<< Пред.           стр. 361 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 революц. демократов - Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Ст. К.
  КАРАГАНОВ, Александр Васильевич [р. 24.VIII (6. IX). 1915] - русский
 советский критик театра и кино. Кандидат филологич. наук (1952). Член
 Комму-нистич. партии с 1956. В 1939 окончил Ин-т истории, философии и
 лит-ры им. Чернышевского (ИФЛИ) в Москве. Печатается с 1937. С 1958 -
 гл. редактор, с 1960 - директор издательства "Искусство". Автор книг и
 статей по вопросам драматургии, эстетики кино.
  Соч.: Александр Афиногенов, М." 1957; Характеры и обстоятельства. Сб.
 статей, М., 1959; Чернышевский и Добролюбов о реализме, М., 1955; Путь
 советского художника, "Театр", 1952, JST? 10, с. 83-107; Поучительный
 опыт (О некоторых особенностях горьковской драматургии), в сб.: Вопросы
 советской драматургии, М., 1954, с. 81-159; Жизнь и метод (Заметки о
 социалистич. реализме), "Театр", 1955, .Ne 8, с. 40-57; Ленин и
 "литературная часть партийного дела", "Вопросы литературы", 1957, .ј
 1,с. 5-26; Автор и герой в пьесе, там же, 1958, ј 4, с. 55-63; Великая
 тема, великий образ, "Театр", 1958, .ј 4, с. 42-58; Мотивы действий, в
 кн.: Ежегодник института истории искусств.
  1958. М., 1958,с. 7-38; Критик и современность, "Театр",
  1959. .ј 11, с. 78-92; Огни Смольного (Анализ трилогии Н. Погодина),
 Октябрь", 1959, .ј 4, с. 190-203; Сюжет - время (Анализ пьес А. Арбузова
 "Иркутская история" и "Двенадцатый час"), там же, 1960, ;N 5, с.
 195-206; Реализм, в кн.: Основы марксистско-ленинской эстетики, М.,
 1960, с. 527-58. С. Г.
  КАРАГ‚З (тур. karagoz, букв.- черноглазый) - 1) Персонаж турецкого
 теневого т-ра. К.- балагур и насмешник, в нём воплощены нар. юмор,
 природная смекалка. К. обычно изображается с окладистой чёрной бородой,
 в кавуке (колпаке), он говорит простым, понятным широким зрителям
 языком, в отличие от другого персонажа - Хаджи-вада, к-рый олицетворяет
 аристократич. спесь и бахвальство. Представления с участием К. состоят
 из комических диалогов и потасовки этих двух героев, причём Хаджи-ваду
 всегда попадало от находчивого и остроумного К.
  2) Кукольный т-р в Турции, получивший своё наименование от гл. героя
 представлений - К. Возникновение этого вида т-ра относится к 16 в.
 Первые письменные упоминания о К. встречаются в тур. источниках,
 датируемых 14 в. В султанской Турции существовала спец. цеховая
 организация карагёзчиков, т. н. "эснаф", во главе к-рой стоял цеховой
 староста - "кяхья". В труппу обычно входило шесть (иногда и больше)
 человек: "хаяли", или "уста",- хозяин, член "эснафа" карагёзчиков;
 "чырак"- его помощник, к-рый со временем надеялся стать самостоятельным
 "хаяли";
  "сандыккяр" - помощник "чырака" и заведующий реквизитом; "ярдак" -
 исполнитель тур. нар. песен; музыкант; "хаммал" - носильщик, к-рый
 переносил имущество труппы к месту очередного представления. Спектакли
 обычно устраивались в кофейнях. Во время представления в зрительном зале
 тушили свет и за небольшим экраном, наз. "айна" (1 м в длину и 80 см в
 ширину, изготовлялся из светлого батиста или шёлка), зажигали
 светильник. Свет падал сверху, благодаря чему кукловода не было видно.
 Спектакль шёл в сопровождении небольшого муз. ансамбля. В ходе
 представления на экране передвигались силуэты фигурок, т. н. "тесвиры",
 к-рые изготовлялись из верблюжьей кожи. Прозрачные фигурки, аккуратно
 вырезанные и раскрашенные, производили впечатление мозаики или витража.
 "Тесвиры" передвигались по экрану при помощи специальных тростей -
 "дей-неков". Кукловод мог одновременно передвигать до 10 "тесвиров".
 Размеры "тесвиров" строго регламентировались (25-30 см). Помимо осн.
 персонажей-К. и Хаджи-вада,- в представлениях действовали горожане
 разных национальностей, анатолийские крестьяне, прелестная дама,
 плутоватый дервиш и др. В т-ре К. показывались комедии, часто
 непристойные, насыщенные юмором, каламбурами. Иногда эти представления
 отражали недовольство широких масс правительством и существующими
 порядками. Султанская цензура боролась с сатирич. нар. театром,
 запрещала издание его пьес. В силу этого большинство пьес, ставившихся в
 театре К., утрачены и известны только по названиям.
  Лит.: ? а д л о в В. В., Образцы народной литературы тюркских племен,
 ч.8, СПБ,1899; К ? ? о s I., Harom Karagoz Jatek, Bdp, 1886; J a с о Ь
 G., Geschichte des Schattentheaters im Morgen - und Abendland, Hannover,
 1925; R i t t e г И., Turklerde golge oyunm?, istanbul, 1934; Sabr? Esat
 Siya ? u s g i l, Istanbulda Karagoz ve Karagozde istanbul, istanbul,
 1938; Enver Benhan Sapolyo, Karagozun tarihi, istanbul, 1935; e г о ж e,
 Karagoz teknigi, istanbul, 1948; Мартинович H., Турецкий театр Ка-рагоз,
 СПБ, 1910. А. Т.
  КАРАГИОЗИС (???????????) - персонаж греческого теневого театра, а
 также название кукольного теневого театра. К. сформировался в результате
 ассимиляции и эллинизации тур. т-ра Карагёз в сер. 19 в. Первым
 известным греч. кукловодом т-ра К. был Я. Брахалис, выступивший в 50-е
 гг. 19 в. Главная заслуга в реформе К. и в превращении его в греч. нар.
 теневой т-р принадлежит актёру Мимаросу (псевд. Д. Сардуниса), к-рый
 выступил в 90-е гг. 19 в. Дальнейшую реформу и творч. развитие К.
 совершили кукловоды А. Моллас и С. Спафарис, в иск-ве к-рых т-р К.
 достигает наибольшего расцвета. Для сюжетов спектаклей К. использовались
 эпизода? древней и новой греч. истории, мифы, легедды и фнтастич.
 .приключения, в к-рых выступали постоянные традиционные персонажи К.
 (Хадзиаватис и др.) и историч. и легендарные лица (Александр
 Македонский, герои войны 1821, и др.); комич. эпизоды переплетаются
 здесь с историко-героич. и патриотич. мотивами. Постепенно в т-ре К.
 господствующими стали элементы, отражающие быт, нравы, порой отдельные
 политич. явления совр. жизни Греции. Наряду с условными фигурами
 представителей властей - тур. визири, паши, бей, грубый и трусливый тур.
 жандарм, на полотне появились персонажи представителей разных областей
 страны с типизированными чертами характера, говорящие на местных
 наречиях,- Ниониос, Барба-Гиоргос и др.; большое место заняли пьесы,
 изображающие приключения К. в условиях гор. быта;
  "К.-врач", "К.-булочник", "Женитьба К." и т. п. Неисчерпаемое
 остроумие, изобретательность в проделках сделали К. воплощением нар.
 ума, сатирич. духа, побеждающего оружием смеха все жизненные невзгоды. К
 мотивам и персонажам т-ра К. обращается совр. греч. драматург В. Ротас,
 к-рый написал серию остросатирич. пьес о совр. политич. жизни Греции.
  В 40-50-е гг., в результате изменения эстетич. вкусов,
 распространения кинематографа и др. зрелищ, т-р К. в Греции переживает
 упадок.
  Лит.: L. R о u s s e l, ou "Karagheuz,ou Un theatre d'ombri s a
 Athenes", t. I, Athenes, 1921; C a i m i G., Karaghiozi ou la Comedie
 grecque dans l'ame du theatre d'ombres, Athenes, 1935; ???????,? ?.,
 ??????????????? ??? "? ????? ??? ??????"? ?????, I960. Д. С[
  ???? Д ЖАЛЕ (Caragiale), Ион Лука [30.1.1852 Хаиманале
 (Плоешти),-З.У1.1912, Берлин] -румынский писатель и драматург. Один из
 основоположников рум. критич. реализма. К. вырос в актёрской среде. Его
 дяди - Костаке и Йоргу - были известными актёрами 1-й пол. 19 в.
 Начальную школу и гимназию К. окончил в Плоешти, мечтая в дальнейшем
 следовать семейной традиции и заняться т-ром и лит-рой. В течение 2 лет
 посещал курсы декламации и мимики в Бухаресте. Лит. деятельность начал в
 1874 как журналист. Вскоре появляются его первые театр. рецензии и
 статьи о состоянии рум. т-ра. Первая пьеса К. - двухактная комедия
 "Бурная ночь" - пост. на сцене Нац. т-ра в Бухаресте в янв. 1879. В этой
 комедии К. показано разложение бурж. семьи, лицемерие бурж. общества.
 Увидев в комедии острую социальную сатиру, дирекция т-ра без согласия К.
 внесла ряд изменений в текст пьесы. Возмущённый К. взял пьесу обратно.
 Драматурга обвинили в "безнравственности и отсутствии патриотизма".
 Началась компания клеветы и травли писателя. Следующая пьеса К. -
 1-актный фарс "Господин Леонида перед лицом реакции" (1879) разоблачает
 политич. несостоятельность мелкой буржуазии, её лицемерный либерализм. В
 1884 К. завершил свою знаменитую социально-политич. трилогию, создавшую
 ему славу мастера комедийного жанра. В лучшей из своих комедий
 "Потерянное письмо" (1884, Нац. т-р) он разоблачает бурж.-помещичий
 строй, систему бурж. парламентаризма, безнравственность обществ, и
 частной жизни представителей господствующих классов. Имена действующих
 лиц пьесы стали своеобразными символами политич. жизни Румынии.
 Появление "Потерянного письма" на сцене Нац. т-ра вызвало поток
 обвинений и клеветы со стороны реакции. Та же участь постигла и
 следующую комедию К. "Во время карнавала" (1885), в к-рой писатель
 высмеивал мещанский мир мелких чиновников, стремящихся подражать
 "высшему обществу". Последняя пьеса К.- драма "Напасть" (1890,
  Нац. т-р). Здесь на смену сарказму приходит теплота, гротеск уступает
 место драматизму. "Напасть" - пси-хологич. драма, тонко передающая
 душевные переживания, внутр. мир людей из народа. Бурж. критики обвиняли
 К. в клевете на нацию и в 1904 он в результате травли был вынужден
 покинуть родину. К. поселился в Берлине, не порывая, однако, с
 прогрессивными кругами румынской общественности и откликаясь на все
 события политической жизни своего народа.
  Творчество К. имело большое влияние на развитие рум. т-ра и
 драматургии. Мастерство композиции диалога ставит комедии К. в ряд
 лучших образцов мировой классич. драматургии. К. использует язык своих
 героев как средство характеристики и типизации образов. Множество
 выражений и реплик из его произв. вошло в обиходную речь. В первых
 театр. рецензиях, и особенно в цикле статей, посвящённых состоянию рум.
 т-ра, К. резко выступает против попыток господствующей верхушки
 превратить т-р в "барскую игрушку", определяет роль и значение лит-ры и
 иск-ва как зеркал окружающей жизни, ставит вопрос об улучшении
 организации театр. дела, с беспокойством говорит об упадке нац. т-ра.
 Свои взгляды на т-р и сценич. иск-во К. стремился воплотить в жизнь в
 период руководства Нац. т-ром (1888-89). Он включал в репертуар т-ра
 произв. зарубежной классич. драматургии, активизировал роль режиссёра в
 т-ре, выдвигал молодёжь. Его деятельность способствовала утверждению в
 Нац. т-ре реалистич. направления. На драматургии К. воспитывались
 крупнейшие рум. актёры: А. Романеску, К. Ноттара, Ш. Юлиана, М.
 Чукуреску, П. Густи и др.
  В условиях нар.-демократич. строя драматургия К. обрела новую сценич.
 жизнь. В 1948 в Нац. т-ре было пост. "Потерянное письмо", затем "Бурная
 ночь" (1949), "Во время карнавала" (1950), "Господин Леониде перед лицом
 реакции" (1952). Эти комедии были пост. режиссёром С. Александреску. В
 1959 в репертуаре Нац. т-ра была драма "Напасть". Пьесы К. ставятся во
 многих зарубежных т-рах. В 1952 "Потерянное письмо" было поставлено
 Московским театром Сатиры. К. посмертно было присвоено звание академика.
  С о ч.: Opere, v. 1-3, [Вис.], 1952; в рус. пер.- Избранное, М.,
 1953.
  Лит.: losifescu S., Caragiale, [Вис.], 1952; А 1-terescu S.,Tornea
 Р., Teatrul National "I. L. Ca-ragiale", [Вис.], 1955. Я. Р.
  КАРАДЖАЛЕ (Caragiale), Костаке (1815-1877) - румынский актёр,
 режиссёр, драматург, театральный деятель. Дядя драматурга Иона Луки К. и
 брат актёра Йоргу К. В 1835 поступил в школу декламации при Филармонич.
 об-ве в Бухаресте. Ученик К. Ари-стия. Воспринял от своего учителя
 ро-мантич. манеру исполнения. Вдервые вы ступил на сцене "Нац. т-ра в
 183b, играл в трагедиязГБольтера, Альфьери, Расина, позднее в комедиях
 Мольера, В. Алек-сандри, совр. мелодраме и др. В 1838 К. организовал
 первый рум. т-р в провинции (в г. Ботошани), в к-ром спектакли давались
 на рум. яз. В 1839-44 К. работал в Нац. т-ре в Яссах (рук. В.
 Алек-сандри, К. Негруцци, М. Когэлничану). В 1845 вернулся в Бухарест и
 организовал там "Рум. труппу любителей" - проф. т-р, пропагандировавший
 передовой репертуар. К. был близок с революц.-демократич. кругами,
 принимал участие в революции 1848. В брошюре "Да судит братьев Караджале
 народная справедливость" (1849), написанной К. совм. с братом Йоргу
 Караджале, отражены идеи революции 1848. В ней К. выступает
 пропагандистом театр. иск-ва, проникнутого духом гражданственности. В
 1850 К. арендовал здание Нац. т-ра, где играла созданная им рум. труппа.
 Под давлением реакции К. был вынужден включать в репертуар переводные
 фарсы и мелодрамы. Из-за материальных трудностей в 1855 оставил сцену. В
 1869 преподавал декламацию в Нац. т-ре. К. был автором пьес "Суаре на
 окраине, или Путаница желаний" (изд. 1897), "Чванливая оде-ялыцица, или
 Я - барыня" (изд. 1943), "Два плута, или Остерегайтесь злых, как огня",
 высмеивающих рум. буржуазию. В фарсе "Репетиция в Молдове, или Мы и
 опять мы" (1844) К. показывает жизнь рум. театр. труппы, излагает свои
 взгляды на иск-во актёра. Свои взгляды на т-р К. изложил также в брошюре
 "Национальный театр в румынской стране" (1855). Будучи руководителем
 театр. трупп, К. воспитал плеяду рум. актёров.
  Соч.: Opere, v. 1-2, [Вис.], 1952; в рус. пер.- Избранное, М., 1953.
  Лит.: Т о г п е а F. , Primii nostri dramaturgi. Antolo-gie, Вис."
 1960; его же, Un artist cetatean Costache Ca-ragiale, Вис., 1954;
 Alterescu S., Tornea F." Teatrul National "I. L. Caragiale", [Buc.1,
 1955. Д. Я/.
  КАРА-ДМИТРИЕВ, Дмитрий Лазаревич [р. 8 (20). 1.1888] - русский
 советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1904 начал выступать на
 любительской сцене в Одессе. В 1910 перешёл на проф. театр. сцену
 (Одесский т-р миниатюр и др.). Уже в этот период проявилось
 разностороннее дарование, комедийный темперамент, сценич. обаяние
 молодого актёра. В 1914 К.-Д. был мобилизован в армию. В 1917 вернулся в
 Одессу; работал в труппах Б. С. Глаголина, Н. И. Соболыци-кова-Самарина.
 Одновременно учился на юридич. ф-те Новороссийского ун-та (в Одессе). В
 1922 был актёром Харьковского т-ра Н. Н. Синельникова. Роли:
  Лебедынцев, Дато ("Джентльмен" и "Измена" Сумба-това-Южина), Фриц
 ("Канцлер и слесарь" Луначарского), Земляника ("Ревизор") и др. С 1924 -
 в труппе Моск. т-ра Сатиры. Яркость, сочность и жизнерадостность иск-ва
 К.-Д. проявились в обозрениях "Спокойно-снимаю" (клоун), "Семь лет без
 взаимности" (эстрадный аккомпаниатор) и др.; в спектаклях "Вредный
 элемент" Шкваркина (актёр Надрыв Вечерний), "Квадратура круга" Катаева
 (Емельян Чернозёмный) и др.
  Наиболее значительные роли: Барабаш ("114-я статья" Ар- дова и
 Никулина, 1926), Яков ("Чужой ребёнок" Шкваркина" 1933), Сбригани
 ("Господин де Пурсоньяк" Мольера, 1938), Ходжа Насреддин ("Весёлый
 грешник" Соловьёва и Витко-вича, 1945), Махунхина ("Остров мира"
 Петрова, 1947), Фу Мин ("Пролитая чаша" Ван Ши-фу, 1952), мистер Понт
 Кич ("Баня" Маяковского, 1953). Выступает на эстраде как рассказчик,
 куплетист, муз. эксцентрик. Н. Лей.
  КАРАЕВ, Кара Абульфаз оглы (р. 5.II.1918) - азербайджанский советский
 композитор. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Деп.
  Верх. Совета СССР 5-го и 6-го созывов. Муз. образование получил в
 Азерб., затем в Моск. консерватории, к-рую окончил в 1946 по кл.
 композиции Д. Д. Шостаковича. С 1946 К.- преподаватель" с 1957-профессор
 Азерб. консерватории. Написал (совм. с А. Д. Гад-жиевым) оперу "Вэтэн"
 ("Родина") о героич. борьбе азерб. народа против фашизма в годы Великой
 Отечеств, войны (1945, Т-р оперы и балета им. Ахундова). Автор музыки к
 спектаклям:
  "Учитель танцев" Лопе де Вега и "Отелло" (1949, Театр им.
 Азизбекова), "Чудак" Н. Хикмета (1955, Т-р им. Ермоловой),
 "Оптимистическая трагедия" (1956, Т-р драмы им. Пушкина, Ленинград) и
 др. Новаторское мастерство К. проявилось в его балетах:
  "Семь красавиц" по мотивам поэм Низами (1952, Т-р оперы и балета им.
 Ахундова) и "Тропою грома" по одноим. роману П. Абрахамса (1958, Т-р
 оперы и балета им. Кирова). Развивая традиции Прокофьева и Хачатуряна,
 К. создал реалистич. танцевальные драмы, преодолевая дробность и
 обособленность отд. танцевальных номеров. Его балет воспринимается как
 цельное, непрерывно развивающееся муз.действие. Творчество К. отличается
 острым чувством современности, творческим использованием фольклора,
 динамизмом, высоким профессионализмом. Многоплановые балеты К. воплощают
 гуманистич. идеи, большие социальные конфликты, в них органически
 сплетаются лирика и гротеск, драматич. и трагич. элементы, конкретность
 танца и симфонизм муз. развития. К.- автор симфоний и ряда соч. в др.
 жанрах. Гос. премии СССР (1946 за оперу "Вэтэн" и 1948 за симф. поэму
 "Лейли и Меджнун").
  Лит.: Карагичева Л., Кара Караев, Баку, 1956;
  Бонч-Осмоловская Е., Балеты Кара Караева "Семь красавиц" и "Тропою
 грома", М., 1961. А. Ив.
  КАРАКАЛПАКСКИЙ ТЕАТР ИМ. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО -
 музыкально-драматический театр Кара-Калп. АССР в г. Нукусе. Организован
 в 1930 на базе полупроф. кружка "Утренняя заря", руководимого
 драматургом, актёром и режиссёром А. Утепо-вым. В репертуаре т-ра были
 пьесы Утепова ("Девушка, нашедшая себе равного", 1930, "Сеитмурат -
 лентяй", 1931, "Уполномоченный - очковтиратель", 1932), А. Бегимова
 ("Кто это?", 1933), Дж. Аймурзаева ("Бюрократы", 1933),М. Дарибаева
 ("Коклен-богатырь", 1938, и "Новые люди", 1939), пьесы узб. авторов -
 "Гульсара" Яшена и Мухамедова (1936) и др.
  В 1939 состав т-ра значительно укрепился за счёт выпускников
 каракалпакской студии ГИТИСа, воспитанников О. И. Пыжовой и Б. В.
 Бибикова. В репертуар т-ра вошли студийные спектакли, в т. ч. "Бедность
 не порок" Островского, "Проделки Скапена" Мольера, "Первая конная"
 Вишневского. В 40-х гг. т-р начал работать над переводными пьесами -
 "Вас-са Железнова" (1940); "Проделки Майсары" Хамзы (1940). Лучшими
 спектаклями воен. лет были "Русские люди" Симонова (1942), "Лейтенант
 Елмуратов" Аймурзаева (1943), "Алпамыс" Давкараева (1944). В 40-50-х гг.
 определяется направление деятельности т-ра как т-ра
 музыкально-драматического. Появляется нац. режиссура (Т. Алланазаров).
 Осн. место в репертуаре в конце 40-х и 50-х гг. занимают пьесы на совр.
 темы: "Дочь Арала" Шамуратова и Аймурзаева (1948), "На берегу Аму-Дарьи"
 Аймурзаева (1949), к Молодые сердца", "Насильно мил не будешь"
 Ходжа-ниязова (1957) и узб. комедии Сердечные тайны" Рахманова (1954),
 "Больные зубы" Каххара (1955). Ставятся также историч. и фольклорные
 пьесы- "Бердах" Аймурзаева (1951 и 1958), "Гариб-Ашик" Бегимова и
 Алланазарова (1955). Т-р'ставит "Украденное счастье" Франко (1953),
 "Тартюф" (1956); "Стряпуха" Софронова. В репертуаре т-ра пьесы
 каракалпакских авторов: Аймурзаева, Калимбетова, Сейт-жанова, Бегимова,
 Давкараева, Ходжаниязова и др. В 1957 состоялась декада каракалпакской
 лит-ры и иск-ва в Ташкенте. В труппе т-ра (1962) - нар. арт. Узб. ССР и
 Кара-Калп. АССР А. Шамуратова, Р. Сеитов, А. Халимов, Г. Ширазиева, Ю.
 Ма-мутов, нар. арт. Кара-Калп. АССР С. Алламуратова, Р. Адыкова, С.
 Авезова, Т. Джолумбетова, С. Утеп- бергенов, С. Юсупова. Т. Б.
  КАРАКАШЕВ, Георги (р.23. IV. 1899) - болгарский театральный художник.
 Окончил художеств.. академию в Софии. Профессор декорац. иск-ва Ин-та
 изобразит, иск-в им. Н. Павловича. С 1952 - гл. художник Нар. т-ра им.
 И. Вазова в Софии. Оформил спектакли "Сноха" Г. Караславова, "Любовь" О.
 Василева, "Иванко" В. Друмева, "Лейпциг 33" Крон-фельда и Компанейца,
 "Немцы" Кручковского, "Перед бурей" Балабанова, "На всякого мудреца
 довольно простоты" и др. Димитр. пр. Ст. К.
  КАРАКОСТОВ, Стефан Любомирович [р. 25.VIII (7. IX). 1915] -
 болгарский критик и историк театра. Чл. Болг. коммунистич. партий.
 Изучал славянскую литературу и историю в Софийском гос. ун-те
 (19361941). Выступал как критик в ряде болг. газет и журналов . За
 участие в антифашистской демонстрации был исключён из ун-та. Является
 автором ряда трудов по истории лит-ры и театра, гл. обр. в области
 болгаро-рус. и болгаро-сов. связей. Занимается педагогич. деятельностью,
 с 1948-доцент, с 1951-профессор Болг. ин-та театр. иск-ва.
  Соч.: Васил Левски в спомените на съвремениците си, 1940, 1943;
 История на руския и съветския драматически театрър. Лекции, ч. I, 1951,

<< Пред.           стр. 361 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу