<< Пред.           стр. 335 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 периодически ставятся оперы ("Травиата", "Риголетто"), оперетты
 ("Летучая мышь" И. Штрауса, "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу) и балетные
 дивертисменты. Пост. муз. спектаклей осуществляют гл. обр. специально
 приглашаемые иностр. режиссёры. При т-ре работает драм. школа. Ядро
 труппы составляют режиссёры и актёры И. Воге, Л. Пальсон, X. Б ьёрнсон,
 актрисы X. Торвадьдсдоут-тир, К. Кьельд, актёры Б. Йуханнесон, В.
 Гисласон, X. Скуласон. В 50-е гг. распространение космопо-литич.
 тенденций "американизации" духовной жизни страны, отсутствие новых исл.
 драматургов и пьес отрицательно сказываются на репертуаре Нац. театра.
 Наряду с пьесами отечеств. авторов большое место занимают произв. совр.
 зап.-европ. писателей - А. Миллера, Т. Реттигена, Т. Уильямса, Э.
 Ионеско, Ж. Ануя и др. Важным событием в культурной жизни страны явилась
 пост. пьес X. К. Лакснесса "Снайфридюр - Солнце Исландии" (1950, по его
 историч. роману "Исландский колокол"), "Серебряная луна" (1954,
 ставилась в СССР под назв. "Проданная колыбельная"), "Пьеса о трубе"
 (1961), гневно протестующих против посягательств американского
 империализма на независимость Исландии, разоблачающих космополитизм
 буржуазии, забвение традиций народной культуры, морали. В Рейкьявике, а
 также в Эскифьордуре, Акурейри, Сиг-дуфьордуре работает ряд
 полупрофессиональных трупп.
  Лит.: Андрессон К., Современная исландская литература 1918-1948, М.,
 1957; Р о es t ion С., Zur Ge-schichte des islandischen Dramas und
 Theaterwesens, Lpz., 1903; Leikfelag Reykjavikur 50 ara. 1897-1947,
 Reykjavik, 1947; Sigurbjornsson L., Reykjavik Teater, в кн.:
  Det moderne Island, Kbh., 1948. Вл. М.
  ИСМАГИЛОВ, Гумар Гимранович (р. 15.VI.1907)- узбекский и татарский
 советский режиссёр. В 1928 окончил Казанский татар, театр. техникум и
 был назначен режиссёром Т-ра им. Камала. В 1935 окончил ГИТИС.
  Пост. в Т-ре им. Камала: "Квадратура круга" Катаева (1930), "Город
 ветров" Киршона (1931), "За туманом" Камала (1935), "Искры" Гиззатова
 (1935), "Профессор Мамлок" Вольфа (1936), "Галиябану" Файзи (1936),
 "Враги" (1936) и др.
  В 1938-43 - режиссёр Симферопольского татарского т-ра. С
 1944режиссёр, затем гл. режиссёр Андижанского узб. муз .-драм. т-ра.
  Пост.: "Женитьба" (1947), "Ромео и Джульетта" (1947), "Русский
 вопрос" (1948); "Белый лотос" по поэме Шудрака
  (1957), "Хуррият" Уйгуна (1959), "Семья" Попова (1960), "Разбойники"
 (1959); "Блудный сын" Раннета (1960), "Лес"-(1960); "Во имя жизни"
 Сагдулла и Фатхуллина (1961). p Д
  ИСМАГИЛОВ, Загир Гарипович [р. 26.XII.19la (8.1.1917)]-башкирский
 советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). Чл. Коммунистнч.
 партии с 1943. Деп. Верх. Совета Башк. АССР с 1959. В 1954 окончил Моск.
 консерваторию по классу композиции В. Г. Фере. В юности был нар.
 кураи-стом Башкирии; в 1934-37 работал в оркестре Башк. т-ра драмы.
 Совм. с Л. Б. Степановым участвовал в создании первого варианта балета
 "Журавлиная песнь" (1944, Башк. т-р оперы и балета). Написал
 историко-героич. оперу "Салават Юлаев" о нар. герое Салавате Юлаеве, о
 дружбе рус. и башк. народов (1955, Башк. т-р оперы и балета). И.- автор
 первой башк. муз. комедии "Кодаса" ("Свояченица") о башк. деревне 30-х
 гг. (1959, там же), вок.-хореографич. сюиты "Нефтяники" (1953), кантаты
 о Ленине и др. муз. произв. Гл. достоинство музыки И.- мелодич.
 богатство, тесная связь с башк. муз. фольклором.
  Лит.: Шумская Н., Загир Исмагилов, в кн.: Советская музыка. Статьи и
 материалы, вып. 1, М., 1956, с. 318- 322; её же, Первая башкирская
 музыкальная комедия" "Советская музыка", 1960, ј 2, с. 115-19. А. Ив.
  ИСМАЙЛОВ, Умарджан (р. 1906) - узбекский советский драматург. Первая
 пьеса И. "Вредители хлопка" (1929) была одним из первых произв. узб.
 драматургии, посв. колхозной тематике. Пьеса отразила раскол в семье в
 период ликвидации кулачества; была пост. Т-ромим. Хамзы в 1930 и
 показана в Москве на Всесоюзной олимпиаде т-ров народов СССР. И.
 принадлежат пьеса "Рустам" (1933) о росте самосознания узбеков в годы
 1-й мировой войны и муз. драма "Зафар" (1953) о судьбе укр. мальчика,
 потерявшего родителей в годы Отечеств, войны и воспитанного в узб.
 колхозной семье (поставлена в муз.-драм. т-рах Узбекистана). Т. Г.
  ИСПАНО-КУБИНСКАЯ ТРУППА НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОРОВ - основана в 1927 С.
 Галаррага" Лекуоном и X. Сидом. В труппу входили исп. актёры,
 проживающие на Кубе. Здесь ставились пьесы С. Барона, Инсуа и Эрнандеса
 Ката, Ичасо, Л. де ла Пенья и др. Л. X.
  ИСПАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В 12 в. в Испании появляются образцы
 литургической драмы на нар. диалектах. Постепенно в религиозную драму
 всё более широко проникают бытовые и сатирич. мотивы (духовное действо
 конца 14 в. "Маскарон", шутливо-пародийное представление "Фарс о
 епископчике"" 1360J.
  С сер. 13 в. появляются диалогизированные "Прения" (Disputas) и
 "Споры" (Debates) религиозно-светского содержания. Постепенно эти
 диалоги всё более насыщаются драматич. действием ("Диалог между Амуром и
 Стариком" Р. Коты, 1490). В 15 в. в народные празднества начинают
 включаться драматические сценки аллегорического характера - момо.
 Религиозные и религиозно-светские пьески ставились в конце 15 в. не
 только в монастырях, но и при дворах грандов.
  В 16 в. религиозные представления всё более насыщаются светскими
 мотивами ("Житие святой Орозпи" Б. Палау). Постепенно формируются и
 развиваются жанры "священного действа" (auto sacramental) и "пьесы о
 святых" (comedia de santos) - характерные формы религиозной драматургии
 Испании 16- 17 вв.
  Наряду с этим на основе синтеза нар. традиции средневековья и
 учёно-гуманистич. веяний, шедших из Италии и из античности, формируется
 нац. исп. драма. В творчестве драматургов Раннего Возрождения
 сосуществуют нар. и учёно-гуманистич. традиции. Х,-дель Энсина,
 испано-португальский драматург Ж.
  Висенте, Л. Фернандес и др. пишут грубоватые нар. сценки фарсового
 характера ("Потасовка" Энсины) и изысканно-аристократич. драматич.
 эклоги. Б. Торрес Наарро в предисловии к сборнику своих пьес
 "Пропалладия" (1517) делит пьесы на "комедии вымысла" (comedias a
 fantasia) и "бытовые комедии" (comedias a noticia). Образцы этих комедий
 он даёт в своих 8 пьесах, напечатанных в этом же сборнике.
  В сер. 16 в. известный актёр и драматург Лопеде Руэда объединяет в
 своих произв. обе традиции, но делает это ещё механически; в
 ренессансные комедии он включает самостоят, бытовые фарсовые сцены, т.н.
 "пасос". То же делают и ученики Руэды-актёр и драматург А. де ла Вега,
 X. Тимонеда (ок. 1490-1583) и др. Попытки нек-рых драматургов-X.
 Бермудеса, К. Ви-руэса Л. Леонардо де Архенсола (1559-1613) и
 др.утвердить на исп. сцене учёную классицистскую трагедию успеха не
 имели. Их теоретич. воззрения на т-р разделял в начальный период своего
 творчества и М. Сервантес, создавший народно-героич. трагедию "Нумансия"
 (соч. ок. 1588; изд. 1786). Позднее он писал комедии и интермедии (изд.
 1615), опираясь на традиции сформировавшейся к этому времени нац.
 драматургии. Нек-рые существенные черты исп. нац. драмы эпохи
 Возрождения намечаются уже в пьесах X. де ла Куэва, к-рый в своих
 историч. драмах одним из первых обратился к нар. преданиям и романсам.
  Подлинный расцвет нац. драмы, её короткий, но блистательный "золотой
 век" начинает своим творчеством крупнейший представитель исп.
 ренессансной драматургии, поэт-гуманист Лопе Феликс де Вега Карпъо. В
 многочисл. пьесах Лопе де Вега отчётливо выявились характерные
 особенности исп. классич. драматургии: внимание к нац.-историч. сюжетам,
 к-рые черпались преим. из нар. преданий и романсов, к темам любви и
 чести (в пьесах из совр. жизни); отказ от строгого жанрового деления;
 свободное перемещение действия пьесы во времени и пространстве;
 соединение в пределах одной пьесы трагич. и комич. элементов;
 преобладание динамично развивающейся интриги над разработкой характеров;
 наличие устойчивых сценич. типов; разнообразие метрич. форм и т. д.
 Наиболее значит, пьесы Лопе де Вега - его народно-героич. драма "Фуэнте
 овехуна" (изд. 1613?), любовные комедии "Собака на сене" (изд. 1618),
 "Учитель танцев" (1594), "Мадридские воды" (соч. 1594), "Валенсианская
 вдова" (1621) и др.- пользуются до сих пор широкой популярностью на
 сценах всех стран.
  Вокруг Лопе де Вега группировались многочисл. ученики и
 последователи. Среди них драматурги "валенсианской школы" Ф. Таррега
 (1554-1602), Г. Агилар и в особенности Г. де Кастро-и-Бельвис,
 прославившийся историч. драмой "Юность Сида" (1618). К школе Лопе де
 Вега примыкали также Л. Белее де Гевард,А.МирадеАмескуа (1575-1644), X.
 Перес де Монтальван (1602-38), А. Уртадо де Мендоса (1586-1644) и мн.
 др. Среди авторов интермедий к традициям школы Лопе де Вега был близок
 Л. Киньонес де Бенавенте. Несколько особняком стояла драматургия X. Руис
 де Аларкон-и-Мендосы, создавшего бытовые комедии и историч. пьесы, в т.
 ч. драму "Се-говийский ткач", бичующую феод. произвол. Аларкон-и-Мендоса
 способствовал развитию жанра "комедии характеров" ("Сомнительная
 правда", "И стены имеют уши"). Традициям Лопе де Вега следует в своих
 бытовых комедиях Тирсо де Молина, но в его творчестве уже ощущается
 ослабление гуманистич. веры в силы и благородство человека. Тирсо де
 Молина создаёт жанр религиозно-философской пьесы, к к-рому примыкает его
 известная драма "Севильский озорник или
  Каменный гость" (изд. 1630)-первая драматич. обработка легенды о Дон
 Жуане.
  Под воздействием Лопе де Вега начинает творч. путь П. Кальдерой де ла
 Варка, сохранявший в ранних пьесах связи с гуманистич. культурой
 Возрождения. Но гуманистич. критика действительности, пронизывающая
 драму "Саламейский алькальд" (1642?)" в творчестве Кальдерона ослаблена.
 Кризис гуманистических идеалов особенно отчётливо обнаруживается в его
 попытках переосмыслить светские" историч. и новеллистич. сюжеты в
 религиозно-философских пьесах: "Стойкий принц" (1628-29), "Жизнь есть
 сон" (1632-35) и др. Творчество драматургов школы Кальдерона
 свидетельствовало о начинающемся глубоком упадке И. д. Эти тенденции
 сказались в творчестве Ф. де Рохас Соррилья, А. Морето, Кубилъо де
 Арагона, X. де Матос Фрагосо (1600-89), А. де Солис (1610-86) и др. В
 творчестве этих драматургов торжествуют идеи феодально-католич. реакции.
  Кризис исп. абсолютизма, экономич. застой и разорение страны,
 торжество феодально-католич. реакции надолго прервали бурно начавшееся
 развитие драматургии. Лишь с сер. 18 в. появляются
 драматурги-просветители, к-рые ставят перед собой задачу создания нового
 т-ра, являющегося школой прогресса и добродетели. Но большинство
 просветителей отвергало нац. традиции, ориентируясь на франц.
 классицизм. К числу этих драматургов принадлежали:
  А. Монтиано-и-Луяндо (1697-1764), Н. Фернандес де Моратин (1737-80),
 X. Кадальсо (1741-82), Н. де Сьенфуэгос (1764-1809). Успех имели
 трагедия В. Гарсиа де ла Уэрта (1734-87) "Рахиль" (1778), в к-рой
 драматург сочетал соблюдение правил классицизма с динамизмом нац. драмы,
 и пьеса Г. М. де Хо-вельяноса (1744-1811) "Честный преступник" (1774),
 написанная в духе мещанской драмы. Большое значение для исп. т-ра имели
 комедии драматурга младшего поколения просветителей-Л. Фернандеса де
 Мо-ратина. Строго следуя законам классицизма, драматург придал классич.
 комедии нац. характер. Его пьесы "Святоша" (1790, пост. 1804, рус. пер.
 1960), "Когда девушки говорят "да"" (1806) и др. положили начало
 реалистич. семейно-бытовой комедии в Испании.
  Демократич. традиции нац. т-ра эпохи Возрождения развиваются в малых
 жанрах- сарсуэлы, то нади-лъи и в особенности сайнете (Рамонадела К
 рус). В годы войны за независимость (1808-14) в драматургии Испании
 утверждается революционно-патриотич. классицизм, крупнейшим
 представителем к-рого был М. X. Кинтана. В его трагедии "Пелайо" (1805)
 нацио-нально-патриотич. тема сочетается с просветительскими идеями.
  В 20-30-х гг. 19 в., в обстановке поражения бурж.-революц. движения
 Испании, формируется роман-тич. драма, она носит глубоко нац. характер,
 хотя и усваивает опыт передовой европ. драматургии романтизма.
 Драматурги-романтики обращаются к нац.-историч. преданиям, хроникам и
 романсам, как к источнику сюжетов, и к классич. драме 16-17 вв., как к
 образцу художеств. формы. Первые образцы роман-тич. драмы-пьесы М. Х.де
 Ларра ("Масиас", 1834) и А. Сааведры (герцога де Ривас) ("Дон Альваро,
 или Сила судьбы", 1835). П регрессивно-романтич. идеи развивали в своих
 драмах А. Гутъеррес Гарсиа - автор драм "Трубадур" (1836), "Симон
 Бокканегра" (1843), "Каталонская месть" (1864), и X. Э. Артсенбуч
 (1806-80) - автор популярной пьесы "Теруэльские любовники" (пост. в
 1837), драмы "Донья Менсия" (1838), обличающей инквизицию, и др.;
 широкую известность получило творчество А. Хиль-и-Сарате (1796-1861) -
 автора антиабсолютистской и антиклерикальной драмы "Карл II
 Околдованный" (1837) и героико-патрио-тич. пьесы "Гусман Доблестный"
 (1847) и др.
  X. С'оррилья-и- Мораль в своей драматургии следует традициям
 Кальдерона. Ему принадлежит несколько "комедий плаща и шпаги", а также
 историко-романтич. драм, среди к-рых наиболее известны пьеса "Король и
 сапожник" (1 ч.- 1840, 2 ч.-1841), в к-рой драматург утверждает идею
 верности народа монархич. принципу, и драма "Дон Хуан Тенорио" (2 чч.,
 1844) - одна из наиболее оригинальных дра-матич. разработок легенды о
 Дон Жуане.
  Пережив пору расцвета в 1830-40-х гг., романтич. драма продолжает
 господствовать на исп. сцене еще несколько десятилетий, хотя её
 представляют гл. обр. эпигонские произв. Одновременно развивается
 традиция семейно-бытовой комедии, идущая от Моратина и представленная
 многочисл. пьесами М. Бретона де лос Эррерос, В. дела Веги, М. Э. де
 Горостисы. Творчество этих драматургов, примыкавших к
 "костумб-ристскому" (бытописательному) направлению, знаменовало собой
 первый этап становления реалистич. драмы в Испании.
  В 1860-70-х гг. реалистич. драма постепенно занимает господствующие
 позиции на исп. сцене. В ней получили отражение социальные сдвиги,
 происшедшие в стране, в частности компромисс исп. буржуазии с
 феодально-дворянской верхушкой после революции 1868-73. С этим связано
 усиление консервативно-охранительных тенденций и дидактизма в творчестве
 бурж. драматурга А. Лопеса де Аяла (1828-79), к-рый в своих
 морально-бытовых комедиях, критически рисуя нравы бурж. общества, не
 выходит, однако, за пределы прописной бурж. морали. Ещё более отчётливо
 эти тенденции обнаруживаются в комедиях Т. Родригеса Руби (1817-90).
  Крупнейший драматург этого времени М. Тамайо-и-Баус прошёл путь от
 романтич. трагедии в раннем творчестве к реалистич. психологич. драме
 ("Безумие любви", 1855, "Новая драма, или Йорик", 1867), сохраняющей,
 однако, некоторые романтические черты. Консерватизм воззрений драматурга
 (монархизм и др.) особенно ярко раскрылся в созданном им жанре
 "тенденциозной пьесы", освещавшей злободневные вопросы обществ, жизни и
 бурж. морали ("Дело чести", 1863).
  Жанр "тенденциозной пьесы" получает дальнейшее развитие в драмах X.
 Эчегарая-и-Эйсагирре, в к-рых драматург, обнажая противоречия и фальшь
 бурж. морали, приходит к пессимистич. выводам. Анархич. нигилизм,
 присущий мировоззрению Эчегарая, особенно отчётливо выступает в его
 психологических драмах ("Марианна", 1892, "Безумный бог", 1900), в
 которых выражены также натуралистич. тенденции.
  Крупнейший представитель критич. реализма в исп. лит-ре - Б. Перес
 Галъдос. Его пьесы отличаются психологич. правдой, написаны в реалистич.
 манере. В своих пьесах, так же как и в романах, писатель подвергал
 резкой критике совр. ему бурж. действительность. Особенно значительны
 авторские переделки для сцены романов "Действительность" (1892, т-р
 Комедии), "Донья Перфекта" (1896) и др., а также его
 социально-проблемные драмы - "Электра" (1901), "Дед" (1904) и др.
  Образ рабочего впервые вывел драматург X. Ди-сента-и-Бенедикто в
 драме "Хуан Хосе" (1895). Однако в этой пьесе, как и в более поздних
 социальных драмах Дисенты "Даниэль" (1907) и "Волк" (1913), сильны
 натуралистич. тенденции.
  В конце 19 - нач. 20 вв. Испания вступает в эпоху империализма. Бурж.
 культура, в т. ч. и драматургия, испытывает глубокий кризис,
 распространяются философия, лит-ра и иск-во декаданса. Это ярко
 обнаруживается в деятельности драматургов т. н. "поколения 1898 года"
 (год поражения Испании в войне с США, утраты ею своих колоний).
 Крупнейшие писатели этого направления - М. де Унамуно, Асорин (р. 1874)
 и др. - создавали гл. обр. книжные драмы. Наибольшей известностью у
 бурж. зрителя первых десятилетий 20 в. пользовались произв. драматурга
 X. Бенавенте-и-Мартинеса, сочетавшего в своих пьесах критику пороков
 бурж. общества с презрением к народу, отказом от активного действия. С
 конца 19 в. в исп. драматургии широкую популярность приобрели
 поверхностные пьесы "малых жанров". Такие пьесы писали Р. де ла Вега
 (1839-1910), Т. Лусеньо (1844-1931), К. Арничес-и-Баррера и бр. С. и X.
 Альварес Кинтеро. Против засилья развлекательной "коммерческой"
 драматургии в 1920-30-х гг. выступают лучшие представители "поколения
 1898 года" - бр. А. и М. Мачадо, создавшие социальные драмы "Кузина
 Фернанда", "Превратности судьбы" (1926) и др., Р. дель Валъе Инклан,
 написавший несколько гротескных сатирич. пьес, критикующих бурж. строй в
 созданном им жанре "эсперпенто", а также передовые писатели молодого
 поколения.
  Особенно острая идеологич. борьба в области драматургии и т-ра
 развернулась в Испании в годы бурж. республики (1931-36). В это время
 появляются пьесы революц. писателей - сатирич. фарсы Р. Алъберти, С.
 Муньоса Арконады (р. 1898), М. Эрнандеса, трагедия П. Пла-и-Бельтрана
 (р. 1908) "Шестипалый" (1934) и пьесы др. авторов, в к-рых ставились
 острые социальные проблемы действительности. С другой стороны,
 усиливается пропаганда реакционно-мистич. и фашистских ид ей в пьесах X.
 М. Пемана (р. 1897), П. Муньоса Секи (1881-1936) и др. Крупнейшими
 драматургами этого времени стали Ф. Гарсиа Лорка и А. Ка-сона. Гарсиа
 Лорка создаёт трагедии, полные гумани-стич. сочувствия к простым
 людям,"Кровавая свадьба" (1933), "Йерма" (1934), "Дом Бернарды Альбы"
 (1936, пост. 1945) и др. Новаторские по форме пьесы Гарсиа Лорки
 положили начало новому поэтич. направлению в театр. иск-ве.
  В годы национально-революц. войны 1936-39 на республиканской
 территории широко ставились произведения классич. драматургии, а также
 современные пьесы Р. Альберти, М. Эрнандеса, X. Бер-гамина и др.
  Победа фашизма в марте 1939 привела к воцарению в Испании режима
 террора и реакции. Широкое распространение получили снова
 развлекательные пьесы, наводнявшие репертуар т-ров (пьесы Э. Хар-дьель
 Понселы, А. Торрадо и др.). Большое распространение получили
 псевдоисторич. пьесы X. М. Пемана, Л. Фернандеса Ардавина и др., с
 реакц. позиций толкующие события прошлого. Только 'в 50-х гг. в пьесах
 А. Састре, А. Буэро Вальехо появились социально-критич. тенденции, за
 что драматурги подвергались преследованиям со стороны франкистских
 властей. Антифашистские, патриотич. и гуманистич. пьесы создают Р.
 Альберти, А. Касона, X. Бергамин и др. передовые писатели, находящиеся в
 эмиграции в странах Латинской Америки. 3. П.
  В годы франкистской диктатуры правительство поставило перед т-ром
 задачи: развлекать публику, фальсифицировать историю, пропагандировать
 пьесы религиозной тематики и снова вернуться к "вечным" темам буржуазной
 семьи и общества: любовь и измена, ревность, беспочвенность мечтаний,
 разлад между стремлениями и действительностью и т. д.
  Было учреждено большое число литературных и театр. премий (ежегодные
 Нац. пр. за лучшие пьесы, национальная пр. им. Кальдерона де ла Барка;
 муниципальные пр. им. Ло-пе де Вега-учреждена Мадридом, пр. Барселоны,
 Валенсии, Аликанте и др.). Регулярно устраиваются конкурсы по

<< Пред.           стр. 335 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу