<< Пред.           стр. 322 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 уз.
  ИОГАННИС, Иван Иванович (1810-г. смерти не-изв.) -.капельмейстер и
 скрипач. По национальности чех. Музыке обучался в Пражской
 консерватории. В 1836 руководил оркестром князя Юсупова, дирижировал
 первой оркестровой репетицией 1-го акта "Ивана Сусанина". С 1840 И.
 выступал как оперный дирижёр и скрипач в Москве. С 1841 - капельмейстер
 Большого т-ра. В 1842 руководил премьерой "Ивана Сусанина". Выступал в
 симф. концертах, в т. ч. с исполнением отрывков из опер А. А. Алябьева,
 A. H. tepcTOBCKoro, M. И. Глинки. Инструментовал неск. одер
 Верстовского. Пресса отмечала И. как та' лантлвого капельмейстера.
  Лит.: Записки старого актёра, "Русская старина", 1905, янв.;
 Переписка А. Н. Верстовского с А. М. Гедеоновым, "ЕИТ", 1914, вып. IV.
 Н. Каз.
  ИОГАНШН, Христиан Петрович [8(20).V.1817- 12(24). X II. 1903] -
 русский артист балета, педагог. По национальности швед. Родился и учился
 в Стокгольме, в 1836-38 совершенствовался в Копенгагене у балетм. А.
 Бурнонвиля. В 1838 поставил в Стокгольме балет "Возвращение на родину".
 С 1841 - в Петербурге. Танец И., выразительный, плавный, стал одним из
 лучших образцов романтич. стиля в балете. Партии: Акбар ("Дая" Келлера),
 Ахмет-паша ("Пери" Бургмюллера), Альбер ("Жизель"), Колен ("Тщетная
 предосторожность" Гертеля), Сальватор Роза, Гренгуар, Валентин
 ("Катарина, дочь разбойника", "Эсмеральда", "Фауст" Пуни), Дугманта,
 герцог Мэнский, Божко ("Баядерка", "Камарго", "Роксана" Минкуса). С 1869
 преподавал в Петерб. балетном уч-ще (педагогич. деятельность начал с
 1860). В 1883 И. оставил сцену. Продолжая и развивая традиции рус.
 балетной школы, И. своей педагогич. деятельностью формировал черты
 исполнительского стиля 2-й пол. 19 в. Среди учеников И. танцовщики П. А.
 Гердт, Н. Г. Легат, танцовщицы М. М. Петипа, М. Ф. Кшесинская, О. И.
 Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, а также его дочь А.
 Ио-гансон.
  Лит.: "Артист", 1892, ј 20, с. 174-75, ЕИТ". Сезон 1891-92гг., СПБ.
 1893, с. 248-50; "Театр и искусство", 1903, .К9 52, с. 1009;
 Борисоглебский М.В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1,
 Л., 1938, с. 375;
  L eg a t N., The story of the Russian school, L., 1932. В. Кр.
  ИОЗАПАЙТИТЕ, Мария Иозовна [р. 14 (27).III. 1912]-литовская советская
 артистка балета. Нар. арт. Лит. ССР (1953). Занималась у О.
 Дубенецкене-Кал-покене в Каунасе (1925)., в 1934 совершенствовалась в
 Париже у М. Кшесинской. С 1929 работала в Т-ре оперы и балета в Каунасе
 (с 1948 в Вильнюсе).
  Партии: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Одетта-Одиллия, Аврора,
 Коппелия, Раймонда; Китри ("Дон Кихот"), Была первой исполнительницей
 партии Маруте ("Невеста" Пакальниса). Драматич. дарование И. раскрылось
 в сов. балетах: Мария ("Бахчисарайский фонтан", 1938), Тао' Хоа
 ("Красный цветок", 1940), Светлана (о. п. Клебанова, 1951). В 1935-39
 вела педагогическую работу в балетной студии. А. Руз.
  "ИОЛАНТА" -опера П. И. Чайковского, либр. М. И. Чайковского по драме
 X. Герца "Дочь ко.роля Рене", соч. 1891, пост. 6 дек. 1892 в Мариинском
 т-ре (дирижёр Направник, декорации Бочарова; король Рене - Серебряков,
 Роберт - Яковлев, Водемон - Фигнер, Эбн-Хакия - Чернов, Альмерик -
 Карелин, Бертран - Фрей, Иоланта - М. Фигнер, Марта - Каменская,
 Бригитта - Рунге, Лаура - Долина). Пост. в Большом т-ре 11 нояб. 1893;
 возобн. 25 янв. 1917 (дирижёр Купер, реж. Лосский, худ. Коровин;
  Иоланта - Нежданова, король Рене - В. Петров, Водемон - Лабинский,
 Роберт - Минеев, Эбн-Хакия - Савранский).
  Первая пост. за рубежом 3 янв. 1893, Гамбург (на нем. яз., пер.
 Шмидта). Последующие пост.: Копенгаген (1893), Стокгольм (1893), Мюнхен
 (1897), Вена (1900), Болонья (1907), Осло (1929), Будапешт (1929),
 Скарборо, США (1933, на рус. яз.), Люблнна (1938) и др.
  Первая пост. на сов. сцене 16 марта 1923, Ленингр. Малый оперный т-р
 (дирижёр Самосуд, пост. Пашковский, худ. Бобышов; король Рене -
 Молчанов, Роберт - Ольховский. Водемон - Большаков, Эбн-Хакия -
 Серёбровский, Альмерик - Мишин, Бертран - Фомин, Иоланта - Кернер,
 Бригитта - Павлова, Лаура - Висленова, Марта - Сабинина); возобн. в
 1943, там же. В 1940 возобновлена в Большом т-ре (дирижёр Самосуд, пост.
 Шарашидзе, худ. Штоффер;
  Иоланта - Жуковская, король Рене - А. Пирогов, Водемон - Большаков,
 Роберт - Норцов, Эбн-Хакия - Батурин). Пост. в др. городах Сов. Союза:
 Ереван (1947), Одесса (1952), Баку (1954), Душанбе (1955), Казань
 (1958), Ашхабад (1959), Алма-Ата (1961) и др.
  Издания: "И.", партитура и клавир, М., Юргенсон, [1892]; акад. изд.
 Чайковский П. И., Полное собр. соч., т. 10, партитура, т. 42, клавир,
 М., Музгиэ 1953.
  Лит.: Домбаев Г., Творчество Петру Ильича Чайковского в материалах и
 документах, М., 1958. Ц. Г р.
  ИОНЕСКО (Ionesco), Эжен (р. 26.XI.1912) - французский драматург. Род.
 в Румынии. До 14 лет и с 1938 живёт в Париже. Получил филология,
 образование в Бухарестском ун-те и в Сорбонне. Лит. деятельность начал в
 1931 как поэт. И.- лидер "авангардистского" течения во франц.
 драматургии, сложившегося в нач. 50-х гг. 20 в. Написал пьесы:
  "Лысая певица" (1950, т-р "Ноктамбюль"), "Урок" (1951, "Т-р де Пош"),
 "Стулья" (1952, т-р "Ланкри"), "Жертвы долга" (1953, "Т-р Латинского
 квартала"), "Амедей, пли Как от него избавиться" (1954, т-р "Баби-лен"),
 "Жак, или Повиновение" (1955, т-р "Юшет"),
  "Новый жилец" (1957, т-р "Ожурдюи"). Во всех этих пьесах И.
 издевается над совр. обывателем, внешне респектабельным, а по существу
 ничтожным. Он едко высмеивает бесцельность его существования, творческое
 бесплодие, хаотично-автоматич. образ мышления. Сарказм И. направлен и
 против избитых истин, бессодержательных, заученных фраз. Однако И.
 проповедует цинично-песси-мистич. взгляды на историч. процесс и обществ,
 назначение личности. В произв. И., "теоретика" т. н. "абсурдного т-ра",
 алогизм речи и поведения персонажей, формалистич. приёмы направлены на
 утверждение мысли о торжестве бессмысленного над разумным. Сатира на
 буржуа граничит у И. с карикатурой на человека вообще. В аллегорич.
 драме "Убийца по призванию" (1958, т-р "Рекамье") и трагифарсе
 "Носороги" (1959, т-р "Одеон" и "Т-р де Франс") И. воссоздал образ
 "маленького человека", к-рый от пассивной жертвенности приходит к этич.
 неприятию смертоносной власти фашиствующих монстров. В 1962 написал
 пьесу "Небесный пешеход".
  Соч.: Theatre, v. 1-2, Р.. 1954-58; Notes et contre-notes, P., 1962;
 Experience du teatre. P., 1958.
  Лит.: Б а ч е л и с Т., Париж плачет, Париж смеется..., "Новый мир",
 1961, JV9 1, с. 257-58; Л ек л ер к Г., Судьбы авангардистского театра
 во Франции, "Театр", 1959, ј 9; его ж е, Le theatre de Jonesco, "La
 nouvelle critique", 1958, juin, .No 97; Б о я д ж и е в Г. , Театральный
 Париж сегодня, [М.], I960, с. 87-116. В. Бал.
  ИОРДАН, Ольга Генриховна [р. 5(18).V.1907j- русская советская
 артистка балета, балетмейстер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1939), засл.
 деят. искусств Кирг. ССР (1956). В 1926 окончила Ленингр. хо-реографич.
 уч-ще (класс А. Я. Вагановой) и была принята в ленингр. Т-р оперы и
 балета (ныне им. Кирова). Музыкальный и психологически содержательный,
 смелый, бравурный танец И. сочетал технику партерных и воздушных
 движений в виртуозных партиях: фея Бриллиантов ("Спящая красавица"),
 Одетта-Одил-лия; Раймонда; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Китри ("Дон
 Кихот"), Смеральдина ("Пульчинелла" Стравинского) и др. Большое
 драматич. дарование И. проявилось в партиях Эсмеральды; Гамзатти
 ("Баядерка" Минкуса), Сванильды ("Коппелия"). И. была первой
 исполнительницей центр, партий в балетах сов. композиторов: Дива
 ("Золотой век" Шостаковича), Жанна ("Пламя Парижа"), Зарема;
 Девица-краса ("Весенняя сказка" Асафьева). И.одна из первых
 представительниц героич. стиля сов. балетного исполнительского иск-ва. В
 числе ролей Тао Хоа, Лаурен-сия; Танцовщица ("Светлый ручей"
 Шостаковича), Панночка ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого). В годы блокады
 Ленинграда (1942-44) И. возглавляла балетный коллектив, где пост.
 спектакли "Эсмеральда", "Шопениана", "Конёк-Горбунок" и исполнила в них
 ведущие партии. Среди др. пост. И.: "Итальянское каприччио" на муз.
 Чайковского (1946, Ленингр. Малый оперный т-р), "Лебединое озеро" (1947,
 Саратов). В 1944 вернулась в труппу Т-ра оперы и балета им. Кирова.
 Оставила сцену в 1950.
  В 1939-40 и с 1946 преподаёт классич. танец в Ленинградском
 хореографическом училище им. Вагановой.
  Соч.: Из дневника, в кн.: Ленинградские театры в годы Великой
 Отечественной войны. Сб. статей. Л.-М., 1948, г. 481-513; Рождение
 балетного образа, в сб.: Агриппина Яковле-вна Ваганова, Л.-М., 1958, с.
 166-171.
  Лит.: Розенфельд С., Ольга Иордан, "Искусство и жизнь". Л., 1941, ј
 5. В. Кр
  ИОСЕЛИАНИ, Елена (Лили) Константиновна (р. 25. II 1.1923) - советский
 грузинский режиссёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). В 1946 окончила
 режиссёрский ф-т груз. театрального ин-та. В 1947-49- режиссёр груз.
 ТЮЗа, в 1952-59 - режиссёр Т-ра им. К. Марджанишвили, в 1960-61 - гл.
 реж. Го-рийского т-ра,с 1961-гл. режиссёр Тбилисского т-ра Сан.
 культуры. Режиссёр-педагог, И. обращает пре-им. внимание на работу с
 актёром, поэтому её спектакли отличаются чёткой разработкой характеров,
 глубокими характеристиками.
  Пост.: "Сказка о правде" Алигер (1947), "Весеннее утро" Габескирия
 (1952), "Любовь на рассвете" Галана (1953), "Секретарь райкома"
 Табукашвили (1954), "На дне" (1957); "Лавина" Мревлишвили (1960), автор
 пьесы "Наш один вечер" (1961).
  Лит.: К ? ы м о в а Н., Различимые голоса, "Театр", 1958, ј3;
 УрушадзеН., "Тонкий художник", журн. "Сабчота хеловнеба" (Советское
 искусство), 1960, ј 1 (на груз. яз.).
  ИОСИП‚НКО, Николай Кузьмич (р. 18.??.1912)- украинский советский
 историк театра и театральный деятель. Доктор искусствоведения (1959).
 Чл. Комму-н-истич. партии с 1940. Окончил Киевский муз .-драм. ин-т им.
 Н. Лысенко (1936). Работал режиссёром Т-ра им. Франко (1936-37). В
 1937-40 - директор Музея театр. иск-ва УССР, в 1944-46 - директор,
 1944-52-зав. кафедрой истории т-ра Ин-та театр. иск-ва, с 1947-старший
 науч. сотрудник, с 1953-зав. отделом театра и кино Ин-та
 искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. И.- автор науч. и
 науч.-популярных работ по истории укр. т-ра и т-ра народов СССР,
 программ по истории укр. т-ра. С 1937 ведёт педагогич. работу (профессор
 Киевского ин-та театр. иск-ва), инициатор создания театроведческого
 ф-та.
  Соч.: Из истории театра Западной Украины, в сб.:
  О театре, Л.-М., 1940; Шевченко ? театр. [Кив], 1941;
  МХАТ... ? укранський театр. в кн.: МХАТ ? укранська театральна
 культура, Кив, 1949; Гоголь ? укранський театр. в кн.: Гоголь ?
 укранська л?тература XIX стол?ття, Кив, 1954; Погляди Шевченка на театр.
 в кн.: Зб?рник праць першо ? друго наукових шевченк?вських конференций,
 Кив, 1954; У творчий сп?вдружб?, Кив, 1954; Актор, режисер, театральний
 д?яч, в сб.: М. Л. Кропивницький, Кив, 1955; М. Л. Кропивницький, Кив,
 1958; главы I и II (Укр. театр), в кн.: Укранський драматичний театр. т.
 2, Кив, 1959; раздел "Театр", в кн.: ?стор?я Киева, т. 1-2, Кив,
 1959-60; Ю. В. Шумский, Кив, 1960; Шляхами театрального днання, в сб.:
 Братерство народ?в-братерство культур, Кив, 1960; Великая дружба. Очерки
 исторических ""имосвязей двух театральных культур, Кив, 1961.
  "ИОСИФ" ("Joseph") - опера Э. Н. Мегюля, либр. А. Дюваля, пост. 17
 февр. 1807, Париж. Последующие пост. в Париже: 1851, 1862, 1866,1882,
 1899, 1910. Пост. в др. городах: Брюссель (1808), Гамбург (1809, на
 франц. яз.), Мюнхен (1809), Берлин (1811, 1909), Дрезден (1817, под упр.
 К. М. Вебера), Вена (1809, 1908), Будапешт (1810, на нем. яз.), Варшава
 (1812), Прага (1813, на нем. яз.;
  1824, 1892), Копенгаген (1816). Милан (1823, 1899), Хри-стиания
 (1829, на дат. яз.), Амстердам (1824; 1830, на франц. яз.), Бухарест
 (1834), Брно (1839),Гент (1841), Лондон (1841, в концертном исполнении
 на нем. яз.; 1914, на нем. яз.), Стокгольм (1856), Нью-Йорк (1857, на
 нем. яз.), Загреб (1899), Барселона (1900), Дублин (1908, в концертном
 исполнении), Таллин (1919).
  В России пост. 20 янв. 1812, Москва; 12 сент. 1813, Петербург (Иосиф
 - Соколов, Иаков - Злов, Симеон - Самойлов, Вениамин - Лебедева). 12
 марта 1876 пост. силами учащихся Моск. консерватории (Малый т-р). Ц. Гр.
  ИОФИН, Григорий Аронович [р. 12(25). IV.1908]- русский советский
 режиссёр, педагог, театральный деятель. Засл. деят. иск-в Бурятской АССР
 (1957). Доцент (1940). Окончил режиссёрско-педагогич. ф-т ГИТИСа. В
 1934-39 преподавал в нац. студиях ГИТИСа. В 1939-41 -директор ГИТИСа. В
 1944- 1951 - начальник и режиссёр т-ра Северного флота. С 1953 -
 директор, с 1956 - гл. реж. Рус. т-ра в Улан-Удэ (пост. "Конец семьи
 Шаралдая" Балдано и Метелицы, "Несносный характер" Липковича, "Почему
 улыбались звёзды" Корнейчука, "Остров Афро-диты" Парниса и др.). С
 1961-зав. кафедрой театр. мастерства на театр. отд. Воет .-Сибирского
 библиотечного ин-та (Улан-Удэ). А. Ив.
  ИОФФЕ, Юрий Самойлович (р. 1909) ь- русский советский режиссёр. Засл.
 деят. иск-в РСФСР (1956). Засл. арт. Каз. ССР (1943) и Узб. ССР (1950).
 Зани' мался в Студии Днепропетровского т-ра для юношества (1927-28). В
 1934 окончил Харьковский театр. ин-т. Работал в Т-ре им. Шевченко в
 Днепропетровске (в 1928-31- актёр, с 1934- режиссёр и актёр). Был
 режиссёром в т-рах: Киева (1939-41, Т-р им. Леси Украинки), Алма-Аты
 (1941-46, Рус. т-р, гл. реж.), Ташкента (1946-53, Рус. т-р, сначала
 реж., затем гл. реж.). С 1953 - гл. режиссёр Оренбург, т-ра. И. активно
 работает над пост. пьес сов. драматургов. Среди его лучших спектаклей -
 "Офицер флота" Крона (1948), "Деньги" Софронова (1956), "Караван" Штока
 (1957), "Оптимистическая трагедия" (1959); "Дали неоглядные" Вирты
 (1959) и др. Режиссёрская работа И. отмечена тонким проникновением в
 сущность чело-веч. характеров. В содружестве с авторами пост.:
  "Заря Востока" Сафарова (1948), "Шёлковое сюзанэ" Каххара (1950),
 "Любовь Ани Березко" Пистоленко (1954), "По велению сердца" Анова (1957)
 и др. Из произведений писателей классиков поставил:
  "Коварство и любовь" (1940), "Укрощение строптивой" (1950), "Дачники"
 (1954), "Царь Фёдор Иоаннов ич" А. К. Толстого (1955), "Жизнь Матвея
 Кожемякина" по Горькому, инсценировка Молько (1962) и др.
  Лит.: "Театр", 1955, ј 11, с. 80-86; "Театральная жизнь", 1959, ј 7,
 с. 14-19. А. Шн.
  ИПОТ‚ЗА (греч. ????????; И. является отличительным чтением греч.
 слова) - жанр античного театра, один из видов мима. По сообщению
 Плутарха ("Пиршественные изыскания"), И. по сравнению с др.
 разновидностью мима - пегниями ("шутки"), отличалась большей
 сдержанностью, была менее груба и разнузданна, Представления И. более
 сложны и длительны. По-видимому, И. имела разработанный сюжет и твёрдый
 текст, в то время как пегнии могли строиться на свободной импровизации
 исполнителя. Сюжеты И. часто заимствовались из известных трагедий или
 комедий и подвергались пародийной переработке. Я. Зем.
  ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (наст. фам.- Иванов), Михаил Михайлович
 [7(19).XI.1859, Гатчина, - 28.1.1935, Мооква] - русский советский
 композитор, педагог, дирижёр и муз.-обществ, деятель. Нар. арт.
 Республики (1922). В 1882 окончил Петерб. консерваторию по классу
 композиции Н. А. Римского-Корсакова. В 1883-93 жил в Тифлисе, где
 возглавлял местное отделение и уч-ще Рус. муз. об-ва; дирижировал симф.
 концертами. С 1884 И.-И. работал в Тифлисском оперном т-ре, где под его
 управлением была Ш)ст. опера Чайковского "Мазепа" (1885) и оперы самого
 И.-И. "Руфь" (1887) и "Аз-ра" (1890; впоследствии уничтожена
 композитором; отрывки изд. под назв."В изгнании"). С 1893
 И.-И.-профессор, в 1906-1922-директор Моек. консерватории. Был муз.
 руководителем и дирижёром Моск. частной рус. оперы (1899-1904) и
 Оперного т-ра Зимина (1904-06). И.-И. был активным пропагандистом рус.
 оперной классики. Под его упр. впервые были пост. оперы
 Римского-Корсакова: "Царская невеста" (1899), "Сказка о царе Салтане"
 (1900) и "Кашей бессмертный" (1902) (все - в Моск. частной опере); там
 же были пост. оперы Чайковского "Мазепа" и "Чародейка".
  В 1900-е гг. И.-И. были созданы оперы "Ася" (по о. п. Тургенева,
 1900, Товарищество частной оперы, Москва), "Измена" (по о. п. А.
 Сумбатова-Южина, 1910, Т-р Зимина, Москва) и "Оле из Нордланда" (по
 повести М. Иерсена, 1916, Большой т-р) (первой пост. опер дирижировал
 И.-И.).
  В своём оперном творчестве композитор тяготел к искренней,
 мелодически-напевной лирике, к лирически окрашенным жанровым сценам. В
 этом он следовал Римскому-Корсако-ву, Чайковскому, Рубинштейну. Оперу
 "Ася" по примеру "Евгения Онеги-нах Чайковского И.-И. назвал
 "лирическими сценами". Композитору близки были образы простых людей
 ("Ася" воспроизводит нем. провинциальный быт, "Оле из Нордланда" - жизнь
 норв. рыбаков). Ясно выражено у И.-И. стремление к нац. колориту (опера
 "Руфь" пронизана вост. интонациями, др.-евр. мелодиями, опера "Измена"
 впитала груз. фольклор, "Оле из Нордланда"- норв. мелодии). И.-И.
 написал ряд сюит и др. симф. произв., хоры, романсы и др. С 1925 И.-И. -
 дирижёр Большого т-ра, где под его руководством были пост. оперы
 "Декабристы" Золотарёва (1925), "Тупейный художник" Шишова (1929) и др.
 Инструментовал сцену у Василия Блаженного, впервые включённую в пост.
 оперы "Борис Годунов" Мусоргского (1927). Закончил оперу Мусоргского
 "Женитьба", дописав 2-4-й акты (под упр. И.-И. опера была исполнена по
 радио в 1931). Среди учеников И.-И. по композиции - С. Н. Василенко, Р.
 М. Глиэр, А. В. Гольденвейзер и др. Много времени композитор уделял муз
 .-обществ, деятельности; был председателем оперной секции Всероссийского
 съезда сценич. деятелей в Москве (1901), возглавлял Всероссийское
 об-водрам. писателей и композиторов (1922) и др.
  Лит.: Ипполито в-И в а н о в М. М" 50 лет русской музыки в моих
 воспоминаниях, М., 1934; Чемоданов С. М., Михаил Михайлович
 Ипполитов-Иванов, М., 1933; Вугославский С., М. М. Ипполитов-Иванов, М.,
 1936. Б. Ш.
  . ЙПСЕН (Ipsen), Бодиль (р. 30.VIII.1889) - датская актриса и
 режиссёр. В 1909 окончила школу при копенгагенском Королевском т-ре и
 дебютировала на сцене этого т-ра (Елена - "Когда цветёт молодой
 виноград" Бьёрнсона). Работала также в Нар. т-ре (1910-11; 1925-27) и
 "Дагмартеатре" (1912-14;
  1919-22; 1930-33) в Копенгагене. Создала образы Офелии; леди Тизл
 ("Школа злословия" Шеридана), Агнеты ("Холм Эльфов" Хей-берга), Перниллы
 ("Хенрик и Пернилла" Хольберга), леди Мильфорд ("Коварство и любовь"),
 Маргареты ("Королева Маргарета" Эленшлегера). Творчество И., крупнейшей
 актрисы дат. т-ра, характеризуется тщательным проникновением в авторский
 замысел тонким лиризмом, интеллектуальностью, содержательностью. Роли:
 Лиза ("Живой труп"), Анисья ("Власть тьмы"), Долли, Катюша Ма-слова
 ("Анна Каренина",
  "Воскресение" по Толстому), Аркадипа ("Чайка"), Маша ("Три сестры"),
 Раневская ("Вишнёвый сад"). Выдающаяся представительница сценич.
 реализма, И. восприняла и продолжила лучшие традиции нац. актёрской
 школы. Играя роли леди Макбет;
  Фрекен Юлии (о. п. Стриндберга), Норы; фру Альвинг; Марии Стюарт (о.
 п. Шиллера и "Мария Шотландская" Бьёрнсона), Клеопатры ("Идеалист"
 Мунка), актриса подчёркивала драму незаурядного человека, становящегося
 жертвой антигуманистич. офцеств. строя. Острый, злой юмор, иногда
 переходящий в гротеск, отличает исполнение ролей Метте ("Любовь без

<< Пред.           стр. 322 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу