<< Пред. стр. 313 (из 913) След. >>
Велихов, Лебедев - Жаров, Зинаида Савишна - Шатрова, Львов - Горбатов,Боркин - Н. Подгорный); Смоленский т-р (1940; реж. Ростовцев, худ.
Медовщн-ков); Ленингр. Новый т-р (1941; реж. Сушкевич, худ.
Мало-бродский); Таганрогский т-р (1946, реж. В. Белокуров;
1960, реж. С. Лавров, Мартьянова); Костромской т-р (1957; реж.
Мизецкий, худ. Пирогов); Брянский т-р (1960; реж. Са-пегин, худ. И.
Григорьев); Мукачевский т-р (1960; реж. Ля-ховецкий, худ. Зелинский);
Ставропольский т-р (реж. В. Иванов, худ. Воротников) и др.
За рубежом "И." ставили: т-р "Вигсинхаз", Будапешт (1923); труппа
"Хайюдза", Токио (1954); "Коморн-ый т-р", Прага (1955); "Пикколо-театр",
Генуя (1957); Национальный шведский т-р "Драматен", Стокгольм (1957);
труппа Моклера, Париж (1958); Словацкий Нац. т-р, Братислава (1960) и
др.
Издания: Первое изд. (литографированное), изд. Моск. театр. биб-ки
Рассохиной, М., 1889; первый печатный текст пьесы: "Северный вестник",
1889, ј 3; из послед, изд.- Ч е х о в А. П., Собр. соч., т. 13, СПБ,
1903; из сов.изд.- Чехов А. П., Собр. соч., т. 9, М., 1956.
Лит.: Homo Novus, По театрам, "Театр и искусство", П., 1909, ј 38; Н
е м и р о в и ч-Д а н ч е н к о Вл. И., Из режиссерского экземпляра
"Иванова", "Театр", М., 1960, ј 1, с. 148-51. А. Шн.
ИВАНОВА, Евдокия Алексеевна [р. не позднее 1812 - ум. 26.XII.
1904(8.1. 1905), Екатеринбург] - русская драматическая и оперная
артистка (сопрано). Крепостная помещицы В. П. Тургеневой (матери И. С.
Тургенева), И. была определена в театр. школу при крепостном т-ре. 13
лет отдана на оброк антрепренёру П. А. Соколову, державшему т-р в
Воронеже. После выступления в роли Анюты в комич. опере "Мельник -
колдун, обманщик и сват" Абле-симова (муз. Соколовского) 16-летняя
актриса стала исполнять ведущие оперные партии и первые роли инженю в
водевилях. В последующие годы И. с труппой Соколова играла в Тамбове,
Саратове, Симбирске; в 1833-42 - в Казани. В 1839 в роли герцогини
д'Асколи ("Пятнадцатилетний король", комедия, пер. с франц. А. Ж.) И.
проявила комедийное дарование; в том же году исполняла роли в водевилях.
Среди её оперных партий: Анета, Анжела ("Волшебный стрелок", "Чёрное
домино" Вебера). В нач. 40-х гг. И. была выкуплена Соколовым, своим
гражданским мужем, из крепостной зависимости и получила "вольную". После
пожара в Казани (1842) труппа Соколова обосновалась в Екатеринбурге,
положив в 1843 начало проф. т-ру на Урале (летом она ежегодно играла в
Перми, в феврале - на Ирбит-ской ярмарке). В сезоне 1843-44 И. исполнила
партии Амины [опера "Невеста-лунатик" ("Сомнамбула") Беллини], Таисии
(комич. опера-водевиль "Оборотни, или Спорь до слез...", пер. с франц.,
муз. Париса). Среди её водевильных ролей в этот период:
Славская ("В людях - ангел, не жена, дома с мужем- сатана" Д.
Ленского), Катерина (о. п. Фёдорова) и др. Екатеринбургская пресса
отзывалась о ней как о лучшей' актрисе т-ра, отмечала чёткость ее игры,
тщательную отделку ролей, находила её голос чистым, сильным, приятным,
но малообработанным. Благодаря гастролям по Сибири И. стала популярной и
там. И. играла также в переводных драмах и мелодрамах. На Урале в труппе
Соколова И. прослужила 15 лет; после его отказа от антрепризы 12 лет
играла в Иркутске. Исполняла роли грандам и старух. С 1875 работала в
Екатеринбурге (1878-79, антреприза П. М. Медведева) с выездами в Пермь и
Ирбит. В этот период иск-во И. приобретает большую глубину, простоту,
искренность чувств.
Роли: Фрошар ("Две сиротки" Деннери, 1879), Кдучкина (водевиль
"Бедовая бабушка" Баженова), графиня Хрюмина ("Горе от ума") и др.
Последнее выступление И. состоялось в 1899 (Екатеринбург, роль
Клучкиной).
История жизни И. послужила основой для нек-рых произв.
Мамина-Сибиряка ("Доброе старое время", "Поправка д-ра Осокина"); в
историч. очерке "Город Екатеринбург" Мамина-Сибиряка история
Екатеринбургского т-ра написана (по свидетельству писателя) со слов И.
Лит.: [А. Ж.], О Казанском театре, "Репертуар русского театра", СПБ,
1840, кн. VIII, с. 15-17,19,20,22;
Курочкин Ю., Из театрального прошлого Урала. Заметки собирателя,
Свердловск, 1957, с. 105-26; Б е к-каревич Н., Столетняя артистка
(вместо некролога), "Исторический вестник", 1905, т. 101, июль, с.
141-48;
Contre-Баран, Екатеринбургский театр (Письмо к редактору), "Репертуар
и Пантеон", СПБ, 1844, т. VI, кн. 4, с. 22, 25-27. Е. Фил.
ИВАНОВ-БОР‚ЦКИЙ, Михаил Владимирович. [14(26).VI.1874-1.IV.1936] -
русский советский музыковед, педагог и композитор. Окончил юридич. ф-т
Моск. ун-та (1896). Теорией композиции занимался в 1894-96 в Москве у Н.
С. Кленовского, в 1898-1900 в Петербурге у Н. А. Римского-Корса-кова. В
1901-05 И.-Б. жил в Италии, где изучал историю музыки. По возвращении в
Москву участвовал в деятельности муз. обществ.-просветит. организаций, в
т. ч. Кружка комич. оперы, где была пост. его опера "Адоль-фина" (1908).
В 1913 И.-Б. написал оперу "Колдунья" по Чирикову, пост. к-рой не была
разрешена царской цензурой (пост. 1918 в Нар. доме им. Каляева, Москва).
С 1922 И.-Б.-проф. Моск. консерватории. Большое количество лит.
памятников, связанных с историей зап.-европ. т-ра 18 в., собрано в
изданных Под ред. И.-Б. "Материалах и документах по истории музыки" (т.
2, 1934). Образцы оперного творчества 17-18 вв. представлены в его
"Музыкально - исторической хрестоматии" (вып. 1-3, 1929), 2-е изд., доп.
и пе-рераб. (вып. 1-2, 1933- 1936). Под ред. И.-Б. издан сборник
"Музыкальное наследство" (вып. 1, 1935), где помещены материалы по
истории рус. и зарубежной оперы, а также ряд отдельных статей об оперных
композиторах. /
Соч.: Забытый музыкант (Э. Т. А. Гофман), "РМГ",19й", .ј.ј 37, 38,
41, 42; Страничка прошлого (Две оперы эпохи Великой французской
революции), "Музыкальная ноь", 1924, Jsfo 6-7; Джоакино Россини,
"Пролетарский музыкант", 1930, .ј 7; От оперы к оратории (Г. Ф.
Гендель), "Советская музыка", 1935, ј 3.
Лит.: Ливанова Т., М. В. Иванов-Борецкий, "Советская музыка", 1934, ј
9. Б. Ш.
ИВАНОВ-КОЗ‚ЛЬСКИЙ (наст. фам. -Иванов), Митрофан Трофимович (1850,
Киевская губ., - 15.1.1898, Петербург) - русский актёр. Род. в
крестьянской семье. Служил в Житомире военным писарем. В 1869 начал
выступать в местном т-ре как статист. В 1870 переехал в Киев, где в
течение 3 лет безуспешно добивался приёма в труппы различных
антрепренёров. Лишь в 1872.И.-К. зачислили в Киевский т-р на выходные
роли. В 1873 он перешёл в Харьковскую труппу Н. Н. Дюкова. Лишённый
внешнего лоска, светских манер, И.-К. не пользовался успехом в тех
салонных пьесах, в к-рых ему вначале приходилось играть. Неожиданное
признание публики И.-К. получил после исполнения роли Сдобного в русской
бытовой драме П. Д. Боборыкина "В мире жить - мирское творить". После
этого он начал получать ведущие роли, для него было пост. "Доходное
место" и возобновлено "Горе от ума". Роли Жадова и Чацкого сделали И.-К.
любимым актёром харьковского студенчества. Студенты убедили И.-К.
сыграть Гамлета, знакомили его с книгами о Шекспире, со статьями В. Г.
Белинского. В 1873, в свой бенефис, И.-К. впервые сыграл Гамлета.
Несмотря на успех у публики, он считал, что роль еще требует доработки,
п отказался от второго выступления. Рассорившись в результате этого с
антрепренёром, И.-К. уехал в Москву, где при содействии Н. X. Рыбакова
устроился в Общедоступный театр Урусова и Танеева (1874). В следующем
сезоне И.-К. оставил Москву и начал жизнь актёра-гастролёра. Он играл в
Одессе, Харькове, Казани и др. городах. В 1880 дебютировал в петерб.
Александрийском т-ре. Однако, несмотря на большой успех, на казенную
сцену он принят не был и вернулся в провинцию. В 1882-83 снова играл в
Москве (т-ры Бренко, Корша). Иск-во И.-К.- любимого актёра демократич.
интеллигенции- отличалось большой задушевностью, искренностью,
простотой. По свидетельству его партнёрши М. И. Велизарий, у И.-К. был
"сильный, наполненный правдой, чарующий бархатистый, напоминающий
виолончель голос". Но играл он неровно, яркие вспышки таланта сменялись
спадами. В лучших своих актёрских работах - Краснов ("Грех да беда на
кого не живёт"
Островского), Белугин ("Женитьба Белугина" Островского и
Соловьёва)И.-К. раскрывал залечат, качества рус. нац. характера:
благородство смелость, удаль, доброту, а в Белугине - ещё и недюжинный
ум. Вместе с тем актёр подчёркивал, что источник драмы его героев - в
сословном и социальном неравенстве, столь тяжело пережитом в молодости
им самим.
На протяжении всей своей творч. жизни И.-К. продолжал усиленно
работать над образом Гамлета. В Одессе, во время гастролей Т. Сальвини,
игравшего Гамлета, И.-К., уплатив антрепренёру громадную неустойку,
отказался от выступлений, чтобы иметь возможность изучить игру великого
артиста. Только к концу 70-х гг. И.-К. решился включить роль Гамлета в
свой репертуар. Он исполнял эту роль по собственному тексту,
составленному из различных переводов. Заимствуя нек-рые детали у
Саль-вини, И.-К. в основном продолжил традиции Мо-чалова и Рыбакова,
стремясь раскрыть конфликт Гамлета с окружающим его миром. Вместе с тем
в исполнение этой роли И.-К. вносил и сентиментальный оттенок, присущий
вообще исполнительской манере актёра. Порой в спектакле протест
подменялся состраданием, жалостливостью.
Выступая в роли Шейлока, И.-К. отказался от тра-диц. трактовки
Шейлока как злодея. Он передавал трагедию несчастного отца, оскорблённое
нац. достоинство, стремление отомстить за поруганную дочь. Играя роль
Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова), И.-К. показывал своего героя как
мыслителя-бунтаря, борющегося за правоту своих убеждений. С огромным
пафосом играл И.-К. роль Кина ("Гений и беспутство" А. Дюма-отца),
раскрывая трагедию художника в чуждом и враждебном ему аристократич.
обществе. Меньше удавались И.-К. роли в пьесах Шиллера: Франц Моор и
Фердинанд. Достигая в них лишь внешнего эффекта, "театральности", он
часто изменял правде, простоте и сердечности.
В 80-е гг., с усилением правительств, реакции в стране, в творчестве
И.-К. отчётливо выявляется основная тема: драма одинокого человека,
задыхающегося в невыносимо тяжёлых обществ, условиях. Наследуя традиции
А. Е. Мартынова, он с большим"'сочувствием и теплотой исполнял роли
маленьких людей- забитого несчастного чиновника Рожнова
("Горе-злосчастье" В. А. Крылова), бывшего каторжника Сергея Артамонова
("От судьбы, не уйдёшь" Аркадьева). Играя роль Артамонова, Й-К. достиг
высокого мастерства перевоплощения.
Трудное детство, юность, борьба за право быть актёром, унижения
сделали И.-К. человеком замкнутым, с неуравновешенным характером.
Постепенно болезненно-самолюбивый эгоцентризм усиливался. Разгульный
образ жизни привёл к постепенному увяданию дарования И.-К. и охлаждению
со стороны зрителей. Семейная драма - разрыв с женой - окончательно
подорвала его душевные силы. С 1891 он редко появлялся на сцене. В 1895
И.-К. заболел тяжёлым пси-хич. расстройством.
В судьбе И.-К. отразились особенности его эпохи. Атмосфера жестокой
политич. реакции, бесправие вызвали неудовлетворённость художника
действительностью. Его творчество выражало протест против этой
действительности, но отсутствие цели, непонимание путей борьбы наполняли
образы актёра безысходной скорбью. Творчество И.-К. явилось как бы
переходной ступенью от героического искусства его предшественников - П.
С. Мочалова и Н. X. Рыбакова - к творчеству актёров-"неврастеников" 20
в., ярчайшим представителем к-рых был почитатель и ученик И.-К.- П. Н.
Орленев.
Лит.: Россов П. Н., Мысли и воспоминания об Ива-нове-Козельском,
"Театр и искусство", 1898, ј 7; С е л и-в а н о в Т. Н., Воспоминания о
М. Т. Козельском, "Театр и искусство", 1898, ј 25-29; Давыдов В. Н.
Рассказ о прошлом, [2 изд.]. Л., 1962; Синельников Н. Н.. Шестьдесят лет
на сцене. Записки, [Харьков], 1935; В е л и-з а р и и М. И., Путь
провинциальной актрисы. Л.-М.,1938;
Морозов М., Митрофан Трофимович Иванов-Козельский, М.-Л., 1947;
Курочкин Ю., Из театрального прошлого Урала..., Свердловск, 1957;
Прозоровский Л., Из прошлых лет. Театральные мемуары, М., 1958. Д. Ял.
ИВАНОВСКИЙ, Владимир Викторович [р. 8(21)VI. 1912]-русский советский
артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич.
партии с 1956. В 1940 окончил Моск. театр .-муз. училище им. Глазунова и
в том же году был принят в труппу Т-ра оперы и балета им. Кирова. В
1941-44 работал в Т-ре Балтфлота. С 1944 - вновь в Т-ре оперы и балета
им. Кирова. С 1952-в Большом т-ре. И. обладает сильным, звучным голосом,
его исполнение отличается эмоциональной фразировкой. Гастролировал за
границей - Хельсинки, Прага, Бухарест, Пхеньян и др.
Партии: Павка ("Семья Тараса" Кабалевского.; Гос. пр. СССР, 1951),
Герман; Андрей ("Мазепа"), Самозванец ("Борис Годунов"), Ионтек
("Галька" Монюшко), Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Банк Бан (о. п.
Эркеля), Канио, Хозе. Е. В.
ИВАНОВСКИЙ (Иванов), Николай Павлович
(3.VIII.1893-28.XII.1961)русский советский артист балета. По окончании
Петерб. балетного уч-ща (1911) был зачислен в кордебалет труппы
Мариинского т-ра. В 1912 перешёл в антрепризу С. П. Дягилева. С 1915 -
вновь в балетной труппе Мариинского т-ра. В сезон 1930-31 выступал в
Тбилисском оперном т-ре. И." был характерным танцовщиком, исполнял
партии: Антония ("Египетские ночи" Аренского), Эвзебия ("Карнавал"),
Тореадора ("Дон Кихот") и др. С 1925 занимался педагогич. деятельностью
в Ленингр. хореографич. уч-ще (класс бального танца). В 1940- 1952 и
1954 - художеств. руководитель этого уч-ща. Преподавая бальный танец, И.
уделял большое внимание старинным танцам, он явился основоположником
новой учебной дисциплины - историч. танца, вошедшей в учебные программы
хореографич. уч-щ Сов. Союза и за рубежом.
Соч.: Бальный танец XVI-XIX вв., Л.-М-, 1948. Лит.: Борисоглебский М.
[сост. J, Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, Юр. Б.
ИВАНОВСКИЙ ТЕАТР (Ивановский Большой драматический театр) - русский
советский театр. История возникновения т-ра в Иванове относится к 1852,
когда крепостным крестьянином графа Шереметева Я. Шаровым была
предпринята попытка организации публичного т-ра. Однако этот театр не
получил правительственного разрешения. В 60-х гг. в Иванове начинают
возникать любительские коллективы, начинают выступать приезжие проф.
труппы. В нач. 90-х гг. в рабочем местечке Ямы был построен летний т-р
для народа, в к-ром с 1898 играла большая труппа артистов-любителей из
рабочих-текстильщиков (просуществовал до 20-х гг. 20 в.), ставившая гл.
обр. пьесы рус. классиков.
В первые же годы после Октябрьской революции начались попытки
создания в городе постоянно действующего т-ра [активное участие в этом
принимал Д. А. Фурманов, бывший тогда секретарём
Иваново-Воз-несенскогогубкомаРКП(б)]. С июля 1918 в б. Купеческом клубе
начались выступления проф. труппы под рук. М. Е. Залесова. Крупным
событием стали регулярные гастроли И. Н. Певцова, периодически (в
19191923) принимавшего участие в спектаклях. Одновременно (1918) в
Иванове был организован Пролеткульт, театр. студия к-рого в сент. 1919
показала свой первый спектакль (инсценировки, сцены из пьес). Из этой
студии в 1924 возник 1-й рабочий т-р Пролеткульта, переданный в 1932
профсоюзу и переименованный в Т-р ОСПС. В 1933 в Иванове начала работать
труппа под рук. М. Л. Курского, заложившая основу постоянного Обл. драм.
т-ра. В 1935 в эту труппу влился коллектив Т-ра ОСПС. В репертуаре-
произв. рус. классики и совр. драматургии. В 1940 т-р получил новое
здание с зрит. залом на 1600 мест (первый спектакль - "Кремлёвские
куранты", реж. И. Громов; Ленин - М. Колосов). В том же году т-ру
присвоено наименование Ивановского Большого драм. т-ра. Работая с
местными авторами, т-р впервые осуществил на сцене пост. пьес:
"Ласточка" Кочнева (1951), "Соперники" ("Воспитание чувств") Цессарского
(1953), "Перед восходом" Холмского и Маркензона (1955), "Весенние
страдания" Кобрина и Шароградского (1958), "Сторонка родная" Лобко
(1960), "Кухаркины дети" Сапожниковой (1961) и др,
С И. т. в течение ряда лет была связана деятельность актёров и
режиссёров С. И. Папова, Г. А, Ко-четкова, А. М. Пастунова, Л. В.
Южанского, Н. И. Харченко, С. М. Комиссарова, Н. И. Гарина, М. Н.
Потоцкого, А. А. Дружининой, Б. А. Теренть-ева, 3. Н. Зорич, А. Д.
Дикого, А. А. Гончарова, Е. Н. Белова, В. Н. Токарева, И. Г. Громова, И.
Г. Борова и др. С первых дней организации в т-ре работают нар. арт.
РСФСР М. Г. Колосов, засл. артисты РСФСР В. А. Щудров, Н. Г. Евстафьева,
К. П. Антипин, Л. В. Раскатов; артисты И. П. Тихонов, А. В. Плес-ская и
др., композитор М. Ю. Двойрин.
В труппе (1962; кроме упомянутых): засл. артистка РСФСР Е. Г.
Евгеньева, засл. арт. Кирг. ССР К. С. Лунгрен, артисты И. Н. Пругер, В.
Н. Краснослободская, Б. С. Иванов, С. А. Князев, В. А. Борисов и др. Гл.
реж. (с 1959) - С. М. Рейнгольд. Гл. худ. (с 1959) - Б. В. Перко.
Пост.: "Улица радости" Зархи (1933), "Гамлет" (1934, с Курским в гл.
роли), "Горе от ума" (1935), "Последние" (1936), "Васса Железнова"
(1937); "Арсений" Васильева (1940), "Горячее сердце" (1942, реж. Дикий);
"Молодая гвардия" по Фадееву (1947, реж. Л. В. Южанский), "Два капитана"
по Каверину (1949, реж. В. П. Акинфиев), "Семья" Попова (1952, реж. Е.
Н. Белов), "Старик" (1955, реж. И. Н. Алферов), "Вечный источник" Д.
Зорина (1957, реж. Т. Д. Дударова; Ленин - А. А. Карпов), "Иркутская
история" Арбузова и "Живёт иа свете женщина" Аграненко (1960, 1961; реж.
С. М. Рейнгольд).
Лит.: Из прошлого Владимирского края, сб. 1, Владимир, 1930, с. 58; Э
к з e м п л я p с к и и П. М-, История города Иванова, ч. 1, Иванове,
1958; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1,
М., 1954. А. Ив.
ИВАШКЕВИЧ (Iwaszkiewicz), Ярослав (р. 20.11. 1894)-польский писатель,
драматург, критик. Окончил юридич. ф-т К невского ун-та (1918). Начал
лит. деятельность в 1915 в Киеве. В 1918 переехал в Варшаву. Первое
драматич. произв. И. "Некто" (1921) написано в стиле старинного
моралите. Романтич. трагедия "Любовники из Вероны" (1927) развивает
мотивы "Ромео и Джульетты". Действие этой трагедии перенесено в
современность. Ранние драматич.произв. И. проникнуты глубокой горечью.
Пьесы И. о Шопене ("Лето в Ноан", 1936, т-р "Малы", Варшава), о Пушкине
("Маскарад", 1938, т-р "Польски", Варшава) показывают драматич.
столкновение художника с окружающей его средой. Новым темам, отражающим
борьбу против фашизма и строительство социализма, посв. пьесы И.,
созданные после освобождения Польши (1944): "Старый кирпичный завод"
(1946, инсц. о. п. И.) и "Восстановление Блэндомежа" (1951, Краков).
Пьесы И. отличаются тонкой пси-хологич. обрисовкой героев, драматич.
напряжённостью. И.-обществ, деятель, участник междунар. движения в
защиту мира, пред. Союза польск. писателей. Соч.: Dziela, t. 5. Dramaty,
Warsz., 1958. Б. Рос.
ИВАЩЕНКО, Николай Иванович (р. 16.ХП.1907)- украинский советский
артист балета. Засл. арт. УССР (1949). В 1924-27 учился в Одесском муз
.-драм. ин-те у проф. В. И. Преснякова. С 1926 работал в Одесском т-ре
оперы и балета. С 1935 - солист Киевского т-ра оперы и балета им.
Шевченко. Один из исполнителей партии Степана в укр. балете "Лилея"
Даньке-вича. Известен также как исполнитель укр. нар. танцев.
Роли: Свирид ("Бисова ночь" Иориша), Ферондо ("Мещанин из Тосканы"
Нахабина), Ли Шан-фу (Красный цветок) и др. Ю. С.
ЙВИНГ, Виктор Петрович (другие псевд.-С e p n у-х о в с к о и, Ц о к
и) [паст. фам. - Иванов;
7(19).XI. 1888 - 8.IX. 1952] - русский советский театральный критик.
Кандидат искусствоведения (с 1944). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та
(1916). В 1917-26 был артистом балета (на эстраде, т-р "Терев-сат"). С