<< Пред.           стр. 302 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 ("Штраусиана", 1950), Эсмеральда (о. п. Пуни, 1953), Дильбар (о. п.
 Ленского, 1954).
  Известна также как исполнительница народных таджикских танцев. Гос.
 пр. СССР, 1949. Гастролировала за рубежом (Германия, Румыния, Индия,
 Индонезия). Е. У.
  "ЗАЧАРОВАННЫЙ ЗАМОК" - опера С. Монюш-ко. См. "Страшный двор".
  ЗБРОЖЕК-ПАШКОВСКАЯ (наст. фам.- Ю р б о р-ская), Екатерина
 Владиславовна [24.XI (6.XII). 1876-1929] - русская артистка оперетты. По
 национальности полька. Музыке училась в Симбирском муз. уч-ще. В 1905
 совм. с Ю. А. Лиановым руководила опереточными труппами, выступавшими в
 Самаре, Саратове, Оренбурге. В том же году пела в Оренбурге, в 1907 - в
 Одесском т-ре Сибирякова (в труппе Блюменталь-Тамарина). Была
 примадонной опереточных трупп петерб. т-ров "Пассаж", "Буфф",
 "Палас-театра" (1908-18). В 1919 выступала в Моск. оперетте Потопчиной,
 в 1919-20 - в Никитском т-ре, в 1922-в Моск. т-ре Комич. оперы и
 оперетты под рук. Марджанова и в летнем т-ре "Аквариум". З.-П. обладала
 хорошими сценич. данными, пластичностью движений, её игра отличалась
 живостью и технич. совершенством. Роли: Каролина, Нюра ("Ночь любви", "В
 волнах страстей" Валентинова), Стасси ("Сильва" Кальмана), Джульетта
 ("Граф Люксембург" Легара), Зора ("Гаспарон" Миллёкера) и др.
  Лит.: Я р о н Г., О любимом жанре, М., 1960, с. 33. 108. А. Ив.
  ЗБРУЕВА, Евгения Ивановна [26. XII. 1867 (7.1. 1868),
 Москва,20.X.1936, там же] - русская советская артистка оперы
 (контральто), педагог. Засл. арт. Республики (1922). Дочь комп. П. П.
 Булахова. В 1893 окончила Моск. консерваторию по классу пения Е. А.
 Лавровской. Дебютировала в Большом т-ре в спектакле "Иван Сусанин"
 (Ваня), завоевала широкую популярность после исполнения партии
 АнныБолейн ("Генрих VIII" Сен-Санса). Партии: Кармен; Зибель, Марта
 ("Фауст"), Гензель ("Гензель и Гретель" Гумпердинка), Марфа
 ("Хованщина"), Лель ("Снегурочка"), Ратмир* ("Руслан и Людмила"),
 Кончаковна ("Князь Игорь"), Мариула ("Ледяной дом" Корещенко), Басманов
 ("Опричник" Чайковского) и др. 3. обладала широким по диапазону и
 необычным по силе, редким по красоте и сочности голосом, лившимся
 плавным, полнозвучным потоком. В 1905-17 3.- солистка Мариинского т-ра,
 где её творчество достигло расцвета. Партии: Клитемне-стра ("Орестея"
 Танеева), Авра ("Юдифь" Серова), Свояченица ("Майская ночь"), Марфа
 ("Хованщина") и др. С 1907 гастролировала вместе с Римским-Корсаковым,
 Рахманиновым, Глазуновым в Париже, Берлине и др. городах. Занималась
 концертной деятельностью; выступала в концертах вместе с Танеевым,
 Рахманиновым, Аренским, Шаляпиным, Зило-ти и др. В 1912 3. было
 присвоено звание засл. арт. имп. т-ров. Вела педагогич. работу. С
 1915-проф. Петрогр. консерватории.
  Соч.: Збруева Е.И., Воспоминания, "Музыкальное наследство", т. 1, М.,
 1962.
  Лит.: Заслуженная артистка государственных театров Е. И. Збруева.
 Краткий очерк художественной деятельности..., [М.], 1925; "Рус. муз.
 газ.", 1914, ј 2, столб. 59-60;
  "Музыка и революция", М., 1926, ј 5, с. 27. М. Р.
  ЗБРУЕВА, Нина Павловна [р.13(26).VII.1900]- русский советский
 театральный педагог. Кандидат искусствоведения (1940). Дочь Е. И.
 Збруевой. Училась в Петрогр. консерватории (1914-17). В 1924 окончила
 Гос. ин-т ритмич. воспитания (Москва). Преподаёт музыкальные дисциплины
 в театр. уч. заведениях. В 1924-28 работала в Студии под рук. Ю. А.
 Завадского. В 1932-55 - педагог театр. уч-ща им. Щепкина. С 1928-зав.
 кафедрой муз. воспитания, преподаватель муз. дисциплин в ГИТИСе (с 1939
 - доцент).
  Соч.: Ритмическое воспитание. Пособие для театральных учебных
 заведений, М., 1935. В. И.
  ЗВ‚ЗДИЧ (наст. фам.- Михайловский), Алексей Михайлович
 (19.III.1861-21.II.1917)-русский актёр и режиссёр. С 1877 участвовал в
 любительских спектаклях. На проф. сцене - с 1882 (Екате-ринослав,
 антреприза Надлера). Работал в Астрахани, Вильно, Воронеже, Иркутске,
 Казани, Курске, Полтаве, Ревеле, Харькове и др. городах. Сезоны 1-890-91
 и 1894-95 играл в моек. Т-ре Корша. Обладал прекрасными внешними
 данными, занимал амплуа героя-резонёра, иногда выступал и в характерных
 ролях. 3. тщательно работал над ролями; глубоко раскрывал характеры
 своих сценич. героев. С сезона 1886-87 3. систематически занимался
 режиссурой; отдельные сезоны был антрепренёром. Умер в Витебске во время
 спектакля.
  Роли: Войницкий; Рыдлов ("Джентельмен" Сумбатова\ доктор Торопец
 ("Последняя воля" Немировича-Данчен-ко), Тамбуринов ("Сильные и слабые"
 Тимковского), дон Луис ("Дон Жуан" Мольера), граф де Ризоор ("Родина"
 Сарду), Фогельрейтер ("Огни Ивановой ночи" Зудермана) и ДР- А. Шн.
  ЗВЕЗДОЧ‚ТОВ, Николай Петрович [р. 14(27). XI. 1904] -белорусский
 советский актёр. Нар. арт. БССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1947.
 В 1925-29 учился в Ленингр. театр. техникуме. С 1929- актёр 2-го
 Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Коласа). Игра 3. отличается
 внутр. драматизмом, эмоциональной насыщенностью, актёр глубоко
 раскрывает сущность характера своих героев. Обладает выразит, мимикой.
  Роли: Гулин ("Бойцы" Ромашова, 1934), Шадрин ("Человек с ружьём",
 1938), Тетерев ("Мещане", 1938), Егор Булычев (1942), Сатин (1951);
 Левшин ("Враги", 1952), Несчастливцев (1940), Городничий (1945); Горлов
 ("Фронт", 1942), Неизвестный ("Разорённое гнездо" Купалы, 1951),
 Орджоникидзе ("Над Берёзой-рекой" Глебки, 1940), Скробот ("Люди и
 дьяволы" Крапивы, 1958).
  Лит.: Майстры Беларускай сцэны, М?нск, 1960, С. 84-90 (ст. А.
 Ск?бнеск?); Мастацтва совецкай Беларус?, М?нск, 1955, с. 379-86 (ст. А.
 Мазон). В, Н.
  ЗВЕРЕВА, Мария Ивановна [1816-8(21).IV.1917]-русская актриса. В 1831
 начала сценич. деятельность в передвижной труппе, выступавшей в
 различных городах Украины. До 1892 играла в Харькове в антрепризе И. Я.
 Сетова, затем в течение 25 лет - в Киеве в т-ре "Соловцов" и в Одессе в
 антрепризе М. Ф. Багрова. В этот период наиболее полно раскрылось
 дарование актрисы. 3. великолепно исполняла роли старух, её игра была
 проникнута жизненной правдой, яркой характерностью. Выступала на сцене
 до конца жизни.
  Роли: Кукушкина ("Доходное место"), Домна Пантелев-на ("Таланты и
 поклонники"), Галчиха ("Без вины винова' тые"), няня Марина ("Дядя
 Ваня"), Бессеменова ("Мещане"), Ванюшина ("Дети Ванюшина" Найдёнова) и
 др. Е. Ген.
  ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ спектакля-см. Шумовое оформление спектакля.
  ЗВУКОВОЙ МОНТАЖ - организация и фиксация звукового (шумового)
 оформления спектакля. В наст. время значит, часть звуковых эффектов
 записывается на магнитофон и воспроизводится по радио. В. Ш.
  ЗВУКООФОРМЙТЕЛЬ - 1) Работник т-ра, создающий звуковое (шумовое )
 оформление спектакля (см. Шумовое оформление спектакля). 3. является
 одновременно композитором звукового оформления и кон'
 структором-изобретателем шумовых приборов, режиссёром, организатором и
 дирижёром шумовой бригады. 3. должен обладать тонким вкусом, особым
 слухом (исключительной слуховой наблюдательностью). Крупнейшим
 3.-художником является нар. арт. РСФСР В. А. Попов. 2) Работник т-ра -
 участник звуко-шумо-вой бригады. В. Ш.
  ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - цирковой и эстрадный жанр. Голоеом и свистом
 исполнитель (звукоподра-жатель) имитирует всевозможные звуки: звук пилы,
 лай собак, пение птиц, игру муз. инструментов и т. д. Среди исполнителей
 этого жанра: А. Корелли, Вестман, Э. Кронкарди (30-е гг.), позднее - В.
 Са-пожнин, Н. Тамарин. М. 3.
  ЗВЯГИНА, Лидия Георгиевна (1864-1943) - русская артистка оперы
 (контральто). В 1887 окончила Пе-терб. консерваторию по классу К.
 Эверарди, брала уроки пения у П. Виардо в Париже. В сезонах 1887-89 пела
 в Тифлисе, в 1889-1909-в Большом т-ре. 3. обладала замечат. голосом
 (низкое, бархатистого тембра контральто), простой и искренней манерой
 пения. Лучшими партиями 3. были: Лель, Ратмир; Ваня ("Иван Сусанин").
 Занималась педагогич. деятельностью в Моск. консерватории.
  ЗДАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ. Сооружения, предназначенные для показа зрелищ,
 появились в начале возникновения древнегреческого т-ра и видоизменялись
 на всем протяжении истории театр. иск-ва. Архитектура и технологич.
 структура 3. т. определялись социальным составом зрителей, идейными и
 художеств. задачами т-ра, уровнем развития постановочной и строительной
 техники.
  Сооружения древнегреч. т-ра (см. илл. к ст. Древнегреческий театр)
 первоначально представляли собой круглую земляную площадку (орхестра),
 расположенную у подножия горы, на склоне к-рой размещались места для
 зрителей (театрон). На рубеже 6-5 вв. до н. э. сзади орхестры возводили
 помещение (скена) для переодевания актёров и хранения бутафории. К 4-3
 вв. до н. э. скена превратилась в 2-этажное прямоугольное в плане здание
 с пристройкой впереди (проскений), плоское перекрытие к-рой (ло-гейон),
 расположенное на уровне основного этажа, служило для игры актёров.
 Театрон и скена первых т-ров Др. Греции были вначале деревянными, но
 постепенно их заменили каменными. Греч. т-ры, к-рые должны были вмещать
 всех членов общины данного города, имели большие размеры. Т-р в Эфесе,
 напр., вмещал ок. 23 тыс. зрителей. Диаметр его театрона - 152 м,
 диаметр орхестры - 31 м, удаление последнего ряда мест для зрителей от
 центра орхестры - 76 м.
  Наряду с открытыми т-рами древние греки воздвигали крытые 3. т.
 (одеон), предназначавшиеся, по предположению исследователей, для
 выступлений музыкантов и певцов. Древнейший одеон был построен в Афинах
 Периклом в сер. 5 в. до н. э.
  В древнеримском т-ре 3. т. (см. илл. к ст. Древне-римский театр) во
 многом формируется на основе опыта греч. т-ра, но существенно от него
 отличается. Орхестра не служила здесь местом выступлений хора. Передняя
 граница игровой площадки (просцениум) проходила через центр орхестры, а
 в другой ее половине размещались места для привилегированных зрителей,
 что вызвало необходимость значительно понизить просцениум, по сравнению
 с греческим, доведя его высоту до 1,5 м. Ряды возвышающихся уступами
 сидений (кавеа) полукружиями охватывали орхестру и торцами примыкали к
 боковым помещениям сцены, образуя единый архитектурный объём. Амфитеатр
 венчался крытой колоннадой. Стены сцены служили постоянным декоративным
 фоном (представляли собой богато отделанный фасад Дворца). Римляне
 строили свои т-ры на городских площадях и улицах, располагая амфитеатр
 на искусственных сводчатых конструкциях. В греч. т-рах зрители заполняли
 театрон со стороны орхестры, а в т-рах римлян - поднимались по
 внутренним лестницам. Размеры древнерим-ских т-ров были значительны.
 Первое капитальное 3. т. римлян-т-р Помпея в Риме (55-52 до н. э.)вмещал
 более 17 тыс. зрителей. Диаметр его амфитеатра - 160 м, глубина
 просцениума - 25 м, ширина - 100 м. Римляне, как и греки, строили также
 крытые 3. т. (театрум-тектум), иногда рядом с открытыми. Таковы т-ры в
 Помпеях-Большой и Малый (1 в. до н. э.).
  В античных 3. т. была разрешена важнейшая проблема массовых зрелищных
 сооружений - хорошая видимость и слышимость театр. представления почти
 всеми зрителями, достигнута высокая степень единения актёра и зрителя.
 Влияние античного т-ра сказалось на всём дальнейшем развитии театр.
 архитектуры (подробнее об устройстве античных 3. т. см. в ст.
 Древнегреческий театр и Древнеримский театр).
  В период Раннего средневековья новые 3. т. не строились.
 Представления литургической драмы (9-12 вв.) происходили внутри храма,
 впоследствии (конец 12 в.) представления разыгрывались на паперти.
 Постановки мистерий (14-16 вв.) осуществлялись на площадях и улицах
 городов (см. Пэджент), моралите (15-16 вв.) - на сценич. подмостках типа
 балаганов. Иск-во строительства 3. т. возродилось в Италии в эпоху
 Ренессанса. Развитие трагедии, комедии и пасторальной драмы вызвало
 появление нового типа закрытого т-ра. Используя опыт античности, итал.
 архитекторы опирались в основном на трактат о построении т-ров др.-рим.
 архитектора и инженера Витрувия (развалины т-ров Др. Греции и Рима
 начали раскапывать лишь в сер. 19 в.). Первый известный нам т-р был
 построен в Ферраре в 1528, он был деревянным и вскоре сгорел.
 Представление об итальянском 3. т. сер. 16 в. даёт трактат архитектора
 С. Серлио (1545). Сохранив амфитеатральный зрительный зал, Серлио
 реформировал сцену, расположив за просцениумом вместо традиционной стены
 глубинную сцену с перспективными декорациями. Жемчужиной театр.
 архитектуры является сохранившийся до нашего времени т-р "Олимпико" в
 Виченце, сооружённый в 1580- 1584 по проекту арх. А. Палладио. Форма
 участка, на котором было расположено здание, вынудила Палла-дио придать
 амфитеатру очертания не полукруга, а полуэллипса. Следуя античной
 традиции, он, в противоположность Серлио, вернул сцене обрамляющие её с
 3 сторон стены, выполненные в виде фасадов великолепного дворца.
 Особенность т-ра "Олимпико" по сравнению с античными образцами в том,
 что за дверными проёмами стен сцены Палладио построил перспективно
 сокращавшиеся улицы города. Архитектура этого небольшого т-ра (он
 вмещает ок. 1 000 зрителей) представляет собой непревзойдённый образец
 гармонии и единства сцены и зрительного зала. Но построенный для
 постановки античной драмы т-р Палладио не мог стать основой дальнейшего
 развития 3. т. Важный шаг в этом направлении был сделан арх. Дж. Б.
 Алеотти, воздвигнувшим в 1618- 1619 придворный т-р "Фарнезе" в Парме. В
 этом т-ре впервые появилась глубинная сцена с относительно широким (12,5
 м) порталом. В планировке амфитеатра и архитектуре зала заметно влияние
 античности. Однако принципиально новая система сценич. площадки не была
 увязана с амфитеатральным залом, к тому же сильно вытянутым в длину и
 неудобным для зрителей. Этот т-р, отделанный с большой роскошью, не
 обладает той совершенной гармонией частей и целого, к-рая отличает
 архитектуру т-ра Палладио (т-р в Парме сохранился до нашего времени, но
 сильно обветшал).
  В нач. 17 в. был создан т. н. ранговый т-р с ярусным зрительным
 залом, принципиально отличный от амфитеатров античной демократии. Идея
 полукруглого театр. зала с амфитеатром и ярусными галереями по его
 периметру зародилась еще в эпоху Возрождения. Изображение такого зала
 дано арх. М. Чезариано в комментированном им издании трактата Витрувия
 (1521). Процесс формирования ярусного 3. т. ускорила возникшая в Италии
 опера (16 в.), для которой нужен был достаточно вместительный и вместе с
 тем компактный зрительный зал с хорошей акустикой. В 1630 арх. А.
 Сегицци построил в Венеции т-р "Сан-Кассиано", зрительный зал к-рого
 имел три яруса сплошных открытых галерей с возвышающимися друг над
 другом рядами. Сословная разобщённость зрителей рангового т-ра привела
 вскоре к разделению галерей поперечными перегородками, так образовались
 изолированные ячейки-ложи. В последующие десятилетия продолжаются
 напряжённые поиски наиболее совершенной формы зрительного зала. Об этом,
 в частности, свидетельствует трактат итал. архитектора и театр.
 машиниста К. Мотта (1671). Многоярусный зал с ложами в форме усечённого
 в плане овала (получил впоследствии наименование "итальянского") был
 впервые осуществлён арх. К. Фонтана в построенном им т-ре "Тординона" в
 Риме (1675). Вершина архитектуры 3. т. этого типа - знаменитый оперный
 т-р Ла Скала" в Милане (1778), сооружённый по проекту арх. Дж.
 Пиермарини. Зал т-ра "Ла Скала", вмещающий 3 тыс. зрителей, безукоризнен
 в акустич. отношении, но значительная часть зрителей плохо видит
 происходящее на сцене. Т. о., в этом т-ре наглядно проявились недостатки
 сочетания многоярусного зала с глубинной сценой.
  Самобытное 3. т. было создано в последней четверти 16 в. в Англии.
 Городские т-ры Лондона сочетали в себе элементы гостиного двора, где
 выступали труппы бродячих актёров, и ярусного амфитеатра. Они
 разделялись на публичные и частные. Публичные т-ры (первый построен в
 1576 и назван "Театр") не имели крыши; представления в них давались при
 дневном свете. Круглую или овальную площадку окружала, образуя зал,
 высокая стена. Вдоль стен размещались два или три яруса галерей,
 небольшая часть к-рых была отведена ложам. В партере зрители смотрели
 представление стоя, окружая с трёх сторон вынесенный в зал просцениум.
 Знатные посетители сидели на боковых сторонах просцениума на табуретках.
 Зал вмещал 1500-1800 зрителей. В закрытых частных т-рах зрительный зал
 обычно имел четырехугольную форму. В партере были сидячие места,
 вместимость зала в два раза меньше, чем в публичных т-рах [труппа, к
 к-рой принадлежал Шекспир, играла в открытом т-ре "Глобус" (построен в
 1599) и закрытом "Блэкфрайерс" (перестроен в 1596)].
  Наряду с городскими т-рами в Англии в этот период существовал
 придворный т-р, следовавший в своей архитектуре и сценич. технике
 образцам итал. т-ра позднего Ренессанса. В 1622 архитектор и театр.
 декоратор И. Джонс строит специальный "Банкетный дом", а в 1632 -
 придворный т-р, названный "Кок-пит при дворе". Внутри он имел форму
 восьмиугольника, пять сторон к-рого были заняты зрительным залом,
 остальные три - сценой. По боковым стенам были расположены галереи,
 против сцены - королевская ложа.
  В годы англ. бурж. революции (1642-60) театр. жизнь замерла.
 Оживление наступило в период Реставрации, но старый английский т-р
 времён Шекспира отошёл в прошлое. В 1672 англ. арх. К. Рен построил
 "Дьюк-тиэтр", в архитектуре к-рого сказалось сильное влияние итал.
 театр. сооружений.
  Франц. театр. архитектура и сценич. техника, как и в большинстве др.
 европ. стран, первоначально следовали выработанным в Италии приёмам,
 нередко прибегая к прямым заимствованиям. Так, напр., в 1640 арх. Ж.
 Лёмёрсье построил роскошный т-р во дворце РишеЛьё; зрительный зал в этом
 т-ре имел амфитеатр и два позолоченных балкона, а сцена была оснащена
 новинками итал. техники. Рас. цвет франц. театр. архитектуры наступает
 во 2-й пол. 18 века. В строительстве 3. т. Франция в этот период
 занимает ведущее положение. Постепенно формируется "французский" тип
 зрительного зала, в к-ром открытые балконы, не разделённые на ячейки
 лож, опираются на колонны большого ордера. Зал в плане принимает не
 овальную, а круглую форму. Переднюю часть партера занимают кресла
 привилегированных посетителей -
  "паркет". Значительное развитие получают вестибюли, кулуары, анфилады
 фойе, парадные лестницы и др. подсобные помещения. Начало этому типу 3.
 т. положил арх. Ж. Суфло, построивший в Лионе в 1756 первое во Франции
 отдельное 3. т. (ранее 3. т. были частью дворцов), внешний вид к-рого
 свидетельствовал о его назначении. Прекрасный по архитектуре зрительный
 зал создал в Версальском дворце арх. Ж. Габриель (открыт в 1770). В этом
 зале присущие итал. т-рам высокие акустические достоинства сочетались с
 лучшей видимостью сцены. Вершиной франц. театр. архитектуры считается
 Большой т-р в Бордо, созданный в 1777-80 арх. В. Луи. Многоколонный
 портик акцентирует главный фасад строгого в своей классич. простоте
 здания, с большим мастерством и художественным вкусом выполнены
 интерьеры. Особое место в истории театр. строительства занимает т-р в
 Безансоне (окончен 1784). Арх. К. Леду, создавший этот т-р, предпринял
 навеянную демократическими идеями французской буржуазной революции
 попытку отойти от сложившейся формы рангового т-ра и вернуться к
 античным традициям. Он отказался от ярусов, построил полукруглый амфи
 театр. завершавшийся колоннадой, впервые установил в партере постоянные
 места.
  В 19 веке монументальные 3. т. сооружаются во многих ев-роп. городах.
 Используя и развивая всё лучшее, что было создано в 17-18 вв. Италией и
 Францией, театральные архитекторы продолжают совершенствовать форму
 зрительного зала, расширяют и во всех деталях разрабатывают сцену и
 подсобные помещения. В 18611874 арх. Ш. Гарнье создал Большую Парижскую
 оперу ("Гранд-Опера") - одно из лучших 3. т. Зап. Европы по удобству

<< Пред.           стр. 302 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу