<< Пред. стр. 341 (из 913) След. >>
приглашён композитор Л. Росси, пост. своего "Орфея" (1647). В 1662 Ф.Кавалли представил оперу "Влюблённый Геркулес". В 1746 итал. труппа
познакомила парижан с оперой-буффа "Служанка-госпожа" Перголези. В 1752
в связи с гастролями труппы Л. Бамбини, исполнявшей оперы-буффа
Перголези, Лео, Кокки, между сторонниками итал. оперы и франц. лирич.
трагедии разгорелась т. н. "война буффонов". Итал. оперы-буффа входили в
репертуар парижского т-ра "Комеди Итальенн", к-рый существовал в
1659-1762. В Лондоне работал итал. композитор А. Саккини, в Вене - М.
Чести, А. Драги, П. Циани. Оперы-сериа в итал. стиле сочиняли И. Гассе,
Г. Гендель, X. В. Глюк, В. Моцарт.
В Россию первая итал. труппа во главе с композитором Ф. Арайя прибыла
при Анне Иоанновне, в 1735. В 1736 в Петербурге была пост. его опера
"Сила любви и ненависти", в 1737 -"Притворный Нин, или Познанная
Семирамида". В 1738 труппа разъехалась. Ф. Арайя было поручено набрать в
Италии новую труппу. В 1744 в Москве была пост. его опера "Селевк", в
Петербурге - оперы "Сципион" (1745), "Беллерофонт" (1750) и др.
Представления опер-сериа давались зимой в Зимнем дворце, а летом - в
т-ре Летнего сада. С 1757 оперы-буффа в Петербурге и Москве исполняла
труппа Локателли. В 1776-83 инспектором и капельмейстером итал. оперы в
Петербурге был Дж. Паизиелло. В этот период на петерб. придворных сценах
пост. неск. опер Паизиелло, в т. ч. "Севильский цирюльник" (1782).
В Петербурге также работали и ставили свои оперы Дж. Сарти и Д.
Чимароза.
Развитие итал. оперного т-ра в 19 в. проходило в тесной связи с
патриотич. движением итал. народа за освобождение и воссоединение
Италии. В нач. 19 в. итал. оперный т-р переживал период упадка. Жестокая
политич. реакция, социальный и нац. гнёт в порабощённой и расчленённой
стране пагубно отражались на развитии иск-ва. На сцене оперных т-ров шли
произв. второстепенных композиторов: П. Дженерали (1783- 1832), С.Павези
(1779-1850), Ф. Паэра (1771-1839), В. Фьораванти (1764-1837), Н.
Цингарелли (1752- 1837) и др., в то время как крупнейшие композиторы- Л.
Керубини, Г. Спонтини и др.- работали за пределами Италии.
Обществ .-политич. пробуждение Италии, вызванное франц. бурж.
революцией конца 18 в., определило перелом в развитии нац. иск-ва,
зарождение и развитие нового направления в опере. Основоположник этого
направления Дж. Россини уже в своих ранних операх ("Танкред" и
"Итальянка в Алжире", обе 1813) откликнулся на свободолюбивые
устремления соотечественников, предпринял реформу обоих жанров итал.
оперы. Он стремился превратить оперу-сериа в героич. жанр, драматизируя
её, расширяя средства художеств. выразительности. В поисках значит, тем
Россини обращался к произв. Вольтера, Шекспира, В. Скотта, Бомарше.
Россини обогатил реалистич. содержание оперы-буффа, заострил в ней
сатирич. черты. Его шедевр - опера-буффа (мелодрама-буффа) "Севильский
цирюльник" (1816), в к-рой социальная значимость сюжета сочетается с
жизненной яркостью и остротой муз. характеристик. В своих произв.
Россини развил и усовершенствовал почти все оперные формы - арии,
ансамбли, хоры, речитативы, расширил и обогатил партию оркестра. Будучи
замечат. мелодистом, Россини развил и сохранил ведущую традицию итал.
оперы - вок. напевность её музыки, строго ограничил произвол солистов, в
частности злоупотребление колоратурой, и др. Творчество Россини оказало
воздействие на развитие франц. героико-романтич. оперы; на р.-патриотич.
муз. драма "Вильгельм Телль" прозвучала в Париже накануне Июльской
революции (1829) страстным призывом к борьбе за свободу.
Романтич. направление в итал. муз. иск-ве 19 в. представляло
творчество последователей Россини - В. Беллини и Г. Доницетти. Беллини
воплощал в своих операх ("Норма", 1831, и др.) пламенную мечту об
освобождении родины. Произв. Беллини привлекают глубоким лиризмом,
страстностью, простотой и выразительностью мелодий. Яркой театральностью
у драматизмом и контрастностью характеров, мастерским построением
действия отмечены оперы Доницетти, писавшего в разных жанрах (мелодрамы,
историко-героич., лирико-романтич., лирико-драма-тич., комич. оперы и
оперы-буффа). Мн. произв. Доницетти созданы на сюжеты Гюго, В. Скотта и
Байрона. В лучших его операх ("Лючия ди Ламмермур", 1835; "Дон
Паскуале", 1843, и др.) проявился щедрый мелодич. дар и высокая техника
композиции.
Своё наивысшее выражение новое итал. опе]жое иск-во нашло в
творчестве Дж. Верди. Его творчество было тесно связано с итал.
освободит, движением Ри-сорджименто ("Набукко", 1842; "Ломбардцы в
первом крестовом походе", 1843). Традиции героико-патриотич. опер
Россини получили у Верди суровое и мужественное выражение. Его оперы,
содержащие протест против всякого насилия и угнетения ("Эрнани" 1844;
"Двое Фоскари", 1844; "Макбет", 1847; "Битва при Леньяно", 1849)
вызывали бурные политич. демонстрации. Проблеме социального неравенства
посв. оперы "Луиза Миллер" (1849), "Риголетто"
(1851), "Трубадур" (1853), "Травиата" (1853), воплотившие лирич.
тенденцию творчества Верди. Реалистическую разработку получили
героико-историч. темы в операх "Сицилийская вечерня" (1855),
"Бал-маскарад" (1859), "Сила судьбы" (1862), "Дон Карлос" (1867).
Шедевры оперного реализма - оперы "Аида" (1871), "Отеллс" (1887) и
"Фальстаф" (1893). В своих последних соч. Верди большое внимание уделял
либретто, стремился к созданию муз. драмы с непрерывным развитием
действия, отказался от замкнутых оперных "номеров", строил сцены
свободно, с гибким переходом от речитатива к монологу, от соло к
ансамблю, использовал лейтмотивы, отводил важное место оркестру.
В 19 в. выступали также композиторы: С. Мерка-данте (1795-1870), Дж.
Пачини (1796-1867), А. Пон-къелли, Л. Риччи (1805-59). Но их
деятельность не оказала большого воздействия на развитие итал. муз.
т-ра. В 19 в. в условиях политич. реакции опера в Италии проявила себя
как самый массовый и де-мократич. жанр театр. иск-ва. Итал. оперы
вызвали к жизни новые принципы вок. и сценич. исполнения. Композиторы
предъявляли к солистам требование драматически выразит, пения и
актёрской игры, заботились об исторически точных декорациях и костюмах,
выступая т. о. в роли первых оперных режиссёров. В 19 в. выдвинулись
замечат. вокалисты, представители бель канто, завоевавшие мировую славу
певицы:
М. Алъбони, Дж. Грассини, Джулия Гризи, Джудитта Гризи, Т. Де Джули
Бореи, А. Каталани, И. Коль-бран, Б. Маркизио, К. Маркизио, А. Патти,
Дж. Паста, М. Пикколомини, Э. Фреццолини и др.; певцы,: М. Баттистини,
Ф. Галли, М. Гарсиа, Джован-ни Давид, Д. Донцелли, А. Котонъи, Л.
Лаблаш, Дж. Марио, А. Ноццари, А. Пини-Корси, Дж. Ронко-ни, Дж. Рубини,
Р. Станъо, Н. Таккинарди, Ф. Та-манъо, Э. Тамберлик, А. Тамбурини и др.
В 19 в. итал. опера продолжала пользоваться европ. славой. Оперные
труппы выступали в Англии и др. странах. В Париже в 1800-85 существовал
Итал. т-р, директором к-рого в 1810-12 был композитор Г. Спонтини, в
1814-17 певица А. Каталани, в 1824-26 - Дж. Россини. В России в 19 в.
оперы Россини, Донипетти, Беллини, Верди часто ставились на сценах имп.
т-ров Петербурга и Москвы. На рус. сцене выступали певцы: А. Котоньи, Л.
Лаблаш, Дж. Марио, Дж. Ронкони, Дж Рубини, Р. Станьо; певицы:
М. Альбони, А. Бозио, Т. Де Джули Бореи, П. Лу-кка, Б. и К. Маркизио,
А. Патти, Э. Фреццолини и др.
В конце 19 в. нек-рые итал. композиторы А. Бой-то, Ф.Фаччо (1840-91),
затем А. Каталани (1854-93), А. Франкетти (1860-1942) и др. стремились
перевести в итал. оперу принципы вагнеровской муз. драмы.
В конце 19 в. в итал. опере возникает новое направление - веризм; к
нему принадлежат композиторы Р. Леонкавалло, П. Масканъи и Дж. Пуччини
(первая веристская опера - "Сельская честь" Масканьи, 1890). Оперы
веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым
отображением душевного мира простых людей, эмоциональной
выразительностью музыки, острым драматизмом, яркой театральностью.
Однако отсутствие в них большой обществ, идеи приводило к обеднению муз.
драматургии. Веристская опера породила определённый исполнительский
стиль, отличающийся преувеличенной экспрессией, сентиментальным
надрывом, использованием разл. эффектов. Творчество Дж. Пуччини
("Богема", 1896; "Тоска", 1900; "Чио-Чио-сан", 1904; "Девушка с Запада",
1910) благодаря глубокому психологизму часто выходит за рамки веризма.
В 20 в. опера в Италии теряет своё обществ, значение. Увлечение
модернизмом сказалось в операх А. Казелла ("Женщина-змея", 1932), Ф.
Малипъеро ("Орфеиды", 1925), И. Пиццетти ("Дебора и Жаель", 1922), О.
Респиги ("Белфагор", 1923) и др. Эклектич. характер носит творчество Ф.
Алъфано ("Воскресение" по Л. Толстому, 1904), Р. Дзандонаи (1883-1944;
"Франческа да Римини", 1914), Э. Волъф-Феррари ("Ожерелье мадонны",
1911). Связь с тосканскими нар. источниками заметна в творчестве М.
Кастелънуово-Тедеско ("Мандрагора", 1926). В жанре оперы работают
нек-рые композиторы-додекафонисты: Дж. Ф. Ге-дини (р. 1892), Л.
Даллапиккола, Г. Петрасси (р. 1904). В своей опере "Заключённый" (1950)
Л. Даллапиккола рассказывает о событиях 2-й мировой войны и гитлеровской
оккупации. Композитор Р. Росселлини (р. 1908) стремится создать оперный
неореалистич. т-р; его опера "Вихрь" (пост. в Риме в сезоне 1959-60)
посв. восстанию рабочих.
В 20 в. итал. оперный т-р сохраняет свою популярность. В т-рах Рима,
Милана, Венеции, Генуи" Неаполя, Флоренции, Палермо и др. крупных
городов исполняются произв. итал. и мировой классики. Оперные спектакли
занимают важное место на ежегодных фестивалях: "Флорентийский
музыкальный май", "Фестиваль двух миров" в Сполето (организован амер.
композитором Дж. Менотти), междунар. фестиваль совр. музыки в Венеции.
Организуются летние оперные сезоны на открытом воздухе в Риме и Вероне.
Крупнейшие дирижёры 20 в.: В. Г у и, М. Росси" К. Кампанини, А.
Тосканини и др. Мировую известность завоевали певицы: Дж. Беллинчони, А.
Галли-Курчи, Дж. Далла Рицца (р. 1892), Т. Даль Монте, Э. Карелли, Л.
Тетраццини; певцы: Дж. Де Лука Ф. Де Лючиа, Б. Джильи, Э. Карузо, Дж.
Лаури-Вольпи (р. 1893), А. Мазини, А. Пертиле, Э. Пин-ца, Т. Руффа, Т.
Скипа и др. Среди лучших итал. оперных певиц сер. 20 в.: М. Канилья, Дж.
Симиона-то, Э. Стиньяни, Р. Тебалъди и др.; певцов - Т. Гоб-би, М. Делъ
Монако, Дж. Ди Стефано, Ч. Съепи Н. Росси-Лсмени и др. Св. Г.
Балет. Италия является страной, где зародился совр. европ. балет.
Предпосылками явились традиции антич. пантомимы и танца, впоследствии
унаследованные ср.-век. мимами, и богатейшая культура нар. танца. В ср.
века танцы были непременной частью всех нар. празднеств, маскарадов,
театр. представлений и процессий. С 13 в. при дворе и в домашнем обиходе
появились бальные танцы, явившиеся переделкой и развитием нар. танцев. В
сер. 14 в. возрос интерес к танцевальным зрелищам в придворной среде. К
15 в. в Италии образовались танц. школы, возникла профессия
танцмейстера" появились трактаты о танце: Р. Ригони (1468), Г. Эбрео
(конец 15 в.), Ф. Карозо (1581), Ч. Негри (1602). В конце 15 - нач. 16
вв. ставятся аллегорич. и мифологич. пантомимы (balli figurati), в
постановки римских комедий при итал. дворах вводятся "изобразительные
танцы". Танец занимал большое место в т-ре комедии делъ арте, все актёры
к-рого были хорошими гимнастами и танцовщиками; комич. танцы из
представлений комедии дель арте вводятся и в придворные балетные
представления. В конце 16- 17 вв. итал. танцмейстеров, устроителей
празднеств, композиторов, художников охотно приглашали во Францию для
устройства театрализованных празднеств. Во время этих празднеств
возникли т. н. комедийные (т. е. драматич.) балеты, в к-рых слова
сочетались с музыкой и танцем ("Комедийный балет королевы", пост.
Бальтазарини в Париже в 1581). Впоследствии этот новый жанр
распространился по Европе и попал в Италию. Во 2-й половине 17 в.
придворный балет получил в Италии широкое распространение. Балетные
представления давались в Риме, Милане, Венеции, Неаполе, Урбино,
Флоренции (празднество "Освобождение Тиррены", 1617, текст А.
Сальвадора, муз. Пери и Гальяно), в Турине ("Балет алхимиков", 1640,
пост. Ф. д'Алье, "Табак",. 1650, и др.). В 18 в. в большинстве городов
Италии возникали муз. т-ры, в к-рых наряду с операми ставились также
балеты: в Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе (т-р "Сан-Карло" с 1737),
Турине (т-ры Ред-жо с 1741 и Кариньяно с 1752), Милане (в 1778 открыт
т-р "Ла Скала", где работали балетм. Г. Анджо-лини и Дж. Канциани).
Появились целые актёрские семьи, давшие Италии мн. известных
балетмейстеров и танцовщиков (С. Талъони, Вигано, Анджолини, Вестрис,
Паллерини и др.). Многие итал. танцовщики выступали в др. странах: во
Франции, Германии, (Ла Барберина- Барберина Кампанини), Австрии, Дании
(В. Галеотти), России (А. Риналъди, Дж. Б. Локателли, Канциани, A.
Canno, Анджолини и Др.). Они оказали большое влияние на формирование
нац. балетов др. стран. Новый этап в развитии балета в Италии начался на
рубеже 18 и 19 вв. и совпал с периодом освободительной борьбы итал.
народа. Появляются спектакли, развивавшие принципы действенного балета,
ранее выдвинутые 5К. Ж. Новером во Франции и Анджолини в Вене. Среди них
балеты Г. Джои ("Цезарь в Египте", 1807, "Габриэладе Вержи", 1819) и
героич. мимодрамы С. Вигано ("Творения Прометея" Бетховена, 1801,
"Стрельцы", 1809, "Отелло" и "Весталка", 1818). Балеты Вигано,
насыщенные драматизмом, динамикой, экспрессией, были высоко оценены
Стендалем, к-рый называл Вигано балетмейстером "шекспировского размаха".
В драматич. балетах Вигано и Джои выступали танцовщики-пантомимисты А.
Паллерини, Н. Молинари и др. В 19 в. т-р "Ла Скала" считался одним из
крупнейших центров балетного иск-ва в Европе. В 1813 при т-ре была
создана школа, где преподавали мн. выдающиеся педагоги, в т. ч. К.
Блазис. Здесь воспитывались артисты: К. Гризи, Ф. Черрито, Л. Гран и др.
В сер. 19 в. известностью пользовались балетмейстеры А. Кортези Дж.
Poma. Во 2-й пол. 19 в. в Италии, как и в ряде др. стран, происходит
упадок балетного иск-ва, вырабатывается виртуозный стиль исполнения,
осн. внимание уделяет-ся преодолению технич. трудностей, техника
преобладает над драматич. выразительностью танца. В 80-е гг. в Италии
получили популярность балеты Л. Ман-цотти, состоявшие из отд. историч.
или аллегорич. картин ("Эксельсиор", 1881, и "Любовь", 1886, Маренко).
Эти балеты были громоздкими феерич. представлениями. У эпигонов и
подражателей Манцот-ти - А. Коппини, Пратези и др.- балеты полностью
были лишены идейного содержания. В конце 19 в. балетная школа "Ла Скала"
выпустила группу танцовщиц - К. Брианца, П. Леньяни, В. Цукки,
обладавших не только танцевальной техникой, но и драматич. дарованием, и
танцовщика-педагога Э. Чек-кетти. В 20 в. упадок итал. балета
усиливается, большинство оперных т-ров не имеет балетных трупп. Несмотря
на усилия Чеккетти (вернувшегося в Италию в 20-х гг.) и др. итал.
педагогов (в т. ч. Ч. Форнароли), балетные школы находились в упадке. В
то же время в 20-30-х гг. в Италии, как и в др. странах, в результате
знакомства с рус. балетом растёт интерес к балетному иск-ву. Возрождению
итал. балета способствовала деятельность балетм. Б. Романова,
поставившего балетные спектакли в Риме, Милане, Турине в 20-х -нач. 30-х
гг., а также постановки венг. балетм. А. Миллоша, к-рый с 30-40-х гг.
работает в Италии (пост. балеты: "Море" Даллапикколы, 1948,
"Мирандолина" Буччи, 1957, и др.). В 30-х гг. известностью пользуются
танцовщица А. Риче (в 50-х гг. руководит Римской балетной школой), О.
Амати, в 40-х гг. У. Делль'Ара, позднее В. Коломбо, М. Пи-стони, К.
Фраччи. В 50-е гг. возродилась балетная труппа и школа в Неаполе,
Флоренции, значительно укрепилась школа при т-ре "Ла Скала". Итал.
танцовщики выступают на междунар. балетных фестивалях ("Флорентийский
май" и др.). В 1956 балетм. Л. Мясин основал ежегодный междунар.
балетный фестиваль в Нерви (предместье Генуи). Организованная Мясиным
труппа "Европейский балет", состоящая из итальянских танцовщиков,
постоянно выступает на этом фестивале. ' Е. С.
Цирк. Итал. цирк-один из старейших в Европе. Его происхождение
связано с бродячими труппами, со школами верховой езды, получившими
распространение в нач. 16 в. в Неаполе, а также с комедийно-фарсовыми
сценками (лацци) комедии дель арте. В конце 16 в. известна семья итал.
цирковых артистов Кьярини (в 40-х гг. гастролировала в России). В 60-е
гг. 18 в. начал свои выступления дрессировщик, родоначальник известной
цирковой династии А. Франкони (в 1793 возглавил парижский "Амфитеатр
предместья Тампль"). В 18 в. были созданы гимнастич. школы, откуда вышли
мн. цирковые артисты. С сер. 18 в. Италия располагала уже рядом крупных
передвижных цирков, гастролировавших в др. странах Европы: цирки Гуэрра,
Чини-зелли, Беллей, Труцци, Сидоли, Дзербини, Дзават-та, Медини и др.
(Гуэрра, Чинизелли и Труцци в течение ряда лет работали в России).
Представления итал. цирков состояли гл. обр. из выступлений наездников,
разыгрывавших стилизованные рыцарские сценки. С нач. 20 в. цирк уступает
место представлениям варьете, цирковые номера включаются в программы
этих т-ров. Цирки Италии передвижные, останавливаются в городах на неск.
дней. В 50-е гг. известна цирковая семья Тоньи, имеющая три большие
цирковые труппы. Работают также цирки Ор-ландо, Ярдз, Канестрелли,
Пальмири и др. М. Зон.
Лит.: Дживелегов А. и Бояджиев Г., История западноевропейского театра
от возникновения до 1789 г., M.-Л., 1941; МокульскийС., История
западноевропейского театра, т. 1-2, М.-Л., 1936-39; Игнатов С., История
западноевроп. театра нового времени, М.-Л., 1940; Г а с п а р и А.,
История итальянской литературы, т. 1-2, М., 1895-97; Оветт А.,
Итальянская литература, М., 1922; Миклашевский К., La commedia
dell'arte, или Театр итальянских комедиантов XVT, XVII, XVIII столетий,
ч. 1, П., 1914-[1917]; Дживелегов Л. К., Итальянская народная комедия.
Commedia dell'arte, M., 1962; Дживелегов А. К., Карло Голь-дони и его
комедии (вступ. статья), в кн.: Гольдони К., Комедии, т. 1, Л., 1933; Ре
изо в Б., Карло Гольдони, Л.-М., 1957; МокульскийС., Карло Гоцци и его
сказки для театра (вступ. статья), в кн.: Гоцци К., Сказки для театра,
М., 1956; Гливенко И. И., Витторио Альфьери. Жизнь и произведения, т. 1,
СПВ, 1912; Р и с т о р и А., Этюды и воспоминания, пер. [с итал.], СПБ,
1904; 50 лет артистической деятельности Эрнесто Рос-си, сост. по
мемуарам Э. Росси С. И. Лаврентьева, с пре-дисл. Э. Росси, СПБ, 1896;
Автобиографические письма Э. Росси к Анжело Губернатису, [пер. с итал.],
"Артист", 1889, ј 3, 4; С а л ь в и н и Т., Несколько мыслей о
сценическом искусстве. Заметка, пер. [с итал.], "Артист", 1891, ј 14;
его же, Листки из автобиографии, [пер. с итал.], там же, 1894, ј 34-37;
Лаврентьева С., Мои воспоминания об Эрнесто Росси, "Русская мысль",
1896, 11- 12; Топуридзе E., Элеонора Дузе, М., 1960; D'A n с о-na A.,
Origini del teatro italiano, v. 1-2, 2 ed., Torino, 1891 ;De
Bartholomaeis V.,Le origini della poesia drammatica italiana, Bologna,
1924; A p o 1 1 o n i o M., Storia del teatro italiano, v. 1-4, Firenze,
1943-46; Sane-si I., La commedia, v. 1-2, Milano, 1911-35; R u b e r-t i
G., Storia del teatro contemporaneo, 3 ed., Bologna, 1931;
Cinquiant'anni di teatro in Italia, Roma, 1954; P a n d o 1-f i-V.,
Teatro italiano contemporaneo, Milano, 1959.
Li G o t t i E., li teatro dei pupi, Firenze, 1957; L e y-d i-R.
Mezzanotte Leydi, Marionette e burattini, Milano, 1958; G u t t u s o
R., Leggenda su due ruote a Bagheria, "Vie nuove", 1952, .ј 33.
Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л.,
1940; Ф ер м а н В., История новой западноевропейской музыки, т. 1,
М.-Л., 1940 (гл. VIII);
Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., под ред. и с предисл. И.
Глебова, Л., 1925; Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии,
Англии, пер. с франц., М., 1931; Иванов-Борецкий М. (ред.). Материалы и
документы по истории музыки, т. 2, М., 1934; Чайковский П.,
Музыкально-критические статьи, М., 1953;
ВольфА., Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881,
ч. 1-3, СПБ, 1877-1884; С a s t i 1 - В 1 а-z e F. H. J., Les theatres
lyriques de Paris. Opera italien de 1548 a 1856, P., 1856; Bonaventura
A., Saggio storico