<< Пред.           стр. 33 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Современник", "Русский вестник" и мемуаров.
  Соч.: Воспоминания и критические очерки. Собр. статей и заметок.
 1849-1868 гг., т. 1-3, СПБ, 1877-81; Литературные воспоминания, Л.,
 1928.
  Лит.: Венгеров С. А., Крптико-биографический словарь русских
 писателей и ученых, т. 1, СПБ. 1889, с. 596- 611. т. Р.
  АННЕНКОВ, Юрий Павлович (р. 11. VII. 1890) - русский театральный
 художник, живописец, график. Окончил художеств. уч-ще А. Л. Штиглица в
 Петербурге, затем учился в Париже. В 1913 начал работать в т-ре "Кривое
 зеркало" (Петербург). Осн. работы:
  "Гимн рождеству" Диккенса, "Скверный анекдот" по Достоевскому (1914,
 1915, Т-р i м. Ксмиссаржев-ской, Москва), "Нос" по Гоголю (1915, т-р
 "Кривое зеркало"), "Бунт машин" А. Толстого (1924, Большой драм. т-р,
 Ленинград). Оформлял массовые инсценировки в Петрограде ("Взятие Зимнего
 дворца", 1920, и др.). Выступал также как режиссёр ("Первый винокур" Л.
 Н. Толстого, 1919, Эрмитажный т-р), пропагандировал формалистич. теории
 (см" ст. А. в "Вестнике театра", 1921, ј 93-94). С 1924 живёт за
 границей (Германия, Франция). Работает художником в кино.
  Лит.: Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917-X-1927, Л.,
 1927. АН. Ш.
  АННЕНКОВА-БЕРНА?, Нина Павловна (1864- 1933) - русская актриса.
 Училась в драматич. классах В. В. Самойлова. Выступала на сцене с 1880"
  Играла в провинции (Вильно, Казань, Оренбург, j Самара и др., до
 1888), в т-ре Горевой в Москве (1889), в Александрийском т-ре в
 Петербурге (1890-93). Актриса лирико-драматич. дарования, отличавшаяся
 большим сценич. обаянием, А.-Б. исполняла роли Негиной ("Таланты и
 поклонники"), Нины ("МасIй карал"), Королевы ("Дон Карлос"), Юдифи
 ("Уриэль Акоста" Гуцкова). Оставив сцену, А.-Б. занималась преим. лит.
 работой. Написала пьесу "Дочь народа" (1914, театр Нар. дома,
 Петербург). После Октябрьской революции жила в Оренбурге, где нек-рое
 время руководила молодёжной театр. студией. Л. Кл.
  АННИНСКАЯ, Маргарита Матвеевна [р. 18 (30). VII. 1896] - русская
 советская актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1956). Сценич. деятельность
 начала в 1916 в тифлисском Нар. доме, затем играла в т-ре Артистич. рус.
 театрального об-ва (АРТО) и в др. т-рах Тифлиса. Рожи: Диана ("Собака на
 сене" Лопе де Вега), Консуэлла ("Тот, кто получает пощечины" Л.
 Андреева), Сакунтала (о. п. Калидасы), Ио ("Гибель Надежды" Хейерманса)
 и др. Работала в т-рах Армавира и Тулы. С 1930 - актриса Бакинского рус.
 т-ра. Роли: Панова ("Любовь Яровая"), Надежда Е ("Последние" Горького),
 Эльвира ("Тартюф"), Анна Каренина; Оливия ("Двенадцатая ночь") и др.
 Среди ролей, сыгранных А. в 50-х гг.: Мария Александровна ("Семья"
 Попова), Клавдия Васильевна ("В поисках I радости" Розова), Бабушка
 ("Деревья умирают стоя" 1 Касоны). Положит. сценич. образы, созданные
 А., наделены ясным умом, душевной силой, обаянием, юмором. Игра её
 отличается естественностью, теплотой. Г. К.-К.
  АННЕНСКИЙ, Иннокентий Фёдорович [20. VIII (1. IX). 1856-30. XI (13.
 XII). 1909] - русский поэт, переводчик, драматург, критик. Перевёл на
 рус. язык и прокомментировал все произв. Еврипида. Написал неск.
 модернизированных стилизованных драм на еврипидовские сюжеты:
 "Меланиппа-фило-соф", 1901; "Царь Иксион", 1902, и др. Драма А. "Фамира
 Кифаред", написанная в стиле символистской поэзии, была пост. в 1916 в
 моек. Камерном т-ре. Соч.: Стихотворения и трагедии, Л., 1959.
  Лит.: Зелинский Ф. Ф., Из жизни идей. Научно-популярные статьи, 2
 изд., СПБ, 1908; Т а и р о в А., Записки режиссера, М., 1921; Архипов
 Е., Библиография Иннокентия Анненского, М., 1914. Т. Р.
  АННУНЦИО (Annunzio), Габриеле - см. Д'Ан-нунцио, Габриеле.
  АНОНС (франц. annonce - публичное оповещение, объявление) -
 предварительное объявление о спектакле. В 17-18 вв., преим. во франц.
 т-ре, А. представлял собой краткое обращение со сцены к публике перед
 началом спектакля (и отдельных его актов) с сообщением о предстоящем
 показе, о действующих лицах, исполнителях; по окончании представления -
 о значении развязки и пр.; одновременно рекламировались последующие
 спектакли т-ра. А. являлся органич. элементом спектакля и исполнялся
 лучшими актёрами труппы. Исполнители А. ("анон-wpbt") выступали в особых
 костюмах, делая публике при выходе на сцену т. н. комплименты (3 поклона
 - прямо, влево и вправо). Анонсирование строилось обычно на
 импровизации, сопровождалось остротами, шутками и пр. Впоследствии А.
 стали носить характер обычной информации и произносились инспектором
 сцены, помощником режиссёра или дежурным администратором. В наст. время
 А. наз. предварительная, без подробных сведений афиша, объявляющая о
 спектакле, выступлении, концерте и т п.
  АН-ПВ‚ - вид бирманских музыкальных комедийных представлений. В А.-п.
 принимают участие танцовщица и 2 комика, к-рые в перерывах между танцами
 разыгрывают весёлые сценки, ведут шутливый диалог. Постановки А.-п.
 отличаются от классно бирманской драмы более свободной формой, танец
 сочетается в них с песней (гл. обр. исполняются совр. популярные песни).
 Отличит, особенностью А.-п. является высокая техника сольного женского.
 танца. Исполнительницы танцев обучаются с детства;; проходят спец.
 школу. Св. Л/.
  AHF (Ассоциация новых режиссёров) - объединение советских режиссёров,
 существовавшее в Москве в 1925-31. До 1928 наз. Ассоциацией
 режиссёрского молодняка (АРМ). В 1931 была реорганизована в Ассоциацию
 работников. революц. т-ра (АРРТ), к-рая в том же году распалась. А.
 возникла и находилась под влиянием В. Э. Мейерхольда. Вначале АНР имела
 нек-рое положит. значение в борьбе против режиссёрской рутины.
 Декларируя борьбу за новые формы революционного, театра, режиссёры АНР в
 своей практической работе. часто проявляли формалистич. и
 вульгарно-социоло-гич. тенденции.
  Лит.: Ассоциация новых режиссеров. Бюллетень, М., 1928, Жј 1, 2, 3-4
 (стеклогр.); "Рабмс", М., 1932, .No 9-10';' газ. "Советское искусство",
 М., 1931, 28 мая, ј27. Д. Шн.
  АНСАМБЛИ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ (и, танца, иногда - А; народной песни и
 пляски, или танца) - вид концертно-эстрадные худо-. жественных
 коллективов. Ансамбли вступа,ют с. программами, включающими песенные
 та,нцеваль-. ные, инструментальные, часто - и литературные, жа-нры.
 Обычно программа А. п. и п. содержит элемен-. ты театрализации. В
 качестве самостоят, художеств. формы, завоевавшей прочное место в
 советской, а потом и зарубежной эстраде, этот жан утвердило под
 непосредств. воздействием Ансамбля красноар-. мейской песни и пляски
 (Центральный дом Ррасной, Армии, Москва, 1928; организаторы и первые,
 руко-. водители - А. В. Александров и П. И. Ильин), ныне - Ансамбль
 песни и пляски Советской Армии. Вслед за этим коллективом были созданы
 др. ан-1 самбли при военно-морском флоте, военных округах, отдельных
 армейских частях, на ж.-д. и водном транспорте, профсоюзные, школьные,
 пионерские. Ансамбли, пропагандирующие творчество народов СССР, были
 созданы во мн. союзных и автономных республиках СССР.
  В репертуар ансамблей входят произв. советских и передовых совр.
 зарубежных композиторов и поэтов, старинные и совр. образцы
 пеенно-танце-вального и инструментального фольклора, классич.
 произведения рус. и зарубежных композиторов. А. п. и п. являются не
 только исполнителями, но и активно собирают фольклорные материалы.
 Программа ансамбля может объединяться сквозной темой или представлять,
 собой совокупность самостоятельных номеров. А. п. и п. исполняют также
 сюжетные вокально-хореографич.. композиции.
  В А. п. и п. входят: хор (мужской - для А. п. и п, военных, смешанный
 - для остальных), таиц. груп-. па, оркестр нац. нар. инструментов. В
 каждой группе. имеются свои руководители. Ансамбль, возглавляет
 художеств. руководитель. А. п. и п. имеют солистов. и группы солистов
 (дуэты, трио, квартеты). В А. п. и п. привлекаются, как правило, особо
 одарённые испол-. нители из участников художеств. самодеятельности,
 отбираемые на спец. конкурсах, и артисты-профессионалы.
  Существуют также ансамбли народного танца, специализирующиеся на
 исполнении образцов народ-. ного танц. иск-ва СССР и др. стран... Среди
 них:
  Ансамбль народного танца СССР, Ансамбль народного танца Грузии,
 Государственный хореогра-фич. ансамбль "Берёзка" [см. Нароноц, пе,снц и
 пляски (танца) ансамбли}, Д Ши
  АНСАМБЛЬ (франц. ensemble, букв. - единство, созвучие,
 согласованность) - 1) В театральном искусстве - стройность и
 согласованность игры актёров. А. служит раскрытию замысла сценич.
 произведения, осуществлению стилевого единства спектакля. В А.
 проявляется особая природа театр. действия как иск-ва синтетического и
 коллективного. Наличие в спектакле А. определяется умением каждого
 актёра сочетать свой замысел и сценич. задачи с задачами др. актёров,
 добиться гармоничности, согласованности исполнения, поддерживать на
 сцене общий тон, ритм и настроение. А. возникает в результате длительной
 работы актёров в одном коллективе или принадлежности их к одной
 художеств. школе. Напр., исключительным по А. ("концертным") исполнением
 мн. спектаклей славился франц. т-р "Комеди Франсез", в России-моек.
 Малый т-р, позднее-МХТ.
  Понятие А. претерпело значит, изменения в процессе историч. развития
 т-ра. В 16 в. в игал. комедии делъ арте принцип свободной импровизации
 актёров поддерживался органич. взаимосвязью партнеров, породившей
 принцип творчески согласованной игры. В период господства классицизма
 (17 в.), с его строгой регламентацией поведения актёра на сцене, А. был
 призван подчеркнуть главенствующее положение героев, чётко ограничить
 сферу действия второстепенных лиц и создать единый общий фон в массовых
 сценах. Требование внутренней психоло-гич. связи между исполнителями
 выдвигал в своих теоретич. работах Д. Дидро. Борьбу с актёрским
 индивидуализмом вёл в 18 в. англ. актёр и реж. Д. Гар-рик, также
 добивавшийся постоянной связи актёра со своими партнёрами. В немецком
 т-ре 18 - нач. 19 вв. принцип А. утверждал К. Экгоф. Единомышленник
 Лессинга, руководитель Гамбургского национального т-ра Ф. Л. Шредер
 требовал соответствия трактовки каждой роли общему смыслу драматич..
 произведения. Проблему А. разрабатывали А. В. Иф-фланд (Германия) и Г.
 Лаубе (Австрия). Значит, развитие принцип А. получил в режиссёрской
 деятельности И. В. Гёте, стремившегося не только к согласованной игре
 актёров, но и к гармоничному сочетанию всех изобразительно-живописных
 средств т-ра.
  Становление реализма и возросшее в связи с этим значение режиссёра
 (см. Искусство режиссёра) как интерпретатора и организатора спектакля
 углубили и расширили возможности А. Стали различать внешний А.- слияние
 воедино всех компонентов спектакля (декорации, цвет, свет, звук, рисунок
 мизансцен, ритм и др.), и внутренний А.- общий идейный замысел,
 определяющий трактовку характеров, взаимодействие игры всех актёров. Уже
 в конце 19 в. требование А. стало необходимым условием сценич. реализма
 и легло в основу работы режиссёра со всеми участниками спектакля, вплоть
 до исполнителей массовых сцен. Большое внимание уделялось А. в практике
 нем. Mейнин венского театра. Руководитель т-ра- реж. Л. Кронек-стремился
 найти особый постановочный стиль для каждой пьесы, добивался слаженности
 всех элементов спектакля, заботился об А. в массовых сценах, поручая
 эпизо-дич. роли известным акторам. Естественности и согласованности
 игры, внутреннего А. требовали представители натуралистич. направления в
 т-ре - франц. режиссёр А. Антуан и нем. режиссёр О. Брам.
  В России проблему А. как основы формирования труппы
 актёров-единомышленников выдвигал еще Ф. Г. Волков. Большое внимание
 уделял ансамблю М. С. Щепкин, заботившийся о "внутренней гармонии" и
 согласованной игре исполнителей. В. Г. Белинский теоретически
 обосновывал необходимость А., идейной и художественной общности актёров.
 А. Н. Островский мечтал о высокой культуре А. актёров реалистич.,
 подлинно нар. т-ра (статьи и записки). К созданию А. стремились мн.
 крупные актёры - Г. Н. Федотова, В. Н. Давыдов, А. И. Южин и др. А. П.
 Ленский в Новом т-ре, осуществляя реформу сценич. иск-ва, требовал
 усиления репетиционной работы, добивался стройного А. исполнителей.
 Решающее значение приобрёл А. в творч. жизни МХТ. Являясь существ,
 особенностью школы МХТ, А. достиг в творческой практике т-ра наибольшей
 полноты и совершенства. Руководители т-ра К.С.Станиславский и В.И.
 Немирович-Данченко создавали сложную партитуру спектакля, объединявшую в
 целостный А. все его разнообразные компоненты. В спектаклях МХТ впервые
 были гармонично слиты воедино элементы внешнего и внутреннего А.,
 помогавшего раскрыть тончайшие особенности стиля автора, передать
 эмоциональную и социально-бытовую атмосферу, воссоздать эпоху. Идейное и
 психо-логич. содержание каждой роли неразрывно связано в спектаклях МХТ
 с общим замыслом постановки.
  В сов. т-ре, где каждый театр. коллектив объединяет актёров,
 режиссёров, художников, воспитанных согласно принципам и традициям
 данного т-ра (МХАТ, Малый т-р, Т-р им. Вахтангова и др.), выражающих
 своеобразие нац. искусства (т-ры Грузии, Армении, Украины, Узбекистана,
 Латвии, Эстонии и др. республик), принцип А. становится основой
 творческой практики. Система Станиславского, принятая в большинстве
 театр. коллективов (см. Станиславского система) включает понятия
 общения, взаимодействия и внутр. связи актёров в круг осн. вопросов
 сценич. мастерства. Замочат, по своему А. спектакли были созданы К. С.
 Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, режиссёрами Е. Б.
 Вахтанговым, К. А. Марджанишвили (Марджано-вым), В. М. Аджемяном, Л. С.
 Вивьеном, Ю. А. Завадским, М. Н. Кедровым, М. М. Крушельницким. А. Д.
 Поповым, Р. Н. Симоновым, Э. Я. Смилги-сом и мн. др. А. Ц.
  2) В музыке - а) совместное исполнение муз. произв. несколькими
 участниками; б) муз. произведение для небольшого состава исполнителей -
 инструменталистов или вокалистов; принадлежит к области камерной музыки
 (инструментальной или вокальной). А, входят в состав опер, ораторий,
 кантат. Оперные А. играют важную роль в драма-тургич. развитии действия.
 В зависимости от количества исполнителей различают следующие ансамбли:
 дуэт (2 участника), трио, или терцет (3), квартет (4), квинтет (5),
 секстет (6), септет (7), октет (8), нонет (9), децимет (10) и т. д.; в)
 хоровые или оркестровые коллективы уменьшенного состава или объединённые
 группы хора, оркестра и балета (см. Ансамбли песни и пляски).
  АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА ГРУЗИИ (Г о сударственный заслуженный
 ансамбль народного танца Грузинской С С Р) - один из крупнейших
 хореографич. коллективов СССР. Организован в Тбилиси (1945).
 Руководители и первые солисты - нар. арт. Груз. ССР Н. Рамитеили и нар.
 арт. СССР И. Сухишвили. В программах ансамбля - нар. танцы различных
 р-нов Грузии и театрализованные сюжетные постановки (муз. сопровождение
 - группа нац. муз. инструментов). Среди номеров программ - танцы
 "картули", женский танец "самая", мужской' "мхе-друли", аджарская и
 хевсурская сюиты. В ансамбле работают (1960) засл. арт. Груз. ССР: М.
 Мхеидзе, В. Купарадзе, Г. Сурвиладзе, Н. Лордкипанидзе, Г.
 Николозпшвили, Ш. Барамидзе, В. Каландадзе, И. Такайшвили. Ансамбль
 выступал во всех республиках СССР, в Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР,
  Дании, Италии (1958), Польше, Румынии, США, Финляндии, Франции
 (1957), Чехословакии (1958), Англии, Бельгии, Люксембурге, Канаде
 (1959), США, Мексике, Кубе, Венесуэле, Колумбии (1960).
  Лит.: Х у ч у а П., Государственный заслуж. ансамбль народного танца
 Грузии, ТО., 1958- Ев. М.
  АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА СССР (Г осударственный ансамбль народного
 танца СССР) - один из крупнейших хореографических коллективов СССР. Осн.
 в 1937, после Всесоюзного фестиваля нар. танца (Москва, 1936),
 продемонстрировавшего богатство и разнообразие хореографич. фольклора
 народов СССР. Первоначально состоял из 30 танцоров и небольшого оркестра
 нар. инструментов. Руководитель ансамбля с момента его организации-нар.
 арт. СССР И.А. Моисеев. Стремясь глубоко раскрыть содержание нар.
 танцев, развить и усовершенствовать их форму, коллектив отказался от
 механич. воспроизведения образцов нар. хореографич. творчества. Изучая
 иск-во, особенности быта и труда народов СССР и др. стран, сохраняя
 основу нар. хореографии, музыки и костюма, ансамбль обогащает свои
 постановки средствами драматургии, танц. техники, актёрского мастерства.
 В соответствии с образами и композицией танца обрабатываются нар.
 мелодии - муз. основа танца, создаётся сценич. вариант нар. костюма.
  В репертуаре ансамбля: танцы народов СССР, развивающие установившиеся
 традиции и приёмы (байновская кадриль, рус. перепляс, белорус.
 "Лявониха", гуцульский "Аркан", дагестанская лезгинка, нанайская "Борьба
 двух малышей", таджикский танец с ножами и др.), новые танцы и танц.
 сюиты, созданные на основе нар. хореографии и музыки (белорусский
 "Бульба", сюита из старинных рус. танцев, укр. сюита "Веснянка",
 молдавская сюита "Жок"), хореографич. картинки, воплощающие образы
 прошлого и жизнь сов. людей ("Подмосковная лирика", "Старинная городская
 кадриль", "Два Пер-вомая", "Футбол", "Партизаны", морская сюита "День на
 корабле", 1942), танцы стран народной демократии (чеш. сюита, польские
 танцы краковяк, "оберек", рум. "брыул", венг. "понтозоо", кит. танец с
 лентами, "саньчакоу", корейские, болгарские и др.), вошедшие в программы
 "Танцы славянских народов" (1945) и "Дружба и мир" (1953). В составе
 ансамбля большая группа артистов балета и малый симфонич. оркестр,
 дополненный нар. инструментами. При ансамбле работает Отделение нар.
 танца хореографич. уч-ща Большого т-ра СССР.
  Постоянное место работы - Москва. Коллектив гастролировал во всех
 республиках СССР, в МНР (1942), Финляндии1 (1945, 1952), Болгарии,
 Югославии (1946), Румынии (1945, 1956), Чехословакии (1946, 1947, 1956),
 Австрии (1946, 1951), Венгрии (1946, 1951, 1954, 1960), Польше (1946,
 1947, 1954), ГДР (1950, 1954, 1960), Китае (1954), Англии, Франции
 (1955), Египте, Ливане, Греции (1957), США, Канаде, Бельгии, Люксембурге
 (1958), Японии (1959). Руководителю и основному постановщику ансамбля,
 нар. арт. СССР И. Моисееву трижды присуждена Ст. пр. (1942, 1947, 1952).
 В 1952 Ст. пр. удостоены 12 творческих работников ансамбля. В составе
 ансамбля (1960): нар. арт. РСФСР Т. Зейферт, И. Карташев, Л. Голованов и
 засл. арт. РСФСР Т. Голованова, Н. Кузнецова, И. Конева, Л. Скрябина, В.
 Савин, С. Цветков; дирижёр-засл. деят. искусств РСФСР С. Гальперин. Ев.
 М.
  АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ СОВЕТСКОЙ АРМИИ (Краснознамённый имени А. В.
 Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии) - художественный
 коллектив, объединяющий в своих программах музыкальное, вокальное и
 хореографическое иск-во. Призван способствовать политическому, воинскому
 и культурному воспцтанию личного состава Советской Армии и
 Военно-Морского Флота. Был создан в 1928 при Центральном доме Красной
 Армии им. М. В. Фрунзе под названием "Ансамбль красноармейской песни"
 (состоял вначале из 12 чел.); руководитель - проф. А. В. Александров. На
 первом этапе деятельности гл. роль играли муз.-литературные монтажи с
 участием хористов, чтецов и оркестра ("Первая Конная в песнях", "Особая
 Дальневосточная", "Песнь о Магнитострое" и др.); с 1933 существует как
 самостоят, коллектив в составе 300 чел. Ансамбль состоит пз мужского
 четырёхголосного хора, оркестра и хореографич. группы. Коллектив широко
 пропагандирует произв., воспевающие подвиги сов. народа, его героич.
 прошлое; сочинения сов. и зарубежных композиторов; песенное народное
 творчество и произв. классиков. Группируя вокруг себя лучших
 композиторов-песенников (В. Соловьёв-Седой, А. Новиков, М. Блантер, Б.
 Мокроусов и др.), ансамбль за годы своей работы создал и популяризировал
 ряд песен, получивших общенародное признание и широкую известность. Мн.
 песни записаны на граммофонные пластинки. Хореографич. группой создан
 ряд плясок, из к-рых наиболее известны "Солдатский перепляс", "Казачья
 кавалерийская", "Русская пляска" и др. А. п. и п. С. А. положил начало
 развитию ансамблей песни и пляски - нового типа массового, нар. иск-ва.

<< Пред.           стр. 33 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу