<< Пред. стр. 360 (из 913) След. >>
декорации к операм: "Сказание о девушке Чхун Хян" Ч о Сан Сена (1956,Гос. художеств. т-р), "Ондар и принцесса" Ким Кир Хака н Ли Ден Он
(1957, там же), "Восемь фей Кымгансана" Ли Мен Сана и Ким Ен Гю (1957,
там же) и др. К. X.
КАНЦЕЛЬ, Владимир Семёнович [р. 8(20). VII. 1896] -русский советский
режиссёр и актёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). В 1919-21 учился в
Студии им. Шаляпина и во 2-й Студии МХАТа. Проф. сценич. деятельность
начал в 1921 как актёр в т-ре "Летучая мышь" (Москва). В 1922-37 работал
в моек. т-рах: им. Мейерхольда, им. Комиссаржевской, Революции,
"Профклубная мастерская", им. Ленсовета, Сатиры и др. С 1924 К. вёл
педагогич. работу в Узб. театр. студии в Москве. Окончившие эту студию
актёры (1927) составили ядро труппы т-ра им. Хамзы.
Роли: Наполеон ("Избранник судьбы" Шоу), Дромио ("Комедия ошибок"
Шекспира), Глумов ("На всякого мудеда довольно простоты"), Тарелкин
("Отжитое время" по трилогии Сухово-Кобылина), Левинсон ("Разгром" по
Фадееву) и др. Пост.: "Гавань бурь по Бальзаку (1933, Т-р им.
Ленсовета), "Сказки Андерсена" (1936, Госцентюз), "Учитель танцев" Лопе
де Вега, "На той стороне" Барянова, "Мастерица варить кашу"
Чернышевского (1946, 1948, 1952 - ЦТСА), "Святая Жанна" Шоу (1958, Моск.
т-р им. Ленинского комсомола) и др. С 1923 К. работает на радио как чтец
и режиссёр ("Новости Берлина" Толлера, 1931, "Длинная Берта" по повести
Москвина, 1936, "Гамбринус" Куприна, 1936, "Карьера" Джеймса Ли, 1959, и
мн. др.). С. Г.
КАНЦИАНИ (Canziani), Джузеппе (гг. рожд. и смерти неизв.)итальянский
артист балета, балетмейстер и педагог. В 1771-74 выступал при герцогском
т-ре в Мюнхене как танцовщик и балетмейстер (пост. интермедию "Суд
Париса"). Обладал большим драматич. дарованием. В 1775-78 работал в т-ре
"Сан-Бенедетто" в Венеции, где пост. балеты: "Инеса де Кастро" Буальдьё
(1775), "Порция" (1776), "Ко-риолан" (1777), "Клеопатра" (1778);
"Альцеста" по Глюку (1778, исполнил гл. партию) и др. В том же году
выступал в т-ре "Ла Скала". В 1779 К. едет в Петербург, где ставит танцы
в опере "Деметриус" Паизиелло, затем балет "Идол Китайский" на муз.
Ка-ноббио, "Храм общей радости" Торелли и Пашкевича (1780), "Адмет и
Альцеста" (1781). В 1782 К. вернулся в Венецию и вновь ставил спектакли
в т-ре "Сан-Бенедетто". Проработав год в Италии, К. опять поехал в
Петербург, работал не только как балетмейстер, но и как педагог Петерб.
театр. школы (1784-86) (?). В 1787 был назначен балетмейстером петерб.
балетной труппы вместо Г. Анджолини. Пост. в эти годы: "Ари-ана и Бахус"
Каноббио (1789), танцы в опере "Начальное управление Олега" Сарти,
Каноббио, Пашкевича (1790, т-р "Эрмитаж"), "Инеса де Кастро" (1792, т-р
"Кусково") и др.К. также ставил танцы в муз. и драматич. спектаклях.
Балетмейстерская деятельность К. была продолжением и развитием
принципов действенного балета, заложенных Ф. Хильфердингом и Анджолини.
К. тонко чувствовал стиль нар. танцев и успешно вводил их в свои
спектакли. Значительной была педагогич. деятельность К. Среди его
учеников был И. И. Валь-берх. В 1792 К. уехал из России, работал в
Венеции в т-ре "Сан-Самуэле".
Лит.: Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1938; Г о з e н-п у д А., Музыкальный театр в России
от истоков до Глинки, Л., 1959; Красовская В., Русский балетный театр от
возникновения до сер. XIX вена, Л.-М-, 1958.0?, Б.
КАНЦОНА (итал. canzone - песня) - лирич. песня в итал. опере (напр.,
К. Альмавивы в "Севильском цирюльнике"), также муз. пьеса с певучей
мелодией, своего рода "песня без слов".
КАНЦОНЕТТА (итал. canzonetta - песенка) - небольшая канцона.
КАНЯ (Kana), Вашек (р. 23.IV.1905) -чехословацкий журналист,
писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1931. О жизни заводских
рабочих рассказывает первая пьеса К. "Бригада шлифовальщика Кар-гана"
(1949, т-р "Д-34", Гос. пр. 1949), в к-рой автор создал живые
человеческие характеры, показал новое социалистич. отношение рабочих к
труду, новые взаимоотношения, входящие в жизнь народной Чехословакии.
Пьеса оказала воздействие на развитие чехословацкой драматургии,
ставилась в др. странах нар. демократии (пост. в ГДР, Польше), была
экранизирована. Написал комедию "Шефы без ореола" (1952, т-р г.
Острава). Л. Сол. рАПАНАКЯН, Степан Григорьевич [8(20).ПЛ877- 4.V.1944]-
армянский советский режиссёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1940). В 1900
окончил историко-фи-лологич. ф-т Моск. ун-та. Одновременно посещал
дра-матич. курсы. Сценич. деятельность начал в Тифлисе, был одним из
первых проф. чтецов Армении. С 1904- режиссёр т-ра Арм. драм. об-ва в
Тифлисе. Здесь К. впервые на арм. сцене пост. "На дне" Горького (1908).
После установления Советской власти в Закавказье (1921) К. совм. с реж.
Л. Калантаром организовал в Тбилиси Арм. т-р им. С. Шаумяна. В 1921-22
преподавал в Арм. драм. студии в Москве (сценич. речь), затем работал
гл. реж. в тбилисском арм. т-ре драмы (1923-26, 1930-37), в бакинском
арм. т-ре (1926-27), в тбилисском армянском ТЮЗе (1937-44). Деятельность
К. способствовала поднятию культуры арм. т-ра, углублению реализма в
нац. актёрском иск-ве. Лучшие постановки К. в тбилисском арм. т-ре:
"Потоп" Бергера (1923), "Вильгельм Телль" Шиллера (1924), "Поджигатели"
Луначарского (1924), "Чужой ребёнок" Шкваркина (1935), "Платон Кречет"
Корнейчука (1936) и др. Б. А.
КАПЕЛЬДИНЕР (нем. Kapelldiener, буквально - служащий капеллы, устар.)
- служащий театра или концертного зала. К. проверяет у посетителей
билеты, указывает места, наблюдает за порядком.
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР (нем. Kapellmeister, от Kapelle, здесь - хор, оркестр и
Meister - мастер, руководитель) - устар. название руководителя
(дирижёра) оркестра в оперном т-ре. См. также Дирижёр.
КАПИТАН (итал. capitano - командир)-типизированный персонаж
итальянской комедии дель арте. Тип военного авантюриста. Образ К.
отличался сатирич. заострённостью. К.-трус. прикидывающийся храбрецом.
Напоминает хвастливого воина из пьес Плавта. В период наибольшего
распространения этой маски К. изображался испанцем, что отражало
отношение итал. народа к исп. военщине, разорявшей Италию. К. говорил на
ломаном итал. языке, усеянном исп. словами и пестрящем выспренними
эпитетами, метафорами, гиперболами. Носил несколько карикатурный воен.
костюм исп. покроя. К. выступал без маски. Персонажи К. обладали
громкими именами: Риноче-ронте (Носорог), Фракас-со (Грохот), Матаморос
(Убийца мавров), Спец-цаферро (Разбиватель меча) и т. п. К. исчез из
комедии дель арте после прекращения исп. оккупации (80-е гг. 17 в.).
Оказал влияние на ряд последующих драматур-гич. образов (Дон Арма-до в
"Бесплодных усилиях любви" Шекспира, Матамор в "Комической иллюзии"
Корнеля) и др. Среди исполнителей маски К. был Ф. Анд-реини.
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia
dell'arte, 2 изд.. M., 1962.
КАПЛАН, Эммануил Иосифович [16(28).1895 - 1961] - русский советский
артист оперы (тенор), режиссёр и педагог. Окончил арх. ф-т Академии
художеств (1925) и BOK. ф-т Петрогр. консерватории по кл. проф. Г. А.
Боссе (1923); нек-рое время занимался у проф. Н. А. Большакова. В 1920
был принят в труппу Петрогр. Малого оперного т-ра. Исполнял партии
Рудольфа, Ленского; Бомелия ("Царская невеста"), Труффальдино ("Любовь к
трём апельсинам" Прокофьева) и др. С 1925 занимался режиссёрской
деятельностью - сначала в оперной студии Ленингр. консерватории (пост.
"Бастиен и Бастиенна" Моцарта, 1925, и др.), затем - в Т-ре оперы и
балета им. Кирова, где пост.: "Евгений Онегин" (1929), "Черевички"
(1930); "Золотой век" Шостаковича (1930), "Риголетто" (1936); в Малом
оперном т-ре - "Дон Паскуале" Доницетти (1931), "Фальстаф" (1941) и
"Трубадуры (1949) Верди, "Эсмеральда" Даргомыжского (1958) и др. До 1952
вёл педагогич. работу в качестве проф. Ленингр. консерватории.
Лит.: Богданов-Березовский В., Ленинградский гос. академич. ордена
Ленина театр оперы и балета имени С. М. Кирова, Л.-М., 1959. Д. Ив.
КАПЛАНЯН, Рачя Никитович (р. 14.XI.1923) - армянский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с
1947. Впервые выступил на сцене в 12-летнем возрасте в Т-ре им. Мравяна
в Ленинакане, а в 1937 поступил в ереванский ТЮЗ. Одновременно с работой
в т-ре учился в театр. уч-ще, к-рое окончил в 1940. В ТЮЗе он сыграл
роли Гпкора ("Гикор"по О. Туманяну), Труффальдино ("Слуга двух господ"),
Сергея Тюленина ("Молодая гвардия" по Фадееву), Дика ("Снежок"
Любимовой) и др. Режиссёрскую деятельность К. начал в 1945 в ТЮЗе, а
после творческой стажировки вМХАТе (театральный сезон 1952-53) работал в
1953-56 в ТЮЗе гл. режиссёром, в 1956-59 - режиссёром в Т-ре им.
Сундукяна, с 1959 - снова гл. режиссёр ТЮЗа. С 1962-гл. реж. Т-ра оперы
и балета им. Спен-диарова. Лучшие пост. К.: "Коварство и любовь" (1955);
"Ночное чудо" Ягджяна (1960), "Приключения Сура и Сама" Шагиняна и
Хачикяна (1960) в ТЮЗе, "Розы и кровь" Араксманяна (1957), "Эзоп" ("Лиса
и виноград", 1958) в Т-ре им. Сундукяна, "Хачатур Абовян" Арменяна в
Т-ре оперы и балета им. Спендиарова (1960), "Огонь твоей души"
Араксманяна в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола (1959) и др.К.
занимается драматургией, им написаны пьесы "Разведчики" (совм. с Т.
Шамирханяном, 1945), "Учитель" (1949) и др., к-рые шли на сцене ТЮЗа и
др. арм. т-ров. Б. А.
КАПЛЕР, Алексей Яковлевич [р. 28.1Х(11.Х). 1904] - русский советский
киносценарист и драматург. Автор сценариев фильмов "Ленин в Октябре",
"Ленин в 1918 году" (совм. с Т. Златогоровой) и др. На основе сценария
"Ленин в 1918 году" К. и Т. Зла-тогорова написали одноим. пьесу (1940,
Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, в роли Ленина - Скоробога-тов). В 1957
К. создал новый вариант этой пьесы - "Грозовой год" (пост. там же, Ленин
- Честноков). К.- автор работ, посв. кинодраматургии и нек-рым общим
вопросам развития совр. драмы.
Лит.: КарагановА., Судьба народная, в сб.: В творческом
соревновании..., М., 1958 (ст. о "Грозовом годе"). f{.P.
КАПНИСТ, Василий Васильевич [12(23). II. 1757 - 28.X(9.XI).1823] -
русский поэт и драматург. Род. в селе Обуховка Полтавской губ. По отцу
происходил из греч. рода Капнисси. Находясь на воен. службе в
гвардейском Измайловском, позже Преображенском полках, К. сблизился с
поэтом, художником и архитектором Н. А. Львовым и поэтом Г. Р.
Державиным. Лит. деятельность начал в 1775. Своими "сатирами"
поддерживал обличит, направление, господствующее в журн. Н. И. Новикова,
в творчестве Д. И. Фонвизина. Его "Ода на рабство" (изд. 1806) - одно из
самых сильных антикрепостнич. произв. 18 в.
В 1796 К. написал сатирич. комедию "Ябеда", в к-рой с большой
остротой показал бюрократич. произвол, взяточничество, беззаконие,
господствовавшие в Российской империи. Написанная в традиции
клас-сицистич. т-ра, "Ябеда" содержит, однако, много ре-алистич.
элементов. Несмотря на одноплановость характеров, она живо рисует быт,
нравы дворянского общества конца 18 в. Яркий, бытовой язык комедии
делает её связующим звеном между творчеством Фонвизина и Грибоедова.
Пьеса имела огромный обществ. резонанс. Впервые была пост. 27 авг. 1798
на сцене Петерб. Большого т-ра, в бенефис выдающегося комедийного актёра
А. М. Крутицкого, создавшего в этом спектакле типич. образ председателя
гражданской палаты Кривосудова. После 4 спектаклей пьеса была запрещена
к представлению и изъята из продажи. Комедия вновь появилась на сцене
только в 1805. В 10-е гг. в ней выступали актёры Е. П. Бобров
(Кривосудов), X. П. Рахманова (Фёкла), А. Е. Пономарёв (секретарь
Когтин), И. И. Сосницкий (прокурор Хватайко). С 1823 в Москве роль
Кривосудова исполнял М. С. Щепкин, игравший ранее эту роль на провинц.
сцене. Войдя в фонд рус. классич. драматургии, комедия сохранялась в
репертуаре т-ра и в последующие годы.
В 1814 в Петерб. Малом т-ре в бенефис Е. С. Семёновой была пост.
трагедия К. "Антигона" (исполняла гл. роль), написанная под значит,
влиянием В. А. Озерова. Но, стремясь, как и Озеров, к
"чувствительности", к выражению гуманных идей, К. сохраняет и в этом
своём позднем произв. многое от классицизма, в духе к-рого он
разрабатывает героич., тираноборч. тему своей трагедии. Трагедия К.
"Геневра" до нас не дошла. К. принадлежит переделка комедии Мольера
"Сганарель, или Мнимый рогоносец" (1806; шла под назв. "Сганарель, или
Мнимая неверность"), а также либретто пасторальной оперы "Клорида и
Милон" (1800). В 1799-1801 К. служил при театр. Дирекции в Петербурге,
приложив много усилий для укрепления петерб. труппы и обогащения её
репертуара.
Соч.: Сочинения, СПБ, 1849.
Лит.: Благой Д. Д., В. В. Капнист, в кн.: Русские драматурги. XVIII
век, т. 1,Л.-М., 1959; Бочкарев В. А., Русская историческая драматургия
начала ХТХвека (1800-1815 гг.), Куйбышев, 1959 (Уч. записки
Куйбышевского гос. пед. ин-та, вып. 25); Арапов П., Летопись русского
театра, СПВ, 1861. Т. Р.
КАПОКОМИКО (итал. capocomico, от capo - глава и comico - актёр) -
руководитель труппы в итальянском театре. К. набирает актёров и
выполняет функции антрепренёра и режиссёра. К.-большей частью актёры,
исполняющие гл. роли.
КАПП, Артуру Иосифович (28. II. 1878 - 14. I. 1952) - эстонский
советский композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1945). Один
из основоположников эст. проф. музыки. Окончил Петерб. консерваторию по
классу органа Л. Ф. Гомилиуса (1898) и по классу композиции Н. А.
Римского-Корсакова (1900). В 1920-24 К.- дирижёр т-ра "Эстония"; с 1920
вёл педагогич. работу (в 1925-43 -профессор Таллинской консерватории).
Среди учеников К.- композиторы Э. Аав, Э. Appo, В. Капп, Э. Капп,. Г.
Эрнесакс и др. Гос. пр. СССР (1950).
КАПП, Биллем Хансович [р. 25.VIII(7.IX).1913] - эстонский советский
композитор. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1955). Окончил Таллинскую
консерваторию по кл. органа (1938) и по кл. композиции (1944). В
19351938 брал уроки у А. Каппа. С 1944 К.- преподаватель консерватории,
в 1945-51 - муз. уч-ща в Таллине. Написал музыку к спектаклю "Два
лагеря" Якобсона (1949, Т-р им. Кингисеппа, Таллин) и др. В 1961 т-р
"Эстония" (Таллин) пост. оперу К. "Лем-биту" - муз. драму о борьбе
древних эстонцев против тевтонских рыцарей. В партитуре оперы
использованы интонации эст. нар. песни.
Лит.: В а х т e р А., Эстонская ССР, [пер с эст.], 2 изд.у М., 1957
(Муз. культура союзных республик).
КАПП, Эуген Артурович [р. 13(26).V.1908] - эстонский советский
композитор и педагог. Нар. арт. СССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с
1947. Деп. Верх. Совета СССР 4-5-го созывов. Музыке обучался в
Таллинской консерватории (по фп. у проф. П. Раммуля, по композиции у
своего отца, проф. А. И. Каппа), к-рую окончил в 1931. Творч.
деятельность начал в том же году. В конце 30-х гг. написал музыку к
пьесам "Венецианский купец" и "Много шума из ничего" Шекспира,
"Вильгельм Телль" Шиллера и др. После установления в 1940 Сов. власти в
Эстонии К. принял активное участие в развитии нац. муз. культуры. Автор
балета "Калевипоэг" (на либр. А. Сярева по эст. эпосу, 1948, Гос. пр.
СССР, 1949), первой сов. эст. оперы "Огни мщения" (на либр. П. Руммо,
1945, Гос. пр. СССР, 1946), оперы "Певец свободы" (на либр. П. Руммо,
1950, Гос. пр. СССР, 1952), балета "Золотопряхи" (1956) (все пост. в
Эст. т-ре оперы и балета, Таллин), оперы "Неуловимая" (1961), детской
оперы "Зимняя сказка" (1958) (пост. в т-ре "Ванемуйне"), симф.,
камерно-инструмент, и др. соч. Музыка К. идейно насыщена, эмоциональна,
колоритна, в ней широко используются мелодико-ритмич. элементы нар. эст.
музыки. С 1935 К.- ассистент, с 1947 - профессор Таллинской
консерватории (с 1952 - директор).
Лит.: TI оляновский Г., Эуген Капп, М.-Л., 1951;
К ы р в и т с X., Эуген Капп, М., 1959. X. Кыр.
КАПРИОЛЬ (в цирке) (от итал. capriole, букв.- прыжок, скачок) -
акробатический трюк, исполняется двумя акробатами: первый акробат
("нижний", "ун-терман") поднимает второго ("верхнего", "обермана") из
положения "группировка" (ноги согнуты в коленях и прижаты к груди) в
положение "стойку на руках". К. наз. также один из трюков в номере
"Высшая школа верховой езды". Ал. Ш.
КАПУАНА (Capuana), Луиджи (28.V.1839-29.XI. 1915) - итальянский
писатель и драматург, видный представитель веризма в лит-ре и т-ре.
Многие пьесы К. написаны на сицилийском диалекте: "Чары" (1895, т-р
Грассо-Агулья), "Кавалер Паданья" (1909, там же, Грассо исполнял
заглавную роль), "Паранинфу" (1914, т-р Муско). Из пьес К., написанных
на итал. лит. яз., наибольший успех имела драма "Джачинта" (1888, т-р
Росси- Глек). Подобно большинству веристов, К. пытался достигнуть
научной достоверности в изображении среды и человеческих страстей, но в
большинстве случаев это стремление ограничивалось подчёркиванием
физиологич. начала как движущего мотива поступков героев. К. принадлежит
ряд работ по драматургии и т-ру: "Современный итальянский театр" (1872),
"Книги и театр" (1892) и др. Р. X.
КАПУР ПРИТХВИРАДЖ (р.З.XI.1904) - индийский актёр, режиссёр и
драматург. Творч. деятельность начал в 1927, участвуя в любительских и
полу-проф. театр. труппах (труппа Андерсена и др.). В 1944 в Бомбее К.
основал первый проф. т-р на хинди- "Притхви-тиэтр", сыгравший большую
роль в становлении и развитии совр. нац. театр. иск-ва Индии. Для этого
т-ра К. написал пьесы "Стена", "Патхан", "Художник" и др., посвящённые
социальным проблемам инд. действительности. В своих творч. поисках К.
стремится к возрождению инд. театр. традиций и восприятию лучших
достижений зап.-европ. т-ра. В 1950 был избран вице-президентом
Всеиндийского совета мира. К.- почётный член Индийской академии музыки и
драмы. С 1929 снимается в кино. В 1957 посетил Советский Союз в связи с
участием в съёмках сов.-инд. фильма "Афанасий Никитин". Мел. Б.
"КАПУСТНИК" - шуточное юмористическое представление. "К."
устраивались в дореволюц. годы работниками театра для узкого круга
приглашённых. "К." организовывались обычно во время т. н. "Великого
поста" (название по традиционному "великопостному блюду" - капусте). В
Петербурге славились т. н. "Варламовские К."- вечера в доме актёра К. А.
Варламова для друзей и знакомых. В Москве первые "К." в виде закрытых
вечеров пародии и шутки организовывались Обществом искусства и
литературы. Позднее такие вечера проводились в МХТ (1902, 1903,1908).
Здесь же 9 февр. 1910 был дан и первый платный "К." (в пользу особо
нуждающихся артистов т-ра). Программы этих "К." состояли из
пародийно-сатирич. и шу-точно-юмористич. номеров на различные
театральные, а иногда и на общественно-политич. злободневные темы. Они
отличались творч. выдумкой и жанровым многообразием. Главным
организатором и неизменным конферансье "К." МХТ был Н. Ф. Балиев, его
активным помощником - Н. Л. Тарасов. В "К." участвовали лучшие актёры
театра. На основе "К." Художественного театра возник театр Летучая
лкдшь".
Форма вечеров-"К." сохранилась и в сов. время. Они устраиваются гл.
обр. в дни праздников, юбилеев. Широкое применение получили "К." как вид
художеств. самодеятельности, носящий большей частью друже-ски-сатирич.
характер, основанный на местном злободневном материале.
Лит.: Велизарий М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М." 1938, с.
45-48; Ю p ь e в Ю. М., Записки, Л.-М., 1948, с. 288-291; Станиславский
К. С., Моя жизнь в искусстве, М., 1954, с. 360-365 и 480; Леонид
Миронович Леонидов. Воспоминания, статьи, беседы..." М., 1960, с. 129.
А. Шн,
КАРАВ‚ЛОВ, Любен (1837-79) - болгарский драматург и критик,
революционный деятель, сподвижник В. Левского иХ. Ботева. Один из
основоположников реализма в болг. лит-ре. Написал пьесу "Хаджи Димитр"
(1872), посв. герою X. Д. Асенову. Большое значение для развития болг.
т-ра имеют его теоретич. статьи, напечатанные в газетах "Свобода" и
"Независимость" (1873-75), в этих статьях он следовал принципам рус.