широкого творч. диапазона,
3. создавала образы, проникнутые глубочайшим драматизмом и искромётной
комедийностью: Харитина, София ("Наймичка", 1886, "Бесталанная", 1887,
Карпенко-Карого), Оксана, Олена, Зинька, Приська ("Пока солнце взойдёт,
роса очи выест", 1882, "Мироед, или паук", 1883, "Две семьи", 1894, "По
ревизии", 1882, Кропивницкого), Наталья ("Лимеривна" Мирного, 1892),
Катря, Аза, Цвиркунка ("Не судьба", 1889, "Цыганка Аза",
1892, "Черноморцы", 1882, Старицкого), Галя ("Назар Стодоля"
Шевченко, 1882), Хвеська ("Кум-мел ьннк" Дмитренко, 1882), Наталка,
Терпелыха ("Наталка-Полтавка" Котляревского, 1882, 1912), Аксюша ("Лес"
Островского, 1891). Отсутствие в репертуаре 3. мн. ролей рус. и мировой
драматургии объясняется ограниченностью укр. т-ра того периода,
испытывавшего тяжёлые цензурные притеснения.
Сценич. творчество 3. отличалось искренностью переживаний, простотой
и непосредственностью, глубоким проникновением в человеческую
психологию, огромным мастерством внутреннего и внешнего перевоплощения,
художеств. правдой. Она обладала большим сценич. темпераментом, яркой
эмоциональностью, покоряющей женственностью и обаянием. У 3. был сильный
красивый голос (успешно играла роли, требующие вокальной одарённости),
блестящая техника сценич. речи. Игра актрисы поражала благородной
мягкостью в минуты самых тра-гич. переживаний, точностью и скупостью
жестов. Иск-во 3. было глубоко связано с революц.
демо-кратич.направлением рус. и укр. культуры, эстетич. взгляды и вкусы
актрисы формировались под влиянием творчества Шевченко, Некрасова,
Чернышевского, Добролюбова, Франко. Она следовала реали-стич. традициям
Щепкина и Мочалова, Садовского и Мартынова. Творчество 3. оказало
большое воздействие на развитие укр. драматургии; лучшие пьесы укр.
драматургов 80-90-х гг. были созданы для 3. Вдохновенное реалистич.
творчество 3. стало школой сценич. мастерства для последующих поколений
украинских актёров.
Всю свою жизнь 3. посвятила борьбе за развитие нац. демократич.
иск-ва, за нар. т-р. Она отказалась от предложения поступить на
императорскую сцену и осталась в бесправном в те годы укр. т-ре. На 1-м
Всеросс. съезде сценич. деятелей в Москве в 1897 3. требовала
уничтожения тяжёлых и унизителъных ограничений на право постановки пьес,
рисующих подлинную жизнь народа, воспитывающих его, отвечающих на
запросы демократич. кругов общества, подчёркивала необходимость, чтобы
т-р "стал действительно народным, чтобы как содержание пьес, так и язык
их были близки и доступны народу". Искренне сочувствуя освободит, борьбе
.трудящихся, 3. приветствовала революцию 1905. В 1907 она вместе с Н.
Садовским организовала 1-й укр. стятцюнарный т-р в Киеве.
3. была первой укр. актрисой, завоевавшей признание широких
демократич. кругов во всей России. В составе укр. трупп она
гастролировала во мн. рус. городах (Ростов, Воронеж, Курск, Орёл, Тула),
в Азербайджане, Грузии, с большим успехом выступала в
Петербурге и Москве (в 1886, 1887, 1888, 1891, 1892, 1901, 1902,
1903, 1912, 1914). Искусство З. высоко ценили такие выдающиеся деятели
рус. культуры, как Толстой, Чехов, Чайковский, Стасов, Станиславский,
Немирович-Данченко, художники Репин, Нестеров, актрисы Ермолова,
Федотова, Стрепетова и мн. др.
После Октябрьской революции 3. активно участвовала в строительстве
сов. укр. т-ра, она возглавляла Нар. т-р в Нежине, вместе с Саксаганским
организовала Нар. т-р в Киеве (1918), на базе к-рого в 1922 был создан
Т-р им. 3. (ныне - Львовский укр. драм. т-р им. Заньковецкой). В 1922 в
связи с 40-летием сценич. деятельности 3. первой на Украине была
удостоена звания нар. арт. Республики. Снималась в кино
("Наталка-Полтавка", "Батрачка", "Остап Бан-ДУра").
Лит.: М. К. Заньковецька, Кив-Харк?в, 1937; В?нок спогад?в про
Заньковецьку, Кив, 1950; Чаговець В." Мар?я Заньковецька, Кив, 1949;
Дурил?н С. М., Мар?я Заньковецька, Кив, 1955; Маръяненко ?. О., Прошлое
украинского театра. Воспоминания, М., 1954 (на укр. яз.. К., 1953);
Саксаганський П. К., Думки про театр. Кив, 1955; Тоб?левич С., Мо
стежки ? зустр?ч?, Кив, 1957. Б. Кор.
ЗАНЬКОВ‚ЦКОЙ ИМЕНИ ТЕАТР (Л ь в о вский ордена Трудового Красного
Знамени украинский драматический театр им. М. Заньковецкой)- один из
ведущих драматических т-ров Украины. Организован на базе гос. Нар. т-ра
(1918-22) под рук. П. К. Саксаганского. Открылся 15 ноября 1922 в Киеве
спектаклем "Лихолетье" Хоткевича. Художеств. руководителем т-ра стал Б.
В. Романицкий, к-рый возглавлял его до 1948. В числе создателей т-ра -
А. Корольчук и В. Яременко. Молодой коллектив стремился стать активным
участником строительства новой жизни, развивать реалистич. демо-кратич.
принципы иск-ва М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского, к-рые
принимали активное участие в деятельности труппы. После неск. месяцев
работы в Киеве т-р начал разъездную работу по городам и сёлам
республики. В течение 8 лет т-р показывал свои спектакли шахтёрам и
рабочим Юзовки (ныне Донецк), Артёмовска, горнякам Криворожья,
судостроителям Николаева, металлургам Днепропетровска и Запорожья,
машиностроителям Харькова. В этот период были осуществлены пост. пьес
сов. укр. драматургов: "Сентиментальный чёрт" Кротевича, "97" Кулиша,
"Фея горького миндаля" Кочерги, "Над бездной" Мамонтова, "Семья
щёточников" Ирчана, "Диктатура" Микитенко, "Комсомольцы" Первомайского,
"Яблоневый плен" Днепровского и др. Большое место в репертуаре т-ра с
первых лет его организации занимает классич. драматургия. Здесь впервые
на укр. сов. сцене была пост. трагедия Шекспира "Отелло" (1926, реж.
Саксаганский; Отелло -Романицкий, Яго - Яременко, Дездемона - Любарт).
В 1931 т-р был стационирован в Запорожье. 30-е гг. стали периодом
формирования мастерства, овладения методом социалистич. реализма. В это
время были созданы спектакли: "Гибель эскадры" (1933), "Платон Кречет"
(1935); "Мой друг", "После бала" (1934), "Аристократы" (1936) Погодина,
"Васса Железнова"
(1936), "Последние" (1938), "На дне" (1940), "Беспокойная старость"
(1938); "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1939). В т-ре были пост. пьесы
"Песня о Свечке" Кочерги (1935), "В степях Украины" Корнейчука (1940),
"Камо" Левады (1941) и др.
В годы Великой Отечеств, войны, находясь в эвакуации в Тобольске, а
затем в Кузбассе, т-р создал ряд ярких патриотич. спектаклей: "Партизаны
в степях Украины" Корнейчука, "Русские люди"; "Накануне" Афиногенова,
"Олеко Дундич" Каца и Рже-шевского и др. Бригады т-ра выезжали на фронт,
давали концерты в госпиталях, на заводах и т. д.
С ноября 1944 т-р работает во Львове. Новый этап в развитии т-ра
наступил после опубликования решения партии по идеологич. вопросам
1946-48. Были пост. пьесы сов. драматургов, посв. темам современности:
"Макар Дубрава" Корнейчука (1948, реж. Тягно; Дубрава - Яременко),
"Счастье" Павленко и Радзинского (1949, реж. Романицкий; Воропаев -
Романицкий), "Калиновая роща" Корнейчука (1950), "Под золотым орлом"
(1951), "Любовь на рассвете" (1952) Галана (пост. Б. Тягно). В
спектаклях "Правда" Корнейчука
(1937) и "Кремлёвские куранты" (1955) был создан образ В. И. Ленина
(артисты Дударев, Гай, Бедро). В творч. содружестве с драматургом
Хижняком т-р создал спектакль "На большую землю", посв. коллективизации
зап. областей Украины, борьбе с частнособственнич. пережитками в
сознании б. галицкого крестьянства. Спектакль (реж. Романицкий, худ.
Бори-совец; Вовчук - Романицкий, Стадник - Дударев, Ольга Птах - Любарт,
Петращук - Яременко, Козак - Рубчак) был отмечен Гос. пр. СССР (1950).
Среди лучших пост. классич. драматургии: "Три сестры" (1946, реж.
Романицкий; Ольга - Кривицкая, Маша - Любарт, Ирина - Доценко), "Вей,
ветерок!" Райниса (1950, реж. Ивченко; Улдыс - Данчен-ко, Барба -
Доценко, мать - Кривицкая, Орта - Любарт, Гатынь - Голота), "Тарас
Бульба" по Гоголю (1952, реж. Тягно; Бульба - Яременко), "Сон князя
Святослава" Франко (1954, реж. Тягно; Святослав - Романицкий), "Гамлет"
(1957, реж. Тягно; Гамлет-Гай), "Фауст и смерть" Левады (1960,
реж.Тягно).
В 1951, 1960 т-р участвовал в декадах укр. лит-ры и нск-ва в Москве.
В 1951 был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Т-р бережно
наследует и развивает лучшие традиции передовой демократич. нац. сценич.
культуры прошлого, обогащая её живым опытом современности. Лучшие
спектакли т-ра характеризуются героико-романтич. направленностью,
реа-листпч. образностью, народностью.
В т-ре выросла плеяда мастеров укр. сов. сцены: нар. арт. УССР В.
Харченко, засл. деят. иск-в УССР И. Чабаненко, В. Ивченко, нар. художник
УССР Ф. Нпрод, засл. арт. УССР И. Богаченко, композитор А. Радченко и
др.
Т-р гастролировал в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Таллине,
Баку, Алма-Ате, Ташкенте; в Польской Народной Республике (1958). При
т-ре работает 2-годичная актёрская студия. В труппе т-ра (1962): нар.
арт. СССР Б. В. Романицкий, В. П. Яременко, нар. арт. УССР Ф. Г. Гаенко,
А. Д. Гай, В. А. Данченко, Н. П. Доценко, Г. Д. Козачковский, А. С.
Кривицкая, В.А. Любарт, засл. арт. УССР В. Аркушенко, А. Босен-ко, В.
Полинская, Г. Полинский. Гл. реж. т-ра - нар. арт. УССР Б. Тягно, гл.
художник-Ю. Стефан-чук. - Б. Кор.
ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕАТР (3 а п а д-н о-К азахстанский
межобластной уральский театр русской драмы им. А. Н. Островского) -
русский советский театр. Старейший т-р Казахстана. История создания т-ра
восходит к 1859, когда в г. Уральске любителями была пост. "Бедность не