<< Пред.           стр. 342 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  sul teatro mus. italiano, Livorno, 1913; Bustico G., Il teatro mus.
 italiano, Roma, 1924; Della Corte A., L'opera comica italiana nel' 700,
 v. 1-2, Bari, 1923; Capri A., Il melodramma dalle origini ai nostri
 giorni, Modena, 1938 De' Paoli D., La crisi mus. italiana (1900-1930),
 Mil. 1939; Monterosso R., La musica nel Risorcimento, Mil., 1948; Della
 Corte A., Il libretto e il melodramma, Torino, 1951; P a n n a i n G.,
 Ottocento mus. italiano saggi e note, Mil., 1952; De 'Paoli D., L'opera
 italiana Roma, 1954.
  Худеков С. Н., История танцев, т. 1-4, СПБ 1913-17; Классики
 хореографии. Отв. ред. Б. И. Чесноков Л.-М., 1937; Л e в и н с о н А.,
 Мастера балета, М., 1914; R e у n a F., Des origines du ballet, P.,
 1955; J a с -q u о t J. (red.). Les fetes de la Renaissance, P., 1956; Т
 а-n i G.,Cinquant' anni di opera e balletto in Italia, Roma, 1954;
 Beaumont C. W., The romantic ballet in lito-graphs of the time, L.,
 1938; "Ballet Annual" 1961, L., 1960, с. 124-31.
  ИТИКАВА - одна из старейших актёрских династий в японском т-ре
 Кабуки. В Японии существует традиция передачи сценич. имени по
 наследству актёру-сыну или усыновлённому ученику. Актёр получает это имя
 в день своего первого выступления на сцене. По мере совершенствования
 мастерства актёру присваивается другое имя, более почётное,
 соответствующее его новому положению. Актёр может сменить два или три
 имени (присваивается после смерти предшественника, носившего это имя,
 или после того, как тот получит более почётное). Если по каким-нибудь
 причинам актёр не может получить самое почетное имя своей династии, он
 может стать основоположником новой династии, носящей его имя. Сценич.
 имя одной актёрской династии не может быть присвоено актёрам другой
 династии. В 40-50-е гг. 20 в. среди династии И. известны: Дандзюро XI,
 Энноскэ II, Садандзи III, Дансиро III, Данко III, Яодзо IX и др.
  И. Дандзюро - одна из ветвей актёрской дина' стии И. Насчитывает 11
 поколений актёров, носивших это имя. Наиболее выдающимися актёрами были:
  И. Дандзюро I (май 1660-19.II.1704) - начал выступать в 12-летнем
 возрасте. В 1673 успешно исполнил роль воина Саката-но Кинтоки в пьесе
 "Си-тэн-но осанадати", появившись в новом гриме, к-рый утвердился затем
 как традиционный грим для ролей арагото - воинов-героев (подражая гриму
 китайского т-ра, разрисовал лицо красными и чёрными линиями, подчёркивая
 этим физич. силу героя). Особенно удавались ему сцены сражения. Традиции
 исполнения героической драмы, заложенные И. Дандзюро I, развивали и др.
 члены династии И. Выступал также как драматург.
  И. Дандзюро II (11.X.1688- 24.IX.1758)- сын И. Дандзюро I, впервые
 выступил в 1697 в т-ре "Нака-, мурадза". Как и его отец, славился
 исполнением сцен сражения, ролей арагото, а также благородных героев -
 татияку. Был первым исполнителем роли Скэро-ку (о. п. Цуути Дзихэя) и
 Янонэ (о. п., автор неизв.).
  И. Дандзюро VII (апр. 1791-13. III. 1859) - впервые выступил 4 лет. В
 30-е гг. впервые установил существующие до наст. времени "кабуки
 дзюхатибан", т. е. 18 пьес-шедевров, исполняемых семьёй Итикава. Успешно
 выступал в историч. пьесах - дзидаймоно и бытовых-сэвамоно. Используя
 технику т-ра. Кабуки пост. пьесу т-ра Но "Кандзинтё" Намики Гохэя
 (1840).
  И. Дандзюро IX (13, X. 1838-13. XI. 1903) - сын Дандзюро VII, впервые
 выступил на сцене в возрасте 12 лет. В 1887 возглавил труппу основанного
 в том же году т-ра"Кабукидза". Разнохарактерный актёр, он исполнял роли
 героев, злодеев и женские роли. Особенно успешно выступал в историч.
 пьесах (манера исполнения Дандзюро IX до сих пор считается
 непревзойдённой). После бурж. революции (1868) возглавил движение за
 обновление Кабуки. Является основателем драматургич. жанра историч. пьес
 -кацурэкимоно, к-рые писал для него драматург Каватакэ Мокуами. Дандзюро
 IX боролся за улучшение социального положения актёров. Лучшие роли:
 Бэнкэй ("Фуна Бэнкэй"), Скэроку (о. п. Цуути Дзихэя) и др.
  И. Дандзюро XI (р. 6.1.1909) - японский актер. Старший сын и ученик
 театр. деятеля Мацумото Косиро. Впервые выступил в т-ре
 "Тэйкокугэкидзё". В 1940 был усыновлён семьёй И. Имя Дандзюро XI получил
 в 1962. Один из самых популярных совр. актёров т-ра Кабуки, исполняет
 гл. обр.романтич. и героич. мужские роли (амплуа - татияку). Среди
 ролей: Скэроку (о. п. Цуути Дзихэя), Юрано-скэ ("Тюсингура" Та-кэда
 Идзумо и др.), Mo- рицуна ("Морицуна дзи-нъя" Тикамацу Ханд -зи),
 Котияма (о. п. Каватакэ Мокуами) и др.
  И. Садандзи - одна из ветвей актёрской династии И. Насчитывает три
 поколения. Наиболее выдающиеся актёры:
  И. Садандзи I (28.X.1842 - 7. VI I Г. 1904). В 1864 был усыновлён
 своим учителем И. Кодандзи IV. Выступал в т-ре "Моритадза" в амплуа
 татияку (герои, воины). Пользовался поддержкой драматурга Каватакэ
 Мокуами, выступал в его пьесах. Сценич. внешность и большое трудолюбие
 способствовали успеху актёра. Был одним из основателей т-ра
 "Мэй-дзидза", открывшегося в 1893. Лучшие роли: Тогаси ("Кандзинтё"
 Намики Гохэя), Марубаси Тюя (о. п. Каватакэ Мокуами).
  И.СадандзиП (19.X.1880-23.II.1940) - сын И. Садандзи I, получил имя
 И. Садандзи II в 1906. В 1909-19 принимал участие в деятельности т-ра
 "Дзиюгэкидзё" ("Свободный т-р"), руководимого Оса-наи Каору. Театр
 открылся пьесой Ибсеня "Йун Габриэль Боркман", в которой И. С. II
 исполнил гл. роль, тем самым утверждая совр. раму-сингэки на сцене япон.
 т-ра. Садандзи II был одним из самых прогрессивных актёров своего
 времени, стремился обновить иск-во Кабуки, ввести на сцену т-ра новые
 пьесы (синкабуки), переосмыслить старый репертуар. Играл преим. в т-ре
 "Мэйдзидза".
  Роли: На руками (о. п. Цуути Хандзюро), Ясяо ("Сидзэндзи моногатари"
 Окамото Кидо), Ханкуро ("Торибэямя синдзю" Окамото Кидо) и др. В 1928
 возглавлял труппу, гастролировавшую в Москве.
  И. Энноскэ - одна из ветвей актёрской династии И. Наиболее выдающийся
 представитель этой ветви - И. Энноскэ II (p.lO.V.1888). Один из ведущих
 актёров т-ра Кабуки. Старший сын И. Дансиро II. В 1909-19 выступал в
 труппе "Дзию гэкидзё" ("Свободный т-р") под рук. Осанаи Каору. В 1919
 учился в Европе. С 1944 возглавляет одну из четырёх крупнейших трупп
 театра Кабуки "Энноскэ Гэкидан". Выступает в амплуа татияку (герои,
 воины). С 1955 - член япон. Академии иск-в. В 1961 гастролировал вместе
 с труппой в СССР. Среди ролей: Бэнкэй ("Кандзинтё" Намики Гохэя), Сюнкан
 ("Хэйкэ Нёгоносима" Тикамацу Мондзаэмона), Привидение ("Куродзука" -
 танп. драма, пост. Энноскэ II под влиянием рус. балетного иск-ва) и др.
  Лит.: Нимура M и ц у о, "Итакава Эбидзо", Токио, 1953; Гэйнодзитэн,
 Токио, 1961 (на япон. яз.); см. также лит. при ст. "Кабуки". Л. Г.
  "ИФИГЕНИЯ В АВЛЙДЕ" ("Iphigenie en Aulide")- опера X. Глюка, либр. Ф.
 Леблан дю Рулле по трагедии Ж. Расина, пост. 19 апр. 1774. Париж
 (Ифигения - Арну, Агамемнон - Ларриве, Ахилл- JIe Гро, Клитемнестра -
 Дюллан). Возобновлена там же в 1775 и шла до 1824. Новая пост. 1907.
 Пост. в др. городах: Стокгольм (1778), Кассель (1782, на франц. яз.;
 1819), Магдебург (1790), Гамбург (1795, на франц. яз.), Гент (1799, на
 франц. яз.), Амстердам (1801), Мюнхен (1807), Вена (1808), Берлин
 (1809), Неаполь (1812).
  В 1846 Р. Вагнер улучшил перевод, изменил оркестровку оперы и сочинил
 неск. новых речитативов к 3-му акту. В этой редакции пост. 24 февр. 1847
 в Дрездене и затем во мн. т-рах Германии. В этой же ред. ставилась в
 городах: Копенгаген (1861), Вена (1867). Прага (1872, 1921), Христиания
 (1875, на дат. яз.), Брюссель (1910), Загреб (1933), Филадельфия (1935,
 на франц. яз.), Глазго (1937), Будапешт (1937).
  Издания: "И. в А.", партитура, Р., Des Lauriers, (s. d.]; то же,
 Lpz., Peters, [s. d.]. H. Г p. сИФИГЕНИЯ В ТАВРЙДЕ"("1р1пееше en
 Tauride")- опера X. Глюка, либр. Ф. Гийяра по Еврипиду, пост. 18 мая
 1779, Париж (Ифигения - Лавассёр, Орест - Ларриве, Пилат - ЛеГро, Тоас -
 Моро). Возобновления-1868, 1900, 1914, 1931. Пост. в городах: Вена
 (1781; 1783, на итал. яз.; 1786), Стокгольм (1783), Кассель (1784),
 Копенгаген (1785, в концертном исполнении на франц. яз.; 1847),
 Франкфурт (1790), Ман-гейм (1791), Берлин (1795, в нов. ред. И.
 Зандера), Лондон (1796, на итал. яз.; 1866), Гамбург (1811), Будапешт
 (1814, на нем. яз.), Амстердам (1821, на нем. яз.), Прага (1843, на нем.
 яз.; 1890), Манчестер (1860), Базель (1877 и 1929, на нем. яз.),
 Барселона (1900, на итал. яз.), Алжир (1901, на франц. яз.), Гаага
 (1902, на франц. яз.), Нью-Йорк (1916, на нем. яз.), Милан (1937),
 Буэнос-Айрес (1937, на нем. яз.). В России пост. в т-ре Шереметева,
 Кусково (после 1786).
  Издания: "И. в Т.", партитура, Р., Des Lauriers, [s. d.]; то же,
 Lpz., Peters, Ь. d.]. Я. Г р.
  ЙФОГЮН (Ivogun), Мария (р. 18. XI. 1891) - немецкая артистка оперы
 (колоратурное сопрано). Чл. Нем. акаде мии иск-в (с 1956). Пению
 обучалась в 1909-13 в Венской музыкальной академии. Впервые выступила на
 оперной сцене по приглашению Б. Вальтера в 1913 на моцартовском
 фестивале в Мюнхене. В 1913-26 И. - солистка Мюнхенской гос. оперы, в
 1926-33- Гор. оперы в Берлине, одновременно выступает на сцене
 Берлинской гос. оперы. Высокая музыкальность, виртуозная лёгкость и
 чистота исполнения снискали И. большую популярность. Особым успехом
 пользовалась в партии Зербинетты ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса),
 к-рую с 1916 по настоянию автора пела во всех нем. постановках. Впервые
 исполнила партии: Игино ("Палестрина" Пфицнера), Лаура ("Перстень
 Поликрата" Корнгольда), Соловей ("Птицы" Браунфельса).
  Др. партии: Констанца, Деспина (Похищение из сераля", "Так поступают
 все" Моцарта), Марселина ("Фиделио" Бетховена), Оскар, Нанетта
 ("Бал-маскарад", "Фальстаф" Верди), Софи ("Кавалер роз" Р. Штрауса),
 Церлина, Джильда, Татьяна.
  Гастролировала во мн. т-рах Англии (1924), США (1921-22), Голландии
 (1926), Австрии, Испании, Скандинавии; выступала в концертах. Оставив
 сцену, преподавала пение в Венской муз. академии (1948-50) и в
 Берлинской консерватории (1950-58).
  ИФУКУБЕ, Акира (р. 1914)-японский композитор. Профессор Токийского
 ун-та. Автор балетов "Огонь Прометея"и "Шакамония"("Шакья-Муни") (об
 основоположнике буддийской религии). Автор симф. и др. произв. Лауреат
 междунар. конкурсов в Париже и Женеве. К. Ф.
  ЙФФЛАНД (IHland), Август Вильгельм (19.IV. 1759-22.IX.1814) -
 немецкий драматург, актёр, режиссёр. Род. в Ганноверев состоят,
 бюргерской семье. Наряду с Коцебу был крупнейшим представителем нем.
 мещанской драмы конца 18 в. и одним из создателей этого жанра. Спектакли
 труппы К. Аккермана, увиденные им в юности, и выступления И. Ф.
 Брок-мана и Ф. Л. Шредера способствовали решению И. посвятить себя
 актёрскому призванию. В 1777-79 И. выступал в труппе придворного т-ра в
 Готе, где первыми сценич. шагами молодого актёра руководил К. Экгоф.
 Вначале И. играл характерные бытовые роли, преим. стариков. После
 закрытия т-ра в Готе перешёл вместе с частью труппы в Мангеймский
 придворный т-р, этот период (1779-96) был наиболее плодотворным в его
 творчестве (с 1792 И.- гл. режиссёр т-ра). С 1796 И. работает в
 Берлинском королевском нац. т-ре, был директором т-ра и актёром.
  Как драматург И. дебютировал в 1781 трагедией "Альберт фон
 Турнейзен". Получил известность своими мещанскими драмами "Преступление
 из тщеславия" (1784), "Награждённое раскаяние" (1785), "Средний путь -
 добродетель" (1788), "Холостяки" (1793). Все его пьесы ставились в
 Мангеймском т-ре, наиболее известна пьеса "Охотники" (1785), пост. на
 открытии Веймарского придворного т-ра в 1791.
  В своём актёрском и драматургии, творчестве И. последовательно
 утверждал идеологию бюргерства, его мелочный, ограниченный практицизм.
 И. давал в своих комедиях крайне поверхностное изображение пороков
 отдельных представителей дворянства и чиновничества, но никогда не
 протестовал против существующего строя. Политич. окраска нравоучительных
 комедий и драм И. явно реакционна, в них не ставились социальные и
 политич. вопросы. Для его произв. характерно филистерское
 морализирование, а также прямо-линейне-одноплановые образы, в конце пьес
 торжествовала добродетель и наказывался порок. Драмы И. имели большой
 успех и широко ставились в нем. т-рах. Их сентиментально-слезливая
 мещанская мораль импонировала зрителю, напуганному бунтарскими пьесами
 драматургов "Бури и натиска". Успех пьес И. объясняется также тем, что
 он отлично знал законы сцены, его пьесы изобиловали сценич. эффектами.
 Кроме того, в этих пьесах было много комедийных элементов, метко
 схваченных бытовых деталей. Популярность драматургии И. у
 невзыскательного мещанского зрителя была особенно велика в годы политич.
 застоя. Во время политич. подъёма 30-х гг. 19 в. пьесы И. перестали
 ставиться.
  Не менее популярен был И. как актёр. Не обладая благоприятными
 внешними данными, он добился необычайной выразительности мимики, жеста,
 виртуозно владел своим голосом, был мастером сценич. речи. И. обратил на
 себя внимание Гёте, сыграв Карлоса в его драме "Клавиго" в Мангеймском
 т-ре (1779). По приглашению Гёте он играл Эгмонта в Веймарском
 придворном т-ре (1796). Среди ролей И.: Франц Моор;
  Филипп ("Дон Карлос"), Вильгельм Т елль (о. п. Шиллера), Король Лир,
 Шейлок; Натан ("Натан Мудрый" Лессинга). Но лучшими сценич. работами И.
 были роли в его собств. пьесах, в пьесах Коцебу и др. Он играл
 технически виртуозно, выразительно передавая детали быта и характера. В
 исполнении И. проявлялась тонкая наблюдательность, и в то же время актёр
 был склонен к преувеличенной чувствительности, подчёркнутой живописности
 поз. Недостатком И. было подчёркнуто прозаич. чтение стихов в трагедии.
  И. занимался также режиссурой и педагогич. деятельностью. Наряду с
 Коцебу и пьесами драматургов этого направления он ставил драматургию
 Шиллера и Шекспира, в постановке этих пьес И. старался приглаживать
 присущий им протестующий гуманизм и трагизм. В своих спектаклях
 И.'стремился к внешней помпезности, вводил большое число статистов,
 торжественные выходы, использовал яркие богатые костюмы, насыщал
 спектакли музыкой, пением ("Орлеанская дева" в Берлине в 1803), но
 второстепенным подробностям спектакля он уделял больше внимания, чем
 раскрытию идеи произведения. При пост. мещанских драм и комедий И.
 перегружал спектакли бытовыми деталями. Свой театр. опыт И. подытожил в
 книге "Моё театральное поприще" (1798, рус. пер. 1816).
  Соч.: Dramatische Werke, Bd 1-16, В., 1798-1802;
  Neue dramatische Werke, Bd 1-2, В., 1807-1808.
  Лит.: Троицкий 3., Август Вильгельм Иффланд, в кн.: Карл Зейдельман и
 формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; D u n с k er
 G., Iffland in seinen Schriften als Kunstler, Lehrer und Direktor der
 Berliner Buhne, B., 1859. Я. Я.
  ИЦКОВ, Леонид Николаевич [р. 19.111(1.IV). 1908] -русский советский
 режиссёр и театральный художник. Нар. арт. Тадж. ССР (1943) и засл. арт.
 Узб. ССР (1939). В 1935 окончил театр. уч-ще при моек. Камерном т-ре.
  Пост. спектакли: "Оптимистическая трагедия" (1936, Иркутский т-р),
 "Человек с ружьём" (1939, Ташкентский т-р), "Бронепоезд 14-69" (1951,
 Душанбинский т-р); "Город на заре" Арбузова (1957, Магаданский т-р);
 "Вольный ветер" Дунаевского (1948), "Летучая мышь" Штрауса (1948) и др.
 в Волгоградском т-ре муз. комедии; "Москва, Черёмушки" Шостаковича
 (1960), "Севастопольский вальс" Листова (1962) и др. в Хабаровском т-ре
 муз. комедии. А. Ив.
  ИЧИНХбРЛО, Дапщэвгийн (р. 10.II.1910) - монгольская актриса. Член
 МНРП с 1935. Нар. арт. МНР. В 1931 окончила Улан-Баторскую театр.
 студию. В 1923-29 работала в Народном т-ре в Улан-Баторе, где исполняла
 ведущие роли в нац. и переводной (гл. обр. китайской) драматургии, затем
 работала в Гос. центральном т-ре.
  Роли: Джуяр ("Князь Сумья"), Сандрия ("Ушандар-хан"), Нансалма
 ("Среди печальных гор" Нацагдоржа), княгиня Долгор ("Княгиня Долгор и
 арат Дамдин" Аюша), Будэ, Зан-данбал, Цэцэг ("Девушка Будэ", "Цена
 жизни", "Волчья стая" Намдага), Беатриче ("Слуга двух господ"),
 Лауренсия ("Овечий источник"), Лида ("Платон Кречет"), Мария
 Александровна Ульянова ("Семья" Попова) и др.
  Выступает и как исполнительница монг. нар. песен. Совместно с
 Чимидосором и Пэринлэем И. написала пьесы "Молодая мать Замбага" и
 "Хатын Батор Максаржав". Г. У., Э. О.
  ИШАНТУРАЕВА, Сара Абдурахмановна [р. 26.Х (8.XI).1911] - узбекская
 советская актриса. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с
 1939. Депутат Верх. Совета СССР 2, 3, 4-го созывов и Узб. ССР (с 1939).
 С 11 лет воспитывалась в интернате, участвовала в самодеят. кружке, а
 затем в массовых сценах спектаклей Образцовой краевой драм. труппы. В
 1925 поступила в узб. театр. студию при Доме просвещения в Москве и по
 окончании в 1927 стала актрисой Центр. гос. образцовой узб. труппы (ныне
 Театр им. Хамзы). В 1943-46 и 1953-60- директор этого т-ра.
  Первые роли И.: Адельма ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1927), Беатриче
 ("Слуга двух господ", 1927), Лауренсия ("Овечий источник", 1931).
 Глубоко реали-стич. дарованию И. были чужды формалистич. тенденции,
 получившие распространение в узб. т-ре в конце 20 - нач. 30-х гг. Вместе
 с передовой частью коллектива Т-ра им. Хамзы И. утверждала своим
 творчеством на нац. сцене глубокое, жизненно-правдивое иск-во.
  II. была одной из первых актрис т-ра Ср. Азии, создавшей в
 постановках нац. драматургии героич. образы женщин, ведущих борьбу с
 реакцией. Лучшие из них - Дильбар, Ульмас ("Два коммуниста", "Сожжем"
 Яшена, 1929, 1932). Склонность актрисы к раскрытию внутреннего мира
 героя сказалась в исполнении роли Гоги ("Человек с портфелем" Фай-ко,
 1929). Тема сопротивления реакции, борьбы светлого, чистого человека с
 тёмными силами была выражена в образах передового бригадира колхоза
 Онахон ("Честь и любовь" Яшена, 1936), Катерины ("Гроза", 1938) и
 особенно в образе Джамили ("Бай и батрак" Хамзы, 1939). Крупнейший вклад
 актрисы в историю сов. театр. иск-ва - исполнение ролей Офелии (1935) и
 Дездемоны (1941). Тема борьбы с реакцией по-разному раскрывается И. в
 работах воен. лети в 40-50-е гг.: партизанка Оксана ("Смерть оккупантам"
 Яшена, 1942), Лауренсия ("Овечий источник", 1944), Гули ("Алишер Навои"
 Уйгуна и Султан о-ва, 1945; Гос. пр., 1949). В эти годы И. много играет
 в пьесах рус. сов. авторов: Джесси ("Русский вопрос" у 1947), Шабунина
 ("За тех, кто в море", 1947), Ева Грант ("За окнами посольства" бр. Тур,
 1950), Густа Фучикова ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова,
 1952). Близкая актрисе тема сопротивления насилию находит выражение и в
 спектаклях о борьбе народов Востока за рубежом: коммунистка Хатче
 ("Рассказ о Турции" Н. Хикмета, 1953), раздавленная нуждой, но
 обретающая волю к борьбе женщина Алжира - Айни ("Алжир, родина моя!" по
 роману М. Диба, 1957). В 1959 И. сыграла близкую её творчеству роль
 передовой женщины Узбекистана председателя колхоза Хуррият (о. п.
 Уйгуна), в 1961 - роль Ирины в трагедии А. Левады "Здравствуйте, звёзды"
 ("Фауст и смерть").
  Глубоко раскрывая социальные и психологич. основы характера своих
 героинь, И. наделяет их душевной чистотой и жизнеутверждающей силой. Её
 героини мужественны и в то же время лиричны, в самые трудные минуты
 жизни их поддерживает убеждённость в правоте избранного ими пути. Игра
 И. отмечена глубокой задушевностью, сильной эмоциональностью, тонким
 анализом характера сценических персонажей.
  Одновременно с творческой работой И. ведёт большую общественную
 деятельность (чл. Сов. комитета защиты мира, чл. Комитета по Ленинским
 премиям). Лит.: Уварова Г., Сара Ишантураева, М., 1951;
  Авдеева Л., Сара Ишантураева, Ташкент, 1960;
  Фельдман Я. С., Характер народа и сценические образы, Ташкент, 1962.
 А. Р.
  ИШДУЛАМ (1876-1954) - монгольский композитор. Одна из
 основоположников монг. театр. иск-ва. С 1921 занималась организацией
 худ. самодеятельности и муз. образования. Работала дирижёром оркестра и

<< Пред.           стр. 342 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу