<< Пред.           стр. 304 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 композиции", 1958, ј4;Витрувий М.П., Десять книг об архитектуре, пер.
 слатинск., т. 1, М., 1936; Варнеке Б. В., История античного театра,
 М.-Л., 1940; Гернгросс В., Театральные здания в С.-Петербурге в XVIII
 ст., "Старые годы", февр. 1910, март 1910; Х р и п у н о в Ю. Д.,
 Архитектура Большого театра, М., 1955; А 1 о i R., Architecture per lo
 spettacolo, t. 14, Mil., 1958; B u r r i s-M e у е г Н., С о-le E. C.,
 Theatres and auditoriums, N. Y., 1949; T h e i I H. W., Saalbau, Munch.,
 1959; С ass i R. A., Edifici per gli spettacoli, 3 ed., Mtl., 1956; С a
 vos A., Traite de la construction des theatres. P.,1847; Z u с k e r Р.,
 Theater und Lichtsspielhauser, В., 1926. Вен. Б.
  Акустика театральных зданий. Акустика театральных (и концертных)
 залов преследует задачу получения хорошей слышимости речи и музыки, а
 также защиты от проникания шумов. Важным показателем акустических
 свойств закрытого помещения является т. н. реверберация, т. е. продление
 звука в помещении после приостановки звучания источника. Для
 количественной оценки этого явления служит время реверберации. Оно равно
 времени, в течение к-рого уровень звука в помещении спадает на 60
 децибелов (или звуковая энергия в нём уменьшается в миллион раз).
 Оптимальное время реверберации в диапазоне частот 500-2 000 герц для
 зрительных залов драм. т-ров -1,2-1,4 сек, а для оперных -1,5- 1,7 сек.
 Время реверберации возрастает при увеличении объёма помещения и при
 уменьшении звукопоглощения его внутренних поверхностей; оно может быть
 рассчитано методами архитектурной акустики. Объём зала, приходящийся на
 одного зрителя, не должен превышать 4,5 м3 для драм. и 6,5 м3 - для
 оперного театров; длина зала (от занавеса до задней стены) не должна
 быть более 27 м\ высота - не более 12 м в драм. и 15 л в оперных т-рах.
 Для достижения нужного времени реверберации требуется (при указанных
 выше нормах объёма на одного зрителя) введение сравнительно небольшого
 дополнительного звукопоглощения сверх даваемого обычными строп-тельными
 материалами. Наиболее простыми эффективными звукопоглотителями являются
 тяжёлые ткани, портьеры, ковровые дорожки и т. п. Аналогично действуют и
 специальные звукопоглощающие материалы - пористые штукатурки и плиты,
 покрытые дырчатым экраном, пористые маты из минеральной ваты,
 стеклянного волокна и т. п. Кресла следует по возможности делать хорошо
 звукопоглощающими (с мягкой обивкой), что делает акустику зала мало
 зависящей от степени заполнения его слушателями. Для поглощения низких
 звуков (ниже 400 герц) применяют специальные конструкции. Самой простой
 из них является тонкая деревянная панель, позади к-рой помещается
 пористый мат, увеличивающий звукопоглощение. Деревянные панели улучшают
 также и тембр звука. Для равномерного распределения звуковой энергии
 форма зала должна быть компактной и пропорциональной. При этом
 необходимо обеспечить поступление возможно большего числа ранних
 звуковых отражений, запаздывающих по сравнению с идущим от источника
 прямым звуком не более, чем на 0,035 сек для залов драм. театров и не
 более, чем на
  0,05 сек - для оперных. Вредное влияние на акустику зала оказывают
 большие вогнутые поверхности (напр., купольные и сводчатые формы
 потолков), фокусирующие отражённый звук. В зонах такого фоку-сирования
 получается повышенная интенсивность звука, приводящая к неравномерности
 звукового поля, переходящей при большом запаздывании отражённого звука в
 раздельное эхо.
  Для создания хороших акустических условий необходима изоляция театр.
 зала от проникающих шумов. Стены и перекрытия зала должны
 проектироваться с соблюдением норм звукоизоляции. Двери зала делаются
 массивными, плотно закрывающимися, снабжаются тяжёлыми портьерами; ещё
 лучший эффект дают двойные двери с тамбуром. Машинные установки
 (вентиляторы, лебёдки и т. п.) монтируются на амортизаторах, изолирующих
 передачу сотрясений и звуковых колебаний. Для изоляции шумов,
 распространяющихся от вентиляторов по воздуховодам, устраиваются
 специальные глушители.
  В зрительных залах больших размеров применяются звукоусилительные
 установки, основными элементами к-рых являются микрофоны, электронные
 усилительные устройства и громкоговорители.
  Лит.: Л и ф ш и ц С. Я., Курс архитектурной акустики, 3 изд., М.,
 1937; Кнудсен В. О., Архитектурная акустика, Харьков - Киев, 1936; В а т
 с о н Ф. Р., Архитектурная акустика, М., 1948; Ингерслев Ф., Акустика в
 современной строительной практике, М., 1957. Ц. Л,
  ЗДИХОВСКИЙ, Александр Афанасьевич (р. 12.IX. 1907)-украинский
 советский режиссёр. Нар.арт.УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1945.
 С 1929 работал в Винницком т-ре оперы и балета. С 1933 - в Донецком т-ре
 оперы и балета (Луганск), где пост. свой первый спектакль "Чио-Чио-сан".
 С 1948 3. - гл. режиссёр Донецкого т-ра оперы и балета.
  Пост.: "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Пиковая дама",
 "Дубровский", "Аида", "Кармен", "Фауст"; "Наталка-Полтавка", "Тарас
 Бульба" Лысенко, "Запорожец за Дунаем"; "Тихий Дон"; "Броненосец
 "Потёмкин"" Чишко, "Молодая гвардия" Мейтуса, "В бурю" Хренникова,
 "Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Вулкан" Яцевича и др. Е. В.
  ЗЕГАДЛОВИЧ (Zegadlowicz), Эмиль (20.VII.1888- 24. II. 1941) -
 польский писатель и драматург. Образование получил в Ягеллонском ун-те.
 Автор цикла баллад, проникнутых любовью к народу,- "Бес-кидские
 бродяги", по которым в 1938 3. создал 10 небольших сценок. Первые пьесы
 3. - "Лампада" (1925, Т-р им. Словацкого, Краков) и "Пограничный камень"
 (1925, т-р "Новы", Познань) о жизни бес-кидских крестьян (пост. С.
 Высоцкой, исполнявшей гл. роли). Мистицизм и вычурность, характерные для
 начального периода творчества 3., к сер. 30-х гг. исчезают. Драма "Ваш
 корреспондент сообщает", написанная 3. в 1938-39 (не была опубл., текст
 утерян во время войны), рассказывает о жестокой расправе польск. бурж.
 властей с крестьян нами. В пьесе "Карточный домик" (совм. с М. Ко-шиц;
 1953, Современный т-р, Варшава) 3. сатирически высмеивает
 бурж.-помещичью Польшу в канун 2-й мировой войны (пьеса широко ставилась
 в т-рах Польши).
  Соч.: lampka oliwna, Krakow, 1925; Dramaty, t. 1-2, Szamotuly, 1932;
 Powsinogi beskidskie, Warsz." 1938; Domek z kart, Warsz., 1954; Lyzki i
 ksiezyc, Poznan, 1957.
  Лит.: Kozikowski Ed., Premiera "Lampki oliwnej", E. Zegadlowicza,
 "Teatr", Warsz., 1956, .ј 11; Prapemiera "Domku z kart", E.
 Zegadlowicza, "Teatr", Warsz., 195.3, ј 10;
  Studencki W., Tworczosc dramatyczna Emila Zegadlowicza,
 Wroclaw-Warsz.-Krakow, 1962. P. B.
  ЗЕЙДЕЛЬМАН (Seydelmann), Карл (24.IV. 1793-17.111.1843) - немецкий
 актёр. Родился в Граце в семье зажиточного купца. Выступал в
 любительских спектаклях. В 1810 ушёл добровольцем в прусскую армию,
 участвовал в войне против Наполеона. В 1815 поступил в Бреславльский
 т-р, в 1820-22 стал ведущим актёром Пражского нем. гор. т-ра. Затем
 играл в придворных т-рах - Касселя (1822- 1828), Штутгарта (1829-37),
 Берлина (1838-43). Вначале 3. исполнял роли молодых любовников, но
 актёру не хватало лёгкости, изящества и вскоре он перешёл на
 характерные, комедийные роли. В этих ролях проявилась высокая
 способность 3. к перевоплощению. 3. пришлось много работать над дикцией,
 чтобы преодолеть недостаток речи (шепелявость). Большое внимание актёр
 уделял речевой характеристике и внешнему рисунку роли; стремился к
 историч. достоверности, добивался точности костюма, выразительности
 грима.
  Подъём демократич. движения в Германии в нач. 30-х гг. 19 в. оказал
 значит, влияние на творчество 3., он сблизился с писателями и театр.
 деятелями, входившими в группу "Молодая Германия" (К. Гуц-ков, Г.
 Лаубе), и пришёл к убеждению, что т-р должен быть превращён в рупор
 передовых гражд. идей. По свидетельству В. Либкнехта, 3. был любимым
 актёром К. Маркса. В годы, когда в актёрской игре преобладала напыщенная
 декламация и ложный пафос, 3. возрождал и развивал реалистич. традиции
 творчества К. Экгофа и Ф. Шредера, осуществлял реформу сценич. речи. Он
 был единственным крупным актёром, принимавшим участие в реж. опытах К.
 Иммермана - играл Натана ("Натан Мудрый" Лессинга) в "образцовых
 спектаклях" Дюссельдорфского т-ра. Роли 3. свидетельствуют о широте его
 творч. диапазона, преодолении им рамок амплуа. Выдающимися актёрскими
 работами 3. были: Карлос, Мефистофель, Альба ("Клавиго", "Фауст",
 "Эгмонт" Гёте). В этих ролях актёр отказался от традиц. приёмов
 характеристики отрицательных персонажей. В роли Карлоса лаконичность
 жеста, тонкая нюансировка речи, выразит. мимика, подчёркнуто строгий
 тёмный костюм помогали воплотить образ сухого, рассудочного, холодного
 человека. Мефистофеля 3. играл в гротесковой манере, изображая его
 грубым и диким, ироничным и насмешливым персонажем старинных нар.
 легенд. 3. всегда находил своеобразную трактовку для известных
 драматургич. образов. В роли Шейлока актёр подчёркивал сильный волевой
 характер героя, его способность бороться и мстить. В трагедиях Шекспира
 3. играл Ричарда III, Отелло, Яго.
  Особенно значительны образы, созданные 3. в пьесах Шиллера: Франц
 Моор; Филипп ("Дон Карлос"), Вурм, Миллер ("Коварство и любовь"),
 Шрусбери, Берлей ("Мария Стюарт"), Октавио, Пикколомини, Бутлер ("Смерть
 Валленштейна"), и Лессинга: Мари-нелли, Рикко ("Эмилия Галотти", "Минна
 фон Барн-хельм"). Играл также Тартюфа. Под влиянием 3. формировалось
 творчество последующих нем. актёров-реалистов - Т. Деринга, Ф. Гаазе, и
 развивалась реалистич. школа режиссёра Г. Лаубе.
  Лит.: Маркс и Энгельс об искусстве, М., 1933, f. 207-208; Троицкий
 3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма, M.-Л., 1940;
 Rotscher H. Th., Seudelmann's Leben und Wirken, B-, 1895. И. Я.
  ЗЕЙДМАН/Борис Исаакович [р. 28.1 (10.11). 1908]- русский советский
 композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии
 с 1947. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (класс композиции М. О.
 Штейнберга). Автор опер "Гнев народный" (1941), "Маскарад" по драме
 Лермонтова (1945) (обе совм. с А. Бадалбейли), "Горе от ума" по комедии
 Грибоедова (1949), "Сын полка" по повести Катаева (1955), "Дорога чести"
 по пьесе "За тех, кто в море!" Лавренёва (1948), балета "Золотой ключик"
 по сказке А. Н. Толстого (1955) (все пост. в Т-ре оперы и балета им.
 Ахундова), муз. комедии "Швейк на германской службе" (1942), музыки к
 спектаклям Бакинского т-ра рус. драмы (ок. 20), симф.,
 камерно-инструмент., BOK. и др. соч. С 1933 ведёт педагогич. работу; с
 1939- в консерватории в Баку (с 1949 - профессор). Среди учеников 3.: А.
 Аббасов, С. Алескеров, Ф. Амиров, А. Бадалбейли, С. Гаджибеков, Д.
 Джангиров и др.
  ЗЕЙЕР (Zeyer), Юлиус (26.IV.1841-29.1.1901) - чешский поэт и
 драматург. 3. принадлежат пьесы:
  "Римони" (1880), "Шарка" (1887), пасторальная игра "Из времени
 розового утра" (1889) и др. Успех имела поэтич. сказка "Радуз и
 Магулена" (1896, Нац. т-р, Прага) о возлюбленных, разделённых враждой
 родов (сохраняется в репертуаре т-ров Чехословакии). Среди др. пьес 3.:
 "Старая история" (1882), "Сула-мифь" (1883), "Легенда из Эрина" (1886),
 "Чудеса любви" (1888), "Неклан" (1893), "Приход женихов" (1896}, "Под
 яблоней" (1900) идр. Л. Сол.
  ЗЕЙНАЛЛЙ, Асаф (5.IV.1909-27.X.1932) - азербайджанский советский
 композитор. Музыке обучался в Бакинской консерватории (у У. Гаджибекова
 - основы азерб. нар. музыки, у Л. Е. Аба-теория композиции), к-рую
 окончил в 1931. В 1929-31 был зав. муз. частью Бакинского тюркского
 рабочего т-ра. Написал музыку комн. спектаклям этого т-ра ("Город
 ветров" Киршона, "Дочь Индии" Хамиди, "Кровавая пустыня" Багдасаряна,
 "Севиль" Джабарлы и др.). 3. заложил основы муз. оформления драм.
 спектаклей в азерб. т-ре. Вёл педагогич. работу в Бакинской
 консерватории.
  Лит.: М ел и к о в X., Асаф Зейналлы, Баку, 1956;
  Азербайджанская музыка. Сб. статей, М., 1961, с. 202-205, 250-251,
 264. К. Кае.
  ЗЕЙНАЛОВ, Джангир Мешеди Рза оглы (1865- 4.XI.1918) - азербайджанский
 актёр. Один из основоположников нац. иск-ва. 3. был широко образованным
 человеком. Начав сценич. деятельность в период формирования нац. т-ра в
 1885, 3. посвятил сцене всю свою жизнь. Вдумчивый, серьёзный художник,
 он неуклонно стремился к обогащению своих знаний, совершенствованию
 актёрского мастерства. 3. утверждал в нац. иск-ве реалистич. принципы,
 изучал опыт рус. т-ра. Исполнял гл. обр. комедийные роли, но при этом
 придавал комедийным и характерным образам драматич. черты. В пьесах М.
 Ф. Ахундова 3. играл роли: Гаджи
  Кара (о. п.), Масталишах ("Мусье Жордан, ботаник, и дервиш
 Масталишах..."), Везир ("Везир ленкоран-ского ханства"), Молла Ибрагим
 Халил (о. п.). Среди лучших ролей: Гаджа Самед ("Несчастный юноша"
 Ахвердова), Гаджи Гамбар ("Из-под дождя, да в ливень" Везирова),
 Шамданбек (о. п. Нариманова), Городничий; Старик Моор ("Разбойники"). 3.
 стремился достигнуть глубокой психологич. правды, иск-во его отличалось
 художеств. простотой и искренностью в выражении человеческих чувств,
 особой лёгкостью и непосредственностью. Он обладал большой
 наблюдательностью, умением видеть внутреннюю жизнь людей. Раскрывая
 идейный мир и создавая выразительный внешний облик своих героев, актёр
 прежде всего определял обществ, положение этих персонажей. Продолжал
 работать над ролями и после выпуска спектакля, находил для своих героев
 новые краски.
  Сценич. образы, созданные 3., заставляли зрителей не только смеяться,
 но и задумываться над тёмными, реакц. явлениями жизни, осуждать их,
 проникаться сочувствием к добру. Как и выдающиеся азерб.
 драматурги-реалисты, 3. остро обличал деспотизм, невежество,
 корыстолюбие, показывая причину обществ. пороков - социальное и
 имуществ. неравенство. Считая жизнь осн. источником творчества, 3.
 изучал окружающую его действительность, воплощал в своих сценич. образах
 реальные жизненные явления. Творч. принципы 3., его взгляды на иск-во
 были во многом сходны со взглядами М. С. Щепкина. Он считал т-р
 воспитателем обществ, нравов, утверждал высокие этич. принципы в
 актёрской среде. Борясь с театр. штампами, распространёнными в азерб.
 т-ре (декла-мационность, ложный пафос), 3. требовал от актёров и прежде
 всего от самого себя простоты и правдивости, считал, что актёр должен
 нести со сцены истину, что в комедиях необходимо воспроизводить на сцене
 жизненную правду. Критика отмечала его "обдуманную и в то же время
 вдохновенную, эмоциональную" игру. 3. был воспитателем первого поколения
 аэерб. актёров; его учениками были Г. Араблинский, М. А. Алиева, С.
 Рухулла, М. Мурадов и др. основоположники нац. драматич. иск-ва.
  Лит.: Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950;
  Джафаров Дж., Азербайджанский драматический театр. Баку, 1959 (на
 азерб. яз.). К. Кае.
  ЗЕЙФЕРТ, Тамара Алексеевна (p.9.VI.1918) - русская советская
 танцовщица. Нар. арт. РСФСР (1958). В 1936 окончила хореографич. уч-ще
 Большого Т-ра СССР. С 193? - солистка Гос. ансамбля народного танца
 СССР. Исполнительская манера 3. характеризуется глубоким проникновением
 в образ, высокой, виртуозной техникой. С 1962 работает
 балетмейстером-репетитором. Гос.пр. СССР (1952). С. Г.
  ЗЕЛ‚НАЯ, Рина Васильевна (р.7.XI. 1902) - советская эстрадная
 актриса. Засл. арт. РСФСР (1944). В 1919 окончила театр. школу в Москве.
 Учителями 3. были И. Н. Певцов, Н. М. Радин, М. М. Блюмен-таль-Тамарина.
 С 1920 начинается сценич. деятельность актрисы. 3. работала в т-рах "Не
 рыдай", "Ба-лаганчик" (Петроград), в 1924-27 - в Моск. т-ре Сатиры. С
 1928 - в Т-ре обозрений при Доме печати (позднее преобразован в Т-р
 эстрады и миниатюр). Выступала в сатирич. сценках, исполняя обычно роли
 некультурных, претенциозных мещанок ("Зубной врач", "Антракт без
 антракта", "Буфетчица" и др.). В 30-е гг. 3. начала выступать с
 рассказами о детях "о маленьких для больших". Раскрывая характеры детей,
 3. своеобразно имитирует детскую речь. В репертуаре актрисы стихи В.
 Маяковского, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др. В сатирич.
 фельетонах, осмеивающих отрицательные явления, мешающие нашей жизни,
 актриса затрагивает вопросы семьи и воспитания: "Я и Павлик" Михалкова,
 "Как это было" Пермяка, цикл "Папа, мама и я" Юдина и др. С 1920
 постоянно участвует в передачах по радио. Снималась в кино ("Весна",
 "Подкидыш" и др.), участвовала в создании сценария "Весёлые звёзды". М.
 Зон.
  ЗЕЛ‚НЫЙ ТЕАТР - вид открытого летнего театра, предназначенный для
 всевозможных массовых постановок, концертов и др. зрелищ, для массовых
 собраний, митингов и пр. Крупнейший 3. т.- в Центр, парке культуры и
 отдыха им. Горького в Москве. Сооружён в 1933 в виде амфитеатра на 20
 тыс. мест (из них 11 тыс.- для сидения), имеет огромную сцену - эстраду,
 большое количество подсобных закулисных помещений, мощные радиоузлы. В
 1957 выстроено новое более совершенное здание. Т-р открылся в дни 6-го
 Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. 3. т. имеются в
 Сокольническом парке культуры и отдыха в Москве и некоторых др. парках.
  Лит.: Чериковер Л.З., Зеленый театр в Моск. ПКиО, "Архитектура СССР",
 М., 1933, ј 3-4, с. 40-41;
  К а р p а А. Я., Театры под открытым небом, в сб.: Проблемы
 архитектуры, т. 1, кн. 1, М., 1936, с. 343-53. А. Шн.
  ЗЕЛИНСКИЙ, Карл Михайлович (г. рожд. и смерти неизв.) - русский
 театральный деятель и актёр 1-й пол. 19 в. Служил в труппе Л. Ю.
 Млотковского. Обладал ярким комедийным дарованием. Роли (на укр. яз.):
 Выборный ("Наталка-Полтавка" Котлярев-ского), Шельменко-денщик (о. п.
 Квитки-Основья-ненко), Прудиус ("Казак-стихотворец" Шаховского). В рус.
 водевильном репертуаре лучшая роль 3.- Лев Гурыч Синичкин (о. п.
 Ленского, 1840). 3.- один из первых частных антрепренёров на Украине.
 Его странствующая труппа, имевшая своей постоянной базой г. Николаев,
 выступала также в Ека-теринославе, Одессе, Киеве. В труппе 3. играл
 знаменитый впоследствии провинц. трагик Н. X. Рыбаков. Т-р 3. выступал и
 за пределами Украины - в Ставрополе, Владикавказе, Пятигорске (в этом
 городе 3. построил постоянное театр. здание). А. Г.
  ЗСЛТМАТИС (наст. фам.- Карклинь), Эрнест Екабович [р. 19. Х1(1. XII).
 1868- l. III. 1961] - латышский театральный деятель, писатель. Засл.
 деят. культуры Латв. ССР (1958). В 1894 начал лит. деятельность. В
 1901-04 руководил в Риге т-ром нар. дома "Аусеклис". После окончания
 высшей драм. школы Э. Рейхера в Берлине (1907-09) вместе с Е. Дубуром
 основал в 1909 в Риге драм. курсы - первую проф. школу латыш. актёров.
 После смерти Е. Дубура (1916) руководил курсами до 1938, воспитал многих
 деятелей нац. т-ра. Среди учеников З.-Э. Виестур, Л. Шпильберг, Л. Шмит,
 А. Видениек. Особое внимание 3. уделял сценич. речи. Автор пьесы-сказки
 "Сын пахаря" (1924) и др. пьес, книг ("Сценическое искусство", 1923,
 совм. с Т. Леяс-Круминем) и статей по т-ру.
  Лит.: Е. Zeltmata darbiba "Ausekla" teatrT, в кн.: "Teat-ris un
 dzive", Almanahs III, Riga, 1959. /f. /f,
  ЗЕЛЬВЕРОВИЧ (Zelwerowicz), Александр (7. V III. 1877,
 Люблин,17.VI.1955, Варшава) - польский актёр, режиссёр, театральный
 деятель, педагог. Сын врача. Впервые выступил на сцене еще будучи
 учеником гимназии в 1890 (роль Слуги в "Комедии ошибок" Шекспира) во
 время гастролей лодзинской труппы М. Воловского в Варшаве. Учился в
 драм. школе при Варшавском муз. об-ве и в Женевском ун-те. В 1899,
 прервав занятия в ун-те, начал артистич. деятельность в г. Лодзи. В 1900
 поступил в Краковский т-р, где наряду с исполнением фарсово-комедийных
 ролей создал значит драматич. образы; был первым исполнителем роли
 Каспера ("Свадьба" Выспянского, 1900), позднее в этой же пьесе выступил
 в роли Чепеца, в "Дзядах" Мицкевича (пост. Выспянского) исполнил роли
 ксёндза Петра и Байкова, в пьесах Словацкого играл Грабеца ("Балладина",
 1902) и Майора ("Фантазий", 1907). В 1906 3. сыграл роль Войнпц-кого,
 ставшую этапной в его творчестве. Во время пребывания в России (1908)

<< Пред.           стр. 304 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу