<< Пред. стр. 358 (из 913) След. >>
проводится аналогия между гротескными образами Чумы, окружающего еёперсонала Смерти и фашистской диктатурой. К. написал пьесу "Праведники"
(1949, т-р "Эберто", в роли Дулебовой - М. Казарес) о рус. террористах
нач. 20 в. Герои пьес "Осада" и "Праведники" - одинокие, мятущиеся
бунтари-анархисты, презирающие "людское стадо", одержимые лихорадочной
страстью созидать либо сокрушать. Для драм К. характерны
символико-аллегорич. язык, рационали-стич. "призрачность" образов,
трагич. ощущение фан-тасмагоричности бытия и неизбежности смерти. К.
инсценировал и пост. романы "Реквием в честь монахини" Фолкнера (1956,
т-р "Матюрен"), "Бесы" Достоевского (1959). Нобелевская пр. (1957).
Соч.: Le malentendu, suivi de Calcula, P., 1944; 86 ed., P., 1958;
L'Etat de siege. P., 1948; Les justes, 48 ed., P., 1950.
Лит.: В г i s v о 1 1 e J. С., Camus, P., 1959, с. 277-89;
Vilar J., Camus regisseur, "La nouvelle revue francaise", 1960, ј 7;
В а г г a u 1 t J. I.., Sur "L'Etat de siege", "La Table ronde", 1960,
J\o l'i6; С г epi n S., Albert Camus. Essai de bibliographie, Brux.,
1960. В. Бал.
КАН, Георгий Михайлович (р. 2.1.1916) - советский театральный
художник. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с
1956. По национальности кореец. В 1941 окончил Ташкентское художеств.
уч-ще. С этого года работает в Корейском муз. драм. т-ре (ныне в
Кзыл-Орде Казах. ССР). Спектакли: "Хон Бом До" Тхай Дян Чуна (1942),
"Русские люди" (1943), "Гроза" (1950); "Южнее 38-й параллели" Тхай Дян
Чуна (1950), "Ураган" Цао Юя (1950), "Цюй Юань" Го Мо-жо (1951),
"Кремлёвские куранты" (1957), "Слуга двух господ", "Отелло" (1959);
"Именем революции" М. Шатрова (1960). Лучшие спектакли К.
характеризуются поэтич. передачей нац. колорита. А. Ив.
КАНАВЕЛбВИЧ (Kanavelovic), Пётр (1637- 1719) - югославский поэт и
драматург. Лит. образование получил в Дубровнике. Писал на дубровниц-ком
диалекте. Автор комедии "Андро Ститикеца"- о дубровницком дворянстве.
Появление этой пьесы положило начало обновлению дубровницкой драматургии
(16 в.). Предполагается, что К. был автором ряда анонимных комедий.
Лит.: ccher/erl., Р. Kanavelovica, "Sveti Ivan bis-kup trigorski",
"Nastavni vjesnik", 1896, IV, с. 268-81;
Radatovic V., Petar Kanavelovie (1637-1719), kao pisac kornedija,
"Prilozi za knjizevnost, je/.ik, istoriiu i folklor", 1929, IX, с.
32-70. M /?ик
КАНАДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ; Элементы театр. иск-ва содержали
обряды индейцев, населявших Канаду; они пользовались масками и куклами,
придававшими яркую зрелищность религиозному ритуалу. Первые театр.
представления после колонизации Канады в нач. 17 в. давались на франц.
яз. 14 ноября 1606 в т-ре "Нептун" в Порт-Ройяле была пост. стихотворная
пьеса М. Лескарбо "Морская маска". В спектакле участвовали индейцы и
французы, В 1640 в Квебеке во время торжеств по случаю дня рождения
франц. принца была разыграна трагедия. Население "Новой Франции" (как
тогда называли Канаду) проявляло большой интерес к спектаклям. Но
като-лич. церковь преследовала т-.р, считая его "плодом греховных
побуждений".
Одна из первых пьес, написанных в Канаде (без названия), принадлежит
иезуитскому священнику О. Рагено (1688). Она была переведена на языки
индейских племён юрон и алгонкин.
В 18 в. спектакли ставились в Галифаксе, Монреале и Квебеке. В 1789 в
Галифаксе было выстроено спец. театр. здание, получившее наименование
"Новый Большой т-р". В сер. 18 в. в Квебеке был создан кукольный т-р. В
конце 18 в. в Канаде выступали проф. труппы, преимущественно из Англии.
Развитие получил и любительский т-р. В 1774 в Монреале англ. офицеры
ставили (на франц. яз.) Мольера. Пьесы Мольера ставились также в
"Хеймаркет т-ре" в Квебеке.
Среди первых канадских драматургов, писавших на франц. яз., был Ж.
Кенель (1749-1801), автор комедии "Кола и Колинетт" (1788, пост. 1796),
пьес "Англомания", "Лука и Сесиль" и других, а также трактата о
драматич. иск-ве. Первыми пьесами на англ. яз. были "Саул" Ч. Хевисиджа
и "Текамси" Ч. Мейра о мирной жизни индейцев до прибытия европейцев.
В 1825 в Монреале был открыт "Т-р Руаяль" (построен на средства,
собранные по подписке). В этом т-ре в 1826 выступал Э. Кин, а в 1842 -
офицерская любительская труппа под рук. Ч. Диккенса.- Кроме этого т-ра,
в Монреале работали франц. "Т-рдеСосье-те" и "Т-р де Нувоте". Среди
драматургов, писавших на франц. яз., в то время были: Ф.Ж.Маршан, Л.
Фре-шет, О. Лаперьер, П. Леме. На англ. яз. писали У. У. Кэмпбелл, А.
Стрингер, Р. Норвуд, Дж. Л. Чарл-стон, М. Ппкхолл. Нек-рые из пьес этих
авторов не были предназначены для сцены, но именно это поколение
драматургов заложило основы канадской драматургии.
В 20-х гг. 19 в. был создан первый т-р в Торонто, в 1862 - т-р в г.
Виктория (на западе Канады), в том же году - т-р в Гамильтоне (пров.
Онтарио). В 1870 в Виннипеге выступала любительская труппа, участники
к-рой были солдатами. Франц. любительские труппы были созданы в
Эдмонтоне, Сент-Бонифейсе.
Во 2-й пол. 19 в. в Канаде гастролировали Сара Бернар (1881, 1891,
1905), Коклен (1888, 1889, 1893, 1894), Муне-Сюлли (1894), Ф. Жемье
(1924), С. Гитри и др.
В нач. 20 в. в Монреале работали т-ры: "Амбигю", "Гете", "Суаре",
"Ренессанс", "Т-р Франсе", "Т-р де
Нувоте" и др. В них играли актёры: Э. Амель, Паль-мьери, Ж. П.
Фильон. На франц. яз. в 20-30-х гг. писали драматурги У. А. Бейкер, Л.
Гюйон, Ж. Э. Кор-риво, К. Дюпон, А. Прулькс, Л. Уле.
В конце 19 и нач. 20 вв. в Канаде выступали гл. обр. передвижные
т-ры. В спектаклях участвовали известные актёры Англии и США - Э. А.
Сотерн, Дж. Марлоу, Дж. Джефферсон, Г. Ирвинг, II. Кэмп-белл, М. Англии,
О. Скиннер, М. Фиск, М. Аламс, Э. Барримор, А. Назимова, Дж. Арлисс, Р.
Манс-филд, Дж. Дру, Р. Мантелл, труппа Барри Джэксона, прл. труппа "Эбби
тиэтр". Они выступали часто в неприспособленных помещениях, но спектакли
их были чрезвычайно популярны. Наибольшую известность получил
виннипегский т-р "Уокер". До 30-х гг. в здании этого т-ра выступали
лучшие труппы Нью-Йорка и Лондона.
После 1-й мировой войны гастрольные т-ры прекратили своё
существование из-за конкуренции со стороны кино, радио и т. д.
(компании, владевшие кинотеатрами, завладели и театр. зданиями, они
подняли цены за наём помещения или отказывались сдавать его; многие
театр. здания были разрушены, другие обращены в складские помещения).
Попытки возродить театр. представления в Канаде не дали результатов.
Лишь в крупных городах с трудом существовали несколько полупроф. трупп.
Сохранялся любительский т-р. Крупнейшая любительская труппа - "Литл
тиэтр" в Лондоне (пров. Онтарио). Создана в 1934 на основе объединения 4
любительских кружков. Эта труппа приобрела в 1945 здание "Гранд т-ра", в
к-ром ставила ежегодно с октября по апрель 6 премьер (зал вмещает 1000
мест, сцена хорошо оборудована). Здесь также выступают труппы,
приезжающие из Англии и США.
В зап. части пров. Онтарио имеется ок. 20 драм. трупп. Нек-рые из них
существовали еще до 2-й мировой войны. Они объединяются в драм. лигу
Зап. Онтарио, созданную в 1933. В эту лигу входили труппы гг. Гамильтон,
Сарния, Симко, Уэлленд, Виндзор, Вудсток и др.
В др. городах Канады работают любительские т-ры, также именующиеся
"Литл тиэтр". Среди них: коллективы гг. Сент-Джонс, Ньюфаундленд;
"Галифакс тиэтр артс гилд"; англ. и франц. т-ры в Монреале, "Оттава Литл
тиэтр" (осн. в 1913), т-ры в Торонто, "Серкль Мольер" в Сент-Бонифейсе,
"Риджайна Литл тиэтр", "Калгари Уоркшоп 14", "Ванкувер Литл тиэтр". В
Монреале большую популярность завоевала любительская труппа "Компаньон
де Сен-Ло-ран", ставшая впоследствии профессиональной. Эта труппа ставит
классич. драматургию (Мольер, Шекспир и др.) и произв. совр.
драматургов. В Монреале студенты ун-та создали в 1957 любительский
эстрадный т-р. В пров. Саскачеван существует Саскачеван-ская драматич.
лига, объединяющая св. 100 любительских коллективов.
В 1919 возник один из лучших любительских т-ров Канады - "Харт хаус
тиэтр" при Торонтском ун-те. Спектакли ставили проф. режиссёры (Р.
Митчелл, Б. Форсайт, У. Синклер, К. Эйкенс, В. Масси и др.). Ставя
классич. пьесы, т-р в то же время стремился способствовать и развитию
канадской драматургии. Здесь шли пьесы М. Денисона ("Братья по оружию",
1921, "Из их собственной усадьбы", 1922, и др.). В 1939 "Харт хаус
тиэтр" был закрыт, а в 1946 возобновил работу как университетский т-р,
ставящий чисто учебные задачи. По пути "Харт хаус тиэтр" следовало
полупроф. "Об-во новой драмы" (Торонто)" возглавляемое Д. Мейвор Мур и
её сыном. Здесь шли пьесы канадских авторов, а также Шекспира, Ибсена,
Шоу.
Широкое развитие в Канаде получил любительский т-р на укр. яз. Укр.
коллективы ставят "Назара Стодолю" Шевченко, "Наталку-Полтавку"
Котляревского, "Украденное счастье" Франка и др. произв. укр. классики.
В рус. драм. кружках в Торонто, Ванкувере, Виннипеге ставятся пьесы
Чехова, Островского, Гоголя, Горького и совр. драматургов.
Большое значение для развития драматич. иск-ва Канады имеют фестивали
драмы, к-рые начали проводиться с 1933. На районных фестивалях
производится отбор лучших спектаклей, к-рые затем показывают в
заключительном фестивале (первые 5 фестивалей в 1933-37 состоялись в
Оттаве). После 2-й мировой войны фестивали возобновились, в них
участвуют от 50 до 70 трупп.
Особое место в театр. жизни Канады занимает шекспировский т-р в
Стратфорде (пров. Онтарио) о С 1953 здесь проводится ежегодный
шекспировский фестиваль, положивший начало созданию этого т-ра
(финансируется правительств, банками, разл. фирмами). Выстроено спец.
здание с зрительным залом на 2000 мест, расположенных амфитеатром и
окружающих открытую сцену с трёх сторон. Конструкция сценич. площадки
напоминает устройство шекспировской сцены (передняя и задняя игровые
площадки, верхний балкон). Спектакли идут без занавеса и без декораций.
Первым руководителем шекспировского фестиваля был Тайрон Гатри, а с 1955
- М. Ланхем.
Деятельность любительских т-ров и фестивали способствовали развитию
канадской драматургии. Среди наиболее популярных драматургов Канады - Р.
Дей-вис, автор пьес "Эрос на утренней заре", "Богатство, враг мой", и Г.
Фарис, написавший несколько пьес из жизни Канады. На фестивалях и
конкурсах были премированы пьесы Дж. Шула "Мост" и "В тени дерева",
"Баррикада художника" Доналда Ламонта Джека. В 50-х гг. были пост. пьесы
И. Эклстон Маккеп ("Два - слишком много"), А. Ланжевена ("Ночь любви"),
М. Дюбе, Ж. Лангирана, Лпстера Синклера и др.
Популярностью пользуется Г. Желпна - автор и исполнитель комич.
обозрений. Талантливый комедийный актёр, он славился как создатель
образа уличного мальчика Фридолина. Желина руководит т-ром "Канадская
комедия" (Монреаль), в к-ром идут пьесы канадских авторов. Спектакли
ставятся на франц. и англ. яз.
В 1951 в Монреале открыт проф. т-р "Нового Света", ставивший
спектакли сначала на франц., а с 1954 и на англ. яз. (в 1955 участвовал
во 2-м всемирном фестивале драм. иск-ва в Париже). Здесь идут пьесы
канадских драматургов - Ланжевена, Элуа ди Грапмон и др. Ежегодно т-р
проводит конкурс на лучшую пьесу канадских авторов. Т-р ставит также
пьесы Чехова, П. Клоделя, О. Кафки, Т. Уильямса и др. Среди актёров
т-ра: Г. Лебреш, М. Лейрак, Г. Гофман, Ж. Дальмен и др. Режиссёры т-ра -
Ж. Гаскон и Ж. Хартог. При театре есть школа, готовящая актёров.
Единственный постоянный т-р, ставящий спектакли на англ. яз., -
"Крест тиэтр" в Торонто. Создан в 1953 братьями Мерри и Доналдом Дейвис
и их сестрой Барбарой Чилкотт. В 1957 создано об-во "Крест тиэтр
фаундейшен", возглавившее этот т-р. За 10 лет т-р пост. 118 пьес, в т.
ч. пьесы Шекспира, Софокла, Ю. О' Нила, Б. Шоу, А. Чехова ("Вишнёвый
сад", "Три сестры" и "Чайка"), Т. С. Элиота, А. Кристи, С. Беккета, Ж.
Жироду, Дж. Осборна и др. Большинство артистов, режиссёров и продюсеров
Канады работали в "Крест тиэтр". Среди них: Ф. Хайленд, Ш. Кинг, Б.
Чилкотт, К. Рейд, М. Мур, Э. Хаус, М. Дейвис, Д. Дейвис, Дж. Маккован,
Л. Лоренс, М. Джонсон, Л. Мейджор.
Среди других проф. т-ров Канады - "Канейдиан репертори тиэтр" в
Оттаве (осн. М. Морли и X. Паркером), "Тотем тиэтр" в Ванкувере (осн. в
1951 молодыми актёрами Т. Арнгрим и С. Бейкер), но большие налоги, а
также конкуренция кино и телевидения крайне затрудняют работу этих
т-ров.
Успешно работают проф. т-ры Канады в летнее время: летний т-р "Брей
Мэнор плейхаус" (Квебек, осн. в 1936); летний т-р в Монреале; в пров.
Онтарио - "Стро Хэт плейере" в Порт-Карлинг, "Грай венхорст", "Мелоди
Фейр", "Спринг Toy" в Торонто, "Ниагара Барн тиэтр" в Ниагара-Фоле и
др.; в Британской Колумбии с 1940 существует "Т-р под звёздами" (в
Стэнли-парке) на 4000 мест.
В Торонто имеется проф. школа театр. иск-ва, возглавляемая известным
театр. деятелем Э. Г. Стерн-дейл Беннетт. Спец. отделения драмы имеют
ун-ты Альберты, Саскачевана и Куинс. Нек-рые ун-ты проводят летние
театр. курсы.
Из Канады вышли многие выдающиеся актёры:
М. Англин,-У. Хьюстон, Р. Масси, X. Кронин, В. Пид-жон, А. Нокс, Д.
Эвелин, М. Пикфорд, М. Дреслер. В Канаде работают (1962) актёры:
Брейден, Д. Ко-ликос, Л. Грин, Д. Дрейни, Т. Робине, Ш. Кинг, Б.
Чилкотт, Д. Дейвис (на шекспировском фестивале в Стратфорде выступали Ф.
Хайленд, А. Холл, Б. Хатт, Б. Герусси, В. Нидлес, К. Пламмер, К. Рид и
др.). Среди совр. актёров, играющих на франц. яз.
(кроме Г. Желина), известны Г. Гофман, Ж. Гаскон, Г. Гаскон, Ж. Луис
Руо, Д. Пеллетьер.
Лит.: H о п 1 e L., L'histoire du theatre au Canada, Montreal, 1945;
McPharlin P., The Punpet theatre in America, N. Y., 1949; Maior Moore
D./A theatre for Canada, "University of Toronto Quarterly", 1956, Oct.
КАНАЛЬ ФЕЙХОО (Canal Feijoo), Бернардо (p. 23.VII.1897) -
аргентинский драматург. Написал драму о тяжёлой доле крестьянства
Аргентины "Страдания и смерть Сильверио Легисамона" (1944, Народный т-р,
Буэнос-Айрес; 1-я муниципальная пр.), пользующуюся широким признанием.
К. принадлежат также пьесы "Случаи из жизни Хуана Лисицы" - комедия на
темы нар. басен (1950, т-р "Фрай Мочо", Буэнос-Айрес), "Тунгасука" -
эпич. драма об освобождении Америки (1961, т-р "Хенераль Сан-Мартин",
Буэнос-Айрес) и -ряд трудов по арг. фольклору ("Драматическое народное
творчество", 1943, и др.). Основная тема произв. К. Ф.- жизнь и борьба
аргент. тружеников против угнетателей. Образы их носят обобщённый, порой
символистский характер. Ал. Р.
КАНАМИ - японская семья актёров. В их числе:
К. Киёцугу (1334-85) - японский актёр, театральный деятель и
драматург. Основатель этой актёрской семьи. К. создал т-р "Кандзэдза"
(г. Ига), для к-рого использовал элементы "саругаку" (древняя драматич.
форма, включавшая комические мимич. танцы), ритуального танца "дэнгаку"
(был популярен в 12 в.) и танцев "кусэмаи" (широко распространены в нач.
14 в.). Объединив эти элементы, К. создал представление, к-рое имело
успех в столице и провинции и положило начало т-ру Но. Автор мно-гочисл.
пьес для т-ра Но ("Дзинэн кодзи", "Комати" и др.). К. выступал и как
актёр, был театр. учителем, теоретиком театр. иск-ва.
К.Дзэами (С э а м и) Мотокиё (1363- 1443) - сын Киёцугу К. После
смерти отца руководил т-ром "Кандзэдза". В отличие от иск-ва Киёцугу,
рассчитанного на широкие массы зрителей, стремился следовать вкусам
аристократов (его т-р поддерживался высшим воинским сословием, на
спектаклях часто присутствовал император). ДзэамиК.был не только
выдающимся актёром, но и крупным драматургом, теоретиком театр. иск-ва;
он написал св. 100 пьес для т-ра Но, отличавшихся стройностью диалога,
особой утончённостью, оставил ок. 20 трактатов об иск-ве т-ра Но
("Кадэнсё", "Хана-но кагами" и др.).
Лит. (на япон. яз.): Ногами Тоёитиро, Канъами Киёцугу, Токио, 1949;
его же, Дзэами Мотокиё, Токио, 1938; Кобаяси Сидзуо, Дзэами, Токио,
1943; К а-васэ Кадзума, Дзэами нидзюсан бусю, Токио, 1945;
Гэйнодзитэн; Токио, 1961. Д. Г.
КАНАТОХОДЕЦ - цирковой артист, демонстрирующий на закреплённом между
высокими опорами канате мастерство эквилибристики. В номера К. входят
ходьба, бег, прыжки (вперёд, назад и с завязанными глазами), пляска,
стрельба из ружья, игра на муз. инструменте, балансирование предметами,
жонглирование, иногда мимич. сценки. Иск-во К. входило в представления
ярмарочных комедиантов Зап. Европы уже в 15 в. ("Канатные танцоры"). Они
являлись участниками праздников, нар. гуляний (канат или закреплялся на
большой высоте между зданиями горизонтально, или шёл наклонно с вершины
какой-нибудь башни к земле). В 1859 К. Э. Блонден прошёл по канату через
Ниагарский водопад. Номера К. на Западе большей частью строятся как
"смертельные аттракционы" (напр., труппа "Ниагара", совершавшая трюки
над группой львов). В России К. получили известность в 18 в. Во 2-й пол.
19 в. Ф. Молодцов своими достижениями привлёк к этому жанру внимание
крупных стационарных цирков. В сов. цирке древнее иск-во К. получило
новое развитие. Издавна культивировавшееся среди нек-рых народов Кавказа
и Срь Азии (Дагестан, Узбекистан и т. д.) иск-во К. стало основой новых
аттракционов, напр. жизнерадостный, темпераментный номер дагестанских
канатоходцев "Цовкра".
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Д м и т-р и е в Ю. А., Русский
цирк, М., 1953. М. 3.
КАНДАУРОВА, Маргарита Павловна (р. 22.1. 1895)- русская советская
артистка балета. Засл. арт. Республики (1934). Окончив Моск.
хореографич. уч-ще (1912, класс В. Тихомирова), была зачислена в
балетную труппу Большого т-ра. Первая партия - фея Канареек ("Спящая
красавица"). Танец К. был лёгким, изящным, она создавала чистые,
одухотворённые образы. В 1941 окончила сценич. деятельность.
Партии: Царь-Девица ("Конёк-Горбунок" Пуни), Одетта-Одиллия, Жизель;
Лиза ("Тщетная предосторожность"), Тао Хоа ("Красный мак") и др.
Лит.: Гос. ордена Ленина Академии. Большой театр Союза ССР, М., 1947.
fQp. Б.
КАНДЕЛАКИ, Владимир Аркадьевич [р. 16(29). III. 1908]- русский
советский артист оперы (бас-баритон) и оперетты, режиссёр. Нар. арт.
РСФСР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1928 окончил Тбилисскую
консерваторию по кл. проф. Е. А. Вронского. С 1929 К. - солист Муз.
театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Роли: Тарас ("Семья
Тараса" Кабалевского, Гос. пр. СССР, 1952), Митька ("Тихий Дон"),
Сторожев("В бурю" Хренникова), Скарпиа ("Тоска"), Наполеон ("Война и
мир"), Сако ("Кето и Котэ" Долидзе), Че-заре ("Поцелуй Чаниты" Ми-.
лютина), Куприянов ("Весна поёт" Кабалевского), Олендорф ("Нищий
студент" Миллёкера), Вице-король, Калхас ("Пери-кола", "Прекрасная
Елена" Оффенбаха) и др. Мастер ярких комедийных образов, полных
неистощимой жизнерадостности, К. создал также ряд образов, отмеченных
суровым драматизмом.
С 1943 ведёт режиссёрскую работу: "Перикола" Оффенбаха (Т-р оперы и
балета им. Палиашвили, 1943), "Кето и Котэ" Долидзе (1950), "Аршин мал
алан" У. Гаджи-бекова (1952), "Тоска" (1959) (Т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко) и др. С 1954 К.- гл. реж. Моск. т-ра оперетты.
Пост. спектакли:-"Весёлая вдова" Легара (1956), "Цирк зажигает огни"
Милютина (1960), "Москва, Черёмушки" Шостаковича (1959) (совм. с А. Р.
Закс) и др. Ученик В. И. Немировича-Данченко, К. в своих режиссёрских
работах стремится к созданию единого исполнительского ансамбля, уделяя
большое внимание выявлению индивидуальных особенностей исполнителей.
Лит.: М а р к о в П. А., Режиссура Вл. И. Немнровича-Данченко в
музыкальном театре, М., 1960. A, {Je.