<< Пред.           стр. 343 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 хора в нар. т-ре в Улан-Баторе. Ставила танцы-спектакли, отличавшиеся
 ярким нац. колоритом, .выразительной пластикой, жизнерадостностью. , Г.
 У.
  ИПШУРАТ (наст. фам.- Ишмуратов), Риза Фахрутдинович (р. 1.XI.1903) -
 татарский драматург и режиссёр. Засл. деят. иск-в ТАССР (1953). Чл.
 Коммунистической партии с 1927. В 1926 окончил режиссёрское отделение
 Тат. театр. техникума в Казани и начал работать режиссёром в Тат.
 Академич. т-ре (ныне Т-р им. Камала). Пост. спектакли "Хаджи эфенди
 женится" Ш. Камала, "Разбойники" и свои первые комедии "В царстве сна" и
 "Липовый философ". В 1927-30 И. учился на Высших курсах искусствоведения
 Ин-та истории иск-в в Ленинграде. В 1930-36 И.- Д- РУ-" в 1936-40 -
 режиссёр и зав. лит. частью Т-ра им. Камала.
  Пост. спектакли: "Чудесный сплав" (1933), "Хлеб (1936) Киршона,
 "Первые цветы" (1934), "Их было трое" (1936) Тинчурина, "Чужой ребёнок"
 Шкваркина (1935), "Испытание" Баттала (1938) и свои пьесы "Славная
 эпоха" (1931), "Родина" (1939).
  Одновременно с работой в т-ре вёл драматургич. деятельность. Написал
 пьесы: "Гюльзада" (1939), "Дочери Родины" (1941), "Близкий друг" (1949),
  "Возвращение" (1942, Башк. т-р), "Светлый путь" (1947), "В новой
 слободе" (1951), "Чертополох" (1954), "Таинственная мелодия" (1960). В
 пьесах И. отражена жизнь и борьба сов. людей за построение социализма,
 колхозное строительство, индустриализация страны, героич. подвиги на
 фронтах Отечеств, войны. Пьеса "Буре навстречу" ("Студент Вл. Ульянов")
 посв. юным годам В. И. Ленина. Драма "Бессмертная песнь" - поэту-герою
 Мусе Джалилю (1956, Казанский т-р). Пьесы И. ставились в Т-ре им. Камала
 и др. т-рах Татарии.
  Соч.: Ишмуратов, Пьесы, Казань, 1956. Лит.: К э м а л Э., Риза
 Ишморат драмалары, "Совет Эдэбияты", 1951, ј 3; М е с а г ы и т ь Ф., Р.
 Ишмурат "Совет Эдэбияты", 1953, ј 11; История татарской литературы,
 Казань, 1960, с. 478-79, 666-67. X. К.
  ИЯНЦЯН - одно из направлений в традиционном театральном искусстве
 Китая. Зародилось в сер. Минского периода (кон. 14 в.) в местечке Иян
 провинции Цзянси; отсюда и название этого направления. Т-р И. был широко
 популярен в народе и развивался в основном своём русле именно как нар.
 т-р. Позднее он получил распространение во многих районах страны. На его
 основе возникает много местных т-ров - цинянцян, тайпинцян и др., в
 которых традиции сочетаются с использованием особенностей местных
 диалектов, мелодий и вокальных школ. Многие из существующих ныне местных
 т-ров сохраняют типичную для иянского т-ра исполнительскую форму гаоцян,
 для к-рой характерно сочетание исполнения солиста, ведущего свои партии
 в сопровождении ударных инструментов, с хором, поющим за сценой и как бы
 продолжающим партию солиста. Эта исполнительская традиция сохранилась до
 наст. времени в ряде традиционных т-ров-чуаньцзюй (сычуань-ский т-р),
 сянцзюй (хунаньский т-р), ганцзюй (изян-ский т-р) и др.
  В т-рах И. ставятся гл. обр. произведения безымянных авторов из
 народа. В репертуаре разл. видов традиционного кит. т-ра сохранились
 пьесы, ставившиеся т-ром И., в т. ч.: "Беседка поклонения луне",
 "Лютня", "Под сенью ив", "Золотая печать", "Белый заяц", "Терновая
 шпилька" и др. И. Г
  Я‚НКО (Jenko), Даворин (9. XI. 1835- 25. XI. 1914)- словенский
 композитор и дирижёр. Член Сербской АН. Основоположник словенского муз.
 романтизма и создатель сербского нац. зингпшиля. Писал музыку для
 спектаклей Белградского нар. т-ра (1871-1902); увертюры к пьесам
 "Весельчак", "Погоня" и др. И. принадлежат также первые сербские муз.
 драмы ("Прибислав и Вожена", "Косово", "Сербка"), оперетты ("Гадалка"),
 в к-рых широко используются сербские нар. мелодии. Муз.-драм. творчество
 И. заложило основы сербской нац. оперы.
  Лит.: С v e t k o, Davorin Jenko [s. l.], 1955. Над. П.
  "ЙЕНУ ФА" - опера Л. Яначека. См. "Её падчерица".
  Й‚РИНГ (Jhering), Герберт (р. 29.II.1888) - немецкий театральный
 критик, историк театра. Как театр. критик начал печататься с 1909 в
 журнале "Шаубюне". В 1918-33- театр. рецензент газеты "Берлине? бёрзен
 курир", а в 1934-36-газеты "Берлинер тагеблатт". В 1914-18 руководил
 лит. частью т-ра Фольксбюне в Вене, с 1942 - "Бургтеатра", в 1945 - Нем.
 т-ра (Берлин).
  С начала своей театр.-критич. деятельности И. активно поддерживал
 драматургов Э. Толлера, Г. Кайзера, В. Газенклевера, Ф. Вольфа, П. М.
 Лампеля; режиссёров Э. Пискатора, Э. Энгеля и др. Выступал в защиту
 молодых театр. коллективов ("Группа молодых актёров", молодёжные
 организации "Фольксбюне", "Труппа 1931 года" и др.), осуществлявших
 пост. новых передовых пьес. И.- один из первых театр. критиков,
 популяризировавших драматургию Б. Брехта. В 1930-32 он резко критиковал
 нацистские пьесы и спектакли, протестовал против запрещения пост. пьесы
 Брехта "Мать" и цензурных искажений в сов. фильме "Броненосец
 "Потёмкин"". На примере анализа творчества актёров Э. Буша и В.
 Лангхоффа И. указывал на начало формирования в Германии в 30-х гг.
 нового типа актёра, политически мыслящего, отказывающегося во имя
 большой идеи от модного в то время изощрённого психологизма и
 натурализма. Он выступал с требованием создания художеств. коллективов,
 состоящих из передовых актёров. В ряде статей, посв. советскому т-ру, И.
 подчёркивал тесную связь сов. иск-ва с жизнью народа. В 1942 он
 опубликовал исследование по актёрскому иск-ву "От Йозефа Кайнца до Паулы
 Вессели".
  После окончания 2-й мировой войны И. живёт в ГДР. Чл. Нем. Академии
 иск-в (ГДР). В 1956 издал запись своих бесед с М. Марсо об иск-ве
 пантомимы; в 1958-61 - сборник статей о т-ре и кино "От Рейнхардта до
 Брехта". В 1955 награждён премией им. Лессинга.
  Соч.: Albert Bassermann, Bd l-3, В., 1920; Die getarnte Reaktion, B.,
 1930; Von Josef Kainz bis Paula Wessely; I, Hd(Jb.-B.-Lpz., 1942; Junge
 Schauspieler, B., 1947; Berliner
  Dramaturgie, B., 1947; Vom Geist und Ungeist der Zeit, B." 1947; Die
 Zwanziger Jahre, B., 1948; MarceauM.Die Weltkunst der Pantomime, B.,
 1956; Schauspieler in der Entwicklung, B., 1956; Auf der Suche nach
 Deutschland, B., 1952;
  Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, В., 1958-61.
  Лит.: Zweig A., H. Jhering zum siebzigsten Geburtstag, "Sinn und
 Form", 1958, ј 5. Ц. Н.
  Й‚СНЕР (J essner), Леопольд (3.III.1878-З.Х. 1945)- немецкий
 режиссёр. Творч. деятельность начал как актёр. Затем работал как
 режиссёр в Гамбурге (1905- 1915), Кенигсберге (1915-19). В 1919-30
 руководил берлинским Гос. т-ром и его филиалом "Шиллер-театром". И.
 пригласил в труппу молодых талантливых актёров Ф. Кортнера, А. Штауб, Р.
 Форстера, E. Вейгель, Э. Легаля и художников-декораторов. Вначале И.
 находился под влиянием творчества Г. Крэ-га. И. был пропагандистом
 экспрессионизма в нем. т-ре. Идеалистич., субъективный взгляд И. на
 события Ноябрьской бурж. революции 1918 определил постановку спектаклей,
 трактующих революцию как конфликт выдающейся мятежной личности с
 мещанским окружением - "Настоящие Зедемунды" Бар-лаха (1922) и др. В
 20-е гг. И. пост. спектакли "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, "Ричард
 III";
  "Наполеон, или Сто дней" Граббе (1922), в к-рых показывалось падение
 тиранов, но не вскрывался историко-социальный смысл деспотизма. В пост.
 классич. драматургии И. символически-условно и тенденциозно трактовал
 образы героев трагедий, подчёркивая в них одну всепоглощающую страсть,он
 переделывал классич. произведения, выделял гл. сюжетную линию и сокращал
 побочные линии, в его спектаклях народ превращался в безликую массу,
 сопутствующую гл. герою. В Гос. т-ре И. ставил пьесы совр.' нем.
 драматургов Б. Брехта, Л. Фейхтвангера. В сер. 20-х гг. бунтарские ноты
 в творчестве И. слабеют. В спектакле "Ткачи" Гауптмана И. подчёркивал
 благоговейный страх рабочих перед частной собственностью (сцена, когда
 они в кульминационный момент восстания, ворвавшись в дом фабриканта,
 замирали перед роскошью и изысканностью обстановки). Для режиссуры И.
 характерно введение в спектакль экспрессионистически судорожной музыки и
 световых, шумовых эффектов, стремление передать настроения растерянности
 и мистического ужаса героев перед жизнью. В разл. спектаклях И. часто
 повторялась одна декорационная деталь - лестница на оголённой сцене, по
 к-рой порывисто метались герои и где разыгрывались сцены катастроф
 честолюбия. Отказ от психологич. мотивировок поступков действующих лиц
 часто приводил в спектаклях И. к схематичному противопоставлению
 положит. и от-рицат. персонажей. Несмотря на наличие в труппе крупных
 реалистич. актёров - А. Крауснек, М. Коп-пенхёфер - актёрское исполнение
 в спектаклях *И. было отмечено дидактикой и декламационностью, что
 определялось принципами его режиссуры. В конце 20- 30-х гг. И. часто
 ставил сказочно-фантастич. или ре-лигиозно-мистич. спектакли ("Стойкий
 принц" Каль-дерона, "Буря" Шекспира и др.). В 1933 И. эмигрировал из
 Германии и поселился в США, где работал гл. обр. в кино. Умер в
 Голливуде.
  Лит.: Гвоздев А. А., Театр послевоенной Германии, Л.-М., 1933; J
 herin g H., Reinhardt, Jessner, Piscator oder Klassikertod, B., 1929;
 его же, Von Reinhardt bis Brecht, Bd III. B., 1961. И. Н.
  ЙИТС, E и т с (Yeats), Уильям Батлер (13.VI.1865,
 Сандимаунт,-28.1.1939, Рокбрюн, Франция) - ирландский поэт, драматург.
 Один из родоначальников ирландского литературного Возрождения. Поэтич.
 деятельность начал в 1889. Первая стихотворная пьеса И.- "Желанная
 страна" (изд. 1892, пост. 1894 в Независимом т-ре, Лондон). Вместе с
 группой ирл. интеллигенции (А. Грегори, Э. Мартин и др.) основал первые
 ирл. нац. т-ры - Лит. т-р в Дублине (1899-1901) и Ирл. нац. драм. об-во
 (1902), преобразованное в 1904 в т-р Аббатства, одним из директоров и
 драматургов к-рого стал И. Лит. т-р открылся пьесой И. "Графиня Кэтлин",
 героиня к-рой, спасая от голода народ, продаёт душу дьяволу. Пьеса
 вызвала нападки на И. со стороны католич. церкви. Стремление создать
 иск-во, уводящее от действительности в мир чистой поэзии, роднит
 эстетику И. с эстетикой неоромантизма и символизма. Путь к
 восстановлению попранного Англией нац. достоинства ирл. народа И. видел
 в создании нац. культуры, основанной на традициях нар. поэтич.
 творчества и мифологии. И. писал пьесы на разговорном англо-ирл. яз.,
 используя диалект крестьян ирл. Запада. Приемы романтич. поэзии часто
 служат для И. средством выражения нац.-освободит, идей. В одноактной
 драме "Кэтлин ни-Холиэн" (1902, Ирл. драм. об-во) И. создал символич.
 образ Ирландии - старой нищей Кэтлин ни-Холиэн, преображающейся в момент
 пробуждения ирл. народа к борьбе в юную царственную девушку. В пьесе
 "Под знаменем Единорога" (1904, т-р Аббатства) И. осуждает деспотизм
 чужеземцев-англичан. И. стремился возродить высокую лирич. трагедию в
 драмах "У порога короля" (1904, т-р Аббатства), рисующую конфликт между
 поэтом и королём, и "Дейрдре" (совм. с Дж. Мур, 1907, т-р Аббатства) на
 сюжет древней саги о роковой любви.
  И. мечтал противопоставить англ. коммерч. т-рам т-р для народа,
 возрождающий благородство древнего иск-ва, красоту поэтич. слова. Хотя
 представления И. окрашены идеализмом, его творч. деятельность имела
 большое значение в становлении ирл. драмы и т-ра.
  Соч.: Collected plavs, L., 1934, 2 ed., L., 1952.
  Лит.: Гвоздев А., Ирландский театр. "Искусство и жизнь", 1940, .ј 6,
 с. 10-13;
  Hone J., W. B. Yeats, L., 1942; Hough G. G., The last romantics, L.,
 1950. Ел. К.
  ЙОВКОВ, Иордан (9.XI.1884-15.X. 1937)-болгарский писатель, драматург.
 Творч. деятельность начал как прозаик. Написал ряд романов и рассказов.
 И.- автор драм - "Албена" (1929), "Боряна" (1932), "Обыкновенный
 человек" (1936), отражающих жизнь болг. народа (пост. в софийском Нар.
 т-ре), и комедии "Миллионер" (1930), высмеивающей болг. буржуазию
 (ставилась гл. обр. в провинции). Вас. М.
  " ЙОЗЕФШТАДТТЕАТР" (J osefsta dt-theater) - австрийский театр.
 Основан в 1788 в предместье Йозефштадт в Вене (отсюда название). Вначале
 продолжал традиции нар. т-ра, идущие от драматургии Ф. Раймунда и И.
 Нестроя. После подавления революции 1848 состав зрителей т-ра изменился.
 Расширилась граница города, и отдалённый район стал аристократическим,
 изменился и состав зрителей, в угоду к-рым т-р начал ставить франц.
 водевили и оперетты, пьесы А. Шницлера и Г. Гоф-мансталя.
  В 1923-37 т-р возглавил М. Рейнхардт, он заново перестроил зрительный
 зал и сцену, укрепил труппу, в к-рую вошли талантливые актёры - семья
 Тимиг, Ваниек, Ф. Кортнер, позднее А. Моисеи, В. Краус, Г. Вальден, П.
 Вессели и др. Т-р в этот период назывался "Артисты под руководством М.
 Рейн-хардта в т-ре Йозефштадта". Программной реж. работой Рейнхардта был
 первый спектакль, пост. им в "И.",-"Слуга двух господ" (1924); он
 воскрешал традиции комедии дель арте. Затем им были пост. спектакли
 "Венецианский купец" (1924), "Сон в летнюю ночь" (1925), "Король Лир"
 (1925) Шекспира, 1-я часть "Фауста" Гёте (1933), "Мария Стюарт" (1934),
 "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло (1934), "Однажды ночью"
 Верфеля (1937). В 1938-45 т-р возглавлял X. Хильперт. Среди спектаклей
 этих лет:
  "Ревизор" (1939), "Три сестры" (1940), "Крестьянин-миллионер"
 Раймунда (1939), "Как вам это понравится" Шекспира (1939), "Доротея
 Ангерман" Гаупт-мана (1939), "Эмпедокл" Гёльдерлина (1939), "Дон Карлос"
 (1943), "Коварство и любовь" (1942), "Нора" (1943). Возглавлявший т-р с
 1945 Р. Штайнбек наряду с зая.-европ. драматургией ставил рус. пьесы
 "Живой труп" (1946); "Далёкое" Афиногенова (1946), "Вишнёвый сад"
 (1948). С нач. 1956 "И." возглавлял Э. Хойзерман. В 50-60-х гг. т-р
 стремится к пост. пьес, раскрывающих острые конфликты бурж. общества,
 горечь одиночества интеллигенции, безвыходность, бесплодность поисков. В
 репертуар его входят пьесы Ж. Ануя, С. Беккета, Ж. П. Сартра, А. Камю,
 Т. Уильямса, А. Миллера и др. Ставятся также пьесы Раймунда и Нестроя,
 классич. репертуар. В "И." сохраняется блестящий стиль исполнения,
 требующий от актёров виртуозного владения техникой сценич. иск-ва,
 умения петь, танцевать, двигаться в стремительном и точном ритме.
 Режиссура т-ра характеризуется верностью традициям Рейнхардта с её
 принципом театрализации зрелища, острой сценич. формой, использованием
 выразит, возможностей музыки, изобразит, иск-ва, театр. освещения. В
 1962 в "И." работали реж.: Л. Штеккель, Б. Хильперт, Г. Шницлер, А.
 Амбессер; актёры - X. Тимиг, П. Вессели, С. Нико-летти, X. Лонер, Г.
 Эльб, М. Прессе, Г. Нольт, Л. Рудольф, В. Кохут, Г. Мозер, Г. Путу и др.
 В 1956 т-р принял участие в Парижском театр. фестивале, гастролировал в
 Нью-Йорке, в Юж. Америке. "И." имеет в Вене филиалы - "Каммершпиле",
 "Маленький Театр в Концертхаузе", "Бюргертеатр", в к-рых работают актёры
 и режиссёры "И.".
  Лит.: В a u e г A., Das Theater in der Josefstadt zu Wien, W. -
 Munch., 1957. дин. П.
  ЙОКСЙМОВИЧ (Joksimovio), Божидар (20. XI I 1868-23.XI.1955) -
 югославский композитор. По национальности серб. Музыке обучался в
 Белграде у Т. Андреевича и в Пражской консерватории, по окончании к-рой
 (1896) работал преподавателем музыки в Белграде; руководил певческим
 об-вом, сотрудничал в муз. и лит. журналах. И. является автором первой
 сербской оперы "Женитьба Милоша Обилича" (1901). Осн. жанр сценич.
 творчества И.- пьеса с пением, преим. на нар. сюжет, близка совр.
 оперетте, ей присущи патриотич. направленность и романтич. черты
 ("Шляпа", 1907). И. принадлежат также: балет "Молодая девушка" (1942),
 музыка к спектаклям "Сербы в Белграде" П. Павловича (1909), "Погасший
 очаг" Ж. Лазаревича (1910) и др., ряд вок., камерно-инстру-мент. и др.
 соч.
  Лит.: Бури?-Klajn Ст., Музика и музичари, Београд, 1956; Я м п о л ь
 с к и и И., Музыка Югославии, М., 1958. Над. Я.
  ЙОММЕЛЛИ (Jommelli), Никколо (10.IX.1714- 25.VIII.1774) -итальянский
 композитор. Один из выдающихся представителей неаполитанской оперной
 школы. Обучался с 1725 в консерваториях Неаполя; брал уроки у Дж.
 Мартини в Болонье. Первая опера И. "Любовная ошибка", пост. в 1737 в
 Неаполе, принесла композитору известность. В 1741 И. был принят в члены
 Болонской филармонич. академии. В 1749 написал для Вены оперы "Ахилл на
 Скиросе" и "Дидо-на" (2-я ред.). В 1753 был приглашён на должность гл.
 капельмейстера придворного т-ра в Штутгарте, где работал до 1769. К
 этому периоду творчества И. относятся оперы: "Фаэтон" (1753; 2-я
 ред.-1768), "Милосердие Тита" (1753), "Триумф любви" (1763) и др.
 Возвратившись в Неаполь, поставил три последние оперы: "Армида" (1770),
 "Ифигения в Тавриде" (1771) и "Триумф Клелии" (1774).
  С именем И. связана реформа итал. оперного т-ра 18 в. Восприняв идею
 муз. драмы от П. Метаста-зио, на тексты к-рого написал свои наиболее
 значит. произв. ("Демофонт", 1743, Падуя; "Александр в Индии", 1744,
 Феррара; "Покинутая Дидона", 1747, Рим, и др.), И. стремился превратить
 итал. оперу-сериа в героич. муз. драму. И. развивал т. н.
 аккомпани-рованный речитатив ( с оркестровым сопровождением), был тонким
 мастером оркестровки. В его соч. (впервые в опере "Артаксеркс", 1748,
 Рим) даны ранние образцы применения динамич. оттенков - крещендо и
 диминуэндо - для большей выразительности оркестра и вок. партий. Сочинял
 также комич. оперы (лучшая из них - "Дон Трастулло", 1749), балетные
 дивертисменты, оратории, кантаты и др.
  Др. оперы: "Одоардо" (1738, Неаполь), "Ричпмеро (1740, Рим),
 "Астианакс" (1741, там же), "Эцио" (1741, Болонья), "Меропа" (1741.
 Венеция), "Эвмен" (1742, Бо-лонья), "Софонисба" (1746, Венеция), "Любовь
 в маске" (1748, Неаполь), "Пелопс" (1755), "Олимпиада" (1761) - обе
 пост. в Штутгарте.
  Лит.: Ab e r t H., N. Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908; M o n
 d o l f i A. N. Jommelli, в кн.: Die Musik in Geschichte u. Gegenwart,
 Kassel, 1958, Bd 7. Lfg. 60/61. Св. Г.
  ПОННЕЛЬ (Yoimel), Жан (р. 21.VII.1891) - французский актёр. Окончил
 Парижскую консерваторию (класс Лейтнера). В 1919 начал сценич.
 деятельность в т-ре "Одеон", затем вступил в труппу "Комеди Франсез". С
 1929 - "сосьетер" (пайщик), позднее - старейшина этого т-ра. Выступает
 по преимуществу в "высокой" трагедии и комедии, в пьесах П. Кор-неля,
 Мольера. Создал героич. благородный образ Дона Диего в трагедии Корнеля
 "Сид" (пост. И.) и зловещий образ Тартюфа. Среди лучших работ И.- роли в
 пьесах "Полнев кт", "Никомед" Корнеля, "Мизантроп" Мольера. Для И.
 характерна декламационная манера исполнения, торжественно-приподнятое
 чтение стихов в трагедии, мелодично-изящное - в комедии, всегда чётко
 передающее мысль автора. Скульптурность жеста, строгость и лаконизм
 внешнего рисунка роли, присущие И., гармонируют с общим стилем
 спектаклей старейшего т-ра Франции. И.- профессор консерватории. С 1912
 снимается в кино.
  В авг. 1944 был одним из участников восстания патриотов столицы
 против гитлеровских оккупантов. Лит.: Мокульский С., "Сид" Корнеля на
 сцене, "Литературная газета", М., 1954, .N" 47; Б о я д ж и e в Г., Три
 спектакля "Комеди Франсез", в кн.: Сообщения Ин-та истории искусств. 6.
 театр. М., 1955. А.Я.
  ЙОРДАНОВА, Зорка (р. 1904) - болгарская актриса. Нар. арт. НРБ.
 Училась в театр. студии И. Даниэля. Первая роль - Консуэлла в пьесе Л.
 Андреева "Тот, кто получает пощёчины" (1923). Работает в Софийском нар.
 т-ре им. И. Вазова. Вначале играла роли молодых женщин, придавая своим
 страдающим героиням изящество и грустную элегичность.
  Лучшие роли: Любовь Гордеевна ("Бедность не порок", 1932), Фанни
 ("Мариус", 1930, и "Фанни" Паньоля, 1933), Боряна (о. п. Йовкова, 1932),
 Нина ("Маскарад" Лермонтова, 1935), Ангелина ("Перед восходом" Савова,
 1936),.
  Марил ("Дзяды" Мицкевича, 1937), Дездемона (1938), Надя "Враги/). В

<< Пред.           стр. 343 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу