<< Пред.           стр. 310 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 показывает их с большой симпатией и теплотой: Домна Пантелевна ("Таланты
 и поклонники", 1933), Анна ("Кремлёвские куранты", 1942), Кухарка
 ("Плоды просвещения", 1951), Анфиса ("Три сестры", 1958). 3. сочетает
 порой в своём исполнении юмор с трагическим: Мавра ("Земля" Вирты,
 1937), Марья ("Любовь Яровая", 1936). Социальной и художеств. глубиной
 отмечено исполнение ролей отрицательных персонажей: Матушка ("Унтиловск"
 Леонова, 1928), Матрёна ("Воскресение", 1930), Коробочка ("Мёртвые
 души",
  1932), Зобунова и Чугунова ("Егор Булычов и другие", 1934, и
 "Достигаев и другие", 1935), Феклуша ("Гроза", 1934), Улита ("Лес",
 1948). Актриса остро раскрывает причудливость, чудачество своих героинь:
 тётушка Ганимед ("Три толстяка" Олеши, 1930), мисс Уордль ("Пикквикский
 клуб" по Диккенсу, 1937), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1946).
 Снималась в кино (Пошлёпкина - "Ревизор", Мерчутки-на -"Юбилей", и др.).
 Гос. пр. СССР (1952). Я. М.
  ЗУЛОНАС, Пятрас Ионович (р.16.XI.1910) - ли-тов. советский актёр.
 Засл. арт. Литов. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1933
 окончил драм. студию, принял участие в работе "Т-ра молодых". С 1936 -
 актёр Каунасского т-ра, с 1940 - Т-ра драмы Литов. ССР (Вильнюс). Создал
 образ Ленина ("Незабываемый 1919-й" и в опере "В бурю").
  Роли: Рыбалтовский ("Незабываемый 1919-й", Гос. пр. СССР, 1952),
 Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Сафонов ("Русские люди"), Вурм
 ("Коварство и любовь"), Кругло-светов ("Плоды просвещения"), Декснис
 ("Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса-Гузявичуса), Карандышев
 ("Бесприданница") и др.
  Лит.: D i d z i u I i s V., Petras Zulonas, "Lietuvos tea-trai",
 Vilnius, 1960, ј 9, с. 59-67. В. М,
  ЗУППЕ (Suppe), Франц (l 8. IV. 1819-21. V. 1895) - австрийский
 композитор. Основоположник австр. оперетты. Музыке обучался у 3. Зехтера
 и И. Зейфрида. Испытал влияние музыки Россини, Доницетти, Верди. Творч.
 деятельность начал в возрасте 15 лет. Как театр. композитор дебютировал
 оперой "Виргиния" (1837) и зинпппилем "В юности весел, в старости
 грустен, или Последствия воспитания" (1841, "Йозефштадт-театр", Вена).
 Первый успех пришёл к 3. с постановкой "Девушки в деревне" (1847, т-р
 "АН дер Вин", Вена). Зингшпиль "Третий параграф" (1858) сделал имя 3.
 известным за пределами Австрии. Особую популярность завоевал своими
 опереттами (св. 30), оказавшими значит. влияние на становление и
 развитие венской классич. оперетты 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., первыми
 образцами к-рой были его "Пансионат" (1860) и "Пиковая дама" (1862). 3.
 написал оперетты: "Десять невест и ни одного жениха" (1862, т-р "АН дер
 Вин", Вена), "Весёлые школяры" (1863, там же), "Прекрасная Галатея"
 (1865, "Мейзельстеатр", Берлин), "Лёгкая кавалерия" (1866,
 "Леопольдштадтте-атр". Вена), "Танталовы муки" (1868, там же),
  "Фатиница" (1876, "Карлс-театр", Вена), "Боккаччо" (1879, там же),
 "Донна Жуа-нита" (1880, там же) и др. а также ок. 180 муз. водевилей,
 фарсов, зингшпилей, пост. в т-рах Вены. Влияние итал. оперы и Оффенбаха
 сочетается в творчестве 3. с широким использованием венской бытовой
 мелодики, австр. и др. нац. танц. ритмов. До 1862 3. работал
 капельмейстером в "Йозеф-штадттеатре" в Вене и в т-ре "АН дер Вин", в
 1862-65- в "Карлстеатре", с 1865 - в "Леопольдштадттеатре", руководил
 постановками мн. своих произв. Его оперетты "Боккаччо", "Фатиница",
 "Донна Жуанита", обладающие развитой драматургией, приближаются к комич.
 опере и входят в мировую опереточную классику. С успехом идут в т-рах
 многих стран мира, в т. ч. в т-рах Сов. Союза.
  Лит.: S a baiich G., Fr. Suppe e Poperetta, Zara, 1888; Keller 0.,
 Franz von Suppe, der Schopfer der deutschen Operette, Lpz.? 1905; Rieger
 E., Offenbach und seine Wiener Schule, W., 1920; Янковский М., Оперетта,
 Л.-М., 1937.
  ЗУРАБИШВЙЛИ, Илья Элевтерович (псевд.-Э л е-втеридзе) (1872-1955) -
 грузинский писатель, общественный деятель, театральный и музыкальный
 критик, актёр. Сценич. деятельность начал в Тбилиси в Народном т-ре.
  Роли: Городничий; Дудукин ("Без вины виноватые"), Отарбег ("Измена"
 Сумбатова-Южина), Гижуа ("Иные нынче времена" Цагарели), Карл Моор
 ("Разбойники") и др. 3. был знатоком груз. иск-ва. Ему принадлежат
 исследования об опере Палиашвили "Абессалом и Этери", о В. Са
 раджи-швили и др.
  ЗУСКИН, Вениамин Львович (1899-1952) - еврейский советский актёр.
 Нар. арт. РСФСР (1939). В 1921 вступил в студию Гос. евр. Камерного т-ра
 (впоследствии ГОСЕТ) и через 3 месяца был зачислен в труппу т-ра. В том
 же году исполнил первую роль (Первый еврей в "Салиене" Шолом Алейхема).
 В 1922 сыграл гл. роль в "Колдунье" Гольдфадена. Среди лучших ролей 3.:
 Сендерл-Баба ("Путешествие Вениамина 111-го" Менделе-Мойхер-Сфорима),
 Шут ("Король Лир" Шекспира, 1935), Гоцмах (Блуждающие звёзды" по Шолом
 Алейхему, 1940); сват Бадхен ("Фрейлехс", 1945), партизан Ляхович ("Леса
 шумят" Линькова, 1947). 3. обладал высокой проф. культурой, исключит.
 музыкальностью, пластичностью, органич. даром перевоплощения. В образах,
 созданных 3., соединялись острый сценич. рисунок, лирич. мягкость
 трактовки, черты трагические и комические. Мучительно трудно и
 неуверенно работавший над своими ролями, 3. поражал зрителей на
 спектаклях талантом блистательных импровизаций, непринуждённостью
 творчества. В сценич. героях 3. угадывались черты людей, окружавших
 артиста в детстве в маленьком литовском городке; 3. воскрешал уже
 исчезнувший быт, полный трагич. и смешных противоречий, и поэтому иногда
 самые реальные из его героев воспринимались как персонажи сказочного и
 фантастического мира. 3. играл маленьких людей местечек, занятых
 суетливыми поисками куска хлеба, задавленных жалкой жизнью, наделённых
 грустным юмором. В этих печально-весёлых созданиях актёр видел черты
 народности, в убогом обличье местечковых обитателей угадывал души
 артистов и мечтательных поэтов.
  В течение почти всей сценической деятельности 3. был партнёром С. М.
 Михоэлса. 3. и Михоэлс воплощали две стороны национального характера,
 взятые в их наиболее интенсивном выражении. Рядом с героями Михоэлса,
 полными трагич. темперамента и глубоких прозрений, в спектаклях ГОСЕТа
 возникали образы весёлого и печального лирика-3.: эксцентричный
 индивидуалист Лир Михоэлса и скорбный и добрый Шут, еврейский Дон Кихот
 - Вениамин III и еврейский Санчо Панса - Сендерл-Баба - жалкий
 кривоногий человечек, разделявший мечту своего товарища, но при этом не
 терявший связи с реальным будничным миром.
  3. занимался также режиссёрской деятельностью. С 1948 - художеств.
 руководитель ГОСЕТа. С 1935 вёл преподавательскую работу в театр. уч-ще
 при Моск. евр. т-ре.
  Др. роли: Сват Соловейчик ("200 ООО" Шолом Алейхема, 1923), Нафтоли
 Гоз ("Суд идёт" Добрушина, 1929), водовоз Мендель ("Земля" Маркиша,
 1930), доктор Бобрицкий ("Мера строгости" Бергельсона, 1933), большевик
 Станислав Бро-новский ("Четыре дня" Даниэля, 1931). 3. снимался в кино.
  Лит.: Добру шин И. М., В. Зускин, М., 1939;
  Гурштейн А. К., Об искусстве Зускина, "Альманах "Советиш"", М., 1935,
 ј 2 (на евр. яз.). ?, 3.
  ЗТЕРМЕЙСТЕР (Sutermeister), Генрих (p.l2.VIII. 1910) - швейцарский
 композитор. В юности изучал филологию в ун-тах Базеля и Парижа. Музыке
 обучался в Мюнхенской муз. академии у В. Курвуазье, К. Орфа. Работал
 пианистом-репетитором в Муниципальном т-ре в Берне, с 1943 посвятил себя
 композиции. В раннем творчестве 3. заметно влияние К. Дебюсси, Д. Мийо,
 А. Онеггера. Под воздействием музыки Верди позднего периода 3. создаёт
 (гл. обр. на собств. либретто) оперы: "Ромео и Джульетта" (по Шекспиру,
 1940, Гос. опера, Дрезден), "Волшебный остров" (на сюжет "Бури"
 Шекспира, 1942, там же), "Ниоба" (1946, Цюрих), "Раскольников" (по
 роману Достоевского "Преступление и наказание", 1948, Королевская опера,
 Стокгольм), "Красный сапог" (по сказке Хауфа,
  1951, там же). Оперы 3. отличаются мелодичностью, изобретательной
 оркестровкой.
  3. принадлежат также комич. оперы: "Рыжий Титус" (по пьесе "Талисман"
 Нестроя, 1958, Базель), "Серафина, или Немая аптекарша" (на сюжет Рабле,
 1960, Мюнхен), балет "Деревня под ледником" (1937, Карлсруэ) и др. соч.
  ЗХБА, Минадора Ивановна [6 (19). XI. 1909]-абхазская советская
 актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1958). С 1935-актриса Абхазского т-ра
 (Сухуми). В 1939 закончила студию при Т-ре им. Руставели, ученица А.
 Хо-равыиА. Васадзе. Актриса большого сценич. обаяния, обладающая высокой
 выразительностью жеста, мимики, интонации, 3. создаёт правдивые
 колоритные образы.
  Роли: Ханума (о. п. Цагарели, 1945), Зейнаб ("Измена"
 Сумбатова-Южина, 1955), Софья ("Последние", 1954), Эсма ("Чёрные гости"
 Г. Гулиа, 1955), Шесья ("Данакай" Лакербая, 1956). Трагедийное дарование
 3. раскрылось наиболее полно в исполнении роли Медеи (о. п. Еврипида,
 1959).3. создаёт также и остросатирич. образы - пустая, нелепая Уаква
 ("Мышь в амбаре" Джонуа и Хуа-тландзия, 1958). Tf. Л.
  ЗЮВАНОВ, Михаил Акимович [р.24.П(9.Ш). 1906] - белорусский советский
 артист оперы (бас). Нар. арт. БССР (1954). В 1951 окончил Минскую
 консерваторию. Впервые выступил на оперной сцене в Баку в 1938. Пел в
 различных оперных т-рах страны. В 1949-62 3. - солист Белорус. т-ра
 оперы и балета.
  Партии: Данила, Анищук ("Девушка из Полесья", "Ми-хась Подгорный"
 Тикоцкого), Якуб ("Маринка" Пукста), Сусанин, Мельник, Гмин, Кончак;
 Кецал ("Проданная невеста") и др.
  Лит.: ЖураулёУ Д., Шлях акпёра [М. Я. Зюва-нау], в сб.: "Майстры
 беларускай сцэны", М?нск, 1960. ?p, С.
  ЗЮСМАЙР, Зюсмайер (Su?mayr, Sussmayer), Франц Ксавер (176617.IX.1806)
 - австрийский композитор и дирижёр. Ученик Сальери, ученик и друг
 Моцарта. С 1792 3.- капельмейстер Национального т-ра, с 1794-композитор
 и капельмейстер "Кернтнертортеатра" в Вене. Автор многих опер, в том
 числе "Моисей" (1792, Т-р Шиканедера, Вена), "Зеркало Аркадии" (1794,
 там же), Длагород-ная месть" Ид]Яг и Земи-да" (обе 1795,
 "Кернтнер-тортеатр"), "Добровольцы" (1796, там же), "Шарлатан",
 "Сулейман II" (обе 1799, там же). 3. дополнил оперу Гретри "Двойное
 испытание" (пост. под назв.' "Двойная признательность" в 1796,
 "Керн-тнертортеатр", под упр. 3.), написал речитативы к опере Моцарта
 "Милосердие Тита" (для пост. в Праге, 1796) и закончил его "Реквием".
  Лит.: S i e v e r s G. L. Р., Mozart und Sussmayer, Mainz, 1829;
 Lehner W., F. X. Sussmayer als Opernkomponist, в кн.: Studien zur
 Musikwissenschaft, v.18, В., 1931.
  ИБАНЬЕС (Ibanez), Мария Игнасия (июль 1745- 22.IV.1771) - испанская
 актриса. Начала артистич. деятельность в провинциальной т.руппе. В 1768
 вступила в труппу М. Идальго, работавшую в т-ре "Де ла Крус" (Мадрид) в
 качестве второй актрисы. В 1769 перешла в т-р "Принсипе", занимала
 положение первой актрисы в труппе X. Понсе, с успехом исполняла роли
 влюблённых. С изяществом и мягкостью играла гл. роль в трагедии
 "Ормесинда" Моратина, роль графини ("Дон Санчо Гарсия, граф Кастильский"
 Кадальсо).
  Лит.' Diaz de Escovar N., Siluetas escenicas del pasado, Madrid, [s.
 a.], c. 75-81.
  ИБАТУЛЛИН, Ринат l2(15).VI.1907-15.VIII. 1950] - советский
 театральный художник. По нац. татарин. В 1933-35 И. учился в Моск.
 художеств. ин-те им. Сурикова. В 1935-37 работал художником в Башк. т-ре
 (Уфа). В 1937-46-в Магнитогорском т-ре, оформил там спектакли: "Горе от
 ума", "На дне", "Варвары", "Мещане", "Собака на сене", "Тар-тюф", "Ромео
 и Джульетта", "В степях Украины", "Человек с ружьём". И. внёс значит,
 вклад в развитие нац. татарского иск-ва. В Т-ре имСамала (Казань), где
 он работал в 1946-50, И. оЩрмил спектакли:
  "За тех, кто в море!" (1946), "Песня жизни" Амира (1947), "Пугачёв в
 Казани" Файзи (1948), "Слуга двух господ" (1948), "Без вины виноватые"
 (1949), "Дочь бакенщика" по повести Г. Губая (1950). Лучшие работы И.
 отмечены хорошим вкусом и яркой фантазией. Он выразительно передаёт
 характерные черты эпохи, в к-рой происходит действие пьесы, сохраняет
 жанровые особенности драматургич. материала. X. К.
  ИБЕР (Ibert), Жак (15.VIII.1890-6.П.1962)-французский композитор.
 Член Ин-та Франции (с 1956). В 1910-14 обучался музыке в Парижской
 консерватории у А. Жедальжа и Г. Форе, позже - у П. Ви-даля, продолжал
 занятия композицией в Риме, в Академии Франции (вилла Медичи) (1920-22),
 директором к-рой он впоследствии становится (1937-55). Следовал гл. обр.
 творч. принципам неоклассицизма. К импрессионистам И. близок стремлением
 к колоритной оркестровке и изобретательным гармониям. Автор опер:
 "Анжелика" (1927, т-р "Фомина", Париж), "Персей и Андромеда" (1929, т-р
 "Гранд-Опера"), "Король из Ивето" (1930, т-р "Опера комик"), "Гонзага"
 (1935, Монте-Карло), "Орлёнок" по Ростану (совм. с А. Онег-гером, 1937,
 там же) и др.; балетов "Встречи" (пост. В. Нижинским, 1925,
 "Гранд-Опера"), "Диана де Пуатье" (пост. И. Рубинштейном, 1934, там же),
 "Странствующий рыцарь" по "Дон Кихоту" Сервантеса (1950, там же) и др.;
 музыки к спектаклям: "Самосский садовник" Вильдрака (1931, "Т-р
 Елисейских полей", Париж), "14-е июля" Роллана (1936, т-р "Одеон",
 Париж), "Антоний и Клеопатра" по Шекспиру и Жиду (1945, т-р "Комеди
 Франсез", Париж), фильмам, в т. ч. "Дон Кихот" (1932) и "Макбет" (1949),
 а также мн. симф., камерно-инструмент. и др. соч. В 1955-56 был
 руководителем Объединения нац. лирич. т-ров Франции. Рим. пр. (1919).
  Лит,.: В г u у г J., L'ecran des musiciens, P., 1930; H о e-r e e A.,
 J. Ibert, "Revue musicale", 1929, 1 Juillet, M 8; S a-m a z eu i 1 h G.,
 Musiciens de mon temps. Chroniques et souvenirs. P., [1947]; Bruyr J.,
 J. Ibert, "Musica", 1955, Octobre; Li e s s A., J. Ibert und sein
 Opernschaffen, "Schweizerische Musikzeitung", 1938, 1 Marz., ј 5.
  ИБРАГИМОВ, Мирза Аждар оглы (р. 15. X. 1911)- азербайджанский
 советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1930. Деп.
 Верх. Совета СССР 1-5-го созывов. Действит. чл. Академии наук Азерб.
 ССР. Первое крупное драматургич. произведение И.- драма "Хаят" (1937) о
 жизни колхозной деревни 30-х гг., отличается остротой драм. конфликта,
 реа-листич. яркостью характеров. В 1938 написал пьесу "Мадрид" о героич.
 борьбе исп. народа с фашизмом. Пьеса "Мухаббет" ("Любовь"), написанная в
 годы Отечеств. войны (1942), показывает духовную силу и красоту сов.
 народа. В ней созданы положительные образы наших современников. В 1962
 написал лирич. комедию "Колхозница". Пьесы И. были пост. в Т-ре им.
 Азизбекова и др. т-рах Азербайджана; они оказали значительное
 воздействие на развитие нац. театр. иск-ва.
  Соч.: Hajat, Бакы, 1937; Сечилмиш эсэрлэри, т. 1-3, Бакы, 1954 (т.
 2-ГГеслэр); на рус. яз.- Хаят, Баку, 1940; Избр.Произв. в 2 тт., М.,
 1958 (т. 1 - Пьесы).
  Лит.: Даронян С., Проза Мирзы Ибрагимова, Баку, 1958 (с. 24-59 -
 Писатель и театр); его же, Мирза Ибрагимов, М., 1960 (с. 154-56. Краткая
 библиогр.);
  Советские писатели. Автобиографии, т. 1, М., 1959, с. 420-30. Я. Кае.
  ИБРАГИМОВ, Хабибулла Калимуллич (29.XII. 1894-17.111.1959) -
 башкирский советский композитор и драматург. Засл. деят. иск-в Башк.
 АССР (1951). И. принадлежат популярные муз. комедии "Башмачки"
 (Стерлитамак, 1922), "Зятушка" (Уфа, 1947), едко высмеивающие дореволюц.
 быт и нравы тат. баев-торгашей, а также ряд инструмент, пьес, маршей и
 песен, мн. из к-рых стали народными. Простота формы, яркий нар. юмор
 отличают муз. сценич. произв. И., особенно его комедию "Башмачки".
  Соч.: Пьесалар, офе, 1960. Д. Хар.
  ИБРАГИМОВА, Галима [р. 28.XII.1909 (10.1. 1910)]-татарская советская
 актриса. Нар. арт. Тат. АССР. Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1929
 окончила тат. театр. техникум в Казани. В 1929-32 училась в Москве в
 ЦЕТЕТИСе. С 1933 И.- актриса Т-ра им. Камала. Тонкой лирикой,
 поэтичностью отмечены лучшие образы И.
  Роли: Луиза Миллер (1933), Валентина ("Страх", 1933), Дездемона
 (1936), Полина ("Доходное место", 1938), Амина ("Тукай" Файзи, 1938),
 Сальви ("Хужа Насретдин" Исан-бета, 1940), Фатима ("Песня жизни" Амира,
 1943), Катерина ("Гроза", 1945), Ширин ("Легенда о любви" Хикмета,
 1955), Галин ("Утраченная красота" Такташа, 1956), Корделия ("Король
 Лир", 1956). . X. К.
  ИБСЕН (Ibsen), Генрик [20.III.1828, Шиен,- 23.V.1906, Христианин
 (ныне Осло)] -норвежский драматург, театральный деятель. Творчество И.
 явилось высшим достижением реалистич. зап.-европ. драматургии 19 в. и во
 многом определило расцвет критич. реализма в норв. лит-ре, на к-рый
 указывал Ф. Энгельс: "...Норвегия пережила такой подъем в области
 литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна,
 кроме России" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 418).
  И. рос в семье разорившегося купца. Рано познал материальные лишения
 и горечь обществ, неравенства. Работая учеником аптекаря в г. Гримстаде,
 он написал свою первую, юношескую драму "Катилина" (1849),
 примечательную ти-раноборч. мотивами, навеянными событиями 1848. В
 1850-51 И. жил в Христианин, занимался журналистикой. К активной театр.
 и драматургич. деятельности И. обратился в 1852, когда он был приглашён
 на пост художеств. руководителя, режиссёра и драматурга "Норвежского
 театра" в Бергене. Общественно-политические и эсте-тич. принципы
 И.сформировались под влиянием идей норв. крестьянской демократии, борьбы
 за нац. независимость и нац. культуру. В романтич. драмах "Ночь на св.
 Ханса" (1852), "Фру Ингер из Эстрота"
  (1855), "Пир в Сульхауге" (1855), "Улаф Лильекранс"
  (1856) (все пост. И. в бергенском "Норвежском т-ре"), "Воители в
 Хельгеланде" (1857, "Норвежский т-р" в Христианин-1878), в к-рых
 используется материал норв. истории, нар. творчества, выражены идеи
 свободолюбия и патриотизма, мир гордых и благородных героев прошлого
 противопоставляется мелочному корыстолюбию представителей бурж.
 общества.
  Возглавляя в 1857-62 "Норвежский т-р" в Христианин, И., как и в
 период работы в Бергенском т-ре, своей режиссёрской деятельностью и
 критич. статьями борется за подлинно нац. иск-во, насыщенное обществ.
 содержанием, за иск-во, идеи, темы и стиль к-рого заложены "...в народе
 как неосознанное требование и как совершенно исчерпывающее выражение для
 свойственного нашей эпохе восприятия национального начала" (цит. по кн.:
 Ибсен Г., Собр. соч., т. 4, 1958, с. 737). Эстетич. взгляды И. в это
 время не свободны от отвлечённо-романтич. представлений о "нар. духе", о
 существенном в иск-ве, лишённом конкретных взаимосвязей с реальностью, в
 них сказывается влияние эстетизма. И. преодолевает эти тенденции в пьесе
 "Комедия любви" (1862, Христианийский т-р-1878), в к-рой он впервые
 создал сатирич. образ чиновничье-филистерской Норвегии, высмеял
 претенциозные мещанские идеалы. В драме "Борьба за престол" (1863,
 "Норвежский т-р" в Христианин) И. вновь обратился к национально-историч.
 тематике. Зрелость и демократизм политич. концепции этой пьесы
 подчёркиваются точным и широким изображением картин нар. жизни, глубоким
 раскрытием идейно-нравственного содержания центр, образов. В 1864 И.
 уехал из Норвегии и до 1891 жил за границей, преимущественно в Италии и
 Германии. Новый этап творчества И. определяется разочарованием
 драматурга в норв. крестьянской демократии, его окончательным разрывом с
 буржуазно-либеральными деятелями. Гневная критика гос. и этич. норм
 совр. бурж. общества, присущего ему меркантилизма, духовного бессилия
 составляет пафос драматич. поэм "Бранд" (1865, "Новый т-р" в
 Стокгольме-1885) и "Пер Гюнт" (1866, Христианийский т-р-1876). В "Бранд
 е" получает развитие гл. тема И.- свобода личности и, в частности,
 человеч. призвания. Трагич. конфликт этой философской драмы определяется
 индивидуалистич. бунтом героя, лишённым конкретного социального
 содержания. Противопоставляя духовный максимализм Бран-да антигуманности
 бурж. мира, И. вместе с тем сознаёт противоречивость своих

<< Пред.           стр. 310 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу