<< Пред.           стр. 301 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 1883) участвовала в организации Тифлисского муз. уч-ща. Принимала также
 участие в муз. собраниях у М. А. Балакирева, А. П. Бородина, Н. А.
 Римского-Корсакова. В 1893-1924 3.- проф. Моск. консерватории. Среди
 учеников 3.: В. Н. Петрова-Званцева, Е. Е. Егоров, Е. В. Колосова, К. Г.
 Арле-Тиц и др.
  Лит.: Ипполитов-Иванов М.М., 50 лет русской музыки в моих
 воспоминаниях, М., 1934; "Советская музыка", 1939, ј 3, с. 121.
  ЗАРЯДНЫЙ, Николай Яковлевич (р. 20. VIII. 1921)-украинский советский
 драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1948. Учился в Укр. комму нистич.
 ин-те журналистики в Харькове (1939-41). Работая в газетах
 "Ворошиловградская правда", "Винницкая правда" (с 1945), 3. познакомился
 с жизнью и бытом колхозного села, получившими отражение в его
 творчестве. В 1950 написал первую пьесу "Весна", пост. Винницким укр.
 муз.-драм. т-ром им. Садовского. Последующие пьесы: "Большое поручение"
 (1951), "На крутых берегах" (1953), "Прилетают журавли" (1954), "Ночь и
 пламя" (1957), "Весёлка" (1958), "Если ты любишь..." (1959), "Мёртвый
 бог" ("Чужой дом", 1960), "Антей" ("Сыновья идут дальше", 1961). Пьесы
 3. посвящены актуальным проблемам современности, они отражают социальные
 преобразования в стране, творч. труд сов. людей, формирование человека
 нового общества. Пьесы 3. ставятся в Винницком и др. т-рах Украины.
 "Весёлка" и "Антей" были пост. в т-рах Ленинграда, Москвы, Киева и др.
 городов. Р. Б.
  ЗАРХИ, Натан Абрамович (1900-17.VII.1935) - русский советский
 киносценарист и драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1935). Пьеса .3.
 "Улица радости" (1932, Т-р Революции, реж. Шлепянов; Спавента-Астангов,
 Рубинчик - Штраух, Мексон - Белокуров, Кикси - Глизер) изображает жизнь
 амер. бедноты, с глубоким лиризмом раскрывает тему пролетарской
 солидарности и в то же время обличает мещанские нравы и консерватизм
 англ. буржуа. "Улица радости" была одной из самых популярных сов. пьес
 начала 30-х гг., с успехом шла во мн. т-рах страны. По сценариям 3. реж.
 В. И. Пудовкиным пост. фильмы "Мать" (экранизация романа М. Горького;
 1925), "Конец Санкт-Петербурга" (1926) и др. Соч.: Улица радости, М.,
 1938 , 1940. Лит.: А л п е р с Б., Натан Зархи, в кн*. Зархи Н."
 Сценарии, М.-Л., 1938. К. Р.
  "ЗАРЯ" (болг. - "З о р а") - болгарский театр. Осн. в 1894 в Софии в
 результате реорганизации полу-проф. труппы "Театральное товарищество им.
 Басила Левского". Работал как передвижной. Руководителем и организатором
 т-ра был актёр Б. Пожаров. В труппе т-ра начинал свою творч.
 деятельность нар. арт. НРБ К. Сарафов,работали известные болг. актёры Р.
 Попова, П. Стойчев, Н. Штырбанов, перешедшие позже в труппу т-ра "Слеза
 и смех". В репертуаре т-ра были патриотические пьесы прогрессивных болг.
 драматургов -"Стефан Караджа" Станчева, "Руска" Вазо-ва, "Нванко"
 Друмева, а также "Рюи Блаз" Гюго, "Поклонение кресту" Кальдерона и др.
 Закрылся в 1897. Аг. М.
  "ЗАРЯ" - опера К. В. Молчанове., либр. С. Л. Северцева по мотивам
 пьесы Б. А. Лавренёва "Разлом"). Пост. 14 февр. 1956, Пермский т-р оперы
 и балета (дирижёр Шморгонер, пост. Келлер, худ. Кузьмин; Годун - Лемза,
 капитан Берсенев -Попов, Татьяна - Сильвестрова, Ксения - Селиванова,
 лейтенант Штубе - Гаврилкин, полковник Ярцев - Бойкиня, поручик Полевой
 - Гончаренко, Алёша Бодров - Губе), моек. Муз. т-р им. Станиславского и
 Немировича-Данченко (1956), Одесский т-р оперы и балета (1957);
 Плов-дивская нар. опера (Болгария, 1961).
  Издания: "З.", клавир, М., "Советский композитор", 1959. Я. Гр.
  ЗАРЯН, Наири Егиазарович [р. 31.XII.1900(13.1. 1901)] - армянский
 советский поэт, прозаик, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1930. Деп.
 Верх. Совета Арм. ССР 1951 и 1954. Окончил филологич. ф-т Ереванского
 ун-та (1927). В 1931-33 учился в аспирантуре Гос. академии
 искусствознания (ГАИС). Автор пьес "У родника" (1947), "Опытное поле"
 (1953), посвящённых современности, утверждению прогрессивных тенденций,
 осмеиванию недостатков. В трагедии "Ара прекрасный" (1944) 3. по-новому
 осмысливает древнюю легенду, утверждает тему бессмертия народа. Пьесы 3.
 шли в т-рах им. Сундукяна в Ереване, им. Мравяна в Ленинакане, им.
 Шаумяна в Тбилиси и в др. арм. т-рах.
  Лит.: Агабабян С., Наири Зарян, Ереван, 1954 на арм. яз.); Севак Г.,
 Трагедия Наири Заряна "Ара Прекрасный", в кн.: Научн. труды (Ереванск.
 гос. ун-та). Серия филолог, наук, т. 42, Ереван, 1954 (на арм. яз.). Б.
 А.
  ЗАРЯН, Рубен Варосович [р. 1(14).IX.1909] - армянский советский
 театральный критик, театровед и литературовед, засл. деят. иск-в Арм.
 ССР (1961), доктор искусствоведения (1961). Чл. Комму нистич. партии с
 1942. В 1936 окончил филологич. ф-т Ереванского ун-та. Лит. деятельность
 начал в 1933. Театр. критикой занимается с 1942. Автор книг:
 "Театральные портреты" (1956; о творчестве артисток Асмик, О. Гулазян и
 А. Восканян), "Сирануйш" (1956) и "Адамян" (2 тт., 1960-61). С 1948
 ведёт педагогич. работу (по истории арм. т-ра) в Ереванском
 художествен-но-театр. ин-те (с 1949-доцент). С 1958 - директор Ин-та
 пск-в АН Арм. ССР
  ЗАС‚ЦКИЙ, Пётр Иванович (1899-1941) - русский советский артист оперы
 (тенор). Нар. арт. БССР (1940). Учился в Саратовской консерватории.
 Дебютировал в оперном т-ре Ростова-на-Дону в 1920. До 1924 работал в
 Оперной студии Станиславского и в Большом т-ре. В 1924-37 - солист
 ленингр. оперных т-ров. В 1937-41 пел в Т-ре оперы и балета в Минске,
 где создал яркие образы в операх белорус. композиторов: Савка Мильгун
 ("В пущах Полесья" Богатырёва), Мартин ("Михась Подгорный" Тикоцкого),
 Микита ("Цветок счастья" Туренкова). 3. обладал ярким актёрским
 талантом, естественной и простой манерой исполнения.
  Партии: Педрило, Дон Базилио ("Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро"
 Моцарта), Вася ("За красный Петроград" Гладковского и Пруссака), Мишук
 ("Тихий Дон"), Иван, Сергей ("Нос", "Леди Макбет Мценского уезда"
 Шостаковича), Чекалинский ("Пиковая дама"), Трике ("Евгений Онегин"),
 Бобыль ("Снегурочка"), Каюс ("Фальстаф" Верди), Сполетта ("Тоска").
  Лит.: Богданов-Березовский В. М., Ленинградский гос. академич. театр
 оперы и балета им. С М Кирова, Л.-М., 1959, с. 112.
  ЗАСЛАВСКИЙ, Семён (Самуил) Аронович [p.31.V(13. VI).1910] - русский
 советский композитор. В 1938 окончил Ленингр. консерваторию (класс
 композиции П. Б. Рязанова и М. А. Юдина). В 1941-44 3.- зав. муз. частью
 Иркутского т-ра, в 1945-46 - гл. дирижёр Одесского т-ра музкомедии. С
 1955 3. живёт в Москве. Автор муз. комедий "Сын моря" (1932,
 Рос-тов-на-Дону, Т-р музкомедии), "Соловьиный сад" (1938, Харьковский
 т-р музкомедии), "Зелёный шум" (1939, там же), "Искатели сокровищ"
 (1941, Ростов-на-Дону, Т-р музкомедии), "Под небом Праги" (1942,
 Иркутский т-р музкомедии), "Славянка" (1947, Ростов-на-Дону, Т-р
 музкомедии), "Мария" (1947, Харьковский т-р музкомедии), "Счастливый
 соперник" (1951), музыки к спектаклям и др. соч.
  ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ Республики-см. Почётные звания.
  ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ - см. Почётные звания.
  ЗАСТОЛЬНАЯ ПЕСНЯ в о п е р е - см. Бриндизи.
  "ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА В ГРУЗИИ"- пьеса 3. Н Антонова.Соч. 1852 (на груз.
 яз.). Первая пост. 12 янв. 1853Г?) в Тифлисе. Впоследствии прочно вошла
 в репертуар груз. сцены.
  Первая пост. "З. с. в Г." на сов. груз. сцене - 2 янв. 1923, Т-р им.
 Руставели (реж. Марджанишвили, худ. Сида-мон-Эристави; Минасов -
 Абашидзе, Геурк - Н. Гоци-ридзе, Ненэ - Черкезишвили, Рипсимэ -
 Джавахишвили, Чишмаков - Васадзе, Иванэ - Зурабишвили, "Русский
 чиновник" - А. И. Южин); 1933, Т-р им. Марджанишвили (реж. Антадзе, худ.
 Ахвледиани; Ненэ -Черкезишвили, Чишмаков - Годзиашвили, Ивана -
 Шавгулидзе, "Русский чиновник" - Гамбашидзе).
  Издания: Первая публикация пьесы - 1853, в изд, 1851-54 гг. (на груз.
 яз.); послед, изд.: "Сочинения Зураба Антонова", Тифлис, 1876 и Тбилиси,
 1955 (на груз. яз.). Лит.: Бухникашвили Г., Театр Георгия Эрис-тави,
 Тбилиси, 1948; Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1954; "Театр",
 М., 1939, ј 11-12. А Шн
  ЗАТЫРК‚ВИЧ-КАРПЙНСКАЯ, Анна Петровна [10(22).1.1856, Срибно на
 Полтавщине,- 19.IX.1921, Ромны] - украинская актриса. Род. в семье
 помещика. В 1882 выступала в любительском кружке в Ромнах, близ усадьбы
 её мужа, помещика Затыркевича; играла роли Татьяны ("Солдат-чародей"
 Котляревского) и Дарьи ("Сватанье на Гон-чаровке" Квитки-Основьянен-ко).
 В 1883, расставшись с мужем, поступила в труппу М. Л. Кропивницкого, где
 режиссировал М. П. Стариц-кии. После дебюта в роли Секлеты ("Как колбаса
 и чарка" Старицкого) З.-К. остаётся в этой труппе (до 1892), играет роли
 комич. старух и весёлых бойких молодок. Позднее работала в труппе
  Н. К. Садовского (1892-97), О. 3. Суслова, Т. П. Ко-лесниченко. З.-К.
 принадлежит к славной плеяде таких выдающихся'деятелей укр. т-ра, как
 М.Л. Кро-пивницкий, М. К. Заньковецкая, Н. К. Садовский, П. К.
 Саксаганский и др., к-рые были её партнёрами и единомышленниками в
 творчестве. Игра З.-К. отличалась простотой и естественностью. Глубокое
 знание жизни народа определило правдивость, яркую характерность
 создаваемых актрисой образов, а изучение быта помещиков способствовало
 типичности сатирич. характеристик (Аграфена Степановна
 -"Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко). Играя нек-рые роли по
 нескольку лет, З.-К. каждый раз придавала своим героиням новые,
 подсказанные жизнью черты. Сценич. образы З.-К. были отмечены жанровой
 определённостью, сочностью и обаянием. Лучшие из них: Рындычка, Фёкла,
 Стеха, Гапка, Яцыха ("По ревизии", "Пока солнце взойдёт, роса очи
 выест", "Мироед, или паук", "Зайди голова", "Залёты соцкого Мусия"
 Кропивницкого), Анна ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Лимеривна (о. п.
 Мирного), Сек-лета ("За двумя зайцами" Старицкого), Стеха ("Назар
 Стодоля" Шевченко) и др. В 1919-20 играла в Нар. т-ре в Киеве,
 участвовала в спектаклях для частей Красной Армии.
  Лит.: Д ? б p о в е и к о М., Г. П. Затиркевич-Карпин-ська, Кив,
 1956; Марьяненко И., Прошлое украинского театра. Воспоминания, М., 1954,
 с. 102-107 (на укр. яз., Кив, 1953). ff, Д
  ЗАУЭР (Sauer), Оскар (5.XII.1856-3.IV.1918) - немецкий актёр.
 Дебютировал в т-ре г. Оснабрюка в 1877, затем играл в т-рах Крефельда,
 Лигница, Гёр-лица, Данцига и др. Выступал в трагедиях, играл комедийные
 и характерные роли. 3. обладал сильным красивым голосом (исполнял в
 оперетте роли любовников-фатов). В 1885 играл в берлинском т-ре
 "Шау-шпильхауз". В 1890-96, 1904-13 - актёр "Лессинг-т-ра", в 1896-1904
 - Нем. т-ра. В то время как реа-листич. традиции в нем. сценич. нск-ве
 всё больше уступали место неоромантич. и символистским исканиям, 3.
 стремился остаться на позициях психологич. реализма. Играя в пьесах,
 содержащих натуралистич. тенденции, 3. создавал образы, глубоко
 раскрывающие чувства героев. Тщательно отделывая детали роли, актёр в то
 же время не останавливался на бытовых мелочах, стремился создавать
 обобщённые ти-пич. образы. Иронией, острой сатиричностью было проникнуто
 исполнение им ролей советника фон Келлера ("Родина" Зудермана) и
 чиновника Верхана ("Бобровая шуба" Гауптмана). С тонким комизмом играл
 3. роль св. Антония ("Чудо св. Антония" Метерлин-ка). Большим успехом
 пользовался в пьесах Гауптмана - Иоганн ("Одинокие"), Михаэль Крамер (о.
 п.), Зибенхаар ("Воз-чик Геншель"), старик Бернд ("Роза Бернд"), и
 Ибсена - Верле ("Дикая утка"), Петер Штокман ("Враг народа"), Пастор
 Мандерс ("Привидения"); Ульрих Брендель ("Росмер-схольм"), Бракк ("Гедда
 Габлер") и др.
  Лит.: J а с о b s о h n S. О., Sauer, В., 1926; B a b I., H a n d l
 W., Deutsche Schauspieler, [B.J, 1908. ff. ff.
  ЗАФАРЙ, Гулям (1889-1944) - узбекский драматург. Один из
 основоположников жанра нац. муз. драмы. Первые пьесы ("Фиалка" и др.) 3.
 написал в 1915-16 и подобрал к ним нар. музыку. В первые годы Сов.
 власти 3. написал ряд небольших муз. пьес, к-рые называл "маленькими
 операми" ("Дети свободы", "Весна", "Туйгун-ой", "Плохой товарищ" и др.).
 Пьесы носят нравоучительный характер, показывают преимущества
 просвещения и т. п. Лучшие "малень-кие оперы" - "Дети свободы", "Весна"
 -отличаются светлым колоритом, прославляют весеннее цветение природы,
 любовь, воспроизводят нар. обряды. В этих операх 3. использовал
 популярные нар. мелодии. Мировоззрение 3. было ограничено
 просветительством. Это сказалось и в лучшем произведении 3.- муз. драме
 "Халима" (1-й вариант написан в 1919), в к-рой писатель осуждает законы
 шариата, но его положит. герои не способны на активный протест и
 становятся жертвами обстоятельств. "Халима" пост. труппой им. К. Маркса
 (1920) и др. коллективами республики. Т. Т.
  3AXABA, Борис Евгеньевич [p.l2(24).V.1896J- русский советский
 режиссёр, актёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1946). Профессор (1939). Чл.
 Комму-нистич. партии с 1943. В 1913, будучи студентом Моск. коммерч.
 ин-та, вступил в студенческий драм. кружок, руководимый Е. Б.
 Вахтанговым; первая роль - студент Евгений ("Усадьба Паниных" Зайцева,
 1914). Кружок, преобразованный в студию, положил начало будущему Т-ру
 им. Евг. Вахтангова (см. Вахтангова имени театр), с к-рым неразрывно
 связана творч. деятельность 3. Под непосредств. руководством Вахтангова
 3. начал свою актёрскую, режиссёрскую и педагогич. работу. Первые роли
 были им сыграны в пост. Вахтангова: Доктор ("Чудо святого Антония"
 Метерлинка, 1918), хан Тимур ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922).
  Принимал участие в пост. спектакля "Принцесса Турандот". Среди ролей
 3.: Грознов ("Правда-хорошо, а счастье лучше" Островского, 1923), земец
 Ще-котов ("На крови" Мстиславского, 1928), Василий Достигаев ("Егор
 Булычев и другие" Горького, 1932), Дудукин ("Без вины виноватые"
 Островского, 1937), Василий Шуйский ("Великий государь" Соловьёва, 1945)
 и др. Чётко определяя характерные черты сценич. героя, его социальную
 природу, 3. находил индивидуальные краски, меткие сценич.
 характеристики. В 1923-25, одновременно с работой в Т-ре им. Вахтангова,
 был актёром Т-ра им. Мейерхольда; сыграл здесь роли Восмибратова ("Лес",
 1924), Председателя палаты депутатов ("Д. Е." по Эренбургу и Келлерману,
 1925), Ван-Кампердафа ("Учитель Бубус" Файко, 1925).
  Первая самостоят, режиссёрская работа 3.- "Прав-да - хорошо, а
 счастье лучше" Островского (1923, Т-р им. Вахтангова). На сцене Т-ра им.
 Вахтангова 3. пост. ряд спектаклей, занявших значит, место в истории
 этого театра: "Барсуки" Леонова (1927), "Аристократы" (1935), "Ревизор"
 (1939); "Великий государь" Соловьёва (1945), "Молодая гвардия" (1947);
 "Первые радости" Федина (1950), "Гамлет" (1958, совм. с Астанговым) и
 др. Особое значение для режиссёрского творчества 3. имела его работа над
 пьесами Горького - "Егор Булычев и другие" (1932) и "Достигаев и другие"
 (1933). Спектакль "Егор Булычев и другие", впервые пост. 3. с Щукиным в
 заглавной роли, явился выдающимся театр. событием (возобн. в 1951, Гос.
 пр. СССР, 1952). Последователь творч. метода Вахтангова, знаток системы
 Станиславского 3. в работе с актёрами стремится к глубокому раскрытию
 человеческих характеров, их взаимоотношений.
  3. пост. также спектакли: "Егор Булычев и дру-гие"вТ-реим. Сундукянав
 Ереване (1933 и 1952), "Достигаев и другие" в Свердловском т-ре (1934),
 "Нашествие" в Омском т-ре (1942), "Чайка" в Куйбышевском т-ре (1960).
  Педагогич. деятельность 3. начал в 1917 как преподаватель в
 Школе-студии Вахтангова. С 1925 - руководит школой Т-ра им. Вахтангова
 (ныне театр. уч-ще им. Щукина; 3. является его ректором). Преподавал
 актёрское и режиссёрское мастерство и в др. учебных заведениях: в Узб.
 студии в Москве (1927-30), в ЦЕТЕТИС (1932-34), в Гос. ин-те
 кинематографии (1937-40), в ГИТИСе (1944-49), где руководил кафедрой
 режиссуры. Автор статей по теории актёрского и режиссёрского иск-ва,
 театр. педагогике.
  Соч.: Вахтангов и его студия, 2 изд.. Л., 1927; Творческий путь
 Вахтангова, в кн.: Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, М.-Л., 1939;
 Выводы из опыта, в сб.: Работа режиссёра над советской пьесой, М-Л"
 1950; О природе актёрского искусства, "Театр", 1950, ј 12; О сценическом
 действии, там же, 1951, .ј 3; Об основах воспитания актёра, там же,
 1953, ј 2; О специфике театрального искусства, там же, 1953, ј 5; Актёр
 готовится к репетиции, там же, 1958, ј 7; Три проблемы, в сб.: Наследие
 Станиславского и практика советского театра, М., 1953; Режиссёрский
 комментарий к пьесе Горького "Егор Булычев и другие", в сб.: Работа
 режиссёра над советской пьесой, М., 1952;
  Москва - Авиньон, "Знамя", 1958, ј 2; Сила и слабость театра Брехта,
 "Знамя", 1957, ј 8.
  Лит.: Театр им. Евг. Вахтангова. 20 лет, М., 1946; "Театр", 1957, ј
 4, с. 160. Л. В.
  ЗАХАРОВ, Ростислав Владимирович [р. 25.VIII (7. IX). 1907] - русский
 советский балетмейстер и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1951) и Казах. ССР
 (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Окончил Ленингр. хо-реографич.
 уч-ще (1926) и режиссёрское отделение Ленингр. театр. техникума (1932).
 В 1934-35 - балетмейстер Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. В
 1936-39 - руководитель балетной труппы Большого т-ра, в 1936-56 -
 балетмейстер и оперный режиссёр Большого т-ра. 3. пост. балеты:
 "Бахчисарайский фонтан" (1934, Т-р оперы и балета им. Кирова; 1936,
 Большой т-р; 1952, Будапешт; 1955, Прага; 1958, Хельсинки; 1958,
 Алма-Ата; 1961, Белград), "Кавказский пленник" и "Барышня-крестьянка"
 Асафьева (1938, 1946, Большой т-р), "Медный всадник" (1949, Большой т-р
 и в Ленинграде), "Дон Кихот" (нов. ред. на основе пост. Горского -1940,
 Большой т-р), "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого (1941, Большой т-р),
 "Золушка" (1945, Большой т-р, Гос. пр. СССР, 1946; 1957, Хельсинки),
 "Красный мак" ("Красный цветок") (нов. ред.-1949, Т-р оперы и балета им.
 Кирова), "Дорогой дружбы" Тлен-диева (совм. с Абировым, 1958, Алма-Ата),
 "Лебединое озеро" (нов. ред.-1962, Загреб) и др. В своей первой пост.
 балета "Бахчисарайский фонтан" 3. положил начало сов. хореографич.
 "пушкиниане". Творчество 3. способствовало утверждению реалистич.
 направленности сов. балетного иск-ва (обращение к идейно-значительным
 сюжетам, углубление режиссёрского и актёрского мастерства, усиление роли
 драматургии, средств реалистич. характеристики балетных образов).
  3. выступал также как оперный режиссёр, пост. оперы: "Руслан и
 Людмила" (1937, Большой т-р; 1956, Прага), "Кармен" (1943, Большой т-р;
 возобн. 1953, там же), "Вильгельм Телль" Россини (1942, Большой т-р;
  Гос. пр. СССР, 1941). Ставил танцы в операх: "Руслан и Людмила",
 "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Фауст", "Аида" и др. 3.
 был художеств. руководителем и консультантом декад нац. иск-ва и лит-ры
 (Туркм. ССР, Тат. АССР, Казах. ССР, Тадж. ССР, Укр.
  ' ССР и Карельской АССР). В 1942-45 руководил Эксперимент, театр.
 студией (с драм., вок. и хорео-графич. отделениями). С 1927 ведёт
 педагогия, работу; в 1945-47 - директор и художеств. руководитель Моск.
 хореографич. уч-ща, с 1946 возглавляет кафедру хореографии в ГИТИСе (с
 1951- профессор). Среди учеников 3.-деятели сов. и зарубежного балетного
 т-ра: И. Смирнов, Г. Валамат-Заде, Е. Чан1а, В. Пяри, В. Гривицкас; АН
 Сон Хи (Корея), Н. Кираджиева (Болгария), И. Блажек (Чехословакия) и др.
 3. автор книг "Искусство балетмейстера" (1954) и "Советский балет" (изд.
 в ГДР, Норвегии и др.). Ел. Б.
  ЗАХЙДОВА, Лютфи (р. 6. XI. 1925) - таджикская советская артистка
 балета. Нар. арт. СССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1957. Деп.
 Верх. Совета Тадж. ССР 4-5-го созывов. В 1938 участвовала во Всесоюзной
 олимпиаде в Москве и была зачислена в Ансамбль песни и танца при ВЦСПС.
 Педагогами 3. были А. И. Радунский, Н. М. Подко, Л. А. Поспехин, В. И.
 Вайно-нен, впоследствии В. И. Про-ценко. В 1941 вернулась в Душанбе и
 была принята в т-р оперы и балета. Выступала в концертах с нар. танцами.
 В 1943 впервые выступила в балете "Тщетная предосторожность" в партии
 Лизы. 3.- первая балерина-таджичка, овладевшая техникой классич. балета.
 Исполнение её отличается лиричностью, мягкостью, драматизмом.
  Партии: Мария ("Бахчисарайский фонтан", 1946,1954), Одетта (1946);
 Лейли ("Лейли и Меджнун" Баласаняна, 1947), Золушка (1949); Возлюбленная

<< Пред.           стр. 301 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу