<< Пред. стр. 351 (из 913) След. >>
Шекспира), Альцеста ("Мизантроп" Мольера), Генриха, Иоганнеса, Беккера("Потонувший колокол", "Одинокие", "Ткачи" Гауптмана). Но натуралистич.
направление Немецкого т-ра противоречило творческим убеждениям К. Ему
было глубоко чуждо характерное для этого т-ра стремление подменять
поэтич. силу иск-ва внешним воспроизведением жизни. Актёр всем своим
творчеством опровергал как натурализм, так и условный т-р. С 1899 и до
своей смерти (1910) К. был актёром венского "Бургтеатра", где его талант
получил наивысшее развитие. Он продолжал играть свои юношеские роли -
Ромео, Альфон-со, Дон Карлоса. Но вершиной творчества К. стали Освальд
(1900), Гамлет (1901), Фигаро (1904); Тассо, Мефистофель ("Торквато
Тассо", "Фауст" Гёте, 1906). В этих ролях проявился гуманизм К., его
демократизм, в образах К. звучал протест против действительности,
уродующей личность человека, страстная вера в силу человеческого разума.
Его Гамлет, хрупкий и нежный, был активным одухотворённым искателем
истины, в нём были мужество, постоянная готовность к действию и
трагическая горечь, мучительное сознание собственного бессилия,
тревожные раздумья о жизни. 12 мая 1910 К. последний . раз выступил на
сцене в роли Марка Антония. Он умер, не успев сыграть подготовленные им
роли Ричарда III, Макбета; Сольнеса ("Строитель Сольнес" Ибсена).
Актёр-мыслитель, К. стоял на позициях, близких Станиславскому и
Художеств. т-ру, был противнмком натурализма и декадентства. Много
выступал на эстраде, покорял слушателей ясностью, силой мысли, к-рая
раскрывалась в музыке слова, выразительном жесте. В К.-чтеце соединялся
оратор и актёр.
Лит.: G r e g о r i F., J. Kainz, 2. Aufl., 1905; ti a b J., Was ist
uns Kainz?, B., 1905; B r ah m 0., Kainz, В., 1910;
Briefe von Josef Kainz, W., 1921; Falke K., Kainz als Hamlet, Z.,
1911; Richter H., Kainz, W. - Lpz., 1930;
Bahr H., Josef Kainz, W., 1910; Wiegler P., Josef Kainz. Ein Genius
in seinen Verwandlungen, B., 1941; K o-b e r E., Josef Kainz, W., 1948;
Г в о з д e г. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий,
М.-Л., 1939; его же. Хрестоматия по истории Западного театра..., М.-Л.,
1939; Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, М.-Л., 15. , Л. Лоб.
КАЙРОН (Cairon), Сальвадора (2-я пол. 19 в.) - испанская актриса.
Дебютировала как танцовщица, затем перешла в драму. С 1865 была первой
актрисой театра Эспаньоль, выступала вместе с известным актёром X.
Валеро, к-рый был её мужем. Роли: донья Констанс ("Колокол Алмудаины"
Палоу), Коль, Инглатеса ("Ссоры мудрого короля" Л. де Эгилас). Обладая
прекрасной внешностью, играла комедийные и драм. роли. Работам её была
присуща тщательность отделки. Рано оставила сцену из-за болезни.
КАЙСЛЕР (Kay?ler), Фридрих (7. IV. 1874 -24. IV. 1945) - немецкий
актёр, театральный деятель и драматург. В 1893-94 изучал философию в
Мюнхене и Бреславле. В 1895 становится артистом берлинского Немецкого
т-ра О. Брама. Творч. деятельность К. в основном связана с т-рами,
руководимыми М. Рейнхардтом. В 1900 К. участвует в спектаклях кабаре
"Шум и дым", в 1903-05 он-актёр Нового т-ра, с 1905 - Немецкого т-ра.
Пост. "Фауста" Гёте (1909, 1911, играл Фауста). В 1918-23 К.- директор
берлинского "Фольксбюне", позднее выступает в Гос. т-ре.
В 1903-13 сыграла т-рах, руководимых Рейнхардтом, роли: Одоардо,
Вернер ("Эмилия Галотти" и "Минна фон Барнхельм" Лессинга), Эдип ("Эдип
и Сфинкс" Гофмансталя), Гигес ("Гигес и его кольцо" Хеб-беля), принц
Гомбургский ("Принц Фридрих Гомбург-ский" Клейста), Сатин ("На дне"),
Вильгельм ("Праздник мира" Гауптмана), пастор Мандерс ("Привидения").
Игра К. отличалась сдержанной силой, даже нек-рой статичностью, его
излюбленные образы - трагические, благородные "чистые души", к-рые он
воплощал на сцене с огромным мастерством. После кратковременного
увлечения натурализмом К. примкнул к экспрессионизму. Будучи директором
"Фольксбюне", К. превратил его в экспрессионистич. т-р; под его
руководством были осуществлены пост. спектаклей: мистерия Иммермана
"Мерлин" (с К. в заглавной роли), "Газ" Кайзера, "Мера за меру" и
"Комедия ошибок" Шекспира, "Путь в Дамаск" Стриндберга, "Антигона"
Софокла, "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, "Кот в сапогах" Тика,
"Человек-масса" Толлера. Но эти увлечения почти не отразились на игре
К., к-рый в своей актёрской практике следовал принципам психологич.
реализма - Саранцев ("И свет во тьме светит" Л. Н. Толстого, 1923) и др.
К.- автор ряда работ, посв. актёрскому иск-ву: "Заметки актёра", т. 1,
1910, т. 2, 1914, т. 3, 1929; "Памяти И. Кайн-ца", 1911, и пьес:
"Симплициус" (1905), "Чудесный Жан" (1917), "Письмо" (1917) и др.
Снимался в кино (с 1912).
Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1-3, Roma, 1930. Лит.: Bah J., F. Kay?ler und
die Schaubuhne, B., 1907;
W i t t e K., Kunstwollen und Kunsfcforderung F. Kay?-lers
Greifswald, B., 1940. Harn. B.
КАЙТАНИ, Яоко (p. 28. III. 1921) - японская артистка балета,
балетмейстер. В 1942 организовала балетную труппу "Кайтани барэдан", где
пост. "Золушку", "Щелкунчика", "Лебединое озеро", "Коппе-лию" (в 1951
спектакли "Золушка" и "Щелкунчик" были удостоены премии япон. фестиваля
иск-в). В балетных пост. в собственной труппе исполняла партии:
Одетта-Одиллия, Джульетта, Коппелия, Золушка и др. В 1961 К. посетила
Советский Союз, занималась в Моск. хореографич. уч-ще. По возвращении
пост. "Корсар" Адана и Пуни (1961), в к-ром использовала опыт рус. и
сов. балетмейстерской школы. Ведёт педагогическую деятельность,
руководит балетной школой. Л. Г.
КАКАБАДЗЕ, Давид Нестерович (1889-1951) - грузинский советский
художник. Начал работу в т-ре в 1928-30, когда К. Марджанишвили создавал
т-р в Кутаиси. К. был первым художником этого т-ра. Оформил спектакли
"Гоп-ля, мы живём!" Толлера, "Баил" Чианели, "Кваркваре Тутабери"
Какабадзе. Работы К. для т-ра отличались простотой и лёгкостью,
остроумным решением сценич. пространства, но в них сказалось увлечение
абстрактно-декоративной живописью. Поворот художника к реализму
определился в его поздних театр. работах - "Гурия Ниношвили" Дадиани
(1934)," "За тех, кто в море!" (1946); "Начальник станции" Мосашвили
(1947).
Лит.: Алибегашвили Г., Давид Какабадзе, Тбилиси, 158.
КАКАБАДЗЕ, Поликарп Малхазович [р. 23.11(7.111). 1895] - грузинский
советский драматург. Род. в крест, семье. Лит. деятельность начал в 1918
и сразу же проявил себя как знаток крестьянского быта, тонкий психолог,
мастер диалога и обрисовки характеров. Уже в первых драм. произв. К.
"Три девицы" и "Перед рассветом" (1918) был создан характерный для
творчества К. образ обездоленного в дореволюц. России груз. крестьянина.
Сочувствуя своему герою, К. в то же время указывает на ограниченность
его кругозора, бичует своекорыстие, мелкособствен-нич. эгоизм. Пьеса
"Землетрясение в Лисабоне" (1925) посв. революц. борьбе, однако протест
против угнетателей не имеет определ. политич. программы и носит
стихийный характер. Широкое признание К. получил в 1929, когда К. А.
Марджанишвили пост. 'его пьесу "Кваркваре Тутабери". В этой комедии
создан образ политич. авантюриста, случайно оказавшегося в роли
"руководителя" масс. Беспощадно высмеивая его, драматург разоблачал
антинар. режимы царизма, временного правительства и меньшевиков,
несостоятельность иллюзий груз. крестьянства. В 1938 К. написал комедию
"Свадьба колхозника". Герои этой комедии - груз. крестьяне -
сознательные, передовые люди, строящие новую жизнь. Пост. этой пьесы в
Т-ре им. Марджанишвили вошла в историю сов. груз. т-ра. В историч. драме
К. "Давид VIII" (1953) дана широкая картина жизни феодальной Грузии,
показаны патриотич. устремления угнетённого крестьянства. Пьеса
отличается чертами, характерными для драматургии К.- поэтичностью,
филигранностью отделки, яркостью, образностью языка, афористичностью
стиля, свежестью колорита. Является также автором пьес на совр. тему
("Спор" и др.).
Соч.: Драматические произведения, Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Избр.
драм. произведения, пер. с груз., Тбилиси, 1958.
КАКТЫНЬ, Адольф [р. 14(26).VII. 1885] - латышский артист оперы
(баритон). В 1918-44 К. был одним из крупнейших артистов латышского
оперного т-ра. В нач. 1900-х гг. выступал как драм. актёр в латышских
т-рах Риги; был первым исполнителем роли Лачплесиса в драме Я. Райниса
"Огонь и ночь" в Новом рижском латыш. т-ре (1910) и др. С 1910 стал
выступать в оперных спектаклях и концертах. В 1913-14 пел в Нюрнбергском
оперном т-ре, в 1914-15 - в "Латышской опере" в Риге, в 1916 - в т-ре
Музыкальной драмы в Петрограде. Гастролировал в Монте-Карло, Париже,
Мюнхене, Праге, Стокгольме и др. городах. Сочетая выдающееся дарование
драм. актёра, яркий сценич. темперамент с редким по красоте, мощи и
благородству голосом, К. создал ряд ярких муз.-сценич. образов.
Партии: Лачплесис ("Огонь и ночь" Яна Медыня), Даумант ("Банюта" А.
Калныня), король Ольгерт ("Жрица" Яз. Медыня), Риголетто; граф Луна,
Ренато, Амонасро, Яго ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Аидч", "Отелло"
Верди), Голландец,
Вольфрам, Тельрамунд, Вотан, Ганс Сакс, Амфортас ("Летучий
голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Валькирия", "Нюрнбергские
мейстерзингеры", "Парсифаль" Вагнера), Борис Годунов, Демон и др. ;у. Д.
КАЛАБРЕЗИ (Calabresi), Орест (1857-1915)- итальянский актёр. Начал
выступать на сцене в 1881. Играл в разл. труппах. В -1900 К. вместе с
Талли и И. Граматикой организовал труппу, к-рая в течение пяти лет
(1900-05) была одной из самых известных в Италии. К. был больше актёром
интуиции,чем анализа. Он с большим темпераментом исполнял драматич. роли
и блестяще играл характерные роли: в пьесах Бракко ("Потерянные во
мраке"), Верга ("От тебя ко мне"), Бертолацци ("Доменов"), Джакоза
("Грустные влюблённые", "Самый сильный"), Феррари ("Лекарство больной
девушке"), Роветта ("Король шутов") и т. д. Одна из лучших ролей К.-
Лацаро ди Ройо в пьесе ДАннунцио "Дочь Йорио" (1904, Милан).
Лпт.: Si mon i R., Ritratti, Milano, 1923; его же, Trent'anni di
cronache drainm., I, Milano, 1951; V a г a 1 d o A., Profili di attrici
e di attori, Firenze, 1926. Д. Л.
КАЛАДЗЕ, Карло Ражденович [р. 16(29). III. 1904] - грузинский
советский поэт, драматург. Засл. деят. иск-в Груз. ССР. Первые драматич.
произв. К. "Как это было" (1929) о революции 1905 и "Хатидже" (1930) о
раскрепощении женщины пост. К. Марджанишвили в Кутаисском т-ре. Автор
пьес на совр. тему: "Дом на берегу Куры" из жизни груз. интеллигенции
(1931), "Комедия одной ночи" (1945, Т-р им. Марджанишвили, Т-р им.
Руставели) о героизме сов. людей в годы Отечеств, войны, "Лали" (1953,
Т-р пм. Марджанишвили) о воспитании молодёжи. Е. Ш.
КАЛАНТАР, Левон Александрович [4(16).1.1891- 29. X. 1959 ]-армянский
советский режиссёр, театральный деятель. Нар. арт. Арм. ССР (с 1954).
Чл. Коммунистической партии с 1942. Будучи студентом Вост. ф-та Петерб.
ун-та, занимался у режиссёра Александрийского т-ра А. Петровского и у
режиссёров А. Санина и И. Шмидта. По окончании ун-та в 1916 К.
возвратился в Тифлис и начал сценич. деятельность как актёр и режиссёр.
В 1921 организовал арм. Т-р им. С. Шаумяна (Тбилиси), был одним из
основоположников и организаторов Т-ра им. Сундукяна (Ереван), где
работал гл. реж. до 1928. Здесь им пост. спектакли: "Разбойники" (1922);
"Суд" Демирчяна, "Потонувший колокол" Гауптмана (1922), "Укрощение
строптивой" (1923); "Яд" Луначарского (1926), "Дядя Багдасар" Пароняна
(1927), "Любовь Яровая" (1927) и др. В 1928-30 работал гл. реж. в
Бакинском арм. т-ре. Пост. "На дне" (1929), "Ревизор" (1930), "Мятеж"
(1930) и др. В 1931 К. основал Рабочий т-р им. Горького (Ереван), где
работал гл. режиссёром до 1935. Пост. "Свадьбу Кречинского" (1933),
"Лес" (1934) и др. В 1937-43 и в 1957-59 был гл. режиссёром Ереванского
рус. т-ра. Пост. спектакли "Злой дух" Ширванзаде (1959), "Профессор
Полежаев" Рахманова (1957) и др. Среди пост. К. в др. т-рах "Лусабацин"
Степаняна (1938, в Т-ре оперы п балета им. Спендиарова), "Венецианский
купец" (1937, Ленинаканский т-р им.Мравяна). Режиссёрская деятельность
К. способствовала поднятию общей сценич. культуры арм. т-ра. Лучшие
пост. К. отличались глубиной режиссёрского замысла, чёткостью,
выразительностью мизансцен, конкретностью, правдивостью актёрских
образов. К. вёл большую работу по воспитанию актёров, режиссёров и
театроведов Армении. С 1944 был профессором Художественно-театрального
ин-та (Ереван). Выступал со статьями как театр. критик и театровед.
Перевёл на арм. яз. "Ревизора", "Женитьбу" и др.
Лит.: Меликсетян С., Очерк истории армянского советского театра,
Ереван, 1960 (на арм. яз.). Б. 4.
КАЛАШНИКОВ, Юрий Сергеевич [р. 26. X II. 1909 (8.1.1910)]- русский
советский театровед и критик. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Окончил
театроведческий ф-т ГИТИСа (1932). Печататься начал в 1931. Работал нач.
Гл. управления т-рами (1944-48). С 1956 - зам. директора по научной
части Института истории искусств. Один из редакторов и автор ряда глав в
"Очерках истории русского советского драматического театра" в 3 тт. (т.
l, M., 1954, т. 2, M., 1960, т. 3, M., 1961). Вёл педагогич. работу
(ГИТИС).
С о ч. в кн.: Очерки истории русского советского драматического
театра, т. 1,М., 1954, с. 124-139, 407-420, 481- 504, 706-718, т. 2, M.,
1960, с. 42-72 (главы: Формалистические направления в театре.
[Введение]. Драматургия первой половины 30-х гг.); Василий Васильевич
Ванин, в сб.:
В. В. Ванин, М., 1955, с. 3-96; Театральная этика Станиславского, М.,
1960; Некоторые вопросы режиссуры, "Театр", М., 1942, ј 12; Б. Г.
Добронравов, в сб.: Мастера МХАТ, М., 1938; Карпенко-Карый и его
комедии, в кн.:
К a p n e н к о-К а р ы и, Четыре комедии, М., 1948. С. Г.
КАЛБОРЯНУ(Са1Ьогеапи), Джордже (р. 3.1.1896)- румынский актёр. Нар.
арт. РНР (1955). Учился на ф-те драматич. иск-ва в консерватории в
Яссах, к-рую окончил в 1919. В том же году дебютировал в Яссах в Нац.
т-ре. В 1921 - актёр Нац. т-ра в г. Клуже. С 1924 - актёр Бухарестского
нац. т-ра. Сценич. образы, созданные К., отличаются большой внутренней
силой. Гос. пр. (1949).
Роли: Штефан Великий ("Закат" Делавранчи), Влай-ку Водэ (о. п.
Давила), Ион Водэ Лютый (о. п. Фулги), Павел Аржок ("Огненная крепость"
Давидоглу), Ми-хай Бузня ("Чёрные годы" Баранга и Морару), Егор
Булы-чов; Вершинин ("Бронепоезд 14-б9'), Берест ("Платон Кречет"), К
оста Варра ("В одной стране" Вирты), Гамлет, Лир.
Лит.: "Teatrul", Buc., 1959, ј 12, с. 50-55; "Народная Румыния",
1961, Л'; 4, с. 46. Я. Р.
КАЛГАН, Александр Дмитриевич (р. 25. X II. 1911) - чувашский
советский поэт, драматург, прозаик. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР
(1945). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Автор пьес "Анисса", "Соседи",
"Женили", "Волна Октября" и др. Перевёл на чуваш, язык мн. пьесы
Островского, Гоголя, Шекспира ("Отелло", "Король Лир"), Н. Погодина и
др. Инсценировал поэму К. Иванова "Нарспи".
Лит.: Пьесасем (Висе комеди), Шупашкар, 1961 (на чувашском яз.). А.
Ив.
КАЛИГРАФ (наст. фам.- Иванов)-!) Иван Иванович (1744-80) - русский
актёр. Первый тра-гич. актёр на моек. сцене. Поступив в Моск. ун-т в год
его основания (1755), выступал в университетском т-ре (1759 или 1760). В
1766 поступил в труппу H.C. Титова. К. был "чудесно одарен природою для
ролей царей, тиранов и всех, кои называются первыми ролями" (Н. Ильин).
Лучшие роли - Димитрий Самозванец (о. п. Сумарокова) и Магомет (о. п.
Вольтера). К. играл также в "слёзных" драмах (дон Альфонс - "Гонимые"
Хераскова, 1775). В нач. 70-х гг. как "человек довольно учёный и
хорошего поведения" К. был приглашён преподавателем сценич. иск-ва в т-р
при моек. воспитательном доме. Осуществил там постановку 12 пьес и 2
опер ("Жорж Данден", "Лекарь поневоле" и "Скупой" Мольера, "Друг
несчастных" Хераскова, "Торжество дружбы" Потёмкина, опера "Добрые
солдаты" и др.). Среди учеников К.- известный комич актёр А. М.
Крутицкий.
2) НадеждаФёдоровна(г. рожд. неизв.- ум. 1813) - русская актриса.
Жена И. И. Калиграфа (после его смерти - гражданская жена актёра Я. Е.
Шушерина). Служила сначала в Москве. Затем в Петербурге (до 1793 и в
1801-08, в перерывев Москве). Актриса большого бурного темперамента, К.
прославилась исполнением ролей чёрствых, коварных "злодеек" в трагедиях.
Её лучшие роли:
Марвуд ("Мисс Capa Сампсон" Лессинга), Вител-лия ("Титове милосердие"
Княжнина).
Лит.: В и p e н В. Н., Университетский театр в Москве, в кн.:
Ежегодник Ин-та истории искусств, 1958. театр. М." 1958, с. 184-86. В.
Вир.
КАЛИДАСА (4-5 вв. н. э.) - индийский поэт и драматург. Творчество К.
относится ко времени империи Гуптов - последнего крупного рабовла-дельч.
гос-ва Индии, когда санскритский классич. т-р достиг своего расцвета.
Драматич. произв. К. "Мала-вика и Агнимитра" - лёгкая комедия интриги о
любви царя Ангимитры и пленницы Малавики. В ней осуждается
бездеятельность монарха, пренебрегающего своими обязанностями защитника
государства. В основе драмы "Мужеством обретённая Урваши" - легенда (о
любви царя Пурураваса к небесной деве), утверждавшая, что земная любовь
преходяща, счастье же бесконечно только на небесах. Сохраняя верность
традиции, К. в то же время изменяет трактовку легенды. Драма исполнена
ненависти к косности, смысл жизни К. видит в борьбе, в напряжении физич.
и духовных сил человека для достижения высокой цели. Особое место в
творчестве К. занимает драма "Шакунтала" на сюжет сказания о царе
Душь-янте, соблазнившем девушку из лесной обители Шакунталу и лишь по
велению богов сочетавшегося с ней браком. Драма К. повествует о борьбе
добра и зла.
В "Шакунтале" цари, боги и придворные говорят на санскрите, женщины и
представители более низких слоев населения - на др. лит. языках древней
Индии (пракритах); в тексте проза перемежается со стихами. Неотъемлемыми
элементами драмы являются танец, пение и музыка. Творчество К. было
ограничено жёсткими канонами теоретич. трактатов о драматургии,
выражавшими стремление господств. классов ослабить общественную роль
т-ра. Но традиц. сюжеты он наполнял живым содержанием. В драмах К.
открывался радостный мир гармонии и разума, в них стиралась непроходимая
грань между всемогущим божеством и бессильным человеком. Он писал о
высокой любви, героизме. К. широко пользовался приёмом невысказанного
смысла - "отзвука", "эха" (т. н. дхвани, близкого в совр. понимании
подтексту). Драматургия К. построена на единстве действия и единстве
чувства. Согласно законам инд. эстетики, драматург должен подчинить
композицию пьесы тому или иному чувству героя (любви, гневу, страху и т.
д.). Используя узаконенные поэтич. трактатами дра-матич. формы, К.
наполнил их содержанием, в известной мере противоречащим этим формам.
Хотя драматургия К. была доступна лишь узкому кругу людей, т. к. книжные
языки древней Индии были оторваны от живых языков, драмы К. народны
благодаря героич. пафосу, пронизывающему их, утверждению ценности
человеческой личности. Выступая с требованиями принципов просвещённой
монархии, К. обличал безнравственность антинародной власти, отражал
подлинно нар. интересы.
В 1903 "Шакунтала" была пост. в т-ре "Шаушпиль-хауз" (Берлин); в 1914
- в Камерном т-ре (Москва); в 1957 - в Художеств. т-ре китайской
молодёжи (Пекин) и др.
Соч. в рус. пер.: Драмы, пер. К. Бальмонта, М., 1916;
Сакунтала, М., 1955; Избранное, М., 1956.
Лит.: Пащенко В. И., Гордость индийской литературы - Калидаса, М.,
1956; Кальянов В. И. и Э р м а н В. Г., Калидаса. Очерк творчества, М.,
1958;
Пыжова О. В., Об эстетическом идеале Калидасы, в сб.: Из истории