<< Пред.           стр. 300 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 порок" (с помощью артистов из Оренбурга и Саратова). В репертуар т-ра
 входили пьесы Островского (в т. ч. редко исполняемые -"Козьма Захарьич
 Минин-Сухорук", "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский"), Л. Н. Толстого,
 Лермонтова, Ибсена, А. К. Толстого, Чехова, Гоголя, Шекспира, пьесы
 совр. драматургов (Сумбатова-Южина, Не-мировпча-Данченко, Л. Андреева,
 Потехина и др.). Во время гражданской войны, после освобождения
  Уральска от белогвардейских войск, на сцене т-ра выступал драм.
 коллектив 25-й чапаевской дивизии, руководимый А. А. Вадимовым. В дни
 героич. 80-дневной обороны города в т-ре каждый день шли спектакли,
 устраивались концерты; красноармейцам показывали "Овечий
 источник",'"Разбойники", "Коварство и любовь". В 1923 в городе Уральске
 была организована постоянная труппа. Среди спектаклей т-ра:
  "Сын полка" по Катаеву, "За тех, кто в море!" Лавренёва, "Платон
 Кречет"; "Крепость на Волге" Кремлёва. Театр пост. спектакли,
 воссоздающие образ Ленина,- "На берегу Невы" Тренёва, "Человек с
 ружьём", "Кремлёвские куранты" (Ленин - Н. К. Ангаров) и "Третья
 патетическая" Погодина (Ленин - А. Н. Титков), "Семья" Попова,
 "Покушение" Кремлёва, "80 дней" местного автора Генке. Т-р обслуживает
 население Зап.-Казахстанской, Гурьевской и Актюбинской областей. В
 труппе т-ра (1962): засл. арт. Казах. ССР П. И. Годынюк-Строга-нов, В.
 Т. Попов, Л. Н. Протасов, артисты - А. Г. Апексимов, Е. С. Володарская,
 С. Ф. Даров, Т. Н. Денщикова, О. В. Игнатовская, К. С. Тавлнн-ская, Г.
 Е. Чумак. Гл. реж. т-ра (с 1961)-засл. арт. РСФСР В. К. Данилов. Гл.
 художник - засл. арт. Казах. ССР - Б. М. Астахов. Т-р рассчитан на 750
 мест. А. Ив.
  ЗАПАШНЫЕ - семья советских цирковых артистов; партерные акробаты:
 Сергей Михайлович (р. 1926), Вальтер Михайлович (р. 1928), Анна
 Михайловна (р. 1936), Мстислав Михайлович (р. 1938), Игорь Михайлович
 (р. 1940), Нонна Сергеевна (р. 1947). 3. работают в цирке с детства,
 выступая в различных жанрах. В 1954 братья 3. создали номер
 "акробаты-вольтижёры", в к-ром исполняют ряд рекордных трюков (двойное
 сальто-мортале с рук на руки и др.). Номер отличается чёткостью
 композиц. построений, яркой актёрской выразительностью. С 1959 Мстислав
 Михайлович и Анна Михайловна выступают также с номером воздушные
 гимнасты". Вальтер Михайлович создал аттракцион с хищными животными. М.
 Зон.
  "ЗАПВ‚" (бирм. "за", от палийск. "джатака" - название легенды о жизни
 и перевоплощениях Будды и "пве"- зрелище, представление)- вид
 классического музыкально-драматического представления в Бирме. "З."
 возникли в древности, появились в Бирме с приходом буддизма (11-12 вв.
 н. э.). В этих представлениях сказались инд. и сиамское влияния.
 Содержание пьес "З." и отдельных сцен заимствовано из буддийских джатак,
 посвящено теме победы добра над злом. Эти представления традиционны и
 строго канонизированы, в них действуют короли и принцы, лукавые
 царедворцы, добрые и злые духи. В представлениях, посвящённых Будде,
 показаны егомногочисл. перевоплощения. Пьеса всегда имеет счастливый
 конец. В "З." чередуются комедийные и героич. сцены, используются
 диалог, монолог, пение и танцы.
  Обычно представление начинается ок. 9 часов вечера и продолжается до
 4 часов утра. В 2-3 часа ночи начинается главная танц. сцена
 "хюит-па-тва" (остаётся неизменной с давних времён), в к-рой два
 исполнителя - герой и героиня, танцуют красивый и сложный танец,
 насыщенный элементами акробатики, отличающийся скульптурностью поз,
 выразительностью рук п пальцев (часто танцовщица держит в руках веер).
 Представления сопровождаются оркестром бирм. инструментов (схаинг и
 др.). Участники представления "З." носят красивые, богатые костюмы.
 Исполнители ролей духов и животных гримируют лицо или надевают маски.
 Декорации обычно отсутствуют (кроме задника), поэтому герои пьесы
 рассказывают (или поют) об окружающей их обстановке. Актёры, участвующие
 в представлениях "З.", должны владеть иск-вом декламации, танца, пения,
 акробатики. Обучение их обычно начинают с детского возраста. Среди
 актёров прошлого: Аунгба-ла. Сейн Кадон, У По Сейн и др.; в 50-х гг. -
 Швей Man Тин Маун, У Сейн Аун Мин, M а Кин Вин Швей, Ма Кин Сейн, Ма
 Нгвей Я и др.
  Лит.: Bowers F., Theatre in the East, L.-[a. o., 1956]; S t e w a r t
 J. A., The Burmese drama, "Journal of the Burma Res. Soc.", Rangoon,
 1912, v. 2, с. 30-37; M a u n g E., The Burmese drama, там же, Rangoon,
 1918, v. 8, с. 33-38; Maung Htin Aung, Burmese drama. [L.], 1956. Св.
 M., О. О.
  "ЗАПИСКИ ПЕРЕДВИЖНОГО ОБЩЕДОСТУПНОГО ТЕАТРА" - русский журнал,
 издание петерб. Передвижного общедоступного т-ра (см. Первый передвижной
 драматический театр). Выходил в 1914 и в 1917-24, всего вышло 69
 номеров. В "Записках" подробно освещалась жизнь этого т-ра, а также
 публиковались статьи на общетеатр. и лит. темы, театр. хроника. С 1923
 назывался "Записки передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф.
 Скар-ской". Указатель содержания "Записок" (јј 1-50) имеется в "Записках
 передвижного театра...", 1923, ј 50. , С. Др. ЗАПОЛЬСКАЯ (Zapolska),
 Габриеля [псевдоним; другие псевд. - Снежко-Запольская, Жозеф Масков;
 наст. фам.- К о p в и н-П иотровская (Ког-win-Piotrowska)] [1857,
 Ки-верцы (под Луцком), - 17. XII. 1921, Львов] - польская писательница,
 драматург, актриса. Училась во Львове. Дебютировала на сцене
 любительского т-ра Варшавского благотворительного об-ва (1879). С
 1882актриса Краковского т-ра. В 1889-95 жила в Париже, выступала в т-рах
 Бульваров, Свободном т-ре (рук. Антуан), в т-ре "Творчество". Позднее -
 в т-рах Кракова, Львова. Гастролировала в Петербурге (1883 и 1897).
 Исполняла роли в пьесах Шекспира (Регина - "Король Лир", Виола -
 "Двенадцатая ночь"), Шиллера (Амалия - "Разбойники"), Словацкого
 (Хохлик-"Балладин"), Мицкевича (Рол-лисон-"Дзяды"). Но гл. место в
 актёрском творчестве 3. занимали образы женщин в пьесах Ибсена (Нора;
 Гина Экдаль - "Дикая утка"), Века (Клотильда - "Парижанка"), Л. Толстого
 (Анисья - "Власть тьмы") и др. Выступала в собственных пьесах: Малашка
 (о. п.), Елена и Мария ("Жабуся"), Виельгорская ("Тот") и др.
  Как драматург 3.- одна из талантливых представительниц натуралистич.
 школы в польск. т-ре. Основная тема её пьес - трагич судьба женщины в
 условиях бурж. общества - с большой дра-матич. силой раскрывается в
 пьесах "Кась-ка Кариатида" (1895, Варшава), "Панна Ма-личевская" (1910,
 Львов). С острым сарказмом 3. изобличает комедию бурж. брака в пьесах
 "Жабуся" (1897, Краков), "Агасфер" (1902, Краков), "Их четверо" (1907,
 Львов). В своей лучшей пьесе - трагикомедии "Мораль пани Дульской"
 (1906, Краков) 3. достигла большой силы сатирич. типизации, создала
 образ, олицетворяющий мещанскую ограниченность и лицемерие. Пьесы 3.
 широко вошли в репертуар т-ров Польши и за рубежом. "Мораль пани
 Дульской" ставилась в сов. т-рах (Киевском т-ре им. Леси Украинки, 1955,
 Центр, т-ре транспорта, Москва, 1956) и др. В 1881-97 выступала в
 периодич. печати со статьями о лит-ре и т-ре. В 1902-03 руководила
 организованной ею Школой драматич. иск-ва в Кракове.
  С о ч.: Пьесы, пер. с польск., [Сост., вступ, статья и примеч. Б.
 Ростоцкого], М, 1958; Utwory dramatyczne, Warsz. (многотомное изд.);
 Moralnosc pani Dulskiej. Kronika zycia i tworczosci, slowo wstepne J.
 Jakubowski, Warsz., 1955;
  Publicystyka, cz. 1-2, Wroclaw-Warsz., 1958-59.
  Лит.: Raszewski Z., Dzialalnosc teatralna Gabrieli Zapolskiej,
 Wroclaw, 1951. , Рост
  "ЗАПОРОЖЕЦ ЗА ДУНАЕМ" - опера С. Гул'-Ар те мо всього, его желибр.
 Пост. 14 апр. 1863, Мариинский т-р (дирижёр К. Лядов; Карась -
 Артемовский, Оксана - Леонова, Одарка - Лилеева, Андрий - Дюжиков,
 Селих-Ага - Живов, Ибрагим-Али - Матвеев). В 1864-65 ставилась в Москве
 в Большом т-ре (роль Карася исполнял автор). На укр. сцене впервые пост.
 в 1884 в Ростове-на-Дону (Карась - Кропивницкий, Одарка -
 Садовская-Барилоттп, Оксана - Заньковецкая, Андрий - Светлов-Стоян,
 Султан - Грицай). 27 нояб. 1915 пост. в Большом т-ре в пользу
 "Комитета-убежища для престарелых и лишённых способности к труду
 артистов моек. имп. т-ров и их семейств" (дирижёр Бакалейников; Карась -
 Цесевич, Андрий - Алчев-ский, Оксана - Калиновская, Одарка - Держинская,
 Султан - Павловский, Имам - Тихонов, Селих-Ага - Эрнст).
  На сов. сцене в новой ред. В. Йориша пост. 10 дек. 1934 Т-ром оперы и
 балета им. Шевченко, показана на декаде укр. иск-ва в Москве 11 марта
 1936 (дирижёр Йориш, реж. Ман-зий, худ. Хвостов, балетмейстеры Болотов и
 Вирский; Карась - Донец, Одарка - Литвиненко-Вольгемут,
 ОксанаЗахарченко, Андрий - Кипоренко-Даманский; Султан - Частий). В 1951
 пост. моек. Муз. т-ром им. Станиславского и Немировича-Данченко (новое
 либр, Г. Шипова, дирижёр Шавердов, пост. Камерницкого, режиссёры
 Гольдина и Эфрос, худ. Ершов, балетм. Варковицкий). Пост. в т-рах
 Харькова (1926, 1938), Куйбышева (1939, 1953), Горького (1939),
 Днепропетровска (1940), Алма-Аты (1941), Свердловска (1942), Фрунзе
 (1944), Баку (1944), Кишинёва (1946), Новосибирска (1946, 1954), Минска
 (1951), Душанбе (1953), Таллина (1954), Улан-Удэ (1954), Вильнюса (1955)
 и др. Ставилась и в самодеят. коллективах.
  Издания: "З. за Д.", клавир, СПБ, 1863; М., Муз-сектор Госиздата,
 1928; Кив, Мистецтво, 1954. //. Г р.
  ЗАПОРОЖСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЩОРСА (У к p а инский драматический театр им.
 Н. Щ о p с а) - основан в 1929 в Киеве. В труппу вошли В. Г. Магар, А.
 И. Морозова, Н. С. Бережная, В. П. Бережной, Л. К. Броневская и др. Был
 передвижным т-ром. В 1935-41 работала Житомире (назывался Житомирский
 муз. драм. т-р). В 1938 т-ру присвоено имя Н. Щорса. В 30-х гг. пост.
 спектакли:
  "Платон Кречет" (1936); "Щорс" Дольд-Михайлика, "Богдан Хмельницкий"
 Корнейчука, "Бурлак" Кар-пенко-Карого (1937), "Овечий источник" (1939).
 С 1944 работает в Запорожье. Спектакли 40-50-х гг.:
  "В степях Украины" (1946), "Гибель эскадры" (1953); "Семья" Попова
 (1947), "Профессор Буйко" Баша (1949), "Вей, ветерок!" Райниса (1952),
 "Хозяин" Карпенко-Карого (1946), "Коварство и любовь" (1948);
 "Украденное счастье" Франко (1956), "В воскресенье рано зелье собирала"
 по О. Кобылянской (1955), "Любовь сильных" Ребро и Захарова (1958, о
 борьбе комсомольцев Запорожья в годы Отечеств. войны). Особенно удаются
 т-ру масштабные (с широкоплановыми массовыми сценами) героич. спектакли
 о борьбе народа ("Щорс", "Гибель эскадры" и др.). В составе труппы
 (1962): нар. арт. УССР А. И. Морозова, засл. арт. УССР Г. И. Дамаскин,
 С. Ф. Рунцова, И. В. Богаченко, В. Г. Сохацкий, В. М. Ефимов, М. П.
 Хорош. Гл. реж. т-ра (с 1929) - нар. арт. СССР В. Г. Магар, гл. художник
 - В. Ф. Терещенко.
  Лит.: Укранський драматичний театр. Нариси в Укра-нськ. радяньск.
 драм. театру, т. 2, Кив, 1959. С. Б.
  ЗАРАНЕК, Стефания Анатольевна [10(23).1Х.1904- 17.1.1962]- советский
 композитор. Окончила Ленингр. консерваторию в 1925 по классу фортепьяно,
 в 1926-по классу композиции (М. О. Штейнберга). В 1926-36
 3.преподаватель той же консерватории. Написала балеты "Чудесная фата"
 (1947, Ленингр. Малый оперный т-р), "Мечта" (1947, Т-р оперы и балета
 им. Кирова) и др.; оперетты: "Ч есть мундира" (1938, Иванове),
 "Счастливый путь" (1940, Хабаровск), "Золотой фонтан" (совм. с М.
 Воловац; 1949, Ленингр. т-р музкомедии) и др.; музыку к спектаклю "Кот в
 сапогах" Макарьева и Далина (1940, ЛенТЮЗ) и др.
  ЗАРДАБЙ [наст. фам.- Медиков (Мелик-з а д е)], Гасан-бек Салимбек
 оглы (12.Х?.1837-28. XI. 1907) - азербайджанский театральный деятель. В
 1865 окончил Моск. ун-т (физико-математич. ф-т). Создатель первой азерб.
 газ. "Экинчи" ("Пахарь", 1875). Видный публицист, просветитель-демократ,
 учёный-дарвинист, обществ, деятель. 3. оказал большое влияние на
 развитие передовой обществ, мысли в Азербайджане. Был одним из
 основоположников нац. театр. иск-ва. Считая, что "театр является мощным
 рычагом для развития народа", 3. в марте 1873 совм. со своими учениками
 - будущими драматургами Н. Везировым, А. Адигезаловым организовал пост.
 в Баку (на сцене местного реального уч-ща) комедий "Гаджи Кара" и "Везир
 ленкоранского ханства" Ахундова. В 1882 создал коллектив любителей,
 ставивших спектакли на азерб. яз., в т. ч. "Ревизор", в 1897 - первую
 "мусульманскую драматич. труппу", положившую начало возникновению азерб.
 профессионального т-ра.
  С о ч.: h э с э н 6aj 3 э р д а о и, Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1960.
  Лит.: Гусейнов Г., Из истории общественной и философской мысли в
 Азербайджане XIX в., Баку, 1958;
  Мамедов Ш.Ф., Мировоззрение Гасан-бека Меликова-Зардаби, М., 1960. К,
 Кае.
  ЗАРДАЛИШВЙЛИ, Юза Францевич (20.Х?.1883- l3. V.I 943) - грузинский
 советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1940). Сценич. деятельность начал
 в 1907. Работал в груз. т-рах Кутаиса, Тифлиса. После установления в
 Грузии Сов. власти 3. был назначен комиссаром всех тбилисских т-ров, а
 затем комиссаром Т-ра им. Руставели. Последователь школ В.
 Алекси-Мес-хишвили, 3. создал на сцене Т-ра им. Руставели и Кутаисского
 т-ра темпераментные, героико-роман-тич. образы: Леван Химшиашвили
 ("Родина" Д. Эрис-тави), Солейман ("Измена" Сумбатова-Южина),
 Ква-булидзе ("Патара Кахи" Церетели), Чацкий, Гамлет; Уриэль Акоста (о.
 п. Гуцкова), Франц Моор и др. М, Гог.
  ЗАРИНЬ, Маргер Оттович [р. 11(24). V.I 910] - советский латышский
 композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1955). В 1928 окончил
 Педагогич. ин-т в Елгаве. Музыке учился в 1929-36 в Рижской
 консерватории (класс композиции Я. Витола). В 1940-50 работал дирижёром
 и муз. руководителем Художеств. т-ра им. Райниса в Риге. 3. принадлежат:
 оперы "Барин и гусляр" ("Хозяин и музыкант") (соч. 1939), "К новому
 берегу" по роману В. Лациса (1955, Т-р оперы и балета Латв. ССР, Респ.
 пр. Латв. ССР, 1958), комич. опера "Зелёная мельница" по роману Е.
 Ян-шевского (1958, там же), музыка к спектаклям (св. 50) "Огонь и ночь",
 "Золотой конь" Райниса, "Спартак" Упита, "Майя и Пайя" Бригадере и др.,
 а также симф., камерно-инструмент., вок. соч. В сценич. произв. 3., как
 и во всём его творчестве, проявились глубокий интерес композитора к
 музыкальному фольклору, новаторские тенденции. Особенно выразительны
 оперные хоры. 3. дописал окончание и отредактировал оперу Я. Медыня
 "Земдеги" (1950; Гос. пр. СССР, 1950).
  Лит.: Stumbre S., М. Zarina opera, "Uz jauno kras-tu", Riga, 1956;
 Stumbre S.,M. Zarina opera "Zalas dzir-navas", Riga, 1960; KrasinskaL.,
 Margeris Zarins, Riga, 1960. Я. В. ЗАРИФЯН, Ованес Геворкович
 [23.111(4.IV).1879- 29.VII.1937] - армянский актёр. Сценич. деятельность
 начал в 1897 в Александрополе (ныне Ленинакан, Арм. ССР) и уже в 1900-х
 гг. приобрёл широкую популярность. Играл разнохарактерные роли (гл. обр.
 в драмах и трагедиях), достигал высокого мастерства перевоплощения,
 обладал сильным драматич. темпераментом, глубоко раскрывал идейное
 содержание пьес. Значительные трагедийные образы создал в -пьесах
 Шекспира. В своём творчестве 3. претворял реалистич. принципы Художеств.
 т-ра.
  Роли: Гамлет, Отелло; Уриэль Акоста (о.п. Гуцкова), Даниел ("Злой
 дух" Ширванзаде), отец Игумен ("Старые боги" Шанта), Багдасар ("Дядя
 Багдасар" Пароняна). В 1920 уехал в Америку, играл в т-рах арм. колоний.
 С. Мел.
  ЗАРНЙЦКАЯ (наст. фам. -Азгуриди), Еф-росиния Филипповна [4(16). II.
 1867, Одесса,- 30. VI.1936, Голта, ныне Первомайск Одесской обл.] -
 украинская актриса. Принадлежит к числу крупнейших деятелей укр. т-ра
 19-20 вв.Окончила муз. школу Об-ва изящных иск-в (Одесса, 1886). На
 проф. сцене впервые выступила в 1889 в роли Кулины ("Черноморцы"
 Старицкого) в труппе М. Л. Кропивницкого, от к-рого восприняла
 реалистич. традиции и демократич. направленность творчества. В 1894-1912
 работала в различных укр. труппах, в нач. 20-х гг. выступала в
 агитбригадах, обслуживающих Красную Армию. В 1919-24 - актриса Петрогр.
 укр. т-ра им. Шевченко, в 1927-30 - Харьковского Краснозаводского т-ра.
 Искренность и эмоциональность игры 3. заставляла зрителей глубоко
 переживать трагич. судьбу Харитины ("Наймычка" Карпенко-Карого), Натальи
 ("Лимеривна" Мирного); актриса передавала заразительное веселье
 Цвиркунки и страстные чувства Азы ("Черноморцы", "Цыганка Аза"
 Старицкого). Одарённая красивым, хорошо поставленным голосом (сопрано),
 3. с успехом исполняла укр. нар. песни и оперные партии - Оксана
 ("Запорожец за Дунаем"), Наталка ("Наталка-Полтавка"). Выступала также в
 опереттах: Серполетта ("Корневильские колокола" План-кета), Кристина
 ("Продавец птиц" Целлера). 3. использовала пение и танец для передачи
 душевного состояния своих героинь. Её игра была проникнута лиричностью и
 музыкальностью. *
  Лит.: Марьяненко И., Прошлое украинского театра. Воспоминания, М.,
 1954 (на укр. яз., К., 1953);
  Йосипенко М., Е. П. Зарницька. 1867-1936, "Театр", Кшв, 1936, .ј1. Е.
 Хл.
  ЗАРУБ‚ЕВ, Василий Григорьевич [р. 15(28).VI. 1908] - русский
 советский артист оперетты. Засл. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич.
 партии с 1928. Муз. образование получил в Моск. муз. техникуме им.
 Скрябина (1927-30, класс М. В. Лапицкой и М. К. Максакова) и ГИТИСе
 (1930-35, муз.-драм. отделение). С 1929, работает в Моск. т-ре оперетты.
 В репертуаре 3.- характерные роли.
  Роли: Назар Дума ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Новиков
 ("На берегу Амура" Блантера), Смуров ("Табачный капитан" Щербачёва),
 Сандро ("Золотая долина" Дунаевского), Яков Бурмак, Чезаре, Бубликов
 ("Беспокойное счастье", "Поцелуй Чаниты", "Фонари-фонарики" Милютина),
 Павел Куликов ("Самое заветное" Соловьёва-Седого), Дребеднёв ("Москва,
 Черёмушки" Шостаковича), Парид-жи ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Михаль
 ("Цыганская любовь" Легара).
  Лит.' Грошева Е., Образы и маски, "Театр", 1948, М 11, с. 21-26. А.
 Ив. ЗАРУБИНА, Ирина Петровна (р. 9. IV. 1907) - русская советская
 актриса. Нар. арт. РСФСР (1951) и Тадж. ССР (1944). Окончила Ин-т
 сценич.иск-в.В1921-35 играла в Ленингр. т-ре Пролеткульта и Т-ре им.
  Л ОСПС; создала сочные, темпераментные образы Лушки ("Поднятая
 целина" по Шолохову), Варвары ("Разгром" по Фадееву), Варвары ("Гроза").
 С 1935 - актриса Ленингр. т-ра Комедии. Комедийное дарование 3., её
 умение выразительно характеризовать женщин из народа определило
 исполнение ролей Марии ("Двенадцатая ночь"); Марселы ("Собака на сене"
 Лопе де Вега), Фроси ("Сын народа" Германа), Павлины ("Поют жаворонки"
 Крапивы), Дуси ("Старые друзья" Малюгина). Сердечностью, юмором,
 душевной щедростью рус. женщины проникнут образ жены волшебника
 ("Обыкновенное чудо" Шварца); яркими сатирич. красками рисует 3. образы
 Евгении ("На бойком месте" Островского), Анны Андреевны ("Ревизор"),
 Надежды Петровны ("Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину), Марии
 Александровны ("Дядюшкин сон" по Достоевскому), миссис Уоррен
 ("Профессия миссис Уоррен" Шоу) и др. С 1924 3. снимается в кино
 (Варвара - "Гроза", Наталья - "Подруги", Ефросинья - "Пётр Первый" и
 др.).
  Лит.: Метальников В., Ирина Зарубина..., Л." 1939; И. П. Зарубина,
 "Театральный Ленинград", 1957, 1-8, янв., ј 1. С. Др.
  ЗАРУДНАЯ (Зарудная-Иванова), Варвара Михайловна [5 (17). XII.
 1857-14. III. 1939] - русская советская артистка оперы (лирическое
 сопрано) и педагог. Пению училась в муз. уч-ще в Харькове. В 1882
 окончила Петерб. консерваторию по классу К. Эверарди. В 1883-93 пела в
 Тифлисе. Была первой исполнительницей партий Руфи и Зорайи ("Руфь" и
 "Азра" М. М. Ипполитова-Иванова). Среди др. партий: Мария, Кума
 ("Мазепа", "Чародейка" Чайковского), Татьяна, Ярославна, Джильда и др.
 3. обладала большой музыкальностью и звучным голосом широкого диапазона.
 Исполняла партии лирич. и драматич. сопрано. Вок. и сценич. дарование 3.
 высоко ценил П. И. Чайковский. Вместе с Ипполитовым-Ивановым (её мужем с

<< Пред.           стр. 300 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу